Подражание, заражение и внушение как механизмы влияния на человека
10.03.2020
Подражание направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.
Первым изучил этот феномен Г. Тардт, опубликовав труд «Законы подражания». Подражание, по Тардту, выполняет функции воспроизведения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно определенную стабильность социальных отношений и учреждений. Благодаря подражанию происходит «распространение нововведений» и одновременно благодаря этому механизму население Европы, как отмечал Г. Тардт, превратилось в «издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров». Уже в наши годы мы наблюдали действие этого механизма при смене мод.
Немецким социологом Г. Зиммелем подражание рассматривалось как «психологическое наследование». Вместе с тем он видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, позволяющих избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной модели поведения.
«Подражая, — писал Зиммель, — мы не только перекладываем с себя на других требование произвольной энергии, но одновременно и ответственность за совершенное деяние; так как оно освобождает индивидуума от мук выбора и позволяет ему выступать как сознание группы» .
В подражании Зиммель видел одно из существенных средств взаимопонимания.
Другим важнейшим способом групповой интеграции является механизм социально-психологического заражения. Его истоки уходят в глубины человеческой истории, а проявления заражения бесконечно разнообразны: от заразительных ритуальных танцев и плясок членов первобытной общины до спортивного азарта или религиозного экстаза или массового политически окрашенного психоза (национализм, фашизм), захватывающих в различные исторические отрезки времени большие социальные группы людей.
До сих пор во многом неясными являются сам механизм и функции социально-психологического заражения. В отличие от подражания, являющегося формой адаптации индивида к нормам, шаблонам и эталонам навязываемого по отношению к нему извне поведения, заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Заражение характеризует во многом бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.
Как средство компенсации недостаточно организованной сплоченности группы осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно путей достижения необходимой сплоченности на какой-то рациональной основе. В фашистской Германии специальным приказом членам гитлерюгенда предписывалось коллективное прослушивание речей фюрера по радио. В толпе легче поддаются заражению.
Следующим механизмом воздействия человека на человека выступает внушение. Между заражением и внушением есть много общего. Как заражение, так и внушение являются способами групповой интеграции, способами сколачивания, объединения общности в одно целое путем создания общего психологического состояния, перерастающего затем в совместную групповую и массовую деятельность. Существует большая степень взаимовлияния заражения и внушения друг на друга. Посредством внушения может осуществляться заражение группы или большой массы людей единым эмоциональным настроем. Но если заражение единым социальным настроением оказывается результатом внушения, то в свою очередь заражение может выступать уже в качестве важной предпосылки дальнейшего повышения эффективности внушающего воздействия.
Однако существуют различия между внушением и заражением. В отличие от заражения, представляющего способ сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только предполагает, но даже исключает психическое состояние, равновеликое сопереживание эмоций и представлений объектом и субъектом внушения, индуктором и реципиентом. Внушение — это одностороннее заражение.
В. М. Бехтерев писал, что «внушение есть один из способов влияния одних лиц на другие, которое может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны влияющего лица и которое осуществляется иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании» «.
Особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, а также тех, для кого характерны доминирование ситуативного психического настроя, состояния неуверенности в себе. Важна степень авторитетности источника информации, которая в свою очередь располагает к доверию и снимает сколько -нибудь значительное сопротивление внушающему воздействию. Другими условиями, повышающими эффективность внушения, являются присутствие других, например митинг, ослабление воли и физическая усталость людей.
Внушение выступает значимым фактором общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений. Б. Д. Поршнев объяснял некоторые важнейшие страницы древнейшей истории человечества через действие механизмов внушения (суггестии) и контрвнушения (контрсуггестии). Суггестия объясняет зависимость человека от принудительных сил коллективных действий и представлений, уходящую в глубокие недра социальной психологии.
Ключевые слова: Внушение
Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме |
---|
Самовнушение Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Методики самовнушения Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии |
Способы психологического воздействия на людей Кишкель Е.Н. Управленческая психология |
Убеждение в деловом общении Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий |
Механизмы психологического воздействия Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология |
Методы психологического воздействия Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология |
Сущность внушения Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М., Основы психотерапии |
Гипносуггестия Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М., Основы психотерапии |
1.Методы психологического воздействия (заражение, подражание, убеждение, внушение, манипулирование).
Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.
Заражение — психологический термин, обозначающий передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Возникает как следствие усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей.
Эффект психологического заражения зависит от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального статуса, степени взаимного доверия, а следовательно, и взаимной внушаемости. В то же время надо признать, что особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воли, коммуникативным умениям, артистизму и внешним данным.
Оратор, обладая большим речевым эмоциональным зарядом передаёт своё психическое настроение аудитории, заставляя её реагировать на свою речь в нужном ему направлении.
Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого. Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Убеждение — сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.
Внушение — это сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Особенностью внушения, в отличие от убеждения, является его адресованность не к логике и рассудку личности, и не к способности анализировать, сравнивать и обобщать. В процессе внушения не надо что-либо логически доказывать или заставлять осмысливать, здесь действуют совершенно другие механизмы. Внушенное порождает веру во что-то. А это достигается главным образом формой сказанного — важно не что сказал, а как сказал, но сказал очень выразительно, ярко, эмоционально.
Внушение невозможно при отсутствии смыслового содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что — либо внушить на незнакомом ему языке.
Манипуляции — это скрытое управление личностью, воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Психологическая манипуляция – это метод воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным поведением, выгодным манипулятору). Применяется политиками, идеологами, воспитателями; мошенниками; в процессе переговоров, дискуссий, диспутов; в предвыборных компаниях и т.д.
Психология — Мимикрия — Убеждение — Как построить взаимопонимание
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Разум
- Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
(покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
3 а не любой вид. Если один человек предпочитает беглые взгляды, а другой занят тем, что смотрит глубоко, то, возможно, не имеет значения, насколько хороши шутки или насколько они оба любили «Юнону». Ритм имеет значение.
Темп голоса тоже. Люди, которые говорят громкими, оживленными всплесками, как правило, питаются другими, которые делают то же самое, точно так же, как те, кто говорит в более низких тонах, склонны расслабляться в прохладном потоке размеренных тонов.
«Я очень внимательно отношусь к положению тела людей, — сказал Рэй Аллиери из Уэлсли, штат Массачусетс, бывший руководитель отдела телекоммуникаций с 20-летним стажем работы в маркетинге и продажах. «Если они откидываются на спинку стула, я делаю это, а если они выдвигаются вперед на локтях, я стараюсь двигаться вперед»,
Психологи изучают искусство убеждения уже почти столетие, анализируя такие действия, как политическая пропаганда, телевизионные кампании и поквартирные продажи. Исследования показывают, что на восприимчивость людей к привлекательности влияют многие факторы, в том числе их восприятие того, насколько исключительна возможность и покупают ли ее соседи.
Большинство людей также очень чувствительны к взаимопониманию, обаянию и социальной музыке человека, делающего презентацию. В последние годы исследователи начали расшифровывать невысказанные тонкие элементы, которые вступают в игру, когда люди щелкают мышью.
Они обнаружили, что непосредственная социальная связь между незнакомцами сильно зависит от мимикрии, синхронизированного и обычно бессознательного обмена словами и жестами, который создает поток доброй воли между двумя людьми.
Понимая, как именно работает этот процесс, исследователи говорят, что люди могут лучше поймать себя, когда попадаются на искусную подачу, и даже отточить свои социальные навыки способами, которые они, возможно, не пробовали раньше.
«Действительно хорошие продавцы и, если на то пошло, хорошие мошенники знали об этих навыках и использовали их всегда», — сказал Джереми Бейленсон, психолог из Стэнфорда. «Все, что мы сейчас делаем, — это более точно измеряем и описываем то, что они делают, сознательно или нет».
Подражание является одним из наиболее распространенных и узнаваемых видов поведения в животном мире. Подобно тому, как детеныши шимпанзе учатся карабкаться, подражая своим старшим, так и младенцы усваивают слова и жесты, копируя родителей. Они также с раннего возраста ощущают и подражают поведению сверстников, глядя в потолок, если это делают другие вокруг них, или отражая чужие съеживания от страха и беспокойства.
Некоторые ученые утверждают, что такое поведенческое заражение, вероятно, возникло раньше для выживания. Это то, что разгоняет стаю задолго до того, как большинство ее членов увидят нападающего хищника.
Тем не менее, опираясь на внешне схожие навыки, даже в кажущихся тривиальными способами, люди могут почти мгновенно добиться сотрудничества от совершенно незнакомых людей.
В ходе недавнего эксперимента Рик ван Баарен, психолог из Университета Неймегена в Нидерландах, попросил участников прийти в лабораторию и высказать свое мнение о серии рекламных объявлений. Член его исследовательской группы подражал половине участников, когда они говорили, примерно повторяя позу и положение их рук и ног, стараясь не быть слишком заметным.
Через несколько минут экспериментатор уронил на пол шесть ручек, что выглядело как несчастный случай.
В нескольких версиях этой простой последовательности участники, которым подражали, в два-три раза чаще брали ручки, чем те, кто этого не делал.
Мимикрия не только повысила доброжелательность к исследователю в течение нескольких минут, как показало исследование, но также вызвала «повышенную просоциальную ориентацию в целом».
Эта ориентация применима не только к брошенным ручкам. В исследовании, которое должно выйти весной, Робин Таннер и Таня Чартран, психологи из Университета Дьюка, возглавили исследовательскую группу, которая проверила, как подражание может повлиять на поведение потенциального клиента или инвестора.
Команда попросила 37 студентов Дьюка опробовать новый спортивный напиток Vigor и ответить на несколько вопросов о нем. Интервьюер подражал примерно половине участников, используя технику, разработанную доктором Чартраном в более ранних исследованиях.
Техника включала в себя отражение позы и движений человека с задержкой в одну-две секунды. Если он скрестил ноги, то подождите две секунды и сделайте то же самое с противоположными ногами. Если она коснется своего лица, подождите пару секунд и сделайте это. Если он барабанит пальцами или постукивает ногой, подождите еще раз и сделайте что-то подобное.
Идея состоит в том, чтобы быть зеркалом, но медленным и несовершенным. Следуйте слишком близко, и большинство людей поймают это — и игра окончена.
В ходе исследования исследователи организовали интервью так, чтобы опыт каждого студента был практически идентичным, за исключением подражания.
Кредит… Кевин КристиНи один из скопированных участников не понял мимикрии. Но к концу короткого интервью они значительно чаще других потребляли новый напиток, говорили, что купят его, и предсказывали его успех на рынке.
В аналогичном эксперименте психологи обнаружили, что это было особенно верно, если участники знали, что интервьюер, мимик, заинтересован в успехе продукта.
«Это несколько противоречит здравому смыслу, — сказал в интервью д-р Чартранд. «Обычно вы ожидаете, что когда люди поймут, что кто-то инвестировал в продукт и пытается продать его им, их реакция будет ослаблена. Они были бы менее восторженными.
«Но мы обнаружили, что люди, которым подражали, на самом деле сильнее относились к продукту, когда знали, что другой человек вложил в него деньги».
Любая дружеская беседа является убедительным свидетельством этого подсознательного социального вальса. Улыбки заразительны. Как и кивание в дружеской беседе.
Акценты сходятся быстро и автоматически. Деревенский звон или ирландский свисток могут, казалось бы, заразить голос жителя Нью-Йорка за 10-минутный телефонный разговор.
«Особенно я ловлю себя на том, что впадаю в южный акцент, это безумие, — сказал г-н Аллиери, исполнительный директор телекоммуникационных компаний. «Я из Бостона.
«Но я думаю, что на самом деле хорошие продавцы улавливают физические сигналы и реагируют на них, не задумываясь об этом».
Одно дело двигаться, как пловец с естественной синхронизацией, в омуте повседневных разговоров, не задумываясь. Другое дело — намеренно использовать мимикрию, чтобы убеждать или соблазнять.
Доктор Бейленсон, психолог из Стэнфорда, тестирует эффекты различных форм мимикрии, программируя созданную компьютером фигуру, аватар, для отражения движений и жестов людей в исследовании.
Он обнаружил, что его субъекты улавливают мимикрию, когда она непосредственна и точна. Однако, если аватар немного не синхронизирован ждет, например, четыре секунды , то имитация остается незамеченной, и применяются обычные правила. Виртуальное творение кажется теплым и убедительным, как будто им управляет другой человек.
«Дело в том, что нужно соблюдать тонкий баланс, и я подозреваю, что люди, которые умеют это делать, знают, как сделать это интуитивно», — сказал доктор Бейленсон.
Или они разработали способы косвенного использования своих навыков.
Велдон Смит, музыкант и легендарный продавец, живущий в Сентенниал, штат Колорадо, проработавший 30 лет в бизнесе автомобильных запчастей, прежде чем выйти на пенсию несколько лет назад, сказал: о клиенте до моего визита, в чем заключалась его проблема, о чем он беспокоился. Затем я начинал рассказ о том, как я оказался в таком же затруднительном положении.
«Итак, когда я вошел, я был точно в том же настроении, что и клиент. Я сразу оказался на одной волне. Все остальное как бы вытекало из этого».
Одной из причин, по которой тонкая мимика так мгновенно привлекает внимание, может быть то, что она привлекает и, возможно, активирует мозговые цепи, связанные с чувством эмпатии.
В нескольких исследованиях Джин Десити, нейробиолог из Чикагского университета, показала, что некоторые из тех же областей мозга, которые активны, когда человек чувствует боль, также активируются, когда этот человек представляет себе кого-то другого, например любимого человека, который чувствует то же самое. жало или боль.
Похожий процесс почти наверняка происходит, когда человек получает удовольствие от удачи друга или кажущегося удовольствия от собеседника, сказал доктор Десити.
«Когда вас подражают в хорошем смысле, это передает своего рода удовольствие, социальный кайф, который вы получаете от другого человека, и я подозреваю, что это активирует области мозга, участвующие в восприятии вознаграждения», — он сказал.
Социальная мимикрия может пойти не так, как надо. В своей злобной крайности оно превращается в насмешку, вот почему люди часто отшатываются, когда улавливают запах мимикрии, уничтожая любые шансы на социальные связи. Предварительные исследования показывают, что правила меняются, если между двумя людьми существует большой культурный разрыв. Однако почти всем остальным тонкая мимика кажется формой лести, физическим танцем обаяния. И если такая лесть не приводит к заключению сделки, возможно, клиент просто не покупает.
Каждый имеет право быть очарованным, но не соблазненным.
Подражание, заражение, внушение: о мимесисе и обществе
Содержание Описание книги
252 страницы 6 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
250 страниц 6 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
250 страниц 6 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна
Также доступна в виде электронной книги:
Продолжить покупки
Террористические атаки, похоже, имитируют другие террористические атаки. Массовые расстрелы, похоже, имитируют предыдущие массовые расстрелы. Финансовые трейдеры, похоже, подражают другим трейдерам. Это не новое наблюдение, что люди часто подражают другим. Некоторые могут даже предположить, что мимесис лежит в основе человеческого взаимодействия. Однако понимание такого мимесиса и его более широких последствий — нетривиальная задача. Подражание, заражение, внушение проливает важный свет на то, как общество тесно связано с миметическими паттернами и характеризуется ими.
Взяв за основу дискуссии конца девятнадцатого века о подражании, заражении и внушении, книга исследует теоретическую основу, в центре которой находится мимесис. В этом томе исследуются некоторые из ключевых социологических, психологических и философских дебатов о социальности и индивидуальности, которые возникли на волне теории подражания, заражения и внушения в конце XIX века и в которых участвовали такие известные мыслители, как Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм. и Фридрих Ницше. Кроме того, том демонстрирует, каким образом важные аспекты этой теории были мобилизованы на протяжении двадцатого века и как они могут способствовать современному анализу актуальных вопросов, касающихся, например, неврология, социальные сети, социальные сети, агентное моделирование, терроризм, вирусология, финансовые рынки и теория аффектов.
Одна из важных идей, выдвинутых в теориях подражания, заражения и внушения, состоит в том, что индивидуума следует рассматривать не как суверенную сущность, а скорее как нечто глубоко сформированное извне. Другими словами, решения, которые принимают люди, могут быть невольной имитацией решений других людей. На этом фоне книга представляет новые направления для социальной теории и социологических исследований, которые серьезно относятся к предположению о том, что индивидуальность и социальное могут конституироваться миметически.
Часть I: Введение
1. Подражательные, заразные и внушаемые корни современного общества: на пути к миметической основе социальной теории
Кристиан Борх
Часть II: Исторические корни: рост теории подражания, заражения и внушения
2. Миметическое бессознательное: зеркало для генеалогических размышлений
Nidesh Lawtoo
3. Дюркгейм о подражании
Бьорн Ширмер
4. Мимесис как социальная практика самообразования
Катя Роте
Часть III: Адаптации: распространение миметического мышления
5. Рыночный мимесис: имитация, заражение и внушение на финансовых рынках
Кристиан Бондо Хансен и Кристиан Борх
6. #Заражение
Пета Митчелл и Феликс Виктор Мюнх
7. «Charlie Hebdo» и две стороны подражания
Элизабетта Бриги
8. Вирусная болтовня и загробная жизнь заражения
Robert Peckham
9. Заразные агенты: эпидемии, сети, компьютерное моделирование
Себастьян Велькен
Часть IV: Оглядываясь назад, чтобы смотреть вперед: переосмысление индивидуальности и социального
10. Распаковка I-C-S: Montaigne and the Project of the Self
Дэвид Тэйвс
11. Реактивное: социальный опыт поверхности и глубины
Андреа Муби Бригенти
12.