Хабаровск Православный | Милосердие — это…
Хабаровск православный → Журнал → Образ и подобие → Милосердие — это…
Информационный отдел Хабаровской епархии28.01.2023
…Если уничтожится милосердие <на земле>,
то все погибнет и истребится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 541).
Милосердие — чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение, а также помощь, например, благотворительность. Православная церковь учит, что милосердие — это и любовь к Богу и, одновременно, любовь к ближнему, когда в любом человеке видишь образ Божий независимо от его недостатков. Милосердие может проявляться очень по-разному, но, в сущности, всегда означает лишь одно — взять на себя часть чужого страдания, добровольно, без всякого внешнего принуждения.
Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Так заповедует нам Евангелие. Значит, милосердие – это то, что наиболее уподобляет нас Богу, и, с другой стороны, то, что состоит в нашей власти.
О том, то такое милосердие и как оно проявляется в жизни верующего рассказали прихожане хабаровских храмов.
Ростислав, студент Хабаровской семинарии: «Когда боль человеческая становится твоей болью»
Наверное, самыми яркими впечатлениями жизни становятся те, которые мы пережили на собственном опыте. И я хочу поделиться тем опытом милосердия, который был лично у меня. Когда я только пришел к вере, понимал, что нужно Бога любить, но до конца не знал, что это значит.
У Бога просил по-детски, чтобы Он дал мне любовь, такую, что я проснусь утром однажды и буду любить весь мир, всех ближних своих. Но где-то через год у моей бабушки, болеющей сахарным диабетом, случился второй инсульт.И так получилось, что единственным человеком, который мог за ней ухаживать, был я. Другие просто физически не могли присутствовать. Я тогда учился, и мне нужно было только на учебу ездить. Я это расценивал, как ответ на мои молитвы. Господь дал мне возможность научиться любви, милосердию. Где-то два года я жил с бабушкой, нес тяготы с ней вместе, изучал книгу по сахарному диабету, чтобы правильно кормить ее и делать уколы, изучил много информации по инсульту и о том, как ухаживать за лежачими больными. Когда я уже поехал учиться в семинарию, с бабушкой осталась мама. Через год бабушка умерла, ушла к Богу. Я почувствовал огромную потерю. Я никогда такого не испытывал. За эти годы я с бабушкой так сблизился, так сроднился с ней, что иногда даже знал, что она хочет сказать, что нужно сделать.
Где сострадание, любовь, там Бог, Который много утешает, помогает ухаживающим за больным. Милосердие должно выходить за рамки телесного, оно должно смотреть в вечность, видеть образ Божий в человеке, делать добро ради Христа.
То есть нужно помогать человеку не только ради его временного спасения, но, в первую очередь, заботиться и о душе, о её спасении. Где-то советом, помочь, натолкнуть на поиск Бога.
Руководитель Семейного сектора Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Хабаровской епархии иерей Сергий Усков: «Милосердие формируется с детства»
— Милосердие формируется с детства и формируется дома. Значимыми людьми для примера милосердия у детей всегда являются родители. Это, прежде всего, пример взаимоотношения отца и матери, те добрые слова и поступки, которые они направляют друг к другу, это нежность, забота друг о друге и детях. Дети, находящиеся в этой атмосфере, учатся доброму отношению к другим людям. Недалеко от нашего дома есть супермаркет, возле которого часто стоит мужичок, сам себя называющий Юрок. Мои дети стали спрашивать: «Почему он тут стоит? Почему он просит? Почему он так плохо одет и выглядит неважно?». Я им отвечаю, что он потерял здоровье, работу, жилье. Мы не можем решить всех его проблем, но мы можем как-то облегчить его трудности, мы можем купить ему еды или дать ему одежду. Ведь он — человек. И, когда мои дети видят его, то говорят: «Папа, вот Юрок стоит, надо помочь ему!». Мы идём в магазин, дети, конечно, хотят купить ему сладостей, но я объясняю, что лучше купить, и потом они добавляют что-то от себя. Это и есть школа милосердия – помогать тому, кто рядом, даже если ты не знаешь человека.
Учительница русского языка и литературы, ОПК в школе №2 п. Березовка Галина Павлова: «Для меня отправной точкой в делах милосердия стал психоневрологический интернат»
Милосердие — это одна из добродетелей христианской жизни, это потребность, это воздух, без которого не может человек прожить и часа.
О таком понятии как милосердие я никогда не задумывалась, как не задумываешься о многих вещах. Это явление естественно и органично. Наверное, оно в крови у каждого. Человек в своей нелегкой жизни стремится к Радости, а милосердие эту Радость и приносит. И мир для милосердного человека становиться иным: любимым, прекрасным, неповторимым Даром.
У каждого своя отправная точка в делах милосердия. Для меня такой точкой стал психоневрологический интернат для детей-инвалидов поселка Березовка. Оказалась там я, можно сказать, случайно. Как-то после вечерней службы в храме вышел священник и сказал, что надо бы помочь с крещением детей в этом интернате. И все! Я просто поняла, что не могу туда не пойти. Исчезли все страхи перед встречей с иными детьми. Конечно, в интернате морально очень тяжело: детские страдания никого не могут оставить равнодушным. Но это одновременно и очищающая душу боль. Если ты хотя бы раз переступил порог интерната, то туда просто тянет вернуться. Став крестной мамой многим деткам, я стала водить туда своих учеников. Ради самих же учеников. Потому что на самом деле мы ничем не помогаем больным детям.
Помогают как раз они нам стать немного лучше, чище, добросердечнее. И не встать на этот путь — это значит погибнуть для Вечности! И я вижу, как меняются дети, которые собирают подарки на праздники для детей-инвалидов, как они сами напоминают мне о нашей традиционной акции «По следам святителя Николая». Для них забота о тех, кому не хватает тепла, это помощь для возрастания их личности.«Образ и подобие»
МИЛОСЕРДИЕ | Энциклопедия Кругосвет
МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.
С древности в различных культурных традициях милосердие осмысляется как важное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие-жень считалось основой добродетели, а забота о людях (шу) считалась одним из основных жизненных принципов. И в моизме взаимная любовь рассматривалась как источник согласия в семье, обществе, порядка в государстве. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах, высеченных на камне, индийский царь Ашока.
Христианская идея милосердия покоится на иудейской традиции. В христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех – наряду с верой и надеждой – богословских добродетелей. Милосердие – инициативное чувство и активное действие, на что указывает притча о добром самарянине (Евангелие от Луки, 10:29-37). По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека. На это указывает заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки, 10:27). Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу: в этой любви человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума (Евангелие от Матфея, 22:37). Однако милосердие – не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям и как таковое противопоставлено в новозаветных текстах небрежению и беззаботности (Евангелие от Матфея, 6:24; Послание ап. Павла Римлянам, 9:13,28). В милосердии человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. (См. также АЛЬТРУИЗМ).
По формуле заповеди любви, милосердие соотносится с себялюбием и даже как будто выводится из него. И в этом заповедь любви как будто следует в этом за золотым правилом (см. также МОРАЛЬ). Однако по смыслу заповеди, соединяющей в себе требования любви к Богу и любви к человеку, милосердие положительно соотнесено с высшим идеалом. В Новое и Новейшее время некоторые мыслители, в особенности настроенные критически по отношению к бытующей нравственности, придавали себялюбию особое значение. Например, для Ф.Ницше себялюбие принимало – на фоне критики морального традиционализма, мещанства и подражательности в нравах – форму вызова самому человеку обрести свое лицо, утвердить свою личность. Призывы любить себя могут иметь под собой гуманистическую подоплеку. Но в целом в них игнорируется собственно содержание заповеди любви: она и исходит из того, что любовь к себе естественно присуща каждому человеку и это естественное себялюбие человек должен подчинить милосердному отношению к другому.
В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность индивидуальных (частных) интересов членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Это выражается, в частности, в следующем: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие, выраженное в доброжелательном действии, в благодеянии, может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении – деятельное участие в жизни другого. Отсюда следует, что милосердие опосредовано служением. В общественной жизни служение (далеко не всегда открытое и явное) может осуществляться в форме благотворительности. В этическом плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.
См. также ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Р.Г.Апресян
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Каково истинное значение милосердия?
Кажется, мир становится свидетелем растущего уровня насилия, страха и ненависти, которые бросают нам вызов каждый день. Продолжаются дебаты о том, как приветствовать иммигрантов и беженцев в Соединенных Штатах; заголовки новостей напоминают нам о бедственном положении Сирии и об ужасах Исламского государства.
В такие времена разговоры о милосердии могут показаться скорее принятием желаемого за действительное. Но милосердие имеет значение – сейчас больше, чем когда-либо.
В ноябре 2016 года завершился внеочередной Священный год Милосердия, объявленный Папой Франциском. Папа Франциск призвал президента Дональда Трампа опираться на «богатые духовные и этические ценности, которые сформировали историю американского народа».
Недавно я написал о милосердии в книге «Милосердие имеет значение: открыться дару, меняющему жизнь». Милосердие повлияло на мою жизнь во многих отношениях — например, в моем выздоровлении от алкоголизма и в моем опыте приемного ребенка. Итак, для меня милосердие — это «любовь, которая отвечает на человеческую нужду неожиданным или незаслуженным образом».
По своей сути милосердие — это прощение. Библия говорит о любви Бога к грешникам, то есть ко всем нам. Но Библия также связывает милосердие с другими качествами помимо любви и прощения.
Итак, как нам начать понимать истинное значение милосердия?
Милосердие в еврейской Библии
Христиане обычно понимают «Еврейскую Библию» как «Ветхий Завет», который заменяется «Новым Заветом» Иисуса Христа, который содержится в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
То, как христианство интерпретировало еврейскую Библию, часто не полностью оценивая ее еврейский контекст, продолжает оставаться предметом научных дискуссий.
В еврейской Библии есть группа родственных слов, которые часто переводятся как «милосердие» в зависимости от того, где они встречаются в тексте. Есть слово «ахавах», которое относится к непреходящей любви Бога к Израилю, очень похожей на любовь между мужем и женой. Затем есть «рахамим», которое происходит от корня слова «рехем», или чрево, и поэтому может быть более буквально понято как предполагающее «материнскую связь» между Богом и людьми.
В известном отрывке из 85-го псалма, в котором говорится о возвращении израильтян из плена, говорится, что когда «милостивость и истина встретились вместе, правда и мир облобызались».
«Хесед», слово, переведенное в этом стихе как «милость», дополнительно указывает на Божье качество «непоколебимой верности».
Таким образом, псалом связывает стойкость и милосердие с «истиной» — на иврите «эмет», что означает вести себя этично и быть верным воле Бога.Милосердие в христианских евангелиях
Точкой соединения еврейской и христианской традиций является так называемый «Великий Галель». Халлель означает «хвала» и относится к группе псалмов, регулярно читаемых во время новолуния, а также во время важных еврейских праздников, таких как Кущи или Суккот, которые отмечают период, который еврейский народ провел в пустыне на пути к Обетованному. Земля.
Великий Халлель — это рефрен 136-го псалма, который прославляет то, что Божья «милость пребывает вовек». Некоторые ученые считают, что Иисус спел Великий Алель со своими учениками, когда они пошли на Елеонскую гору после Тайной вечери, последней трапезы, которую он разделил со своими апостолами перед распятием.
Милосердие определяет контекст многих учений Иисуса. В Евангелии от Матфея Иисус рассказывает историю о «немилостивом рабе», долг которого был стерт с лица земли, но который отказывается простить другого раба, который должен ему всего несколько центов.
История учит нас, что мы должны прощать других, потому что мы сами были прощены.
Иисус как лик милосердия
Также в Евангелии от Матфея Иисус говорит своим ученикам понять значение этой фразы:
«Я желаю милосердия, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, а грешников».
Возможно, наиболее важным для христиан является то, что Иисус показывает нам, что значит быть милосердным: Он исцелил больного, приветствовал пришельца и простил тех, кто преследовал и убивал его.
Как говорит нам Папа Франциск в Misericordiae Vultus, своем письме, посвященном Священному году Милосердия, милость Иисуса не абстрактна, а «внутренна» — это то, что буквально меняет нас изнутри.
Христиане верят, что этот внутренний аспект милосердия проявляется в личных отношениях, которые Иисус обещает всем нам: отношениях, основанных на прощении и любви, примирении и истине. Как пишет Папа Франциск в самом первом предложении Misericordiae Vultus,
«Иисус Христос есть лик милосердия Божия».
Милосердие
Согласно Библии, милосердие имеет значение: оно важно, потому что мы все нуждаемся в прощении. Но милосердие также имеет значение, потому что оно может объединить всех нас, несмотря на наши различия.
Протест против запрета на иммиграцию в Миннеаполисе, штат Миннесота. Синий Фибоначчи, CC BYНо что значит – в конкретных терминах – быть милосердным к беженцам, иммигрантам, не говоря уже о тех нациях, институтах и сообществах, которые сталкиваются с проблемой их приема? Что означает милосердие в Сирии? Каков милосердный ответ на зверства Исламского государства или ИГИЛ/ИГИЛ – группы, которая безжалостно преследует христиан, езидов и шиитов? Как милосердие может повлиять на реакцию администрации Трампа на Иран после его ракетных испытаний или на китайскую экспансию на острова Спратли и в Южно-Китайское море?
Я, конечно, не могу сказать, как милосердие может быть конкретно применено к этим вызовам: возможностей и ловушек так же много, как и различных значений, связанных с милосердием в самой Библии.
Но я хотел бы предложить отправную точку для размышлений о важности милосердия. В недавнем обсуждении моей книги «Милосердие имеет значение» одна участница рассказала, как она смотрела и Fox News, и MSNBC, пытаясь узнать разные точки зрения на важнейшие проблемы, стоящие перед Соединенными Штатами. Я так и не узнал, была она демократом или республиканцем; либерал, консерватор или либертарианец.
Но я усвоил, что милосердие начинается с открытия себя тем, с кем можно категорически не согласиться. Милосердие, конечно, на этом не заканчивается, но оно начинается с таких маленьких актов понимания, которые могут привести к изменяющему жизнь опыту любви.
Что такое МИЛОСЕРДИЕ? — Энциклопедия WebBible
также известный как: сострадание, любящая доброта
Милосердие — это сострадание к несчастным — тем, кто в несчастье. Это христианская благодать.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. — Матфея 5:7 NASB
Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя? — Матфея 18:33 NASB
Божья милость
Господь сошел в облаке и стоял там с ним [Моисеем], когда он призывал имя Господа. Тогда Господь прошел перед ним и возгласил:
«Господь, Господь Бог, сострадательный и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный; хранящий милость на тысячи, прощающий вину, преступление и грех; однако Он никоим образом не оставит виновных безнаказанными…» — Исход 34:6-7 Выдержка из NASB
Фертмор, сказал Яхве Моисею,
… «Кого миловать, помилую, кого жалеть, пожалею». … Он милует, кого пожелает… — Римлянам 9:15, 18 LSB отрывок
Апостол Павел был когда-то Савлом, ярым и жестоким врагом Христа и гонителем Его последователей, но был проявлен Христом к великой милости.
хотя я [Павел] прежде был богохульником и преследователем и жестоким агрессором. И все же я был помилован, потому что действовал невежественно в неверии; и благодать Господа нашего была более чем в избытке с верой и любовью во Христе Иисусе.
Верно и всякого принятия заслуживает слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, среди которых я первый.
Но для того я и помилован, чтобы во мне, как первом, Христос Иисус мог показать все Свое терпение в пример для тех, кто собирается уверовать в Него для вечной жизни.
Ныне Царю веков, бессмертному, невидимому, единому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. — 1 Тимофею 1:13-17 LSB
Благодаря искупительной жертве Христа открывается путь для проявления милосердия к сынам человеческим в согласии с требованиями истины и праведности (Бытие 19:19; Исход 20:6; Псалом 85:10; 86: 15-16).
Во Христе встречаются милость и истина.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения , — 2 Коринфянам 1:3 LSB
Христос упрекнул тех иудеев, которые игнорировали важность милосердия,
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы даете десятину с мяты, укропа и тмина и пренебрегаете более важными положениями Закона: справедливость и милосердие и верность; но это то, что вы должны были сделать, не пренебрегая другими. — Матфея 23:23 МШБ
Брат Иисуса Иаков указал на это,
Ибо суд будет беспощаден к тому, кто не оказал милости. Милосердие торжествует над судом. — Джеймс 2:13 LSB
… мудрость свыше есть сначала чистая, потом миролюбивая, внимательная, покорная, полная милосердия и добрых плодов , без сомнения, без лицемерия . — Иакова 3:17 LSB отрывок
греческих и еврейских слов
Греческий: ἔλεος — транслитерация: eleos — значение: милосердие, жалость, сострадание — встречается в Писании 27 раз
Еврейский:
רָחַם — транслитерация: рахам — значение: сострадание, милосердие, любовь — встречаемость: 91 (№ 7355 и 7356 Стронга) (Бытие 43:14; Исход 33:19; Второзаконие 13:17; Псалом 25:6 и т. д.). .)
רַחוּם —транслитерация: rahum —значение: сострадательный, милосердный, исполненный сострадания — встречаемости: 13
Иврит: רְחֵם —транслитерация: рехем —значение: сострадание —появление: 1 (Даниила 2:18)
חֵסֵד —транслитерация: чечед —значение: благость, доброта, милосердие —вхождений: 247
חָסַד —транслитерация: чакад —значение: быть добрым; быть милосердным — встречаемости: 3 (2 Царств 22:26; Псалом 18:25; Притчи 25:10)
חוּס —транслитерация: chus —значение: смотреть с состраданием; жалеть; в запасе —вхождений: 23
חָמַל —транслитерация: чамал —значение: сострадать, щадить, жалеть —встречается: 41 (Исход 2:6; 1 Царств 23:21; 2 Царств 21:7 и т. д.)
חֶמְלָה —транслитерация: chemlah —значение: милосердие, сострадание —появление: 2 (Бытие 19:16; Исаия 63:9)
נִחוּם —транслитерация: nichum —значение: сострадание, утешение, утешение —появление: 3 (Исаия 57:18; Осия 11:8; Захария 1:13)
Бен-хесед (сын милосердия)
также известный как: Бен-хесед
Иврит: בֶּן־חֶסֶד — значение: сын милосердия
Это имя одного из лидеров (наместников) царя Соломона (1 Царств 4:10).
См.: Бен-хесед
См. также
- Что такое ЛЮБОВЬ? Ответ
- Что такое БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ? Ответ
- Что такое ДОБРО? Ответ
- Что такое ПРАВЕДНОСТЬ? Ответ
- Что такое ГРЕЙС? Ответ
- Что такое ковчег?
- СТРАХ ГОСПОДЕНЬ — Что это такое? Почему это очень важно? Ответ
- Что такое СУДЫ БОЖЬИ в Библии? Ответ
- Что такое ПОСЛЕДНИЙ СУД БОГА? Ответ
- Достаточно ли ты хорош, чтобы попасть в рай? Ответ
- Насколько хорошо достаточно хорошо? Ответ
- Все ли человечество в конце концов будет спасено? Ответ
- Что такое ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ?
- ХОРОШИЕ НОВОСТИ.