Методы исследования гуманистическая психология: основные положения и методы, представители, интересные факты

Гуманистическая психология и ее особенности

Содержание

Введение                                                                                                       3        

1.История и задачи гуманистической  психологии                                   5

2.Особенности гуманистической  психологии                                         12

Заключение                                                                                                 17

Библиографический список                                                                      18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гуманистическая психология – направление в современной  западной, преимущественно американской психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т.

п.

Большое влияние оказал персонализм  и на возникшую в середине 20 века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Центром этого направления  стали США, а лидирующими фигурами – К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Горшахом и другими. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдегира, Ясперса и Бинсвангера.

Развитию гуманистической  психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30 – 50 –е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии  и только естественно — научной детерминации, игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии 20 века, прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии, наметились тенденции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями, в том числе с психоанализом и необихевиоризмом.

Цель работы – рассмотреть  сущность гуманистической психологии.

 

 

 

 

1.История и задачи гуманистической психологии.

   Гуманистическая психология, возникшая в США в 60 – е гг. под руководством Ролло Мэя, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, переживает в наши дни подлинное возрождение в связи с жизненной и международной значимостью тех глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество в атомную эру конца 20 столетия.

    Прежние способы мышления, которые лишь подстегивали гонку вооружений и угрожали нашему существованию, должны уступить место новому мышлению. Ядерная опасность была создана талантливыми, по сути, людьми, но выросшими и воспитанными в условиях консервативного, дегуманизированного образования. Психология слишком долго служила задачам и целям, которые ставились перед ней в прежней системе управления производством и решения спорных международных проблем, давшей начало многим, пока не решенным дилеммам. Глобальные задачи, вставшие пред человечеством сегодня, требуют глобальных решений, преодолевающих границы устаревших представлений об общественной и научной жизни.

    В начале 60 – х гг. зарождающаяся гуманистическая психология составила творческий ответ на то, что А. Маслоу и его единомышленники называли негуманными и редукционистскими аспектами бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическая психология, получившая название «третьей силы», объединила философов, психологов, социологов и педагогов – всех тех, кто искал более позитивные и жизнеутверждающие методы анализа и изучения целостной природы психической жизни человека. В гуманистической психологии человек как объект изучения не «раскладывается» на отдельные элементы – рефлексы, познавательные процессы, интеллектуальные знания, неосознаваемые фиксации или проекции неврозов.

Статистические методы анализа и так называемые объективные наблюдения деперсонализированных испытуемых, клинические методы одностороннего изучения психопатологических изменений рассматриваются гуманистическими психологами не только как недостаточные, но и как весьма обманчивые источники нашего знания о человеке, не раскрывающие всю полноту и богатство внутренней жизни человека, его переживаний в реальных жизненных ситуациях. На фоне дегуманизированной психологии писатели, драматурги и поэты оказываются более вдумчивыми и глубокими «психологами», чьи идеи и представления превосходят научные построения З.Фрейда и ДЖ. Уотсона.

   Начиная с 1957 года некоторые из основателей гуманистической психологии, включая А. Маслоу, К. Местакеса и К. Роджерса, начали проводить регулярные семинары, на основе которых весной 1961 года возник «Журнал гуманистической психологии» во главе с А.Свитчем как главным редактором, а затем в том же году возникла Американская ассоциация за гуманистическую психологию.

Создание журнала позволило публиковать новые идеи без тех ограничений, которые налагались на публикуемые материалы редакциями консервативных, но авторитетных журналов.

   К 1970 году стало ясно, что слово «американская» в названии ассоциации должно быть опущено для того, чтобы более точно отразить интернациональные связи и широкую международную научную деятельность гуманистической психологии. К этому времени ассоциация за гуманистическую психологию провела ряд международных конференций, и в 1971 году Стэнли Крипнер (ставший президентом ассоциации в 1978 году) посетил СССР и выступил с докладом в Академии наук СССР, в котором подробно остановился на общих с советской психологией точках зрения и подходах в исследовании сознания и потенциальных творческих возможностях человека. В 1972 году он вторично посетил Москву, на этот раз с группой членов ассоциации, в составе которой был Карми Харари, и это было плодотворное начало сотрудничества между психологами ассоциации и учеными АПН СССР.

   Прежние представления о социальных аномалиях, когнитивной ригидности человека, стереотипности и детерминации как основе формирующегося поведения, принципиальная неосознаваемость ряда сверхдетерминированных симптомов рассматриваются гуманистическими психологами не как некие объективные закономерности психического развития, а как печальный итог человеческой драмы. Гуманистическая психология сместила акцент со всей этой негативной симптоматики на творческую потребность человека в самоизменении, в осмысленном приобщении к обществу, которая продолжает существовать в каждом человеке вопреки всем этим нарушениям и дефектам развития. Гуманистическая психология указала также на то обстоятельство, что психология слишком часто связывала себя с эксплуататорскими группировками и манипулятивными философиями. Она показала, что любое направление в психологии, которое принижает и разделяет людей, становится весьма привлекательным средством для тех, кто стремится к экономическому или политическому господству.

Рекламодатели, бизнесмены, бюрократы, военные, ученые, педагоги и даже родители, слишком эгоистичные и слишком занятые, чтобы иметь возможность к глубокому и личностному общению со своими детьми, с энтузиазмом принимают те варианты психологических построений, методики и приемы контроля над человеком, которые созданы в русле поведенческой и психоаналитической традиций. Еще в 1978 году Р. Фарсон выступил со статьей, в которой предупреждал об опасности использования в негуманных целях технологии гуманизма, а А. Плам специально проанализировал коммуникативные тренинговые программы, в которых отрабатывается социотехника межличностных отношений, но не устанавливаются этические проблемы их использования. А. Маслоу в своих работах писал, что гуманистическая психология никогда не стремилась быть теоретической догмой или культом психотехники. К счастью, внутри самой гуманистической психологии отрабатывались пути, которые закрывали дорогу манипулятивным тенденциям. Они просматриваются в особом характере научных гуманистических дискуссий, которые строятся на принципах личностно равноправной оценки, действия и чувства.
Междисциплинарный характер гуманистических исследований – другой важный фактор, не позволяющий замыкаться в узком круге проблем. Он придает научным работам фермент творческости и конструктивного синтеза.

    Гуманистическая психология уходит корнями, как в гуманитарные, так и в естественные науки, однако особое значение имеют для нее философия и литература. В ней акцентируются проблемы человеческого опыта, поиска смысла и интегрированного бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, самоактуализации, творчества, свободы выбора, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Центральным звеном она считает способность человека управлять собственным развитием.

    Экзистенциализм с его акцентом на проблемах и трудностях личностного выбора и ответственности в определении смысла существования стал одной из составных частей гуманистической психологии. Эта традиция представлена главным образом в работах Р. Мея и его последователей, и она как бы уравновешивает противоположную тенденцию последователей А. Маслоу и К. Роджерса, постулирующих изначальную позитивность и конструктивность человеческой психики, гарантирующих позитивное психическое развитие при наличии благоприятных социальных условий. Надо, по – видимому, не упускать из внимания и другую сторону жизни, включающую экзистенциональные переживания вины, тревоги и отчаяния, связанные с утверждением идентичности индивида, а также то, что Р. Мей называет «демоническим началом» — глубокую потребность в самоутверждении, которая может принимать как конструктивные, так и деструктивные формы.

    Труды Э. Гуссерля и У.Джемса оказали огромное влияние на гуманистическую психологию, сориентировав ее исследования на изучении сознания и интроспекции как полезной альтернативе механистическим представлениям по схеме «стимул-реакция» или фрейдистским гидравлическим моделям неосознаваемых мотивов поведения.

    Концепция М. Бубера о природе соотношения «я – ты» была также конструктивно синтезирована в гуманистической психологии с роджеровскими представлениями о личностной аутентичности, конгруэнтности, эмпатическом слушании и безусловном позитивном принятии личностного начала в другом человеке.

    Вслед за периодом, на протяжении которого гуманистические психологи занимались главным образом групповой фасилитацией личностного роста, наступило время интенсивной разработки научных методов, позволяющих включать в исследовательскую процедуру изучение личностных особенностей всех участников группы, называвшихся ранее безличностно «испытуемые». Отстраненный, «объективный» научный наблюдатель, исследующий фрагменты манипулируемого им в ходе эксперимента поведения, уступает место исследователю, чьи собственные ценности и установки включаются в практику эксперимента и придают ему другой характер, когда та или иная человеческая проблема изучается целостно и затрагивает не только всех участников группы, но и самого исследователя.

   Гуманистические психологи поняли, что должны освободиться от, казалось бы, многообещающего, а на самом деле лишь вводящего в заблуждение союза гуманитарных и позитивистски ориентированных школ в естественных науках. Позитивизм, акцентирующий внимание исследователей на изучении сложившегося поведения с использованием объективного наблюдения, различных способов измерения и предсказания научных фактов, фактически отрицает возможность исследования творческой личности, обладающей интенциональностью, ценностями, целями, надеждами и творческим воображением. Психоанализ с его акцентом на безличностном либидо, инстинкте смерти, врожденной агрессивности человека и рабском детерминизме, способен объяснить войну и другие человеческие извращения, однако не может предложить достойного видения истории и перспектив человека, жизнеутверждающего будущего.

     Исследования в области науки о человеке становятся все более представительными и упорядоченными, они быстро развиваются в ряде научных центров. Монографии, публикации в научных журналах, а также ежегодные научные конференции ассоциации гуманистической психологии, способствующие распространению философии науки, методов и результатов, относятся к гуманистическим исследованиям.

    В последние годы наблюдаются попытки творческого сотрудничества гуманистической психологии с усложненными и развитыми формами бихевиоризма.

    Продуктивное сближение происходит также в тех случаях, когда теоретики современного психоанализа делают предметом научного рассмотрения такие темы, как «Опыт своего Я», «Творческие межличностные взаимодействия», вместо разного рода интрапсихических абстракций.

    Очень продуктивным может оказаться сближение гуманистической психологии с политической психологией и прежде всего с «психологией мира», делающей основной акцент на глобальной проблеме избавления от ядерной угрозы.

    А. Маслоу, который обладал высоким гражданским сознанием, утверждал, что гуманистическая психология не должна существовать только для себя как некая сепаратистская группировка по отношению ко всей психологии и американской культуре. ЕЕ задача состоит в том, чтобы обогатить мир и служить ему, обогащаясь, в свою очередь, лучшим из того, что существует в мире человеческой мысли и действия. В период усиления нарциссических и индивидуалистических тенденций в США в конце 60 – х гг. его предостережение не было лишено оснований. В те годы критики упрекали гуманистическую психологию за то, что  она якобы представляла собой некий конгломерат развлекательных и полусерьезных в научном отношении психологических техник, которые действительно получили распространение в среднеобеспеченных слоях общества.

Гуманистическая психология (Олпорт,Маслоу, Роджерс) — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений — деятельность метрологических служб, направленная на достижение…

Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие. ..

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Интересное:

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…

Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным…

Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 15Следующая ⇒

Гуманистическая психология — это направление в западной психологии, признающее личность как целостную уникальную систему, «открытую возможность» самоактуализации. Одной из целей гуманистической психологии является восстановление аутентичности личности, т.е. соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе. Средством такого восстановления считается самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Гуманистическая психология сформировалась как течение в 60-х годах 20 века, и противопоставляет себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму.

В возникшее течение оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.

Основные положения гуманистической психологии, которых придерживается каждый гуманистический психолог:

человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

человек — это активное, интенциональное, творческое существо.

Гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию управления и образования, систему консультирования. Гуманистические психологи расширили предметную сферу психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка.

Генетическая психология (Пиаже, Кольберг, Брунер)

Основатель генетической психологии— швейцарский психолог Ж. Пи­аже (1896-1980). В 1949-1951 гг. Пиаже создает основной труд «Введе­ние в генетическую эпистемологию».

Свою теорию развития детского мышления он построил на логике и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития явля­ется развитие интеллекта. И пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые проходит ре­бенок в формировании адекватной схемы ситуации. В процессе адапта­ции и формировании адекватной схемы используются два механизма по­строения схемы — ассимиляция и аккомодация.

Пиаже открывает такие особенности детского мышления, как эгоцент­ризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчленен­ность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному), артифициализм (искусственность мира), анимизм (одушевленность).

Л. Кольберг утверждал, что формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях связано с познавательными процессами.

Д. С. Брунер открыл новые закономерности познавательного развития. Анализируя структуру восприятия, он выделил три компонента: представ­ление об окружающем мире в форме действий, образов, слов. Таким об­разом, он создал теорию перцептивных гипотез:все познавательные процессы представляют предметы окружающего мира, которые объеди­няются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения категорий.

Когнитивная психология.

Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

Когнитивная психология выдвигает следующие идеи.

1. Основные объекты изучения — познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.

2. Методы исследования — хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.

3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:

— строгую последовательность в сборе и переработке информации;

— уроеневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;

— избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;

— зависимость от среды — от предметов физического мира, культурной и социальной среды;

— активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

Направления критики когнитивной психологии

1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.

2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.

3. Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.

В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства. ..

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…



A Study of Humanistic Psychology

Degree CompletedHigh School Diploma/GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree

Desired DegreeDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate

Program of InterestAll ProgramsApplied Behavior AnalysisBusiness AdministrationChild/Adolescent PsychologyClinical PsychologyCounseling PsychologyCriminal JusticeData ScienceDevelopmental PsychologyForensic/Criminal PsychologyGame DesignHuman ResourcesHuman УслугиПромышленная/организационная психологияЮриспруденция и помощник юристаМенеджментМаркетингБрак и семейная терапияАдминистрация медицинского кабинетаКонсультирование по вопросам психического здоровьяТрудотерапияФизиотерапия и реабилитацияУправление проектамиОбщественная политикаШкольное консультированиеСреднее образованиеСоциальные наукиСоциальная работаСпециальное образованиеКонсультирование по вопросам злоупотребления психоактивными веществами/зависимости

Рекламный контент

Гуманистическая психология — это научная дисциплина, которая фокусируется на изучении врожденного стремления человека к самореализации. Она принадлежит к области, широко известной как трансперсональная психология. Гуманистическая психология обычно считает, что люди по своей природе хороши, и использует целостный подход к человеческому существованию, уделяя особое внимание творческим аспектам человеческого потенциала. Это побуждает людей рассматривать себя как «цельного человека» посредством самоисследования. Гуманистическая психология признает духовное влечение частью человеческой психики.

Теория гуманистической психологии впервые возникла в 1950-х годах в ответ на возрождение военных конфликтов, характерных для первой половины 20-го века. Авраам Маслоу и Карл Роджерс стояли у истоков его развития, опубликовав первые исследовательские работы по этому подходу в 1950-х и 60-х годах. Оба сторонника придерживались мнения, что люди по своей природе хороши и что оптимизм в человечестве является важным аспектом здоровья человека. Среди других сторонников движения гуманистической психологии были Ролло Мэй и Эрик Фромм.

Существует несколько точек зрения/верований, определяющих гуманистическую психологию. Первый фокусируется на здесь и сейчас для реализации в жизни. Другими словами, размышления о прошлом и будущем блокируют способность человека выражать свои творческие способности, открывать для себя просветление или приносить пользу обществу. Оставаясь в настоящем моменте, люди могут начать жить в полной мере и оставаться на пути к самореализации.

Второе убеждение в гуманистической психологии сосредоточено на идее о том, что каждый человек должен нести личную ответственность за свое бездействие или действия. По мнению сторонников гуманистической психологии, чувство личной ответственности по-прежнему имеет решающее значение для хорошего психического здоровья. Гуманистическая психология также подчеркивает, что каждый заслуживает человеческого уважения независимо от внешних факторов, таких как раса, этническая принадлежность, богатство, внешний вид или поступки. Когда человек применяет основные принципы гуманистической психологии, он или она может достичь счастья посредством личностного роста. Это также способствует развитию чувства общности и социальной вовлеченности, что приводит к удовлетворению отношений.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Абрахам Маслоу считал, что эти основные принципы находятся в прямом противоречии с теорией психоанализа Фрейда. Зигмунд Фрейд считал, что человеческие побуждения и желания существуют на подсознательном уровне. Маслоу утверждал, что люди полностью осознают свои мотивы, которые управляют их поведением. Другими словами, Маслоу считал, что большинство аспектов жизни происходят в результате свободной воли, а не неконтролируемых жизненных событий. Он проиллюстрировал эту концепцию в своей теории иерархии потребностей. Иерархия потребностей представляет стремление человека к самореализации. Он представлен пирамидой с физиологическими потребностями в основании и самоактуализацией наверху. Потребность в безопасности, любви и уважении представляет собой шаги, необходимые для продвижения к самореализации

Карл Роджерс, психолог-гуманист, который соглашался с Абрахамом Маслоу, отвергал детерминированную природу психоанализа и бихевиоризма. Роджерс утверждал, что мы реагируем на ситуации, потому что воспринимаем их через нашу субъективную призму. Он считал, что у людей есть один основной мотив в жизни: стремление к самореализации или к достижению наивысшего уровня самореализации. Он также считал, что люди по своей природе добрые и творческие. Они становятся деструктивными только тогда, когда плохая самооценка или внешние ограничения ограничивают их способность ценить мир. Роджерс считал, что люди должны оставаться в состоянии конгруэнтности, чтобы достичь самоактуализации. Это означает, что «идеальное я» человека должно соответствовать его или ее поведению. Он описывает самореализовавшихся людей как полностью функционирующих людей и считает, что детские переживания человека определяют, реализуется он или она или нет.

Гуманистическая психология расширила сферу своего влияния на протяжении 1970-х и 1980-х годов. В эти периоды гуманистическая психология повлияла на область психического здоровья, предложив новый набор ценностей, которые можно было бы применить к пониманию состояния человека. Он также предлагал новые и расширенные методы исследования и изучения человеческого поведения. Наконец, расширился круг более эффективных методов психологической практики. По сути, гуманистическая психология дает людям возможность улучшить свое психическое и физическое здоровье, принимая во внимание факторы окружающей среды, формирующие личный опыт. Концепция социального равенства также допускает общественный прогресс.

Перейдите по этим ссылкам, чтобы узнать больше о гуманистической психологии:

  • Что такое гуманистическая психология?
  • Ранние новаторы гуманистической психологии
  • Гуманистический подход: основы (PDF)
  • Введение в гуманистический подход
  • Пионеры гуманистически-экзистенциальной психологии
  • )
  • Заметки по гуманистической психологии
  • Абрахам Маслоу
  • Абрахам Маслоу: Профиль
  • Психология сегодня: Абрахам Маслоу
  • Психолог Карл Роджерс представляет гуманистическую психологию
  • Клиентоцентрированная терапия Карла Роджерса: под микроскопом
  • Возрождение гуманистической психологии 3 Психология (PDF)
  • Журнал гуманистической психологии (PDF)
  • 1951 Карл Роджерс: важность эмпатии
  • На пути к гуманистической психологии (PDF)
  • Лидеры гуманистической психологии
  • Гуманистические теории
  • Гуманистические теории личности

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Об авторе: Энн Стил

Сан-Диего с большим опытом работы с детьми и подростками. Энн Стил посещала Американскую школу психологии и Онлайн-университет Аргози. Ей особенно нравится использовать музыкальную терапию для умственного и эмоционального благополучия.

Просмотреть все сообщения Энн Стил

Гуманистический подход

Гуманистическая психология: свобода воли, самоактуализация и иерархия потребностей Маслоу, фокус на себе, конгруэнтность, роль условий ценности. Влияние психологии консультирования.


Гуманистическая психология отличается от большинства других подходов в психологии сосредоточением внимания на сознательном опыте, а не на поведении, на личной ответственности и свободе воли, а не на детерминизме, и на обсуждении опыта, а не на использовании экспериментального метода. Разработано Карл Роджерс и Абрахам Маслоу в 1950-х годах гуманистическая психология занимается темами, которые имеют значение для людей, и подчеркивает важность стремления людей к личностному росту и самореализации.


Основные положения гуманистического подхода
Свобода воли — гуманистические теории подчеркивают, что люди имеют полный сознательный контроль над своей судьбой, т.е. они обладают свободой воли. Это не означает, что мы свободны делать что угодно, поскольку мы подвержены многим другим силам, включая биологические и социальные влияния. Однако психологи-гуманисты считают, что люди способны делать значительный личный выбор в рамках ограничений, налагаемых этими силами.

Теория Маслоу, Маслоу (1943)
Маслоу интересовало не то, что не так с людьми, а то, что с ними могло пойти хорошо. Его иерархия потребностей подчеркивала важность личного роста и самореализации и открывала двери для более поздних движений в психологии, таких как позитивная психология и счастье.
Иерархия потребностей — представлена ​​в нижней пирамиде — самые основные физиологические потребности представлены в нижней части пирамиды, а самые сложные потребности — наверху. Каждый уровень должен быть выполнен, прежде чем человек сможет перейти к более высокой потребности. Маслоу считал, что чем более фундаментальной является потребность, тем сильнее она ощущается и тем труднее ее игнорировать.

Сосредоточьтесь на себе
Самость относится к тому, как мы воспринимаем себя как личность. Роджерс (1951) утверждал, что у людей есть две основные потребности: положительное отношение со стороны других и чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства формируется в детстве и формируется в результате взаимодействия ребенка с родителями. Дальнейшее взаимодействие со значимыми другими также влияет на чувство собственного достоинства человека. Роджерс считает, что то, как мы относимся к себе, и наше чувство собственного достоинства важны для определения нашего психологического здоровья. Чем ближе наша Я-концепция и наше идеальное Я друг к другу, тем выше наше чувство собственного достоинства и тем крепче наше психологическое здоровье.

Конгруэнтность- Когда существует сходство между идеальным Я человека и тем, как он воспринимает себя в реальной жизни, существует состояние конгруэнтности. Однако, если есть разница между Я и идеальным Я, человек испытывает состояние несоответствия. Чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем больше конгруэнтность и тем выше наше чувство собственного достоинства. Полное состояние конгруэнтности существует редко, и большинство людей испытывают некоторую степень неконгруэнтности.

Условия ценности. Роджерс (1959 ) считал, что чаще всего люди препятствуют процессу самореализации. Любовь и принятие, данные им другими, могут быть безусловными, когда человека принимают таким, какой он есть или что он делает, или условным, когда его принимают только в том случае, если он делает то, чего от него хотят другие. Когда люди испытывают условное положительное отношение, у них развиваются условия ценности, это условия, которые они воспринимают как важные. Человек может испытывать чувство принятия себя только в том случае, если он соответствует ожиданиям, которые другие установили в качестве условий принятия.

Влияние психологического консультирования
Роджерс (1959) утверждал, что психологические проблемы людей являются прямым результатом их состояния и условно положительного отношения, которое они получают от других людей. Он считал, что консультирование поможет людям решить свои проблемы конструктивным образом и двигаться к тому, чтобы стать более полноценной личностью. Вместо того, чтобы действовать директивным образом, терапевты-гуманисты считают себя проводниками или фасилитаторами, помогающими людям понять себя и находить пути для их потенциальной самоактуализации. Терапевты проявляли эмпатию и безоговорочное положительное отношение, выражая свое принятие и понимание независимо от чувств и отношений, которые выражает клиент. Делая это, терапевт может предложить соответствующую поддерживающую среду, чтобы помочь растворить условия ценности клиента. Затем клиент будет двигаться к более аутентичному и истинному «я».


Оценка
Сильные стороны

Иерархия Маслоу связана с экономическим развитием
Хагерти (1999) рассмотрел взаимосвязь между экономическим ростом и показателями уровней потребностей Маслоу в 88 странах за 34-летний период. Он обнаружил, что страны на ранних стадиях экономического развития характеризовались потребностями более низкого уровня, и только на продвинутых стадиях экономического развития потребности в уважении и самореализации стали важными. Показатели охвата образованием являются важным показателем стремления к самореализации, поскольку образование рассматривается как мера желания людей улучшить себя.

Научные исследования в поддержку условий ценности — исследования с подростками показали доказательства, согласующиеся с точкой зрения Роджерса, когда они делают что-то, чтобы оправдать ожидания других, даже если они противоречат их собственным ценностям. Хартер и коллеги (1996) обнаружили, что подростки, которые чувствуют, что должны выполнить определенные условия, чтобы получить одобрение родителей, часто в конечном итоге не любят себя. Было обнаружено, что подростки, которые создают «ложное поведение», делают что-то, чтобы оправдать ожидания других людей, даже если они противоречат их собственным взглядам. Хартер обнаружил, что подростки, которые чувствуют, что должны выполнить определенные условия, чтобы получить одобрение родителей, часто в конечном итоге не любят себя и с большей вероятностью разовьют депрессию.

Ограничения
Гуманистические методы исследования. Оценка этих методов исследования затруднена, поскольку большая часть доказательств, используемых в поддержку этого подхода, не позволяет установить причинно-следственную связь между переменными.
Гуманистический подход нереалистичен — он представляет чрезмерно идеализированный и нереалистичный взгляд на человеческую природу.
Культурные различия в иерархии потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *