Методика обучения и технология обучения: Чем отличается методика от технологии

Содержание

Методика и технология в педагогике, определение

Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования. Она оставляет свой отпечаток на процессе воспитания и формирования личности. Консерватизм здесь неуместен, ведь специалистами выведено множество альтернативных способов и методик преподавания.

Определение 1

Педагогическая методика – это наука структурирующая всевозможные техники и закономерности обучения. Состоит из комплекса методов, приемов и средств образования. Имеет исследовательскую природу, и дает возможность педагогу совершенствоваться.

Творческий взгляд на педагогическую методику

Что такое методика в педагогике? Это итог многовековых поисков педагогами способов эффективного обучения с максимальной работой на результат. Их существует огромное количество, и все обладают научной основой. Использование различных методик для педагога – это определенно возможность проявить свой творческий потенциал.

Определение 2

Методы в педагогике – это постоянный поиск смыслов, целей, классификаций, возможность продумать занятие наперед и дать шанс детям реализовать себя в ходе урока.

Это по праву называют педагогическим искусством, ведь свидетельствует о раскрепощении учителя и его инициативности. В современных школах, употребление методик – это обязательная и неотъемлемая часть работы.

План-конспект урока как визуальное воплощение методик

Визуальным показателем любой использованной методики является план-конспект занятия. В нем в письменном виде находится постепенный ход урока, дословная последовательность реплик преподавателя, формы работы и необходимые дидактические элементы. В ходе составления конспекта прописывают и желаемые результаты итога занятия. Несмотря на точность, это никак не сковывает действия учителя, а наоборот направляет его и помогает структурировать работу в короткий отрезок времени.

Составление конспекта – ответственная задача, при выполнении которой стоит учитывать некоторые необходимые компоненты:

  • Целеполагание: описание точных целей, задач и результатов.
  • Указание действий направленных на результат.
  • Наличие дидактического материала, критериев четкого и понятного оценивания.

Методика и технология

Определение 3

Методика педагогики – это не технологии обучения, хотя эти понятия часто путают, ведь они схожи по своей природе.

Определение 4

Педагогическая технология – это набор форм, методов, приемов и средств учебного процесса. Они устанавливаются на фоне психолого-педагогических инсталляций, направленных на получение эффективного результата работы.

Методика и технология – два звенья одного механизма. Совокупность методов имеет ряд характеристик:

  • Концептуальность. При разработке учитываются философские, педагогические, психологические теории.
  • Системность. Логичность построения урока в контексте методик, структурированность взаимодействия материалов и деятельности.
  • Управляемость. Возможность внесения корректировок в систему в процессе обучения.
  • Эффективность. Нацеленность на заведомо хороший результат.
  • Воспроизводимость. Шанс заимствования методики другими педагогами.
Замечание 1

Методика. Что это такое? Это действие имеющее творческий характер. Технология же более универсальна и стандартизирована. Но, несмотря ни на что, технологии могут использоваться в методике, и методика применима в технологии.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Конвенция по защите прав ребенка

Следующая статья

Педагогика как наука о воспитательном процессе

  • Аксиологический подход в педагогике
  • Анализ в педагогике
  • Базовые концепции и теория развития личности
  • Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  • Взаимосвязь развития
  • Все темы по педагогике
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Эссе

Узнать подробнее

  • на тему Формы демократии

    Заказать такую же работу

  • Работа для повышения квалификации

    • Вид работы:

      Практическая работа

    • Выполнена:

      21 февраля 2022 г.

    • Стоимость:

      2 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Написать эссе на тему Традиции и инновации в образовании За и против

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      21 сентября 2021 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Древнерусское обычное право

    • Вид работы:

      Доклад

    • Выполнена:

      19 сентября 2021 г.

    • Стоимость:

      1 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Проблема профессионального самоопределения в подростковом возрасте

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      18 сентября 2021 г.

    • Стоимость:

      2 800 руб

    Заказать такую же работу

  • Роль трудового воспитания в целях социализации детей с умственной отсталостью

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      17 августа 2021 г.

    • Стоимость:

      1 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по теории государства и права

    Соотношение понятий педагогическая технология, методы, приемы, методики обучения и воспитания

    Проблема соотношения понятий «технология» и «методика» обучения является дискуссионной и до конца не выясненной, хотя существуют различные трактовки и версии разграничения данных категорий.

    Н.И. Запрудский отмечает, что развести эти понятия очень важно, но сложно. Он предлагает следующие различия понятий методика и технология обучения:

    • в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, а в технологиях, как правило, деятельность учащихся;
    • методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии жестко предписывают определенную последовательность действий, отступление от которых разрушает целостность и не способствует достижению запланированного результата;
    • возможности тиражирования методики ограниченные, а технология предоставляет возможность ее воспроизведения любым учителем;
    • если методики строятся на традиции, интуиции, личностных качествах учителя, то технологии – на научных основаниях.

    Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа.

    Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат (А. Кушнир).

    Среди авторов, исследующих проблемы дидактики нет единого подхода при ответе на вопрос: какое понятие шире – технология или методика?

    Интересно

    Существуют две полярные точки зрения. Одни авторы считают, что понятие методики шире понятия технологии. Предметом методики является методическая система, включающая в себя цели образования (обучения и воспитания), его содержание и технологический компонент (методы, организационные формы и средства образовательной деятельности).

    Методика отвечает на три важнейшие вопроса: зачем, чему и как учить? Технология же отвечает на вопрос как учить?

    Другая точка зрения на соотношение понятий методика и технология характеризует технологию как более широкое понятие по отношению к методике.

    Если рассматривать технологию как проект педагогической системы, то технология включает в себя все ее компоненты: цели, содержание, методы, методики, приемы, организационные формы, средства образовательной деятельности, определенным образом соорганизованные и упорядоченные в целостную систему для достижения гарантированного результата.

    Методика не обсуждает содержание, основы наук для нее являются главным компонентом содержания образования, тогда как образовательная технология указывает, что учебной информации нужно столько, сколько необходимо для усвоения других компонентов (формирования предметных и общеучебных способов деятельности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие ребенка, приобщение к базовым образцам культуры и т.д.).

    Технологический подход к образованию позволяет рассматривать рефлексивно-деятельностное содержание образования.

    В отличие от сферы техники и промышленного производства в обучении и воспитании технологические содержания не могут быть застывшими и неизменными. В педагогическом процессе учитывается уникальность каждой педагогической ситуации, ее неповторимость.

    Отмечается двойственность технологического отношения к педагогической деятельности. С одной стороны, проектируется будущее учебное взаимодействие, задается абстрактная технологическая схема, содержащая возможности для конкретизации в зависимости от уникальных условий учебной ситуации (настроения учащихся, их самовыражения, познавательной активности и т. д.).

    С другой стороны, технология становится многослойной (со слоями абстрактного проекта и конкретизированных, подвижных по содержанию проектов деятельности всех субъектов учебного процесса).

    Внеситуативная часть технологии обучения и воспитания выражается в текстах для передачи способности строить аналогичное педагогическое взаимодействие другим (О.С. Анисимов).

    Методологическое понимание (методология – теория деятельности) разграничения понятий метод, методика, технология связано с описанием разных норм деятельности и их различения по критерию абстрактности/конкретности.

    О.С. Анисимов характеризует метод как абстрактный образ деятельности, требующий конкретизации на уровне методики. Методика выступает конкретизацией метода при определенных условиях.

    А технология в свою очередь, обеспечивает воспроизведение деятельности, это самая конкретная норма, выражающая последовательность процессов получения конечного результата соотнесено с последовательностью воздействий применяемых средств.

    Любая педагогическая задача может быть успешно решена с помощью адекватной технологии, которую профессионально использует квалифицированный преподаватель, и в этом, с нашей точки зрения, актуальность решения проблемы образовательных технологий.

    подходов к обучению на основе технологий | SkillsYouNeed

    Обучение может происходить в любом месте и в любое время. Кроме того, во многом из-за кривых обучения, связанных с технологическими достижениями и отраслями, включая предпринимательство, обучение не ограничивается образовательными учреждениями.

    В сфере образования учителя осваивают новые технологические инструменты и используют их в своей педагогической практике. Эти инструменты помогают внести свой вклад в новые подходы к обучению и предпочтения в обучении.

    Хотя поначалу растущее число новых инструментов и технологий может показаться ошеломляющим, преподаватели понимают преимущества обучения под руководством этой новой технологии. Старые традиции преподавания оставляются позади или дополняются новыми методами преподавания, что позволяет учащимся и преподавателям лучше подготовиться к развивающемуся, взаимосвязанному и технологически подверженному влиянию миру вокруг нас.

    Некоторые подходы к обучению в настоящее время разработаны специально для этой новой технологии, но большинство из них представляют собой старые подходы, которые просто поддерживаются ею, что позволяет школам и классам по всему миру достигать новых высот.

    Вот восемь способов использования технологических подходов к обучению:

    1. Проблемно-ориентированное обучение

    Вместо преподавания в основном фактов и использования обучения, основанного на оценивании, методы обучения начали двигаться в сторону развития компетенций.

    Это включает в себя решение проблем, концептуальное понимание и общение. Независимо от того, рассматриваются ли они как проблемный, проектный или исследовательский подходы, идея состоит в том, чтобы перейти к ориентированным на студента проектам, направленным на критическое изучение проблем.

    Этот стиль обучения подготавливает учащихся к творческому мышлению и поиску решений сложных проблем, которые возникнут в будущем. Технологии позволяют нам ставить вопросы в глобальном контексте, а также облегчают общение и сотрудничество в глобальном масштабе.

    2. Контент, созданный учащимися

    Многие подходы, основанные на технологиях, все чаще предлагают учащимся возможности для создания контента, которым можно делиться в классе, в школах, а также на платформах онлайн-обучения и LMS (Learning Management Systems).

    К счастью, число веб-инструментов, поддерживающих идею самотворчества и обучения друг у друга, неуклонно растет. Лучший способ убедиться, что контент, созданный с помощью онлайн-инструментов, понятен учащимся, — это дополнить его преподавателями, а также дать учащимся повторить то, чему они научились, обучая друг друга в групповых условиях. Они не только будут перерабатывать полученный материал, но и учащиеся могут высказывать разные точки зрения на то, что они узнали, делясь разными стратегиями и полученными знаниями.

    3. Совместное обучение

    Благодаря технологиям мы можем учиться везде. Теперь к платформам онлайн-обучения можно получить доступ в любом месте и в любое время, а благодаря таким инновациям, как Skype и FaceTime, стало возможным простое международное общение.

    Совместное обучение возможно с помощью этих технологических систем связи, а также с помощью систем LMS и мультимодальных учебных сред. Подходы к обучению, основанные на сотрудничестве, выходят за рамки классной комнаты, что помогает учитывать различные предпочтения учащихся и укреплять такие области, как межкультурное взаимопонимание. Если это возможно сейчас, то только представьте, что может предложить ближайшее будущее: сам класс можно будет перенести в виртуальную реальность! Это может облегчить сотрудничество с людьми по всему миру, что расширит взгляды, повысит осведомленность и побудит учащихся исследовать и объяснять новые культуры, разные привычки и глобальные темы.

    4. Образование, основанное на компетенциях

    Еще один подход к обучению, который будет развиваться с помощью технологий, — это образование, основанное на компетенциях. Этот альтернативный подход направлен на то, чтобы сосредоточиться на эффективном обучении, а не на обучении, основанном на времени.

    В частности, это означает, что учащиеся могут использовать платформы электронного обучения, цифровые лекции или личное обучение для эффективного обучения. Этот подход отходит от системы образования, основанной на ограничении кредитных часов и времени обучения, в сторону более индивидуального и связанного с содержанием подхода.

    Качество работы сохраняется, а фактор времени исключается из уравнения и заменяется открытыми результатами обучения. По сути, это движение к встрече с тем, как работают новые поколения. Часто бессмысленно тратить часы на тему, когда получатель не готов воспринять информацию. Ослабляя связь между временем и местом, фактор стресса снижается, и может происходить более эффективное обучение. Теперь в центре внимания находится овладение предметными знаниями.

    5. Активное обучение

    Активное обучение или практическое обучение означает, что учащиеся учатся на собственном опыте, а также друг у друга, пробуя различные методы обучения, поддерживая идеи друг друга и, что наиболее важно, предоставляя пространство для самостоятельного мышления и действий.

    Роль учителя заключается в том, чтобы быть проводником, а не активным игроком, помогать, когда это необходимо, поддерживать, когда это необходимо, и быть открытым для адаптации и вклада учащихся. Предоставление учащимся возможности предлагать технические средства обучения, которые поддерживают обучение и доставляют удовольствие, также является важной частью активного учебного процесса.

    6. Смешанное обучение

    Под смешанным обучением мы в основном подразумеваем сочетание цифровых онлайн-медиа и традиционных методов обучения в классе.

    Преподаватели и учащиеся должны присутствовать физически, но содержание и работа учащихся разделены на части, которые должны быть выполнены в цифровом виде на компьютерах, планшетах и ​​т. д. Этот мультимодальный подход к обучению может также включать обучение дома с использованием цифровых инструментов и платформ с задания, такие как просмотр видео или выполнение онлайн-действия. В сочетании эти виды обучения дополняют и дополняют друг друга.

    7. Перевернутое обучение

    Перевернутое обучение — это тип смешанного обучения, который полностью меняет традиционный подход к обучению. Речь идет о применении обучения и расширении взаимодействия ученика и учителя в классе.

    Как это работает? Вместо того, чтобы изучать тему в классе, учащиеся используют цифровую информацию и время от времени методы микрообучения, например, просматривая короткие видеоролики по определенной теме дома. Затем содержание этого домашнего задания изучается и более подробно обсуждается в классе.

    Короче говоря, информация извлекается дома, а не преподается в классе, и применение полученной информации становится задачей в школе на следующий день.

    8. Интегрированные предметы

    Предоставление учащимся возможности создавать свои собственные материалы для использования в обучении также отдаляет обучение от целевых и предметно-ориентированных подходов к интегрированному междисциплинарному обучению, которое больше напоминает взаимосвязанный мир, в котором мы живем.

    Аспекты из разных областей обучения объединены в разных технических инструментах. Например, несколько шагов, используемых в инструментах для создания объяснительных видео, связаны с несколькими областями преподавания и обучения и соответствуют различным предпочтениям в обучении.



    Дополнительная литература из книги «Навыки, которые вам нужны»


    Руководство по необходимым навыкам для учащихся

    Развивайте навыки, необходимые для того, чтобы максимально использовать свое время в качестве студента.

    Наши электронные книги идеально подходят для учащихся всех уровней образования, школ, колледжей и университетов. Они содержат простую практическую информацию, которая поможет вам учиться более эффективно и получать более высокие оценки.


    Преимущества, которые дает технология, многочисленны: инновации в обучении, простота творчества, охват международного социального контекста, предоставление новых ресурсов и понимания, а также расширенный доступ к информации.

    По мере того, как технологии развиваются и становятся все более и более заметными в школах по всему миру, информационные и коммуникационные технологии стали почти такими же важными, как кислород, если учесть, как учатся молодые поколения и какие виды работы они будут выполнять в будущем. Это часть их личной идентичности и поддерживает текущее обучение, потому что они могут относиться к нему.

    Технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, они просто поддерживают различные подходы к обучению и являются частью современного обучения.


    Об авторе


    Финья Крузе — преподаватель SPE, которая работала с детьми разного возраста и имеет учебную работу, связанную с написанием блогов и созданием видеороликов на темы бизнеса, маркетинга и образования. Она имеет опыт работы с различными инструментами и занимается творческой писательской деятельностью в школе.

    Технология обучения может улучшить процесс обучения

    Технология обучения может улучшить процесс обучения | СМЛ онлайн Перейти к основному содержанию

    | lsu. edu | мойLSU

    Отдел новостей | Статьи 8 мая 2020 г.

    Почти 90 лет назад проектор впервые использовался для отображения изображений в классе. Несколько десятилетий спустя компания Texas Instruments изобрела портативный калькулятор. В 1980-х годах школы начали внедрять в классы компьютеры Apple Macintosh. Соотношение компьютеров и учащихся в школах США в то время составляло 1 к 9.2.

    Сегодня технологии широко распространены в школах. Доступ к компьютерам стал настолько повсеместным, что цифровые устройства заменяют ручку и бумагу во многих классах. В то время как общественное мнение об использовании технологий в школах разделилось, эксперты обнаружили, что технологии способны создавать глубокие изменения в преподавании и обучении, создавая возможности для беспрецедентного сотрудничества, взаимодействия и поддержки. Ключ в том, чтобы знать, как эффективно использовать технологии — навык, который некоторые образовательные программы выдвигают на передний план в своих учебных программах.

    Что такое технология обучения?

    Педагогическая технология — это теория и практика использования технологий в образовании. Охватывая проектирование, разработку, использование, управление и оценку технологий в образовании, учебные технологии могут принимать различные формы. Учебными технологиями можно считать все, от электронных досок до онлайн-курсов или даже классных комнат виртуальной реальности.

    Несмотря на то, что области применения и преимущества технологий обучения сильно различаются, все технологии обучения имеют одну главную цель: создание увлекательного и эффективного учебного процесса. И многие приложения учебных технологий оказались эффективными для достижения этой цели. Эксперты в целом согласны с тем, что учебные технологии обеспечивают много преимуществ для образовательного процесса, включая лучший доступ к информации, больше возможностей для сотрудничества и лучшие возможности для удовлетворения разнообразных потребностей учащихся.

    Роль технологий в современных классах

    Всего пару десятилетий назад учителя использовали очень мало (если вообще использовали) технологии в классе. Сегодня технологии являются фундаментальной частью образовательного процесса. Недавнее исследование, проведенное MidAmerica Nazarene University, сообщает, что студенты выполняют менее 42% своей работы как в классе, так и вне его, используя бумагу и карандаш. Кроме того, исследование показало, что 73% учителей заявили, что их ученики используют планшеты или ноутбуки каждый день.

    Растущее распространение технологий в классе отражает более широкий культурный сдвиг. По мере того, как современный мир становится все более цифровым, техническая грамотность становится все более важной. Учителя, которые используют технологии для поддержки обучения, могут помочь подготовить учащихся к успеху в эпоху цифровых технологий.

    Использование учебных технологий

    По данным Министерства образования США, школы могут использовать образовательные технологии для поддержки как преподавания, так и обучения, наполняя класс ценными цифровыми инструментами, расширяя предложения курсов, повышая вовлеченность учащихся и ускоряя обучение. Педагогические технологии предлагают почти бесконечное количество приложений, но эксперты определили три ключевые области, в которых интеграция технологий может оказать значительное влияние.

    Совместное обучение

    Технология обучения предоставляет беспрецедентные возможности для совместного обучения. Достижения в области технологий сделали обмен информацией проще, чем когда-либо прежде. Сегодня преподаватели имеют доступ к цифровым инструментам, которые позволяют учащимся совместно работать вне класса, обсуждать идеи или выполнять проекты удаленно и устранять ограничения, такие как стандартные часы занятий или географическое положение.

    Учебные технологии также дают учащимся возможность работать вместе с учителями, обсуждать идеи или задавать вопросы вне физического класса. Например, учителя могут проводить цифровые рабочие часы, делая себя доступными через мгновенные сообщения или видеочат, чтобы поддержать учащихся, когда они выполняют домашнюю работу.

    Виртуальные классы и онлайн-обучение

    Виртуальные классы могут быть полезным инструментом на любом уровне образования. Одна из общих проблем традиционной классной среды заключается в том, что учащиеся учатся в своем собственном темпе, поэтому учителя должны найти способ адаптировать свои планы уроков к среднему учащемуся, а не учитывать уникальные потребности каждого учащегося.

    Онлайн-курсы выравнивают правила игры и предоставляют учащимся время и ресурсы для развития необходимых им навыков. Например, студенты могут прослушать лекцию во второй раз, если они не сразу усвоили предмет, или перейти к следующей, если они быстро усвоили определенный предмет. Кроме того, онлайн-обучение предоставляет доступ к более широкому кругу тем, давая учащимся возможность обогатить свое образование, пройдя курсы, которые могут не предлагать их школы.

    Обратная связь в режиме реального времени

    Технология обучения предоставляет лучшие возможности для сбора или предоставления обратной связи по сравнению с более традиционными методами. Учителя могут использовать различные цифровые инструменты, чтобы оценить, на каком этапе урока находятся их ученики. Например, учителя могут провести онлайн-опрос о текущем понимании учащимися темы, чтобы понять, на чем им следует сосредоточиться на следующем уроке. Или они могут выбрать использование программного обеспечения для цифрового образования, чтобы они могли немедленно предоставлять учащимся отзывы об уроках и домашних заданиях, что может помочь учащимся не отставать от целей обучения. В некоторых школах даже проводятся пилотные классы виртуальной реальности, где учителя могут репетировать уроки или решать профессиональные задачи в искусственной среде, помогая им оттачивать свои способности, не оказывая негативного влияния на реальных учеников.

    Узнайте больше об учебном дизайне

    Технологии в классе могут иметь впечатляющие преимущества, но только в том случае, если преподаватели понимают, как эффективно использовать эти новые возможности. Магистр искусств LSU Online в области образования со специализацией в области образовательных технологий разработан специально для этой цели.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *