Как распознать признаки суицида? | ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №3»
Внимание следует обращать на тех друзей и знакомых, которые вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно бы выставляют перед собой «предупреждающие знаки». Знаки эти – их крик о помощи.
Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслишь, различным толкованиям она не поддается. «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий понедельник меня уже не будет в живых»… К прямым угрозам, даже если в них ощущается надрыв, относиться следует крайне серьезно. Делиться с тобой мыслями о самоубийстве ради «красного словца» или с целью розыгрыша едва ли кому-нибудь придет в голову.
Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. «Без меня жизнь хуже не будет» или «Иногда хочется со всем этим покончить раз и навсегда», или «Господи, как жить-то надоело!» Косвенные угрозы нелегко вычленить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены.
К прямым и косвенным угрозам следует относиться очень внимательно, хотя косвенные угрозы распознать бывает довольно сложно. По счастью, «предупреждающие знаки» угрозами не ограничиваются.
Словесные предупреждения.
— «Я решил покончить с собой».
— «Надоело». Сколько можно! Сыт по горло!»
— «Лучше умереть!»
— «Пожил – и хватит!»
— «Ненавижу свою жизнь».
— «Ненавижу всех и всё!»
— «Единственный выход – умереть!»
— «Больше не могу!»
— «Больше ты меня не увидишь!»
— «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»
— «Если мы больше не увидимся, спасибо за все».
— «Выхожу из игры. Надоело!»
Резкие изменения в поведении. Когда люди вдруг начинают вести себя непривычно, это верный знак того, что с ними что-то неладно. Помни: мы ведем себя в зависимости от того, что в данный момент чувствуем. Потенциальные суициденты обычно грустны, задумчивы или же взвинчены, озлоблены, часто ненавидят сами себя. в поведении и внешнем виде тех, кто вынашивает планы самоубийства, проявляются их отрицательные эмоции. Обратите внимание на изменение в поведении ваших родственников и знакомых по следующим параметрам.
- Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла». Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют. Анорексия и булимия – латентный суицид.
- Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
- Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.
- Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Они не причесываются, неряшливо одеваются и даже перестают принимать по утрам душ. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, они ходят в мятой и грязной одежде, и, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
- Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
- Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни. Иногда они стараются уйти незаметно, чтобы никто из присутствующих не обратил внимание на их отсутствие. Иногда они ведут себя так, словно жизнь им опостылела, и всем своим видом дают понять, что все и всё им надоело.
- Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Нужно быть начеку, если человек произносит фразы, похожие на эти: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
- Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок». Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать бюро или письменный стол. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками», такое поведение может означать реализацию суицидального плана.
Тяжкая утрата. К мыслям о самоубийстве подростков может подтолкнуть смерть близких: родителей или братьев и сестер. После такой утраты жизнь подростка меняется самым решительным образом, теперь ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни. Некоторые подростки вообще не могут себе представить, как они будут жить дальше без отца или матери, брата или сестры.
Потери, от которых страдают подростки, не ограничиваются смертью близких. Некоторые подростки начинают задумываться о самоубийстве после ссоры с любимой девушкой или пережив развод родителей.
Иногда молодые люди не хотят больше жить, если перенесли тяжелую болезнь или если попали в аварию, которая их обезобразила.
Каждый переносит утрату по-своему. Потеря, которая одному может показаться незначительной, для другого может стать (или казаться) невосполнимой. Изменив всю его последующую жизнь, такая потеря может подтолкнуть его к самоубийству.
Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Бывает, они злятся на самих себя, и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать. Окружающие, как правило, не хотят иметь дело с раздраженным, вспыльчивым, непредсказуемым человеком. В результате, от проблемного подростка отворачиваются как раз те люди, которые могли бы, в случае необходимости, оказать ему реальную помощь. Человек, находящийся в социальной изоляции, подвергается опасности попасть в зону суицидального риска.
Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Они сломя голову носятся на машинах, велосипедах и мотоциклах.
Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска. Некоторые даже имеют при себе огнестрельное оружие и, строя из себя лихих гангстеров, беззаботно размахивают пистолетом, направляют дуло себе в лоб, заявляют, что «шутят», – и демонстрируют наигранное хладнокровие.Некоторые молодые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье. Они могут начать много курить и пить или употреблять наркотики, либо совмещать наркотики с алкоголем.
Потеря самоуважения. Бывают дни, когда любой подросток ощущает себя самым уродливым, самым неуклюжим и самым глупым существом на свете. Однако такое «самобичевание» длится обычно не долго. Происходит какая-то приятная неожиданность, и самобичевание сменяется самовосхвалением, все встает на свои места. Как правило, у молодых людей хватает самоуважения и самоуверенности, что позволяет им пережить тяжелые времена и перемены настроения, которым они так подвержены.
Совсем другое дело – подростки, которые самоуважение утратили. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
Группы риска.
Депрессия и желание покончить с собой – не одно и то же. Можно страдать от депрессий, но о суициде даже не помышлять. В то же время большинство суицидальных подростков объединяет склонность к депрессиям. Подавленности предшествует обычно ощущение грусти, нередко безотчетной, и безысходности.
Почти все молодые люди время от времени испытывают тоску и меланхолию. Перепады настроения свойственны молодежи, однако продолжаются эти перепады день-два, не больше. Так называемая ситуационная депрессия напрямую связана с тем, что произошло или происходит в жизни подростка: юноши и девушки живо реагируют на плохие отметки, на ссоры с друзьями и подругами, на семейные неурядицы, на потерю работы. Подростки, которые сталкиваются не с одной, а с несколькими проблемами одновременно, впадают в депрессию, утраивают способность находить выход из создавшейся ситуации.
Депрессия может подтолкнуть молодых людей к совершению суицидальной попытки, поскольку впавшие в депрессию подростки часто думают, что их несчастьям не будет конца. Им кажется, что они попали в полосу невезения, что «дальше будет только хуже» и что выхода из создавшегося положения нет и быть не может. Им представляется, что та жизнь, которую они ведут теперь, будет продолжаться всегда. Выходом из этого состояния безысходности может стать суицид.
Впавшие в депрессию подростки теряют интерес к жизни, к людям, которые их окружают. Они перестают общаться с друзьями, перестают делать то, что раньше делали с интересом. Вид у них грустный, подавленный, они много спят, разговаривают обычно тихим, усталым голосом. Впечатление такое, будто живут они через силу. Они вовлечены в порочный круг: депрессия ведет к отчуждению, отчуждение порождает тоску, тоска – новый виток депрессии. И чем дольше длится этот цикл, тем больше риск, что подросток, пытаясь покончить с меланхолией и одиночеством, покончит с жизнью.
Алкоголизм и наркомания. Можно выделить три способа воздействия алкоголя и наркотиков на «депрессивного» подростка:
1. Если подросток в принципе не пьет и не употребляет наркотики, но находится в состоянии депрессии и подумывает о суициде, выпивка и наркотик могут затуманить его сознание и подтолкнуть к суициду.
2. Если подросток – пьющий и наркоман, выпивка и наркотик могут вызывать у него депрессию и суицидальные мысли.
3. Если родители подростка – алкоголики и наркоманы, то вызванные этим обстоятельством семейные скандалы и неурядицы могут существенно подействовать на психику подростка, подвести его вплотную к суицидальной черте.
Примерно треть совершающих суицид подростков находятся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения. Чаще всего подросток не употребляет наркотики, а выпивает – как правило, пиво: оно дешевле и доступнее.
Большинство молодых людей, совершающих самоубийство под воздействием алкоголя или наркотиков, на самом деле не наркоманы и не алкоголики, им просто очень плохо. Алкоголь и наркотики затуманивают сознание, лишают подростков возможности размышлять «на холодную голову».
Они и без того подавлены – под воздействием же алкоголя и наркотиков самоубийство может показаться им единственным средством остановить душевную боль. В результате, у них появляется кураж, и они более расположены к риску, чем в трезвом состоянии.
Наркотики и алкоголь пагубно сказываются и на жизни тех подростков, чьи родители – алкоголики и наркоманы. Сами по себе молодые люди могут не быть зависимыми от наркотиков и алкоголя, однако их жизнь полна страданий из-за того, что распадается семья.
Одаренные подростки. С трудом верится, что твои умные, талантливые друзья могут столкнуться с проблемами, из-за которых они совершат попытку уйти из жизни. Все дело в том, что одаренные подростки стоят перед необходимостью демонстрировать свое преимущество во всех областях жизни, что, естественно, накладывает на них немалые обязательства. Многим из них начинает казаться, что любят не их, а награды, призы и почести, которых они удостаиваются, способности, которыми они наделены от природы. Поэтому стоит им получить всего одну плохую отметку, занять в спортивном соревновании не первое, а второе место, или еще как-нибудь «доказать», что дарования их преувеличены, – как они впадают в депрессию, им начинает казаться, что они всех подвели, в том числе и самих себя. Чувства стыда и вины за постигшую «неудачу» может подтолкнуть их к мысли о суициде.
Подростки, одаренные в той или иной области, часто бывают излишне дотошными, мелочными; каждый свой шаг они тщательно выверяют, продумывают; им кажется, что любое решение, которое они примут, должно быть единственно возможным, что иного пути, кроме ими избранного, не существует. Им сложно – и даже невозможно – представить себе, что они ошиблись в своих расчетах и что следует избрать иной путь.
Подростки с плохой успеваемостью в школе. Подростки, которым учиться трудно и которые поэтому плохо успевают, часто страдают от низкой самооценки и, как следствие, впадают в депрессию. И то, и другое может привести к суициду.
Такие учащиеся могут оказаться и среди твоих друзей. Может даже, они жаловались тебе, что им не хватает способностей. На самом деле, это не дефект, а несоответствие: для обучения таких учащихся необходимы иные методы, которые бы дали им возможность закончить школу и получить профессию.
Поскольку в классе такие учащиеся сталкиваются с особыми трудностями, они находятся в состоянии повышенного стресса. Их самооценка постоянно страдает от язвительных, колких замечаний их одноклассников и учителей, отчего у них может возникнуть ощущение, что они глупы и никогда ничего не добьются.
Всем хочется, чтобы их любили учителя и одноклассники, – отсутствие такой любви может стать тяжкой обузой, избавиться от которой подросток сможет, лишь прибегнув к отчаянным мерам.
Беременность. С каждым годом подростки становятся все более и более сексуально активными, и эти сексуально активные подростки не пользуются противозачаточными средствами. вот почему нет ничего удивительно в том, что в наше время девушки беременеют все в более и более раннем возрасте. Многие из них – стоит им заподозрить или же убедиться в том, что они беременны, – приходят в ужас и панику.
Большинство из них боятся родительского гнева. Некоторых волнует, что они скажут учителям и друзьям. В том числе и мальчикам, которые за ними ухаживали. Теперь они их, скорее всего, бросят, да или нет? Как беременность скажется на их планах?
Решения, которые им приходится принимать в связи с беременностью (Оставлять или не оставлять ребенка? А если оставлять, то кто будет им заниматься?), также очень неоднозначны. Может оказаться, что девочка не знает, как ей поступить. Она будет бояться, что родители или ее друг принудят ее сделать тот выбор, который представляется ей нежелательным.
Для многих девушек беременность – проблема нерешаемая. Они понимают: беременность – не так вещь, которую скроешь, и считают, что их отношения с родителями и друзьями будут испорчены навсегда. Им кажется, что жизнь не задалась, из чего следует, что смерть – это единственное, что им остается.
Подростки – жертвы насилия. Пока твой друг или подруга не признаются тебе, что им – в школе, дома или где-то еще – нанесли физическую, эмоциональную или сексуальную травму, ты, скорее всего, будешь в полном неведении относительно происшедшего. Однако кое-какие улики дадут тебе основание заподозрить, что твой друг или подруга стали жертвой жестокого обращения.
Наглядным доказательством наличия эмоциональной травмы будут служить заниженная самооценка, а также грубые словесные препирательства между твоим другом и его родителями. Впрочем, молодые люди, которым нанесена эмоциональная травма, держатся обыкновенно робко, застенчиво, словно боясь привлечь к себе внимание. Их приучили к мысли, что они ни на что не способны, глупы и невежественны. Часто поэтому им не хватает уверенности в себе, каждое слово в свою защиту дается им с неимоверным трудом.
Сексуальную травму отследить особенно трудно, поскольку обычно такая трава держится в глубокой тайне. Нанесение сексуальной травмы пугает молодых людей, они теряют почву под ногами, испытывают стыд и чувство брезгливости. Такую травму многие подростки стараются держать в секрете, ибо боятся, что им никто не поверит. Боятся они и того, как бы насильник не расправился с ними или с членами их семьи.
Вследствие насилия молодые люди попадают в суицидоопасную зону, поскольку иного выхода, кроме смерти, не видят.
Подросткам не грозит суицид, пока к главной проблеме, к основному страданию не присоединяются другие. Если все у них в жизни идет нормально, одна, даже самая неразрешимая, проблема опасности не представляет.
Желание жить и желание умереть – две стороны одной монеты: дискуссия об эвтаназии и смысле жизни
Префектуральная полиция Киото арестовала двух врачей, подозреваемых в убийстве женщины, страдающей от БАС. При жизни женщина выражала желание получить эвтаназию. Происшествие инициировало множество дискуссий. Автор опасается, что легализация эвтаназии в Японии может привести к её злоупотреблению тяжёлыми пациентами, стремящимися избавить семью и общество от излишнего бремени.
Подозрение в убийстве по поручению
В июле 2020 года в японских СМИ появилась шокирующая новость. В ноябре 2019 года два врача, выполняя пожелание 51-летней жительницы Киото, страдающей боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сделали ей на дому инъекцию смертельной дозы лекарственного препарата. Префектуральное управление полиции Киото арестовало врачей по подозрению в убийстве по поручению. Оказалось, что женщина обратилась с просьбой об эвтаназии к одному из врачей, познакомившись с ним в соцсетях. До происшествия врачи и пациентка ни разу не встречались.
В данном случае действия врачей будут квалифицированы как преступление даже в странах с легализованной эвтаназией. Врачи не участвовали в лечении женщины, не осматривали её, поэтому не могли правильно оценить симптомы и психический статус, а также рассмотреть возможные способы смягчения нестерпимых страданий, о которых заявляла пациентка. В блоге и книгах врачи неоднократно отрицали ценность жизни слабеющих стариков и тяжёлых больных, поэтому симпатии общества отнюдь не на их стороне. После этого инцидента в Японии усилилось движение, инициирующее общественую дискуссию о легализации эвтаназии в том числе в целях предупреждения аналогичных происшествий.
Эвтаназия как чуждое явление
В Японии эвтаназия не легализована. Под эвтаназией я имею в виду так называемую «активную эвтаназию», когда смерть пациента наступает в результате инъекции врачом смертельного препарата, а также «самоубийство с врачебной помощью», когда пациент принимает выписанный врачом смертельный препарат. До недавнего времени проблема эвтаназии в Японии практически не обсуждалась. Общество рассматривало вопрос о легализации «достойной смерти» в форме пассивной эвтаназии, то есть намеренного отказа от использования аппарата искусственного дыхания, искусственного питания, диализа и прочих методик, применяемых при интенсивной терапии для поддержания жизнеобеспечения. Фактически пассивная эвтаназия уже доступна пациентам в терминальной стадии, однако законодательная база практически отсутствует. Новости о постепенной легализации активной эвтаназии в европейских странах на рубеже ХХI века воспринимались в Японии как чужеродное явление.
Поводом для изменения ситуации стало эссе «Я хочу умереть от эвтаназии» известной сценаристки Хасиды Сугако, автора сценариев множества популярных телесериалов. Опубликованное в декабре 2016 года эссе вызвало в обществе огромный резонанс. 92-летняя Хасида заявила, что хочет поехать в Швейцарию, где легализовано самоубийство с врачебной помощью, чтобы подвергнуться эвтаназии, когда утратит возможность контролировать прогрессирующую деменцию.
В июне следующего года телекомпания NHK выпустила документальный фильм «Она выбрала эвтаназию», посвящённый 51-летней японке с мультисистемной атрофией и её семье. Пациентка зарегистрировалась в швейцарской клинике Life Circle, уехала в Швейцарию и совершила самоубийство с врачебной помощью. Программа вызвала множество откликов и дважды транслировалась повторно. Известно, что женщина с БАС, обратившаяся к врачам с просьбой об убийстве по поручению, стала серьёзно задумываться о смерти как раз после просмотра данной передачи. Таким образом, за последние несколько лет череда событий постепенно повышала интерес населения Японии к проблеме эвтаназии, а происшествие в Киото усилило эту тенденцию.
Поспешные выводы
Однако я считаю, что начинать дискуссию о легализации эвтаназии под влиянием недавнего инцидента слишком рано. Интернет-форумы и соцсети переполнены высказываниями «Почему нельзя дать умереть человеку с неизлечимой болезнью, желающему умереть?» и «Если есть право на жизнь, должно быть право на смерть».
Слишком много вопросов нужно решить до начала общественной дискуссии. Эвтаназия – это не «комфортная смерть», а действия, приводящие к смерти человека, желающего умереть ради избавления от невыносимых страданий. Если облегчить страдания пациента с помощью паллиативной медицины, психологической помощи и социальной поддержки, проблема будет решена. Избавление пациента от мучений с помощью смерти – это не решение проблемы, а её устранение.
Человек, заявляющий о желании умереть, не обязательно не хочет жить. Человек хочет жить, когда у него есть смысл жизни, он ощущает её ценность. Человек выбирает смерть от отчаяния, утратив смысл жизни и перестав ощущать её ценность. Желание умереть и желание жить – это две стороны одной монеты. Звучит парадоксально, но желание умереть обусловлено именно желанием жить.
Под влиянием обстановки и взаимоотношений с окружающими желание умереть может в любой момент превратиться в желание жить. БАС – это неизлечимое прогрессирующее заболевание, сопровождающееся дегенерацией и атрофией мышц. Однако в Японии имеется немало пациентов с более тяжёлой стадией БАС, чем у женщины из Киото. Они пользуются аппаратом искусственного дыхания, но сохранили смысл жизни. Многие из них вспоминают, что на определённом этапе тоже испытывали сильное желание умереть и сообщали о нём окружающим.
В 2019 году Фунаго Ясухико, пациент с БАС, использующий аппарат искусственного дыхания, был избран депутатом верхней палаты парламента. Это беспрецедентный пример даже в мировом масштабе. Мы склонны считать, что если у человека прогрессирует заболевание и он утрачивает самостоятельность, это приводит к снижению качества жизни, утрате смысла жизни и ощущения ценности жизни, однако это не так. А заявления здоровых людей «Если я окажусь в подобном состоянии, лучше умереть» можно считать разновидностью насилия по отношению к этим людям.
Рискованность признания эвтаназия в условиях японского коллективизма
Многие из тех, кто выступает за начало дискуссии о легализации эвтаназии, опираются на результаты опроса общественного мнения, в ходе которого 70% респондентов одобрительно отнеслись к эвтаназии («Опрос общественного мнения об отношении к смерти», газета «Асахи Симбун», 2010 год). Однако многие из участников опроса не отличают активную эвтаназию от пассивной (прекращение жизнеобеспечивающего лечения) и не знают о существовании паллиативного ухода, способного облегчить страдания и повысить качество жизни. Перед началом дискуссии о признании эвтаназии необходимо задуматься об обеспечении людей с тяжёлыми болезными и инвалидностью необходимым уходом и поддержкой, позволяющими им жить, сохраняя человеческое достоинство.
Эвтаназия легализована только в нескольких западных странах, где властвует индивидуализм. В Японии отсутствует закон о правах пациентов, а в обществе доминирует коллективизм и власть группы, поэтому после легализации эвтаназии появятся люди, выбирающие смерть по собственной воле, чтобы избавить семью или общество от бремени.
Японская общественность серьёзно обеспокоена стремительным стареним населения и сокращением расходов на социальное обеспечение в рамках государственной политики. Именно это беспокойство, а не глубокие размышления о сущности жизни, повышают интерес людей к проблеме смерти. Неуверенность сужает мышление и усиливает зависимость от окружающих. Мы должны осознавать риски легализации эвтаназии, если принятие этого решения будет обусловлено неуверенностью в завтрашнем дне.
Фотография к заголовку: Фунаго Ясухико, депутат Верхней палаты Парламента от партии Рэйва Синсэнгуми, даёт интервью во время первого посещения Парламента для участия во внеочередной сессии (1 августа 2019 года, JIJI Press)
Статьи по теме
- Депутат с ограниченными возможностями задал первый вопрос в парламенте
- Чего боятся японцы? В данных опроса лидирует COVID-19
- Финансовые проблемы японских пенсионеров
- Можно ли прожить на пенсию в Японии?
- Старость в тюрьме: возможность получить ночлег и трёхразовое питание
- Самоубийство писателя: о чём говорит сэппуку Мисимы?
Лучше умереть, чем быть одиноким?
Текст статьи
Меню статьи
- Статья
Текст - Артикул
информация - Цитата
Инструменты - Поделиться
- Быстрое реагирование
- Артикул
метрика - Оповещения
Краткий аргумент
Лучше умереть, чем быть одиноким?
- Ребекка Роуч
- Кафедра философии, Ройал Холлоуэй, Лондонский университет, Эгам, Суррей TW20 0EX, Великобритания
- Соответствие Ребекка Роуч; rebecca. reach{at}royalholloway.ac.uk
http://dx.doi.org/10.1136/medethics-2017-104511
Статистика с сайта Altmetric.com
Запросить разрешения
приведет вас к службе RightsLink Центра защиты авторских прав. Вы сможете получить быструю цену и мгновенное разрешение на повторное использование контента различными способами.
- Этика
В сложном студенческом эссе Изабель Л. Робертсон рассматривает возможность использования редактирования зародышевой линии для увеличения продолжительности жизни человека. В литературе по биоэтике и усовершенствованию ведутся давние споры об этике увеличения продолжительности жизни человека, но большая часть этих споров ведется в довольно абстрактных терминах, поскольку этика, как правило, не очень сильно зависит от того, как именно достигается увеличение продолжительности жизни. Вклад Робертсона состоит в том, что он утверждает, что то, как мы продлеваем жизнь человека, может иметь очень большое значение, и что делать это путем редактирования человеческого генома было бы неэтично.
Робертсон отмечает, что вмешательство, которое позволило бы людям жить «на целое поколение дольше (15–25 лет), чем те, кто родился в той же когорте», даже если бы оно было безопасным, не было бы безоговорочным благом. У пожилых людей одиночество связано с рядом рисков для физического и психического здоровья, а переживание своих сверстников способствует одиночеству. Можно ожидать, что люди с увеличенной продолжительностью жизни, если они составляют относительно небольшое меньшинство, переживут больше своих сверстников и дольше, и поэтому в более поздние годы их качество жизни значительно ухудшится. Для человека, раздумывающего над тем, продлить ли свою жизнь с помощью наркотиков, это не должно представлять проблемы: можно выбрать продление жизни, если он считает, что выгоды от этого перевешивают недостатки, в противном случае можно воздержаться. Однако увеличение продолжительности жизни за счет генетического редактирования зародышевой линии может иметь место, когда человек, продолжительность жизни которого необходимо увеличить, является эмбрионом. Таким образом, субъект не может выбирать, продлевать ли свою жизнь, принимая во внимание преимущества и недостатки этого. Продление чьей-то жизни таким образом обязывает ее ко всему хорошему и плохому, что влечет за собой более долгая жизнь, нравится ей это или нет. Из-за этого Робертсон заключает, что увеличение продолжительности жизни за счет редактирования зародышевой линии было бы неэтичным.
Я хочу выделить две проблемы, связанные с этой цепочкой рассуждений. Во-первых, даже если человек страдает, переживая тех, с кем у него есть ценные социальные связи, далеко не очевидно, что степень этого страдания такова, что лучше умереть, чем пережить его. Во-вторых, аргумент Робертсона о том, что неэтично увеличивать продолжительность жизни с помощью редактирования зародышевой линии, гораздо менее убедителен в применении к 90 069 терапевтическим 90 070 применениям, поэтому мнение о том, что это неэтично, когда речь идет о 0069 улучшение основано на противоречивом утверждении об этической значимости различия между терапией и улучшением.
Во-первых, для простоты предположим, что мы можем быть достаточно уверены в том, что продление чьей-то жизни путем редактирования зародышевой линии приведет к одиночеству в конце жизни и вытекающим из этого проблемам со здоровьем. (На самом деле в этом есть место для сомнений.) В таком случае, при решении вопроса о том, создавать ли человека, чей геном был отредактирован для увеличения продолжительности жизни, недостатки продолжительности жизни, превышающей эту, их сверстников действительно этически значимо. Широко признано — в том числе в дебатах об эвтаназии, уходе за умирающими и о выделении ограниченных ресурсов, таких как органы для трансплантации, — что более долгая жизнь более низкого качества не всегда лучше, чем более короткая жизнь более высокого качества. Легко ли определить, сколько лет жизни более высокого качества равноценно некоторому (большему) количеству лет жизни более низкого качества. Тем не менее, сравнение жизни человека, чья жизнь была продлена с помощью редактирования зародышевой линии, с похожей во всем остальном жизнью человека, чья жизнь не была продлена таким образом, не равносильно сравнению более продолжительной жизни более низкого качества с более короткой и более качественной. -качественный. Представьте себе, что в рассматриваемом нами сообществе средняя продолжительность жизни составляет 75 лет. Благодаря редактированию зародышевой линии член этого сообщества может рассчитывать прожить до 9 лет.0 и 100. При прочих равных условиях улучшенный человек и его неулучшенные сверстники живут с сопоставимым качеством в течение примерно 75 лет, после чего неулучшенные сверстники умирают, а улучшенный человек живет еще 15–25 лет жизни с пониженным качеством. Если только эти дополнительные годы не настолько плохи, что улучшенному человеку лучше умереть — как было бы в случае, если бы он, например, испытывал мучительную боль, — улучшенный человек не станет хуже из-за своего улучшения. До тех пор, пока ее дополнительные годы достаточно высокого качества, чтобы ей было лучше быть живой, чем мертвой, она лучше для своего улучшения. Поскольку в настоящее время мы не рассматриваем пожилых людей как вообще имея жизни такого низкого качества, что лучше бы они были мертвы, чем живы, даже перспектива одиночества в конце жизни не дает нам достаточных оснований полагать, что можно навредить человеку, продлив его продолжительность жизни и обрекая его на поздний срок. -жизненное одиночество вместо того, чтобы позволить им умереть на 20 лет или около того раньше. Только если можно ожидать, что дополнительные годы субъекта будут хуже смерти, продление продолжительности ее жизни путем редактирования ее зародышевой линии будет явно неэтичным. Робертсон дает нам основания полагать, что последующие годы продленной жизни, при прочих равных условиях, будут более низкого качества, чем предшествующие годы, но она не дает нам оснований полагать, что дополнительные годы будут хуже смерти.
Во-вторых, я подозреваю, что озабоченность по поводу этичности увеличения продолжительности жизни посредством редактирования зародышевой линии, вероятно, будет более глубоко ощущаться, когда рассматриваемое продление рассматривается как увеличение продолжительности жизни, то есть когда предлагается увеличить продолжительность жизни выше и выше. выходит за рамки того, что считается здоровым или нормальным, чем когда оно носит лечебный характер или направлено на излечение болезни, сокращающей продолжительность жизни. Рассмотрим следующий воображаемый сценарий. Болезнь Хантингтона — наследственное, в настоящее время неизлечимое заболевание, симптомы которого обычно проявляются в среднем возрасте. Ожидаемая продолжительность жизни после установления диагноза составляет 15–20 лет. Предположим, что ученые найдут способ использовать редактирование зародышевой линии для исправления генетического дефекта, вызывающего болезнь Хантингтона. Люди, которые развиваются из отредактированных эмбрионов, которые в противном случае страдали бы болезнью Гентингтона в более позднем возрасте, будут свободны от этой болезни. Предполагая, что такая техника не несет каких-либо значительных медицинских рисков, это было бы замечательным медицинским достижением. Это позволит людям, которые в настоящее время страдают от болезни Гентингтона или являются переносчиками, гарантировать, что они не передают болезнь своим детям. Предположим, однако, что существует изолированное сообщество людей, страдающих болезнью Гентингтона. До того, как начинают проявляться их симптомы, люди в этом сообществе живут по качеству, сравнимому с типичными людьми в странах первого мира, но все они, как правило, умирают в возрасте около 50 лет. Было бы этично для начинающих родителей в этом сообществе использовать только что описанную технологию, чтобы гарантировать, что они не передают болезнь Гентингдона своим детям? Следуя рассуждениям Робертсона, хотя такое вмешательство может быть этичным в сообществах, в которых болезнь Хантингтона встречается относительно редко, возникнут проблемы с его использованием в сообществе людей, которые все страдают от болезни Хантингтона. Это связано с тем, что, если эта технология не будет широко распространена с самого начала, люди, рожденные без синдрома Хантингтона в этом сообществе, могут рассчитывать на то, что проживут значительно дольше, чем их сверстники; в результате в более поздние годы они будут страдать от одиночества и связанных с ним проблем со здоровьем.
Маловероятно, что мы сочли бы неэтичным со стороны стремящихся родителей в этом сообществе использовать вмешательство, чтобы их дети родились без болезни Гентингтона. В конце концов, мы обычно не считаем людей с неизлечимыми заболеваниями удачливыми из-за того, что они вряд ли переживут своих сверстников. Какая бы польза ни была связана с избавлением от скорби по семье и друзьям, она затмевается великим несчастьем сокращения продолжительности жизни.
Излечение зародышевой линии от болезни Хантингтона в изолированном сообществе Хантингтона, которое я описал, сравнимо с увеличением продолжительности жизни зародышевой линии, описанным Робертсоном, за исключением того, что первое является случаем терапии, а второе — как сформулировала сама Робертсон — улучшением. Если последнее менее этично, чем первое, то это этическое различие зависит от утверждения, что улучшение с этической точки зрения более проблематично, чем терапия. Это не редкость; это тот, который многие люди защищали. Однако Робертсон не хочет его использовать; вместо этого она утверждает, что придерживается «утилитарной модели, которая требует, чтобы польза и вред предложения оценивались и сопоставлялись друг с другом».
Другие основные моменты этого выпуска включают статью Ф. М. Камма, в которой рассматривается, как медицинские работники могут наилучшим образом сбалансировать потребности пациентов и другие соображения, предлагая помощь в конце жизни и расширенную помощь при хронических состояниях. Ее статья сопровождается комментариями Доминика Уилкинсона, Роберта Д. Труога и Яэля Шенкера, на все из которых отвечает профессор Камм. Наша статья в этом месяце написана Томом Хамфрисом и его коллегами, которые опровергают мнение многих медицинских работников о том, что изучение языка жестов может быть вредным для детей. Профессор Хамфрис и его коллеги утверждают, что такое отношение основано на предрассудках, и призывают к соответствующему обучению соответствующих медицинских работников.
Сноски
Читать полный текст или скачать PDF:
Подписаться
Войти под своим именем пользователя и паролем
Пароль *
Забыли данные для входа? Зарегистрировать новую учетную запись?
Забыли имя пользователя или пароль?
Филиппийцам 1:21 Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
|