Методы активного слушания: 7 техник активного слушания

как применять на уроке — REPIT Блог

«У человека два уха и один рот — чтобы он слушал вдвое больше, чем говорил». Но так ли легко по-настоящему слушать человека, и в особенности ребенка? Что необходимо сделать, чтобы ребенок мог рассказать вам все и не боялся совершить ошибки? Разбираемся, что такое техника активного слушания детей и как применять ее в школе.

Техника активного слушания детей: как применять на уроке

Что такое техника активного слушания?

Техника активного слушания — методика, которая позволяет понять психологическое состояние человека, используя определенные приемы.

В основе этой техники, как ни странно, лежит умение слушать. Не просто слышать звуки, а вслушиваться и понимать человека. Необходимо полностью погрузиться в рассказ говорящего, и таким образом достичь полного понимания всех чувств, эмоция и мыслей человека.

Эта методика подразумевает выполнения определенных действий от слушающего: он не может просто быть рядом, как мебель. Он должен выказывать сопереживания, и периодически включаться в разговор. Эту методику часто используют психологи для выявление психологических проблем человека. Но технику активного слушания детей, например, очень поможет и в образовательной сфере.

Подробнее о технике читайте здесь.

Техника активного слушания детей: методы применения на уроке

Существует несколько приемов, которые позволяют активно слушать человека. Каждый из этих приемов можно применять в той или иной ситуации: комбинируйте их и используйте по вашему усмотрению.

Но ни в коем случае нельзя постоянно применять один и тот же прием несколько раз подряд и с коротким периодом. Это будет производить обратный эффект и вызывать недоверие.

Я бы выделил три основных способа применения данной техники для работы с учениками, для каждого из которых подходят разные приемы:

  • проверка изученного материала;
  • работа над ошибками;
  • определение состояния учащегося.

Давайте подробно разберем, в каких ситуация и каким образом можно использовать конкретные приемы техники активного слушания детей.

 1. Пауза (задержка)

Первый прием — это пауза или задержка в разговоре. Во время разговора сделать паузу порой просто необходимо, чтобы ребенок мог подумать и понять, что он сказал, а вы могли вдуматься в его слова. К тому же пауза создает более спокойную и доверительную атмосферу. Задержка дает понять детям, что можно не торопиться и все обдумать.

Я очень часто применяю этот метод при опросе учеников. Не заставляю сразу говорить и отвечать на заданный вопрос, а даю время на обдумывание. Более того, после ответа я тоже делаю паузу для того, чтобы весь класс мог понять, что ответил ученик. Таким образом мы все погружаемся в материал. При индивидуальном общении с ребенком я стараюсь периодически (но не очень часто) делать паузы после того, как ребенок что-то сказал: это позволяет ему услышать самого себя.  

2.
Уточнение

По сути, уточнение направлено на то, чтобы попросить ребёнка более детально объяснить, что он имеет ввиду. Этот прием очень полезен в проверке знаний, ведь учитель выясняет 2 вещи: что выучил ребенок и понял ли он этот материал. Уточнение как раз хорошо подойдет в этом случае. Или же вы можете попросить ученика уточнить неверное утверждение. Это позволит ему понять собственную ошибку самостоятельно и пригодится в работе над ошибками.

Уточнение также позволяет более детально понять, что чувствует ребенок, так как любой человек достаточно часто избегает болезненных вопросов. Используя уточнения, вы акцентируете внимание на пропуске каких-то моментов в рассказе говорящего.

Если вы видите, что ребенок ведет себя не так, как обычно, это повод поговорить с ним и разобраться в ситуации. Применяя уточнения, вы и сами более детально поймете состояние ребенка и дадите ему самому разобраться в собственных проблемах.

3.
Пересказ

Прием пересказа — это повторение вами того, что сказал ваш ученик, с выделением главных аспектов. Это дает так называемую обратную связь. Дети понимают: вы их слушаете и даже подмечаете какие-то важные аспекты. Это создает доверие между вами.

Такой прием полезен для работы над ошибками. Я предпочитаю на своих уроках использовать прием пересказа, для того чтобы дети услышали себя со стороны: так они могут понять, где совершили ошибку.

4.
Повтор (эхо)

Повтор напоминает пересказ, только при повторе необходимо повторить слово в слово, что сказал ребенок. Суть приема такая же, как и у пересказа, только для более коротких ответов. И применение такое же: можно использовать для работы над ошибками.

Важно! При использовании повтора следите за своими эмоциями. Вы не должны показать гнев или высокомерие. Иногда дети могут подумать, что вы используете их слова против них же, и потому будут бояться отвечать.

5. Сообщение о восприятии (эмпатия)

И последний прием — проявление сочувствия. Этот метод больше подходит не для проверки или работы над ошибками, а для создания хороших отношения между вами и учениками. Или же чтобы понять, в каком состоянии находится ученик. Необходимо постараться поставить себя на место ученика. Конечно, сейчас, в более зрелом возрасте, детские проблемы нам кажутся смешными. Но ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, верно? Это надо постараться понять. 

Воспитывать в себе эмпатию, конечно, нелегко. Начать можно с простого. Чаще говорите: «мне очень жаль», «больно слышать», «я понимаю, как тебе тяжело» и т. д. А в дальнейшем это может перейти в искреннее сопереживание вашим ученикам, которое не надо скрывать.

Я стараюсь часто использовать слова сочувствия в разговорах с детьми. Пытаюсь объяснить и показать им, что я понимаю их и сопереживаю; часто я просто рассказываю похожие истории из своей жизни. 

Как развить навык активного слушания

Чтобы развить в себе умение слушать и начать применять технику активного слушания детей, есть несколько способов.

1. Начните слушать себя

Постарайтесь иногда послушать то, что говорите вы сами. Не бойтесь иногда говорить и размышлять вслух. Это позволит вам понять, как чувствуют себя люди, когда что-то рассказывают.

2. Практикуйтесь перед зеркалом

Встаньте перед зеркалом и начните что-то рассказывать. Отметьте моменты:

  • в которых вам хотелось бы сделать паузу;
  • где можно было бы что-то уточнить;
  • когда стоит использовать пересказ или повтор.

Умение вовремя использовать эти приемы и есть, по сути, ключевой навык техники активного слушания. 

3. Тренируйтесь на близких и родных

Постарайтесь слушать членов своей семьи. Начните с малого: узнайте, что хотят вам сообщить родители или супруга (супруг), о чем вам говорят ваши друзья или товарищи. Спросите их, нравится ли им вообще с вами общаться и почему. На основе этого сделайте выводы по поводу вашего умения слушать и постарайтесь исправить ошибки. А затем переходите к практике с учениками.

Краткие выводы

По сути, техника активного слушания при использовании в проверке знаний и работе над ошибками отсылает нас к методике обучения по Сократу. Суть ее заключается в попытке объяснить что-то через диалог, а не просто рассказать материал. Мне кажется, это более эффективный метод обучения, и приемы активного слушания помогают в использовании этой методики.

Техника активного слушания — это отличный набор приемов, которые можно использовать в разных ситуациях, в том числе и в школе на уроке.

Помните о самом главном: вы должны не просто использовать эти приемы — вы прежде всего должны любить свою деятельность и любить детей. Только тогда у вас получится раскрыть полный потенциал техники.

приемы, методы и техники, примеры и упражнения

Что отличает человека от животного? Активная и многообразная речь. Человек создал язык, чтобы через него выражать свои мысли, желания и ощущения окружающим. При этом важным становится активное слушание. Существуют определенные приемы и техники активного слушания, методы. На примерах рассмотрим, как оно проявляется, и на упражнениях покажем, как его развить.

Люди редко могут услышать друг друга. К сожалению, неумение слушать собеседника приводит к тому, что люди не понимают друг друга, не находят решений проблемных ситуаций, расходятся и остаются при своих обидах. Вот почему важным становится активное слушание, когда человек понимает, о чем ему говорит собеседник.

Нужно уметь не только говорить, но и слушать. К успеху приходят люди, которые умеют слышать, что им говорится. Как говорится, «молчание – золото». Но если при этом человек включается в понимание слов собеседника, то его молчание превращается в бесценную драгоценность.

Содержание:

  • 1 Что такое активное слушание?
  • 2 Техника активного слушания
  • 3 Приемы активного слушания
  • 4 Методы активного слушания
  • 5 Примеры активного слушания
  • 6 Упражнения активного слушания
  • 7 Итог

Что такое активное слушание?

Говоря об активном слушании, трудно передать весь его смысл. Что это такое? Активным слушанием называют восприятие чужой речи, при которой идет прямое и непрямое взаимодействие между участниками процесса. Человек как бы включается в процесс разговора, он слышит и осознает значение слов говорящего, воспринимает его речь.

Чтобы понять другого человека, для начала его нужно услышать. Как можно общаться и не слышать другого человека? Многим кажется это абсурдом. На самом деле общение большинства людей является поверхностным и односторонним. Пока собеседник что-то говорит, его оппонент при этом обдумывает собственные мысли, прислушивается к своим ощущениям, которые возникают в ответ на слова говорящего.

Если вспомнить, то многие отметят, что в момент, когда они слышат некое неприятное слово, все, что говорится после него, остается неуслышанным. Услышав значимое для себя слово, человек заостряет на нем свое внимание. Он эмоционирует, при этом обдумывает, что сказать собеседнику. Может даже не замечаться, что разговор уже пошел в другое русло.

Слушание называется активным лишь потому, что человек не зацикливается исключительно на собственных переживаниях и эмоциях, а воспринимает речь, которая говорится собеседником.

Активное слушание помогает:

  • Направить разговор в нужное русло.
  • Подобрать вопросы, которые помогут получить нужные ответы.
  • Правильно и безошибочно понять собеседника.

В общем смысле, активное слушание помогает установить контакт с собеседником и получить от него нужную информацию.

Техника активного слушания

Если интересуют техники активного слушания, тогда следует прочитать книгу Гиппенрейтера «Чудеса активного слушания», где он отмечает важнейшую роль данного явления. Если люди желают устанавливать эффективные контакты с близкими и окружающими людьми, тогда следует уметь не только говорить, но и слушать.

Когда человека интересует тема беседы, он обычно в нее включается. Он наклоняется или поворачивается к собеседнику, чтобы лучше его понять. Это является одним из техник активного слушания, когда человек заинтересован в том, чтобы услышать и понять информацию.

Другими факторами, влияющими на эффективное активное слушание, являются:

  • Устранение тем, которые непонятны собеседнику.
    Сюда можно отнести акцент и дефекты речи.
  • Безусловное принятие оппонента. Не оценивать то, что он говорит.
  • Задавание вопросов как признак включения в разговор.

Техники активного слушания:

  1. «Эхо» — повторение последних слов собеседника вопросительным тоном.
  2. Перефразирование – краткая передача сути сказанного: «Я тебя правильно понял…? Если я тебя правильно понял, то…».
  3. Интерпретация — предположение об истинных намерениях и целях говорящего, исходя из сказанного им.

Через активное слушание человек сопереживает и проясняет для себя информацию, уточняет и задает вопросы, переводит разговор в нужную тему. Это значительно повышает чувство собственной значимости, если человек хорошо владеет техниками общения.

Зрительный контакт многое говорит о том, что интересует человека:

  • Контакт на уровне глаз говорит о том, что человека интересует собеседник и информация, которую он выдает.
  • Обсматривание собеседника говорит скорее о заинтересованности личностью говорящего, нежели о той информации, которую он выдает.
  • Взгляд на окружающие предметы говорит о том, что человеку не интересна ни информация, ни сам собеседник.

Активное слушание включает кивки головой, подтверждающие возгласы («Да», «Я вас понимаю» и пр.). Не рекомендуется заканчивать за человеком его фразы, даже если вы его понимаете. Позвольте ему полностью и самостоятельно выразить свою мысль.

Важным элементом активного слушания является задавание вопросов. Если вы задаете вопросы, значит, слушаете. Ответы помогают вам уточнить информацию, помочь собеседнику разъяснить ее или перейти на нужную тему.

Следует замечать эмоции человека. Если вы говорите о том, что замечаете, какие эмоции он переживает, значит, он проникается к вам доверием.

Приемы активного слушания

Рассмотрим приемы активного слушания:

  • Пауза. Данный прием помогает подумать над сказанным. Иногда человек молчит, просто потому что не успевает подумать над чем-то большим, нежели изначально хотел сказать.
  • Уточнение. Данный прием используется с целью уточнения, разъяснения сказанного. Если данный прием не используется, то зачастую собеседники додумывают друг за друга то, что им неясно.
  • Пересказ. Данный прием помогает выяснить, насколько правильно были поняты слова собеседника. Либо собеседник подтвердит их, либо уточнит.
  • Развитие мысли. Данный прием используется как развитие темы беседы, когда собеседник дополняет информацию своими данными.
  • Сообщение о восприятии. Данный прием предполагает выражение мыслей о собеседнике.
  • Сообщение о восприятии себя. Данный прием предполагает высказывание личных ощущений и изменений, которые происходят в процессе разговора.
  • Сообщение о ходе разговора. Данный прием выражает оценку о том, как проходит общение между собеседниками.

Методы активного слушания

Говоря о методах активного слушания, речь идет о понимании слов говорящего больше, нежели они передают. Это так называемое проникновение во внутренний мир говорящего, понимание его чувств, эмоций и мотивов.

В обыденной жизни данный метод называют эмпатией, которая проявляется на трех уровнях:

  1. Сопереживание – это проявление тех же чувств, что и собеседник. Если он плачет, то и вы плачете вместе с ним.
  2. Сочувствие – это предложение своей помощи, видя эмоциональные страдания собеседника.
  3. Симпатия – это добродушное и положительное отношение к собеседнику.

Некоторые люди рождаются с врожденной склонностью к эмпатии, другие вынуждены ей обучаться. Это возможно через Я-высказывания и методы активного слушания.

Чтобы проникнуть во внутренний мир собеседника, Карл Роджерс предлагает следующие техники:

  • Постоянное выполнение обязательств.
  • Выражение чувств.
  • Соучастие во внутренней жизни собеседника.
  • Отсутствие характерных ролей.

Речь идет об эмпатическом слушании, когда человек не просто слушает, что ему говорится, но и воспринимает скрытую информацию, участвует в монологе простыми фразами, выражает соответствующие эмоции, перефразирует слова собеседника и направляет их в нужное русло.

Эмпатическое слушание предполагает молчание, когда собеседнику дают выговориться. Человек должен отстраниться от собственных мыслей, эмоций и желаний. Он полностью сосредотачивается на интересах собеседника. Здесь не следует высказывать свое мнение, оценивать информацию. В большей степени речь идет о сопереживании, поддержке, сочувствии.

Методы активного слушания рассматриваются на сайте psytheater.com:

  1. Перефразирование – пересказ значимых и важных фраз своими словами. Помогает услышать собственные высказывания со стороны или смысл, который ими передается.
  2. Эхотехника – повторение слов собеседника.
  3. Резюмирование – краткая передача смысла высказанной информации. Выглядит в виде выводов, заключений разговора.
  4. Эмоциональный повтор – пересказывание услышанного с проявлением эмоций.
  5. Уточнение – задавание вопросов с целью уточнения сказанного. Указывает, что говорящего слушали и даже пытались понять.
  6. Логическое следствие – попытка выдвинуть предположения о мотивах сказанного, развитие будущего или ситуации.
  7. Нерефлексивное слушание (внимательное молчание) – молча слушая, вникая в слова собеседника, поскольку можно пропустить мимо ушей важную информацию.
  8. Невербальное поведение – установление зрительного контакта с собеседником.
  9. Вербальные знаки – продолжение разговора и указание, что вы его слушаете: «да-да», «продолжайте», «я вас слушаю».
  10. Зеркальное отражение – выражение тех же эмоций, что и у собеседника.

Примеры активного слушания

Активное слушание может быть использовано везде, где встречаются два человека. В большей степени оно играет важную роль в сфере работы и взаимоотношений. Ярким примером могут стать продажи, когда продавец внимательно слушает, что нужно покупателю, предлагает возможные варианты, расширяет ассортимент.

Активное слушание в продажах, как и в других сферах жизни, нужно, чтобы позволить человеку довериться и выговориться о своих проблемах. Вступая в контакт, у людей есть определенные мотивы, которые зачастую не произносятся. Чтобы помочь человеку раскрыться, нужно с ним установить контакт.

Другим примером активного слушания является общение с ребенком. Его следует понять, распознать его переживания, выяснить проблемы, с которыми он пришел. Нередко активное слушание полезно для побуждения ребенка к действиям, когда он не только жалуется, но и получает полезный совет, что можно делать дальше.

Активное слушание используется во всех видах взаимоотношений, где важным становится элемент доверия и сотрудничества. Между друзьями, между родственниками, между бизнес-партнерами и прочими категориями людей эффективно активное слушание.

Упражнения активного слушания

Активное слушание следует в себе развивать. Это становится возможным с помощью следующего упражнения:

  • Берется группа людей и разделяется на пары. В течение определенного времени один из партнеров будет играть роль слушающего, а второй – говорящего.
  • В течение 5 минут говорящий рассказывает о паре своих личных проблем, акцентируя внимание на причинах возникновения трудностей. Слушающий при этом использует все техники и приемы активного слушания.
  • В течение 1 минуты после упражнения говорящий говорит о том, что помогало ему открываться, а что мешало. Это позволяет слушающему понять собственные ошибки, если они имелись.
  • Следующие 5 минут говорящий должен рассказывать о своих сильных сторонах, которые помогают ему устанавливать контакты с людьми. Слушающий продолжает использовать приемы и техники активного слушания, учитывая собственные ошибки, совершенные в прошлый раз.
  • Следующие 5 минут слушающий должен пересказать все, что он понял из обоих рассказов говорящего. При этом говорящий молчит и лишь кивком головы подтверждает или отрицает правильность того, понял его слушающий или нет. Слушающий в ситуации несогласия с ним должен поправить себя, пока не получит подтверждения. Окончание данного упражнения заключается в том, что говорящий может уточнить, где его неправильно поняли или исказили.
  • Затем говорящий и слушающий меняются ролями, по новой проходят все этапы. Теперь слушающий говорит, а говорящий внимательно слушает и использует приемы и техники активного слушания.

В конце упражнения подводятся итоги: какая роль была самой трудной, в чем заключались ошибки участников, что следовало бы сделать и пр. Данное упражнение не только позволяет отрепетировать навыки активного слушания, но и увидеть барьеры общения между людьми, увидеть их в реальной жизни.

Итог

Люди контактируют между собой через общение. Речь является одним из способов построения отношений и связей. Активное слушание является методом успешного установления контактов между людьми, которые в этом заинтересованы. Итог его применения может порадовать и удивить многих людей.

Культура современного общения достаточно низкая. Люди много говорят, часто не слушая своих собеседников. Когда возникает молчание, то чаще всего люди погружены в собственные мысли. А когда возникает разговор, то люди пытаются по-своему интерпретировать услышанное. Все это приводит к непониманию и неправильному принятию решению по итогам.

Развитие активного слушания устраняет все проблемы в общении. Установление доброжелательных контактов является первоначальным преимуществом данного приема.

Вам будет интересно:

  • Амилоидоз сердца
  • Белая горячка

Рубрика: Психология / Профессор Павлов

18.03.2017

Adblock
detector

Как стать активным слушателем

Что такое активное слушание?

Активное слушание — это способность сосредоточиться на говорящем, понять его сообщение, осмыслить информацию и вдумчиво ответить. В отличие от пассивного слушания, когда вы слушаете говорящего, не запоминая его сообщение, этот ценный навык межличностного общения гарантирует, что вы сможете вовлекать и позже вспоминать конкретные детали без необходимости повторения информации.

Активные слушатели используют вербальные и невербальные приемы, чтобы показать и удержать свое внимание на говорящем. Это не только поддерживает вашу способность сосредоточиться, но и помогает говорящему увидеть, что вы сосредоточены, вовлечены и заботитесь.

Вместо того, чтобы думать и мысленно репетировать, что вы могли бы сказать, когда говорящий закончит, активный слушатель внимательно обдумывает слова говорящего и фиксирует информацию в памяти.

Как стать активным слушателем

Вот различные упражнения на активное слушание, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свои навыки межличностного общения:

Навыки вербального активного слушания

Парафраз : Обобщите основные моменты сообщения, которым поделился говорящий, чтобы показать, что вы полностью понимаете их смысл. Это также даст говорящему возможность прояснить расплывчатую информацию или расширить свое сообщение.

Пример: «Итак, вы говорите, что ваша текущая система управления контентом больше не соответствует техническим потребностям вашей команды, потому что она не поддерживает большие видеофайлы».

Задавайте открытые вопросы : Задавайте вопросы, показывающие, что вы поняли суть того, чем они поделились, и помогите им поделиться дополнительной информацией. Убедитесь, что на эти вопросы нельзя ответить простым «да» или «нет».

Пример: «Вы правы — процедура регистрации нуждается в некотором обновлении. Какие изменения вы хотели бы внести в процесс в течение следующих шести месяцев?»

Задавайте конкретные уточняющие вопросы : Задавайте прямые вопросы, которые помогут говорящему предоставить более подробную информацию об информации, которой он поделился, или сузить широкую тему или тему.

Пример: «Расскажите мне больше о вашей текущей рабочей нагрузке. Какой из этих проектов занимает больше всего времени?»

Используйте короткие словесные утверждения : Короткие позитивные утверждения помогут говорящему чувствовать себя более комфортно и показать, что вы вовлечены и способны обрабатывать информацию, которую он предоставляет. Небольшие словесные аффирмации помогут вам продолжить разговор, не перебивая говорящего и не нарушая его темп.

Пример: «Я понимаю». «Я понимаю.» — Да, это имеет смысл. «Я согласен.»

Проявите сочувствие : Убедитесь, что говорящий понимает, что вы способны распознавать его эмоции и разделять их чувства. Проявляя сострадание, а не просто чувствуя его, вы можете наладить контакт с говорящим и начать устанавливать чувство взаимного доверия.

Пример: «Мне очень жаль, что вы столкнулись с этой проблемой. Давайте придумаем, как я могу помочь».

Поделитесь похожим опытом : Обсуждение похожих ситуаций не только покажет говорящему, что вы успешно интерпретировали его сообщение, но также может помочь в построении отношений. Если спикер поделился проблемой, предоставление информации о том, как вы решали аналогичные задачи, будет ценным для других.

Пример: «Мне тоже было трудно начать работу с этой программой. Но становится намного легче. Всего через несколько недель я почувствовал себя совершенно комфортно, используя все функции».

Вспомнить ранее предоставленную информацию : Постарайтесь вспомнить ключевые концепции, идеи или другие критические моменты, которыми говорящий поделился с вами в прошлом. Это демонстрирует, что вы не только слушаете то, что они говорят в данный момент, но и способны запоминать информацию и вспоминать конкретные детали.

Пример: «На прошлой неделе вы упомянули о добавлении более старшего координатора для помощи с этой учетной записью, и я думаю, что это отличная идея».

Невербальные навыки активного слушания

Кивок : несколько простых кивков говорящему показывают, что вы понимаете, о чем он говорит. Кивок — это полезный, поддерживающий сигнал, и он не обязательно сообщает о том, что вы согласны с говорящим, а только о том, что вы в состоянии понять смысл его сообщения.

Улыбка : Подобно кивку, легкая улыбка побуждает говорящего продолжать. Однако, в отличие от кивка, он означает, что вы согласны с их сообщением или довольны тем, что они говорят. Улыбка может заменить короткое словесное подтверждение, помогая снять напряжение и убедить говорящего чувствовать себя комфортно.

Избегайте отвлекающих движений : Неподвижность может сообщать о сосредоточенности. Для этого старайтесь избегать таких движений, как взгляд на часы или телефон, вздох вслух, рисование или постукивание ручкой. Вам также следует избегать обмена вербальными или невербальными сообщениями с другими людьми, которые слушают говорящего. Это может заставить говорящего чувствовать себя расстроенным и неудобным.

Применяя описанные выше вербальные и невербальные приемы в будущих беседах, вы можете работать над укреплением отношений и сохранением большего количества информации, полученной во время общения на рабочем месте. Активное слушание требует практики для улучшения и поддержания. Чем больше вы будете использовать эти приемы, тем более естественными они будут казаться.

Активное прослушивание | Национальный исследовательский центр одаренных и талантливых (1990-2013 гг.)

(адаптировано с сайта www.osr.state.ga.us/bestprac/class/cm-3.htm)

 
Важным навыком для учителей является активное слушание . Когда учителя активно слушают, они посылают детям сообщение о том, что они достаточно важны, чтобы привлечь к себе безраздельное внимание учителя. Когда учитель является активным слушателем, он может направить детей к самостоятельному решению проблем. Термин «активное слушание» немного неверен, так как именно ваши ответы являются ключевыми в этой технике.

В зависимости от того, что сказал ребенок, активной реакцией будет (а) перефразируйте то, что вы только что услышали (это может включать в себя помощь ребенку в обозначении чувств или описании ситуации), и, когда это уместно, (b) задайте вопрос, который приведет ребенка к ее собственному решению . Когда ребенок ясно описал что-то, что произошло, активная реакция — это реакция, когда учитель переформулирует ситуацию, обозначая любые чувства, которыми он поделился. Например, Делорис приходит к своему учителю и говорит: «Моя очередь играть с кенгуру, а Лиза мне его не даст». Активным ответом будет: «Ты говоришь сердитой, Делорис. Что вы можете сделать, чтобы решить эту проблему с Лизой?» Если Делорис решила проблемы до того, как она сможет предложить поговорить с Лизой или поделиться головоломкой. Если нет, учитель предложит пойти с ней и помочь ей рассказать Лизе, в чем проблема, и помочь найти решение. Хотя учителю было бы проще сказать Делорис и Лизе, что они должны поделиться или забрать головоломку, пока дети не перестанут спорить, активная реакция слушания дает детям понять, что учитель уверен, что они могут ее решить. Учителя, которые используют активное слушание, понимают, что их цель — научить детей самостоятельно решать проблемы.

Существует четыре основных техники активного слушания : поощрение, повторение, размышление, и подведение итогов . Используйте ободряющие ответы, такие как «ага», «продолжайте», «понятно» и «расскажите мне об этом подробнее», чтобы побудить студента продолжить разговор. Вы можете быть удивлены тем, как много студент может сказать с минимальной поддержкой. Такие ответы, как «похоже, вы не очень хорошо сдали тест по математике» или «вы забыли домашнюю работу», отражают факты, которыми поделился учащийся. Вы можете использовать повторные ответы, чтобы показать, что вы понимаете, что студент сказал вам. Вы также можете использовать повторные ответы, если считаете, что учащийся может заметить несоответствия в своих собственных утверждениях. Такие ответы, как «вы, кажется, чувствуете, что…» или «вы, кажется, боитесь, что…» отражают суть чувств, выраженных учащимся. Обобщающие ответы объединяют важные идеи и факты. Обобщающие заявления создают основу для дальнейшего обсуждения, а также помогают вам проанализировать то, что вы обсуждали, и прогресс, которого вы достигли. Примеры обобщающих утверждений включают: «Вы действительно не уверены, что хотите делать» или «Кажется, вас тянет в двух направлениях…». В таблице подробно описаны цель и процедуры для четырех различных техник активного слушания.

Методы активного слушания

(с сайта www.poynter.org/Research/lm/lm_listen2.htm)

 

ТИП ЗАЯВЛЕНИЯ

ЦЕЛЬ

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

ПРИМЕРЫ

A. ПООЩРЕНИЕ

  1. Для выражения интереса.
  2. Чтобы человек говорил.

Не согласен или не согласен.
Используйте уклончивые слова с позитивным тоном.

  1. «Понятно…»
  2. «Угу…»
  3. «Интересно…»
  4. Расскажите мне больше об этом

B. ПЕРЕСТАНОВКА

  1. Чтобы показать, что вы слушаете и понимаете.
  2. Чтобы человек знал, что вы понимаете факты.

Переформулируйте основные идеи собеседника, подчеркнув факты.

  1. «Насколько я понимаю, ваша идея…»
  2. «Другими словами, это ваше решение…»

C. ОТРАЖЕНИЕ

  1. Чтобы показать, что вы слушаете и понимаете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *