Личностный опросник Айзенка для определения темперамента учителя
Нравится ли оживление, суета вокруг Вас?
Часто ли у Вас бывает беспокойное чувство, что вам чего то хочется. а Вы не знаете, чего?
Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без каких-либо причин?
Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках и в компаниях?
Всегда ли в детстве Вы делали безропотно всё, что Вам приказывали?
Бывает ли у Вас дурное настроение?
Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что всё обойдётся?
Легко ли Вы поддаётесь переменам настроения?
Нравится ли вам находиться среди людей?
Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?
Упрямитесь ли Вы иногда?
Могли ли Вы назвать себя беспечным?
Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
Часто ли Вы чувствуете себя апатичным, усталым без серьёзных причин?
Вы по натуре живой человек?
Смеётесь ли вы иногда неприличным шуткам?
Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя «сытым по горло»?
Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточиться?
Можете ли Вы быстро выразить мысли словами?
Часто ли Вы бываете погружены в свои мысли?
Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
Нравятся ли Вам «первоапрельские шутки?
Часто ли Вы думаете о своей работе?
Очень ли Вы любите поесть?
Нуждаетесь ли Вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда Вы раздражены?
Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?
Иногда Вы немного хвастаетесь.
Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?
Предпочитаете ли Вы оставаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
33. Бываете ли Вы иногда так. беспокойны, что не можете усидеть на месте?
Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы?
Бывают ли у Вас головокружения?
Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не делаете какой-то тяжелой работы?
Относитесь ли Вы к людям, которых беспокоит, чтобы всё было именно так, как нужно?
Беспокоят ли Вас Ваши нервы?
Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать?
Откладываете ли Вы на завтра (иногда) то, что можно сделать сегодня?
Нервничаете ли Вы в местах подобных лифту, метро, туннелю?
При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?
Бывают ли у вас сильные головные боли?
Считаете ли Вы обычно, что всё само собой уладится и придёт в норму?
Трудно ли Вам заснуть ночью?
Врали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?
Говорите ли Вы иногда первое, что придёт в голову?
Долго ли Вы переживаете послу случившегося конфуза?
Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких людей?
Часто ли с Вами случаются неприятности?
Любите ли Вы шутить и рассказывать истории своим друзьям?
Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?
Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?
Когда обстоятельства против Вас, Вы обычно думаете тем не менее, что стоит ещё что-либо предпринять?
Часто ли у Вас «сосёт под ложечкой» перед важным делом?
При анализе результатов обведите полученные ответы в бланке и подсчитайте суммы по шкалам. На основании сумм по шкалам найдите точку на графике и определите темперамент.
Шкалы | Положительный или отрицательный ответ | № вопроса | ||||||||||||||
ЛОЖЬ | + | 6 | 24 | 36 | Если больше 4 ответов опросник не обрабатывается | |||||||||||
— | 12 | 18 | 30 | 42 | 48 | 54 | ||||||||||
ИНТРОВЕРСИЯ И ЭКСТРАВЕРСИЯ | + | 1 | 3 | 8 | 10 | 13 | 17 | 22 | 25 | 27 | 39 | 44 | 46 | 49 | 53 | 56 |
— | 5 | 15 | 20 | 29 | 32 | 34 | 37 | 41 | 51 | Общительность (экст-ия) | ||||||
НЕЙРОТИЗМ (неустойчивость) | + | 2 | 4 | 7 | 9 | 11 | 14 | 16 | 19 | 21 | 23 | 26 | 28 | 31 | 33 | |
— | 35 | 38 | 40 | 43 | 45 | 47 | 50 | Нервное напряжение |
Нейр-м (max 21)
меланхолик холерик
интров-я (min 0) _________ I 2____________ экстраверсия (max 24)
флегматик сангвиник
min 0
Проанализировать результаты диагностики темперамента педагога. Предположить возможные трудности при взаимодействии с детьми при разных темпераментных особенностях. Дать рекомендации.
Методика наблюдения за ребенком дошкольного возраста для выяснения его типа темперамента
Предлагаемая ниже методика будет полезной воспитателям старших и подготовительных групп, учителям первых классов, а также родителям, которые и первые учителя, и первые диагносты своего ребенка. Она проста в исполнении и обработке.
Диагностика темперамента ребенка проводится в форме наблюдения.
Инструкция. Наблюдение за каждым ребенком ведите 1-2 месяца в удобной для вас форме.
Цель наблюдения — выяснить, как будет вести себя ребенок в различных ситуациях, объединенных в 4 группы (представлены в табличке ниже).
Отмечайте ежедневно характер этих проявлений цифрами в табличке так:
М черты меланхолика 0
Ф черты флегматика 1
С черты сангвиника 2
Х черты холерика 3
Обратите внимание, каких проявлений будет больше в процентном соотношении. Это и будет доминирующий темперамент.
Поведенческие реакции | Отметки каждый день | |||||
Даты | 1 | 2 | 3 | 4 | … | |
I. Поведение в ситуациях, когда НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ | ||||||
М | Действует робко, неуверенно | |||||
Ф | Действует спокойно, без слов | |||||
С | Легко включается в действие | |||||
Х | Активно действует | |||||
II. Как реагирует НА ЗАМЕЧАНИЕ | ||||||
М | Молчит, обижается, переживает | |||||
Ф | Выслушивает молча | |||||
С | Обещает клятвенно, что больше не будет, и через небольшое время все повторяется | |||||
Х | Не слушает, бурно реагирует, возмущается | |||||
III. Как разговаривает с другими ребятами в ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ | ||||||
М | С большой неуверенностью | |||||
Ф | Медленно, спокойно, но при этом — уверенно | |||||
С | Быстро, с жаром, но прислушивается к мнению других | |||||
Х | Быстро, со страстью, других мнений не слушает | |||||
IV. Поведение в НЕЗНАКОМОЙ обстановке | ||||||
М | Растерян | |||||
Ф | Спокоен, рассматривает окружающее | |||||
С | Довольно легко находит выход из положения, проявляет активность | |||||
Х | Активен, повышенно возбудим |
Знание темперамента нужны даже для того, чтобы правильно рассадить детей на занятие или урок. Например, из опыта американских педагогов: для групповых занятий (в детском саду) и уроков (в школе) детей лучше рассаживать так :
- меланхолики – под стеночкой,
- сангвиники и флегматики (это большинство детей) – по всей группе,
- холерики – на приличном расстоянии друг от друга.
Это будет выглядеть примерно таким образом, как показано на рисунке 1. Так дети разного темперамента будут чувствовать себя комфортно.
Конечно, определенное понятие о темпераменте есть у каждого взрослого. Но не лишне будет еще раз напомнить следующее.
Темперамент — комплекс индивидуальных особенностей человека. Он биологически обусловлен. Что это значит? Мы не можем его изменить. Если мы воспитываем и обучаем ребенка в соответствии с его темпераментом, то сохраняем его здоровье.
Иметь представление о темпераменте своего воспитанника полезно любому педагогу и родителю. Но особенно это важно, чтобы правильно понять ребенка и помочь ему во время, например, кризисных периодов.
Диагностика типа темперамента дошкольника
Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».
Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.
1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?
После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).
Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.
Интерпретация результатов
1 балл — интроверсия выражена ярко.
Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.
2-3 балла — умеренная интроверсия.
Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.
4-5 баллов — умеренная экстраверсия.
Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.
6 баллов — экстраверсия значительная.
Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.
Приступаем к следующим вопросам.
7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?
За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.
Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.
Интерпретация результатов
1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.
Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.
2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.
Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.
4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость.
Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.
6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.
Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».
На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.
Ганс Айзенк — Измерения личности
Измерения личности (1947) Ганс Айзенк Сын знаменитых актеров, Айзенк был одним из самых противоречивых и плодовитых психологов 20 века. Родившийся в Германии, его оппозиция нацистской партии в 1930-х годах привела к его бегству в Великобританию, где он оставался до конца своей жизни. На момент своей смерти в 1997 году он был самым цитируемым исследователем в области психологии. Многие люди знают имя «Х. Дж. Айзенк» по обложкам многих популярных книг об IQ и личности, и немного иронично, что эта башня академической силы также написала названия, которые можно было бы классифицировать как «попсовую» психологию. Измерения личности, — первая книга Айзенка, написанная в сухом академическом стиле. Однако, впервые обосновав концепцию интроверсии/экстраверсии в науке, он заложил основу для 50-летней работы в области личностных различий. Два измерения Хотя Айзенк снял шляпу перед древнегреческим делением людей на четыре темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, и, очевидно, был в долгу перед проведенным Карлом Юнгом различием между интровертами и экстравертами, он был также непреклонен в том, что любое исследование личностных различий должно быть объективным и статистически обоснованным. Измерения личности был основан на исследовательском методе факторного анализа, который позволил Айзенку сделать выводы о личностных различиях на основании большого количества данных опроса. Он работал в больнице скорой помощи Милл-Хилл в Лондоне во время войны и использовал в качестве образца несколько сотен уставших от войны солдат. Мужчинам задавали ряд вопросов об их привычных реакциях на те или иные ситуации и ставили себе оценки. Сопоставление ответов привело к тому, что Айзенк уверенно разместил человека в соответствии с двумя широкими измерениями — или «суперчертами» — экстраверсией/интроверсией и невротизмом. Айзенк считал, что экстраверсия/интроверсия и невротизм человека обусловлены генетически и проявляются в нашей физиологии, в частности в мозге и нервной системе. В этом его вдохновил Иван Павлов. Источником экстраверсии или интроверсии был разный уровень возбудимости мозга; движущей силой невротического измерения был тот аспект нервной системы, который обрабатывал эмоциональные реакции на события. Характеристики двух измерений включены: Экстраверсия/интроверсия Экстраверсия · Мозг экстраверта противоположен тому, что вы ожидаете; он на менее возбудим, чем у интроверта. · Поскольку внутри происходит меньше всего, экстраверт естественным образом ищет внешней стимуляции и контакта с другими, чтобы действительно чувствовать себя живым. · Экстраверт имеет более беспристрастный подход к событиям с меньшим беспокойством по поводу того, как они воспринимаются. · Экстраверты обычно жизнерадостны и оптимистичны, но могут быть неугомонными, склонными к риску и ненадежными. Интроверсия · Мозг интроверта более возбудим, что делает человека более восприимчивым к настроениям и ведет напряженную внутреннюю жизнь. · В результате этой внутренней сенсорной перегрузки в качестве формы самозащиты они, естественно, избегают слишком большого количества социальных взаимодействий, которые они находят умственными нагрузками. Или, поскольку у них такая богатая внутренняя жизнь, им просто не нужно много социального взаимодействия. · Из-за того, что интроверты воспринимают вещи более интенсивно, у них более глубокая и мучительная реакция на жизнь. · Как правило, они более сдержанны и серьезны, пессимистичны и могут иметь проблемы с самооценкой и чувством вины. Нейротизм Этот аспект личности является показателем того, насколько мы склонны быть расстроенными, нервными, обеспокоенными, тревожными или напряженными. Высокий балл по этому параметру не означал, что вы невротик, а только то, что у вас такой мозг, который предрасполагает вас к неврозам. Низкий балл означает, что вы более эмоционально стабильны. Невротическое измерение основано на физиологии, особенно на вегетативной нервной системе. То, что человек обычно делает в чрезвычайной ситуации, например, паникует или сохраняет спокойствие, является хорошим индикатором того, где он окажется в невротическом измерении. Люди с невротическим складом ума чрезмерно реагируют на раздражители, в то время как те, у кого нет невротического склада ума, более спокойны и могут оценивать ситуацию в перспективе. Интроверты с невротическим складом ума, стремящиеся контролировать стимуляцию, приходящую им в голову, подвержены фобиям и паническим атакам. Экстраверты с невротическим складом ума склонны недооценивать влияние жизненных событий, и у них могут развиться неврозы отрицания или подавления. * * * Позже Айзенк добавил еще одно измерение, психотизм. Хотя это могло указывать на психическую нестабильность, чаще место в этом измерении было индикатором того, насколько вы склонны бунтовать против системы или быть дикими и безрассудными. В отличие от измерения экстраверсия/интроверсия, которое измеряет общительность, психотизм измеряет степень, в которой вы являетесь социализированным существом, живущим в соответствии с условностями, или, в крайнем случае, антисоциальным психотиком или социопатом. Вместе три измерения психотизма-экстраверсии-невротизма стали известны как модель PEN. Другие работы Айзенка За свою пятидесятилетнюю карьеру, пятьдесят книг и более 900 журнальных статей Айзенк пролил новый свет на ряд областей. В 1950-х годах он предпринял знаменитую атаку на научную обоснованность психоанализа, заявив, что нет никаких доказательств того, что он помогает излечивать неврозы пациентов, — и в процессе он помог сделать психотерапию более научно обоснованной и целенаправленной. Айзенк также известен как исследователь интеллекта, который, идя против идеала социальной обусловленности, утверждал, что уровни интеллекта в значительной степени являются наследственными и генетическими. Его книга 1971 года «Раса, интеллект и образование » , в которой изложены доказательства различий IQ в зависимости от расового типа и которая была предшественником книги Мюррея и Хермштейна «Гаустическая кривая » (1994), привела к демонстрациям, и Айзенк, как известно, получил удар по лицу. на университетской лекции. Его исследования по этому вопросу частично оплачивались Фондом пионеров, фондом, первоначально созданным для исследований в области евгеники и выявления различий между расами. Некоторые из областей его исследований выходили за рамки прямой психологической науки. Он углубился в астрологию, написав книгу с подзаголовком «Наука или суеверие?». Удивительно, но этот закоренелый скептик внушил доверие к этой области, отметив, что положение планеты в момент рождения, по-видимому, влияет на выбор карьеры. Он также: оказал некоторую поддержку паранормальным явлениям; предположил, что рак, связанный с курением, связан с личностью; и представил доказательства того, что некоторые люди имели биологическую предрасположенность к преступлению. Несмотря на такие разногласия, общий вклад Айзенка в психологию не вызывает сомнений. Ближе к концу его жизни Американское психологическое общество сделало его научным сотрудником Уильяма Джеймса за выдающийся вклад в психологическую науку. Тогдашний президент Мартин Селигман назвал его «величайшим психологом второй половины двадцатого века». Отмечая любимое изречение Айзенка о том, что «Правда выйдет наружу», Селигман заметил, что «снова и снова накопление фактов подтверждало его правоту». Какая из его теорий подтвердится, еще неизвестно. Заключительные комментарии Хотя работа Айзенка о биологических основах личности часто подвергалась критике, она также все чаще подтверждается современными исследованиями. Как отмечает Стивен Пинкер в книге «Чистый лист» , исследования однояйцевых близнецов, выращенных отдельно друг от друга, показали, что лишь небольшая часть личности обусловлена социализацией. Остальное формируется нашей генетикой. Важно отметить, что существует множество других моделей типов личности, основанных на науке, в том числе широко используемая пятифакторная модель экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, невротизма и открытости, но Айзенк был первым, кто предпринял попытку получить статистическую модель. способ понимания вопроса. Маловероятно, что личность когда-либо станет точной наукой, но его работы заложили основу для лучшего понимания людей, которое не полагалось на простые социальные наблюдения или народную мудрость. Как серьезный ученый и автор популярных книг по психологии, Айзенк внес большой вклад в более широкое понимание психологических проблем общественностью. Он понимал, что тайны личности и интеллекта представляют для всех нас слишком большой интерес, чтобы держать их запертыми за дверями лабораторий. | «Личность во многом определяется генами человека; он — то, что произвело случайное расположение генов его родителей, и хотя окружающая среда может что-то сделать, чтобы восстановить баланс, ее влияние сильно ограничено. Личность находится в той же лодке, что и разум; для обоих генетическое влияние чрезвычайно сильно, а роль среды в большинстве случаев сводится к внесению незначительных изменений и, возможно, какому-то прикрытию». Ганс Юрген Айзенк Родился в Германии в 1916 году, после развода родителей Айзенк воспитывался бабушкой. В молодости он выступал против нацистского режима и навсегда покинул Германию. Он поселился в Англии, защитив докторскую диссертацию по психологии в Лондонском университете в 1940 году. Во время Второй мировой войны он работал психиатром в больнице скорой помощи Милл-Хилл, а с 1945 по 1950 год был психологом в больнице Модсли. Он также основал и стал директором отдела психологии в Институте психиатрии Лондонского университета, должность, которую он занимал до 19 лет.83. Другие книги включают Научное исследование личности (1952), Разум и вздор в психологии (1956), Знай свой IQ. (1962), Преступность и личность (1964), Курение, здоровье и личность (1965), Раса, интеллект и образование (1971, в США Аргумент IQ ), Знай свою личность (1975) с Г. Д. Уилсоном, Астрология — наука или суеверие? (1982) с Д. Ниасом и Личность, генетика и поведение (1982). Айзенк умер в 1997 году. |
Источник: 50 Классика психологии: быстрый доступ к наиболее важным идеям о разуме, личности и человеческой природе Том Батлер-Боудон (Лондон и Бостон: Николас Брили)
Нажмите, чтобы увидеть просмотры читателей или купить
Купить Амазон | Купить Amazon Великобритания |
Также доступно в формате Kindle и Audio.
Вернуться к списку классикиТеоретики черт – психология
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Обсуждать ранние теории черт Кеттелла и Айзенка
- Обсудите факторы «Большой пятерки» и опишите человека, у которого высокие и низкие показатели по каждой из пяти характеристик
Сторонники теории черт считают, что личность можно понять, исходя из того, что все люди обладают определенными чертами или характерными способами поведения. Вы склонны быть общительным или застенчивым? Пассивный или агрессивный? Оптимистично или пессимистично? Капризный или уравновешенный? Ранние теоретики черт пытались описать все черты человеческой личности. Например, один теоретик черт, Гордон Олпорт (Allport & Odbert, 1936), нашел в английском языке 4500 слов, которые могли бы описать людей. Он разделил эти черты личности на три категории: основные черты, центральные черты и второстепенные черты. Кардинальная черта — это черта, которая доминирует над всей вашей личностью и, следовательно, над всей вашей жизнью, например, жадность Эбенезера Скруджа или альтруизм Матери Терезы. Кардинальные черты не очень распространены: у немногих людей в личности доминирует какая-то одна черта. Вместо этого наши личности обычно состоят из нескольких черт. Центральные черты — это те, которые составляют нашу личность (например, лояльность, доброта, покладистость, дружелюбие, подлость, дикость и ворчливость). Второстепенные черты — это те, которые не так очевидны и не так постоянны, как центральные черты. Они присутствуют при определенных обстоятельствах и включают в себя предпочтения и установки. Например, один человек злится, когда его пытаются пощекотать; другой может спать только на левой стороне кровати; а еще один всегда заказывает ей заправку для салата. И вы, хотя обычно не тревожный человек, нервничаете перед тем, как выступить перед своим классом английского языка.
Стремясь сделать список черт более управляемым, Рэймонд Кеттелл (1946, 1957) сузил список примерно до 171 черты. Однако утверждение, что черта либо присутствует, либо отсутствует, не совсем точно отражает уникальность человека, потому что все наши личности на самом деле состоят из одних и тех же черт; мы различаемся только степенью выраженности каждого признака. Кеттелл (1957) определил 16 факторов или параметров личности: теплота, разумность, эмоциональная стабильность, доминирование, живость, сознание правил, социальная смелость, чувствительность, бдительность, абстрагированность, конфиденциальность, опасения, открытость к изменениям, уверенность в себе, перфекционизм. и напряжение ([ссылка]). Он разработал оценку личности на основе этих 16 факторов, названную 16PF. Вместо того, чтобы черта присутствовала или отсутствовала, каждое измерение оценивается по континууму, от высокого к низкому. Например, ваш уровень теплоты описывает, насколько вы теплы, заботливы и милы с другими. Если вы набираете низкие баллы по этому индексу, вы, как правило, более отстранены и холодны. Высокий балл по этому индексу означает, что вы поддерживаете и утешаете.
Психологи Ганс и Сибил Айзенк были теоретиками личности ([ссылка]), которые сосредоточились на темпераменте, врожденных, генетически обусловленных различиях личности, которые вы изучали ранее в этой главе. Они считали, что личность во многом определяется биологией. Айзенки (Айзенк, 1990, 1992; Eysenck & Eysenck, 1963) рассматривали людей как обладающих двумя специфическими личностными измерениями: экстраверсия/интроверсия и невротизм/стабильность.
Ганс и Сибил Айзенк считали, что наши личностные черты зависят от нашего генетического наследия. (кредит: «Сирсвиндон»/Wikimedia Commons)
Согласно их теории, люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высоким уровнем интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свои взаимодействия с другими людьми. другие. В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система, и даже при небольшом стрессе их тела и эмоциональное состояние имеют тенденцию переходить в реакцию «беги или сражайся». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и считаются более эмоционально стабильными. Основываясь на этих двух измерениях, теория Айзенка делит людей на четыре квадранта. Эти квадранты иногда сравнивают с четырьмя темпераментами, описанными греками: меланхоликом, холериком, флегматиком и сангвиником ([ссылка]).
Айзенки описали два фактора, объясняющих различия в наших личностях: экстраверсия/интроверсия и эмоциональная стабильность/нестабильность.
Позже Айзенки добавили третье измерение: психотизм против контроля супер-эго (Eysenck, Eysenck & Barrett, 1985). В этом измерении люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны, тогда как люди с высоким уровнем контроля Супер-Эго, как правило, имеют высокий уровень контроля импульсов — они более альтруистичны, эмпатичны, склонны к сотрудничеству. и обычные (Айзенк, Айзенк и Барретт, 1985).
В то время как 16 факторов Кеттелла могут быть слишком широкими, двухфакторная система Айзенка подвергалась критике за то, что она слишком узкая. Другая теория личности, называемая пятифакторной моделью, эффективно занимает золотую середину, с ее пятью факторами, называемыми чертами личности Большой пятерки. На сегодняшний день это самая популярная теория в психологии личности и наиболее точное приближение к основным измерениям черт (Funder, 2001). Пять черт — это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм ([ссылка]). Полезный способ запомнить черты — использовать мнемонику ОКЕАН.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть каждая черта, но они встречаются в спектре. Открытость опыту характеризуется воображением, чувствами, действиями и идеями. Люди с высокими показателями этой черты, как правило, любопытны и имеют широкий круг интересов. Добросовестность характеризуется компетентностью, самодисциплиной, вдумчивостью и стремлением к достижению (целенаправленному поведению). Люди с высокими показателями этой черты трудолюбивы и надежны. Многочисленные исследования выявили положительную корреляцию между добросовестностью и успеваемостью (Akomolafe, 2013; Chamorro-Premuzic & Furnham, 2008; Conrad & Patry, 2012; Noftle & Robins, 2007; Wagerman & Funder, 2007). Экстраверсия характеризуется общительностью, напористостью, поиском острых ощущений и эмоциональным выражением. Людей с высокими показателями этой черты обычно называют общительными и теплыми. Неудивительно, что люди с высокими показателями экстраверсии и открытости с большей вероятностью будут участвовать в приключениях и рискованных видах спорта из-за своей любознательности и стремления к азарту (Tok, 2011). Четвертая черта — покладистость, то есть склонность быть приятным, готовым к сотрудничеству, заслуживающим доверия и добродушным. Людей с низким уровнем покладистости, как правило, описывают как грубых и несговорчивых, однако одно недавнее исследование показало, что мужчины с низкими баллами по этому признаку на самом деле зарабатывали больше денег, чем мужчины, которых считали более покладистыми (Judge, Livingston, & Hurst, 2012). Последней чертой Большой пятерки является невротизм, то есть склонность испытывать негативные эмоции. Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, испытывают эмоциональную нестабильность и характеризуются гневом, импульсивностью и враждебностью. Уотсон и Кларк (1984) обнаружили, что люди, сообщающие о высоком уровне невротизма, также склонны сообщать о чувстве беспокойства и несчастья. Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, спокойны и уравновешены.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть пять черт, каждая из которых оценивается по континууму от высокого к низкому. Обратите внимание, что в центральной колонке первая буква каждой черты обозначает мнемоническое слово ОКЕАН.
Каждый из личностных факторов Большой пятерки представляет собой диапазон между двумя крайностями. В действительности большинство из нас склонны находиться где-то посередине континуума каждого фактора, а не на полярных концах. Важно отметить, что черты Большой пятерки относительно стабильны на протяжении всей нашей жизни, с некоторой тенденцией к незначительному увеличению или уменьшению черт. Исследователи обнаружили, что добросовестность возрастает от юношества до среднего возраста, поскольку мы становимся более способными управлять своими личными отношениями и карьерой (Donnellan & Lucas, 2008). Доброжелательность также увеличивается с возрастом, достигая пика между 50 и 70 годами (Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). С возрастом невротизм и экстраверсия несколько снижаются (Donnellan & Lucas; Terracciano et al.). Кроме того, было показано, что черты «большой пятерки» существуют в разных этнических группах, культурах и возрастах и могут иметь существенные биологические и генетические компоненты (Jang, Livesley, & Vernon, 19).96; Джанг и др., 2006 г.; Маккрей и Коста, 1997; Шмитт и др., 2007).
Теоретики черт пытаются объяснить нашу личность, определяя наши стабильные характеристики и способы поведения. Они выявили важные аспекты личности. На сегодняшний день пятифакторная модель является наиболее широко принятой теорией черт. Пять факторов: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Эти черты встречаются в континууме.
Согласно теории Айзенка, люди с высоким уровнем невротизма, как правило, ________.
- спокойствие
- стабильный
- исходящий
- встревоженный
Д
Насколько стабильны черты Большой пятерки на протяжении всей жизни?
Черты Большой пятерки относительно стабильны на протяжении всей нашей жизни с тенденцией к незначительному увеличению или уменьшению черт.