Урок по русскому языку»Жесты и мимика как невербальные средства общения»
ТЕМА УРОКА:
«ЖЕСТЫ И МИМИКА КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»
Эпиграф:
«Каждое движение души имеет
свое выражение
в голосе, жесте, мимике».
-Здравствуйте, ребята.
— Сегодня у нас необычный урок – урок по культуре речи, урок исследование. Запишите, пожалуйста, число и классная работа.
— Ребята, при помощи чего мы общаемся, понимаем друг друга?
(При помощи речи, слов)
— Как вы думаете, для чего люди общаются друг с другом?
(Чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению)
— Велика сила
слова.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
—Действительно, основная единица языка – это слово. На уроках культуры речи мы говорим о том, как нужно общаться друг с другом, как правильно и красиво строить своё высказывание, какие слова и фразы уместны в той или иной обстановке…
—Но, оказывается, многое можно передать, не произнося ни единого слова. Как это можно сделать? При помощи чего?
— Правильно, используя специальные невербальные средства общения: жесты и мимику.
— И сегодня на уроке мы с вами поговорим о жестах и мимике как невербальных средствах общения. (Слайд 1)
— Ребята, слова жесты и мимика вы, конечно же, слышали, а вот слово невербальные вам, наверное, вам не знакомо. Что же оно означает?
— Слово вербальный означает «словесный,
устный», догадаетесь ли вы, что значит «невербальный»? (Слайд 2) (Без слов).
— В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла высказывание Цицерона, римский оратора и философа.
(Эпиграф — краткое мудрое изречение, отражающее основную мысль чего-нибудь…, которое автор помещает перед произведением).
Читаем эпиграф.
— Понятно ли вам, о чём говорит Цицерон?
— Где мы можем точнее узнать о значении слова? (В Толковом словаре)
— Известно ли вам, что самым популярным является Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Чтобы узнать то или иное значение слова, мы можем обратиться к словарной статье печатного издания словаря, а можем обратиться к его электронной версии, например, используя сеть Интернет.
(Мимика — движения мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
Жесты— движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь).
—
Давайте запишем в тетрадь данные определения.
-Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они и предупреждают слово.
Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон.И сегодня мы с вами познакомимся с наиболее распространёнными невербальными средствами общения и научимся применять их в различных ситуациях, так как культура общения, как и культура речи – неотъемлемая черта каждого культурного человека.
— Обратимся к истории жестов и мимики.
Многие из них имеют свою историю и связаны с национальными особенностями.
-Вам, без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.
-Когда мы здороваемся, то пожимаем
друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в
старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом
оратор приветствует слушателей.
-А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечам.
— Лапландцы трутся носами.
— Представители ново-гвинейских племен при встрече щекочут друг друга подбородком.
-Рассказывать об истории жестов можно много и долго.
-А где еще мы встречаемся с языком жестов и мимики?
(В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках — подсказки.)
Решение ситуативных задач.
— А теперь, ребята, давайте попробуем вместе при помощи жестов и мимики изобразить действия и состояния участников, попавших в разные ситуации.
1 ситуация. «На улице».
— Вы гуляете по тротуару. Прохожий, подойдя к вам, спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?
(Жест-показ:
показать всей рукой, а не пальцем. )
2 ситуация.
-За завтраком вам предлагают съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.)
— А как сказать словами, чтобы не обидеть повара?
3 ситуация.
-Вы вернулись в Интернат в отличном настроении и молча сообщаете Марине Николаевне, что получили «5». С помощью какого жеста, с помощью какой мимики вы это покажете? Давайте мы с вами придумаем этому жесту название.
Вывод:
-Итак, что каждый из вас для себя вынес из решения этих ситуативных задач? В некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения – жесты и мимику.
-Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы — есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.
—
Кроме этого в Москве есть Театр мимики и жеста, в спектаклях
которого играют исключительно глухонемые люди.
—Мир мимики и жестов очень богат. Установите соответствие между жестом и их значением. Найти соответствия
Высунуть язык — жест-дразнилка,
стукнуть полбу — жест-воспоминание,
грозить кулаком — жест-угроза, |
поднять брови — жест-удивление
-А теперь, пожалуйста, откройте в ноутбуке папку. Перед вами фотографии ваших друзей и знакомых с очень разной мимикой. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждая фотография и запишите в тетради. А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению в данный момент.
-Описание жестов и ситуаций, в которых они употребляются, вы найдете в лингвострановедческом словаре «Жесты и мимика в русской речи» под редакцией А. А. Акишиной, X. Кано, Т. Е. Акишиной (М., 1991).
Решение коммуникативно-ситуативных задач.
-А
сейчас мы с вами поговорим. .. О чем поговорим, вам подскажет стихотворение:
Муравей сороконожке повстречался на дорожке.
— С добрым утром! Как дела? —
сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
тут и вечер набежал.
(Э. Гольдман).
-Итак, речь пойдет о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует даже этикет жеста.
Русский писатель А. И. Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере.
-Например, подать два пальца — это высокомерное приветствие, протянуть руку «лодочкой» — человек смущен, долго жать руку — дружеский или фамильярный интерес к тебе и т. д.
Но запомните: чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
-Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч.
Задание. Я описываю ситуацию, вы разыгрываете ее, используя нужные жесты и мимику.
1-я ситуация. Мальчик
встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
2-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
— Давайте посмотрим на запись, оформленную на доске.
Ра..говаривая с человеком, мы воспринимаем не только его речь, но и его жесты и мимику. Они часто оказываются более правдивыми, чем речь.
Жестом можно ог..рчить развеселить об..яснять ум..лять. При помощи мимики можно выразить самые разные эмоции. Жесты и мимика обладают огромной эмоциональной силой.
— Можно ли данную запись назвать текстом?
-Какова тема этого текста?
— Озаглавьте текст.
— Выпишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте условия их выбора графически.
— Найдите предложение с пропущенными знаками препинания, объясните их постановку.
Домашнее задание.
Написать сочинение- миниатюру на тему «Роль жестов и мимики в культуре общения»
-В заключение
нашего урока хочется поговорить об очень важной мимике лица- улыбке. Известный
вам мультфильм «Крошка Енот».
— А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?
-Хочу напомнить вам прекрасные слова В. Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка.Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
-Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Подведение итогов урока:
—Мы с вами сегодня увидели, что наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо еще работать.Я надеюсь, что сегодняшний урок вас чему- то научил.
С помощью жеста выразите своё отношение к нему.
— Спасибо за урок. До свидания!
Проект.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Тема проекта
«Невербальные средства общения»
Работа ученика 9 «А» класса
Чекотовой Софьи Сергеевны
Руководитель проекта
Грудинина Ю.В.
Работа допущена к защите «___»______________2020 г.
Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение__________________________________________________3 стр.
- Невербальные средства общения. Общее представление, определение___________________________________________________________5 стр.
- Классификация невербальных средств общения и их роль в процессе речи__________________________________________________________________7 стр.
- Заключение _______________________________________________11 стр.
- Используемые источники информации ________________________13 стр.
- Приложение ______________________________________________14 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня большинство людей все чаще не знает о существовании языка телодвижений, а между тем, язык невербальной коммуникации может помочь нам в общении. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.
Проблема, рассматриваемая в данной исследовательской работе, заключается в том, что язык жестов является распространенным средством общения, но он не всегда понятен собеседникам. Пожалуй, самое удивительное заключается в том, что крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, соответствует огромному количеству сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов.
Гипотеза: мы предположили, что невербальные средства общения, то есть «язык тела и жесты», могут рассказать о человеке больше, чем он этого хочет в той или иной коммуникативной ситуации. При этом эти средства могут как противоречить, так и подкреплять информацию, идущую от человека. Если мы проникнем в загадки этого удивительного «языка тела», то без труда сможем понимать все тайные мысли нашего собеседника, сможем понять его настроение, помысли, его отношение к нам.
Объектом исследования является невербальное общение.
Предметом исследования стали мимика, жесты и интонация, используемые при общении.
Цель нашей работы: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создать презентацию невербальных средств общения.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:
- изучить литературу о невербальных средствах общения;
- проанализировать и обобщить изученный материал;
- создать презентацию о невербальных средств общения.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется анализ и синтез справочной литературы, сравнительно-сопоставимый анализ, метод наблюдения.
Материалом для исследования послужила научная и научно-популярная литература.
Конечным продуктом данного исследования является создание презентации «Пойми меня без слов».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Невербальные средства общения. Общее представление, определение
Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].
Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:
- биологическая эволюция;
- культура.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
- регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
- обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
- выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;
- помогать в учебной деятельности;
- сообщать о своем согласии или несогласии;
- общаться с глухими и слабослышащими.
Факторы, влияющие на невербальные знаки:
- национально-культурные особенности;
- состояние здоровья;
- профессиональный этикет;
- социальный статус;
- принадлежность к определённой возрастной группе.
[2]
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Также можно отметить большое разнообразие средств невербального общения, начиная от мимики, заканчивая обменом рукопожатиями.
Классификация невербальных средств общения и их роль в процессе речи
Общение – это процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.
Процессы передачи и приёма информации осуществляются с помощью словесной речи и различных несловесных невербальных средств, таких как интонация голоса и жестикуляция, мимика и пантомимика. Цель этих процессов – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.
Невербальные средства общения делятся на 6 групп:
- Оптокинетические:
Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека – радости, грусти, разочарования, удовлетворения и др. Ещё Дарвином установлено, что мимика уходит корнями в мир животных. У нас немало общих мимических выражений – страх, испуг, тревожность. Однако у человека имеются и специфические чувства, и их мимическое выражение – состояние восхищения, сочувствия, энтузиазма и др.
Различают два типа мимики:
-непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
-произвольная (сознательная) мимика.
Мимика, также как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации.[3]
Пантомимика – совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство её проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием. Знание пантомимики позволяет понять больше, чем говорит собеседник.
Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Визуальный контакт является важным элементом общения. Смотреть на говорящего помогает нам сосредоточить внимание на том, что говорят. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, но мы избегаем его, обсуждая неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.
- Паралингвистические:
-Интенсивность;
-Тембр;
-Интонация голоса;
-Качество голоса;
-Диапазон голоса;
-Тональность голоса
Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства находят своё выражение независимо от значения слов. Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Высоким голосом обычно передаются радость и недоверие, гнев и страх. Приглушённым, мягким голосом передаются печаль и горе, усталость. Немалую роль играет скорость речи, которая также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы, обеспокоены, или же если хотят убедить нас или уговорить. Медленная речь говорит чаще всего об угнетённом состоянии, горе или усталости.[4]
3. Экстралингвистические:
— Паузы;
— Темп речи;
— Связанность речи;
— Смех;
— Покашливание;
— Заикание.
Паузы во время разговора делают для того, чтобы: предоставить партнёру возможность выказаться; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнёра; выиграть время партнёра. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит, он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие. Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание. Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе общения.
Темп речи — скорость произнесения речевых элементов разной протяженности. В силах каждого человека менять темп речи в соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону. Темп речи зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.
- Проксемические:
- Физическая дистанция контакта;
- Персональное пространство;
- Угол поворота к собеседнику.
Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, которая позволяют судить довольно точно о социальном положении, установках и самооценке. Как и многие механизмы человеческого поведения, соблюдение пространства первоначально было продиктовано биологической целесообразностью. Пионером данной области знания (проксемики) можно считать американского этнографа Эдварда Холла. Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.[5]
5. Тактильные:
— Рукопожатия;
— Объятия;
— Поцелуи;
— Похлопывания;
— Толчки;
— Поглаживания;
— Касания;
— Пощёчины;
— Удары.
Изучается данная область такесикой, исследующей прикосновения в ситуации общения. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнёров, их возрастом, полом, степенью знакомства. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.
6. Ольфакторные:
Ольфакторными проявлениями называют естественные и искусственные запахи человека, запахи окружающей среды, в которой происходит общение.
Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой «Невербальные средства общения», мы достигли поставленной перед собой цели: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создали презентацию невербальных средств общения.
Для этого были решены следующие задачи: мы изучили литературу о невербальных средствах общения, проанализировали и обобщили изученный материал, создали презентацию о невербальных средств общения «Пойми меня».
Мы убедились, что общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Также можно отметить большое разнообразие средств невербального общения, начиная от мимики, заканчивая обменом рукопожатиями.
В процессе выполнения работы о невербальные средствах общения, мы пришли к выводу, что понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.
Также, проведенное нами исследование показало, чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.
В перспективе мы хотим найти примеры жестов, мимики и интонации, опираясь на презентацию, в среде учащихся и педагогов нашей школы, с дальнейшим представлением этих примеров в сравнительной таблице и выяснения их роли в процессе общения.
И в заключении, конечно, хочется добавить, что знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Горянина В.
А. Психология общения- М.: Издательский центр «Академия»-2002.-416с.
- Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.
- Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
- Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с.
- Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с
- https://srazu.pro/socializacia/neverbalnoe-obshhenie-v-psixologii.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Язык рук. Пример-иллюстрация. Жесты
Потирание ладоней
С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Скорость, с которой выполняется этот жест, сигнализирует о том, какой результат предполагает получить человек.
Потирание большого пальца об указательный
Потирание большого пальца об указательный обычно применяется для обозначения денег или ожидания поступления денег в качестве оплаты.
Сцепленные пальцы рук
Исследования, проведенные Нюрбергом и Калеро по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, на столе, на коленях при сидячем положении или внизу при стоячим.
Шпилеобразное положение рук
Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди. Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи
Закладывание рук за спину
Это жест уверенного в себе человека. Существует три вида этого жеста: руки в замок за спиной; закладывание рук за спину с захватом запястья; закладывание рук за спину с захватом локтя.
Акцентирование больших пальцев
Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест нужно рассматривать в совокупности с другими жестами. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Часто жест присутствует в позе сурового начальника в обществе со своими подчиненными
Защита рта рукой
Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова.
Прикосновение к носу
Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу. Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них.
Потирание века
Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол.
Почесывание и потирание уха
Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.
Схема мимических движений
- Злость
- Обида
- Расстройство
- Радость
- Плач
- Удивление
[1] Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.
[2] Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.
[3] Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
[4] Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с.
[5] Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с
Выражение лица | Невербальное общение
Выражение лица — это основной канал, который мы используем для расшифровки эмоциональных состояний или реакций других людей на сообщение, и они обычно отражают интенсивность мыслей и чувств людей.
60+ Цитаты об улыбке ребенка
Пожалуйста, включите JavaScript
60+ Цитаты об улыбке ребенкаПроще говоря, лица разговаривают, и болтовня сочится из каждого их движения. На самом деле разумно полагаться на сигналы лица, чтобы облегчить взаимодействие между людьми.
Важно отметить, что выражение лица не возникает изолированно. Это происходит группами, потому что каждая часть лица — рот, губы, нос, глаза, бровь, подбородок и т. д. — вносит свой вклад в формирование выражения. Кроме того, есть и другие сопутствующие признаки, такие как кивание или качание головой, а также изменение позыОткрывается в новом окне и жестыОткрывается в новом окне .
Выражения лиц говорят нам о многом, включая следующее:
- Находят ли стороны взаимодействия приятным или неприятным
- Насколько человек заинтересован в поддержании или прекращении контакта
- Степень вовлеченности сторон
- Являются ли реакции во время контакта спонтанными или контролируемыми
- Степень понимания и распространения сообщений
Лицо также является основным средством передачи эмоций. Наша способность читать эмоции, отраженные в выражении лица, определяет, способны ли мы адекватно реагировать на чувства других людей.
По большей части выражения лица изучаются так же, как язык, и отображаются под сознательным контролем, а их значения зависят от культуры и зависят от контекста для правильной интерпретации.
Выражение лица — это основной способ невербального общения. Это помогает сформировать значительное впечатление о дружелюбии, надежности и статусе.
Исследователи попытались классифицировать выражения лица, выражающие эмоции, и обычно выделяют шесть основных классов: счастье, печаль, удивление (интерес), гнев, отвращение и страх. Они представляют шесть основных человеческих эмоций.
- Счастье
Счастливое лицо, означающее хорошее настроение, обычно выражается улыбкой. Улыбки часто используются как жест приветствия и для обозначения различной степени удовольствия, веселья и счастья.
- Печаль
Лицо без выражения обычно сигнализирует о том, что носитель может испытывать печаль, разочарование или депрессию. Такое выражение характеризуется опущением уголков рта, опущенным взглядом и общей опущенностью черт лица. В некоторых крайних случаях грусть может характеризоваться появлением слез, дрожанием губ и попытками скрыть лицо от глаз.
- Удивление (Заинтересованность)
Наш интерес к кому-то, чему-то или какому-то событию выражается в более широком, чем обычно, раскрытии глаз, приоткрытом рту и подпирании пальцами подбородка (чтобы показать внимательное слушание или внимательное наблюдение. ) Интерес иногда обозначают термином хэдкок — удерживание головы под углом к интересующему предмету.
- Гнев
Хотя выражение гнева варьируется от человека к человеку, обычно оно выражается в пристальном взгляде на предмет обиды, хмуром и хмуром взгляде или сжатии зубов. У некоторых людей поза становится напряженной, как будто они готовы немедленно перейти к наступательным действиям.
- Отвращение
Отвращение и презрение характеризуются сужением глаз и гримасой рта, которая становится более выраженной по мере нарастания интенсивности чувств. Здесь нос также, вероятно, будет сморщен, а голова повернута в сторону, чтобы не смотреть на причину реакции.
- Страх
Страх характеризуется широко открытыми глазами, открытым ртом и общей дрожью, которая влияет на лицо так же, как и на все остальное тело. У некоторых людей могут быть признаки потоотделения и бледности.
Мы также используем выражение лица, чтобы идентифицировать людей и отличать одного человека от другого. Точно так же, как аналитик по безопасности использует лица для выявления потенциальных террористов, жертвы преступлений дают описания лиц подозреваемых для рисования полицейским художникам, родители пропавших без вести детей также дают описание лиц своих детей властям. Точно так же родственники, друзья и знакомые описывают ваши черты лица другим.
Внешний вид вашего лица не только идентифицирует вас, но и влияет на суждения о вашей физической привлекательности и общении.
Кроме того, ваше лицо влияет на то, оценивают ли вас другие как доминирующую или покорную. Таким образом, мы говорим о детском лице, о лице, холодном, как лед, о лице, сильном, как у бульдога, и так далее. Какие слова вы бы использовали, чтобы описать свое лицо, лицо друга или лицо вашего супруга?
Влияние выражения лица на общение
Время чтения: 2 минуты То, что вы на самом деле говорите, когда вы общаетесь, начинается задолго до того, как вы открываете рот, и продолжается после того, как вы закончили говорить. Человеческое лицо чрезвычайно выразительно — способно передать бесчисленное количество эмоций, не говоря ни слова. И в отличие от некоторых форм невербального общения, эмоции, передаваемые через выражение лица, универсальны. (См. Часть 1 для семи конкретных эмоций).
Наблюдая за тем, как кто-то читает газету или смотрит в свой телефон, вы можете легко сделать предположения об их чувствах к этому человеку на другом конце провода. Они согласны, не согласны или испытывают волнение или отчаяние? Наше лицо — как вольно, так и невольно — выражает эмоции, и некоторые из них трудно скрыть. Этот непроизвольный обмен сообщениями часто становится препятствием для нашего предполагаемого сообщения и даже иногда может противоречить нашему произнесенному слову. Инструкторы Speakeasy выделяют два аспекта выражения лица, которые следует учитывать для лучшего контроля над нашим общением: микровыражение и ваш естественный диапазон отображаемых эмоций.
Микровыражения — это краткие непроизвольные выражения лица, которые обычно возникают в стрессовых ситуациях с высокими ставками. Они случаются, когда человек сознательно пытается скрыть, что он чувствует, или когда человек сознательно не знает, что он чувствует. И, в отличие от обычной мимики, их практически невозможно скрыть. В новом исследовании исследователи определили 21 выражение лица, используемое для передачи наших эмоций, и обнаружили, что компьютерная модель может различать их с высокой степенью точности. 1 Это говорит о том, что, хотя вы не можете скрыть некоторые выражения, вы можете активно использовать свое лицо, чтобы углубить свою связь с другими, когда говорите.
Знать, о чем может рассказать ваше выражение лица, — это одно, а научиться использовать его в своих интересах — совсем другое. Ищите эмоции на лицах других, научитесь распознавать, что их выражения сообщают вам, а затем тренируйтесь сочетать эти выражения со словами и эмоциями, которые вы хотите передать. Посмотрите свой любимый фильм Netflix без звука, и вы будете поражены тем, как много вы можете понять по невербальным подсказкам, обеспечиваемым выражениями лиц ваших персонажей.
Поскольку не все мы голливудские актеры, некоторым из нас приходится прилагать больше усилий, чтобы показать больше, чем наши немногочисленные эмоции.