Методика рокича ценности: Недопустимое название — Psylab.info

Содержание

Психологические материалы — Методика «ценностные ориентации» М. Рокича

Система ценностных ориентаций определяет содержа­тельную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим лю­дям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотива­ции жизненной активности, основу жизненной концеп­ции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время являет­ся методика изменения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценно­стей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конеч­ная цель индивидуального существования стоит того, что­бы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпоч­тительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном поряд­ке, либо на карточках. В списках испытуемый присваива­ет каждой ценности ранговый номер, а карточки раскла­дывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъ­является набор терминальных, а затем набор инструмен­тальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как прин­ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вни­мательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется послед­ней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои отве­ты, поменяв карточки местами. Конечный результат дол­жен отражать Вашу истинную позицию».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональ­ная насыщенность жизни)

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

— здоровье (физическое и психическое)

— интересная работа

— красота природы и искусства (переживание прекрас­ного в природе и в искусстве)

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие мате­риальных затруднений)

— наличие хороших и верных друзей

— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

— продуктивная жизнь (максимально полное исполь­зование своих возможностей, сил и способностей)

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

— развлечения (приятное, необременительное время­препровождение, отсутствие обязанностей)

— свобода (самостоятельность, независимость в сужде­ниях и поступках)

— счастливая семейная жизнь

— счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в делом)

— творчество (возможность творческой деятельности)

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке’ вещи, порядок в делах.

— воспитанность (хорошие манеры)

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

— жизнерадостность (чувство юмора)

— исполнительность (дисциплинированность)

— независимость ( способность действовать самостоя­тельно, решительно)

— непримиримость к недостаткам в себе и других

— образованность (широта знаний, высокая общая куль­тура)

— ответственность (чувство долга, умение держать слово)

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, при­нимать обдуманные, рациональные решения)

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

— твердая воля (умение настоять на своем, не отсту­пать перед трудностями)

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

— широта взглядов (умение понять чужую точку зре­ния, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

— честность (правдивость, искренность)

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

— чуткость (заботливость)

 

Достоинством методики является универсальность, удоб­ство и экономичность в проведении обследования и обра­ботке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инст­рукции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и на­личие контакта между психологом и испытуемым. Мето­дику не рекомендуется применять в целях отбора и экс­пертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубо­кого проникновения в систему ценностных ориентаций воз­можны изменения инструкции, которые дают дополнитель­ную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, от­вечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реа­лизованы данные ценности в Вашей жизни?»

«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершен­ный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

«. ……………………. через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить вни­мание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяют­ся «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности про­фессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в эти­ческие ценности, ценности общения, ценности дела, ин­дивидуалистические и конформистские ценности, альтру­истические ценности, ценности самоутверждения и цен­ности принятия других и т. д. Это далеко не все возмож­ности субъективного структурирования системы ценност­ных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но воз­можно и групповое тестирование.

 

 

шкалы, ключи, интерпретация, пример. — «Семья и Школа»

Содержание

Определяем ценностные ориентации

В мире большой науки и психологии подобные тесты проводятся для сравнения личных ценностей разных лиц, с их помощью сравнивают психологические феномены и проводят анализы взаимосвязей ценностных ориентаций. Например, было исследование ценностей подростков, занимающихся спортом – и предпочитающих спокойный образ жизни как физически, так и морально. Результаты показали, что подростки обеих групп более заинтересованы в здоровье, любви, друзьях и семье, а менее значимы для них – изящность и творческий процесс.

Какую теорию выдвинул Рокич?

  • То количество ценностей, которое является единым – оно же есть достояние человека – сравнительно невелико.
  • Абсолютное множество людей, населяющие нашу Землю, так или иначе обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени.
  • Все ценности сформированы в системы.
  • Истоки человеческих ценностей можно наблюдать в обществе, культуре, институтах общества.
  • Ценности влияют на все их сферы жизни человека и требуют дополнительного изучения.

Два класса ценностей

В ходе своего научного исследования ценностей Милтон Рокич решил, что удобнее будет разделить ценности на два класса. Первый класс – терминальные ценности. Второй класс – инструментальные ценности. Давайте разберём их подробнее.

Терминальные ценности определяются им как неоспоримые убеждения в том, что любая конечная цель личного/индивидуального существования (например, спокойная и размеренная личная жизнь или мир во всем мире) с личной и общественной позиции стоит того, чтобы проявлять к ней интерес и стараться добиться каких-то положительных результатов.

А вот инструментальные ценности – это убеждение в том, что какой-то определённый образ действий (например, аккуратность, нетерпимость к недостаткам) с общественной и личной точек зрения является предпочтительным абсолютно в любых, даже абсурдных ситуациях.

Собственно, эти разделения ценностей помогли разделить между собой «Цели» и «Средства».

Какие знания нам даёт эта методика?

Она направлена на исследование личности, определение её отношения к окружающему миру, жизненным ситуациям, сторонним людям и восприятию мира в целом.

Как проходит тестирование?

вам будут даны 18 билетов, в каждом из которых представлена определённая ценность. От вас требуется разложить их в порядке значимости. Раскладывать нужно честно: чем вы руководствуетесь в жизни больше всего, что для вас наиболее важно – этому вы присваиваете первый номер. И дальше по убыванию, так что последний, восемнадцатый билет, будет для вас наименее значимым.

Лучше будет раскладывать неспеша, а перед прохождением теста всё обдумать и решить, что для вас наиболее важно. Проходить тест нужно максимально честно, иначе результаты будут ложными.

Пройдите тест, основанный на теории Рокича прямо сейчас!

После прохождения теста можно получить три группы ценностей, по их значимости:

  1. Самые важные ценности (примерно с 1 по 6).
  2. Равнодушные (7-12).
  3. Самые отвергаемые и безразличные (13-18).

Изображение в шапке – Simon Maage, Unsplash.

Методика Рокича «Ценностные ориентации» — PsychologyPro

Мы называем ценностями этические и моральные принципы, которыми мы руководствуемся в своем поведении в различных сферах жизни: личной, профессиональной, аффективной и т. д. Они являются фундаментальными понятиями, которые служат ориентиром для формулирования наших целей и  задач , а также для принятия решений.

Ценности могут быть разных видов: личностные, коллективные, профессиональные, организационные, экологические, длительные и т.д. Каждый из них определяет точку зрения, которая рассматривается в жизненно важных, трансцендентных вопросах в каждой из этих областей жизни.

Таким образом, ценности каждого человека (человека или организации) отражаются в типе действий, осуществляемых в жизни, и когда они разделяются другими, они создают чувство близости и принадлежности, которое можно прекрасно перевести в синергию и сумму воли. Последнее имеет большое значение для компаний и организаций.

Следовательно, ценности важны для общества по следующим причинам:

  • они позволяют направлять человеческое поведение по трансцендентным вопросам, например, что хорошо, что плохо, что справедливо, а что несправедливо;
  • они способствуют развитию чувства общности в той мере, в какой люди со схожими ценностями склонны объединяться в группы, разделять задачи и действовать вместе;
  • в то же время они допускают оппозицию : люди с разными ценностями склонны противостоять друг другу и занимать противоположные места;
  • они придают работе трансцендентный смысл, который связывает ее с чем-то помимо самого производства и получения зарплаты;
  • они способствуют сочувствию и гуманизации социальных отношений в той мере, в какой мы можем созерцать ценности других;
  • они позволяют мобилизовать широкие слои общества в случае возникновения критических ситуаций, например, для помощи обездоленным при катастрофах и стихийных бедствиях;
  • они держат организацию на правильном пути , не давая ей потерять свою первоначальную миссию перед лицом прибыли или успеха.

Ценности представляют собой фундаментальные убеждения в том, что на личном и общественном уровне определенный образ поведения или конечное состояние существования предпочтительнее противоположного или обратного.

Они содержат элемент суждения, включающий личные представления о том, что является правильным, хорошим или желательным.

Ценности обладают атрибутами как содержания, так и интенсивности:

  • атрибут содержания утверждает, что важен способ поведения или состояние существования;
  • атрибут интенсивности указывает, насколько это важно.

Когда вы ранжируете ценности человека по степени их интенсивности, вы получаете его или ее систему ценностей. У каждого из нас есть своя иерархия для них, которая составляет нашу систему ценностей и которая определяется в соответствии с относительной важностью, придаваемой таким ценностям, как свобода, удовольствие, самоуважение, честность, послушание и равенство.

Являются ли ценности изменчивыми и гибкими?

В общем смысле — нет.

Ценности имеют тенденцию быть относительно стабильными и постоянными. Значительная часть ценностей, которых мы придерживаемся, закладывается в раннем детстве: от родителей, учителей, друзей и других людей.

В детстве нам говорят, что определенное поведение или результат всегда желательны или всегда нежелательны.

Неопределенных областей немного: нам говорят, например, что мы должны быть честными и ответственными, но не говорят, что мы должны быть немного честными или немного ответственными. Именно такое «черно-белое» изучение ценностей более или менее гарантирует их стабильность и неизменность.

Процесс пересмотра наших ценностей может, конечно, привести к изменениям. Чаще всего такие вопросы способствуют укреплению ценностей, которых мы придерживаемся.

Психология ценностей по Рокичу предполагает, что так и должно быть, поскольку одна из ее функций состоит в том, чтобы служить противопоставлением для суждения о собственном поведении и поведении других.

 Если они должны регулировать жизнь, то они должны регулировать законы, регулирующие жизнь.

Милтон Рокич — социальный психолог, который провел различие между двумя типами ценностей. Поскольку Рокич, несомненно, лучше всех изучает ценности вообще, кажется уместным рассматривать его исследования как парадигму.

Рокич определяет систему ценностей человека как организацию усвоенных правил разрешения конфликтов и выбора альтернатив между двумя или более способами поведения или двумя или более состояниями существования.

Таким образом, он в 1921 году создает свой, так называемый «Тест Рокича», который, по его мнению, определяет шкалу ценностей, что обеспечивают ряд путей или норм социальной приемлемости, которые позволяют удовлетворить человека.

Теоретические основы

В теории системы ценностей Рокича (1973) ценность определяется как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечное состояние существования предпочтительнее, в личном или социальном плане, по сравнению с другим способом поведения или конечным состоянием существования.

Теория Рокича рассматривает в качестве фундаментальных компонентов ценностей следующие три характеристики:

  • Ценность – это познание желаемого. Человек имеет ценность, когда он познавательно знает правильный способ поведения или правильное конечное состояние, в котором нужно проявить себя.
  • Ценность аффективна в том смысле, что она может вызывать эмоции по отношению к ней.
  • Значение имеет поведенческий компонент в том смысле, что это промежуточная переменная, которая приводит к действию при активации.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

Интерпретация результатов

Впервые опубликованный в 1921 году, тест Рокича — это психодиагностический метод, предназначенный для оценки личности и выявления возможных психологических проблем или отклонений.

Психолог учит испытуемого анализировать в общей сложности 10 неструктурированных и неоднозначных изображений чернильной кляксы. Испытуемого просят сказать, о чем ему говорят эти образы. Психолог использует ряд подсказок для интерпретации результатов теста Рокича.

Методика Рокича часто используется при собеседованиях и отборе на работу, поэтому крайне полезно знать, хотя бы с базовой точки зрения, ключи к интерпретации результатов теста Рокича:

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным признакам.

Так, например, различают конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.

Инструментальные ценности можно сгруппировать в этические ценности, коммуникативные ценности, деловые ценности; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить наличие у человека несформированной системы ценностей или даже неискренности ответов.

Характер испытуемого, такие детали, как его эмпатия, общительность или сексуальные наклонности, будут отражены в его ответах, и психолог или психоаналитик составит профиль личности на основе этих ключей, чтобы интерпретировать результаты теста Рокича.

Тест Рокича является распространенным тестом, благодаря его эффективности и полноте результатов для выявления психологических или личностных расстройств. Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Методика Рокича — группы терминальных ценностей

Терминальные ценности — это цели, ради которых мы работаем и которые мы считаем наиболее желательными.

Эти ценности являются желаемыми состояниями существования. Это цели, которых мы хотели бы достичь в течение жизни.

Инструментальные ценности являются предпочтительными методами поведения. Их можно рассматривать как средство для достижения цели.

Инструментальные ценности в основном состоят из личностных характеристик и черт личности, таких как честность, вежливость и амбициозность.

Конкретные и абстрактные
Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Методика Рокича — группы инструментальных ценностей

Инструментальные ценности — это способы бытия, которые помогают нам достичь наших конечных ценностей. Именно терминальные ценности определяют общую цель, которую мы хотим достичь за время своего существования, а инструментальные ценности определяют, как мы планируем ее достичь.

Например, одна из терминальных ценностей — «комфортная жизнь». Чтобы достичь конечной цели комфортной жизни, мы можем использовать инструментальные ценности амбициозности, интеллектуальности и способности.

Мы могли бы использовать инструментальные ценности логичности, честности и интеллектуальности, чтобы получить терминальную ценность «мудрости».

Еще одна терминальная ценность — «мир во всем мире». Чтобы достичь этого конечного состояния, мы могли бы обладать такими инструментальными ценностями, как умение прощать, помогать и вежливо.

Этические ценности, ценности общения, ценности дела
Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Ценности самоутверждения ценности принятия других

Как проводится исследование

Испытания по методике «Ценностных ориентаций» Рокича проводятся следующим образом:

Если это делать медленно и вдумчиво, то конечный результат будет отражать вашу истинную позицию.

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

 

 

 

Специфика

Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальный паттерн.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить наличие у респондента несформированности системы ценностей или даже неискренности ответов.

Практика показывает, что Методика Рокича является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве, т.к. с её помощью можно очень легко не только обследовать человека, но и обработать результаты.

Существенными его недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация постановки диагноза, добровольный характер тестирования.

Кстати, данная методика не рекомендуется для целей отбора и экспертизы.

Простота этого теста, а также его скорость, несомненно, способствовали его успеху и, прежде всего, его известности и повсеместному использованию, сделав его одним из наиболее широко применяемых психоаналитических тестов.

Опрос

Рокича о личных ценностях: что вас вдохновляет?

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Опрос личных ценностей Рокича — это инструмент, созданный Милтоном Рокичем, чтобы помочь людям понять свои ценности. Расставив приоритеты в списке из 18 конечных ценностей (куда вы хотите прийти) и 18 инструментальных ценностей (как вы хотите туда попасть), вы можете развить самосознание.

Резюме проекта «Мир труда»

 

Исследование личных ценностей Рокича

Милтон Рокич проделал интересную работу по личным ценностям, которая до сих пор актуальна и популярна. Понимание личных ценностей — отличный первый шаг в развитии самосознания. Улучшение нашего самосознания приносит большие преимущества в мире работы. Они варьируются от улучшения нашего собственного благополучия до предоставления нам возможности быть уязвимыми на рабочем месте и демонстрировать подлинное лидерство.

Терминальные и инструментальные личные ценности

В своем исследовании Милтон Рокич разделил личные ценности на два типа: терминальные ценности и инструментальные ценности.

Терминальные ценности

Терминальные ценности — это ценности, которые отражают желаемое состояние существования человека. Это ценности конечного состояния, отражение того, каким мы хотели бы видеть мир и где мы хотели бы оказаться. Это цели, которые мы хотели бы видеть достигнутыми.

Инструментальные ценности

Вот хороший инструмент…

Инструментальные ценности — это ценности, отражающие то, как человек хочет прожить свою жизнь. Они отражают чувство поведения и способы взаимодействия с другими и обращения с ними на протяжении всей вашей жизни.

Определение ваших ценностей Rokeach

Исследование личных ценностей Rokeach можно использовать как полезный инструмент для выявления ваших личных ценностей. Чтобы выполнить это задание, просто просмотрите графики 18 Терминальных и Инструментальных ценностей ниже и установите для них приоритеты. После того, как вы расставили приоритеты, выберите из каждого списка от трех до пяти лучших, и это ваши основные личные ценности.

Если вы руководите другими людьми или ведете их, использование подобных инструментов поможет вам поддержать их личное развитие и самосознание.

Бесплатные семинары.

Не реже одного раза в месяц мы проводим бесплатные обучающие онлайн-сессии в рамках наших целей как общественной компании.

Эти семинары длятся около часа и затрагивают темы, которые дороги нашему сердцу. Обычно они проходят в 13:00 по британскому времени, и вы можете не снимать камеру, чтобы они могли стать хорошим компаньоном для обеда.

Изучите семинары на Eventbrite

Размышление о своих ценностях

После того, как вы ознакомились со списками, составляющими Опрос личных ценностей Рокича, и определили свои основные ценности, важно уделить некоторое время размышлениям об упражнении и о том, что вы сделали. научился. Следующие вопросы могут помочь в этом процессе размышлений, а также могут стать основой для группового обсуждения

Важно подумать.

  • Когда вы думаете о значении слова, что приходит вам на ум? Как ваши выявленные ценности соответствуют этой категории?
  • Как вы думаете, ваши ценности являются врожденными или приобретенными?
  • Как вы думаете, изменятся ли ваши ценности со временем? Каковы некоторые из причин, по которым ваши ценности могут измениться?
  • Считаете ли вы важным определить свои ценности? Если да, то почему?
  • Каковы ваши три главные инструментальные и терминальные ценности? Почему они выделяются для вас? Вы чувствуете, что в настоящее время живете в соответствии с ними?
  • Как осознание своих ценностей может помочь вам в выборе направления в вашей карьере или в жизни в целом?
Узнайте больше

Понимание наших личных ценностей является отличной отправной точкой для развития нашего самосознания. Углубляя наше понимание того, кто мы есть, мы можем улучшить свой эмоциональный интеллект и самоуправление. Мы записали подкасты по обеим этим темам, а также подкаст ниже об эмоциях и социальной боли на работе.

Представление проекта «Мир труда»

Нам нравится опрос Рокича о личных ценностях. Мы считаем, что понимание ваших ценностей важно, по крайней мере, для некоторых людей, и что этот инструмент — полезный способ получить общее представление о ваших ценностях. Как и во всех подобных упражнениях, оно не является окончательным, и вам или другим может показаться, что его выполнение немного разочаровывает.

То, что вы выбираете в качестве своих приоритетов и ключевых ценностей сегодня, может не стать вашими ключевыми ценностями завтра, но более крупные группы, вероятно, будут достаточно точными. Важно сделать шаг назад и подумать о своих ценностях, а также об их происхождении, если вы хотите углубить свое самосознание.

Это упражнение может быть полезной отправной точкой для тренеров или лидеров, желающих помочь людям развить самосознание. Однако стоит помнить, что значения в этом инструменте довольно широки и ориентированы на жизнь, и что существуют другие инструменты, более ориентированные на карьеру или работу, которые могут быть более полезными в определенных обстоятельствах.

Наш подкаст.

Наш подкаст — отличный способ узнать больше о сотнях увлекательных тем из мира труда.

Spotify

Другие