Методики воспитания: 10 эффективных методик воспитания детей — karpachoff.com

Содержание

10 эффективных методик воспитания детей — karpachoff.com

Воспитать ребёнка счастливым, здоровым и успешным сейчас намного проще, чем 100 лет назад. И всё это благодаря наработкам учёных, педагогов и психологов.

Кроме привычных методов «кнута и пряника», убеждения, личного примера и обучающих ситуаций, существует минимум 20 полноценных систем воспитания, начиная методиками Фридриха Фребеля и доктора Спока и заканчивая музыкальной методикой Железновых. Одни уже устарели, другие уделяют внимание только одной стороне развития ребёнка, третьи слишком сложны для домашнего использования.

Поэтому рассмотрим только 10 самых эффективных методик воспитания детей и остановимся на достоинствах и недостатках, чтобы помочь вам выбрать свой вариант.

1. Система Марии Монтессори

Система Марии Монтессори — одна из самых распространённых методик воспитания и обучения ребёнка, созданная ещё в начале ХХ века. Изначально система разрабатывалась для детей с задержкой развития, а потом уже была адаптирована для всех остальных.

В центре методики находится ребёнок, который волен заниматься, чем ему захочется. Затем идёт обучающая среда, представленная разными зонами для занятий чтением, письмом, математикой, творчеством и т.д. И только потом на сцену выходит взрослый, чья роль — предложить ребёнку варианты и «помочь ему всё сделать самому» (девиз методики). Главный упор при этом делается на обучении письму, так как автор системы считала, что этот навык важнее остальных.

Свобода выбора и индивидуальный подход дают прекрасные результаты. Ребёнок растёт самостоятельным, дисциплинированным и эмпатичным.

При этом его не оценивают и не оставляют на второй год — каждый развивается в собственном темпе.

Не обошлось без минусов. Во-первых, создать обучающее пространство, поделенное на специальные зоны, обойдётся недёшево. Во-вторых в качестве недостатков системы специалисты отмечают отрицание активной роли педагога, недооценку значения ролевых игр и недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей.

Читайте также: Непослушный ребенок: советы психолога, как справиться с «маленьким чудовищем»

2. Вальдорфская школа Рудольфа Штайнера

Как и предыдущий вариант, система была создана в начале ХХ века. Рудольф Штайнер, создатель антропософии, открыл при табачной фабрике в Вальдорфе школу для детей сотрудников, чтобы воплотить свои наработки в жизнь. Со временем его идеи завоевали популярность во всём мире.

Вальдорфская методика основана на творчестве и культуре. Дети поют, участвуют в театральных представлениях, занимаются живописью, эвритмическими танцами и изготовлением поделок из натуральных материалов. Эвритмия — уникальная задумка методики, по которой дети несколько раз в день активно двигаются, хлопают, танцуют, поют и читают стихи.

Два главных принципа, на которых стоит школа, — это так называемое «не опережающее» воспитание и подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры.

Штайнер считал, что у ребёнка нельзя забирать детство, поэтому интеллектуальное обучение начинается не раньше 7 лет.

Особое отношение у системы наблюдается к технике. Использование телевизора, компьютера и гаджетов максимально ограничивается, поскольку считается, что они пагубно влияют на развитие ребёнка.

Вальдорфскую методику критикуют за то, что она слишком поздно начинает обучать детей, упуская драгоценное время, когда они могут научиться всему быстрее и легче. В минус ей также ставят создание тепличных условий, которые усложняют социализацию ребёнка и переход в обычную школу. Но примеры Дженнифер Энистон, Сандры Буллок и Фердинанда Александра Порше доказывают не только состоятельность школы, но и её результативность.

Посмотрите видео — Дмитрий Карпачёв рассказывает, как научиться правильно понимать ребенка, чтобы подобрать подходящую методику воспитания:

3.

Карточки Гленна Домана

Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал методику восстановления для детей с поражением нервной системы, которая помогла их не только вылечить, но и позволила подтянуть интеллектуальное развитие. Затем он адаптировал систему для здоровых детей.

Главная идея методики — раннее физическое и умственное развитие в тесной взаимосвязи.

Ребёнка ни в коем случае не следует пеленать и ограничивать его движения — пусть учится ползать как можно раньше. А с 6 месяцев уже пора начинать его обучение с помощью специальных карточек.

Что это за карточки? Это крупные белые карточки, на которых изображены красные точки для обучения счету и слова для обучения чтению. Также в коллекцию входят картинки с изображениями растений, животных и других объектов. Российский учёный Андрей Маниченко адаптировал карточки под особенности русской грамматики. Их можно купить или изготовить самостоятельно.

Задача родителей — несколько десятков раз в день показывать ребёнку эти карточки. Системное использование карточек обеспечивает раннее развитие речи, письма и в дальнейшем скорочтения, большого словарного запаса и любознательности.

Недостатком системы считают пассивность детей при восприятии информации — они только получают данные, но ничего с ними не делают. Плюс такой метод не подойдёт детям с развитой кинестетикой — вместо того, чтобы изучать, они захотят потрогать и попробовать карточки на вкус.

4. Усовершенствованная методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — человек, усовершенствовавший методику Гленна Домана, используя исключительно собственный опыт матери двух дочерей.

Сесиль сделала акцент на индивидуальном подходе к ребёнку, поэтому расширила вариант карточек Домана, добавив слуховые и тактильные элементы. Хочет ребёнок не только смотреть, но и трогать — предоставьте ему необходимые образцы. Нравится издавать звуки из предметов — пусть стучит по всему, до чего дотянется.

Также Сесиль добавила упражнения из всех сфер знания: географии, истории, музыки, рисования, уделив особое внимание плаванию. Причём она настаивала, что с ребёнком заниматься надо с самого рождения.

Кроме очевидных плюсов всестороннего развития ребёнка, есть один минус у этой методики — маме малыша понадобится почти всё её время на занятия и упражнения с ребёнком. Без надёжного помощника справиться будет сложно.

5. Воспитание счастливого ребёнка по методике Жан Ледлофф

Поехав однажды в Венесуэлу в поисках алмазов, американская писательница Жан Ледлофф вскоре забыла о драгоценностях и сосредоточилась на наблюдении за индейцами племени екуана. Впоследствии она возвращалась к ним ещё 4 раза, чтобы детально изучить приёмы воспитания детей.

В результате исследований Жан Ледлофф на свет появилась неоднозначная книга «Как вырастить ребёнка счастливым».

Неоднозначна она тем, что практически полностью отвергает западные традиции воспитания и предлагает так называемый естественный подход к ребёнку:

  • «ручной период» длится столько, сколько хочет ребёнок;

  • ребёнок участвует во всех делах мамы — это ускоряет процесс его социализации;

  • кормить малыша надо не по расписанию, а по требованию;

  • мама не опекает ребёнка, а даёт ему свободу получать любой опыт;

  • разрешается оценивать только поступки ребёнка, но не его самого.

Такой вариант естественного воспитания в среде индейцев екуана приводил к тому, что дети практически не плакали, росли счастливыми и искренними.

Некоторые элементы не применимы в современных условиях (мы всё-таки не индейцы, живущие в дикой природе), но в целом методика довольно эффективна.

6. Система Масару Ибуки

«После трёх уже поздно» — нашумевшая и единственная книга сооснователя корпорации Sony, которому пришлось глубоко копаться в методах воспитания из-за болезни сына.

Главный посыл книги — мозг ребёнка формируется в первые три года жизни, и надо постараться вложить в него за этот период максимум знаний и навыков. Предпочтение отдаётся обучению иностранным языкам и музыке на академическом уровне.

Масару Ибуки утверждает, что для детей нет понятий легко и сложно, поэтому они одинаково воспринимают как игрушки, так и образцы мирового культурного наследия, из чего следует, что последним стоит уделять больше времени. Игрушек вообще должно быть мало — они ограничивают фантазию ребёнка и рассеивают внимание.

Физическое развитие тоже не на последнем месте, причём в самых разнообразных формах — от прыжков на скакалке до катания на коньках. Здорово, если физические упражнения выполняются по расписанию.

