Методы наблюдения и беседы в психологии: 8. Методы наблюдения, беседы и изучение продуктов деятельности.

Метод беседы — Психологос

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

  • Управляемая
  • Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.

В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций.

К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

  • Терапевтическая беседа
  • Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
  • Автобиографическая беседа
  • Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
  • Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
  • Телефонная беседа

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

  1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)
  2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
  3. Словесное отражение психологом чувств респондента
Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Беседа как метод психологии — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель — выяснить ограниченный круг вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, метода психологии.

Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Наряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, надуманными.

О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их «подтексту»: замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.

  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Беседа

Искусству вести беседу в обществе несомненно можно научиться, для этого надо лишь вырабатывать в себе необходимые навыки, подобно тому, как овладевали ораторским искусством античные ораторы. Это вовсе не значит, что встречи с друзьями должны превращаться в состязания в ораторском искусстве.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Методы психологии

Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.;;

4Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психотерапевтическая беседа

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц
  • Неагрессивных стандарты поведения не исключают агрессивности — Берковиц
  • Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?
  • Совершенствование родительского контроля над проблемными детьми — Берковиц

Популярные статьи:

  • Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
  • Эти глаза напротив…
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Муж секс не выпрашивает
  • Спокойное присутствие

Хиты недели:

  • Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Есть ли жизнь во второй половине жизни (М. Слепцова)
  • Главный секрет всех детей
  • Как прекращать ненужную дружбу

Observation Methods: Naturalistic, Participant and Controlled

By

Saul Mcleod, PhD

Updated on

Updated on

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, доктор философии, Университет Манчестера

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в более высоких и высоких образование.


Узнайте о нашем редакционном процессе

, рассмотрено

Olivia Guy-Evans

Olivia Guy-Evans

Ассоциированный редактор для простого психологии

BSC (Hons), Psychology, Psychology

Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology.

Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Наблюдение (наблюдение за тем, что делают люди) может показаться очевидным методом проведения исследований в области психологии. Однако существуют разные типы методов наблюдения, и необходимо различать:

1. Контролируемые наблюдения

2. Натуралистические наблюдения

3. Наблюдения участников

В дополнение к вышеуказанным категориям, наблюдения также могут быть либо открытыми/раскрытыми (участники знают, что их изучают), либо скрытыми/нераскрытыми (исследователь держит свою настоящую личность в секрете от испытуемых, действовать как настоящий член группы).

В общем, наблюдения относительно дешевы в проведении, и исследователю требуется немного ресурсов. Однако они часто могут быть очень длительными и длительными.

Содержание

Контролируемое наблюдение

Контролируемое наблюдение (обычно структурированное наблюдение), как правило, проводится в психологической лаборатории.

Исследователь решает, где будет происходить наблюдение, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, и использует стандартную процедуру. Участники случайным образом распределяются в каждую группу независимых переменных.

Вместо того, чтобы писать подробное описание всего наблюдаемого поведения, часто проще закодировать поведение в соответствии с заранее согласованной шкалой, используя график поведения (т. е. проводя структурированное наблюдение).

Исследователь систематически классифицирует наблюдаемое поведение по отдельным категориям. Кодирование может включать числа или буквы для описания характеристики или использование шкалы для измерения интенсивности поведения.

Категории в расписании закодированы таким образом, чтобы собранные данные можно было легко подсчитать и превратить в статистику.

Например, Мэри Эйнсворт использовала график поведения для изучения реакции младенцев на короткие периоды разлуки с матерью. Во время процедуры «Незнакомая ситуация» измерялось поведение ребенка при взаимодействии с матерью, т.е.

  1. Близость и поиск контактов
  2. Поддерживающий контакт
  3. Избегание близости и контакта
  4. Устойчивость к контакту и удобство

Наблюдатель записывал поведение, отображаемое в течение 15-секундных интервалов, и оценивал поведение по интенсивности по шкале от 1 до 7.

Иногда поведение участников наблюдают через двустороннее зеркало или они снято. Альберт Бандура использовал этот метод для изучения агрессии у детей (исследования куклы Бобо).

Много исследований было проведено и в лабораториях сна. Здесь электроды прикрепляются к скальпу участников. Наблюдаются изменения электрической активности головного мозга во время сна (аппарат называется электроэнцефалограмма – ЭЭГ).

Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет цель исследования группе, чтобы участники знали, что за ними наблюдают.

Контролируемые наблюдения также обычно не включают участников, поскольку исследователь избегает любого прямого контакта с группой, сохраняя дистанцию ​​(например, наблюдая за двусторонним зеркалом).

Сильные стороны

  1. Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другими исследователями с использованием того же графика наблюдений. Это означает, что его легко проверить на надежность.
  2. Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, легче и быстрее анализировать, поскольку они являются количественными (то есть числовыми), что делает этот метод менее трудоемким по сравнению с естественными наблюдениями.
  3. Контролируемые наблюдения проводятся довольно быстро, что означает, что многие наблюдения могут быть проведены за короткий промежуток времени. Это означает, что может быть получена большая выборка, в результате чего результаты будут репрезентативными и их можно будет обобщить на большую совокупность.

Ограничения

  1. Контролируемые наблюдения могут быть недостоверными из-за эффекта Хоторна/характеристик спроса. Когда участники знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя иначе.

Естествознание

Естествознание — это метод исследования, обычно используемый психологами и другими социологами.

Этот метод включает в себя наблюдение и изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Исследователь просто записывает то, что он видит, любым возможным способом.

При неструктурированных наблюдениях исследователь записывает все релевантное поведение без системы. Записывать может слишком много, и записанное поведение не обязательно может быть самым важным, поэтому этот подход обычно используется в качестве пилотного исследования, чтобы увидеть, какой тип поведения будет записан.

По сравнению с контролируемыми наблюдениями это как разница между изучением диких животных в зоопарке и их изучением в их естественной среде обитания.

Что касается людей, Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образа жизни различных племен, живущих на островах в южной части Тихого океана. Кэти Сильва использовала его для изучения играющих детей, наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшире.

Сильные стороны

  1. Благодаря возможности наблюдать поток поведения в его собственной обстановке, исследования имеют большую экологическую достоверность.
  2. Как и тематические исследования, натуралистическое наблюдение часто используется для генерации новых идей. Поскольку это дает исследователю возможность изучить ситуацию в целом, оно часто предлагает пути исследования, о которых раньше не думали.

Ограничения

  1. Эти наблюдения часто проводятся в микро (малом) масштабе и могут не иметь репрезентативной выборки (предвзятой по возрасту, полу, социальному классу или этнической принадлежности). Это может привести к тому, что результаты не смогут быть распространены на более широкое общество.
  2. Естественные наблюдения менее надежны, так как другие переменные не поддаются контролю. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
  3. Еще одним недостатком является то, что исследователь должен быть обучен тому, чтобы уметь распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми и заслуживают дальнейшего внимания.
  4. При наблюдениях у нас нет манипуляций с переменными (или контроля над посторонними переменными), то есть невозможно установить причинно-следственные связи.

Включенное наблюдение

Включенное наблюдение является вариантом вышеописанного (естественные наблюдения), но здесь исследователь присоединяется и становится частью группы, которую он изучает, чтобы получить более глубокое представление о своей жизни.

Если бы это были исследования животных, мы бы сейчас не только изучали их в их естественной среде обитания, но и жили бы рядом с ними!

Леон Фестингер использовал этот подход в известном исследовании религиозного культа, считавшего, что конец света вот-вот наступит. Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировали, когда пророчество не сбылось.

Наблюдения участников могут быть скрытыми или открытыми. Тайное — это когда исследование проводится «под прикрытием». Настоящая личность и цель исследователя скрыты от изучаемой группы.

Исследователь принимает фальшивую личность и роль, обычно изображая из себя настоящего члена группы.

С другой стороны, открытый — это когда исследователь раскрывает свою истинную личность и цель группе и просит разрешения понаблюдать.

Ограничения

  1. Может быть сложно получить время/конфиденциальность для записи. Например, исследователи не могут делать заметки открыто при скрытых наблюдениях, так как это раскроет их прикрытие. Это означает, что они должны ждать, пока они останутся одни, и полагаться на свою память. Это проблема, поскольку они могут забыть детали и вряд ли запомнят прямые цитаты.
  2. Если исследователь будет слишком вовлечен, он может потерять объективность и стать предвзятым. Всегда существует опасность, что мы «увидим» то, что ожидаем (или хотим) увидеть. Эта проблема заключается в том, что они могут выборочно сообщать информацию вместо того, чтобы записывать все, что они наблюдают. Тем самым снижая достоверность их данных.

Запись данных

В исследованиях с контролируемым/структурированным наблюдением исследователь должен принять важное решение о том, как классифицировать и записывать данные. Обычно это включает метод выборки. Три основных метода выборки:

  1. Выборка событий . Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (события) его интересуют, и фиксирует все случаи. Все остальные типы поведения игнорируются.
  2. Выборка времени . Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет происходить только в определенные периоды времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день), и записывает возникновение указанного поведения только в течение этого периода.
  3. Мгновенная (целевое время) выборка . Наблюдатель заранее определяет заранее выбранные моменты, когда будет происходить наблюдение, и фиксирует происходящее в этот момент. Все, что происходит до или после, игнорируется.

Методы наблюдений — А. П. Грейсон

Методы исследования в психологии

Этот пост был опубликован в Psychology Review

Все науки основаны на наблюдении в самом широком смысле этого слова. В этом смысле «наблюдение» — это не то же самое, что «наблюдение за вещами». Оно относится к любым средствам сбора данных об окружающем нас мире, в том числе с помощью специального оборудования, которое позволяет нам «наблюдать» самые дальние уголки Вселенной или «наблюдать» за поведением нейронов в человеческом мозгу.

Все исследования в области психологии по определению основаны на наблюдении. Мы наблюдаем за ответами, которые наши участники дают на наши анкеты, ответы респондентов на наши полуструктурированные интервью и действия участников в наших экспериментах (зависимая переменная часто измеряется путем наблюдения). Но когда мы говорим о «методах наблюдения», мы на самом деле имеем в виду набор методов, которые в буквальном смысле основаны на наблюдении (и прослушивании) того, что происходит, и на записи информации об этих вещах.

Вообще говоря, и исключительно в целях объяснения, может быть полезно разделить мир методов наблюдения на два лагеря: неструктурированные и структурированные.

Неструктурированное наблюдение

Когда мы говорим о неструктурированных методах наблюдения, мы обычно имеем в виду методы исследования, которые включают наблюдение за социальной средой, институтом, организацией, «кейсом» и т. п. с целью написания подробного описания. счет наблюдаемой вещи. Включенное наблюдение — это одна из специфических традиций исследования, которая склонна опираться на неструктурированные наблюдения. При включенном наблюдении исследователи стремятся стать членами социальной группы в определенной обстановке, чтобы наблюдать за этой группой целостно, «изнутри».

Например, в известном исследовании Розенхана (1973) исследователей помещали в психиатрические больницы в качестве пациентов, чтобы они могли тайно наблюдать за тем, что происходит в качестве сотрудников учреждения, которое они намеревались изучать. Такие методы обычно связаны со сбором и анализом качественных данных. Они, как правило, приводят к увлекательным и проницательным рассказам об изучаемом предмете, хотя проблема заключается в том, что такие методы не поддаются легкому воспроизведению.

Совместное наблюдение, как правило, сложно с этической точки зрения. По самой своей природе это делается «скрытно», так что люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. Скрытое наблюдение может быть оправдано только при определенных обстоятельствах и чаще связано с журналистикой под прикрытием, чем с академической психологией, потому что польза от наблюдения должна явно перевешивать этические издержки.

Скрытые и явные наблюдения  

Скрытое наблюдение имеет место, когда люди, за которыми наблюдают, не знают, что за ними наблюдают. При явном наблюдении, напротив, не предпринимается особых усилий, чтобы скрыть процесс наблюдения. Многие из классических включенных наблюдений, таких как наблюдения Розенхана, являются скрытыми. Однако как участвующие, так и неучаствующие наблюдения могут быть открытыми или скрытыми.

Одним из наглядных примеров пользы наблюдения за участниками является расследование Panorama 2016 года о пренебрежении и жестоком обращении в доме престарелых в Корнуолле. Из-за того, как люди «реагируют» на то, что за ними наблюдают, трудно понять, как такое наблюдение можно было бы эффективно осуществить каким-либо другим способом. Без особых оснований наблюдение за теми, кто не знает, что за ними наблюдают, должно ограничиваться ситуациями, в которых люди находятся «на людях», и подвергаться повседневным наблюдениям других (см. кодекс поведения и этические принципы Британского психологического общества). , 2009 г.).

Структурированное наблюдение

Методы структурированного наблюдения, напротив, используют более «редуктивный» (то есть упрощенный) подход к сбору данных. Структурированные методы основаны на графиках наблюдений — контрольных списках, — которые определяют, что следует (и, что особенно важно, что не следует) фиксировать. Структурированные наблюдения обычно включают сбор количественных данных, которые говорят нам о частоте, продолжительности и/или последовательности наблюдаемых явлений.

Например, Бейкман и Браунли (1980) наблюдал последовательность различных видов игр («без занятий», «одинокая», «вместе», «параллельная», «групповая»), в которых участвовали 3-летние дети. Они смогли сделать вывод, что параллельная игра (дети, играющие рядом друг с другом) действует как «мост» к групповой игре (дети, играющие друг с другом).

Методы структурированного наблюдения придают большое значение важности повторения. В частности, большие усилия в любом структурированном наблюдательном исследовании направлены на то, чтобы продемонстрировать, что независимые наблюдатели могут использовать один и тот же график наблюдения, наблюдать за одними и теми же последовательностями поведения и получать одни и те же результаты. Это известно как процесс установления «надежности между наблюдателями».

Процесс и результат

Одной из отличительных особенностей методов наблюдения является то, что они хорошо подходят для того, чтобы помочь нам понять «процесс», в отличие от многих психологических исследований, которые имеют тенденцию сосредотачиваться на «результате». Возьмем, к примеру, коммуникативные вмешательства для решения проблем, с которыми сталкиваются дети в спектре аутизма, дети с синдромом Дауна и дети с задержкой развития. Исследования результатов показывают, насколько эффективным может быть (или не быть) вмешательство. Но исследования систематического наблюдения, такие как Brown and Woods (2016), могут показать как работает вмешательство, и предоставьте более подробную информацию о том, какие аспекты процесса связаны с результатами. Например, Браун и Вудс смогли показать, что родители с большей вероятностью использовали коммуникативные стратегии, которым они научились сразу после определенных видов коуч-сессии, и что использование детьми полученных навыков было связано с определенными типами родительских взаимодействий. . Таким образом, изучение процесса вмешательства похоже на определение его «активных ингредиентов» (Браун и Вудс, 2016, стр. 121).

Эффекты наблюдателя

Один ключевой вопрос, который следует задать в отношении всех видов наблюдения, звучит так: «Какое влияние оказывает наблюдение на объект наблюдения?» физический мир, где квантовая физика говорит нам, что чем больше мы уверены в том, где что-то находится, тем меньше мы уверены в его скорости, и наоборот. Однако этот эффект наблюдателя относительно легко понять с точки зрения человека. Люди «реагируют» (поэтому эффект называется «реактивностью») на то, что за ними наблюдают, и ведут себя соответственно. Как только вы наводите камеру на кого-то, чтобы сделать снимок, они меняют свое поведение и делают свое «картиночное лицо». Простое наблюдение за ними меняет момент, поэтому наши фотографии представляют собой не запись нашей жизни, а серию постановочных изображений. Таким образом, когда мы наблюдаем за людьми, мы можем регистрировать данные об их поведении, когда за ними наблюдают, а не данные об их поведении в повседневной жизни. И это могут быть две довольно разные вещи.

И еще есть проблема предвзятости наблюдателя. Невозможно уйти от проблемы, что мы склонны видеть то, что хотим видеть, и слышать то, что хотим слышать. В наших наблюдениях мы сосредотачиваемся на вещах, которые наиболее важны или наиболее интересны для нас, и мы с большей вероятностью зафиксируем их и даже исказим запись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *