Модальность это в психологии что, определение простыми словами, примеры восприятия ощущений
Содержание
Понятие «модальности» было выдвинуто Германом Гемгольцем, жившим в XIX в. Однако, впервые исследования предмета модальности – это ощущения – были проведены гораздо раньше и не имеют точной даты. Истоки психологии восприятия лежат в науке философии.
Определение
Модальность рассматривали Аристотель, Э. Вебер, И. П. Павлов и другие. В их исследованиях лежало понятие о стимуле, воздействующем на организм человека, непосредственно на органы чувств, и реакции, которая возникает в организме в ответ на воздействие стимула.
Такое воззрение на ощущение – как перцепцию отдельного свойства или характеристики предмета анализаторами вне зависимости от сознания, на самом деле неправильно. Механистическая теория человека, личности как, в первую очередь, организма и потомка животного, устарела ввиду последующих исследований.
Психология восприятия приняла за основу не вид раздражителя и не специфику воспринимающего анализатора, а также непосредственно учла преломление через личность субъекта – его психологические установки, качества, постоянные свойства.
Модальность – это вид, род воспринимаемой информации. Например, данная статья может быть представлена в виде текста, но может быть и прослушана в качестве аудиозаписи или подкаста. В зависимости от рода воспринимаемой информации, т. е. раздражителя, меняется способ перцепции.
Таким образом, модальность – это не «что» воспринимает, а «как». Например, можно почувствовать запах железа, можно попробовать железо на вкус, либо ощутить холодное прикосновение металла.
В определении термина «модальность» также играют роль понятия «восприятие» и «ощущения». В таком соотношении, что модальность определяет, какого рода ощущение возникнет. В свою очередь, из совокупности ощущений порождается целостное восприятие.
Модальность это в психологииОщущение – это процесс отражения свойств предметов и явлений при непосредственном влиянии на рецепторы (органы чувств). Терёхин В. А. подчеркивает то, что ощущение – это не результат, а активный процесс. Ощущение может быть субъективно в силу особенностей психики, строения или деформации воспринимающих органов (рецепторов), социальных и психологических установок. Отличие ощущения от восприятия в том, что ощущение – это отражение частичных свойств и характеристик.
Восприятие – отражение в человеческом сознании выделенных образов предметов, явлений, как целостных и неделимых образов, которые имеют определенное значение, несут определенный смысл. Этот процесс также активен, как и ощущение. В отличие от ощущений, в процессе восприятия результатом (продуктом) является перцептивный (сенсорный) целостный образ объекта или предмета. Иначе в психологии он называется «образ восприятия».
Ощущение и восприятие неразрывно связаны и порождаются в единой сенсорно-перцептивной системы. Открытие органов, воспринимающих раздражители, принадлежит русскому физиологу и психологу Ивану Петровичу Павлову. Анализаторы – необходимое условие перцепции, поскольку сами по себе раздражители не несут никакой информации.
Модальность – это в психологии свойство ощущений. Именно устойчивое свойство, а не характеристика, которая может быть присуща ситуативно. Модальностью определяются рецептор, воспринимающий импульс, и последующее поведение индивида.
Классификация
Первая попытка классифицировать ощущение по модальностям принадлежала Аристотелю примерно 384-322 гг. до н. э. Его классификация легла в основу изучения человеческих ощущений, восприятия и модальностей и была использована другими исследователями.
Он выделил всего 5 типов ощущений в зависимости от их модальности:
- Зрительная.
- Слуховая.
- Обонятельная.
- Осязательная.
- Вкусовая.
Эрнста Вебера
Немецкий психофизиолог Эрнст Вебер (1795 – 1878) решил дополнить классификацию Аристотеля. Эрнст предложил разделить общее осязание на чувство массы (веса), прикосновения (тактильная чувствительность) и температуры.Он добавил «общие ощущения», в которые входили ощущения боли, равновесия, движения и висцеральная (то есть чувствительность внутренних органов).
Германа Гемгольца
Несмотря на то что предыдущие исследовали, в целом, уже опирались на общее понимание о модальности, только в XIX в. немецкий физиолог и психолог Герман Гемгольц (1821-1894) предложил термин «модальность», чем смог еще усовершенствовать классификацию чувствительности. Ему принадлежит теория, согласно которой все ощущения классифицируются по модам.
Современная классификация
Современное понятие о модальности классифицируется по виду воспринимаемого раздражителя. Им могут выступать звуки, запахи, свет и прикосновения.
Вид | Рецепторы | Условие возбуждения | Функция |
Механорецепторы | Вестибулярные, гравитационные, фонорецепторы, тактильные, барорецепторы. | Деформация, механическое воздействие. Реакция схожа с болевыми рецепторами. | Выполняют функцию ориентации в пространстве, координации движений, передвижения. |
Хеморецепторы | Рецепторы вкуса, обоняния, расположенные в сосудах и тканях. | Воздействие химических веществ. Причем не только активное (попадание в кровь вредного вещества), но и пассивное (в крови всегда находятся не чужеродные, необходимые для функционирования полезные химические соединения: витамины, белки, кислород и т. д.) | Анализ гомеостатического равновесия: содержания в крови и цитоплазме клеток определенных веществ. Полученная информация согласовывается с «вышестоящими» центрами головного мозга, которые отвечают за регуляцию секреции того или иного вещества (например, гормона). Таким образом, саморегуляция гомеостаза обеспечивается с помощью: 1. Возбуждения хеморецепторов. 2. Передачи полученной информации в корковые структуры. 3. Анализа полученной хеморецепторами информации о содержании веществ в организме (жидкая среда), сравнение с референтными (необходимыми, нормальными) значениями. 4. Формирование команд железам (увеличить/уменьшить секрецию). 5. Повторный анализ хеморецепторами для проверки. |
Терморецепторы | Расположенные в сосудах и тканях, головном мозге (гипоталамус). Тепловые. | Возбуждаются при низких температурах (отсутствие тепла) и высоких температурах (значения, близкие или превышающие температуру тела). Отправная точка восприятия терморецепторов – 36 градусов. Эта температура практически не воспринимается. Таким образом, терморецепторы воспринимают не столько саму температуру, сколько разницу между температурой окружающей среды и внутренней среды организма. | Непосредственно участвуют в процессе терморегуляции организма. Известно, что многие вещества (как, например, некоторые белковые соединения в крови) деформируются или перестают быть эффективными при определенных температурах.
При высоких температурах появляются следующие реакции:
|
Фоторецепторы | Сетчатка (палочки, колбочки). | Воздействие световых лучей на сетчатку глаза. | Около 95-98% воспринимаемой человеком информации отводится на зрительное восприятие. В современном мире значение зрительной информации еще выше, поскольку главными источниками речевой модальности являются слова, написанные в учебниках, афишах, экранах. Актуальность зрительной информации обуславливается потребностью в коммуникации и важностью восприятия речевых импульсов. Если не говорить о речи, то главными функциями восприятия фоторецепторами становятся:
Важно понимать, что даже зрительное восприятие весьма субъективно. Нельзя полностью утверждать, что какой-то предмет ближе, а какой-то дальше; что какой-то предмет одного цвета, а второй – другого. Зрительное восприятие достраивается корковыми структурами как с помощью законов восприятия (описанные в гештальтпсихологии), так и с помощью установок и ассоциаций. |
Болевые рецепторы (ноцицепторы) | Нервные окончания. Находятся в разных органах. | Вредными химическими веществами, температурными и механическими (интенсивными) раздражителями. | Обуславливают выживание организма. Воспринимают не только угрожающие жизни воздействия, но и потенциально угрожающие. Так, например, может возникать либо полная утрата болевой чувствительности, либо ее обострение. Известно, что люди обладают различным порогом болевой чувствительности. Полученная ноцицепторами информация о потенциальной угрозе для организма формируется поведение по типу «бежать или атаковать». |
По Шиффману
Специально предназначена для восприятия и переработки поступающей информации в виде слогов, слов, предложений и их совокупности речевая сенсорная модальность. Шиффманом она определяется как речевой модуль, идентифицирующий звуки в речевых образах.
Модальность – это в психологии восприятия вид, род воспринимаемой информации.
Смежная с обонятельной модальностью (восприятием запаха, летучих одорантов) – вомероназальная система. Шиффманом она объясняется как модальность, спецификой восприятия которой являются крупные молекулы, которые вызывают ощущения только в случае непосредственного физического контакта.
У большинства животных находится над твердым небом. Открытие системы в 1703 г принадлежит Фредерику Рёйсу, нидерландскому анатому. Еще одной функцией вомероназальной системы становится восприятие феромонов – вырабатываемых железами других организмов пахучих веществ.
В качестве гипотетической модальности психологами выдвинут так называемый «когнитивный таймер», функция которого состоит в восприятии времени. Специфика модальности в связи ее с вниманием и временной информации, а также интеграция полученных данных с сознанием.
Характеристики и свойства
Одна модальность может смешиваться с другими. Эта способность называется синестезией. Термин происходит от греческого слова «synaisthesis», означающего в переводе «соощущение». Феномен заключается в том, что стимулы, направленные на одну модальность (например, слуховые импульсы) способны стимулировать и другую модальность, вызывать другие сенсорные ощущения (например, вкус).
Лоренс Маркс в 1975-1978 гг. экспериментально доказал, что некоторые вкусовые ощущения (горько, сладко) могут вызывать ощущения тактильного воздействия за пределами полости рта (шея, грудь, руки). Помимо того, определенные звуки могут стимулировать вкусовые и зрительные сенсоры.
Цветовая синестезия
Шиффманом подчеркивается особенность цветовой синестезии. Её проявление можно наблюдать, когда при воздействии определенных звуков возникают и аудиальные, то есть слуховые, и зрительные сенсорные реакции. Примечательно, что женщины больше склонны к синестезии, чем мужчины.
Предметная агнозия
Для модальности свойственна «предметная агнозия». Этот термин обозначает, что воспринимаемый органами чувств объект во внешнем пространстве соответствует модальности, то есть он «адекватен для данной модальности».
Восприятию свойственны «когнитивные искажения», которые в большинстве встречаются во время зрительных ощущений. Искажениями могут быть неправильная форма, размер, определение цвета и другие ошибки.
Репрезентативная система
«Репрезентативной системой» называются модальности, которые превалирующе используются индивидом. Например, есть люди, склонные к запоминанию зрительных образов. Либо, наоборот, те, кто лучше воспринимают на слух. Существование репрезентативной системы подтверждается такими авторами, как Дж. Макби, Р. Ф. Пьюселика и др. Большинство утверждают, что система – врожденное образование.
В свою очередь, репрезентативная система восприятия классифицируется следующим образом:
- Визуальная. Большинство людей получают информацию по зрительным каналам. Это наглядные образы, наблюдение, созерцание предмета.
- Аудиальная. Восприятие слуховой информации. Люди-аудиалы получают преобладающе информацию через слуховой канал. Им удобнее слышать информацию, чем видеть или ощущать.
- Кинестетическая. Познание через активную двигательную деятельность. Это научение посредством наглядного примера, обучение правильным движениям через индивидуальный опыт. Помимо того, кинестетики склонны запоминать тактильную информацию: например, прикосновения.
Функции и роль
Модальность – это в психологии свойство восприятия. Поэтому главной функцией модальности является адекватное обеспечение целостного восприятия. Этот механизм позволяет сортировать разнородную информацию из массива входящих однородных импульсов. Помимо того, с помощью модальности человек способен узнать разные свойства одного и того же предмета.
Так, с помощью зрительной модальности индивид узнает, как внешне выглядит яблоко. Он воспринимает целостный образ и отдельные детали с помощью лучей света, испускаемых от фрукта (цвет, форма, размер, текстура).
Вкусовая модальность позволяет человеку узнать, какое яблоко на вкус: сладкое, кислое, приятное или неприятное. В зависимости от эмоций, полученных после укуса яблока (удовольствие или неудовольствие), индивид придерживается в последующем определенной модели поведения. Например, начинает выделяться слюна, когда видит яблоко.
Разрезанное яблоко источает характерный запах. С помощью хеморецепции человек способен почувствовать запах, а иногда и даже вкус плода. Стимулирование вкусовой рецепции без непосредственного воздействия на нее раздражителя вызывается таким явлением в психологии восприятия, как «синестезия». Моментально возникающие ассоциации порождают вкусовые ощущения в то время, когда действует только зрительный или хемо- раздражитель.
Ощутить гладкость кожицы яблока человек может, взяв его в ладонь или прислонив к другой части тела. Тактильная чувствительность играет большую роль в восприятии человека, поскольку формирует представление о потенциальной угрозе, комфорте, и имеет наибольшую площадь восприятия (практически всё тело в разной степени).
Аналогично с температурой: прикоснувшись к холодному или горячему фрукту человек задействует также и болевые, и тактильные, и температурные рецепторы.
В зависимости от модальности человек воспринимает разные характеристики предмета, формируя его целостный образ. Исходя из приведенного примера, таким образом может являться: зеленое, маленькое и приплюснутое, источающее сладковатый запах, кисло-сладкое на вкус, гладкое и холодное яблоко. В ходе мыслительной операции человек приходит к заключению, какой сорт яблока он увидел.
Таким образом, поступающую с помощью вкуса, зрения, слуха, осязания и обоняния информацию индивид преобразовывает в собственное эмпирическое знание.
Формы проявлений
Модальностью обуславливается и «центральность» таламуса – это главный подкорковый узел, в который поступает вся сенсорная информация от органов чувств. В психологии ощущений особое место занимает изучение психофизиологии процессов восприятия.
Использование преимущественно одной модальности известно в животном мире и привлекает интерес физиологов и, соответственно, психологов, поскольку нервные клетки у животных и людей практически идентичны. Например, летучие мыши способны к эхолокации. Их способность свидетельствует о том, что основной модальностью этих животных в течение эволюции стал слух.
Во время ночных полетов летучие мыши способны избежать столкновений с практически невидимыми препятствиями: толщина таких преград не превышает 25 мм. Точность, с которой эти животные попадают в цель – добычу, безупречна, даже когда мишень движется со скоростью более 40 км/ч. Таким образом, летучие мыши приучились использовать специфичные ультразвуковые импульсы, которые по частоте выходят за рамки человеческого слуха.
Ориентация в пространстве совершается при помощи восприятия испускаемых животными звуков, которые отражаются от окружающих объектов и препятствий.
Психологические теории и школы
В зависимости от психологической теории специфику приобретают и исследования модальности.
Модальность – это в психологии нейролингвистического программирования (НЛП) метод познания окружающей действительности. Психологи НЛП придерживаются позиции субъектности восприятия и ощущений. Они НЛП подчеркивают, что одна из модальностей у человека является ведущей. Выдвигается так называемая «ведущая репрезентативная система», под которой понимается система, наиболее часто используемая человеком в процессе познания.
Психолингвистика трактует семантическое развитие как образующую индивидуальное сознание индивида. А. Залевская в исследованиях подтверждает, что слово можно трактовать как единицу ментального внутреннего словарного запаса и, соответственно, как частичку единой информационной базы.
Направление | Представители | Теория модальности |
Перипатетики (древнегреческая философия) | Аристотель. | В первую очередь, модальность зависит от рода воспринимаемой информации. Чувства полностью зависят от раздражителя. |
Лейпигская школа | Эрнст Генрих Вебер, Лотце Рудольф Герман. | Модальности дифференциальны. Зависят как от сознания человека и от чувства, которые вызывает тот или иной раздражитель, так и от рода раздражителя. |
Берлинский университет | Герман Людвиг Гемгольц, Н. Шиллер. | Все ощущения классифицируются по модальности. В свою очередь, в модальностях выделяются субмодальности (зрение: хроматическое и ахроматическое). |
До сих пор ведется активная дискуссия по поводу принадлежности модальности как характеристики раздражителю (стимулу) или рецептору (анализатору). Запах розы сам по себе не несет никакой существенной информации без того, кто его воспринимает.
Модальность – это своего рода специфическое свойство любого ощущения и восприятия. В психологии модальность рассматривается как способ получения информации об окружающем мире. В качестве критерия классификации модальности избирается рецептор (анализатор), который воспринимает информацию, либо непосредственно реакция организма на входящие импульсы.
Автор: Свиткевич Юлия
Видео о модальности в психологии
Восприятие и ощущение:
Модальности в НЛП | Вестишки.
ру
По мере развития сознания люди стали отражать в языке не только объекты, события, явления, и, наконец, самих себя, но также и своё отношение ко всему этому, всевозможные свои собственные состояния и особенности своего функционирования. Средствами для такого отражения являются модальности (от лат. modus — способ).
Субъективные модальности отражают субъективное отношение человека к чему-либо (весело — грустно, нравится — не нравится, хорошо — плохо).
Динамические модальности отражают динамические моменты ситуаций и взаимоотношений между людьми (я могу, я хочу, я думаю).
Наконец, целесообразно ввести перцептивные модальности отражающие особенности восприятия человеком окружающего мира (я нюхаю, я вижу, я слышу, я чувствую).
В нейролингвистическом программировании (НЛП) — новом направлении научной психологии, основателями которого являются Р. Бэндлер и Дж. Гриндер [7], ставится задача управлять поведением человека, с помощью предлагаемых в НЛП приёмов программирования и перепрограммирования психических процессов так, чтобы для человека открылся доступ к резервам его психики.
В НЛП принято выделять три перцептивные модальности: визуальную (зрительную – я вижу), аудиальную (слуховую – я слышу) и кинестетическую, основанную на телесных ощущениях (я чувствую). Человек может отражать мир в разных модальностях, но для каждого человека есть предпочтительная, основная модальность.
Основная модальность (полное название — модальность основной репрезентативной системы) каждого человека проявляется в особых словах, которыми человек пользуется, описывая воспринимаемый им мир. Они называются словами-предикатами (предикат вообще — логическое суждение, то, что в суждении утверждается о предмете).
Человек, у которого основной является зрительная модальность, будет применять слова, имеющие отношение к зрительному восприятию: видеть, перспектива, мрак, яркий, туманный, отчётливо, рассмотрение, сфокусировать и т.п.
Человек с основной аудиальной модальностью будет пользоваться словами, относящимися к слуховому восприятию: кричать, слышать, тишина, оглушить, согласовывать, рассказывать и т. п.
Человек с основной кинестетической модальностью будет предпочитать кинестетические предикаты: ощущать, притрагиваться, острый, твёрдый, тяжёлый и т.п.
Возможны также обонятельно-вкусовые предикаты: свежий, пряный, пахнуть, ароматный, вкусный и т.п. Соответствующая модальность в НЛП не вводится, так как, несмотря на важность для человека обоняния и вкуса, достаточно полная и адекватная картина мира на основе только этих ощущений не формируется.
Итак, для одного человека мир — это, прежде всего, то, что он видит, для другого мир наполнен словами и звуками, для третьего — мир состоит из ощущений.
Поэтому люди, предпочитающие разные модальности говорят как бы на разных языках, так что переход от одной модальности к другой естественно обозначить словом ”перевод”. Процесс перевода с одного языка на другой, как правило, довольно трудоёмкий. Ниже приводится таблица 2, облегчающая перевод с языка одной модальности на язык другой.
Чтобы общение для партнёра было лёгким и приятным, необходимо придерживаться основной модальности партнёра, подстраиваться к нему так, чтобы, избавить его от необходимости переводить.
Человек может сформировать достаточно полную и богатую картину мира на когнитивном, словесно-логическом уровне. Поэтому в НЛП рассматривается ещё одна модальность — дискретно-логическая, или, короче, просто дискретная. Соответствующие слова-предикаты: считать, верить, думать, рассуждать, логика, понятие, помнить, полагать и т.п..
Наконец, имеется бесчисленное количество неопределённых слов, которые не имеют модального оттенка: скучать, веселиться, требовать, русский, полезный, нищий, новый, и т.п.
Рассмотрим теперь пример перевода, когда одно и то же содержание высказано в разных модальностях.
(120) На занятиях по психологии воспитания изучается простенький тест: ”Типовое состояние семьи”. Инструкция к нему нацелена на то, чтобы испытуемый ощутил себя дома, в кругу семьи. Поэтому для разных людей она должна быть сформулирована по-разному.
Визуальная модальность: ”Представьте себе, что вы видите отчётливо входную дверь вашего дома. Вы вновь рассматриваете знакомую вам домашнюю обстановку. Члены вашей семьи заняты своими делами, — читают книги, смотрят телевизор. Увидев вас, они оторвались на минутку, смотрят на вас …”
Аудиальная модальность: ”Прислушайтесь, вот скрипнула входная дверь вашего дома. Вас окружают знакомые звуки, шорохи вашего дома, или же, наоборот, привычная тишина. Вы слышите голоса членов своей семьи, они что-то вам говорят…”
Кинестетическая модальность: ”Ощутите, что, наконец-то, вы пришли домой, открыли входную дверь, зашли внутрь. Вы сбросили с себя тяжёлую верхнюю одежду и чувствуете привычное тепло вашего дома. Вы также чувствуете, рядом с собой, членов вашей семьи…”
Дискретная модальность: ”Подумайте о том, что наконец-то вы дома. Сколько человек в вашей семье? Все ли они сейчас дома? Что, если рассуждать логично, составляет самое главное в вашем понимании дома и семьи? Уверены ли вы, что поведение каждого человека в вашей семье направлено на достижение обоюдной выгоды и благополучия? Или же это мнение нельзя считать истинным?…”
В группе всегда есть студенты, предпочитающие разные модальности. Интересно наблюдать, что когда студенты слышат ”свою” инструкцию, их вид буквально преображается. И, наоборот, ”чужие” инструкции их совсем не затрагивают.
Желательно, чтобы о модальностях знали учителя и преподаватели. Иначе возможны затруднения в работе.
(121) Это произошло на государственном экзамене по методике преподавания иностранного языка и педагогике. Весь вид отвечающей студентки: неподвижные, направленные как бы во внутрь глаза, заторможенность мимики и жестикуляции и то, что она как бы прислушивается к своему телу, показывает, что её основная система является кинестетической. Преподавательница, ведущая экзамен, наоборот, — с большими подвижными, часто устремляющимися вверх глазами, с активной мимикой. У неё основная система — визуальная.
Из-за различия в модальностях экзамен складывается неблагоприятно для студентки. Преподавательница всё более и более раздражается, она не приемлет ответ студентки, и вообще, не желает её далее видеть и слушать.
Наконец, когда студентка сказала: ”Идёт диктант…”, преподавательница раздражённо её перебила: ”Ну, и как вы представляете себе эту картину! Разве диктант может ходить?” Преподавательнице показалось, что подобная лексика означает понижение стиля речи, и что на государственном экзамене такая речь неуместна.
При обсуждении и выставлении оценок психолог пытался защитить студентку, на основании того, что основные модальности студентки и преподавательницы не совпадают. Но его соображения в пользу студентки были отвергнуты, по-видимому, потому, что члены комиссии по-настоящему даже не поняли о чём идёт речь. Они были убеждены, что такие ”пустяки”, как рассогласование модальностей, не должны приниматься на экзаменах во внимание.
Психология в поп-культуре | Psychology.org
к
Автор:
Персонал Psychology.org
Соавтор
Узнайте о нашем процессе редактирования.
Обновлено 18 августа 2022 г. · 2 минуты чтения
Что такое метод терапии? Из этого вводного руководства вы узнаете о некоторых из наиболее распространенных методов консультирования и о том, как они работают.
Фото: Вадим Петроченко / iStock / Getty Images Plus / Getty Images
Сайт Psychology.org поддерживается рекламой. Рекомендуемые или доверенные партнерские программы, а также все результаты поиска, поиска или подбора школ предназначены для школ, которые выплачивают нам компенсацию. Эта компенсация не влияет на рейтинги наших школ, справочники ресурсов или другую независимую от редакции информацию, опубликованную на этом сайте.
Вы готовы открыть для себя программу колледжа?Фото: Вадим Петроченко / iStock / Getty Images Plus / Getty Images
Методы терапии, также называемые методами консультирования, включают различные категории терапии. Они похожи на физиотерапию, которая включает в себя различные методы, такие как тепло, холод, ультразвук или тейпирование, для лечения травмы. Методы психологической терапии включают различные подходы к улучшению общего самочувствия пациента.
Этот список методов лечения психических заболеваний включает некоторые из наиболее распространенных методов и то, как они работают.
Онлайн-программы бакалавриата по психологии
Общие методы терапии
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) направлена на изменение моделей мышления. Например, терапевт и клиент работают вместе, чтобы определить мысли, которые негативно влияют на психическое здоровье пациента, и заменить их более здоровыми альтернативами.
Этот метод консультирования лучше всего работает с самооценкой, обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), тревогой и депрессией и другими состояниями, которые создают или основаны на шаблонах негативных мыслей.
EMDR — это метод терапии, который в основном используется при посттравматическом стрессовом расстройстве. Во время сеанса пациент под руководством терапевта вспоминает травматическое событие, двигая глазами по определенной схеме. Это может помочь пациенту уменьшить стресс, связанный с событием.
Арт-терапия и другие формы терапии выразительными искусствами используют художественные техники, чтобы помочь пациентам понять и обработать свои мысли и чувства. Пациентам не нужно художественное образование или художественный талант, чтобы извлечь выгоду из этой модальности.
Часто задаваемые вопросы
Какой вид терапии подойдет мне?
Вы добьетесь наилучших результатов, работая с терапевтом, которому вы доверяете и который использует метод терапии, который вы считаете наиболее подходящим для ваших нужд.
Каковы хорошие методы лечения травм?
Методы доказательной терапии травм включают EMDR, арт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию и поведенческую терапию. Также можно использовать анималотерапию, осознанность и длительное воздействие.
Правильный метод консультирования для каждого человека зависит от его конкретных потребностей.
Каков метод лечения ОКР?
Терапия воздействия и предотвращения реакции (либо в реальной жизненной ситуации, либо в воображаемой ситуации) и КПТ являются научно обоснованными методами консультирования при ОКР.
Каковы основные виды модальностей консультирования?
Большинство методов терапии включают следующее:
- Психоаналитический
- Психодинамический (сфокусированный на бессознательном)
- Поведенческий (ориентирован на изучение нового поведения)
- Когнитивный (сосредоточенный на мысли)
- Гуманистический (ориентированный на достижение потенциала)
- Интегративный (сочетающий элементы этих модальностей)
Избранное изображение: Вадим Петроченко / iStock / Getty Images Plus / Getty Images
Типы и методы терапии | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Хотя у большинства видов терапии много общего, они также делятся на группы, имеющие общие основные черты, такие как когнитивная терапия или психодинамические подходы. Важно найти кого-то, кто практикует основанную на доказательствах терапию, то есть одну или несколько форм лечения, которые были научно оценены и протестированы и демонстрируют постоянное улучшение состояния большинства пациентов.
Список различных подходов к терапии см. в разделе Типы терапии.
На этой странице
- Какие терапевтические подходы работают лучше всего?
- Насколько важна специализация?
- Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
- Что такое психодинамическая терапия?
- Что такое супружеская и семейная терапия?
- В чем разница между терапией, консультированием и коучингом?
- В чем разница между психологом и психиатром?
- Можно ли проводить всю терапию онлайн или по телефону?
Каковы наилучшие подходы к терапии?
Считается, что эффективные подходы к терапии имеют «общие факторы», такие как терапевт, который относится к клиенту с эмпатией, взаимопонимание между терапевтом и клиентом (иногда называемое терапевтическим альянсом) и согласие в отношении целей терапии. . При многих видах дистресса разные виды терапии могут иметь удивительно схожие положительные эффекты.
Должен ли я искать терапевта, который специализируется на моей проблеме?
Терапевты обычно разрабатывают эклектичный набор навыков, основанных на нескольких подходах. Они часто включают методы из основных типов терапии, таких как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) или психодинамическая терапия. Некоторые виды терапии предназначены для лечения определенных психических заболеваний: например, терапия длительного воздействия (ПЭТ) часто используется специально для лечения посттравматического стрессового расстройства, а диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) была разработана для лечения пограничного расстройства личности.
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) включает в себя борьбу с негативными и иррациональными мыслями, которые приводят к дисфункциональному поведению и усугубляют дистресс. Терапевты, обученные когнитивно-поведенческой терапии, стремятся помочь клиентам научиться и практиковать способы борьбы с негативными автоматическими моделями мышления более адаптивными способами. КПТ эмпирически изучалась на протяжении десятилетий, и есть экспериментальные данные, подтверждающие ее использование при лечении тревоги, депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, расстройств пищевого поведения и других состояний. Ряд специализированных форм КПТ нацелен на определенные состояния (например, КПТ-I при бессоннице).
Что такое психодинамическая терапия?
Психодинамические подходы к терапии сосредоточены на лучшем понимании себя и изучении внутренних конфликтов как способе облегчения страданий и улучшения отношений и других аспектов жизни. Терапевт, использующий психодинамический подход, может провести связи между текущими чувствами пациента и прошлым опытом и выявить общие закономерности в его мыслях, переживаниях или отношениях, включая сходство между отношениями терапевта и пациента и отношениями вне терапии. Психодинамическая терапия берет свое начало в традиционном психоанализе, но современные данные свидетельствуют о том, что она может быть эффективной при лечении депрессии, тревоги и других состояний.
Что такое супружеская и семейная терапия?
Супружеская и семейная терапия направлена на поведение двух или более людей и отношения между ними. Эти формы терапии включают комбинированные сеансы с обоими людьми в паре или со всеми участвующими членами семьи, но также могут включать сеансы один на один между каждым человеком и терапевтом. Несмотря на различия между терапией, ориентированной на семью и пару, общая цель состоит в том, чтобы улучшить общение между людьми. Эти формы терапии могут использоваться для смягчения конфликтов между партнерами или членами семьи или для лечения состояния психического здоровья, которое может повлиять на близких людей.
В чем разница между терапией, консультированием и коучингом?
Термины терапия и консультирование часто используются взаимозаменяемо. Несмотря на то, что между ними есть частичное совпадение — оба предполагают отношения с кем-то, кто обучен помогать людям справляться с трудностями в их жизни, и терапевты могут называть себя консультантами — консультирование, как правило, относительно короткое по продолжительности, и его можно использовать. относятся к менее формальным видам поддержки, которые традиционно не считаются психотерапией. К ним относятся, например, консультации по наркотикам и алкоголю для тех, кто выздоравливает от проблем со злоупотреблением психоактивными веществами, и краткосрочные консультации для тех, кто перенес тяжелую утрату. Коучинг отличается как от терапии, так и от консультирования, поскольку он фокусируется на конкретных, целенаправленных результатах, но не пытается лечить или устранять психические заболевания или эмоциональные расстройства.
В чем разница между психологом и психиатром?
Многие психотерапевты являются клиническими психологами по образованию, что означает, что они обучены науке и практике клинических психологических подходов к лечению.