Система Ибуки не до конца подтверждена научными фактами, но сразу получила широкое распространение в Японии и за её пределами. Единственный элемент, за который

критикуют метод Масару Ибуки, — разрешение применять телесные наказания до 2-х лет.

7. Методика Никитиных

Борис и Елена Никитины — ещё одни родители, разработавшие методику воспитания, опираясь на личный опыт. Они начали создавать свою систему с рождением первого ребёнка и совершенствовали с каждым последующим (всего детей в семье 7).

Миссию родителей Никитины видели в том, чтобы научиться прислушиваться к сигналам ребёнка, предоставлять ему полную свободу в выборе занятий и интересов и воспитывать самостоятельную целостную личность.

Поэтому много внимания в методике уделяется созданию специальной среды для обучения (таблицы, схемы, карты на стенах), тренировок (тренажёры, специальные упражнения) и развивающих пособий для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет (кубики, пирамидки, головоломки, задачи). Эти приспособления помогают ребёнку найти множество вариантов решения той или иной задачи и выявляют его способности и склонности в раннем возрасте.

Методика Никитиных сегодня ещё сохраняет свою актуальность, хоть и была разработана в советских реалиях. Осторожным быть стоит только с одним из центральных элементов методики — закаливанием. Перед тем, как превращать ребёнка в «моржа», стоит проконсультироваться с педиатром.

8. Складовое чтение Николая Зайцева

Как научить ребенка читать в 4 года? Используя новаторскую методику складового чтения Николая Зайцева.

Он разработал комплекс, в основе которого кубики с нарисованными складами. Не буквы, не звуки, не слоги, а именно склады — пары гласных и согласных букв или согласных с мягким/твёрдым знаком. Кубики разных размеров, цветов, веса и звучания, в зависимости от наполнителя.

Играя такими кубиками, веселясь и складывая их в башенки и паровозики, уже через несколько сеансов ребёнок без проблем читает целые предложения. Он получает начальное представление о русском языке в столь раннем возрасте, что даёт фору в развитии по сравнению со сверстниками.

И это ещё не всё. Знаменитый педагог разработал подобные комплексы для обучения математике и английскому языку.

Николай Зайцев настаивает, что занятия нужно проводить с 2-х лет. Критики же заявляют, что раннее чтение приведёт к ошибкам на письме, а также сложностям при повторном обучении буквам и чтению по слогам в начальной школе.

9. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Гуманная педагогика профессора Амонашвили — это даже не методика воспитания и обучения, скорее философия, в своё время совершившая революцию во взаимоотношениях взрослых и детей.

Любить и уважать всех детей, какими бы они ни были — центральная идея всей системы.

Автор считает, что не бывает плохих детей, бывают родители и учителя, которые их не понимают. Поэтому он предлагает развитие через сотрудничество — взрослые не контролируют, не принуждают ребёнка и не оценивают его, а относятся к нему, как к равному, и действуют сообща.

В результате ребёнок вырастает самостоятельным и всесторонне развитым, а между родителями и детьми устанавливается прочная связь доверия и уважения.

Минусов данный подход не имеет, поэтому идеи Шалвы Амонашвили продолжают набирать популярность по всему миру.

10. Музыкальные методики

О влиянии музыки на развитие ребёнка ученые говорят давно, поэтому постоянно разрабатываются новые методики воспитания, основанные на музыкальном образовании. Проверенные варианты — «музыка с мамой» Железновых и метод доктора Шиничи Сузуки.

«Музыка с мамой» — это комплекс упражнений (игры, пальчиковая гимнастика, зарядка, массаж) для развития моторики и речи, обязательно сопровождаемые музыкой. Преимущество метода в том, что он не требует дополнительного образования и серьёзного оборудования, ведь включать музыку малышам можно уже с первых недель жизни.

Методика доктора Сузуки отличается тем, что не ограничивается включением музыки. Шиничи Сузуку считает, что все дети от природы талантливы и их можно научить игре на любом инструменте. Если раннее детство ребёнка сопровождает классическая музыка, он растёт более мягким, способным тонко чувствовать настроение и состояние других людей, любящим и понимающим искусство.

Как бы то ни было, цель любой музыкальной методики воспитания — не вырастить виртуоза, а создать всесторонне развитую личность, интеллигентного и благородного человека.

Большинство методик воспитания ребёнка концентрируются на каком-то одном факторе воспитания: раннее чтение, приоритет письма, музыкальное образование.

Но всех их объединяет два важных принципа: отказ от оценивания и тезис о раннем развитии (кроме Вальдорфской школы), что и делает их такими эффективными.

Тем не менее, выбор всегда за родителями.

Каждый ребёнок — это уникальная личность, развивающаяся в своём темпе и имеющая собственные интересы и предпочтения. Чтобы раскрыть потенциал, вовремя выявить таланты и вырастить самостоятельного ребёнка, рекомендуем изучить все методики, выбрать подходящие именно вашему малышу элементы и комбинировать их.

Главное — чтобы и ребёнку, и вам было интересно и весело, ведь помимо блестящих показателей в обучении важно, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым.

8 методик воспитания детей. Обзор

Научно-обоснованные методики

Методика Марии Монтессори

 

Кто такая

Мария Монтессори — в определенном смысле женщина-революционер. Ее отец не хотел, чтобы она получала образование, но несмотря на это она блестяще окончила школу и получила 2 высших образования.
Она окончила медицинский факультет Римского университета, где стала первой девушкой-врачом и позже поступила на факультет философии.

Первые идеи по методике воспитания появились, когда Мария подрабатывала в больнице при университете. Там она столкнулась с особыми детьми и стала разрабатывать идею по развитию таких детей в специально оборудованной среде. Позже она переработала свою методику под обычных детей.

Как воспитывать

Методика воспитания по Марии Монтессори основана на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям.

Система четкая и разработана до мельчайших деталей. Состоит из трех основных частей: ребенок, среда, воспитатель. Важен именно такой порядок. Задача воспитателя лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной среде обучения.

Среда — это специальные Монтессори-классы. Просторное помещение разбито на 6 зон.

  1. Практическая жизнь — здесь собраны всякие бытовые предметы для развития мелкой и крупной моторики и получения простых навыков заботы о себе.
  2. Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
  3. Математическая — предметы для обучения счету и простым вычислениям.
  4. Языковая — чтение и письмо.
  5. Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
  6. Гимнастика — физическое развитие.

В системе Монтессори дети делятся на три возрастные группы:

  1. от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию основных навыков
  2. от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя
  3. от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, строит логические цепочки, увязывает факты, выстраивает общую картину мира.

Темп освоения материала, переход из класса в класс определяется только возможностями ребенка. Усвоил материал за полгода — хорошо, за 2 года — тоже хорошо.

Монтессори-школы сейчас распространены, их можно найти в любом более менее крупном городе мира. Например, самая большая Монтессори-школа находится в Индии.

Что почитать

  • 60 занятий по методике Марии Монтессори. Автор Мари-Элен Пляс
  • Методика раннего развития Марии Монтессори. Автор: Виктория Дмитриева
  • Помоги мне это сделать самому. Автор Мария Монтессори

Недостатки

Недостаток методики — дороговизна. Обусловлено это высокой стоимостью подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специальных дидактических материалов.
Не предусмотрено подвижных и сюжетно-ролевых игр, упор делается на развитие мелкой моторики, логики и аналитического мышления.

Монтессори-школы конечно дорогие, но применять эту методику можно и в домашних условиях. Реально оборудовать такую комнату и дома. Потратиться все равно придется, но зато один раз. Вот, посмотрите эту видео-инструкцию, как организовать монтессори-класс в домашних условиях, если вдруг этого видео недостаточно, то смотрите все, что будут рядом в выдаче и найдете подходящий вариант.

Методика А. Н. Макаренко

Кто такой

ЮНЕСКО включил Макаренко в список из 4 педагогов (Монтессори, Дьюи, Кершенштейнер), которые определили способ педагогического мышления в 20 веке.
Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников и малолетних преступников полноценных членов общества.

Как воспитывать

Не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика, но это особо не помешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.

Методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.

  1. Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа не подготовительный этап.
  2. Детей должен объединять коллектив. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
  3. У коллектива должны формироваться традиции большие и маленькие, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.
  4. Дети принимают решения и отвечают за них. По Макаренко жизнь и досуг группы определяет сама группа. В каждой группе голосованием выбирается старший. Старший группы занимает свой пост всего полгода и только один раз.
  5. Дети должны трудиться. Макаренко считал, что труд — это необходимая часть воспитания, но труд должен быть обоснованным. Ребенок должен знать, ради чего он работает, что даст ему эта работа или кому она поможет.
  6. Педагог, родитель и воспитатель должны быть искренними по отношению к детям. Нельзя использовать шантаж как инструмент управления. То есть, в любой конфликтной ситуации припоминать ребенку его прошлые ошибки нельзя.
  7. Дисциплина — это не метод воспитания, а его результат. Макаренко говорил так: «Наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли».

Что почитать

  • Педагогическая поэма. Автор А. С. Макаренко
  • Книга для родителей. Автор А. С. Макаренко

Недостатки

В основном критикуют за то, что Макаренко выделял трудовую дисциплину, как одну из главных составляющих воспитания, но нельзя забывать когда и для кого была разработана методика.

Методика Рудольфа Штайнера

Кто такой

Рудольф Штайнер — доктор философии, педагог, лектор, основоположник антропософии. Это религиозно-мистическое учение, цель — открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека.
Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе». На антропософии основывается методика воспитания Штайнера, которая более известна, как Вальдорфская школа.

Как воспитывать

Не нужно много требовать. Задача родителей и школы вырастить гармоничную разностороннюю личность, а не вундеркинда. Знания, которые получает ребенок напрямую зависят от его возраста.

  • Учитель в школе и родители дома, должны быть для ребенка авторитетом и примером для подражания.
  • Каждый день ребенок должен получать новый практический опыт из той или иной сферы жизни.
  • Нужно воспитывать в ребенке самостоятельность.

Чтобы лучше понимать, что из себя представляет методика Штайнера, лучше всего ознакомиться с принципами преподавания Вальдорфской школы.

Методика преподавания основывается на принципе «неопережения» развития, но при этом ребенку предоставлены все возможности для развития в удобном для него темпе.
Обучение начинается с 7 лет, длится 11-12 лет. На первые 2-3 года академические предметы откладываются на второй план.

День учеников разделен на три части: духовный (преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

Эвритмия — это особая фишка вальдорфской школы. В течение дня дети несколько раз по 20 минут активно двигаются, топают, хлопают, читают стихи и поют песни.

Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении. Например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье.

Еще одна особенность — изучение материала эпохами. То есть, в течение 3-4 недель дети изучают определенную тему например, эпоха родной литературы, и то, как она отражается в разных сферах человеческой деятельности. Это не значит что остальные предметы вообще не ведутся, просто больше уроков уделяется именно литературе.

Кроме того, учебный материал даётся с учётом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи. В 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). Дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

В вальдорфской школе нет оценок и учеников не оставляют на второй год. В конце каждого года учитель пишет подробный отчет для родителей и для ученика.

Что почитать

  • Принципы Вальдорфской педагогики. Автор Рудольф Штайнер

Недостатки

Критикуют методику Рудольфа Штайнера за то, что она целиком основывается на антропософии. Дело в том, что это учение — ответвление от теософии.
Теософия — это спорное религиозно-оккультное учение. Критики обвиняют вальдорфскую школу в том, что детям помимо академических предметов преподают и основы этого учения.
Еще обвиняют в том, что детям создают «тепличные» условия и потом им сложно социализироваться.

Но несмотря на это, есть наглядные доказательства состоятельности такого способа воспитания — люди. Например, Дженнифер Энистон и Сандра Буллок воспитывались по такой методике и посещали вальдорфскую школу, а еще Фердинанд Александр Порше и Нобелевский лауреат Томас Кристиан Зюдхоф.

Методика Глена Домана

Кто такой

Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, разработал методики по восстановлению для детей с поражениями нервной системы. Позже разработал методики раннего физического и интеллектуального развития для здоровых детей.

Как воспитывать

Мозг активно развивается в период с 0 до 6 лет, поэтому Гленн Доман предлагает начинать обучение уже с 6 месяцев. Процесс начинается с физического развития — как можно раньше научить малыша ползать. Как только ребенок осваивает предложенный ему навык, нужно переходить к следующему.

Хороший пример, чтобы понять суть методики.
Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам узнать, что это за собака.
У вас есть 6 вариантов ответа.

  1. Сказать: «Отстань мне некогда».
  2. Сказать: «Это гав-гав».
  3. Сказать: «Это собака».
  4. Сказать: «Это собака породы Сенбернар».
  5. Показать ребенку картинки с собаками.
  6. Показать картинки и сказать: «Смотри малыш, на всех этих картинках изображены собаки здесь есть разные собаки — пудель, лабрадор, немецкая овчарка, доберман, колли и т.д.».

Из этих шести вариантов правильный только один — № 6. Доман утверждает, что если вы даете ребенку ответ № 6, то предоставляете ему больше информации, которая поможет ему сделать самостоятельные выводы. Например, он поймет, что собаки бывают разной породы, у всех есть лапы и хвост, они отличаются по размеру и окрасу и т.д. Так за каких-нибудь 30 секунд ваш ребенок узнает больше чем при любом другом ответе на этот вопрос.

Методика обучения основана на специальных карточках — карточках Домана. Это такие белые крупные карточки со словами, изображениями и знаками. Карточки делятся по тематике. Их нужно показывать ребенку несколько раз в течение дня.

По этой ссылке можно купить набор с карточками Домана на дисках или же просто карточки на разные темы, но по отдельности.

Что почитать

  • Как приумножить интеллект вашего ребенка. Автор Глен Доман.

Недостатки

Главный недостаток — сосредоточенность только на обучении. Не остается времени на творчество, сухое заучивание фактов лишает ребенка возможности развивать любознательность. Его дело — воспринимать информацию, с ней не нужно ничего дальше делать. Подача материала ведется исключительно через карточки — это делает процесс скучным и исключает другие формы обучения.

 

Научно не обоснованные теории

Методика Сесиль Лупан

Кто такая

Сесиль Лупан не педагог, она была актрисой, но через какое-то время решила посвятить себя материнству. В своей методике она объединила теории Марии Монтессори и Глена Домана.
Нельзя сказать, что получилось что-то революционное, то о чем говорит Сесиль Лупан известно, наверное, каждой маме, но все-таки.

Как воспитывать

Главный принцип — обучение должно приносить радость и малышу и родителям. Воспитание строится не по принципу «внимание-опека», а по принципу «внимание-интерес».

По мнению Сесиль Лупан не нужно стремиться сделать эффективной каждую минуту занятий. Нужно наблюдать за тем, что в данный момент интересует ребенка и помогать ему знакомиться с этим предметом. Новые знания не должны быть просто набором фактов, нужно учить ребенка анализировать и рассуждать. То есть не просто говорить: это яблоко, это стол, это дерево, а еще и объяснять сопутствующие факты о предмете. Виды занятий и упражнений распределены в зависимости от возраста ребенка.

Что почитать

  • Поверь в своё дитя. Автор Сесиль Лупан.

Недостатки

Очевидность многих вещей о которых написано, методика разработана на основе личного опыта не подкреплена научным знанием. С другой стороны личный опыт тоже имеет ценность в вопросе выбора методики воспитания, поэтому ознакомиться точно не помешает.

Сама Сесиль Лупан говорит о том, что не следует в точности повторять все советы, потому что дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Главное помнить, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь».

Методика Жан Ледлоф

Кто такая

Жан Ледлоф — американская писательница, которая в 1970 годах отправилась в экспедицию по поиску алмазов в Венесуэле, заработала на этом всего 1000 долларов, а потом еще 4 раза возвращалась туда, но по другой причине. Возвращалась она, чтобы наблюдать за жизнью индейцев племени Екуана, в частности за тем, как здесь воспитывают детей. Позже она обобщила все свои наблюдения и написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым».

Как воспитывать

Методика основывается на одном принципе: в маму уже заложено, как правильно воспитывать ребенка. Не нужно перекладывать эту ответственность на книги, врачей и т. д. Самое главное — прислушиваться к интуиции и ребенку. Вот некоторые советы от Жан Ледлофф.

  • В воспитании очень важен «ручной период», то есть пока ребенок не начал ползать, он проводит у мамы на руках столько времени, сколько захочет.
  • Важно, чтобы ребенок участвовал в повседневных делах мамы — это облегчает процесс социализации.
  • Кормление по требованию.
  • Не надо сильно опекать малыша. Он должен узнавать новое, получать опыт и не бояться делать это, а излишняя опека его ограничивает.
  • Нельзя оценивать ребенка, только его конкретные поступки.
  • Функция матери прийти на помощь, дать совет, утешить если нужно, но не контролировать каждый шаг.

Что почитать

  • Как вырастить ребенка счастливым. Автор: Жан Ледлофф.

Недостатки

Критикуют эту методику за то, что не все принципы и советы, которые основаны на наблюдении за жизнью индейцев можно применить в жизни обычного человека.

Методика Масару Ибуки

Кто такой

Масару Ибука — сооснователь компании Sony, который разработал собственную методику воспитания и развития ребенка и описал ее в книге «После трех уже поздно». Мы рассказывали о ней в подборке книг о развитии ребенка.

Как воспитывать

Масару Ибука считает, что первые три года жизни человеческий мозг активно развивается и именно в этот период следует закладывать фундамент для гармоничного развития в будущем.

Но это не значит, что нужно успеть за это время впихнуть в ребенка все знания, какие только можно. Так сделать просто не получится, мозг ребенка как губка впитывает знания до определенного момента, и если уже перебор, то включается механизм блокировки.

Программа развития должна выстраиваться индивидуально для каждого ребенка. При этом следует помнить, что для детского ума не существует четких понятий о том, какие задачи сложные, а какие легкие. Поэтому ребенку можно смело предлагать задачи разного уровня сложности.

Нужно серьезно относится к подбору учебных материалов. В качестве наглядных пособий лучше всего брать не специально созданные для детей игрушки и обучающие материалы, а пользоваться творениями мирового культурного наследия. Ребенок с ранних лет должен знакомиться с творчеством великих художников, музыкантов и поэтов.

Игрушек у ребенка не должно быть слишком много. Это рассеивает внимание и не дает сосредоточиться, препятствует развитию фантазии.

В системе Масару Ибуки важное место занимает изучение иностранных языков и музыки. Ибука считает, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания.

Физическое развитие тоже не на последнем месте, нужно учить кататься на коньках, велосипеде, самокате, прыгать на скакалке, плавать, бегать и т.д. У ребенка должен быть режим и лучше всего создать для него какие-то условные ориентиры. Например, ложимся спать после вечернего мультфильма.

Что почитать

  • Масару Ибука написал только одну книгу, вы ее найдете в нашей статье с подборкой книг по развитию ребенка, а тут оставим ссылку на короткую версию этой книги для пап, мало ли пригодится.

Недостатки

Методику Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает телесные наказания, а именно шлепки. Сам он объясняет так: «Шлепки приемлемы до 2 лет, так как с 2 до 3 лет у ребенка начинает формироваться чувство собственного достоинства, с этого момента применять телесные наказания нельзя».

Методика Бориса и Елены Никитиных

Кто такие

Обычные советские родители. Разработали и испытали методику на своих семерых детях. Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, но для своего времени они были новаторами.

Как воспитывать

Начинать нужно как можно раньше, примерно с полутора лет, основная задача — развивать самостоятельность.
Много внимания уделено спорту. По Никитиным в доме должны быть созданы условия для физической активности, которая бы вписывалась в ежедневную рутину. Принуждать ребенка заниматься чем-либо нельзя.
Важная часть физической активности — это закаливание. Дети должны быть в легкой одежде, ходить босиком дома и по снегу, средняя температура в доме 20 градусов.

Никаких специальных расписаний и тренировок не должно быть. Ребенок сам волен выбирать чем ему заняться. Родители должны активно участвовать и интересоваться тем, чем занят ребенок. Детям можно и нужно разрешать играть со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и т.д.

Никитины разработали сборник специальных задач и головоломок. У каждой задачи есть несколько уровней сложности, поэтому она подойдет даже самым маленьким. Занятия по этим сборникам тоже важная часть методики. Никитины советуют не помогать ребенку в решении, всегда давать несколько попыток, если решить не получается, то переходить к задачам попроще.

Для занятий с детьми от 1,5 до 5 лет важно использовать игровые материалы: кубики кирпичики, карточки, флажки и т.д. Это помогает ребенку осознавать результат своей работы.

Не стоит ограничиваться только предложенными упражнениями, можно и нужно придумывать новые, подстраиваться под особенности ребенка.

Что почитать

  • Мы, наши дети и внуки. Авторы: Борис Никитин, Елена Никитина

Книга доступна в электронной версии и можно заказать печатную. Все подробности смотрите тут.

Недостатки

В целом с методикой Никитиных все в порядке, критикуют только за систему закаливания. Хоть они и назвали ее универсальной, но не всем детям она подходит и применять закаливание лучше только после консультации с врачом.

 

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Бенджамин Спок — известный педиатр, автор книги «Ребенок и уход за ним». Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания.
И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать.
Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий.
Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть.
Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр.
Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков.
Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток.
Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек.
Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

6 эффективных методов обучения и как их использовать

Мы обсудим 6 наиболее эффективных методов обучения, чтобы вы могли определить, какой стиль обучения лучше всего подходит вам и вашему предмету.

Поделиться этой публикацией

Как мы выяснили в нашей недавней публикации в блоге, посвященной Всемирному дню учителя, учителя являются абсолютно важной частью нашего общества, но время от времени преподавание может быть трудной и напряженной работой.

В частности, при работе с детьми и подростками может быть трудно сохранять концентрацию, управлять поведением и поощрять активное участие. Кроме того, у обучения взрослых могут быть свои проблемы – взрослым учащимся может быть трудно усваивать новые вещи и менять старые модели мышления.

Одна вещь, которая может помочь вам справиться с некоторыми из этих проблем, — это узнать о различных доступных методах обучения. Вам не нужно выбирать один метод и придерживаться его, но вы можете обнаружить, что определенные методы и стили идеально подходят для разных условий обучения.

Например, вы можете обнаружить, что обучение, ориентированное на ученика, идеально подходит для детей с KS2, а обучение на основе игр творит чудеса с KS3. Вы можете обнаружить, что использование таких технологий, как виртуальная реальность, может повысить уровень уроков истории и географии, а экспериментальные методы обучения могут быть эффективны во время научных экспериментов и групповых проектов. Чтобы узнать больше, прочитайте наши 6 самых эффективных методов обучения ниже.

1. Онлайн-обучение

Онлайн-обучение, возможно, не было нормой для большинства учителей до пандемии COVID-19, но всегда были некоторые учителя, которые предпочитали работать онлайн. Онлайн-репетиторы часто пользуются свободой работать из дома, выбирать свое рабочее время и быть сами себе начальниками.

Но в чем именно заключается онлайн-обучение? По сути, это процесс обучения других с помощью Интернета, будь то индивидуальные или групповые видеозвонки, вебинары или платформы для обмена сообщениями. Обычно это будет комбинация вещей, чтобы заинтересовать студентов.

Если вы подумываете о преподавании в Интернете или ваша текущая работа требует, чтобы вы преподавали в Интернете, вам необходимо хорошо разбираться в технологиях и Интернете. Это потому, что все ваше общение будет онлайн, и вам нужно будет создавать цифровые ресурсы для своих студентов. Этими ресурсами могут быть презентации, планы уроков, рабочие листы, видео или аудио лекции.

Преимущество онлайн-обучения в том, что оно доступно для многих людей. Не все могут ходить в школу, но все больше людей имеют доступ к Интернету. Конечно, технологии могут быть барьером и для образования, но с годами этот барьер, к счастью, разрушается.

Лучшее место для начала, если вы хотите научиться быть отличным онлайн-учителем, — это наш высоко оцененный курс «Как преподавать онлайн: обеспечение непрерывности для студентов». Вы узнаете, как успешно перейти от очного обучения к онлайн-обучению, чтобы вы и ваши ученики получили максимальную отдачу от обучения.

  • БудущееУзнать Основы смешанного обучения для профессионального образования и обучения

  • Университет Южного Квинсленда Введение в обучение и преподавание HyFlex

2. Экспериментальное обучение

Если вы никогда раньше не слышали об экспериментальном обучении, это идея о том, что обучение является продуктом опыта. Если это звучит как то, что может вас заинтересовать, у нас есть целая статья, в которой рассказывается, как применять экспериментальное обучение в классе и за его пределами.

Мы можем получить опыт, только взаимодействуя и взаимодействуя с миром и людьми вокруг нас. Эта теория обучения исходит из цикла экспериментального обучения Дэвида Колба и рассматривает роль всего нашего опыта в обучении, от эмоций и познания до окружающей среды.

Теория Колба 1984 г. предполагает наличие четырех основных стадий цикла обучения:

  • Конкретный опыт. Это когда учащийся получает новый опыт, например, впервые катается на велосипеде.
  • Рефлекторное наблюдение. После конкретного опыта учащийся должен подумать о своих действиях и посмотреть, как другие выполняют это действие.
  • Абстрактная концептуализация. На следующем этапе учащийся осмысливает свои размышления и составляет план дальнейших действий. Они могут предложить следующие шаги и обратиться за советом к экспертам.
  • Активное экспериментирование. На заключительном этапе учащийся обдумывает свои размышления и предыдущие уроки, а затем повторяет первоначальный опыт, чтобы увидеть, достигнут ли какой-либо прогресс. Это приведет к новому конкретному опыту, и цикл запустится снова.

Экспериментальное обучение — отличный метод обучения, поскольку оно поощряет творчество, помогает учащимся учиться на ошибках, способствует рефлексивному мышлению и готовит учащихся к будущему опыту. Это может быть эффективно для нескольких предметов, особенно во время научных экспериментов, спортивных тренировок и групповых проектов.

Некоторые простые способы поощрения экспериментального обучения в вашем классе включают в себя поощрение учащихся регулярно оценивать себя и размышлять над тем, что они узнали. Как учитель, вы можете записывать свои уроки или вести журнал обратной связи, чтобы размышлять о предыдущих уроках.

Вы можете узнать больше о рефлексивных практиках на нашем открытом этапе Британского Совета или изучить опыт на нашем открытом этапе Университета Южного Уэльса.

3. Дифференциация

Дифференциация — это метод обучения, который адаптирует инструкции для учащихся в зависимости от их индивидуальных потребностей. Этот метод может быть отличным вариантом, если вы преподаете в классах со смешанными способностями и хотите, чтобы каждый получил максимальную отдачу от каждого урока. Чтобы стать профессионалом в этом методе обучения, вы можете присоединиться к нашему курсу «Дифференциация для обучения» от STEM Learning.

Это довольно традиционный подход к обучению в классах со смешанными способностями, но он может быть успешным, если применять его с осторожностью. Например, некоторые учителя могут выбрать преподавание совершенно другого контента в зависимости от способностей учащихся. Тем не менее, это может привести к тому, что ученики будут чувствовать себя смущенными, а учителя — выгоревшими от попыток сделать слишком много за один раз.

В этой заметке важно, чтобы учителя создали инклюзивный класс, в котором приветствуются учащиеся с любыми способностями, независимо от пола, расы, сексуальной ориентации или инвалидности. Дифференцированное обучение никогда не должно использоваться для того, чтобы одни учащиеся чувствовали себя хуже других.

Лучший способ приблизиться к дифференциации — обучать различными способами, включая книги, фильмы, изображения и словесные презентации. Это дает разным учащимся возможность принять участие и понять содержание урока. Вы даже можете пойти дальше и предложить дифференцированные занятия в классе и стили оценивания.

Например, если тема урока — пьеса Шекспира, вы можете позволить учащимся продемонстрировать свое понимание несколькими способами. Они могут написать эссе, сделать устную презентацию, создать иллюстрацию или комикс или использовать любые другие сильные стороны, которые у них есть.

4. Смешанное обучение

Следующий метод обучения, который мы рассмотрим, — это смешанное обучение. По сути, смешанное обучение представляет собой сочетание традиционного очного обучения и обучения на основе технологий. Хотя смешанное обучение существовало до COVID-19пандемии, за два года он стал более популярным в школах и университетах. Вы можете прочитать все об этом в нашем блоге о смешанном обучении.

Использование модели смешанного обучения может быть полезно как для учащихся, так и для учителей, поскольку оно является промежуточным звеном между традиционными и технологическими методами. В нем используется достаточно технологий, чтобы учащиеся были сосредоточены и заинтересованы, но он также предоставляет учащимся возможность лично общаться с учителями и одноклассниками, что может быть бесценным.

Вот несколько замечательных примеров смешанного обучения:

  • Ротация станций. Во время уроков учащиеся перемещаются по разным «станциям», которые представляют собой смесь онлайн- и практических занятий.
  • Гибкое обучение. Учащиеся находятся в классе с учителями, но в основном они используют методы онлайн-обучения. Учителя всегда готовы помочь и научить, когда это необходимо.
  • Виртуальная реальность. Учащиеся находятся в физическом классе, но могут использовать виртуальную реальность (VR), чтобы погрузиться в окружающую среду. Это может быть историческая достопримечательность, художественная галерея или чудо природы, чтобы привлечь их внимание и способствовать их обучению.
  • Расширенное виртуальное обучение. Занятия и курсовая работа выполняются в режиме онлайн с использованием цифровых технологий, но при необходимости учащиеся могут организовать очные занятия.

Вполне вероятно, что с течением времени модели смешанного обучения станут преобладать, а наша физическая и цифровая жизнь будут все больше взаимосвязаны. Если вы ищете краткий курс по этой теме, вас может заинтересовать наш курс «Дизайн смешанного и онлайн-обучения» от UCL или наш курс «Создание работы смешанного образования» от Эдинбургского университета и EMBED.

Вас также может заинтересовать наш курс «Введение в обучение и преподавание HyFlex» Университета Южного Квинсленда, Австралия, в котором основное внимание уделяется инновационному подходу к обучению HyFlex, сочетанию гибридных и гибких методов.

  • БудущееУзнать Как преподавать онлайн: переход в онлайн после пандемии

  • Кейптаунский университет Образование для всех: инвалидность, разнообразие и инклюзивность

5. Обучение в игровой форме

Если вы хотите сделать свои уроки более увлекательными, увлекательными и интерактивными, не ищите дальше. Обучение на основе игр, также известное как геймификация, – отличный способ вовлечь учащихся, особенно учащихся начальной и средней школы.

Определение геймификации — это стратегия, которая внедряет игровые элементы в неигровые действия для повышения мотивации. Поскольку дети очень интересуются играми, от видеоигр и мобильных приложений до простых игровых площадок и настольных игр, это может быть отличным началом.

Как мы выяснили в нашем блоге о геймификации в образовании, видеоигры связаны с выработкой дофамина. Таким образом, включение некоторых идей из видеоигр в обучение может положительно сказаться на настроении учащихся, делая их более уверенными в успехе.

Однако стоит отметить, что геймификация не обязательно должна использоваться в каждом контексте. Иногда уроки требуют более серьезных обсуждений. Кроме того, слишком много игрового обучения, вероятно, лишает детей удовольствия и повышенной мотивации.

Вот несколько способов включить игровое обучение в свои уроки:

  • Система баллов
  • Уровни и индикаторы выполнения
  • Вызовы и соревнования
  • Уникальные награды
  • Обучающие значки

Вы можете узнать больше об обучении через игру в нашем курсе от Federation University.

6. Обучение, ориентированное на учащихся

Вы, наверное, догадались, на чем фокусируется этот подход – на ваших учениках. В то время как успех и счастье учащихся всегда являются главным приоритетом для учителей, обучение, ориентированное на учащихся, отличается от более традиционных методов обучения.

Обучение, ориентированное на учителя, которое более распространено, требует, чтобы учитель давал инструкции в классе и руководил классом большую часть времени. При личностно-ориентированном обучении учащимся предоставляется больше возможностей выбирать, что они хотят изучать и как они хотят это изучать. Это также известно как индивидуальное обучение.

При подходах к обучению, ориентированных на учащихся, учащимся предлагается играть активную роль в классе, а не принимать участие в более пассивных занятиях, таких как прослушивание лекции или написание эссе. У них будет много дискуссий со своими сверстниками и учителями, а также им будет предложено задавать вопросы, что связано с обучением на основе запросов.

Некоторые замечательные примеры такого подхода включают в себя совместное участие учащихся в дебатах, проектах в небольших группах и веселых сценариях ролевых игр. Как учитель, вы должны быть отличным фасилитатором. Вы должны поощрять открытое общение, любопытство, творчество и исследования. В конце занятия в классе учитель должен призвать учащихся задуматься над тем, что они узнали.

  • EIT Климат-KIC Набор инструментов для цифрового обучения: ресурсы для успешного онлайн-обучения

  • Университет Федерации Обучение через игру

Заключительные мысли

Надеемся, что этот список эффективных методов обучения дал вам несколько идей, которые вы можете использовать в классе. Более подробную информацию по многим из этих и многих других тем вы найдете на наших учебных курсах. Это может помочь вам поработать над некоторыми навыками, которые могут улучшить планирование и проведение урока, что принесет пользу вам и вашим ученикам.

Руководство по методам обучения для современных учителей

В поисках правильного современного метода обучения для вашего класса может быть сложным.

Все ученики, учителя и классы разные — и это одна из замечательных особенностей учебного процесса! Продолжая свою преподавательскую практику, вы попробуете новые методы обучения и узнаете, что лучше всего подходит для ваших учеников.

Мы обнаружили некоторые из лучших современных методов обучения, которые на самом деле приносят результаты в классе. Продолжайте читать, чтобы узнать, как использовать их, чтобы помочь учащимся полностью раскрыть свой потенциал и создать счастливые и эффективные классы.

Почему методы обучения продолжают развиваться

Бесчисленные инновации в области образовательных технологий, лучшее понимание процесса обучения учащихся и новые подходы к стратегиям обучения означают, что ваш набор инструментов намного больше, чем классная доска и мел.

Сегодняшние учителя сталкиваются с множеством проблем и имеют много возможностей:

  1. Переход на дистанционное обучение выявил неравенство в классах, но также предложил учащимся новые способы интерактивного обучения.
  2. Новые инновации в области образовательных технологий объединяют обучение в классе с реальными цифровыми навыками.
  3. Изменение представлений об образовании и педагогике добавило новые цели обучения, такие как социально-эмоциональное обучение, дифференциация и индивидуальное обучение.

Не бойтесь пробовать новые способы обучения и вовлечения учащихся. Продолжайте читать, чтобы узнать, какой стиль преподавания лучше всего подходит для вашего класса!

18 Современные методы обучения для изучения

1. Прямое обучение

Подходит для: Для всех возрастов, в сочетании с другими методами обучения

Прямое обучение — это когда вы явно передаете понятия и навыки учащимся , вместо того, чтобы позволить им учиться самостоятельно.

Хотя может показаться странным начинать список современных методов обучения с метода, который был основой традиционного обучения в классе на протяжении сотен лет, прямое обучение позволяет использовать более современные стратегии обучения.

В сочетании с другими стратегиями обучения прямое обучение является полезным инструментом для улучшения понимания материала учащимися! Сегодня это может быть что угодно: от лекций и обучающих видео до учебных пособий и семинаров.

Пример:

Учащиеся посещают классную лекцию об экологическом разнообразии, затем смотрят видео местной природоохранной группы об усилиях по сохранению местной среды обитания. Эта прямая инструкция поможет вам объяснить требования проекта обучения служению, который они проводят для уборки парка возле своей школы.

Подробнее о сервисном обучении чуть позже!

2. Перевернутые классы

Подходит для: поздних начальных классов и старше, или любых учащихся, которые могут работать самостоятельно

Домашние задания, лекции в школе — так это обычно делается. Но в перевернутых классах учащихся усваивают информацию в свободное время и используют время в классе для практического обучения и решения проблем.

Перевернутые классы, также известные как смешанное обучение, включают в себя новые инновации в области образовательных технологий и отдают приоритет очным учебным занятиям, чтобы повысить вовлеченность учащихся.

Это помогает учащимся двигаться в своем собственном темпе и дает вам больше времени для индивидуальной поддержки там, где это необходимо. В сочетании с такими методами, как экспериментальное обучение или обучение на основе запросов, перевернутые классы могут дать учащимся ценный практический опыт.

Пример:

Учащиеся читают статью о конкретной научной процедуре дома, затем приходят в класс и проводят практический эксперимент. Они записывают свои выводы и делают презентацию о своих результатах. Пока они работают, вы наблюдаете за работой учащихся, чтобы выявить пробелы в обучении, которые вы сможете устранить на следующих уроках.

Узнайте больше в нашем руководстве по моделям смешанного обучения.

3. Кинестетическое обучение

Подходит для: Для всех возрастов

Кинестетическое обучение — это особый стиль обучения, также известный как тактильное обучение. Кинестетические учащиеся лучше всего усваивают информацию, когда она представлена ​​в виде практических демонстраций , активного обучения и манипуляций.

Кинестетическое обучение — отличный современный метод обучения для всех учащихся, потому что он дает учащимся больше возможностей для изучения концепций и получения практического опыта в своей учебной среде, что приводит к лучшим результатам обучения.

Пример:

Учащиеся, изучающие умножение, участвуют в различных упражнениях с чередованием станций, в том числе:

  • манипулятивное
  • Работа в малых группах с учителем над устранением пробелов в обучении

4.

Игровое обучение

Подходит для: Для всех возрастов, в зависимости от игры

Обучение на основе игр (GBL) — это современный метод обучения, в котором используются возможности игр для определения и поддержки результатов обучения. Обучение на основе игр фактически использует игры для обучения, в отличие от геймификации, которая использует игровые элементы, такие как списки лидеров и баллы, для мотивации обучения.

Образовательные игры способствуют вовлечению, обеспечивают немедленные вознаграждения и обратную связь, а также используют силу здоровой конкуренции, чтобы дети были заинтересованы в обучении.

Современные школьники очень хорошо понимают игры, особенно цифровые. Инструменты Edtech могут помочь превратить их любовь к видеоиграм в любовь к учебе, будь то в школе или дома.

Пример:

Prodigy Math Game — это игровая обучающая платформа, призванная помочь учащимся полюбить практиковать математические навыки.

Кроме того, бесплатные инструменты для учителей означают, что вы можете настроить Prodigy на то, что вы преподаете в классе, всего за несколько простых шагов. Настроить Спланируйте математическую практику по новой концепции в соответствии с учебной программой или отправьте учащимся задание , чтобы различать и оценивать прогресс в обучении.

Учащиеся не будут знать, что их оценивают или делают домашнее задание — все это часть приключения! Зарегистрируйте бесплатную учетную запись учителя сегодня, чтобы начать.

Зарегистрируйтесь сейчас

Узнайте больше о GBL в нашем руководстве по обучению на основе игр.

5. Обучение, ориентированное на учащихся

Подходит для: Все возрасты

Прежде всего, ориентированное на студента обучение вовлекает студентов в принятие решений об их обучении . Он связывает интерес учащихся с классом и создает систему оценивания, чтобы помочь им понять почему материал важен и как он вписывается в повседневную жизнь.

Хорошо это или плохо, но Интернет открыл для учащихся новые способы получения информации и взаимодействия с миром. Обучение, ориентированное на учащихся, помогает:

  • Предоставьте им инструменты, необходимые для изучения новых тем
  • Установите связь между темами и улучшите навыки решения проблем 
  • Непосредственно свяжите уроки в классе с тем, что они испытывают вне школы

Пример:

Междисциплинарное обучение — отличный способ связать интересы учащихся с вашей учебной программой . Студенты могут прочитать роман о конкретном научном открытии и представить отчет о книге или создать бюджет для маркетинга выдуманного продукта на уроке математики. Работайте со студентами, чтобы узнать, что им нравится, как они лучше всего учатся и как будет оцениваться проект.

6. Обучение, ориентированное на учителя

Подходит для: Начальный уровень и выше — младшим учащимся может потребоваться больше практического взаимодействия, чтобы оставаться сосредоточенными 

Обучение, ориентированное на учителя, больше всего похоже на традиционное обучение в классе . Студенты учатся в основном самостоятельно на лекциях и получают четкие инструкции и рубрики от центрального авторитета.

Подобно прямому обучению, обучение, ориентированное на учителя, полезно для создания основы для другой работы. Большинство современных классных комнат отдают приоритет сотрудничеству, групповой работе и исследованиям учащихся по уважительным причинам. Но независимое обучение может охватывать разные стили обучения и давать учащимся чувство личного успеха и ответственности!

Пример:

Обучение, ориентированное на учителя, по-прежнему может быть привлекательным и мотивирующим для учащихся. Если вы начинаете новое новое исследование или модуль ELA, почему бы не позволить учащимся вести независимый дневник о том, что, по их мнению, произойдет в истории или какие вопросы у них есть по поводу концепции? Они будут практиковать свои навыки письма, и вы все сможете вернуться в конце модуля, чтобы увидеть, чьи прогнозы оказались наиболее точными.

7. Обучение на основе запросов

Подходит для: Средняя школа и старше

Обучение на основе запросов — это метод обучения, который ставит во главу угла любознательность учащихся и независимый анализ . Учащиеся работают, чтобы найти ответ на открытый вопрос или проблему, используя доказательные рассуждения и навыки решения проблем, чтобы прийти к обоснованному выводу.

Как учитель, ваша роль состоит в том, чтобы подтолкнуть учащихся от простого любопытства к критическому мышлению и пониманию, поощряя их задавать вопросы и поддерживая их в их исследованиях.

Пример:

Чтобы помочь учащимся развить навыки аналитического и критического мышления, попросите их написать исследование по интересующему их вопросу. Учащиеся могут:

  • Проанализировать демографические данные своей школы или города
  • Исследовать эффективность экологически чистой энергии в своем сообществе
  • Изучить факторы, которые способствовали значимому историческому событию  5 9 подробнее о различных типах обучения на основе запросов и о том, как это может выглядеть в вашем классе.

    8. Индивидуальное обучение

    Подходит для: Elementary и выше

    Индивидуальное обучение — это образовательный подход, который адаптирует обучение к потребностям, интересам и способностям отдельных учащихся . Это поможет вам дифференцировать инструкции для каждого ученика и помочь им достичь мастерства.

    Мотивация, отзывчивость, навыки саморефлексии и самозащиты — все это поможет учащимся добиться успеха в современной рабочей силе, независимо от их карьеры. Индивидуальное обучение достигает учащихся всех уровней, помогает им развить эти важные навыки и сосредоточить свое время на обучении в небольших группах.

    Пример:

    Короткие регулярные формирующие оценки дают учащимся возможность продемонстрировать свои знания и помогают определить потребности в обучении на раннем этапе. Если вы начинаете новый модуль, предварительно изучите базовые понятия и используйте быструю запись в журнале для оценки понимания, а затем оцените учащихся по всему модулю с помощью быстрых викторин, презентаций и заданий перед финальным тестом, чтобы убедиться, что каждый учащийся достиг мастерства.

    Ознакомьтесь с еще семью персонализированными стратегиями обучения, которые можно использовать в классе.

    9. Обучение на основе проектов

    Подходит для: Elementary и выше

    Обучение на основе проектов — это метод обучения, ориентированный на учащихся, который поощряет обучение с помощью реальных вопросов или задач.

    Вопросы должны:

    • Быть открытыми
    • Поощрять учащихся применять соответствующие навыки или знания
    • Позволять учащимся использовать свои собственные подходы к ответам и созданию продукта

    Вы даете учащимся проблему, метод исследования и любые дополнительные материалы, и они отправляются и работают — с вашей поддержкой по мере необходимости. Каждый раз это выглядит немного по-новому, но обучение на основе проектов помогает учащимся развивать критическое мышление и междисциплинарные навыки, используя реальный опыт, который они будут использовать всю оставшуюся жизнь.

    Пример:

    Варианты обучения на основе проектов много и варьируются, но может включать в себя:

    • Планирование школьного мероприятия
    • Изучение истории простой машины
    • для своей школы с использованием навыков геометрии

    Получите наши десять лучших идей обучения на основе проектов для повышения успеваемости учащихся.

    10. Проблемное обучение

    Подходит для: Elementary и выше

    Проблемное обучение похоже на проектное обучение, но с одним важным отличием: оно дает учащимся задачу в начале темы , до того, как они будут обучены некоторым из соответствующих концепции.

    Учащиеся получают открытый вопрос и находят собственную информацию и ресурсы. Ваша роль как учителя состоит в том, чтобы при необходимости предоставлять материалы и рекомендации, а также объяснять процесс оценивания.

    Проблемное обучение помогает формировать самостоятельных учащихся и легко настраивается в соответствии с потребностями и стилями обучения отдельных учащихся.

    Пример:  

    Для экологически безопасного проблемного учебного проекта начните с такой темы, как отходы в классе или экология. Студенты могут исследовать и находить решения, а вы можете реализовать их вместе!

    11. Совместное обучение

    Подходит для: Elementary и выше

    Совместное обучение чем-то похоже на букет роз — хотя все они могут иметь одинаковые цвета и форму по отдельности, вместе букет — это больше, чем сумма его частей.

    При совместном обучении учащиеся работают над общей задачей и выполняют одни и те же действия, но они работают вместе, чтобы повысить производительность группы и улучшить обучение. Это скоординированные усилия по поиску ответов, исследованию или созданию конечного продукта, в который каждый член группы вносит равный вклад.

    Учащимся необходимо знать, как работать со сверстниками в любом возрасте, а совместное обучение может помочь им начать развивать ценные навыки построения команды.

    Пример:

    Используйте мозговой штурм как совместную учебную деятельность, в которой участвуют все. Предложите тему для обсуждения перед уроком. Предложите учащимся провести мозговой штурм заранее и представить идеи анонимно или лично. Все читают представленные материалы перед занятием и используют их как отправную точку для обсуждения в классе. Даже самый застенчивый студент может почувствовать себя способным высказать свое мнение!

    12. Совместное обучение

    Подходит для: Elementary и выше

    Если совместное обучение — это букет роз, то совместное обучение — это букет полевых цветов, каждый из которых уникален, но способствует чему-то прекрасному.

    В проектах совместного обучения каждый учащийся играет свою роль в деятельности структурированной группы и вносит уникальный вклад в успех группы. Ваша роль учителя состоит в том, чтобы помогать группам и направлять их исследования.

    Как и совместное обучение, совместное обучение учит учащихся тому, что усилия каждого члена группы важны как для индивидуального, так и для группового успеха. Это также побуждает студентов расширять возможности друг друга и нести ответственность за свою работу.

    Пример:

    Повысьте эффективность обучения с помощью игры-головоломки! Каждый студент состоит из двух групп: домашней группы и экспертной группы. Предложите учащимся тему для исследования. Студенты будут работать со своей экспертной группой, чтобы узнать о конкретной подтеме, а затем вернуться в свою домашнюю группу и представить свои выводы.

    Узнайте больше в нашем руководстве по совместному обучению.

    13. Обучение на основе мышления

    Подходит для: Elementary и выше

    В обучении, основанном на мышлении, вы явно обучаете учащихся тому, как использовать навыки критического и творческого мышления в контексте повседневных уроков.

    Чтобы обучение, основанное на мышлении, было эффективным, преподаватели должны включить его непосредственно в учебную программу и все предметы — будь то понимание важных математических почему концепций или предубеждений в учебных материалах ELA.

    Навыки критического и творческого мышления помогают учащимся повысить медийную грамотность и ежедневно понимать всю информацию, которая у них под рукой. Изменение рабочей силы означает, что они столкнутся с новыми и уникальными проблемами, а обучение, основанное на мышлении, может помочь им добиться успеха.

    Пример:

    Предложите учащимся проверить свои знания по геометрии и физике и построить прочные конструкции из различных материалов. После этого попросите учащихся подумать, почему некоторые из их творений сработали, а почему нет, и что они сделали бы по-другому в следующий раз.

    14. Обучение на основе компетенций

    Подходит для: Для всех возрастов

    Независимо от того, какой метод обучения вы используете, обучение на основе компетенций гарантирует Каждый учащийся осваивает данные навыки , прежде чем перейти к следующей теме, разделу или даже классу.

    Он смещает акцент с запоминания на глубокое понимание, демонстрируемое практическим применением. Это идет рука об руку с персонализированным обучением, чтобы способствовать равенству в классе и помогать учащимся лучше учиться на протяжении всей своей жизни.

    Пример:

    Формирующие оценки, такие как предварительные тесты и небольшие проекты, могут помочь вам отслеживать обучение и мастерство учащихся. В классе ELA попросите учащихся создать портфолио сочинений, в которое они регулярно вносят свой вклад. Вы сможете увидеть их прогресс, и они почувствуют чувство выполненного долга по мере того, как улучшат свои навыки письма и понимания!

    Узнайте больше о том, что такое компетентностное образование и как его может использовать ваша школа.

    15. Обучение на основе дискуссий

    Подходит для: Средняя школа и старше

    При обучении на основе дискуссий вы ведете дискуссию, пока учащихся обсуждают проблемы в небольших группах.

    Обучение на основе дискуссий помогает развивать критическое мышление и независимое обучение, два основных навыка для существования в современном мире. Студенты научатся:

    • Выявление предубеждений
    • Взвешивание доказательств
    • Выводы по тестированию

    Это отличный способ смоделировать непредубежденное и уважительное слушание, а также способствует вовлечению, не полагаясь на технологии в классе. Может быть сложно привлечь каждого ученика с первого раза, но будьте настойчивы, и вы начнете видеть преимущества!

    Пример:

    Обсудите текущие новости или другую тему урока. Создавайте материалы и помогайте учащимся, если они застряли, но не доминируйте в беседе. Смоделируйте навыки уважительного обсуждения и позвольте учащимся самостоятельно прорабатывать новые идеи.

    16. Обучение в игровой форме

    Подходит для: Pre-K, Kindergarten

    Обучение в игровой форме — это именно то, на что это похоже: обучение учащихся через игру под руководством ребенка и открытую игру . Это отличный способ помочь маленьким ученикам проявить любопытство к окружающему миру и развить важные социальные навыки!

    Обучение в игровой форме — это не просто классная работа в игровой форме. Оно должно быть самостоятельным и относительно неструктурированным, чтобы помочь построить:

    • Воображение
    • Навыки абстрактного мышления
    • Языковые навыки для групповой игры
    • Понимание мира природы

    Пример:

    и позволить учащимся свободно перемещаться между станциями. Станции могут включать:

    • Книги
    • Драма
    • Художественные принадлежности
    • Сенсорная игра
    • Конструкторы

    Выделите определенное количество времени в своих планах уроков и дайте волю воображению учащихся!

    17. Обучение служению

    Подходит для: Средняя школа и старше

    Если бы урок был информативен и эффективен, попробуйте обучение служению. Он сочетает в себе академические цели с проектами общественных работ . Учащиеся получают практический опыт, шанс внести позитивные изменения и воплотить в жизнь реальные примеры своей учебной программы.

    Несмотря на то, что обучение в сфере служения в большей степени ориентировано на учащихся, чем на традиционные общественные работы, оно по-прежнему является для учащихся ценным способом внести позитивный вклад в жизнь своих сообществ и узнать о том, как важно быть хорошими гражданами.

    Пример:

    Существует множество способов обучения служению, но один из наших любимых — организовать книжную акцию для малообеспеченных школ или младших классов. Студенты получат практическую практику в организации мероприятий и узнают о важности грамотности.

    Получите больше идей по обучению служению в «Руководстве для учителя по обучению служению».

    18. Социально-эмоциональное обучение

    Подходит для: Всех возрастов

    Социально-эмоциональное обучение — это процесс, посредством которого люди, дети и взрослые развивают знания, самосознание и личное благополучие для формирования эмоциональных компетенций в как в учебе, так и в жизни. В частности, SEL может помочь вашим ученикам:

    • Развивать мышление роста
    • Формировать позитивные отношения
    • Справляться с трудными ситуациями

    Школа является основным источником социальных связей, и исследователи согласны с тем, что учащиеся с хорошо развитыми социально-эмоциональными навыками отмечают улучшение академических и социальных результатов. Недавнее закрытие школ, связанное с COVID, означает, что учащиеся потеряли много социального взаимодействия, поэтому особое внимание уделяется навыкам SEL как никогда важно!

    Пример:

    Существует множество способов осмысленно включить SEL в ваш класс, включая такие действия, как:

    • Journaling
    • Классная йога
    • Ежедневная проверка студентов
    • Медитация и мозговые перерывы

    для Ameriation и SEL Activity.

    Методы обучения для учащихся с особыми потребностями

    За последние несколько десятилетий в системе образования появилось больше возможностей для разных учащихся — учащихся с особыми потребностями, ограниченными возможностями обучения или даже с разными стилями обучения.

    Нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы сделать наши классы открытыми и справедливыми, но многие современные методы обучения легко адаптируются и решают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются разные учащиеся в традиционном классе.

    В конечном счете, не существует «лучшего способа» преподавания, независимо от того, какие ученики есть в вашем классе. Однако есть несколько общих рекомендаций, которым вы можете следовать, чтобы ваше обучение было максимально эффективным:

    1. Объяснять вещи, используя несколько методов. Прежде чем приступить к проекту обучения обслуживанию, например, обязательно предварительно изучите важную информацию с помощью нескольких методов обучения, включая средства массовой информации, ролевые ситуации, практические демонстрации и многое другое.  
    2. Ожидайте, что учащиеся сделают все возможное, и не соглашайтесь на меньшее. Когда вы верите, что все ваши ученики способны на великие дела, они тоже будут. Не игнорируйте и не придавайте большого значения неправильным ответам, а учитывайте их и работайте вместе, чтобы найти правильное решение.
    3. Познакомьтесь со своими учениками . В начале года или подразделения разошлите форму Google и задайте вопросы об их стилях обучения или о том, над чем им интересно работать. Встречи родителей с учителями также являются прекрасным временем для обсуждения конкретных потребностей в обучении и того, что работает, а что нет.
    4. Используйте современные методики обучения, разработанные для вовлечения учащихся. Прошли времена заучивания и молчаливых занятий. Не бойтесь пробовать что-то новое, чтобы узнать, что лучше всего работает для вас! Затем попросите учащихся оставить отзыв, чтобы узнать больше о том, какие стили обучения лучше всего подходят для вашего класса.
    5. В равной степени используйте индивидуальные, парные и групповые занятия. Когда учащиеся учатся вместе, они понимают разные потребности в обучении и вызывают уважение. Преднамеренные стратегии, такие как кооперативное и совместное обучение, возлагают на каждого учащегося ответственность и предоставляют больше способов обработки контента, в то время как индивидуальное обучение позволяет учащимся устанавливать собственный темп и цели.

    Когда вы пробуете новые методы обучения и адаптируете свой подход, каждый ученик выигрывает! Это поддерживает их интерес, показывает им, что вы заботитесь об их обучении, и дает им возможность оценить различные стратегии обучения.

    Прежде всего, продолжайте пробовать что-то новое, получайте отзывы от учеников и общайтесь с родителями.

    Обучение студентов в современную эпоху обучения

    За последние десятилетия образование прошло долгий путь, будь то более эффективные методы обучения или новые способы использования студентами технологий.

    Когда вы постоянно внедряете инновации и пробуете новые стратегии, вы даете своим ученикам реальный жизненный опыт и помогаете им развить любовь к учебе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *