Минорный и мажорный лад: Лад в музыке: мажор и минор

Мажорный лад

В музыке подавляющего большинства стран мира существуют два основных лада мажор и минор. Все остальные ладовые образования в итоге сводятся, как правило, к той или иной модификации мажорного или минорного ладов. Мажорным ладом (или просто мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие.

Само слово «мажор» (ит. maggiore) в буквальном переводе означает: «больший», «старший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «мажор» заменяется словом «dur» (от лат. durus, буквально твердый).

Главным характерным признаком мажорного лада является интервал большой терции между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику (то есть мажорность) совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом.

Гамма. Ступени лада

Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным является расположение ступеней лада в виде гаммы. Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).

Мажорный лад имеет три основные разновидности: натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.

Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.

I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности.

II ступень называется нисходящим вводным тоном. III ступень называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями). IV ступень называется субдоминантой(буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается буквой S. V ступень называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается буквой D. VI ступень называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой.
VII ступень называется напряженным восходящим вводным тоном.

Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта называются еще и главными ступенями лада. Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.

Минорный лад

Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.

Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом

moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

что это и зачем они нужны гитаристу?

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

При сочинении музыки и импровизации мы сталкиваемся с системой натуральных ладов, которая вызывает много вопросов у начинающих музыкантов и даже в курсе теории музыкальных училищ занимает недостаточно места.

Интересно, что в курсе гармонии Бостонского колледжа Беркли натуральные лады разбираются в самом начале обучения как основу основ мелодического мышления.

Давайте вместе разберемся, что такое натуральные лады и как можно их использовать.

Натуральные лады: что это?

В настоящее время наиболее распространенным способом организации музыкальной ткани является гомофонно-гармонический склад.

Это значит, что мы можем наблюдать четкое разделение мелодии и аккомпанемента в виде аккордов с басом.

В основе такой организации лежит четкое соответствие музыкальной вертикали (аккорда) и музыкальной горизонтали (гамма, лад). Каждому аккорду в музыке соответствует определенная гамма и наоборот. Здесь и появляется необходимость в ладах, так как натурального мажора и минора недостаточно для покрытия всего разнообразия аккордов.

Сперва давайте разберемся со страшным названием «лад». На самом деле это иное название гаммы и ничего более.

Два самых известных лада — это мажорный лад и минорный лад. Речь о системе звуков, которые следуют друг за другом в пределах октавы. В этой системе существует главный звук — тоника. Главное свойство лада, отличающее его от всех остальных — система интервалов между его ступенями. В натуральном мажоре она представлена в виде «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон».

Чтобы понять, что такое натуральные лады, вспомним о существовании параллельных тональностей (или ладов).

Параллельными называются лады, состоящие из одинаковых звуков (например, до мажорный лад и ля минорный лад), как следствие они имеют одинаковые ключевые знаки. При этом натуральный мажор является главным, а минор образуется от него, когда мы начинаем играть те же ноты от VI ступени. VI ступень мажора становится I ступенью параллельного минора. Далее мы используем и остальные ноты мажора по порядку. 


То же самое можно сделать и для других ступеней мажора. Например, построить гамму от II ступени До мажора — это будет нота Ре. Как и в случае с Ля минором, Ре становиться новой тоникой, то есть II = I, и далее мы также используем ноты до мажора по порядку. 

Таким образом мы получаем новый лад, параллельный До мажору, так как оба они состоят из одинаковых нот. По структуре (последовательности интервалов) лад не совпадает ни с натуральным мажором, ни с натуральным минором и имеет свое название — Дорийский лад. Давайте познакомимся с его структурой.

Первым делом определяем наклонение: мажорное или минорное? Для этого смотрим на третью ступень, в данном случае это bIII ступень, что указывает на минорный лад.

Обратите внимание: ступени всегда нумеруются относительно одноименного мажора. Далее смотрим остальные ступени и видим, что Ре дорийский также имеет VI ступень вместо bVI в натуральном мажоре. То есть его шестая ступень повышена относительно натурального минора.

Такую же процедуру можно провести и для других ступеней мажора:

  1. От III ступени будет строиться Фригийский лад — минор с bII ступенью.
  2. От IV ступени Лидийский лад — мажор с #IV ступенью.
  3. От V ступени Миксолидийский — мажор с bVII ступенью.
  4. От VI ступени Натуральный минор или Эолийский лад.
  5. От VII ступени Локрийский лад — уменьшенный лад с bII и bV ступенями.

Обратите внимание на расположение полутонов в новых ладах. Именно это определяет их особенность и уникальное звучание. Мажор, от которого мы образуем лады (в том числе и натуральный минор), называется родительской гаммой.

Хорошая новость для гитаристов: поскольку все натуральные лады параллельны натуральному мажору (состоят из его нот), то, зная аппликатуру мажора, мы уже можем сыграть и все остальные лады! Например, если вызнаете гамму до мажор в открытой позиции с тоникой на пятой струне, просто попробуйте играть ее от ноты Ре до ноты Ре под аккомпанемент Ре минорного септаккорда или под минус «ре дорийский». Так можно сделать с любой аппликатурой мажора, например, с гаммами Сеговии.

Если хотите более подробно и системно разобраться в теории музыки и подготовить себя к сочинительству или импровизации, ждем вас на курсе теории для гитары: здесь вы сможете заложить прочный фундамент своих теоретических знаний и практических навыков.

Гамма мажор и минор

Эта статья предназначена для студентов моего фонда Understanding Music Theory, но доступна для всех, кто изучает композицию или постановку и хочет понять, как работает построение гаммы.

К концу этого вы сможете

  • Вычислить мажорную гамму для любого заданного корня
  • Вычислить минорную гамму, начинающуюся с той же основы
  • Понять, как вычисляются относительные мажорные и минорные ступени
  • Выяснить все диезы
  • Вычислить все бемоли

В тональной музыке гаммы составляют основу мелодического письма. Шкала может иметь множество определений, но я хочу установить пару правил для шкал, которые мы будем обсуждать. Прежде чем сделать это, давайте разберемся, что такое полутона .

На фортепиано или гитаре полутон — это наименьшая музыкальная дискретная высота, на которую мы можем подняться или опуститься. На фортепиано они соответствуют ближайшей соседней клавише вверх или вниз, а на гитаре — на лады. Ниже мы видим клавиатуру, отображающую две октавы (двенадцать полутонов). Все гаммы сегодня существуют в пределах одной октавы, расстояния между C до C, D до D, F до F или чем-то еще.

Белые ноты на клавиатуре представляют собой ноты от A до G перед повторением. Это изображение обрезано с самой низкой нотой C, но принцип тот же. Черные ноты можно рассматривать как относительные к ноте выше или ниже. Например, черная нота между C и D может быть C# или Db в зависимости от контекста. Когда мы добавляем диез к ноте, мы указываем, что это черная клавиша над этой нотой, F# над F, G# над G и так далее. Когда мы добавляем бемоль, мы обозначаем, что это черная клавиша под ней. Bb ниже B, Ab ниже A и так далее.

Все гаммы, которые мы сегодня обсудим, имеют семь разных нот, прежде чем вернуться к основной ноте, или тонике . Есть гаммы с пятью нотами (пентатоника), шестью (блюз, цельный тон), восемью (октотоника/уменьшенная), но сегодня мы рассмотрим только мажор и минор.

Общее эмпирическое правило для диатонических гамм заключается в том, что вы не склонны смешивать диезы и бемоли в гамме. Кроме того, каждая диатоническая гамма содержит ноты от A до G, некоторые из которых либо диезы, либо бемоли. Например, у вас не было бы и D, и D#, потому что не было бы «E». Опять же, вне парадигмы мажоров и миноров эти правила могут быть нарушены.

Помимо полутона, другой интервал, который нам понадобится, это тон . Тон — это просто два полутона. Все гаммы, которые мы сегодня рассмотрим, состоят из тонов (T) и полутонов (S). Повышение тона от C будет D, повышение тона от D будет E, а повышение тона от E будет F# (это потому, что между E и F нет черной клавиши). Гаммы, которые не являются мажорными или минорными (такие как гармоника , минор , блюз или пентатоника), могут содержать интервалы больше тона. Напомним эти правила для весов сегодня:

  • Гаммы существуют между двумя одинаковыми нотами в пределах одной октавы (например, от C до C)
  • Содержат семь различных нот
  • Состоят из тонов и полутонов
  • Содержат каждую букву от A до G один раз
  • Содержат диез или квартиры, но не обе

Построение мажорной гаммы

Начнем с мажорной гаммы. Все мажорные гаммы имеют одинаковую схему, начиная с корня мы двигаем тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (T T S T T T S). Вы можете думать об этом численно, если хотите (2 2 1 2 2 2 1) или с точки зрения полутонов от корня (0 2 4 5 7 911 12 – сюда входят основной тон и октава, 0 и 12 соответственно).

Начнем с до мажор. Он содержит все белые клавиши между C и C, поэтому C, D, E, F, G, A, B и C снова. Однако, если бы мы этого не знали, мы могли бы начать с C, подняться на тон вверх к D, на тон вверх к E, на полутон вверх к F и т. д. Полутона в мажорной гамме всегда попадают между ступенями гаммы 3 и 4 и 7 и 8.

Давайте попробуем еще раз, но начнем с D. Важно понимать, что теперь это не будут белые клавиши между D и D, так как шаблон теперь будет включать в себя несколько черных клавиш. Для следующих изображений я не включил поля тона и полутона на диаграммы.

Это дало нам диезы в третьей и седьмой ступенях, F# и C#. Если мы повторим тот же шаблон, начиная с Е, мы получим это:

Производится четыре диеза: F#, G#, C# и D#. Однако не все основные клавиши будут иметь диезы. Если мы начнем наш паттерн со следующей белой ноты (F), то получим четвертую ступень мензуры:

.

Я бы посоветовал вам также определить соль, ля и си мажор. Вы можете попробовать бемольные и диезные тональности (некоторые из них будут рассмотрены в этой статье), но есть некоторые аномалии с такими вещами, как двойные диезы, двойные бемоли и другие нестандартные энгармоники (Cb, E# и т. д.).

Создание минорной гаммы

Существует несколько различных типов минорной гаммы: гармонический, мелодический, дорийский и другие лады, но сегодня мы сосредоточимся на натуральном миноре. Натуральная минорная гамма имеет уплощенную третью, шестую и седьмую ступень по сравнению с мажорной гаммой, начинающейся с той же корневой ноты.

Давайте посмотрим на те же основные ноты, C, D, E и F. Хотя можно запомнить паттерн в стиле T, T, S, я никогда этого не делал и всегда запоминаю гамму как модификацию мажора. шкала. Теперь у нас есть те же ноты, за исключением того, что Eb, Ab и Bb заменяют E, A и B. Обратите внимание, что полутона теперь появляются между двумя и тремя ступенями шкалы, а также между пятью и шестью.

Ре мажор содержал два диеза, F# и C#. Если мы опустим F# на один шаг, мы получим F natural, C# станет C, B natural станет Bb.

Однако не во всех минорных гаммах есть только бемоли. Ми-мажор содержит четыре диеза (F#, G#, C# и D#), но сглаживание G, C и D по-прежнему оставляет нам F#.

Наконец, фа минор, состоящий из четырех бемолей.

Повторите процесс для соль минор, ля минор и си минор. Опять же, диезные и бемольные тональности имеют смысл, но некоторые из них крайне редко используются для записи из-за их энгармонических нот.

Выяснение относительных миноров и мажоров

Все мажорные гаммы имеют минорную гамму, содержащую одинаковые ноты, называемую относительным минором. Минорные гаммы также имеют относительный мажор. Есть два способа получить относительный минор.

Несовершеннолетние родственники

Начнем с до мажора и его относительного минора, ля минор. Мы видим, что ля — это шестая ступень до мажор. Начав гамму с шестой ступени, мы можем получить относительный минор.

Шестая ступень ре мажор — си. Начиная с шестой ступени ре мажор, мы получаем си минор. Для тех из вас, кто читал о ладах, это тот же процесс, на самом деле мажорную и минорную гаммы можно рассматривать как лады, ионийский и эолийский соответственно.

Как узнать относительный минор, не выписывая всю гамму? Другой метод — начать с тоники и считать вниз по на три полутона. Всегда начинайте с ноля тоники, то есть E, D#, D, C#.

Наконец, фа мажор и ре минор.

Для каждой мажорной гаммы есть относительный минор, остальные можно вычислить, хотя я перечислил некоторые другие ниже.

Относительные майоры

Давайте вернемся назад и начнем с минорной гаммы, а затем извлечем относительную девятку.Масштаб 0003 мажор . Мы можем использовать те же два метода, что и выше, инвертированные. Вместо того, чтобы считать три полутона в обратном порядке, мы можем считать три полутона в обратном порядке. Опять же важно начать с нуля в качестве вашего тонизирующего средства. До, Ре-бемоль, Ре, Ми-бемоль.

Нам не нужно играть ре минор, потому что мы рассмотрели его в разделе относительного минора, где фа является относительным мажором. Для ми минор относительным мажором является соль мажор.

Вместо того, чтобы считать вверх, мы можем начать шкалу с третьей ступени шкалы. Начиная с фа минор с третьей ступени гаммы (Ab), мы получаем Ab мажор.

Выяснить все острые ключи

Давайте разберемся со всеми острыми ключами. Меня научили очень простому методу отработки всех диезов. Начнем с до мажор. Запишите его с цифрами шкалы градусов над каждой буквой.

Затем начните шкалу с пятой ступени (G) и запишите это внизу. Это дало бы нам G A B C D E F G. Все, что нам нужно сделать, это повысить резкость до седьмой степени (F становится F #), и это дает вам гамму соль мажор. Соль мажор на одну чистую квинту выше до мажор. Повторение этого процесса даст нам ре мажор, который на чистую квинту выше соль мажор.

Ниже приведены до, соль, ре, ля, ми и си мажор. Мы могли бы продолжить фа-диез мажор, но седьмая ступень была бы ми-бемоль (энгармонично фа на клавиатуре). В этом нет ничего плохого, но эта статья предназначена для начинающих, поэтому я не буду упоминать эти весы.

Выяснение всех плоских ключей

Теперь разберемся со всеми плоскими клавишами. Это немного сложнее. Начинаем шкалу с четвертой ступени. Четвертая ступень до мажор — это фа. Запишите ноты от фа до фа (фа, соль, ля, си, до, ре, ми и фа), а затем сгладьте четвертую ступень.

Я дошел до Db (5 бемолей), так как Gb мажор содержит Cb (энгармоничный по отношению к натуральному B). Интересно, что Gb энгармоничен F#.

Относительный минор и относительный мажор

Относительный минор широко используется в импровизации, потому что он дает больше идей для соло. Каждый импровизатор, который научился использовать мажорную и минорную гаммы, должен сразу после этого научиться использовать относительную минорную гамму.

Но что такое относительный минор?

Подумайте о мажорной гамме, например, о мажорной гамме. Относительной минорной гаммой до будет ля минорная гамма. Как правило, относительная минорная гамма мажорной гаммы является минорной гаммой шестой ступени этой тональности . Говоря так, это кажется запутанным, но на практике это довольно просто. Поскольку мы играли в до, шестая ступень — ля, так что просто играйте ля минор.

Примечание: если вы все еще немного теряетесь в теме степеней, прочитайте статью «Что такое степени?» опять таки.

Как видите, здесь мы не изучаем новые гаммы. Эта гамма есть не что иное, как натуральная минорная гамма, которую мы видели; мы просто создаем связь шестой степени по отношению к первой, и вскоре вы поймете, почему.

Если вы возьмете гамму до мажор и сравните ее с гаммой ля минор, вы увидите, что у них абсолютно одинаковые ноты. То есть мажорная гамма имеет идентичную ей относительную минорную гамму. Невероятно, не так ли? Вот почему используется наименование «родственник». Сравните ниже, например, гаммы до мажор x ля минор и соль мажор x ми минор:

  • Гамма до мажор: C, D, E, F, G, A, B
  • Гамма ля минор: A, B, C, D, E, F, G
  • Гамма соль мажор: G, A, B, C, D, E, F#
  • Гамма ми минор: E, F#, G, A, B, C, D

Это очень полезно! Это означает, что мы можем использовать гамму ля минор для соло песни, тональность которой до мажор. То есть всякий раз, когда у нас есть мажорная тональность, мы можем думать о двух гаммах: мажорной гамме этой тональности и относительной минорной гамме этой тональности. Это увеличивает наши возможности, когда мы думаем о соло.

Относительная мажорная гамма

Точно так же мы можем думать и об обратном: у каждой минорной тональности есть относительная мажорная. Этот относительный мажор расположен на 3 полутона выше минорной тональности. Например, 3 полутона выше ля — это до. Следовательно, относительный мажор ля минор — до мажор.

Относительный минорный аккорд

Стоит отметить, что это понятие существует и для аккордов. Относительный минорный аккорд — это аккорд шестой степени рассматриваемой мажорной тональности. Например, относительный минорный аккорд до — это аккорд шестой степени мажорной тональности до, то есть Am (или Am7). Другой пример: допустим, тональность соль мажор. Относительный минор G будет Em (или Em7).

Поскольку относительные хорды имеют сходство друг с другом, их можно обменивать друг на друга. Мы увидим это более подробно при изучении гармонических функций. А пока подумайте о гаммах, помните, что вы всегда можете использовать относительный минор вместе с мажорной гаммой.

Как выполнять упражнение

Попробуйте взять песню в мажорной тональности и сыграть поверх нее соответствующий минор. Видите, как он идеально подходит?

Теперь, когда вы узнали все, что вам нужно было знать об относительном миноре, попробуйте найти относительный минор всех мажорных аккордов или гамм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *