Метод сказкотерапия это: Сказкотерапия, как метод психологической работы с детьми и взрослыми

Содержание

Метод сказкотерапии. Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это метод психологического воздействия на личность через сказки, способствующее коррекции проблем, устранению конфликтов и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния.Есть люди, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку, и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяет свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии.

У человека до 10-12 лет

преобладает правополушарный тип мышления. И вся важная информация для развития и социализации принимается через яркие образы. Образы связаны с подсознанием, бессознательным.  В детстве в бессознательном ребенка через сказки формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира, отношений, людей и пр.

Часто этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии либо наполнен не теми образами. Но эти образы, это бессознательное влияет на жизнь и тогда на помощь приходит метод сказкотерапии, который помогает сформировать способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями, осознать свое предназначение, исследовать свои способности и возможности, осознанно проявлять себя и создавать ту жизнь, которой хочется жить.

Для того, чтобы изменить бессознательные образы и сценарии нужно использовать такой метод, который возвращает к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира. Это восприятие намного старше первобытного строя. Сказочное восприятие Мира, помогает почувствовать, что все возможно, помогает найти ресурс для решения ситуации, привлечь нужную энергию изменений.

Сказкотерапия помогает взаимодействовать с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:
  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • познание разных стилей мироощущения;
  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • внутреннее ощущение силы и гармонии.

Погружаясь в сказку взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, взрослые переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их, и приступают к конструктивному социальному моделированию.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что не имеет ограничений, по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но… в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».

Виды психотерапевтических сказок:

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

  • художественных,
  • дидактических,
  • психокоррекционных,
  • психотерапевтических и
  • медитативных.

Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.
И еще один секрет метода состоит в том, что после изменений на образном, бессознательном уровне последующие изменения происходят естественно и легко.

Хотите узнать свой сказочный сценарий?
Посмотрите короткое видео ниже.

С уважением и любовью,
Ксения Глебова.

Хотите испробовать метод сказкотерапии на себе? Записывайтесь на индивидуальную консультацию и мы с Вами создадим Вашу индивидуальную сказку!

С уважением,
Ксения Глебова.

Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми и взрослыми

Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с окружающим миром.

Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные проблемы.

Методика сказкотерапии: функция сказок

Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект skazzzki.ru, например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее ТУТ.

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

Типы сказок

Принято выделять 6 основных видов сказок, каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.

2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

Сюжет

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

  • Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

  • Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
  • Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

  • Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

  • Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

  • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
  • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

  • Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
  • И вдруг… Но вот однажды…  – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
  • Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
  • Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
  • Развязка – обязательно положительная.
  • Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11-13 лет. Также есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей.

Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.

6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

Основные методы сказкотерапии

1. Рассказывание и сочинение сказки

Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.

Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.

Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания), он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким признаком невротического состояния ребенка.

2. Рисование сказки

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.

Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.

При рисовании сказки рекомендуется использовать цветные карандаши. Если вы собрались рисовать с ребенком что-то конкретное – выбирайте гуашь, а для описания собственных эмоций и ощущений – акварель.

3. Изготовление кукол

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.

Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации, потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.

С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.

Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.

При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:

  • Звуки и речь нужно направлять только ребенку.
  • Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.
  • Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.
  • Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.

С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:

  • провести психодиагностику,
  • достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,
  • приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,
  • развить самосознание,
  • развить коммуникативные навыки, речь,
  • развить мелкую и грубую моторику,
  • разрешить внутренний конфликт,
  • провести профилактику или коррекцию страхов,
  • найти внутренние механизмы сопротивления болезни,
  • откорректировать семейные отношения,
  • способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.

4. Мастер сказок

Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.

Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов, на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

  • Государство,
  • Дорога,
  • Творец,
  • Помощник,
  • Доброе сердце-холодное сердце,
  • Сезонность,
  • Тело боли,
  • Распутье,
  • Авгиевы конюшни,
  • Божественное вымя.

Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

Сказкотерапевтическая диагностика

Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.

Для первого знакомства рекомендуется использовать «прекрасную» куклу с огромными глазами, пушистыми и длинными ресницами, блестящими и густыми волосами.

Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.

После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.

Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.

Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

Песочная терапия

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

Кататимный поход в сказку

Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов, который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:

  • Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.
  • Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.
  • Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.
  • Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания. Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.

Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.

Если у вас есть возможность, потренируйтесь перед началом проведения сказкотерапии с ребенком. Заранее хорошенько продумайте план сказки. По возможности запишите готовую сказку на аудио и прослушайте ее – это поможет вам понять, где в вашей сказке находятся слабые места, которые могут не ускользнуть от внимания умных детей.

Помните также о том, что ваша сказка – это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Таким образом вы даете ему понять, что вы прекрасно понимаете его переживания и чувства в данный момент, что вы всегда готовы помочь ему справиться с ними, но вместе с тем крайне важно научиться решать проблему самостоятельно. А ведь для этого достаточно только направить мысль ребенка в нужное русло!

Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.

Что такое сказкотерапия и какие проблемы она решает

Что такое сказкотерапия и откуда она взялась

Термин «сказкотерапия» — довольно широкий. Он объединяет применение сказок в психологической, педагогической и дидактической работе со взрослыми и детьми. С точки зрения психологии сказкотерапия считается разновидностью арт‑терапии — комплекса методик, которые помогают человеку понять себя и прийти к решению своих проблем через творчество.

Важно понимать, что сказкотерапия не самостоятельный подход или отдельная школа. Это, скорее, инструмент, который психолог или педагог задействует в работе со взрослым или ребёнком, если видит в этом необходимость. Также элементы такой методики вполне можно использовать и самостоятельно — для себя лично или своих детей.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Некоторые коллеги выбирают сказкотерапию как основной подход к работе и практически не используют остальные методы. Но если мы говорим про диагностику — на мой взгляд, лучше применять комплекс методов, чтобы учесть все нюансы, которые нам необходимо знать для дальнейшей корректировки запроса клиента.

Сказкотерапию никто специально не придумывал, она, можно сказать, зародилась сама из врождённой и очень древней любви человека к сочинению, рассказыванию и чтению историй. Считается, что фундамент для использования сказок в психологии заложили Карл Юнг, Владимир Пропп, Джозеф Кэмпбелл и другие авторы, которые с разных сторон исследовали мифы, легенды, сказки и архетипы в них.

Позже появились специальные работы и руководства о сказкотерапии для психологов и педагогов, а также различные материалы для самостоятельного использования метода, например сборники детских терапевтических сказок и карточки для сочинения историй.

Кому может помочь сказкотерапия

В основном о ней говорят как о детском методе. Ребёнок воспринимает сказки достаточно серьёзно, у него нет к ним недоверия и предвзятого отношения, они легко встраиваются в его картину мира и становятся инструментом познания себя и окружающих.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

С помощью сказок можно диагностировать, корректировать, направлять и развивать ребёнка. Главное — это знать методику и её чёткие шаги, которыми может поделиться психолог, работающий с вами или вашим чадом.

Я люблю сказкотерапию за то, что в отличие от многих других этим методом невозможно навредить. Когда мы говорим о метафоре для подростков или сказке для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то нужно знать, что даже родители могут повлиять на ребёнка приёмами сказкотерапии и при этом никак не повлиять на его психику в худшую сторону.

По словам Дарьи Дугенцовой, если обратиться к компетентному специалисту, сказка поможет справиться практически с любыми трудностями. К основным детским проблемам, которые решают методами сказкотерапии, относятся:

  • агрессия;
  • низкая самооценка;
  • страхи;
  • ложь;
  • возрастные кризисы;
  • неврозы.

Для взрослых сказки, как ни странно, тоже не бесполезны, хотя психотерапевты используют их существенно реже, чем при работе с детьми. Тем не менее сказкотерапия и её элементы иногда применяются в групповой и индивидуальной терапии взрослых. Целей может быть несколько:

  • помочь человеку понять самого себя, собственные желания и потребности;
  • под новым углом рассмотреть себя и ситуацию, увидеть грани, которые раньше оставались вне поле зрения;
  • проработать через историю и метафоры проблемы в отношениях и внутренние конфликты;
  • расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Сказки и метафоры подходят как детям, так и взрослым. Дети лучше всего воспринимают терапевтические истории, которые специально под запрос родителей придумывает сказкотерапевт. Также эффективными являются и народные сказки.

При работе с подростками всё зависит от запроса клиента, но чаще всего психолог сочиняет метафору и работает при её помощи с подсознанием.

Взрослому клиенту психолог может предложить сочинить собственную сказку по определённому алгоритму. Это отличный способ познать себя и проработать глубинные проблемы за кратчайшие сроки — приблизительно за 21 день.

Какие сказки считаются терапевтическими

Практически любые. Выбор зависит от психолога и от запросов клиента — взрослого или ребёнка. Специалисты, которые занимаются сказкотерапией, делят сказки на несколько основных категорий:

  • Народные сказки и их различные интерпретации.
  • Классические художественные сказки известных писателей.
  • Авторские сказки. Причём автором может быть кто угодно, от психолога или современного писателя до анонима из интернета, главное — история должна содержать сюжетные повороты и идеи, которые помогут клиенту.
  • Дидактические сказки — истории, в которые «упаковано» какое‑то учебное задание.
  • Персональные сказки — специально созданные психологом для клиента с учётом его запроса.
  • Психокоррекционные сказки. Они позволяют мягко скорректировать поведение ребёнка через историю и понятные образы.
  • Клиентские сказки — истории, которые взрослый или ребёнок сочиняет сам с помощью психолога.

Жанры и формы в сказкотерапии тоже используют практически любые: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, анекдоты, детективы, любовные романы, фэнтези. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам формат.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Каждый специалист подбирает свой комплект сказок и конкретных методических материалов. Универсального списка в общем доступе вы не найдёте. Но я советую каждому родителю перечитать знакомые сказки. В детстве информация воспринимается в одном векторе, а сейчас, взяв ту же самую книгу, вы увидите совсем другой смысл и мораль.

Например, к лечебным сказкам относятся:

  • «Морозко», «Крошечка‑Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка» — при решении проблем, связанных с разводом родителей, семейными ссорами, скандалами.
  • «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна‑лягушка», «Серая шейка» — при работе с возрастными кризисами, истериками.
  • «Красная Шапочка», «Гуси‑лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба‑яга» — для преодоления различных видов страха.

Также каждому своему клиенту я советую книгу «Маленький принц». Она раскрывает невероятное количество проблем и заменяет сразу несколько сказок.

В целом у психологов есть достаточно большой простор при выборе терапевтических сказок для взрослых. Они по понятным причинам способны понять более сложные образы, аналогии и метафоры. А ребёнку нужна прямолинейная история. Сказки, которые используют в работе с детьми, по‑хорошему, должны соответствовать таким критериям:

  • Главный герой — близкий ребёнку по полу, возрасту, характеру.
  • Жизнь героя описана так, что ребёнок способен найти сходство со своей жизнью.
  • Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную, создавшуюся в жизни ребёнка, и испытывает схожие переживания.
  • Герой ищет выход из положения и проходит через серию испытаний и трудностей, которые подталкивает его к изменениям. Например, он может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как действуют они.
  • В конце герой делает выводы, меняет поведение или находит решение своей проблемы.

Есть мнение, что сказка не должна давать правильного готового ответа, а скорее побуждать ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно‑следственные связи.

Также сказка ни в коем случае не должна стыдить или запугивать того, для кого написана. Иначе ребёнок испугается, и одна проблема «уйдёт в тень», а другая появится.

Как проходит сказкотерапия

Существует несколько основных вариантов, как психологи задействуют этот метод. Причём все они применимы и для детей, и для взрослых — меняются только сказки, глубина проблемы и уровень её проработки, а также, разумеется, манера общения психотерапевта.

1. Специалист рассказывает сказку

Предварительно он беседует с клиентом и подбирает либо сам пишет историю, которая может помочь в проработке проблемы и перекликается с реальной ситуацией напрямую или метафорически.

Во время встречи психолог читает или рассказывает сказку — эмоционально и выразительно, стараясь не допускать слишком долгих пауз и механического чтения.

После он может обсудить историю с клиентом, помочь провести параллели с его ситуацией и сформулировать возникшие мысли.

2. Клиент рисует или инсценирует сказку

После того, как историю прочитали, специалист может попросить клиента выразить свои мысли и впечатления в рисунках. Это помогает выплеснуть эмоции, перестроиться, через творчество открыть для себя что‑то новое.

В работе с детьми психологи также используют кукол. Вместе с ребёнком специалист проигрывает историю, помогает ему встать на место героя, вжиться в его образ, посмотреть на ситуацию его глазами. Причём для этого подходят не только готовые куклы, но и сделанные самостоятельно. Процесс изготовления куклы, которую человек отождествляет с собой и своим героем, сам по себе терапевтичен. Это один из компонентов другой психологической методики — куклотерапии.

3. Клиент сочиняет историю вместе с психологом

Этот приём открывает большое пространство для экспериментов. Сказку можно написать дома заранее, а можно выдумывать и рассказывать прямо на встрече с психологом.

В зависимости от возраста и потребностей клиента специалист может задействовать для сочинения истории специальные наборы карточек, метафорические карты, кукол. Также он может направлять клиента в процессе создания истории или просто дать ему несколько вводных: героя и завязку.

Самостоятельное сочинение сказки — это нетривиальный способ глубоко проанализировать ситуацию и себя самого, найти выход из сложившегося положения.

Какие есть сомнения по поводу сказкотерапии

Это не медицинский метод, так что у него нет чёткого списка показаний и противопоказаний, а исследования эффективности сказкотерапии провести довольно трудно, особенно масштабные. Эту технику психологи используют на своё усмотрение, ориентируясь на состояние клиента и его запрос.

Учебников, инструкций и рекомендаций по сказкотерапии в открытом доступе практически нет. Приёмам сказкотерапии специалистов учат на курсах, в вузах, во время повышения квалификации. То же касается и самих сказок. Сборников специальных терапевтических историй относительно немного, и конкретного списка сказок, которые однозначно годятся для терапии, нигде не найти. Поэтому метод может показаться достаточно закрытым, окутанным тайнами и домыслами.

Также очень важно понимать, что сказки не решат всех проблем. Есть состояния, из которых нужно выходить с помощью других инструментов психотерапии или даже медикаментов. И определить это может только специалист.

Можно ли использовать сказкотерапию самостоятельно

Психологи говорят, что даже нужно — и создают для этого пособия. Однако самостоятельная работа, скорее всего, не заменит консультацию специалиста, и может оказаться, что вам нужны совсем не сказки, а другие методы. Так что если вы замечаете у себя или ребёнка симптомы депрессии или суицидальные мысли, если в поведении ребёнка есть выраженная агрессия и вас сильно беспокоит его состояние, лучше не экспериментировать и обратиться к психотерапевту.

Если настолько серьёзных проблем у вас нет, сказкотерапия вам не навредит. Вот что можно попробовать.

Читайте книги

Да, это уже своего рода терапия. Читатель отождествляет себя с героем, замечает в его истории параллели со своей жизнью, вместе с ним проживает разные ситуации и смотрит на них под необычным углом. И благодаря всему этому может лучше понять себя и найти решение проблемы.

Если вас беспокоит что‑то конкретное, попробуйте поискать истории, в которых герой похож на вас и сталкивается с аналогичными трудностями.

Поищите терапевтические сказки

Существуют сборники таких сказок и для детей, и для взрослых. Часто они классифицированы по ситуациям, которые возможно решить с их помощью, или просто предлагают исследовать разные грани своей личности.

Взрослым могут быть интересны не только сами сказки, но и их психологический анализ. Исследуя истории, человек способен продвинуться в понимании себя и окружающих. Такие аналитические работы есть у разных авторов, одни из самых известных — «Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях» Клариссы Пинколы Эстес и «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.

Сочиняйте истории

Самостоятельно или вдвоём с ребёнком. Важно понимать, что в этом случае к сочинению сказок стоит относиться скорее как к творчеству, а не терапии. Если у родителя нет психологического образования, создание терапевтической сказки лучше доверить специалисту.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Терапевтическую сказку может придумать каждый родитель, но для этого стоит либо пройти обучение, либо обратиться к специалисту с таким запросом. Так как подход к проблеме зависит от того, что в итоге хочет получить взрослый от своего ребёнка.

В качестве вдохновения и подспорья для выдумывания сказок подойдут не только специальные наборы для сказкотерапии, но также метафорические ассоциативные карты, книги‑инструкции и игры, в которых нужно сочинять истории, например Story Cubes, «В некотором царстве», «Коробка сказок», «Однажды в сказке».

Как правило, принцип у таких наборов более‑менее одинаковый. Вы получаете вводные — герой, локация, завязка, некий образ или картинка — и вам нужно придумать историю, отталкиваясь от них. Если вы придумываете историю вместе с ребёнком, возможно, ему понадобятся ваша помощь и подсказки. При желании получившуюся сказку можно записать и перечитать позже.

Читайте также 🧐

Из первых уст

Интервью с основателем метода «Комплексной сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

Ответ. Если так ставить вопрос, то сказкотерапия — это лечение определенного рода информацией, зашифрованной в сказочную форму.  Поэтому не любая сказка лечит. Но каждая хорошая сказка приглашает к размышлению. Но! Важно понимать, сказка будет лечить и помогать размышлять, если мы развиваем в себе «символическое мышление». Объясню что это. Наше обычное мышление можно назвать «реалистическим». Оно скользит по поверхности жизненных событий и дает им эмоциональные и иные оценки, на их основе рождается наша реакция. Сказки нельзя воспринимать с позиции «реалистического мышления». Это выхолостит весь лечебный и развивающий смысл. Сказки нужно воспринимать «символическим мышлением». Как это? Все происходящее в сказке есть некий символ, многозначный шифр. Поэтому читая сказку, полезно задавать себе вопросы: «А что это значит на самом деле? Какой жизненный процесс скрывается за этим эпизодом? Что зашифровано в этом задании, которое дается герою (героине)?»

Если так подходить к сказке, то любая сказка сможет начать свое неповторимое лечение.

Вопрос.     Сказки – это только текст или есть ещё особенности?

Ответ. Конечно же сказки это не только текст. Это, прежде всего, подтекст. Важно учиться читать сказки «по-писанному» и «не по-писанному». «По-писанному» учатся читать сказки малые дети, изучая грамоту. Взрослые же люди учатся у сказкотерапевта читать сказки по не-писанному, между строк, читать тайный шифр сказок и открывать их сокровенный подтекст. А в подтексте сказки — все ответы на жизненно важные вопросы. Все секреты процветания и счастливой жизни.

Вопрос.  Есть ли у «лечащих» сказок специальная структура или можно брать любую сказку, подходящую под ситуацию?

Ответ. Да, у лечебных сказок есть своя особенная структура. Нередко сказкотерапевт пользуется специальными «рабочими фабулами», помогающими ему точно передать символическую информацию сознанию и подсознанию человека.

Вопрос. Что самое важное в таких сказках?

Ответ. Самое важное в лечебных сказках — точность. Точность символического (метафорического) описания трудностей человека, его уроков, ловушек и направления движения. Не будет точности, не будет новой, здоровой жизненной программы.

Вопрос.    Можно ли родителям самим сочинять сказки на свое усмотрение или этому надо учиться?

Ответ. Родителям важно овладеть искусством сочинения сказок. Некоторым этот талант дан изначально, и они легко придумывают истории. Кстати, дети им прекрасно в этом помогают. Сам процесс совместного сочинения историй — лечебен для семьи и детско-родительских взаимоотношений.

Я считаю, что родителям необходимо учиться сочинять сказки. Ибо многие забыли о своей естественной способности к сказкотворчеству. Сказкотерапевт поможет ее восстановить и развить.

Вопрос.  Надо ли фильтровать современные сказки перед прочтением/показом детям, ведь их вроде составляли тоже умные люди?

Ответ. Да, сказки фильтровать необходимо. Но для этого родителям самим нужно понять не только тексты и видеоряды (сюжеты), но и подтексты сказок и фильмов.

Да, сказки составляют и снимают умные люди. Но вот кому эти умные люди служат в своем сердце. Есть те, которые служат не Добру, но злу. И сказки получаются «оболванивающие». Всегда полезно прежде разобраться, чем ты рискуешь накормить своего ребенка и себя в плане информации, а потом уже есть.

Вопрос.  Есть в современных сказках то, что вас настораживает?

Ответ. Есть! Стирание грани между Добром и злом. Это крайне опасно. Разрушается защитный слой ценностного поля. Человек становится слепым котёнком. Не знает, что хорошо, что плохо. Плохие герои становятся хорошими. А хорошие оказываются дурными. В сказках так делать опасно. Сказкам свойственно четкое разделение Добра и зла, и в финале Добро побеждает зло. Благодаря этой конструкции поддерживается защитный слой ценностного поля и человек получает жизненно важные ориентиры.

Вопрос.  В каких случаях используют данный метод?

Ответ. В тех, которые дает жизнь. Практически нет случая, чтобы не использовать сказкотерапию.

Вопрос.   Современные истории/фильмы можно воспринимать как сказки для взрослых? Они тоже влияют на уже взрослых нас?

Ответ. Да, современные истории, тем более экранизированные — это сказки для взрослых разного качества. Они сильно влияют на нас, как текстами (образами, сюжетами), так и подтекстами.

Вопрос.   Отличается ли методика для детей от методики для взрослых?

Ответ. Существенно отличается. В работе с детьми много игры. В работе со взрослыми много рассуждений.

Вопрос.  Как определить, что сказка сработала?

Ответ. Человек как будто «перезагрузился». Он еще не понимает толком, что произошло, но уже чувствует, что выход найден.

Вопрос. Разложите «по косточкам» какую-нибудь известную сказку..

Ответ. Чтобы разложить сказку «по косточкам» требуется немало времени. Ведь сказка как слоеный пирог. Сколько уровней можно пройти, чтобы сказать, что сказка «разложена по косточкам»?  Поэтому анализ сказки обычно делается «под запрос». Именно запрос, вопрос человека открывает доступ к определенному пласту сказочных смыслов. В качестве примера приведу размышления о сказке про Красную Шапочку.

Изначальный запрос был таков: объяснить путаницу с прощением и наказанием в сказке про Красную Шапочку. Девушка должна была бы простить Волка, а не мстить ему, не наказывать его. В том варианте сказки, который мы все знаем, передается идея мщения, но не прощения.

Привожу свой комментарий таких выводов.

«По поводу путаницы с прощением и наказанием в истории про Красную Шапочку. В этой сказке все логично. Зло в образе Волка действует в соответствии со своей логикой и побеждает: ведь он добивается своей цели поглотить и бабушку и девочку. Казалось бы, зло торжествует, обе дамы в его власти. Но нет, приходит некая третья сила и освобождает пленников. Зло не наказывают, а обезвреживают.
В сказках силен надличностный уровень, поэтому несложно увидеть универсальный механизм взаимодействия сил Добра и зла с человеком. Механизм прост сначала зло искушает человека, пользуясь его наивностью и неразвитостью. Искушаемый попадает в рабство ко злу. Силы Добра попускают это искушение, чтобы дать человеку возможность получить прививку от зла и преодолеть наивность. Потом они вмешиваются и обезвреживают зло. Благодаря этому человек на время от влияния зла освобождается и может сделать сознательный выбор с кем ему идти по жизни: с силами зла или силами Добра.
Поэтому никто зло не наказывает, его обезвреживают. Охотники набивают брюхо волка камнями — символ бесплодия — зло более не сможет производить самое себя.

Теперь о прощении. К прощению способна духовно развита личность. Красная Шапочка просто наивная девочка. Задумывается ли она о прощении?! Скорее всего нет, она радуется тому, что жива, вряд ли ее интересует судьба волка. Но это на личностном уровне.
Возьмем уровень надличностный. Кого надо прощать? Волка как живое существо, трагедия которого в том, что внутри него нашло приют зло. Для подлинного прощения нужно научиться разделять в своем сердце личность обидчика и зло, которое мучает его личность. Зло обезвредят силы Добра, а личность, больную злом, простит человек.
Есть такое выражение «Бог простит». Оно как раз связано с действием этого механизма. Когда прощает Бог, обезвреживается действие зла внутри человека, он становится свободным. Когда человек прощает человека, восстанавливается канал Любви между живыми существами. Так гармонизируется вертикаль (Бог-человек) и горизонталь ( живое существо- живое существо).
Если исходить из этих рассуждений, просветленная Красная Шапочка, исцеленная и освобожденная от зла, прощает волка, как живое существо, которое мучило зло. Зло обезврежено охотниками (персонификация сил Добра). Волк, свободный от зла может жить дальше. Другое дело, если зло как раковая опухоль разъело все существо человека или волка, человек уже не может жить без внутреннего зла. Поэтому когда зло обезвреживают, живое существо им сильно пораженное, может погибнуть. Такая трагедия могла постичь и Волка.
Итак, силы Добра, в каких бы образах они не были персонифицированы в сказках, никогда не убивают живых существ. Они обезвреживают зло, живущие внутри живых существ. В результате живое существо либо освобождается от зла, расколдовывается, либо гибнет, вследствие того, что зло так сильно размножилось внутри, что подменило собой внутреннюю сущность живого существа.
Прощая, мы отделяем наше понимание внутренней сущности человека от зла, что мучает его. В результате прощения восстанавливается канал Любви, которым по Божией Воле связаны все живые существа на Земле.

 

На глубинном уровне в этой истории нет мести. Есть идея обезвреживания зла. Зло должно стать бесплодным — живот волка должен быть набит камнями.

Вопрос. Почему у Вас, как у эксперта, выбор пал именно на сказкотерапию? Как это случилось? Были ли какие-то особые моменты, благодаря которым это решение окончательно созрело?

Ответ. У меня не падал выбор на метод сказкотерапии. Метод Комплексной Сказкотерапии создавался постепенно на основании понимания общих жизненных механизмов (называемых в КС — архетипами). И сейчас этот метод развивается, он не остановился, он совершенствуется.

Вопрос.   Любую сказку можно «разложить по полочкам и косточкам» и в негативном плане — все зависит лишь от личностной установки человека на позитив или негатив — согласны ли Вы с этим утверждением?

Ответ. Согласна. От личности интерпретатора зависит анализ сказки. Точнее тот уровень, тот слой сказочного шифра, к которому аналитик имеет доступ в силу собственного эволюционного уровня и специфики жизненной позиции.

Вопрос.     Список сказок, насколько версия «для девочек» отличается от версии «для мальчиков»?

Ответ. Нет сказок, у которых есть «версия для девочек» и «версия для мальчиков». Есть сказки, чьи сюжеты построены преимущественно на женских архетипических сюжетах, а есть сказки, чьи сюжеты построены преимущественно на мужских архетипических сюжетах. Женские сюжеты учат терпению, наблюдению, изобретательности, трудолюбию. Мужские — доблести, честности, верности, целеустремленности, победе. Важно четко идентифицировать сказки по основным архетипическим сюжетам: женским, мужским, сюжетам отношений. И в соответствие с этим сказки и применять. Не стоит постоянно читать мальчикам «женские «сказки, а девочкам — «мужские». Но также нельзя и ограничивать — девочкам — только женские, и никаких мужских, и наоборот! Во всем нужна мера и своя «доза». 70% сказок читать в соответствии с гендером, а 30% сказок читать с сюжетами для противоположного пола. И обязательно читать сказки, где есть сюжеты отношений между мужчиной и женщиной.

 Байкальское профессиональное сообщество сказкотерапевтов «Байкальская сказка»

 Назад

Подробности
Просмотров: 632

Сказкотерапия как метод восстановления психоэмоционального равновесия

Современная школа с первых классов предъявляет высокие требования к ученикам, а программа насыщена или даже перенасыщена информацией. Высокий уровень эмоционального, интеллектуального и физического напряжения приводит к появлению у школьников тревоги, занижению самооценки, излишней агрессивности. Чтобы привести психоэмоциональное состояние детей в норму, все чаще педагоги и психологи обращаются к сказочным текстам.

Сказкотерапия

Эмоциональная нестабильность, тревожность, страх и агрессия ребенка могут быть вызваны различными факторами, начиная от отрицательной атмосферы дома или в школе и заканчивая каким-то незначительным с точки зрения взрослых событием. Более того, дети еще не совсем способны распознавать эмоции других и корректировать свое поведение в соответствии с ними. Поэтому поведение дошкольников и младшеклассников часто отличается вспыльчивостью и обидчивостью. Нотации и наказания со стороны учителей или родителей не всегда помогают исправить ситуацию. Здесь на помощь приходит сказка.

Сказка — один из самых древних педагогических способов передачи знаний и воспитания подрастающего поколения. Она влияет на сознательные и бессознательные стороны личности, способствует духовному, социальному и эмоциональному развитию, учит отзывчивости, умению сопереживать, отличать добро от зла, развивает фантазию. Кроме этого, она забавляет и отвлекает от проблем, позволяя эмоционально разрядиться.

Сказкотерапия — это психологический и педагогический метод коррекции эмоционального состояния при помощи фольклорных произведений. Ее использование в школе, а особенно в начальных классах, весьма эффективно, поскольку дети восприимчивы к увлекательным сюжетам и с удовольствием выполняют задания на таких уроках.

Виды сказок

Применение сказкотерапии в школе очень удобно. Во-первых, для начальных классов такая форма познания все еще блика в силу возрастных особенностей. Во-вторых, изучение фольклорных текстов входит в школьную программу. Поэтому дополнительные занятия могут проводиться только в том случае, если в это есть острая необходимость.

В сказкотерапии используют различные виды сказок:

  • дидактические;
  • художественные;
  • психокоррекционные;
  • психотерапевтические;
  • медитативные.

Сказки дидактического характера используются в основном во время учебного процесса для изучения материала. В них абстрактные предметы и понятия помещаются в сказочную ситуацию, что повышает заинтересованность и вовлеченность детей в образовательный процесс. Информация, поданная в близкой детям младших классов форме, принимается и запоминается ими быстрее. Такие сказки могут показывать ситуации, в которых раскрывается важность знаний. Это обучает школьника прилежности и пониманию необходимости учиться.

Художественные тексты в сказкотерапии — это народные и авторские сказки, мифы, легенды и былины. Они формируют у ребенка понимание добра и зла, дружбы, любви и ответственности. Дети младшего возраста не просто слушают рассказ, а «проживают» его, отождествляя себя с героями. Именно поэтому сказка имеет большую силу, чем нравоучения.

Работая с конкретной проблемой ребенка, можно выбрать произведение, в котором присутствует подобная ситуация. Малышу, который ведет себя, как жадина, предложите «Сказку о рыбаке и рыбке», врунишке — притчу о мальчике и волках.

Психокоррекционные сказки схожи с художественными, однако более узконаправлены. Их используют в основном для исправления определенных черт характера — неопрятности, агрессивности, застенчивости. Для этого подбирается или сочиняется произведение, в котором герой похож на ребенка. Когда персонаж ищет пути решения возникшей проблемы, это же проделывает малыш. Ему предлагается иная модель поведения, альтернативный выход из положения.

Психотерапевтические сказки применяются в основном для лечения взрослых. Они создаются в процессе работы с психотерапевтом, нередко заканчиваются «открытым финалом» и оставляют человека с вопросами наедине. Их осмысление способствует личностному развитию. Может применяться в старших классах.

Медитативные сказки отличаются отсутствие конфликта и противостоящих друг другу героев. В основном это сказки-путешествие, которые актуализируют приятные образы, ощущения и помогают расслабиться.

Работа на уроке

Во время школьного занятия можно использовать разнообразные формы работы со сказкой.

1.      Прочтение и анализ. После ознакомления с текстом предлагается обсудить мотивы поведения персонажей, оценить их, сделать выводы. Важно ответить с классом на вопросы «О чем эта сказка?», «Чему она учит?», «Какие персонажи понравились, а какие нет и почему?». Сказочные сюжеты необходимо осмыслить и проработать, сравнивая и связывая их с жизненными ситуациями, находя в них подсказки к решению проблем.

2.      Рассказывание. Интересным ходом является не простой пересказ текста, а воспроизведение его от первого лица. При этом можно предложить детям рассказывать от лица не главного, а второстепеннного героя (или даже персонажа не этой сказки). Пусть представят, как видят события «Курочки Рябы» Мышка или Ряба, Кощей Бессмертный или Иван-дурак. Такой прием развивает воображение и способность к децентрированию, видению чужой точки зрения.

3.      Переписывание. Если ребенку не нравится какой-то поворот сюжета или конец сказки, предложите ему переписать или дописать ее. Это помогает увидеть внутреннее состояние ребенка, так как именно им продиктовано решение событий, которое выбирает школьник. Таким способом происходит освобождение от  внутреннего напряжения.

4.      Изображение. С помощью рисунка, пластилина, аппликации также можно получить информацию о состоянии ученика. Рисуя или работая с материалом для лепки, легче выразить возникающие ассоциации и высвободить терзающие эмоции. Появление темных цветов демонстрирует сильные и зачастую негативные эмоции. После такого всплеска дальнейшие иллюстрации той же сказки могут стать светлее и доброжелательнее.

5.      Постановка эпизодов. Школьники с энтузиазмом принимают мини-представления. Это может быть как актерская игра, так и кукольный театр. Важно, что во время постановки каждый участник может непосредственно прочувствовать ситуацию, выразить те эмоции, которые в обычной жизни он сдерживает или не хочет признавать. К такой работе можно привлечь и родителей, чтобы они помогли в изготовлении декораций, костюмов и кукол. Совместная работа детей и взрослых благоприятно скажется на их взаимоотношениях.

6.      Сочинение. Можно дать детям задание придумать свою сказку. Представляя, какие трудности возникают на пути героя, и как он с ними справляется, дети нередко описывают личные проблемы и тревоги.

Сказка была и остается самым доступным и понятным способом развития ребенка. Простым языком она рассказывает детям о правилах межличностного поведения, социальных и моральных нормах. Волшебные события развивают творческие способности и фантазию. Погружаясь в сказочный мир, школьник учится различать добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и коварство. Проживая приключение вместе с героем, ребенок осмысливает себя, а также учится оценивать других и сопереживать им.

Методы и приемы сказкотерапии в коррекции эмоционально …

Некоммерческая орган<strong>и</strong>зац<strong>и</strong>я «Ассоц<strong>и</strong>ац<strong>и</strong>я моско<strong>в</strong>ск<strong>и</strong>х <strong>в</strong>узо<strong>в</strong>»ГОУ ВПО Росс<strong>и</strong>йск<strong>и</strong>й государст<strong>в</strong>енный мед<strong>и</strong>ц<strong>и</strong>нск<strong>и</strong>й ун<strong>и</strong><strong>в</strong>ерс<strong>и</strong>тет Росздра<strong>в</strong>аНаучно-образо<strong>в</strong>ательный матер<strong>и</strong>ал«<strong>Методы</strong> <strong>и</strong> пр<strong>и</strong>емы сказкотерап<strong>и</strong><strong>и</strong> <strong>в</strong> коррекц<strong>и</strong><strong>и</strong> эмоц<strong>и</strong>ональнол<strong>и</strong>чностныхрасстройст<strong>в</strong> у детей с отклонен<strong>и</strong>ям<strong>и</strong> <strong>в</strong> раз<strong>в</strong><strong>и</strong>т<strong>и</strong><strong>и</strong>»(Професс<strong>и</strong>ональная переподгото<strong>в</strong>ка пс<strong>и</strong>холого<strong>в</strong> <strong>и</strong> педагого<strong>в</strong>учрежден<strong>и</strong>й г. Моск<strong>в</strong>ы)Подраздел: 68.4.14.31Соста<strong>в</strong> научно-образо<strong>в</strong>ательного коллект<strong>и</strong><strong>в</strong>а:Руко<strong>в</strong>од<strong>и</strong>тель НОК за<strong>в</strong>. кафедрой общей пс<strong>и</strong>холог<strong>и</strong><strong>и</strong> <strong>и</strong> педагог<strong>и</strong>к<strong>и</strong>РГМУ, к.пс<strong>и</strong>хол.н., М.Г. И<strong>в</strong>ашк<strong>и</strong>на,доцент кафедры общей пс<strong>и</strong>холог<strong>и</strong><strong>и</strong> <strong>и</strong> педагог<strong>и</strong>к<strong>и</strong> РГМУ, к.пс<strong>и</strong>хол. н.,В.М. Самойло<strong>в</strong>а,старш<strong>и</strong>й препода<strong>в</strong>атель кафедры общей пс<strong>и</strong>холог<strong>и</strong><strong>и</strong> <strong>и</strong> педагог<strong>и</strong>к<strong>и</strong>РГМУ, к.пс<strong>и</strong>хол.н., М.Ю. КазарянМоск<strong>в</strong>а 2010 г.

Сказкотерапия для детей. Решаем проблемы с помощью сказок.

04.06.2021 Время на чтение: 6 мин