Методы и приемы арт-терапии в современном образовательном процессе
Брыскина Ольга Алексеевна
Арт-терапия – терапия искусством, не предназначена сделать всех художниками, поэтами или музыкантами.
Главная задача направлена не во внешнее окружение, а наоборот во внутрь человеческой природы, для раскрытия творческих способностей, возможностей, понимания своего предназначения. Она способствует развитию памяти, мышления, внимательности, уверенности в себе, стабилизации нервной системы, нейтрализации эмоционального негатива.
Арт-терапия – это созидательная деятельность. Занимаясь ею, человек производит некий продукт — результат (материальный), получает удовольствие, положительные эмоции, либо выплёскивает негатив: мысли, чувства и таким образом успокаивается.
В символической, художественной форме конфликтная, раздражающая ситуация находит своё разрешение.
Через искусство человек, как бы проникает вглубь себя, идёт процесс самопознания, он способствует раскрытию подсознательных проблем.
Арт-терапия – одна из разновидностей психотерапии. Она с успехом применяется в работе, как со взрослыми, так и с детьми, особенно с неврозами, тревожностью, низкой самооценкой, нарушениями в общении, пост. травматическими синдромами.
Арт-терапия в детских образовательных учреждениях — этоодин из методов развития и корректирования с помощью художественной деятельности. В этой деятельности больше используется не вербальное общение, а язык пластики, эмоции. Это важно при работе с детьми, которым трудно выражать словами своё состояние.
Арт-терапия имеет много разных частных форм.
1. Игровая терапия.
2. Хореотерапия (ритмика)
3. Кинезатерапия (танцевально двигательная)
4. Сказкотерапия
5. Имаготерапия (театр)
6. Изотерапия (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство)
Начинать заниматься изо-терапией можно с самого раннего возраста, так как она развивает познавательную деятельность, пополняется словарный запас, развивается сенсорика, общая и мелкая моторика, повышается самооценка, гармонизируется эмоциональное состояние ребёнка.
В детском учреждении доступными видами арт-терапии являются:
1. Цветотерапия – разноцветные игрушки, мебель, разноцветные фоны, игры в сухом бассейне.
2. Водотерапия – игры с водой.
4. Танцевально-двигательная – танцы на музыкальных занятиях.
5. Сказка терапия – прослушивание сказок, инсценировок, игры-драматизации по сказкам
6. Песочная терапия – игры с песком
7. Изотерапия
Владея информацией о воздействии того или иного цвета на психику ребёнка педагог может осуществлять воздействие и коррекцию на его поведении.
Малоактивным, вялым детям в учебно-образовательном процессе лучше использовать пособия и игрушки ярких красных, оранжевых, жёлтых оттенков.
Детям агрессивным, подвижным предлагать задания и упражнения с холодными зелёными и синими тонами.
Все дети любят играть с водой, она даёт ребёнку приятные ощущения, эмоционально раскрепощает, активизирует и развивает различные рецепторы, таким образом отвлекает от состояния тревожности, напряжения детей с трудностями адаптации.
Игра является основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте и поэтому имеет сильнейшее влияние на формирование личности ребёнка, она формирует его поведение и способствует его социализации.
Музыка – терапия – развивает творчество, фантазию, креативность, это хороший метод психокоррекции, она повышает интерес к миру, развивает внутреннюю культуру,
В изотерапии с детьми хочется остановится на :
1. «Живописи с помощью пальцев». Этот вид живописи успокаивает и расслабляет, помогает выражать эмоциональное состояние ребёнка. Необходимо заранее подготовить – накрыть клеенкой стол, одеть ребёнку фартук, приобрести легкосмывающиеся краски. Рисовать нужно вместе с ребёнком, обязательно комментируя свои действия и расспрашивая ребёнка о том, что он рисует. Растекаясь и переливаясь краски будут отражать внутреннее состояние ребёнка и способствовать его внутренней гармонизации.
2. Работа с глиной также доставляет ребёнку большое удовольствие. Идёт активизация акупунктурных точек на ладонях рук. Это позволяет снять стресс. Ребёнок сам может контролировать силу нажатия на материал. Задание можно выполнять с закрытыми глазами (глина холодная, тёплая, мягкая, сухая).сожми, погладь пальцами, ладошкой, сделай пальцем дырочки).
Пошлёпай по глине, оторви кусочек, сделай колобок, бублик, змею …
Аналогичны игры с пластилином, тестом.
Во время лепки можно читать сказку. Предложить ребёнку слепить понравившегося героя.
Также детское развитие невозможно представить без игр с песком, начиная с элементарных игр в песочнице с куличиками.
При взаимодействии с песком :
1. Стабилизируется эмоциональное состояние.
2. Развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность, которые влияют на формирование центра речи в мозгу ребёнка, а также внимания и памяти.
Игры с песком на ровной поверхности предполагают:
Рисование ребром ладони, кончиками пальцев, всей ладонью, кулачком.
Можно рисовать любые линии: прямые, зигзагообразные, точечные.
Надо стараться найти в причудливых узорах сходство с предметами окружающего мира.
Можно группировать пальцы по 2,3,4,5.
Играть по песку, как на пианино, или клавиатуре компьютера.
Для игр с песком в помещении необходимы:
1. Деревянный водонепроницаемый ящик
2. Хорошо просеянный и промытый песок
3. вода (в лейке или кувшине)
4. ведёрко или тазик для смывания песка.
Период дошкольного детства – это быстро заканчивающейся промежуток времени за который ребёнок должен много узнать и многому научиться.
В это время творчество для ребёнка это и есть его жизнь, это его реальность, его «язык», с помощью которого он может о себе рассказать. В отличие от взрослого, усматривающего в творчестве что-то рациональное – ребёнок живёт чувствами. Для него важнее что он сделал, а не как (красиво или не очень).
СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья»
23 мая
РОО «Центр Возрождения «Счастливая семья»Информация РОО «Центр Возрождения «Счастливая семья» о проведении 25 мая 2023 года Круглого стола из цикла «Семья XXI века»
Подробнее
17 мая
Геронтологический Форум «Развитие Российской геронтологии и приоритеты государственной политики в сфере медико-социальной поддержки граждан старшего поколения в России»В рамках национального проекта «Демография» начальник отдела координации профессиональных инициатив в сфере социального обслуживания населения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения ГИМЦ «Семья» Фионик Юлия Александровна выступила на lll Санкт-Петербургском геронтологическом Форуме «Развитие Российской геронтологии и приоритеты государственной политики в сфере медико-социальной поддержки граждан старшего поколения в России» с докладом: «Профессиональная социотека Санкт-Петербурга как ресурс распространения успешных практик для граждан старшего поколения».
Подробнее
17 мая
Выездное мероприятие «Профессиональная среда»23.05.2023 г. в 11:00 состоится выездное мероприятие в рамках проекта Санкт-Петербурга «Профессиональная среда», где будут представлены практики СПб ГБУСОН «ЦСР Адмиралтейского района Санкт-Петербурга».
Подробнее
16 мая
Круглый стол «Актуальные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении «Городской информационно-методический центр «Семья» 18.05.2023 с 11:00-13:00 состоится круглый стол на тему: «Актуальные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Подробнее
16 мая
Информация о старте конкурса на соискание награды Правительства Санкт-Петербурга – почетного знака «За качество товаров (продукции), работ и услуг» в 2023 годуКомитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга организован конкурс на соискание награды Правительства Санкт-Петербурга – почетного знака «За качество товаров (продукции), работ и услуг» в 2023 году.
Подробнее
9 мая
9 мая!Памятная дата для многих из нас! Сегодня наши коллеги поделились фотографиями своих близких, которые прошли тот сложный путь.
Подробнее
9 мая
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!В 2023 году отмечается 78-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. 78 лет прошло с того момента, как советский народ одержал полную и окончательную победу над фашистской Германией.
Подробнее
21 апреля
Форум «Сильные идеи для нового времени» 2023 годаВ соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 8 декабря 2022 г. № 899 «Об Организационном комитете по подготовке и проведению форума «Сильные идеи для нового времени» автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – Агентство) совместно с Фондом «Росконгресс» организует ежегодный форум «Сильные идеи для нового времени» 2023 года (далее – Форум), целью которого является выбор и реализация 100 сильных идей, которые внесут значимый вклад в укрепление суверенитета России и достижение национальных целей до 2030 года.
Подробнее
19 апреля
Проведение Международной премии #МЫВМЕСТЕКомитет по социальной политике Санкт-Петербурга информирует о проведении Международной премии #МЫВМЕСТЕ. Прием заявок на Премию продлится до 15.05.2023 на официальном сайте.
Подробнее
17 апреля
III Всероссийский ежегодный форум директоров учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов (Форум директоров ДДИ)III Форум директоров организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей с психическими расстройствами, «Мы в ответе за наших детей» собрал 13-14 апреля 2023 года в Санкт-Петербурге более 160 участников из 78 регионов страны. Организаторами двухдневного мероприятия выступили Минтруд России, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Подробнее
Все новости
Терапия творческим искусством: примеры и вмешательства
Авторы статей (для консультаций по танцевальной, музыкальной и арт-терапии):
Рэйчел Вагнер-Кантин, LCPC, BC-DMT
Алисса Уилкинс, MT-BC
900 02 Элени S. Liossis, Psy.D., ATR, LPC
В предыдущем посте мы исследовали обобщающий термин «творческая терапия искусством» , а также шесть типов творческой художественной терапии, подпадающих под этот термин (которые далее в этой статье будут называться CAT). В этой статье приведены примеры вмешательств, используемых на сеансах, чтобы помочь вам лучше понять CAT.
О чем следует помнить
Как упоминалось в предыдущей статье, существует много общего между типами CAT . Таким образом, многие из упомянутых вмешательств аналогичны .
Цель CAT не в том, чтобы сосредоточиться на создании высококачественных продуктов или представлений на сеансах, а в том, чтобы решать физические, эмоциональные, когнитивные и социальные проблемы посредством художественного процесса . Другими словами, акцент делается на процессе, а не на продуктах. Вот почему каждый может получить пользу от участия в CATs, независимо от того, считает он себя художественно талантливым или нет!
Эта статья касается только некоторых вмешательств, которые могут быть использованы творческими терапевтами. Одна замечательная вещь в том, чтобы быть творческим арт-терапевтом, — это «творческая» часть названия! Обычно мы сами весьма креативны и склонны постоянно придумывать инновационные способы работы с клиентами в дополнение к традиционной беседе.
Говоря о терапии беседой, выбор терапевта по искусству вовлекать клиентов в вербальный анализ или общий разговор во время или после творческой деятельности зависит от нескольких факторов . Эти факторы включают в себя подготовку терапевта, его стиль и понимание того, что нужно клиенту в настоящий момент.
Арт-терапия
Вмешательства включают:
• Рисование
• Раскрашивание
• Рисование
• Фотография
• Создание цифрового искусства
• Скульптура
• Письмо (например, поэзия)
• Коллажи и фотоколлажи
• Изготовление масок
• Изготовление ювелирных изделий
• Создание кукол, марионеток, статуэтки и т. д.
• Использование природных материалов для изготовления искусство (например, ветки, листья, вода, грязь, песок и камни)
Конкретные примеры вмешательств:
• Терапевт предлагает клиенту нарисовать/создать контейнер, в котором будут храниться нежелательные чувства или факторы стресса. Затем терапевт может обработать это вместе с клиентом, рисуя, записывая или используя свое воображение, чтобы поместить нежелательные вещи в контейнер.
• Терапевт предлагает клиенту создать объект заземления, который клиент может использовать для самоуспокоения при появлении симптомов тревоги, депрессии или стресса.
• Терапевт предлагает клиенту создать открытку, чтобы выразить то, что он хочет кому-то рассказать. Одна сторона выражает чувства через искусство, а другая сторона выражает чувства через письмо.
• Терапевт предлагает клиенту вылепить членов своей семьи из глины, а затем расположить фигурки так, чтобы они отображали семейную динамику. Это также можно сделать путем создания кукол или марионеток вместо глины.
• Терапевт предлагает клиенту создать коллаж из «слов, которыми нужно жить», выбрав слова и изображения из журналов или книг и/или созданные им самим слова или изображения, которые представляют их значения.
• Терапевт предлагает клиенту создать маску, чтобы исследовать аспекты себя и других.
Танцевально-двигательная терапия
Вмешательства включают:
• Отслеживание телесных ощущений (отслеживание того, что вы чувствуете в своем теле в настоящий момент)
• Использование управляемых развивающих двигательных моделей
• Использование органических движений для выражения внутренних мыслей, чувств и переживаний
• Воплощение определенных воспоминаний или моментов из прошлого
Конкретные примеры вмешательств:
• Чтобы начать групповое занятие, участники сообщают свое имя и движение, которое выражает/представляет их текущий моментальный опыт и/или чувство. Группа отражает или имитирует движения каждого участника, чтобы установить связь и помочь каждому участнику почувствовать себя замеченным и признанным.
• Общий ритм с помощью музыки, голоса и движений используется для создания межличностной связи, повышения осознания настоящего момента и помощи в индивидуальном регулировании энергии и эмоций. Это может быть использовано в индивидуальной или групповой терапии.
• Терапевт инструктирует клиента найти позу, которая отражает его текущий опыт. Затем терапевт помогает клиенту отметить точки соприкосновения его тела с объектом (например, спиной к стене, копчиком на полу или руками на одежде или одеяле).
• Клиенту предлагается свободно и открыто перемещаться по пространству, прислушиваясь к внутренним импульсам движения или неподвижности. Терапевт служит свидетелем движений клиента и отслеживает внутренние реакции (мысли, чувства, ощущения) на движения клиента. Терапевт и клиент занимаются вербальной обработкой своего опыта экспрессивного движения.
Драматическая терапия и психодрама
Как упоминалось в предыдущей статье, драматическая терапия и психодрама больше похожи, чем различаются . Поэтому в этой статье они объединены для краткости.
Вмешательства включают:
• Ролевые игры
• Рассказывание историй
• Изготовление масок
• Создание и/или игра с куклами, марионетками, фигурками и т. д.
• Создание скульптуры с телом
• Театральные представления и игры
• Использование уже существующих пьес или других драматических произведений
• Создание оригинальных пьес или других постановок
Конкретные примеры вмешательств:
• Во время сеанса клиенту предлагается использовать драматическое разыгрывание, чтобы выбросить ненужные вещи в воображаемую коробку и уничтожить или убрать коробку таким образом, чтобы он почувствовал облегчение
• Терапевт приглашает клиента сыграть роль кого-то, кто любит его, и берет у него интервью в этой роли, чтобы изучить различные вещи, которые могут помочь клиенту (например, сильные стороны клиента и какой совет может дать ему любимый человек)
• На групповом сеансе клиенты по очереди добавляют предложение к импровизированному рассказу и обсуждают, как они относятся к рассказу, когда он будет завершен. роли через драматические действия (например, монологи, диалоги, творческое письмо, движения и т. д.)
• Терапевт предлагает клиенту выбрать фигурки и воссоздать кошмар в лотке с песком, но изменить концовку таким образом, чтобы клиент мог
• Клиент выбирает других членов группы для представления членов семьи и инструктирует их, как позировать для создания скульптуры неподвижной сцены из семейного события, а затем члены группы исследуют эту сцену с помощью импровизационной драмы
• Во время группового сеанса , клиенты входят в сцену по одному и работают вместе, чтобы создать движущуюся машину, используя свои тела для перемещения относительно друг друга
• На сеансе групповой терапии клиент выбирает проблему, которую хочет разыграть, и членов группы, представляющих людей. или вещи, связанные с проблемой во время импровизированной драматической сцены
• Использование уже существующей пьесы или создание оригинальной пьесы во время групповых занятий для изучения ролей, ценностей, проблем, разрешения конфликтов и т. д.
Музыкальная терапия
Вмешательства включают:
игра на музыкальных инструментах
• Создание музыки (например, написание песен, сочинение или импровизация музыки)
• Восприимчивый музыкальный опыт (например, прослушивание музыки или релаксация с помощью музыки)
• Музыка и движение (например, использование живой музыки для стимулирования определенной двигательной реакции)
Конкретные примеры вмешательств:
• Терапевт предоставляет возможность для взаимных и совместных взаимодействий посредством игры на инструменте
• Клиенты делятся опытом, сходствами и различиями посредством группового написания песен или прослушивания музыки
• Клиенты практикуют лидерские навыки, музыкальный ансамбль
- Клиент и терапевт создают музыкальный плейлист, чтобы помочь уменьшить тревогу или облегчить боль
• Терапевт помогает клиенту выразить свои чувства, желания и потребности посредством написания оригинальных песен и музыкальных композиций. сферы потребностей
• Клиенты слушают музыку, чтобы определить эмоциональный характер песни, а также свою личную реакцию на мелодию, ритм и текст
• Клиенты играют на инструментах, таких как гармоника и духовые инструменты, для улучшения моторики механизмы, участвующие в речи
• Терапевт помогает клиенту улучшить артикуляцию и беглость речи с помощью пения
- Члены группы практикуют социальный обмен и двусторонний разговорный обмен с помощью песни или игры на инструменте
• Терапевт ведет клиента к игре на инструменте для работы над мелкими и крупными моторными навыками
- Клиенты участвуют в музыкальных и двигательных упражнениях, где терапевт показывает конкретные моторные навыки с помощью живой музыки
• Терапевт сочетает музыку с сенсорными данными, чтобы помочь клиенту более эффективно управлять своим мозгом и телом
• Терапевт предлагает релаксацию под музыку, чтобы помочь в регулировании, уменьшении беспокойства и общем самочувствии
Поэтическая терапия (она же библиотерапия)
Вмешательства включают:
• Написание стихов
• Письменное творчество
• Чтение или прослушивание ранее существовавших стихов или других произведений
Конкретные примеры вмешательств:
• Терапевт предлагает клиенту написать стихотворение или рассказ, чтобы выразить беспокойство или чувства
• Во время группового сеанса клиентам предлагается вместе составить стихотворение, по очереди добавляя слово или предложение. Терапевт и клиент читают ранее существовавшее стихотворение, и клиент создает свое собственное стихотворение в ответ на него с подсказками или без них (например, подсказки могут просить клиента реагировать конкретно на одну строку стихотворения или определенные слова в стихотворении)
Свяжитесь со мной
Если вы ищете терапевта по творчеству в Райстерстауне и Балтиморе, не стесняйтесь связаться со мной по номеру , чтобы узнать, подходим ли мы для совместной работы.
*Эта статья первоначально появилась на веб-сайте Psychology Arts, который больше не действует.
Лучшие практики творческого искусства в психотерапии 24 CES
Лучшие практики творческого искусства в психотерапии 24 CES СЕМЕРСКИЙ ЛИ ЖИЗНЬ ВНЕГДА ОНАЛА ОБЩЕСТВЕННОСТИ О СЕМЕНТАЦИОНАЛЬНОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
По окончании курса выдается сертификат.
Начало 28 сентября 2022 г. ПРЯМОЙ ОНЛАЙН через zoom
По средам с 9:00 до 10:30 еженедельно в течение 12 недель.
24 сертификата CE для NYS LCAT, LCSW, LMSW, LMHC, LMFT и лицензированных психологов.
Малый размер класса. Максимум 15 студентов.
Преподаватель: Дрена Фаген, LCSW-R, LCAT
Стоимость обучения: 850 долларов США
плюс плата за материалы 50-100 долларов США Для участия потребуются художественные принадлежности. Ориентировочная стоимость для конкретных марок. Можно использовать запасы, которые у вас есть под рукой, всего за несколько покупок специальных предметов.
Способы оплаты: Чтобы зарезервировать место и оплатить его тремя (3) частями, нажмите здесь.
Предварительное требование : степень магистра или доктора философии в области социальной работы, консультирования по вопросам психического здоровья, психологии, семейной и семейной терапии, творческой арт-терапии или в смежных областях с одобрения инструктора. Студенты второго курса, которые в настоящее время обучаются по магистерской программе в этих областях, также могут участвовать.
Описание содержания курса: Этот 24-часовой (24 КЭ) курс предоставит клиницистам и практикующим психотерапевтам более глубокое понимание практического и ориентированного на лечение использования творческих искусств в терапии с акцентом на изобразительное искусство в психотерапия. Некоторые презентации будут включать материалы об использовании драматической терапии, музыкальной терапии и танцевально-двигательной терапии. В этом курсе будет рассмотрено, как эффективно и продуманно включать искусство в терапию, уделяя внимание разработке вмешательств, соответствующих потребностям ваших клиентов и целям сеанса. Участники познакомятся с ответственными методами понимания произведения искусства путем совместного построения смысла и обсуждения процесса «здесь и сейчас» с клиентами. Мы уделим пристальное внимание динамике отношений терапевта, предлагающего «задания» во время сеанса, и трансферентной/контртрансферентной активации клиента и терапевта. Темы, затронутые в этом интенсивном практическом курсе, включают в себя то, как способствовать различным аспектам творческого вмешательства, таким как ориентированность на процесс, ориентированность на глубину, решение проблем и формирование уважения. Узнайте, как планировать проекты для достижения ваших терапевтических целей в клиническом моменте. Обсуждение будет включать в себя обзор практики арт-терапии, включая лицензирование штата Нью-Йорк, национальную сертификацию и рекомендации по сфере применения. Курс рассмотрит преимущества искусства и невербальных вмешательств, включая понимание основных медиа вдоль выразительного континуума контроля и регрессии.
Описание используемых методов обучения:
- Мы будем ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО каждую неделю!
- Лекция и дискуссия для ознакомления с теорией арт-терапии.
- Разыграйте комнаты отдыха, чтобы отработать взаимодействие «терапевт-клиент» и продемонстрировать применение теории.
- Групповое обсуждение опыта ролевых игр и впечатлений от действий, чтобы улучшить обучение и получить представление о разнообразном субъективном опыте участников группы, а также выявить сопротивление, которое клиенты могут испытывать, когда их просят выполнить задания, предлагаемые им их терапевтом.
- Еженедельные чтения курса
- Оценка понимания содержания курса на соответствие требованиям кредита непрерывного образования штата Нью-Йорк
24,0 часа обучения. Этот курс представляет собой слегка сокращенную версию (12 недель вместо 15 недель) клинического курса уровня магистра, который предлагался для зачисленных студентов в Школу социальной работы Нью-Йоркского университета в 2007–2019 годах. Курс больше не доступен в Нью-Йоркском университете.
Темы учебного плана по неделям
Неделя 1: Введение в художественную терапию . Понимание различных подходов к использованию искусства в терапии Обзор национальных стандартов обучения, лицензирования штата Нью-Йорк и объема практики Искусство как терапия против арт-психотерапии Модальность или профессия, противоречие.
Неделя 2: Вовлечение клиентов: как использовать искусство рано и часто. Связь теории психотерапии с арт-терапией. Знакомство с художественными материалами. Установка пределов и границ (т.е. прикосновение, беспорядок, разрушение). Искусство как игра. Искусство как овладение задачей. Вопросы, связанные с транзакционным характером «назначения» проектов в клинических условиях.
Неделя 3: Структурный анализ и лучшие практики для «интерпретации» произведений искусства, созданных на сеансе . Принципы изобразительного анализа. Проективные рисунки и использование художественных оценок.
Неделя 4: Общение с искусством: стратегии и клинические соображения при обсуждении клиентских образов. Обращение с произведениями искусства. Совместное конструирование смысла с клиентами. Художественный продукт как «другое» (подход объектных отношений). Настроенный терапевт во время создания искусства. Могу ли я рисовать со своим клиентом? Клинические соображения, когда терапевт присоединяется к творчеству
Неделя 5: Работа с детьми . Аспекты развития детского творчества: шесть этапов Ловенфельда. Отличие таланта рисования от вех развития. Включение искусства в различные подходы к лечению детей.
Неделя 6: Работа с подростками. Соображения по развитию. Конфиденциальность и границы. Использование искусства для вовлечения и установления контакта. Выбор материалов и разработка проектов Создание смысла: диалог с искусством.
Неделя 7: Лечение взрослых. Разработка вмешательства, соответствующего целям лечения. Сопротивление взрослых вмешательству в творческое искусство. Подходы «здесь и сейчас» к повышению межличностного осознания.
Неделя 8: Планирование лечения и использование творческой деятельности. Продолжение обсуждения того, как интегрировать художественные проекты для достижения терапевтических целей с различными группами населения и потребностями клиентов.
Неделя 9: Травма и невербальное лечение.