Медсестра и сестра милосердия в современном здравоохранении
Медсестра и сестра милосердия – светская и христианская формы медицинской деятельности по уходу за больным, помощи врачу в лечении больных.
В современном обществе имеется тенденция к возвышению профессиональных функций медсестры, замене ею в ряде случаев врача. Но при всех новшествах в сестринском деле, главными, основополагающими функциями медицинской сестры остаются забота и уход за больным – традиционные уколы, перевязки, капельницы и прочие сестринские манипуляции в сочетании с теплым, заботливым отношением к пациенту, заботой о его не только физическом, но и душевном благополучии.
Как можно годами с самыми разными пациентами так заботиться о них? И пациенты с разными заболеваниями, разными личностными особенностями, отношением к болезни, к жизни и сама медсестра, как человек, что-то переживает, устает, работает в разных условиях. Психология говорит о стрессах, синдроме психологического выгорания, медицина о здоровом образе жизни.
Как можно быть всегда милосердной, сострадательной, человеколюбивой? Человеколюбие – любовь к человеку, милосердие – милое сердцу, сострадание – совместное страдание. Все просто. Но как любить каждого человека-пациента? Как могут быть милыми сердцу все больные? Как сострадать каждому?
Дискуссии о любви к пациенту (как в учебных аудиториях, так и в интернете) показали скептическое или негативное отношение многих к самой идее любви к пациенту. Здесь и современный прагматизм, и различные искажения в понимании самой любви, но главное – проявление личных убеждений, личной мировоззренческой позиции в отношении сути самой медицинской деятельности и отношения медработника к пациенту.
Именно поэтому стоит вспоминать опыт деятельности сестер милосердия в истории медицины, размышлять о деятельности многих сестричеств, существующих в рамках Русской Православной Церкви. В жизни и профессиональной медицинской деятельности часто соединяются научный профессионализм и христианские убеждения, которые становятся основой его мировоззрения. Таких примеров множество в среде врачей, но о современных медицинских сестрах, работающих в обычных больницах и поликлиниках с христианской любовью к пациентам известно очень мало.
Современная медсестра, с отличием закончившая медицинский колледж, учившаяся в филиале Свято-Тихоновского гуманитарного университета уже более пяти лет работает в обычной городской больнице г. Ростова-на-Дону, сохраняя любовь к людям, сострадая своим таким разным пациентам. Несколько лет назад (по моей просьбе) она написала небольшой текст (эссе) о мировоззренческих основах профессиональной деятельности медицинских сестер. Это слова о любви, которой учит христианство, и обращение к медицинским сестрам – нашим современницам, оказывающим помощь больным. В качестве автора она названа
Медсестра Аня
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
(Галл. 6:2)
Сестра милосердия – кто она?
«Сестры милосердия – это, прежде всего живые люди, со своим мировоззрением, своими стремлениями и заботами, разными взглядами, характерами и судьбами. Объединяет их только одно – то служение, которому они посвящали свою жизнь» [2, с. 111].
Сестра милосердия – это женщина, от природы наделенная такими бесценными талантами, которые практически не встретишь у мужчин.
Сестра милосердия – ласковая, нежная, заботливая, любящая, терпеливая, всех прощающая, милосердная…мать.
Но зачем? Ведь можно жить в свое удовольствие, беря от жизни все. Ведь, если живем только один раз, а впереди смерть, то зачем несколько десятков лет жить с чужой болью? Тогда нужно существовать только для себя и всеми силами стараться развивать исключительно жизнь тела, доставляя ему всевозможные наслаждения, употребив на это все свои способности, силы, время. А если на пути встретится какой-то человек, который будет стеснять в чем-то или даже своим убогим видом оскорблять, придется переступить через него.
Даны человеку два пути земной жизни: утучнить свое сердце утехами и наслаждениями, и умереть для сочувствия, для сострадания, ежедневно углубляя пропасть между собой и ближним, смотреть, но никого не видеть и таким образом прожить мелкую и своекорыстную жизнь, предать свое имя забвению и духовно умереть; или же
Дни текуют и улетают; часы бегут и не останавливаются, а вместе со днями и часами исчезает на земле и жизнь наша, и в стремительном течении времени приближается к своему концу. Нить жизни нашей постепенно открывается и сокращается. И никто из людей не знает ни дня, ни часа, когда единственный раз в жизни он познает, вкусит таинство смерти. И прозвучит голос вечности. А жить нам предстоит вечно, и каждый из нас это чувствует.
Страшная минута! Прозреть только тогда, когда уже ничего нельзя изменить! И стать сорной травой, духовно опустошенным жалким невольником греха. Да, именно невольником, рабом греха, т.к. грех неутолим. «Развиваясь, он требует все новых, более сильных, более утонченных наслаждений. А между тем тело изнашивается, становится все менее восприимчивым и уже не способно давать ощущения требуемой силы» [1, с.29]. А человек снова и снова ненасытно придается ему, не получая удовлетворения. Печальное зрелище! И как из семени бурьяна произрастает сорная трава, а из семени пшеницы колос, так и беспутная жизнь приводит к пустоте, унынию, разочарованию, а имеющая цель и смысл – к обильному урожаю. И каким семенем мы ляжем в землю?
Только в творении добра можно найти наслаждение.
Каждый человек незримыми узами соприкасается с горем. Жизнь проходит в поле зрения друг друга: меня и любого человека, который сейчас, в данный момент находится со мной.
Не заключим сердце свое немилосердием и жестокостью, проводя без отягощения многие часы в пустейших увеселениях, не находя сытости в них, одно суетное занятие заменяя другим.
Надо быть служителем добра. Но не может стремиться к нему тот, кто служит плоти, живя для своего наслаждения и спокойствия, потому что тогда нет места высшим духовным исканиям истины и правды.
Кто же может именоваться «сестрой милосердия»? Где найти источник милости? Чем и как наполнить свое сердце, чтобы из него «потекли реки воды живой» (Ин. 7: 38)?
Давайте просто посмотрим на историю нашей родной земли, на жизнь наших отцов и матерей, которые возрастали на основах православной нравственности и культуры. В терпении, любви, великодушии была их сила, которая всегда устрашала врагов. Русский человек всегда (даже подсознательно) стоял на Голгофе и, гладя на Него, висящего на Кресте, говорил себе: «За кого Он пострадал, Он, невинный Сын Божий? – За тебя, за меня, за них. Что же наше служение ближнему перед Его служением?». «Он позволяет нам Ему служить в лице ближних» [3, с. 17]. Сам Бог, Владыка неба и земли, называет людей своими меньшими братьями и сестрами, приравнивая Себя к своему творению, говоря: «Алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34-36, 40). Потому, делая что-то ради брата, делаем Самому Богу.
Не нужно Богу, для Него Самого, посвящение жизни нашей, посвящение всех сил и способностей наших в служение Ему – это необходимо для нас, для нашего духовного возрастания. Поэтому Он дал нам удивительный закон любви: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12 – 13).
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), любовь деятельная, которая ради жизни мира нисходит на землю, претерпевает страдание, смерть и воскресение. И нам жить воскесением можно только перейдя смерть, но не телесную, а ту, которая называется любовью, когда человек о себе забудет и так любит, что жизнь и душу готов положить за други своя. Вот какую меру любви нам показывают Крест и воскресение, которые неразлучны друг от друга.
Любовь – побудительная причина милости, деятельное ее выражение. Милость соделывает человека, преисполненного ею, богоподобным.
Но под силу ли человеку отдать свою жизнь ближнему? И что это значит?
Обычно мы думаем, что Творец требует от нас очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения нашей личности. Поэтому пугаемся и не делаем никакого дела. Удивительно, но именно в мелочах жизни человек не хочет быть честным, чистым, верным Богу. Но именно через малые, ежедневные поступки можно привить и укоренить в человеке желание добра, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной.
Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды, можно вылить полстакана, и этого будет для жизни достаточно. Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему сьесть мешок хлеба – достаточно сьесть несколько кусочков, и уже его организм воспрянет.
Господь сам указывает на важность малого дела: «Истинно, истинно говорю вам, кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей» (Мк. 9: 41). Господь ясно говорит, что даже не во имя Его, а только во имя Его ученика сделанное малое доброе дело уже есть великая ценность в вечности.
Во всяком общении человеческом должен непременно быть добрый Дух Христов, либо в явном Его проявлении, либо в скрытом. И это скрытое присутствие Духа Божия в простом и хорошем общении человеческом есть та атмосфера «ученичества», о которой говорит Господь. «Во имя ученика» — эта самая первая ступень общения с другим человеком во имя Самого Господа Иисуса Христа.
«Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) — говорит Господь.
Сестра! Вот перед тобой лежит человек, прикованный к постели. Перед тобой лежит неповторимая личность со своим мироощущением, со своими неповторимыми идеями, чувствами, стремлениями, переживаниями. Он еще вчера был такой же как ты: полон энергии и сил, мечтаний и надежд, строил планы, работал, любил. ..и вот он здесь один. Он бы много отдал, чтобы сейчас быть здоровым, не отягощать тебя сестра, а просто жить и радоваться. А ты устала, столько нужно успеть и на работе, и дома, и времени нет на личную жизнь, и постоянная неудовлетворенность материальным положением и прочее, и прочее.А ведь вчера он был такой же, как ты! И не мог подумать, что он окажется здесь, совершенно одинокий. И чувствует его сердце безразличие, мертвящую холодность вокуг. Конвейер идет своим чередом, и нельзя убежать…
Сестра! Остановись! На этом месте могла лежать твоя мать или самый дорогой тебе человек, и, кто знает, может ты, ведь ты такой же человек!
Сестра! Подари ему свою улыбку, пусть она будет для него теплей лучей солнечных; подари ему живой человеческий взгляд; подари ему ласковое слово, слово жини, сострадания и любви. И если он кричит от боли, возьми его за руку, как мать ребенка своего. И не сердись ты на него ни за что, потому что абсолютно каждый человек имеет что-то хорошее и что-то плохое. Он бы и рад по-другому, но не в силах.
Сестра, поверь, эти несколько секунд или минут твоей жизни не будут утрачены напрасно. Ты не можешь представить, какая радость ожидает тебя! Только не делай это лицемерно, из-за выгоды или славы, не окрадывай себя, храни в тайне свое сокровище – любовь.
Достаточно положить совсем немного дрожжей – и все тесто вскиснет. То же и добро: самое малое может произвести огромное действие. Сколь даже самое малое добро полезно для человека, неоспоримо доказывается тем, что даже самое-самое малое зло для него чрезвычайно вредно. Попала нам, скажем, соринка в глаз – глаз уже ничего не видит, и даже другим глазом в это время смотреть трудно. Маленькое зло, попавшее как соринка в глаз души, сейчас же выводит человека из строя жизни. Поэтому не пренебрегай и малым злом.
Поистине, малое добро более необходимо насущного в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках малого добра.
Всякому, даже самому малому и легкому добру противостоит косность человеческая. Всякий человек, живущий в мире, привязан к обычному и привычному. Привык человек к злу – он его и считает своим нормальным, естественным состоянием, а добро ему кажется чем-то неестественным, стеснительным, для него непосильным. Если же человек привык к добру, то уже делает его не потому, что надо делать, а потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица – не летать. Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное… Есть состояние неверного покоя, из которого трудно бывает выйти человеку. Как из утробы матери трудно выйти ребенку на свет, так бывает трудно человеку-младенцу выйти из своих мелких чувств и мыслей, направленных только на доставление эгоистической пользы себе и не могущих быть подвигнутыми к заботе о другом, ничем не связанным с ним человеке. Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело, человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить нехотя, но от сердца, искренно и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить…
«Всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь!» (1 Фес. 5: 15 – 16) говорит Священное Писание.
Любовь – вот подлинный источник радости.
Как проявить любовь?
Любовь – это значит сострадательный взгляд и слово, сказанное человеку в тяжелую минуту. Любовь – это значит разделить его горе, успокоить в трудностях. Любовь – это значит со смирением принять от него грубое слово. Все это полезнее многих слов и показных выражений.
Когда ты внутренне сострадаешь другому человеку, тогда он понимает ее без показных проявлений. Так же и злоба, если она внешне не выражается, но внутри есть, то другой человек ее чувствует. Человек понимает, любишь ли ты его по-настоящему или притворяешься.
Даже жестокое сердце умягчается, когда человек смотрит на страдания других, становится более восприимчивым. Бог не создал человека жестоким и немилосердным, но люди не развивают в себе милосердие данное им Богом, не сострадают ближнему и от нерадения постепенно становятся жестокосердными.
А как умягчить сердце?
Чтобы умягчить свое сердце, нужно ставить себя на место не только других людей, но и даже животных. Подумаем, например, так: «Хорошо было бы мне, если бы я был змеей? Выползаю я на солнышко погреться, а ко мне бежит человек с палкой и бьет меня по голове? Нет, не хорошо». Если будем так думать, то станем жалеть и любить даже змей. Если человек не будет ставить себя на место других людей, и не только людей, но даже животных, то не сможет стать человеком.
В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее. Крепкая любовь, духовная любовь, в которой есть сострадание, преображает человека, делает его прекрасным.
И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться, — подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки – не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.
Окружай, сестра, себя, опоясывайся малыми делами добра – цепью малых, простых, легких, ничего тебе не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Тогда изменится наша жизнь, жизнь наших близких, жизнь нашей Родины.
Не словами и идеями спасает женщина мир, а своим заботливым, участливым, любящим присутствием.
_______________________________
1. Кинешемский Василий, священномученик. Беседы на Евангелие от Марка. / Священномученик Василий Кинешемский, епископ (Преображенский). – М.: Сибирская Благозвонница, 2013. – с. 29.
2. Козловцева Е.Н. Московские общины сестер милосердия в XIX — начале XX века. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2010. – с. 111.
3. Марфо-Мариинская обитель Милосердия. /Печатается по изданию 1914 г. – М.: 2009. – с. 17.
Милосердие как важная составляющая личности будущих медицинских работников
Ценностные ориентации – это устойчивые представления о допустимых моральных и духовных благах и идеалах, приемлемых и достойных способов их реализации.
Время меняет жизнь людей. Политическая, экономическая и социальная обстановка играют в этом решающую роль, но надо помнить, что последнее слово остается за самим человеком. Жизненные идеалы молодежи претерпевают изменения. Прагматизм, индивидуализм, эгоизм потеснили другие качества, такие как милосердие, толерантность, добродетель. Однако это вовсе не означает, что молодёжь стала хуже. Просто она стала несколько другая, изменилась ее модель поведения. Для студентов медиков актуальной проблемой является формирование такого качества личности как милосердие. Что такое милосердие? Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Милосердие медицинской сестры определяется как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи. [2, с.88] Милосердие медицинской сестры представляет собой единство сопереживания, сочувствия, сострадания больному; нравственных представлений о любви к людям, доброте, необходимости прощения, терпимости, заботы о ближнем и нуждающемся; бескорыстного отношения к окружающим; оказания реальной помощи, стремления поступать адекватно своим профессиональным знаниям и личным чувствам. [1, с.64]. Наша задача как образовательного учреждения, создать условия для профессионального воспитания и, в первую очередь, формирования у студентов устойчивых представлений о милосердии в медицине.
Одной из форм воспитания у студентов милосердия, которую мы используем в своей работе — это обращение к историческому прошлому сестринской деятельности. Студенческие исследовательские проекты позволили изучить доступные исторические и литературные источники, посвященные зарождению сестричества в России и реализации принципа милосердия в различные периоды жизни государства. Примеры деятельности сестер милосердия в военные компании и в мирное время показали студентам, как реализовывались в жизни принципы гуманизма, милосердия и сострадания. Но как бы ни был огромен исторический опыт, нас, в первую очередь, интересовало, что же почерпнули для себя из этого представители молодого поколения. Актуальна ли проблема милосердия в современном меняющемся мире? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено анонимное анкетирование студентов нашего колледжа с целью выяснения их отношения к милосердию и благотворительности, как с позиции молодежи, так и с позиции выбранной ими профессии.
Было опрошено 100 студентов со второго по четвертый курс обучения. Все анкетируемые считают, что молодежи полезно заниматься благотворительностью (59% — регулярно, 41% — в некоторых случаях). 97% наших студентов сами хотели бы участвовать в благотворительной деятельности. Среди основных видов благотворительной деятельности наиболее значимыми они называют финансовую помощь (43%), материальную в виде продуктов питания, одежды, лекарств и др. (36%), моральную и духовную поддержку (21%). Наша молодежная аудитория считает, что в первую очередь благотворительностью должны заниматься специальные фонды и государственные организации, а только потом рядовые граждане и церковь.
Студенты не обозначают четкой связи между благотворительностью и религией, поэтому 43% опрошенных считают, что милосердие и благотворительность не должны быть напрямую связаны с деятельностью религиозных организаций; 53% выделяют эту связь только в некоторых случаях, и лишь 4% видят ее обязательной.
Социальными группами, наиболее нуждающимися в милосердии и благотворительности, по мнению опрошенных, являются больные люди (что возможно определено выбранной специальностью), бездомные, дети, старики, многодетные семьи.
Подавляющее большинство студентов (76%) уверены в наличии прямой связи между профессионализмом медицинского работника и его способностью к милосердию. При этом среди личностных качеств медицинской сестры они на первое место ставят профессионализм, на второе — ответственность, на третье — вежливость, а далее сдержанность, заботливость, тактичность, правдивость и на последнее место – непреклонность. Однако в повседневной жизни, по мнению студентов, милосердие встречается достаточно редко (17% не встречает актов милосердия в своей жизни).
В современном обществе мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежеланием помочь другим людям, поэтому встает вопрос, не нужно ли возродить активное движение сестер милосердия, деятельность которых пока совсем незначительна. 72% опрошенных студентов подтверждают необходимость существования общественных организаций сестер милосердия, и развиваться они должны, в основном, по смешанному пути (78%), т.е. в их работе должен присутствовать светский и религиозный компоненты.
Наши студенты правильно понимают различие между профессиональной медсестрой и сестрой милосердия и отмечают, что практикующие медицинские сестры больше внимания уделяют должностным обязанностям, а не психологической и духовной поддержке пациента.
Сестринский уход стал профессией, а духовная основа медицины или совсем забыта, или отступает на задний план. Одной из причин этого стал не всегда осознанный выбор своей будущей деятельности. Только 74% студентов колледжа выбрали свою профессию сознательно, опираясь на реальные представления о ней. Наше исследование показало, что современная молодежь проявляет активную позицию в вопросах благотворительности, понимая ее значимость для общества. Студенты не обозначают четкой связи между благотворительностью и религией, считая, что заниматься ею должны, в первую очередь, специальные фонды и государственные организации. Опрошенные осознают роль милосердия в профессии медицинской сестры. Четверть опрошенных студентов выбрали специальность неосознанно, что может в дальнейшем привести к их уходу из профессии.
Таким образом, мы видим, что для формирования профессионального облика медицинского работника очень важно воспитание нравственных качеств личности, ведущим из которых является милосердие. В процессе воспитания необходимо создать эмоциональную притягательность выбранной специальности, показать перспективу личностного роста для каждого студента.
Практика милосердия — Неврология
Самое важное, чему мы учимся, ухаживая за больными, это как проявлять милосердие. Наши пациенты больны, и оказание медицинской помощи выходит за рамки отпуска лекарств или медицинских процедур. Как поставщики медицинских услуг, мы больше, чем техники в современной медицинской машине, но люди, которые должны осознавать потери, ограничения и страдания и служить этим основным элементам человечества так же, как мы лечим биологию основного заболевания.
Милосердие — это признание страданий и потерь и ответная реакция, обеспечивающая поддержку, заботу и исцеление. Акт милосердия требует понимания личности и вовлеченности лица, осуществляющего уход. Со временем в медицинской практике мы узнаем, что милосердие не дается в поспешном или неумеренном ответе нуждающемуся пациенту, но требует участия в болезни и в эмоциональном отклике, который поднимает пациента. Милосердие требует дополнительного уровня заботы — приверженности лица, осуществляющего уход, поддержке и исцелению, что требует тщательного рассмотрения и времени. В спешке современной медицинской системы, часто управляемой показателями эффективности и соображениями стоимости, акт милосердия может быть неэкономичным и легким для лица, осуществляющего уход. Когда звонок из отделения неотложной помощи о неожиданной болезни долговременного пациента поступает рано утром или срочная просьба о дополнительном визите в клинику приходится на день, до краев заполненный визитами пациентов, требуется милосердие. рассмотрение человеческих потребностей, а также жертвы при обеспечении этой заботы.
Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе вспоминает осознание милосердия, которое повлияло на его карьеру. В загруженной во вторник клинике, уже отставшей от дополнительных посещений в последнюю минуту, вошли мать и два ее маленьких сына, толкая в инвалидном кресле своего тяжелобольного мужа/отца. Мужчина перенес катастрофическое субарахноидальное кровоизлияние (кровоизлияние в мозг) много лет назад, был парализован, нем и реагировал только на незначительные движения головы и лица. С учетом многих лет детального неврологического наблюдения за его прошлым, казалось бы, не так уж много можно было предложить во время этого последнего визита. После долгой беседы с женой пациента и осмотра пациента стало ясно, что уход за ним был превосходным, но прогноз его дальнейшего выздоровления был минимальным — в зависимости от кормления, одевания, купания и туалетных принадлежностей он не мог осмысленно вовлекать других или свое окружение. Мать задавала дополнительные вопросы и задерживалась на ответах. Она была перегружена заботами, до предела обременена воспитанием детей, любя и обязана мужу, но страдала за свое здоровье и здоровье своей семьи. Профессор задумался, что еще можно предложить, а затем постепенно понял: эта женщина просила разрешения поместить своего мужа в дом, чтобы обсудить, может ли это быть актом любви или актом эгоизма. Этот визит в клинику требовал рассмотрения страданий и потерь, значения любви и преданности, а также обмена клиническими советами, выходящим далеко за рамки простого медицинского обслуживания. Милосердие требует участия, требует как от дарителя, так и от получателя платы за эмоциональную приверженность, но предлагает обоим более полный путь исцеления.
В Древней Греции метафорой ответа на страдание была муза Чарити, у которой было три дочери. Младшая, Симпатия, стояла в стороне и указывала пальцем. Эмпатия, средняя дочь, бросилась на помощь, чувствуя связь со страданиями и утратой другого. Не задумываясь о себе или ситуации, она часто слишком требовательна к таким требованиям. Старшая, Милосердие, терпеливо обдумала ситуацию, а затем приняла страдание, осознавая личную цену и постоянные потребности человека.
Практика милосердия неудобна, и решение предложить милосердие обязательно означает решение отказаться от чего-то другого. Милосердие не безгранично. Милосердие отличается от сострадания, потому что милосердие исходит из позиции силы заботящегося о нуждающемся в пациенте. Но милосердные признают, что все такие положения преходящи. Мы все будем нуждаться в милосердии в нашей жизни.
В этом выпуске отчета кафедры неврологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе мы исследуем акты милосердия и мотивы оказания помощи трем нашим выдающимся сотрудникам, ординаторам и преподавателям.
Next Story: Мелле Рейдер-Демер, DNP
Лекарство милосердия | Апостолы внутренней жизни
Голос Папы Франциска прозвучал громко и ясно: «Не забудьте принять Мизерикордину, потому что она приносит нам пользу: сердцу, душе, всей нашей жизни!» К удивлению верующих, собравшихся на площади Святого Петра 18 ноября 2013 года на воскресный Ангелус, Папа раздал двадцать тысяч коробочек, в каждой из которых были четки. Инструкция гласила: «В качестве профилактического средства принимать один раз в день, а в экстренных случаях — столько раз, сколько душе угодно».
За два года до открытия Чрезвычайного Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск уже был убежден, что милосердие — самое действенное лекарство от духовных недугов нашего времени. Святой Иоанн XXIII разделял эту интуицию, когда в вступительной речи Второго Ватиканского Собора открыл: «Теперь Невеста Христова желает употребить лекарство милосердия…»
немного исследований, я обнаружил, что он имеет очень древнее происхождение. В своей проповеди Пасхального бдения от 3 апреля 2010 года Папа Бенедикт XVI процитировал древнюю еврейскую легенду из апокрифической книги «Жизнь Адама и Евы». История рассказывает, что во время своей последней болезни Адам послал своего сына Сифа вместе с Евой в район Рая за маслом милосердия, чтобы он мог быть помазан им и исцелиться. Они вдвоем отправились на поиски дерева жизни, и после долгих молитв и плача с их стороны им явился архангел Михаил и сказал им, что они не получат масло с дерева милосердия, и что Адаму придется умереть.
Еврейское представление о существовании масла милосердия, служащего противоядием от смерти, встречается и в библейском тексте Сираха: «Верный друг — лекарство жизни». (Сир 6:16) Какое невероятное лекарство — то, что не только исцеляет рану или борется с болезнью, но и способно дать жизнь! Давайте посмотрим на Тайленол в качестве примера. Если у вас грипп, вы можете принять Тайленол, чтобы снизить температуру. В этом случае лекарство не лечит вас от гриппа, а просто борется с симптомами лихорадки и боли. Однако божественное лекарство способно на гораздо большее: оно исцеляет рану, борется с источником болезни и побеждает смерть.
Милость Божья — лекарство, дающее жизнь. Пытаясь сделать более понятным понятие милосердия, мы можем спросить себя: «Кто дает жизнь?» «Мама.» «Откуда физически берется эта жизнь?» «Из матки». На самом деле слово «милосердие» происходит от греческого термина «сплагчна», который указывает на сильное чувство сострадания, вырастающее из материнского лона. Папа Франциск напоминает нам об этом в Misericordiae Vultus, 6:
: «Милость Божия — это не абстрактная идея, а конкретная реальность, с помощью которой Он проявляет свою любовь как любовь отца или матери, тронутую до самых глубин. из любви к своему ребенку. Вряд ли будет преувеличением сказать, что это «внутренняя» любовь. Оно естественно льется из глубины, полное нежности и сострадания, снисходительности и милосердия».
Мать не только рождает жизнь, но и образец безусловной любви. Даже когда ее ребенок восстает против нее, когда он заставляет ее страдать из-за своего неправильного выбора, мать не держит на него зла. Мать не способна вспомнить обиды; она забывает их тотчас, как муки труда, «забывает тоску от великой радости, что дитя рождается в мир» (Ин. 16, 21).
Теперь вспомните случай, когда вы испытывали к кому-то нежность; время, когда вы чувствовали, как говорит Папа, «глубокое чувство, полное нежности и сострадания, снисходительности и милосердия».
С кем у вас был такой опыт? Какие обстоятельства привели вас к такому сильному чувству сострадания?
Бог чувствует это для нас, и бесконечно больше, в каждое мгновение нашей жизни. Мы можем редко испытывать сострадание как дар, тогда как Бог создан из милосердия: это самая его сущность. Мы можем заметить, что легче чувствуем нежность к ребенку или пожилому человеку, возможно, когда видим их слабыми и беззащитными. Часто наши дети вызывают в нас сострадание, когда они в трудной ситуации, и поэтому у нас есть мотивация защитить их и показать им красоту, которую мы видим в них. Аналогичным образом, Бог видит нашу красоту именно тогда, когда мы видим ее меньше. Бог бежит к нам на помощь, когда мы падаем, чтобы возвысить нас до образа Своего Сына, который Он видит в нас.
Возвращаясь к нашей цитате из Сираха, мы находим, что наряду с матерью, дающей жизнь, есть еще друг, являющийся лекарством жизни. Дружба — это еще один опыт, благодаря которому мы получаем милость. Верный друг никогда не оставит нас, даже если мы отдалимся от него. Он оставляет нас свободными, даже чтобы сделать ему больно, и терпеливо ждет, пока мы не вернемся; он знает нас полностью, и хотя он видит все наши недостатки и неспособности, он принимает и любит нас такими, какие мы есть; он заботится о нас, особенно когда мы не в состоянии позаботиться о себе. Папа так описывает божественное милосердие:
Бог не ограничивается только утверждением своей любви, но делает ее видимой и осязаемой… По самой своей природе любовь указывает на что-то конкретное: намерения, отношения и поведение, которые проявляются в повседневной жизни. Милосердие Божие – Его любовная забота о каждом из нас. Он чувствует ответственность; то есть он желает нашего благополучия и хочет видеть нас счастливыми, полными радости и мирными». Misericordiae Vultus, 9
Бог проявляет к нам Свою милость через тысячу конкретных действий в течение дня: от солнца, которое согревает нашу кожу, до друга, которого Он поставил рядом с нами… бесконечны способы, которыми Бог заботится о нас. Он заботится о нас, потому что чувствует ответственность. Мы можем спросить себя: чувствую ли я ответственность за кого-то? Может быть, для моего сына, для моего мужа, для моих родителей или для моего друга? Чувствовать себя ответственным означает, что я принимаю этих людей близко к сердцу; Я искренне заинтересован в их (вечном!) счастье; я беру на себя их бремя; Я готов пройти этот путь вместе с ними, и в то же время я оставляю их свободными, чтобы они могли стоять самостоятельно. Я желаю, чтобы они были защищены в благодати и в союзе с Господом.
В конце нашей жизни мы придем к древу милосердия, которое есть Крест, и Господь задаст нам тот же вопрос, что и в начале истории спасения: «Жанель, где _____ , твоя сестра? Где ваш друг? Начиная с сегодняшнего дня, давайте попробуем ответить иначе, чем наш предшественник Каин: «Вот, _____, рядом со мной.