Введение в психологию личности
Основное содержание: Биографический очерк А. Маслоу. Основные принципы гуманистической психологии. Мотивация: иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста.
Понимание психологической защиты личности в работах А. Маслоу. Специфика понимания роли защитных механизмов в становлении личности в теории А. Маслоу (Комплекс Ионы). Особенности самоактуализирующихся личностей. Вершинные переживания.
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1980-х годов под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.
Находясь под влиянием эксзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – «Я есть мой выбор».
Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.
Гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. Гуманистические психологи полагают, что люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии, безнадежности.
Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».
Абрахам Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале 20 века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.
Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.
Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.
В 1928 годуМаслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.
В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934) Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов..
В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеям
Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы]. В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 года. Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология.
В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.
Рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.
Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое – больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.
Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека.
Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Творческий потенциал человека. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.
Акцент на психическом здоровье. Маслоу решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека – темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.
В 1930-е годы появляются интересные теории, расширившие круг человеческих потребностей, задающих и объясняющих способы поведения. Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей
А. Маслоу, показал динамику появления в процессе индивидуального развития человека генетически обусловленных потребностей. Онтогенетическая череда потребностей Маслоу такова: физиологические потребности, потребность в безопасности и защите, потребность в принадлежности и любви, потребности самоуважения (значение и компетентность), потребность в самоактуализации.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированными потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви.
По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.
Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу видит следующее соотношение удовлетворения потребностей средним человеком: 85 % – физиологические, 70 % – безопасность и защита, 50 % – любовь принадлежность, 40 % – самоуважение и 10 % – самоактуализация.
К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут достаточной мере удовлетворены.
Теперь давайте рассмотрим категории потребностей Маслоу и выясним, что включает в себя каждая из них.
Физиологические потребности. Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.
Потребности безопасности и защиты. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.
Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты проще всего наблюдать у младенцев и маленьких детей ввиду их относительной беспомощности и зависимости от взрослых. Младенцы, например, демонстрируют реакцию испуга, если их неожиданно уронят или испугают громким шумом или вспышкой света.
Другой показатель потребности в безопасности – предпочтение ребенком определенного рода зависимости, стабильного распорядка. По мнению Маслоу, маленькие дети наиболее эффективно функционируют в семье, где до определенной степени, установлены четкий режим и дисциплина. Так же Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.
Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами – войны, наводнения, землетрясения, восстания, общественные беспорядки и тому подобное.
Потребности принадлежности и любви. Эти потребности, составляющие третий ряд в пирамиде Маслоу, начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых.
Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.
Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь – не синоним секса. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.
Потребности самоуважения. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что-то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости.
Потребности самоактуализации. Если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».
Чтобы проиллюстрировать самоактуализацию в действии, предположим, что Надя посещает факультативный курс, входящий в долговременный план обучения по специальности «клиническая психология». Вот как некоторые теоретики могли бы объяснить это. Фрейд мог бы сказать, что это связано с глубоко подавленным в детстве любопытством к сексу. Скиннер, с другой стороны, мог бы сказать, что это результат ее истории научения. Маслоу, однако, настаивает на том, что Надя, вероятно, движется к тому, чтобы стать таким человеком, каким она действительно хочет быть – то есть ее привела к этой карьере потребность самоактуализации.
По мнению А. Маслоу, к психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
— активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
— принятие себя и других людей такими, какие они есть;
— непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
— сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
— обладание чувством юмора;
— развитые творческие способности;
— неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
— озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
— способность к глубокому пониманию жизни;
— установление с окружающими людьми вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
— способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения;
— непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
— предпочтение в жизни новых путей;
— умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности;
— открытое и честное поведение во всех ситуациях;
— готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей;
— способность брать на себя ответственность;
— приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
— умение замечать и преодолевать сопротивление других людей.
На вопрос о самоактуализации А. Маслоу отвечает следующим образом:
«Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.
Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это – процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».
По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.
Контрольные вопросы
1 Дайте общую характеристику гуманистических концепций личности. Почему к их числу мы относим концепцию А. Маслоу?
2 Назовите и охарактеризуйте основных принципов гуманистической теории личности.
3 Перечислите иерархию мотивационных образований в представлении А. Маслоу.
4 В чем заключается специфика мотивов-ценностей как высшей формы мотивационных образований? Почему ценности характеризуются А. Маслоу как «ценности Бытия» или» «Б-ценности»?
5 Охарактеризуйте основные особенности самоактуализирующихся личностей.
Тесты для самоконтроля
1 Одним из центральных понятий концепции гуманистической психологии А. Маслоу является:
А) самоактуализация;
В) самоотречение;
С) альтруизм;
D эмпатия;
Е) самооценка.
2 Выборка людей в исследовании самоактуализации А. Маслоу состояла из:
А) здоровых людей, многого добившихся в жизни;
В) людей, больных неврозами;
С) людей, больных шизофренией;
D) неуравновешенных;
Е) конфликтных.
3 Кто разработал всемирно известную « пирамиду потребностей»?
А) Э. Берн;
В) А. Маслоу;
С) Г. Айзенк;
D) К. Хорни;
Е) К. Роджерс.
4 Расположите по порядку (от низших к высшим) потребности человека, по мнению сторонников гуманистической психологии:
А) потребность в любви и принадлежности;
В) потребность в безопасности;
С) физиологические потребности;
D) потребность в уважении;
Е) потребность в самоактуализации.
5 Выберите термин, который, по мнению А. Маслоу, обозначает человека, принимающего себя и окружающий мир, в том числе и других людей, адекватно и эффективно воспринимающего ситуацию, центрированный на задаче, а не на себе. В то же время ему свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.
А) невротическая личность;
В) эгоцентрическая личность;
С) обычный человек;
D) самоактуализирующаяся личность;
Е) шизофреник.
6 В гуманистической психологии основной потребностью личности является потребность:
А) в гомеостазе;
В) в самоактуализации;
С) в идентификации;
D) самооценке;
Е) уровне притязаний.
7 Что такое дефицитная личность, по мнению А. Маслоу?
А) человек, который непрерывно чувствует неуверенность в своей безопасности;
В) человек, испытывающий потребность в любви, в уважении и признании окружающих;
С) человек, который живёт в постоянном сознании, что ему чего-то недодали в жизни;
D) все ответы верны.
8 Основой гуманистической психологии выступает…
А) немецкая классическая философия;
В) философия экзистенциализма;
С) эпигенетика;
D) дарвинизм.
9 Этот психолог считал основой мотивации человека чувство беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.
А) А. Адлер;
В) К. Хорни;
С) А. Маслоу;
D) К. Роджерс;
Е))З. Фрейд.
10 Кто изучал феномен «пиковых переживаний»?
А) С.Л. Рубинштейн;
В) В.А. Петровский;
С) А.Маслоу;
D) З. Фрейд;
Е) М. Босс.
Практическое задание
1 Подобрать отрывки (ксерокопии) из художественных произведений, в которых отражены идеи гуманистической психологии.
2 Проанализировать, опираясь на основные положения гуманистической психологии, персонажей произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
3 Подобрать и дать психологическую интерпретацию фразеологизмов, отражающих понимание личности (человека) с позиций гуманистической психологии.
4 Протестировать себя по опроснику личностной ориентации Э. Шострома
Г. Москва – 2021 Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
Г. Москва – 2021 Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
1 2 Связанные:практическое задание
1 2 База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023 обратиться к администрации | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Теории и методы гуманистической психологии
✅ Тип бумаги: Бесплатное эссе | ✅ Предмет: Психология |
✅ Количество слов: 1162 слова | ✅ Опубликовано: 8 февраля 2020 г. |
Ссылка на это
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Гуманистическая психология, также называемая гуманизмом, представляет собой точку зрения, которая стремится помочь людям реализовать свой потенциал, благополучие и стремление к самореализации.
Получите помощь в написании эссе
Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!
Служба написания эссеКарл Роджерс, гуманист-теоретик, однажды сказал: «Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не пункт назначения» (Роджерс, 1967, стр. 187). Роджерс считал, что каждый человек может достичь своих целей, желаний и желаний в жизни. Для достижения этих целей важны самооценка человека, образ самого себя и идеальное я, из чего состоит гуманистический подход.
Самооценка или самоуважение — это то, как вы оцениваете и думаете о себе. Роджерс считал, что в раннем детстве развилось чувство собственного достоинства, основанное на взаимодействии ребенка с матерью и отцом. Представление о себе — это то, как мы видим себя, и оно влияет на то, как человек думает, чувствует и ведет себя в мире. Роджерс считал, что самооценка важна для психологического здоровья человека, поскольку помогает достигать целей и амбиций.
Еще одним известным психологом, расширившим область гуманистической психологии, был Абрахам Маслоу. Основное внимание Маслоу, как и Роджерса, уделялось врожденному стремлению человека к самоактуализации — состоянию реализации своего потенциала. Маслоу также считал, что люди от природы хорошие и целеустремленные. При этом он разработал теорию мотивации, названную иерархией потребностей. Иерархия потребностей исходит из убеждения Маслоу, что «основные желания людей схожи, несмотря на множество сознательных желаний» (Zalenski & Raspa, 2006). Иерархия потребностей состоит из пяти потребностей в формате пирамиды: физиологических потребностей, безопасности, любви, уважения и самореализации, а также психологических потребностей, составляющих основание пирамиды. Идея иерархии заключается в том, что люди рождаются с определенными потребностями, удовлетворение одной позволяет двигаться вперед и удовлетворять следующую потребность. Маслоу сказал, что люди станут более мотивированными для удовлетворения потребностей каждого уровня, даже если им отказывают в первый раз. Одним из примеров является то, что чем дольше человек остается без еды, тем голоднее он становится. Следовательно, мотивируя их, чтобы получить цель найти пищу, чтобы поесть.
Эта теория рассматривает физические, эмоциональные, социальные и интеллектуальные качества человека, чтобы применить целостный подход. Чтобы проверить подход Маслоу, он сформулировал характеристики самореализовавшихся людей на основе биографического анализа. Были проведены и другие исследования, в которых использовалась иерархия потребностей Маслоу для подтверждения результатов.Гуманистическая перспектива помогла психологии продвинуться вперед во многих положительных направлениях. Была открыта альтернативная терапия, и понимание человеческих мыслей и поведения стало лучше. Это также дало возможность людям улучшить свое психическое и физическое здоровье. Гуманисты подчеркивают принятие людей и подчеркивают человеческую уникальность. И Роджерс, и Маслоу верят в личностный рост, в полноценную счастливую жизнь и описывают различные способы самореализации. На протяжении всей своей жизни я использовал иерархию потребностей Маслоу и теорию Роджерса, чтобы стать лучше в школе и на работе, а также в личной жизни. Я принял свои ценности и удовлетворил свои потребности, чтобы расти, развиваться и стать тем, кем я хочу быть.
Ссылки
- Роджерс, Ч.Р., Стивенс, Б., Гендлин, Э.Т., Шлиен, Дж.М., и Ван Дусен, В. (1967). Человек человеку: проблема человеческого бытия: новое направление в психологии. Лафайет, Калифорния: Real People Press.
- Викман, С.А., и Кэмпбелл, К. (2003). Анализ того, как Карл Роджерс разыгрывал клиентоцентрированный разговор с Глорией. Journal of Counseling & Development , 81 (2), 178. https://doi-org.libproxy.troy.edu/10.1002/j.1556-6678.2003.tb00239.Икс
- Заленски, Р.Дж., Расоа, Р. (2006). Иерархия потребностей Маслоу: Схема реализации человеческого потенциала в хосписе. Journal of Palliative Medicine 9(5) , 1120-1127.doi:10.1089/jpm.2006.9.1120
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Процитировать эту работу
Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:
- АПА
- ГНД
- МЛА-7
- Гарвард
- Ванкувер
- Википедия
- ОСКОЛА
UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Теории и методы гуманистической психологии. Получено с https://us.ukessays.com/essays/psychology/theories-and-methods-in-humanistic-psychology.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
«Теории и методы гуманистической психологии». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 06 2023
«Теории и методы гуманистической психологии». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 11 июня 2023 г.
UKEssays. Ноябрь 2018. Теории и методы гуманистической психологии. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/theories-and-methods-in-humanistic-psychology.php?vref=1 [Проверено 11 июня 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.
UKEssays. Теории и методы гуманистической психологии [Интернет]. ноябрь 2018 г. [По состоянию на 11 июня 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/theories-and-methods-in-humanistic-psychology.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/psychology/theories-and-methods-in-humanistic-psychology.php?vref=1 |title = Теории и методы гуманистической психологии |publisher=UKEssays.com |date=ноябрь 2018 |accessdate=11 июня 2023 |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.
All Answers Ltd, «Теории и методы гуманистической психологии» (UKEssays.com, июнь 2023 г.)
Сопутствующие услуги
Посмотреть всеСлужба написания эссе
От 124 фунтов стерлингов
Служба написания диссертаций
От 124 фунтов стерлингов
Служба написания заданий
От 124 фунтов стерлингов
Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху / Запрос на удаление
Если вы являетесь автором этого эссе и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на UKEssays. com, пожалуйста:
Гуманистическая психология – A Level Psychology AQA Revision – Study Rocket
Гуманистическая психология
Психологи-гуманисты подчеркивают важность рассмотрения индивидуумов в целом, рассматривая ряд влияний на них и пытаясь объяснить здоровый, «нормальный» рост человека.
Свобода воли: Другие подходы к психологии в большей или меньшей степени являются детерминистскими, полагая, что человеческое поведение формируется или определяется такими влияниями, как биология, обучение, воспитание и так далее. Гуманистическая психология предполагает, что люди на самом деле обладают свободой воли в отношении своих действий — способностью делать по-настоящему свободный выбор в отношении своих действий. Поэтому он отвергает попытки других подходов установить общие законы поведения, предполагая, что человеческое поведение непредсказуемо и что каждый человек уникален, так как каждый делает свой выбор в жизни.
Самоактуализация: Маслоу считал, что у людей есть «иерархия потребностей», которые необходимо удовлетворять, чтобы быть удовлетворенными и развиваться как личность. Самые основные потребности — это физиологические (пища, вода и т. д.), за которыми следуют безопасность и защищенность (иметь дом и семью), любовь и принадлежность (иметь друзей и позитивные отношения с членами семьи), самооценка (уверенность в себе). и уважение других) и, наконец, самореализация (творчество и спонтанность). Самоактуализация – это способность человека развивать и реализовывать свой потенциал. Если другие, более базовые потребности не удовлетворены, то человек не может самореализоваться и в результате может стать несчастным или подавленным.
Самость и конгруэнтность: Роджерс предположил, что для того, чтобы расти и развиваться, должна существовать конгруэнтность (эквивалентность) между представлением человека о себе — человеком, которым он себя воспринимает, — и его идеальным я — человеком, которым он хотел бы стать. быть. Если между ними слишком большой разрыв, человек испытывает несоответствие и не сможет самореализоваться, поэтому, возможно, впадает в тревогу и депрессию.
Клиентоцентрированная терапия: Разработанный Роджерсом метод направлен на достижение конгруэнтности у клиента, который играет активную роль в терапии. Причиной неконгруэнтности могло быть отсутствие безусловного положительного отношения со стороны родителей — это означает, что родители человека привязывали к ним «условия ценности» — устанавливая условия их любви. Например, сказать им, что они будут любить их только в том случае, если они чего-то добьются (хорошие результаты на экзамене). Это создает психологические проблемы для человека. В терапии терапевт обеспечивает клиенту безусловное положительное отношение, наряду с эмпатией и искренностью, чтобы попытаться уменьшить несоответствие между представлением клиента о себе и идеальным я.
Оценка:
- Этот подход более холистичен, чем многие другие, так как рассматривает спектр воздействий на человека и не пытается объяснить поведение упрощенно. Это сила, поскольку она лучше отражает сложность человеческого поведения.
- Гуманистическая психология является более позитивным подходом, чем другие, поскольку она оптимистична и ориентирована на личностный рост и развитие. Люди считаются по существу хорошими и способными стать лучше. Это более оптимистично, чем, например, теория Фрейда.
- Этот подход не очень строг с научной точки зрения, поскольку такие понятия, как самость и конгруэнтность, трудно проверить эмпирически. Это ослабляет подход, поскольку ему не хватает научной достоверности.
Просмотры разработки
- Психодинамический подход: ясный и связный (психосексуальные стадии)
- Когнитивный подход: объясняет развитие ребенка, прохождение этапов и развитие схемы
- Биологический подход: развитие связано с физическим развитием, т.е. рост и сложность мозга
- Гуманистический подход: родители играют роль в развитии. Самость можно развивать на протяжении всей жизни
- Подходы к обучению (бихевиоризм, SLT): обучение происходит одинаково на любом этапе жизни (без учета развития)
Природа против воспитания
(Врожденное поведение по сравнению с поведением, обусловленным окружающей средой)
- Подходы к обучению (бихевиорист, SLT): поддержка воспитания. Люди — «чистые листы» и продукты обучения и воспитания
- Биологический подход: поддерживает природу. Поведение, обусловленное физиологическими процессами, на которые влияют гены
- Психодинамический подход: поддерживает природу (врожденные влечения и инстинкты) и воспитание (роль воспитания – психосексуальные стадии)
- Гуманистический подход: поддерживает природу (естественная склонность к самореализации) и воспитание (отношения с родителями и другими людьми)
- Когнитивный подход: поддерживает природу (способности биологической обработки) и воспитание (развитие схемы через окружающую среду)
Редукционизм против холизма
(Разбивка поведения на части, которые можно изучать, по сравнению с рассмотрением ряда факторов, влияющих на поведение)
- Бихевиористский подход: очень редукционистский – поведение, обусловленное стимулом-реакцией
- Подход к социальному обучению: чуть менее редукционистский, как и рассмотрение познания
- Биологический подход: очень редукционистский, объясняющий поведение уровнями химических веществ, структурой мозга
- Психодинамический подход: довольно редукционистское поведение из-за примитивных влечений, но учитывает воспитание и другие факторы
- Когнитивный подход: обвиняют в машинном редукционизме — обращении с людьми как с компьютерами. Тем не менее, учитывает, как познание влияет на обучение и взаимодействует с другими влияниями
- Гуманистический подход: целостный. Учитывает диапазон влияний на отдельного человека
Детерминизм против свободы воли
(Поведение, определяемое факторами, находящимися вне чьего-либо контроля, по сравнению с поведением, обусловленным сознательным свободным выбором)
- Бихевиористский подход: детерминистский («жесткий детерминизм»). Поведение из-за процессов обучения вне нашего контроля
- Биологический подход: детерминистский («жесткий детерминизм»). Поведение, обусловленное структурой мозга, генами, нейротрансмиттерами, вне нашего контроля
- Психодинамический подход: психический детерминизм («жесткий детерминизм») — поведение, обусловленное бессознательными влечениями и инстинктами, находящимися вне нашего контроля
- Когнитивный подход: детерминистский («мягкий детерминизм») — поведение, управляемое существующей схемой и стадией развития, но есть некоторый выбор над мыслями
- Подход к социальному обучению: взаимный детерминизм («мягкий детерминизм») — поведение, управляемое обучением, но некоторый выбор действий, которые мы выбираем для выполнения
- Гуманистический подход: свободная воля. Поведение сводится к сознательному свободному выбору личности
Объяснения ненормального поведения
Подходы объясняют, что ненормальное поведение связано с:
- Бихевиористский подход: ошибочное обучение (негативное поведение каким-то образом подкрепляется). Можно лечить «разучиванием» — контробусловливанием.
- Подход к социальному обучению: негативных/дисфункциональных ролевых моделей.
- Психодинамический подход: детская травма, неразрешенные бессознательные конфликты, чрезмерное использование защитных механизмов. Можно лечить, выявляя и разрешая подавленные конфликты с помощью психотерапии.
- Когнитивный подход: ошибочных/иррациональных мыслительных процессов. Можно лечить с помощью когнитивно-поведенческой терапии, в которой отрицательные мысли бросают вызов.
- Гуманистический подход: несоответствие между представлением о себе и идеальным Я, неспособность к самореализации.