1.Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении.
Первое отличие исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том, что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов, относящихся к предмету психологического, изучения личности. Многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни, превращает исходный вопрос— в арену оживленных дискуссий.
Второе отличие психологического изучения личности — насущная необходимость учета междисциплинарного статуса проблемы личности, находящейся в поле внимания общественных и естественных наук, практики и духовной культуры.
В исследованиях по психологии личности переплетаются между собой различные проявления человека, как мотивы его деятельности, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, внешность, идеалы, способности, особенности национального характера, мировоззрение, самосознание, влечения, продукты творчества, интеллект, социальное положение, черты индивидуального характера, эмоции, установки, манера общения и поведения, поступки, воля, образ «Я» и т.
Существуют разные представления относительно объема понятия личности. Одни полагают, что личность – это только социальная сторона индивидуальной человеческой психики. То есть понятие личности подчеркивает не индивидуальную уникальность человека, а нечто противоположное — то, что через содержание культуры уподобляет одного человека другим людям.
Другие психологи придерживаются более широкого взгляда на личность, усматривая в ней синтез всех характеристик человека, их уникальное сочетание. Это значит, что личность максимально сближается с индивидуальностью. Индивидуальностью Б.Г.Ананьев назвал биосоциальную целостность конкретного человека, имея в виду неповторимость соматических, физиологических и психических свойств, его социальные качества, связанные со спецификой филогенеза.
Индивидуальность — это то особенное и специфическое, что отличает одного человека от всех других.Личность в узком понимании (ядро личности) — это сама позиция человека в мире, которая задается системой общих смысловых образований. Лишь в более широком понимании (включая характер) — это динамическая система смысловых образований, опосредствующих ее главных мотивов и способов их реализации. Поэтому личность, ее ядро могут контрастировать с характером в уровне своего развития и качества; известно, что можно встретить «хорошего человека» (нередкое житейское определение личности) с плохим характером (вспыльчивым, недостаточно сдержанным) и, напротив, негодяя с прекрасным характером (уравновешенным, покладистым).
Междисциплинарный статус психологии личности
Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том, что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов, относящихся к предмету психологического, изучения личности. Многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни, превращает исходный вопрос любого познания — вопрос об эмпирической сфере изучения личности — в камень преткновения и арену самых оживленных дискуссий. С подобной остротой вопрос об исходном пункте исследования не стоит ни в психологии познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), ни в других отраслях психологической науки — социальной психологии, возрастной и педагогической, медицинской, инженерной и психологии труда, психофизиологии, зоопсихологии и т. д.
Второе отличие познавательной ситуации психологического изучения личности — насущная необходимость учета междисциплинарного статуса проблемы личности, находящейся в поле внимания общественных и естественных наук, практики и духовной культуры. Любая область психологического исследования так или иначе соприкасается со смежными течениями науки. Например, психология мышления граничит с логикой, лингвистикой, семантикой и кибернетикой, занимающейся моделированием искусственного интеллекта. Социальную психологию нельзя представить вне теснейших контактов с социологией, историей и этнографией. Любой медицинский психолог должен быть вооружен знаниями по психиатрии, нейрофизиологии, анатомии и морфологии нервной системы. Но вряд ли можно сегодня назвать такую область науки или практики, которая бы хоть в какой-то степени не отнесла такой объект исследования, как личность, к своей «территории», оказалась бы равнодушной к проблеме личности. Даже в такой зрелой, являющейся образцом объективности и идеалом точности науке, как физика, положение о неразрывности наблюдателя и наблюдаемых явлений, особенно явлений микромира элементарных частиц, становится основой корректно проводимого исследования. Личность познающего субъекта входит тем самым в физике в сам процесс анализа объективной реальности. Что же касается традиционных конкретных областей человекознания и обществознания — истории, филологии, социологии, этнографии, антропологии, демографии т. д., — то в каждой из них волна интереса к разным аспектам проблемы личности неуклонно нарастает.
Легче всего для объяснения растущего интереса к проблеме личности в разных науках было бы сослаться на дань моде или даже дух времени. И то и другое действительно имеет место. Но главная причина перемещения проблемы личности в фокус самых разных дисциплин заключается в объективно возросшем влиянии личности на судьбы исторического процесса, а вместе с тем и той колоссальной ответственности за эти судьбы перед прошлыми, настоящим и последующими поколениями человечества.
В своем развитии человеческий род достиг уникального положения в мире. Человечество по праву гордится своим могуществом. Вместе с тем уникальное положение человечества в мире природы определяется не только могуществом в сфере созидания, но и возможностью одного человека решить вопрос «быть или не быть» человечеству в целом. Ни у одного другого биологического вида судьба вида не зависит от действий того или иного его отдельного представителя. Поступки же отдельного человека могут как помочь сделать новые шаги к вершинам цивилизации, так и привести к полному исчезновению человечества с лица земли.
Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании, объективный рост зависимости судеб исторического процесса от решений отдельной личности приводят к мысли о необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки. В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии, уровень методологии общенаучных принципов исследования, уровень конкретно-научной методологии и уровень методики и техники исследования. Обращение к уровням методологии науки, прежде всего к уровню марксистско-ленинской методологии познания человека, продиктовано тем, что без понимания функций каждого из этих уровней психология окажется беспомощной при выделении эмпирической сферы фактов, относящихся к компетенции психологического изучения личности, решении задач междисциплинарного синтеза, мировоззренческой оценке представлений о природе личности.
При изучении личности вне контекста уровней методологии науки психология личности рискует превратиться в бесперспективную погоню за точными ответами на неверно поставленные вопросы и заболеть болезнью коллекционирования фактов-«фантомов», рождающихся и умирающих в стенах лабораторий. Факты, безусловно, являются воздухом ученого. С них начинают движение классическая физика, химия, биология. В психологии личности те или иные факты не могут быть сами по себе оценены как проявление личности до тех пор, пока не выделена система координат, в которых ведется их изучение. Для того чтобы убедиться в этом, следует поставить вопрос о том, какие проявления относятся к сфере психологии личности, а затем описать различные феномены личности в повседневной жизни.В исследованиях по психологии личности причудливо переплетаются между собой столь различные проявления человека, как мотивы его деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценка, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты индивидуального характера, настроение, чувства антипатии и симпатии, переживания, навыки и умения, эмоции, установки, манера общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, деяния, воля, образ «Я» и т.
д. Такое многообразие проявлений человеческой природы уживается с неявно задаваемым логикой частных эмпирических исследований допущением о существовании некоей одномерной феноменологии в области изучения психологии личности. Указанное допущение, за которым стоит тот или иной образ человека в данной культуре, нередко толкает исследователей на путь отстаивания своей сферы фактов как центральной характеристики личности, а дискуссии о примате данного феномена личности начинают напоминать спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем же им довелось повстречаться. На смену неявному допущению о существовании какого-либо одного центрального пласта феноменов личности приходят порой попытки построения предмета психологии личности с помощью коллекционирования различных проявлений «по аспектам», что приводит к возникновению иллюзии целостности картины там, где на деле существует механический конгломерат скрепленных статистическими корреляциями различных сторон человеческой жизни.Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям человеческого тела как физического объекта. Вряд ли тем не менее строитель статуи личности начнет свою работу с использования этого материала, так как, казалось бы, никто не будет пытаться даже из самых точных внешних характеристик человека вывести черты его личности. Однако не стоит торопиться с выводами. В повседневной жизни накоплено немало наблюдений о связи физической внешности человека с особенностями его характера: люди маленького роста имеют тенденцию ходить большими шагами; полные люди чаще худощавых являются счастливыми обладателями покладистого характера; цвет кожи в определенных общественно-исторических условиях оказывает роковое влияние на весь жизненный путь человека. В античные времена с опорой на факты, говорящие о связи внешнего облика с характером человека, возникло целое учение — физиогномика. Его представители по внешнему облику человека распознавали характер, благородные и дурные наклонности личности. Физиогномика не ушла в прошлое, а в некоторых формах и сегодня используется при создании различных типологий характера. Отбрасывая ассоциирующиеся с физиогномикой представления о фатальной предопределенности характера внешним обликом человека, не следует впадать в крайность и изображать всю предшествующую практику распознавания личности по внешнему облику как историю бесполезных ошибок. Факты остаются фактами: при первом взгляде на одного человека иногда хочется с ним заговорить, а при встрече с другим — перейти на противоположную сторону улицы; мужчины атлетического сложения чаше воспринимаются как уверенные в себе, а худощавые — как честолюбивые и подозрительные и т. д. Так как же обойтись с этими фактами: отнести внешний облик человека к проявлениям его личности или нет? Поставленный в такой форме вопрос не имеет ответа.
С большей вероятностью, по-видимому, материалом для строительства статуи личности может послужить прошлый опыт человека — его знания, убеждения, умения, привычки, стереотипы, разнообразные проявления памяти. Человек, лишившийся прошлого опыта, утрачивает ориентацию в пространстве и времени, теряет свое «имя», лишается в известном смысле своего «Я». Мастер описания внутреннего мира личности М. Пруст красноречиво повествует о могуществе воспоминания, возвращающего человеку его «Я»: «Когда я просыпался среди ночи, то, не соображая, где я, я не сознавал также в первое мгновение, кто я такой; меня не покидало лишь первобытно-простое ощущение того, что я существую, — подобное ощущение может биться и в груди у животного; я был беднее пещерного человека; но тогда воспоминание — еще не воспоминание места, где я находился, но нескольких мест, где я живал и где мог бы находиться, — приходило ко мне словно помощь свыше, чтобы извлечь меня из небытия, из которого я не мог выбраться собственными усилиями; в одну секунду я пробегал века культуры, и смутные представления керосиновых ламп, затем рубашек с отложенными воротничками мало-помалу восстанавливали черты моего «Я». Образ «Я» возвращается к просыпающемуся человеку через воспоминание истории культуры, его дома, вещей, плана комнаты, одежды. Значит ли это, что вся предшествующая история культуры — память общества, мир принадлежащих человеку вещей, воспоминания детства и т. д. — все это выступает как проявления его личности? Если это так, то, наделив статую памятью и знаниями, строитель превратит ее в личность, а стерев память — лишит возможности стать личностью. Но и этот вывод поспешен. Человек может лишиться багажа своей памяти, очутиться в «беспамятном мире», пережить ощущение смерти «Я»… и при этом остаться личностью
Прагматизм и важность междисциплинарных групп в исследовании изменений личности после DBS
1. Snow C. P. 1998. Две культуры . Издательство Кембриджского университета.
2. Gilbert F, Viana JNM, Ineichen C. Сдувание пузыря «DBS вызывает изменения личности». Нейроэтика. 2018;19:1–17. [Google Scholar]
3. Дьюи Дж. Человеческая природа и поведение: Введение в социальную психологию. Нью-Йорк: Холт; 1922. [Google Scholar]
4. Расин Э. Прагматическая нейроэтика: улучшение лечения и понимания разума-мозга. Базовая биоэтика. Кембридж: MIT Press; 2010. [Google Академия]
5. Расин Э. Могут ли когда-нибудь быть решены моральные проблемы повседневной клинической практики? Предложение по интегративным прагматическим подходам. В: Ронен Г.М., Розенбаум П.Л., Расин Э., Йоханнесен Дж., Дэн Б., редакторы. Этика в охране здоровья детей: принципы и случаи неврологии. Лондон: MacKeith Press; 2016. С. 33–48. [Google Scholar]
6. Миллер Ф.Г., Финс Дж.Дж., Баккетта М.Д. Клинический прагматизм: Джон Дьюи и клиническая этика. Журнал современного права и политики в области здравоохранения. 1996;13(1):27–51. [PubMed] [Академия Google]
7. Ревель В., Уилт Дж., Кондон Д.М. Индивидуальные различия и дифференциальная психология: краткая история и перспективы. В: Chamorro-Premuzic T, Furnham A, von Stumm S, редакторы. Справочник индивидуальных различий Уайли-Блэквелла. 2. Лондон: Уайли-Блэквелл; 2011. С. 3–38. [Google Scholar]
8. Allport GW. Функциональная автономия мотивов. Американский журнал психологии. 1937; 50: 141–156. [Google Scholar]
9. Эммонс Р.А. Изучение отношений между мотивами и чертами: случай нарциссизма. В: Бусс Д.М., Кантор Н., ред. Психология личности: последние тенденции и новые направления. Нью-Йорк: Springer-Verlag; 1989. С. 32–44. [Google Scholar]
10. Джонсон Дж.А. Единицы анализа для описания и объяснения личности. В: Хоган Р., Джонсон Дж. А., Бриггс С. Р., редакторы. Справочник по психологии личности. Сан-Диего: Академическая пресса; 1997. С. 73–93. [Google Scholar]
11. Ревель В. Вклад теории чувствительности к подкреплению в теорию личности. В: Corr PJ, редактор. Теория чувствительности личности к подкреплению. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 2008. стр. 508–527. [Академия Google]
12. Винтер Д.Г., Джон О.П., Стюарт А.Дж., Клонен Е.К., Дункан Л.Е. Черты и мотивы: к интеграции двух традиций в исследовании личности. Психологический обзор. 1998; 105: 230–250. [PubMed] [Google Scholar]
13. DeYoung CG. Кибернетическая теория большой пятерки. Журнал исследований личности. 2015;56:33–58. [Google Scholar]
14. Mayer JD. Системная структура для области личности. Психологический запрос. 1998; 9: 118–144. [Google Scholar]
15. McAdams DP, Pals JL. Новая большая пятерка: фундаментальные принципы интегративной науки о личности. Американский психолог. 2006; 61: 204–217. [PubMed] [Академия Google]
16. Маккрей Р.Р. и П.Т. Коста. 2008. Пятифакторная теория личности. В Справочник личности: Теория и исследования , изд. О. П. Джон, Р. В. Робинс и Л. А. Первин, 3-е изд., 159–181. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
17. Макрей Р.Р., Коста П.Т. Пятифакторная теория личности. В: Первин Л., Джон О., редакторы. Справочник личности: Теория и исследования. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. с. 144. [Google Scholar]
18. Мори Л.С. Инвентарь оценки личности. В: Арчер Р.П., Смит С.Р., редакторы. Оценка личности. Нью-Йорк: Routledge/Taylor & Francis Group; 2014. С. 181–228. [Академия Google]
19. Батчер Ю. Н., редактор. MMPI-2: Руководство для практикующих. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2006. [Google Scholar]
20. Barrash J, E. Asp, K. Markon, K. Manzel, S.W. Anderson, C. Tranel. 2011. Размеры нарушения личности после очагового повреждения головного мозга: исследование с помощью шкал изменения личности Айовы. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии; 33(8): 833–852. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
21. Grace J, Malloy PF. Шкала поведения фронтальных систем: Профессиональное пособие. Лутц: Ресурсы психологической оценки, Inc.; 2001. [Google Академия]
22. Cummings JL, M. Mega, K. Gray, S. Rosenberg-Thompson, D.A. Carusi, J. Gornbein. 1994. Нейропсихиатрическая инвентаризация: Комплексная оценка психопатологии при деменции. неврология; 44 (12): 2308–2314. [PubMed]
23. Ортони А., Норман Д.А., Ревелл В. Эффективное функционирование: трехуровневая модель аффекта, мотивации, познания и поведения. В: Феллоус Дж. М., Арбиб М. А., редакторы. Кому нужны эмоции? Мозг встречается с машиной. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2005. стр. 173–202. [Академия Google]
24. Паркинсон Дж. Очерк о дрожательном параличе. 1817. Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук. 2002;14(2):223–236. [PubMed] [Google Scholar]
25. Obesso JA, Stamelou M, Goetz CG, Poewe W, Lang AE, Weintraub D, et al. Прошлое, настоящее и будущее болезни Паркинсона: специальное эссе, посвященное 200 -й -й годовщине дрожательного паралича. Двигательные расстройства. 2017;32(9):1264–1310. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Braak H, Bohl JR, Muller CM, Rub U, de Vos RAI, Del Tredici K. Stanley Fahn, лекция 2005: Процедура стадирования патологии, связанной с тельцами включения со спорадической болезнью Паркинсона пересмотрено. Двигательные расстройства. 2006;21(12):2042–2050. [PubMed] [Академия Google]
27. Хеймер Л., ВанХозен Г.В. Лимбическая доля и ее выходные каналы: последствия для эмоциональных функций и адаптивного поведения. Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2006;30(2):126–147. [PubMed] [Google Scholar]
28. Филлипс М.Л., Древец В.К., Руах С.Л., Лейн Р. Нейробиология восприятия эмоций II: последствия для основных психических расстройств. Биологическая психиатрия. 2003;54(5):515–528. [PubMed] [Google Scholar]
29. Филлипс М.Л., Древец В.К., Раух С.Л., Лейн Р. Нейробиология восприятия эмоций I: Нейронная основа нормального восприятия эмоций. Биологическая психиатрия. 2003;54(5):504–514. [PubMed] [Академия Google]
30. Пандья М., Кубу С., Жиру М. Многоликая болезнь Паркинсона: не только двигательное расстройство. Медицинский журнал Кливлендской клиники. 2008;75(12):856–864. [PubMed] [Google Scholar]
31. Weintraub D, Koester J, Potenza MN, Siderowf AD, Stacy M, Voon V, Whetteckey J, Wunderlich GR, Lang AE. Нарушение контроля импульсов при болезни Паркинсона. Поперечное исследование 3090 пациентов. Архив неврологии. 2010;67(5):589–595. [PubMed] [Google Scholar]
32. Fenelon G, Mahieux F, Huon R, Ziegler M. Галлюцинации при болезни Паркинсона. Распространенность, феноменология и факторы риска. Мозг. 2000; 123:733–745. [PubMed] [Академия Google]
33. Александр Г.Е., Де Лонг М.Р., Стрик П.Л. Параллельная организация функционально обособленных цепей, связывающих базальные ганглии и кору. Ежегодный обзор неврологии. 1986; 9: 357–381. [PubMed] [Google Scholar]
34. Lichter DC, Cummings JL. Фронтально-подкорковые цепи при психических и неврологических расстройствах. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2001. [Google Scholar]
35. Резай А.Р., Мачадо А., Деогаонкар М., Азми Х., Кубу С.С., Булис Н. Хирургия двигательных расстройств. Нейрохирургия. 2008; 62 (Приложение 2): 809–838. [PubMed] [Google Scholar]
36. Гилберт Ф., Годдард Э., Виана Дж. Н.М., Картер А., Хорн М. Я скучаю по тому, чтобы быть собой: Феноменологические эффекты глубокой стимуляции мозга. AJOB Неврология. 2017;8(2):96–109. [Google Scholar]
37. Морено Дж. Биоэтика — это натурализм. В: McGee G, редактор. Прагматичная биоэтика. Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта; 1999. С. 5–17. [Google Scholar]
38. Расин Э. Какой натурализм для биоэтики? Защита умеренного (прагматичного) натурализма. Биоэтика. 2008;22(2):92–100. [PubMed] [Google Scholar]
39. Kubu CS, Ford PJ. Этика клинического применения нейроимплантатов. Кембриджский ежеквартальный журнал этики здравоохранения. 2007;16(3):317–321. [PubMed] [Google Scholar]
40. Kubu CS, Ford PJ. Помимо простого облегчения симптомов при глубокой стимуляции мозга: этическое обязательство для многогранной оценки результатов. Американский журнал биоэтики и неврологии. 2012;3(1):44–49. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Мэтью Г., Белл Э., Расин Э. Субъективное измерение результатов и нормативный надзор за результатами глубокой стимуляции мозга при болезни Паркинсона. AJOB Неврология. 2011;2(1):16–18. doi: 10.1080/21507740.2010.537535. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
42. Gisquet E. Церебральные имплантаты и болезнь Паркинсона: уникальная форма биографического нарушения? Социальные науки и медицина. 2008; 67: 1847–1851. [PubMed] [Google Scholar]
43. Kubu CS, Cooper SE, Machado A, Frazier T, Vitek J, Ford PJ. Выводы, полученные путем измерения поставленных пациентами целей в отношении глубокой стимуляции мозга: больше, чем тремор. Неврология. 2017;88(2):124–130. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Kubu CS, Frazier T, Cooper SE, Machado AG, Vitek J, Ford PJ. Информированное согласие и изменение целей пациентов для глубокой стимуляции мозга. Неврология. 2018;91(5):472–478. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
45. Kubu, C.S., PJ Ford, E. Racine, M. Montpetite, J. Zeigler, T. Frazier, J. Vitek, H. Fernandez, A. Machado . 2018. Ориентированный на пациента взгляд на оценку личности в контексте PD и DBS. Постерная презентация, Встреча исследователей BRAIN, Bethesda, MD, 7–9 апреля 2018 г.
46. Kubu, C.S., A. Merner, M. Montpetite, J. Zeigler, P.J. Ford. 2019. Изменение личности в контексте болезни Паркинсона: что говорят нам пациенты? Постерная презентация, Встреча исследователей BRAIN, Вашингтон, округ Колумбия, 11–13 апреля 2019 г..
47. Кубу, К. С., П. Дж. Форд, Б. Лапин. 2017. Восприятие пациентами изменения личности при болезни Паркинсона и после глубокой стимуляции мозга. Постерная презентация, собрание Международного общества нейроэтиков, Вашингтон, округ Колумбия, 10 ноября 2017 г.
48. Китчер П. Две формы слепоты: о необходимости двух культур. Технология в обществе. 2010; 32:40–48. [Google Scholar]
49. Теория морального размышления Гуинлока Дж. Дьюи. Этика. 1978;88(3):218–228. [Академия Google]
50. Расин Э., Образец М. Два проблемных основания нейроэтики и прагматической реконструкции. Кембриджский ежеквартальный журнал этики здравоохранения. 2018;27(4):566–577. [PubMed] [Google Scholar]
51. Расин Э., Касио М.А., Богосян А. Инструменталистский анализ функций концепций и принципов этики здоровья: Методологические ориентиры. Американский журнал биоэтики. 2017;17(12):16–18. [PubMed] [Google Scholar]
52. Расин Э., Т. Мартин Рубио, Дж. Чандлер Дж., К. Форлини и Дж. Лаке. 2014. Ценность и подводные камни спекуляций о науке и технологиях в биоэтике: случай когнитивного улучшения. Медицина, здравоохранение и философия; 17(3):325–337. [ПубМед]
53. Пекарский Д. Пересмотр концепции роста Дьюи. Образовательная теория. 1990;40(9):283–294. [Google Scholar]
54. Ласты JJ. Клиническая нейроэтика прошлого и будущего: история того, что было и что может быть. Журнал клинической этики. 2019;30(1):27–34. [PubMed] [Google Scholar]
Статья о социальной+психологии+(междисциплинарной) из The Free Dictionary
Социальная+психология+(междисциплинарная) | Статья о социальной+психологии+(междисциплинарной) от The Free DictionaryСоциальная+психология+(междисциплинарная) | Статья о социальной+психологии+(междисциплинарной) от The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
социальный психология междисциплинарный
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Социальные науки и науки о принятии решений
- Общественные исследования
- IRSP
- Социальная неврология
- Факультеты и школы Университета Британской Колумбии
- Науки об обучении
- Union Institute & University
- Гарвардский факультет социальных отношений
- Колледж искусств и наук Макмикена
- Колледж гуманитарных и социальных наук Карнеги-Меллона
- Список учреждений, присуждающих ученые степени в области когнитивных наук
- Политическая психология
- Системоведение
- Антрозоология
- Школа гуманитарных и естественных наук Стэнфордского университета
Полный браузер ?
- ▲
- Социальная работа с группами
- Социальная работа, жилье и здравоохранение
- социальная работа/консультирование
- социальная работа/консультирование
- социальная работа/консультирование
- социальная работа/консультирование
- социальная работа/консультирование
- социальный работник
- социальный работник
- социальный работник
- социальный работник
- социальный работник
- социальный работник
- социальный работник
- социальный работник
- Социальный работник расстроенная мама
- Социальный работник в геронтологии
- Социальный работник на обучении
- Социальные работники
- Социальные работники
- Социальные работники
- Социальные работники
- Социальные работники говорят о
- Христианское братство социальных работников
- Социальные работники за мир и справедливость
- Группа социальных работников Непал
- Социальные работники на кислоте
- Закон о регистрации социальных работников от 2003 г.