Милгрэм эксперимент: Эксперимент Милгрэма | это… Что такое Эксперимент Милгрэма?

90% людей готовы по команде бить током незнакомца — РТ на русском

Короткая ссылка

Екатерина Шутова

Польские учёные продемонстрировали, что 9 из 10 человек готовы причинять боль незнакомым людям, если им даёт такую команду авторитетный наставник. Своим опытом они подтвердили и даже превзошли результат аналогичного эксперимента, впервые проведённого Милгрэмом в США в 1960-х годах. RT рассказывает о том, как выясняли причины жестокости экзекуторов концлагерей и кому мучители сочувствуют больше.

Раз сказали — надо делать

Социальный психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета задумал провести опыт, чтобы узнать, насколько легко заставить людей подчиняться приказам. Его интересовало, могли ли палачи в нацистских концлагерях уничтожать миллионы людей, просто, как они говорили, «исполняя приказ». В ходе своего эксперимента, проведённого в 1963 году, Милгрэм хотел выяснить: остановятся ли испытуемые, если их действия будут причинять явную боль другим людям? 

Добровольцам объяснили, что в ходе эксперимента проверяется влияние боли на память.

Роль учеников, которым требовалось запоминать и повторять пары слов из длинного списка, играли актёры. К ним якобы были подсоединены электроды. Всякий раз, когда ученик ошибался, испытуемый, выступавший в роли учителя, должен был наказывать его ударом тока. С каждым последующим ударом напряжение возрастало на 15 В. Минимальный уровень напряжения составлял 15 В, максимальный — 450 В. 

Из 40 испытуемых ни один не отказался нажимать на кнопки и бить учеников током. На 135 В некоторые участники начинали колебаться, однако учёные убедили их, что ответственность за любой исход эксперимента берут на себя. В результате до уровня в 300 В дошли все испытуемые. Каждый раз, когда они выражали нежелание продолжать опыты над людьми, которые кричали и просили прекратить мучения, их убеждали, что эксперимент необходимо довести до конца. Последнюю кнопку, которая отвечала за удар тока напряжением 450 В, нажали 26 человек (65% испытуемых). 

  • Схема эксперимента Милгрэма. Экспериментатор (E) требует от «учителя» (T) задавать «ученику» (L) вопросы и наказывать его за неправильные ответы
  • © Wikipedia
Ничего не поменялось 

Спустя 54 года после первого эксперимента Стэнли Милгрэма польские учёные из Университета социальных и гуманитарных наук решили повторить его опыт. Проверка послушания под воздействием чужого авторитета, по их словам, в Восточной Европе ещё не проводилась. 

Исследователи из Польши пригласили поучаствовать в эксперименте 80 мужчин и женщин. Им снова сказали, что испытания проводятся в связи с исследованием процессов обучения и тренировки памяти. Задача была та же: по команде нажимать на рычаги, если ученики неправильно отвечали на заданный вопрос.

Эксперимент выявил, что больше эмоций вызывали женские крики, поэтому женщинам сочувствовали в три раза чаще, чем мужчинам. В целом же оказалось, что, за редким исключением, люди готовы в определённых обстоятельствах причинять физические страдания другим, особенно если видят их впервые: 90% испытуемых были готовы нажать последнюю кнопку.

«Когда люди узнают об эксперименте Милгрэма, подавляющее большинство говорит, что никогда бы так не поступили, — подводит итог социопсихолог Томас Гжиб. — Наше же исследование снова показало, как сильно влияет на людей ситуация и как легко они соглашаются делать то, что им не нравится». 

  • Стэнли Милгрэм
  • © The Chronicle of Higher Education / aeon.co
Податливость или доверие?

Итоги эксперимента в своё время удивили и расстроили самого Милгрэма. Они не сошлись с предположениями, которые выдвинули опрошенные им учёные и студенты. Этот опыт впечатлил весь мир и неоднократно повторялся в разных странах. Американский учёный решил, что все люди готовы бездумно подчиняться приказам. 

Как показало недавнее исследование Сент-Эндрюсского университета, человек обрекает незнакомца на страдания, поскольку убеждён, что делает это во благо, ради чего-то более важного. По мнению испытуемых, в определённых ситуациях жестокость по отношению к людям, не сделавшим им ничего плохого, может быть оправданна и допустима.  

Критики же Милгрэма, называвшие его эксперимент неэтичным, отмечали, что концлагерь и научный эксперимент сравнивать неверно. Например, австралийский психолог Джина Перри выдвинула предположение, что большую роль в послушании испытуемых сыграл авторитет учёных, а не привычка подчиняться. То есть участники доверяли экспертному мнению, и это заставило их продолжать причинять боль, несмотря на возможные моральные колебания. 

  • © Кадр из фильма «Экспериментатор»

Звучал и другой аргумент: результаты опыта нельзя трактовать как свидетельства бездумной жестокости и отсутствия сочувствия, потому что на самом деле никаким током никого не било.

По результатам аналогичных опытов даже проводились эксперименты, нацеленные на выяснение причин такого поведения людей. Так, публикация, в работе над которой принимала участие Перри, утверждает, что наибольшее значение имело давление на испытуемого. Если его настойчиво просили продолжать, шансы на исполнение возрастали. А чем сильнее сопротивлялся кто-либо из подставных учеников, тем больше испытуемых отказывались продолжать бить его током. Существенное значение имело и то, насколько близки между собой «учитель» и «ученик»: чем лучше они были знакомы, тем меньше была готовность испытуемых причинять боль.

Поляки воспроизвели эксперимент Милгрэма

Польские ученые повторили известный эксперимент Милгрэма на своих соотечественниках. Выяснилось, что поляки 2010-х годов готовы причинять боль людям, подчиняясь авторитету, не меньше, чем американцы 1960-х годов. Результаты работы были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science в январе 2017 года, внимание к ним привлек выпущенный в марте пресс-релиз.

Один из наиболее авторитетных психологов XX века Стэнли Милгрэм провел свой классический эксперимент в 1963 году под впечатлением от преступлений нацистов в ходе Второй мировой войны. Он хотел выяснить, сколько страданий могут причинить обычные люди другим, если это входит в их обязанности. Для этого ученый пригласил среднестатистических людей поучаствовать в эксперименте, целью которого было заявлено изучение влияния боли на обучение.

В ходе эксперимента участники тянули поддельный жребий, чтобы играть роль учителя или ученика. На самом деле им всегда доставалась роль учителя, а ученика изображал профессиональный актер. Ученик должен был заучивать пары слов, а затем воспроизводить их по команде учителя. При этом в распоряжении учителя был правдоподобно выглядящий генератор тока с 30 переключателями от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При каждой ошибке руководящий работой экспериментатор в белом халате велел учителю давать ученику удар током, причем с каждой последующей ошибкой напряжение увеличивалось на 15 вольт. Актер изображал усиливающуюся болевую реакцию, но экспериментатор настаивал на продолжении «обучения», произнося последовательно четыре фразы: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Если было достигнуто максимальное напряжение, его применяли трижды, после чего сессия прекращалась. Перед началом эксперимента учителю самому давали демонстрационный удар током напряжением 45 вольт.

Американский эксперимент должен был послужить лишь отладке методологии, после чего Милгрэм планировал провести его в Германии, чтобы лучше понять психологию граждан этой страны во время войны. Однако результаты оказались весьма красноречивыми: в среднем 65 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, доводили наказание ученика до максимального, невзирая на его «боль» и протесты. Лишь около 12 процентов останавливались на показателе в 300 вольт, когда актер начинал изображать нестерпимые страдания. «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии», — рассказывал ученый.

Эксперимент Милгрэма неоднократно воспроизводили в США, Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании со схожими результатами (средняя доля участников, доведших его до конца, в США составила 61 процент, а за их пределами — 66 процентов, разбег составлял от 28 до 91 процента).

Небольшие изменения дизайна исследования, призванные исключить влияние таких факторов как пол, социальный статус, авторитет научного центра, неведение об опасности тока и возможные садистские наклонности, на результаты существенно не влияли, как и год проведения работы. В странах Центральной и Восточной Европы подобные эксперименты до сих пор не проводились.

Сотрудники Университета общественных и гуманитарных наук во Вроцлаве решили исправить эту ситуацию. «Нашей целью было проверить, насколько высок уровень подчинения среди жителей Польши. Особая история центральноевропейского региона сделала вопрос подчинения авторитетам исключительно интересным для нас», — пишут они.

Чтобы снизить психологическую травму участников, ученые воспользовались модификацией эксперимента, основанной на выводах американского психолога Джерри Бергера (Jerry Burger). Он отметил, что большинство (79 процентов) участников оригинальной работы, дошедших до 10-го переключателя, доходят и до последнего, 30-го. Поэтому об уровне подчинения можно судить и по первым 10 показателям напряжения ударов. Таким дизайном и воспользовались польские психологи, чтобы сделать эксперимент более этичным. Для участия в нем пригласили 40 мужчин и 40 женщин в возрасте от 18 до 69 лет.

90 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, дошли до последнего переключателя. Частота отказов от доведения эксперимента до конца была втрое выше, если роль ученика выполняла женщина, однако авторы отмечают, что из-за небольшого размера выборки сделать из этого однозначные выводы невозможно.

«Наше исследование в очередной раз продемонстрировало огромную силу ситуации, в которой находятся люди, и насколько легко они соглашаются на неприятные для себя вещи. Спустя полвека после работы Милгрэма поразительное большинство субъектов все еще готовы бить током беспомощного человека», — прокомментировал результаты один из авторов работы Томаш Гжыб (Tomasz Grzyb).

Олег Лищук

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

404: Страница не найдена

Страница, которую вы пытались открыть по этому адресу, похоже, не существует. Обычно это результат плохой или устаревшей ссылки. Мы извиняемся за любые неудобства.

Что я могу сделать сейчас?

Если вы впервые посещаете TechTarget, добро пожаловать! Извините за обстоятельства, при которых мы встречаемся. Вот куда вы можете пойти отсюда:

Поиск
  • Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы сообщить, что эта страница отсутствует, или используйте поле выше, чтобы продолжить поиск
  • Наша страница «О нас» содержит дополнительную информацию о сайте, на котором вы находитесь, WhatIs.com.
  • Посетите нашу домашнюю страницу и просмотрите наши технические темы

Просмотр по категории

Сеть

  • система управления сетью

    Система управления сетью, или NMS, представляет собой приложение или набор приложений, которые позволяют сетевым инженерам управлять сетевыми . ..

  • хост (в вычислениях)

    Хост — это компьютер или другое устройство, которое обменивается данными с другими хостами в сети.

  • Сеть как услуга (NaaS)

    Сеть как услуга, или NaaS, представляет собой бизнес-модель для предоставления корпоративных услуг глобальной сети практически на основе подписки.

Безопасность

  • API веб-аутентификации

    API веб-аутентификации (WebAuthn API) — это программный интерфейс приложения (API) для управления учетными данными, который позволяет веб-…

  • Общая система оценки уязвимостей (CVSS)

    Общая система оценки уязвимостей (CVSS) — общедоступная система оценки серьезности уязвимостей безопасности в …

  • Вредоносное ПО Dridex

    Dridex — это форма вредоносного ПО, нацеленное на банковскую информацию жертв с основной целью кражи учетных данных онлайн-аккаунта . ..

ИТ-директор

  • программа аудита (план аудита)

    Программа аудита, также называемая планом аудита, представляет собой план действий, в котором документируются процедуры, которым аудитор будет следовать для подтверждения…

  • децентрализация блокчейна

    Децентрализация — это распределение функций, контроля и информации вместо того, чтобы быть централизованным в едином учреждении.

  • аутсорсинг

    Аутсорсинг — это деловая практика, при которой компания нанимает третью сторону для выполнения задач, управления операциями или предоставления услуг…

HRSoftware

  • командное сотрудничество

    Совместная работа в команде — это подход к коммуникации и управлению проектами, который делает упор на командную работу, новаторское мышление и равенство . ..

  • самообслуживание сотрудников (ESS)

    Самообслуживание сотрудников (ESS) — это широко используемая технология управления персоналом, которая позволяет сотрудникам выполнять множество связанных с работой …

  • платформа обучения (LXP)

    Платформа обучения (LXP) — это управляемая искусственным интеллектом платформа взаимного обучения, предоставляемая с использованием программного обеспечения как услуги (…

Обслуживание клиентов

  • Net Promoter Score (NPS)

    Net Promoter Score (NPS) — это показатель, который организации используют для оценки лояльности клиентов к их бренду, продуктам или …

  • B2C (бизнес-потребитель)

    B2C, или бизнес-потребитель, представляет собой модель розничной торговли, при которой продукты или услуги поступают непосредственно от предприятия к конечному пользователю, у которого есть . ..

  • сегментация рынка

    Сегментация рынка — это маркетинговая стратегия, в которой используются четко определенные критерии для разделения общей адресной доли рынка бренда …

4.3 Эксперимент Милгрэма – этика в правоохранительных органах

Глава 4: Ключевые этические вопросы в правоохранительных органах

Чтобы продемонстрировать, насколько легко можно использовать силу для принуждения людей, Стэнли Милгрэм провел научный эксперимент, который показал, как далеко зайдут люди, столкнувшись с кем-то, кто обладает властью и занимает властное положение. В этом случае субъекты часто совершали неэтичные действия по приказу лица, наделенного властью. Эксперимент Милгрэма продемонстрировал силу власти и то, как человек, наделенный властью, может влиять на людей, заставляя их вести себя неэтично и вопреки их желанию.

Мощная способность тех, кто наделен властью, контролировать других, была продемонстрирована в серии замечательных исследований, проведенных Стэнли Милграмом (1963). Милгрэма интересовало понимание факторов, заставляющих людей подчиняться приказам, отдаваемым власть имущими. Он разработал исследование, в котором мог наблюдать, в какой степени человек, представляющий себя авторитетом, способен проявлять послушание, вплоть до того, что побуждает людей причинять вред другим.

Как и у его профессора Соломона Аша, интерес Милгрэма к общественному влиянию частично проистекал из его желания понять, как присутствие могущественного человека, особенно немецкого диктатора Адольфа Гитлера, отдавшего приказ убить миллионы людей во время Второй мировой войны, могло вызвать повиновение . Под руководством Гитлера немецкие войска СС наблюдали за казнью 6 миллионов евреев, а также других «нежелательных лиц», включая политических и религиозных диссидентов, гомосексуалистов, умственно и физически неполноценных людей и военнопленных. Милгрэм использовал объявления в газетах, чтобы набирать мужчин (а в одном исследовании и женщин) из самых разных слоев общества для участия в своем исследовании. Когда участник исследования прибыл в лабораторию, его или ее представили человеку, которого участник считал другим участником исследования, но который на самом деле был сообщником экспериментатора. Экспериментатор объяснил, что целью исследования было изучение влияния наказания на обучение. После того, как участник и сообщник согласились участвовать в исследовании, исследователь объяснил, что один из них будет случайным образом назначен учителем, а другой — учеником. Каждому из них дали листок бумаги и попросили открыть его и указать, что на нем написано. На самом деле обе газеты читают учитель , что позволяло сообщнику притворяться, что он был назначен учеником, и таким образом гарантировать, что фактический участник всегда был учителем. Пока участник исследования (теперь учитель) наблюдал за этим, ученика отвели в соседнюю шоковую комнату и привязали к электроду, который должен был наказывать. Экспериментатор объяснил, что работа учителя будет заключаться в том, чтобы сидеть в диспетчерской и читать учащемуся список пар слов. После того, как учитель прочитает список один раз, задача ученика — вспомнить, какие слова сочетаются друг с другом. Например, если пара слов была blue-sofa , учитель произносил слово blue на проверочных пробах, и учащийся должен был указать, какое из четырех возможных слов ( дом , диван , кошка или ковер ) было правильный ответ, нажав одну из четырех кнопок перед собой. Эксперимент начался после того, как экспериментатор дал «учителю» пробный разряд (который, как сообщалось, был при напряжении 45 вольт), чтобы продемонстрировать, что удары действительно болезненны. Участник исследования сначала прочитал список слов ученику, а затем начал проверять его на способность к обучению.

Электрошоковая панель, показанная на [рисунке] «Шоковый аппарат, использованный в исследовании послушания Милгрэма», была представлена ​​перед учителем, и учащийся не был виден в комнате шока. Экспериментатор сидел позади учителя и объяснял ему, что каждый раз, когда ученик делает ошибку, учитель должен нажимать один из переключателей разряда, чтобы применить разряд. Они должны были начать с минимально возможной силы тока (15 вольт), но с каждой ошибкой сила тока увеличивалась на один уровень (дополнительные 15 вольт).

Как только учащийся (который, конечно же, на самом деле был экспериментальным сообщником) остался один в шоковой комнате, он отстегнул себя от электрошоковой машины и достал магнитофон, который он использовал для воспроизведения заранее записанной серии ответов, которые учитель мог слышно через стену комнаты. Как вы можете видеть на [рисунке] «Расписание протестов Конфедерации в экспериментах Милгрэма», учитель услышал, как ученик сказал «тьфу!» после первых нескольких ударов. После следующих нескольких ошибок, когда уровень разряда достиг 150 вольт, ученик воскликнул: «Вытащите меня отсюда, пожалуйста. Мое сердце начинает беспокоить меня. Я отказываюсь продолжать. Выпусти меня!» Когда напряжение достигло 270 вольт, протесты ученика стали более яростными, и после 300 вольт ученик заявил, что больше не будет отвечать на вопросы. От 330 вольт и выше ученик молчал. В этот момент экспериментатор отвечал на вопросы участников, если они их задавали, с заранее подготовленным ответом, указывающим, что они должны продолжать читать вопросы и применять усиливающийся шок, когда учащийся не отвечает.

График протестов Конфедерации в отношении экспериментов Милгрэма
75 вольт Уф!
90 вольт Уф!
105 вольт Уф! ( громче )
120 вольт Уф! Эй, , этот действительно ранит.
135 вольт Фу!!
150 вольт Фу!! Экспериментатор! Вот и все. Вытащи меня отсюда. Я говорил тебе, что у меня проблемы с сердцем. Мое сердце начинает беспокоить меня сейчас. Вытащите меня отсюда, пожалуйста. Мое сердце начинает беспокоить меня. Я отказываюсь продолжать. Выпусти меня!
165 вольт Уф! Выпусти меня! ( кричать )
180 вольт Уф! Я не могу терпеть боль. Выпустите меня отсюда! ( кричать )
195 вольт Уф! Выпустите меня отсюда! Выпустите меня отсюда! Мое сердце беспокоит меня. Выпустите меня отсюда! Ты не имеешь права держать меня здесь! Выпусти меня! Выпустите меня отсюда! Выпусти меня! Выпустите меня отсюда! Мое сердце беспокоит меня. Выпусти меня! Выпусти меня!
210 вольт Фу!! Экспериментатор! Уведи меня отсюда. У меня было достаточно. I больше не будет в эксперименте.
225 вольт Уф!
240 вольт Уф!
255 вольт Уф! Дайте мне из отсюда.
270 вольт ( мучительный крик ) Выпусти меня отсюда. Выпустите меня отсюда. Выпустите меня отсюда. Выпусти меня. Ты слышишь? Выпустите меня отсюда.
285 вольт ( мучительный крик )
300 вольт ( мучительный крик ) Я категорически отказываюсь больше отвечать. Вытащи меня отсюда. Вы не можете удержать меня здесь. Вытащи меня. Вытащи меня отсюда.
315 вольт ( мучительный крик ) Выпусти меня отсюда. Выпустите меня отсюда. Мое сердце беспокоит меня. Выпустите меня, говорю вам. ( истерически ) Выпустите меня отсюда. Выпустите меня отсюда. Ты не имеешь права держать меня здесь. Выпусти меня! Выпусти меня! Выпусти меня! Выпустите меня отсюда! Выпусти меня! Выпусти меня!

Прежде чем Милграм провел свое исследование, он описал процедуру трем группам — студентам колледжа, взрослым представителям среднего класса и психиатрам — спрашивая каждую из них, думают ли они, что шокируют участника, допустившего достаточное количество ошибок на самом высоком уровне весы (450 вольт). Сто процентов всех трех групп думали, что они этого не сделают. Затем он спросил их, какой процент «других людей», скорее всего, будет использовать самый высокий уровень шоковой шкалы, и в этот момент три группы продемонстрировали замечательную согласованность, дав (довольно оптимистичные) оценки от 1% до 2%.

Результаты настоящих экспериментов сами по себе были весьма шокирующими. Хотя все участники испытали начальный легкий шок, после этого реакция менялась. Некоторые отказывались продолжать после примерно 150 вольт, несмотря на настойчивость экспериментатора продолжать увеличивать уровень разряда. Третьи, однако, продолжали задавать вопросы и наносить удары током под давлением экспериментатора, который требовал, чтобы они продолжались. В конце концов, 65% участников продолжали подвергать ученика электрошоку вплоть до максимума в 450 вольт, даже несмотря на то, что этот шок был помечен как «опасность: сильный шок», и от участника не было слышно никакой реакции. на несколько испытаний. В целом, почти две трети участвовавших мужчин, насколько им было известно, забили другого человека током до смерти, и все это было частью предполагаемого эксперимента по обучению.

Исследование Милгрэма важно для правоохранительных органов по следующим причинам:

  1. Офицеры должны проявлять осторожность при осуществлении полномочий, особенно по отношению к тем, кто наиболее уязвим.
  2. Офицеры также могут находиться под сильным влиянием негативных/неэтичных действий коллег-офицеров и их собственных начальников. Для старших офицеров важно понимать, что исследование Милгрэма убедительно свидетельствует о том, что действия старших офицеров принуждают к таким же действиям младших офицеров. В то время как старшие офицеры могут думать, что их не копируют или манипулируют младшими офицерами, исследование Милгрэма предполагает, что они могут так и поступать.
  3. Сотрудники правоохранительных органов обычно попадают в чрезвычайные ситуации, когда возникает повышенный стресс и ощущается опасность. В этой среде даже самые волевые люди могут быть уязвимы для принуждения.
  4. Когда человека арестовывают, его или ее восприятие потери свободы может спровоцировать реакцию на офицера, несмотря на то, что офицер обладает властью.

Любому человеку, обладающему властью, важно понимать и осознавать принудительный характер власти; что сила и авторитет легко используются, чтобы заставить людей делать то, что они в противном случае не сделали бы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *