Модель экологических систем ури бронфенбреннера: Ури Бронфенбреннер и его теория экологических систем

Содержание

Экосистемы и их влияние на нас. Записки соцработника

Социальный работник с дипломом колумбийского университета Гуля Жакупова делится с читателями Esquire мыслями, рожденными в ходе нелегкой ежедневной практики.

В социальной работе применяется очень много теорий, которые объясняют поведение человека в той или иной ситуации, ведь в нашей профессии очень важно понимать причины поведения человека, в том числе девиантного.

К слову, главное отличие профессионального соцработника от психолога в том, социальный работник – это специалист, подготовленный работать непосредственно с уязвимыми слоями населения.

Несмотря на то, что многие функции пересекаются, психолог видит проблему прежде всего в человеке и его реакции на определенные события, мы же стараемся понять и объяснить самому человеку, что его поведение зависит от многих факторов, в том числе от страны, в которой он родился, от культуры и традиций, от района, школы, в которую он ходил, а также от личных качеств характера.

Теория Бронфенбреннера, известная как экологическая модель развития человека, автором которой является известный американский психолог Ури Бронфенбреннер утверждает, что жизнь человека развивается под влиянием четырех экосистем, которые могут позитивно или негативно влиять на него.

Название этих экосистем: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.

Микросистема

Микросистема – это среда, в которую человек попадает после рождения. У большинства людей это семья – папа, мама, братья, сестры. И, как мы знаем, это может быть семья, где ребенка не особенно ждали, или ждали мальчика, а родилась девочка, или вместо семьи ребенок попадает в дом малютки. Любая ситуация однозначно отразится на жизни ребенка в лучшую или в худшую сторону, повлияет на привычки, ценности, здоровье, интеллект. Примеров с положительными и негативными примерами микросистем много. Каждый из нас может проанализировать свою жизнь и понять, как на нас отразилась наша микросистема.

Мне вспоминается один клиент, с которым я работала в Америке: попав в неблагополучную биологическую семью после рождения, которая от него отказалась, ему посчастливилось быть усыновленным замечательными родителями, давшими тепло и заботу в детстве, и позже, когда он признался, что его привлекают мужчины, а не женщины, полностью без всяких оговорок поддержавшими его. Благодаря родителя он стал успешным риелтором, имеет собственный бизнес, занимается благотворительностью.

Мезосистема

Мезосистема отвечает за отношения разных систем между собой, что также может влиять на жизнь человека. В благополучной мезосистеме родители в хороших отношениях с соседями, сверстники не пропускают школу, учителя уважают директора и не выплескивают свой гнев на детях. Отношения других людей, организаций между собой тоже может позитивно или негативно сказываться на нашем развитии.

Здесь мне хочется привести в пример главного героя фильма «Районы» режиссера Акана Сатаева. Если вы смотрели этот фильм, то заметили, как резко изменилась жизнь подростка из благополучной семьи после того, как он переехал в другой район, где царили «свои» правила. Если ты не был «крутым» парнем, то автоматически переходил в число лохов, ну а с лохами никто не считался. Соответственно и судьба мальчика сложилась драматично: заброшенная учеба, постоянные драки, наркотики, смерть друга, убийство, тюрьма. А, казалось бы, парнишка просто поменял район.

Экзосистема

Состоит из тех элементов среды, в которых ребенок не играет активной роли, но которые так или иначе оказывают на него влияние. Ярким примером может послужить работа родителей. Гибкий график, оплачиваемые отпуски родителей, больничный лист в случае болезни детей — вот эко-набор, содействующий воспитанию и благополучному развитию ребенка. Даже бывший министр образования Ерлан Сагадиев понимал важность благополучной экзосистемы для развития детей, судя по призыву, прозвучавшему в октябре 2016 года на заседании правительства, не задерживаться на работе. Работодатель, который прислушается к словам министра и станет отпускать сотрудников домой вовремя, чтобы они проводили больше времени с детьми, будет сопутствовать благоприятной экзосистеме.

Макросистема

Эта система включает в себя обычаи, ценности, ресурсы, технологии, законы и нормы страны, в которой человек родился. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то он будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. Другим примером неблагополучной макросистемы являются страны, где инклюзивное образование пока не развито. В таких странах большинство особенных детей вынуждены получать образование дома, они остаются «невидимыми» для других, что заставляет нас думать, что в стране нет людей с ограниченными возможностями, хотя это не так.

Преодолеть негативное влияние макросистемы очень трудно. Если от молодых девушек, родивших вне брака отказываются родители, потому что в казахстанском обществе рождение ребенка вне брака до сих считается позором, и семье легче отказаться от дочери, которая ждет ребенка, нежели принять ее, то даже самые прекрасные акции не переломят ситуацию. Проект «Дом мамы», созданный для поддержки молодых женщин, значительно сократил «поставку» младенцев в детские приюты, но работать также надо с обществом в целом, с макросистемой.

Ура Бронфенбреннер полагал, что самую значительное влияние на развитие человека оказывает именно макросистема, поскольку она воздействует на все другие уровни.

Проблемы в жизни человека не всегда являются результатом его собственных ошибок, а могут быть результатом сбоя в экосистемах. Этот тот случай, когда человек лишь заложник обстоятельств, не каждый способен преодолеть не зависящие от него обстоятельства – для нас, соцработников, очень важно, чтобы общество понимало это. Поэтому и работа наша фокусируется не только на самом человеке и его девиантном поведении, а включает в себя комплексную работу с семьей, с различными группами, которым принадлежит человек, с обществом и государством.

Что может сделать соцработник, чтобы применять и учитывать в своей работе теорию Бронфенбреннера?

В первую очередь, изучить структуру и историю семьи, даже предков. Важно быть в курсе экономических изменений в стране. Повышение курса доллара может влиять на повышение цен на продукты и одежду или увеличить сумму кредита, что в свою очередь может сказаться на отношениях между родителями, сокращение расходов на отдых, качественную еду и одежду, а это стресс и ухудшение отношений между людьми.

Важна культурная компетенция соцработника – он должен изучить обычаи и традиции группы, с которой работает. Работа с мигрантами из Таджикистана отличается от работы с семьями, в которых растут особенные дети или есть бывшие заключенные.

Можно много писать о теории Бронфенбреннера. Но суть ее – гуманность. Да, человек иногда ведет себя «плохо», да, человек не всегда отвечает нашим ожиданиям, и сам порой не понимает, почему поступает именно так. Наша задача объяснить, что в этом виноват не только он, но и обстоятельства, и жизненные условия, и общие ценности, и даже страна, в которой он родился. Мы отнюдь не стремимся снять личную ответственность – мы лишь убеждены, что понимание и поставка правильного «диагноза» ведет к исцелению. Помочь человеку и всему обществу разобраться в себе, это как минимум первый шаг к тому чтобы посчитать и вытащить из шкафа все свои скелеты.

Читайте также

Теория экологических систем — это… Что такое Теория экологических систем?

Теория экологических систем — теория, предложенная Ури Бронфенбреннером для описания и изучения «экологии» детского развития. Само понятие «экологии» восходит к понятию «экологической валидности» (ecological validity) и работам в области психологической теории поля, инициированных в 1920е годы исследовательской группой Курта Левина. Другим важным источником, повлиявшим на создание теории, была, по признанию автора этой теории, работа Льва Выготского по развитию ребенка в его культурном контексте.

Согласно теории экологических систем Бронфенбреннера «психологическая экология» человека рассматривается как совокупность таких иерархических подсистем как микросистема семьи, детского сада, школы и т. п., мезосистема локальной среды общения и проживания (включающая в себя несколько микросистем нижнего уровня), экзосистема

крупных социальных организаций, не оказывающая непосредственного влияния на развитие ребенка и макросистема, формируемая совокупностью социо-экономических факторов, национальных обычаев и культурных ценностей (иерархическая система экологических подсистем часто изображается в виде четырех концентрических кругов). Позднее к четырем основным была добавлена пятая подсистема — хроносистема, учитывавшая историческое развитие экологии первых четырех уровней.

Наиболее близки к теории экологических систем Бронфенбреннера теории психологии окружающей среды (Environmental Psychology), созданной бывшим аспирантом Курта Левина Роджером Бейкером (Roger Baker) и экологическая психология (Ecological Psychology) Джеймса Гибсона (J.J. Gibson). Очевидна также перекличка этих теорий с работой по «экологии сознания» (ecology of mind) Грегори Бейтсона (Gregory Bateson) и разработками общей теории систем Людвига фон Берталанфи (Ludwig von Bertalanffy).

Библиография

  • Urie Bronfenbrenner.‎ (1979). The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press. ISBN 0-674-22457-4

См. также

Теория экологических систем

Теория экологических систем — теория, предложенная Ури Бронфенбреннером для описания и изучения «экологии» детского развития. Само понятие «экологии» восходит к понятию «экологической валидности» и работам в области психологической теории поля, инициированных в 1920-е годы исследовательской группой Курта Левина. Другим важным источником, повлиявшим на создание теории, была, по признанию автора этой теории, работа Льва Выготского по развитию ребёнка в его культурном контексте.
Согласно теории экологических систем Бронфенбреннера «психологическая экология» человека рассматривается как совокупность таких иерархических подсистем как микросистема семьи, детского сада, школы и т. п., мезосистема локальной среды общения и проживания включающая в себя несколько микросистем нижнего уровня, экзосистема крупных социальных организаций, не оказывающая непосредственного влияния на развитие ребёнка и макросистема, формируемая совокупностью социо-экономических факторов, национальных обычаев и культурных ценностей иерархическая система экологических подсистем часто изображается в виде четырёх концентрических кругов. Позднее к четырём основным была добавлена пятая подсистема — хроносистема, учитывавшая историческое развитие экологии первых четырёх уровней.

Наиболее близки к теории экологических систем Бронфенбреннера теории психологии окружающей среды Environmental Psychology, созданной бывшим аспирантом Курта Левина Роджером Бейкером Roger Baker и экологическая психология Ecological Psychology Джеймса Гибсона J.J. Gibson. Очевидна также перекличка этих теорий с работой по «экологии сознания» ecology of mind Грегори Бейтсона Gregory Bateson и разработками общей теории систем Людвига фон Берталанфи Ludwig von Bertalanffy.

1. Библиография
Urie Bronfenbrenner. 1979. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press. ISBN 0-674-22457-4

Дата публикации:
05-16-2020

Дата последнего обновления:
05-16-2020

Экологическая теория Ури Бронфенбреннера / Педагогическая и развивающая психология

Экологическая Теория Систем Ури Бронфенбреннер он состоит из экологической направленности на развитие личности через различные среды, в которых он развивается, и которые влияют на изменение и его когнитивное, моральное и реляционное развитие.

Эта теория может быть применена во всех областях психологии и других наук, поскольку мы начинаем с того, что развитие человека происходит во взаимодействии с генетическими переменными и окружающей средой, и четко демонстрируют различные системы, которые составляют отношения личный в соответствии с контекстом, в котором они.

Системы Бронфенбреннер

Ури Бронфенбреннер назвал четыре системы, которые окружают первичное ядро, понимаемую как один и тот же человек. Это следующие системы: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема..

микросистема

Он представляет собой самый непосредственный или ближайший уровень, на котором человек развивается. Сценарии, включенные в эту систему: семья, родители или школа.

mesosystem

Он включает в себя взаимосвязь двух или более сред, в которых человек активно участвует. Это также можно понимать как связь между микросистемами. Яркими примерами могут быть отношения между семьей и школой или между семьей и друзьями.

exosystem

Это относится к силам, которые влияют на то, что происходит в микросистемах. В этом случае индивидуум не понимается как активный субъект. Например, характер работы родителей, отношения, поддерживаемые учителем с остальной частью факультета и т. Д..

макросистема

Относятся к социальным, культурным и структурным условиям, которые определяют в каждой культуре общие черты институтов, контекстов и т. Д. в котором развиваются личность и личности их общества. Он составляет ценности культуры, обычаев и т. Д..

К этим пространственным областям необходимо добавить chronosystem, это вводит временное измерение в схему. Это включает в себя культурную эволюцию и условия жизни окружающей среды.

Критика этой теории

Основная критика этого взгляда на окружающую среду, которую мы можем обнаружить, заключается в том, что он уделяет мало внимания биологические и когнитивные факторы развития по своей сути. В дополнение к тому, чтобы не обеспечить последовательность изменений в развитии, как например, приведите теории Жана Пиаже и Эрика Эриксона. Однако, уделяя так много внимания контекстуальному аспекту развития человека, который является пространством, в которое можно непосредственно вмешиваться, эта теория часто используется, когда речь идет о сетевом образовании и общей ответственности образования..

Как социальные существа и погруженные в среду с определенной культурой и контекстом, и в то же время, в постоянную трансформацию глобализированной структурой, в которой дух времени, мы можем думать, что личностное развитие создается из культурных посредников и взаимосвязи систем, упомянутых в экологической теории Бронфенбреннера..

Мы должны не только упомянуть развитие через теоретические взаимодействия, но и обратиться к существующей критике модели, мы должны учитывать взаимодействие между личностными переменными и окружающей средой, поскольку совокупность систем является одновременно социализирующим и индивидуализирующим агентом и служит для понимания развития личности в разных контекстах.

Теории экологических систем — Студопедия

Словосочетание «теория экологических систем»является обобщающим термином, охватывающим несколько разнообразных подходов к изучению развития (Lewis, 2000). Последователи данного направления утверждают, что развитие человека невозможно понять простым «механистическим» путем или посредством раскрытия системы причинно-следственных связей, что являлось традиционной нормой для всех исследований (Dent-Read, Zukow-Goldring, 1997; Sharma, Fisher, 1998). Например, в только что описанном исследовании условий сна в США и народа майя ученые изучали воздействие на детей совместного с родителями сна, а не его влияние на мать, отца, сиблингов и не роль совместного сна в обществе, в культуре. Более того, теоретик экологических систем может предположить, что картина, нарисованная Морелли и ее коллегами, является «статичной» в том смысле, что в ней уделено мало внимания роли совместного сна в динамичных, развивающихся отношениях между матерью и ребенком. Морелли с коллегами проделали достойную восхищения работу по изучению проблемы в различных культурах. Однако с системной точки зрения это исследование было остановлено на определенном этапе и не получило дальнейшего развития.


Биоэкологическая модель.Возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития стала модель, берущая свои истоки в концепции Ури Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1970, 1979) и до сих пор уточняющаяся и разрабатывающаяся (Bronfenbrenner, Morris, 1998; Bronfenbrenner, Evans, 2000). В данный момент в пятой формулировке биоэкологической моделиподчеркивается, что развитие человека — это динамичный, идущий в двух направлениях реципрокный процесс, начало которого обусловлено генетическим фундаментом и который разворачивается в результате взаимодействия с непосредственным окружением. В первую очередь, непосредственное окружение — это члены семьи. Растущий индивидуум активно реструктурирует свою сложную жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны ее элементов, взаимосвязей между ними, влияние более широкого окружения. По мнению Бронфенбреннера и его коллег, социокультурная среда развития ребенка состоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно обозначают в виде концентрических колец (рис. 2.2). Характерной особенностью этой модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами во времени, составляющие пятую систему, называемую хроносистемои(на рисунке не иллюстрируется).

Микросистема,или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшего окружения, такого как

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека 97

семья, детский сад или школа. Эти взаимодействия называются проксимальными (максимально приближенными) процессами. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к его первым шагам на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимости может побудить мать к поиску новых способов поддержки такого поведения. В силу своей непосредственности микросистема является уровнем среды, наиболее часто исследуемым психологами и другими специалистами в области развития.


Мезосистема,или второй уровень, образуется взаимосвязями двух или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может позитивно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к ребенку, скорее всего, благотворно скажется на взаимодействиях с членами его семьи.

Рис.2.2. Биоэкологическая модель

98 Часть I. Начало

Экзосистема,или третий уровень, имеет отношение к тем аспектам социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее влияют на него. Можно привести целый ряд примеров, начиная с формальных показателей, например места работы родителей или влияния местных органов здравоохранения и социальной взаимопомощи, и кончая неформальным окружением, таким как широкий круг родственников семьи ребенка, друзья его родителей. Например, компания, в которой работает мать, может разрешать ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше внимания снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда.


В отличие от других уровней макросистема, или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению. Она включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах общего потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех уровнях модели, Бронфенбреннер полагает, что наиболее значимую роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, правительственные программы, такие как Head Start1, оказали огромное влияние на рост уровня образования и социальное развитие многих поколений американских, детей.

Специфические генетические факторы и факторы среды, особенно те из них, которые относятся к микросистеме, являются темой главы 3.

Контрольные вопросы к теме

«Системные подходы»

• Теория систем может применяться и к физиологическим, и к социальным системам.

• Изучение различий между отношениями жителей США и народа майя к совместному сну родителей и детей является хорошим примером современного контекстуализма.

• В биоэкологической модели Бронфенбреннера существуют четыре взаимодействующих системы.

• В биоэкологической модели Бронфенбреннера проксимальные процессы происходят в рамках микросистемы.

Теория экологических систем Бронфенбреннера | Психология

Американский психолог Ури Бронфенбреннер критически относился к предыдущим теориям развития ребенка. Он утверждал, что исследования детей в незнакомой лабораторной среде с одним другим человеком, обыч

Содержание:

Теория экологических систем Бронфенбреннера

Предпосылки и история

Американский психолог Ури Бронфенбреннер критически относился к предыдущим теориям развития ребенка. Он утверждал, что исследования детей в незнакомой лабораторной среде с одним другим человеком, обычно с незнакомым человеком, экологически недопустимы (см. Эксперимент Мэри Эйнсворт 1970 года «Странная ситуация»).

Бронфенбреннер (1974) утверждал, что большинство более ранних исследований были «однонаправленными», что означает, что лабораторные исследования наблюдали влияние A на B (например, незнакомец / мать с ребенком), а не рассматривали возможное влияние ребенка на незнакомца / мать или влияние любой другой третьей стороны.

Бронфенбреннер утверждал, что эти лабораторные особенности исследования не характерны для среды, в которой дети действительно живут и развиваются.

Бронфенбреннер признал, что существует множество аспектов жизни развивающегося ребенка, которые взаимодействуют с ребенком и влияют на него. Его работа выходила за рамки индивидуального развития, принимая во внимание более широкие влияющие факторы и контекст (или экологию) развития. Он предложил «теорию экологических систем», основанную на этих динамических взаимодействиях, которые окружающая среда оказывает на развивающегося ребенка.

Перспектива Бронфенбреннера (1974) имеет некоторое сходство с работами по теории социального обучения Альберта Бандуа и социокультурной теории Льва Выготского, в которых среда явно или неявно рассматривается как решающий механизм развития.

Пять экологических систем

Бронфенбреннер (1977) предположил, что окружение ребенка представляет собой вложенное множество структур, каждая из которых содержится внутри другой. Он организовал их в порядке их воздействия на ребенка.

Он назвал эти структуры микросистемой, мезосистемой, экзосистемой, макросистемой и хроносистемой.

Поскольку пять систем взаимосвязаны, влияние одной системы на развитие ребенка зависит от ее взаимоотношений с другими.

Микросистема

Микросистема — это первый уровень теории Бронфенбреннера, и это вещи, которые имеют непосредственный контакт с ребенком в его ближайшем окружении, например, родители, братья и сестры, учителя и одноклассники.

Отношения в микросистеме являются двунаправленными, что означает, что на ребенка могут влиять другие люди в своем окружении, а также он способен изменять убеждения и действия других людей.

Более того, реакции ребенка на людей в их микросистеме могут влиять на то, как они будут относиться к ним в ответ.

Взаимодействие внутри микросистем часто носит очень личный характер и имеет решающее значение для стимулирования и поддержки развития ребенка.

Считается, что если у ребенка крепкие заботливые отношения со своими родителями, это положительно влияет на ребенка. Тогда как далекие и нелюбящие родители окажут на ребенка негативное влияние.

Мезосистема

Мезосистема включает в себя взаимодействия между микросистемами ребенка, такие как взаимодействия между родителями ребенка и учителями или между школьными сверстниками и братьями и сестрами. Мезосистема — это то место, где отдельные микросистемы человека не функционируют независимо, а взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. .

Например, если родители ребенка общаются с учителями ребенка, это взаимодействие может повлиять на развитие ребенка. По сути, мезосистема — это система микросистем.

Согласно теории экологических систем, если родители и учителя ребенка ладят и поддерживают хорошие отношения, это должно иметь положительное влияние на развитие ребенка по сравнению с отрицательными последствиями для развития, если учителя и родители не ладят.

Экзосистема

Экзосистема — это компонент теории экологических систем, разработанной Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах. Он включает в себя другие формальные и неформальные социальные структуры, которые сами по себе не содержат ребенка, но косвенно влияют на него, поскольку они влияют на одну из микросистем.

Примеры экзосистем включают соседство, рабочие места родителей, друзей родителей и средства массовой информации. Это среда, в которую ребенок не вовлечен, вне его опыта, но тем не менее влияет на него.

Примером экзосистемы, влияющей на развитие ребенка, может быть спор одного из родителей со своим начальником на работе.

Родитель может прийти домой и в результате чего-то, что произошло на рабочем месте, вспылить с ребенком, что отрицательно повлияет на его развитие.

Макросистема

Макросистема — это компонент теории экологических систем Бронфенбреннера, который фокусируется на том, как элементы культуры влияют на развитие ребенка, такие как социально-экономический статус, богатство, бедность и этническая принадлежность.

Таким образом, культура, в которую погружены люди, может влиять на их убеждения и представления о событиях, происходящих в жизни.

Макросистема отличается от предыдущих экосистем, поскольку относится не к конкретной среде одного развивающегося ребенка, а к уже сложившемуся обществу и культуре, в которых ребенок развивается.

Это также может включать социально-экономический статус, этническую принадлежность, географическое положение и идеологию культуры.

Например, ребенок, живущий в стране третьего мира, будет развиваться иначе, чем ребенок, живущий в более богатой стране.

Хроносистема

Пятый и последний уровень теории экологических систем Бронфенбреннера известен как хроносистема.

Эта система состоит из всех изменений окружающей среды, происходящих в течение жизни и влияющих на развитие, включая основные жизненные переходы и исторические события.

Они могут включать обычные жизненные переходы, такие как поступление в школу, но также могут включать ненормативные жизненные переходы, такие как развод родителей или необходимость переезда в новый дом.

Биоэкологическая модель

Важно отметить, что Бронфенбреннер (1994) позже пересмотрел свою теорию и назвал ее «биоэкологической моделью».

Бронфенбреннер стал больше интересоваться ближайшими процессами развития, то есть устойчивыми и устойчивыми формами взаимодействия в ближайшем окружении. Его внимание сместилось с влияния окружающей среды на процессы развития, которые люди испытывают с течением времени.

«… Развитие происходит в процессе все более сложных взаимных взаимодействий между активным, эволюционирующим биопсихологическим человеческим организмом и людьми, объектами и символами в его непосредственной внешней среде» (Bronfenbrenner, 1995).

Бронфенбреннер также предположил, что для того, чтобы понять влияние этих ближайших процессов на развитие, мы должны сосредоточиться на человеке, контексте и результатах развития, поскольку эти процессы различаются и по-разному влияют на людей (Bronfenbrenner & Evans, 2000).

Критическая оценка

Модель Бронфенбреннера быстро стала очень привлекательной и стала для психологов, социологов и учителей полезной основой для изучения развития ребенка.

Теория экологических систем обеспечивает целостный подход, который включает все системы, в которые вовлечены дети и их семья, точно отражая динамический характер реальных семейных отношений (Hayes & O’Toole, 2017).

Паат (2013) рассматривает, насколько полезна теория Бронфенбреннера, когда речь идет о развитии детей иммигрантов. Они предполагают, что опыт детей-иммигрантов в различных экологических системах, вероятно, будет определяться их культурными различиями. Понимание экологии этих детей может помочь в улучшении предоставления социальных услуг для этих детей.

Ограничение теории экологических систем состоит в том, что существует ограниченное количество исследований, изучающих мезосистемы; главным образом взаимодействие между соседями и семьей ребенка (Leventhal & Brooks-Gunn, 2000). Поэтому неясно, в какой степени эти системы могут влиять на развитие ребенка.

Еще одно ограничение теории Бронфенбреннера состоит в том, что ее трудно эмпирически проверить. Исследования экологических систем могут установить эффект, но они не могут установить, являются ли системы прямой причиной таких эффектов.

Более того, эта теория может привести к предположению, что те, у кого нет сильных и позитивных экологических систем, не имеют развития. Хотя в некоторых случаях это может быть правдой, многие люди все же могут развиваться в разносторонних людей без положительного влияния со стороны их экологических систем.

Например, неверно утверждать, что все люди, выросшие в бедных регионах мира, будут развиваться отрицательно. Точно так же, если учителя и родители ребенка не ладят, некоторые дети могут не испытать никакого отрицательного эффекта от этого, если это их не касается.

В результате людям нужно следить за тем, чтобы не делать общих предположений о людях, использующих эту теорию.

Теория Бронфенбреннера в 21 веке

Теория Бронфенбреннера в 21 веке

Мир сильно изменился с тех пор, как эта теория была представлена ​​с точки зрения технологических достижений. Тем не менее, все же можно сказать, что экзосистема ребенка может быть расширена за счет включения социальных сетей, видеоигр и других современных взаимодействий в экологической системе.

Это может свидетельствовать о том, что экологические системы все еще действуют, но со временем будут расширяться и включать новые современные разработки.

Келли и Кофлан (2019) использовали конструктивистский теоретический анализ для разработки теоретической основы восстановления психического здоровья молодежи и обнаружили, что в их собственной более поздней теории есть много ссылок на теорию экологических систем Бронфенбреннера.

Их теория предполагала, что компоненты восстановления психического здоровья встроены в «экологический контекст влиятельных отношений», который соответствует теории Бронфенбреннера о том, что экологические системы молодого человека, такие как сверстники, семья и школа, помогают развитию психического здоровья.

Приложение для работы в классе

Теория экологических систем использовалась для связи психологической и педагогической теории с учебными программами и практикой дошкольного образования. В центре теории находится развивающийся ребенок, и все, что происходит внутри и между пятью экологическими системами, делается так, чтобы приносить пользу ребенку в классе.

  • Согласно теории, чтобы усилить развитие между экологическими системами в образовательной практике, учителя и родители должны поддерживать хорошее общение друг с другом и работать вместе на благо ребенка.
  • Учителя также должны понимать ситуации, в которых могут оказаться семьи их учеников, включая социальные и экономические факторы, являющиеся частью различных систем.
  • Согласно теории, хорошие отношения между родителями и учителями должны положительно влиять на развитие ребенка.
  • Точно так же ребенок также должен быть активным в учебе, участвовать как в учебе, так и в обществе. Они должны работать в команде со своими сверстниками и участвовать в значимом учебном процессе, чтобы способствовать позитивному развитию (Evans, 2012).

Эмпирическое доказательство

Существует множество исследований, посвященных изучению воздействия школьной среды на учащихся.

Липпард, Л.А. Паро, Роуз и Кросби (2017) провели исследование, чтобы проверить теорию Бронфенбреннера. Они исследовали отношения учителя и ребенка с помощью отчетов учителей и наблюдений в классе.

Они обнаружили, что эти отношения в значительной степени связаны с успеваемостью детей и поведением в классе, предполагая, что эти отношения важны для развития детей и подтверждают теорию экологических систем.

Уилсон и др. (2002) обнаружили, что создание благоприятной школьной среды посредством школьной этики, в которой ценится разнообразие, положительно влияет на отношения учащихся в школе. Внедрение такой школьной этики влияет на экологические системы развивающегося ребенка.

Langford et al. (2014) обнаружили, что общешкольные подходы к учебной программе по вопросам здоровья могут положительно улучшить образовательные достижения и благополучие учащихся, поэтому на развитие учащихся влияют микросистемы.

об авторе

Оливия Гай-Эванс получила степень бакалавра психологии образования в Университете Эдж-Хилл в 2015 году. Затем в 2019 году она получила степень магистра психологии образования в Бристольском университете. Бристоль за последние четыре года.

Ссылки на стиль APA

Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Развитие ребенка, 45(1), 1-5.

Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог, 32 года.(7), 513.

Бронфенбреннер, У. (1995). Экология развития через пространство и время: взгляд в будущее.

Бронфенбреннер, У., и Эванс, Г. У. (2000). Наука о развитии в 21 веке: новые вопросы, теоретические модели, исследования и эмпирические результаты. Социальное развитие, 9(1), 115–125. Бронфенбреннер, У., и Сеси, С. Дж. (1994). Переосмысление природы и воспитания: биоэкологическая модель. Психологическое обозрение, 10(4), 568–586.

Хейс, Н., О’Тул, Л., и Халпенни, А. М. (2017). Знакомство с Бронфенбреннером: руководство для практиков и студентов младшего возраста. Тейлор и Фрэнсис.

Келли, М., и Кофлан, Б. (2019). Теория восстановления психического здоровья молодежи с точки зрения родителей. Психическое здоровье детей и подростков, 24(2), 161-169.

Лэнгфорд, Р., Бонелл, К. П., Джонс, Х. Э., Пулиу, Т., Мерфи, С. М., Уотерс, Э., Комро, А. А., Гиббс, Л. Ф., Магнус, Д. и Кэмпбелл, Р. (2014). Рамки Школы содействия здоровью ВОЗ для улучшения здоровья и благополучия учащихся и их академической успеваемости. Кокрановская база данных систематических обзоров, (4).

Левенталь, Т., и Брукс-Ганн, Дж. (2000). Районы, в которых они живут: влияние проживания по соседству на результаты жизни детей и подростков. Психологический бюллетень, 126 (2), 309.

Липпард, К. Н., Ла Паро, К. М., Роуз, Х. Л., и Кросби, Д. А. (2018, февраль). Более пристальный взгляд на отношения учителя и ребенка и эмоциональный контекст в классе в дошкольном учреждении. В Форуме по уходу за детьми и молодежью 47 (1), 1-21.

Паат, Ю. Ф. (2013). Работа с детьми иммигрантов и их семьями: применение теории экологических систем Бронфенбреннера. Журнал человеческого поведения в социальной среде, 23(8), 954-966.

Уилсон, П., Аткинсон, М., Хорнби, Г., Томпсон, М., Купер, М., Хупер, К. М., и Саутхолл, А. (2002). Молодые умы в наших школах — руководство для учителей и других, работающих в школах. Год: YoungMinds (январь 2004 г.).

Дальнейшая информация

Экологическая модель развития

Как утверждает Г. Крайг, «сегодня, возможно, самой влиятельной моделью развития» стала модель экологических систем , предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец.

Экологическая модель социальных влияний У. Бронфенбреннера

Первая из них – это микросистема . Она включает самого субъекта и его ближайшее окружение: это семья, детский сад, ровесники по школе, оказывающие самое непосредственное влияние на ход психического развития. Другие компоненты микросистемы – органы здравоохранения, товарищи по играм, иные социальные группы, к которым принадлежит ребенок, – также влияют на его развитие.

Мезосистема включает в себя взаимоотношения между микросистемами. На развитие ребенка могут влиять события в школе, в семье, связи между ними, так же как и связи между школой и группой сверстников. При анализе мезосистемы обычно изучают частоту, качество и степень влияния взаимодействий: как отношения в семье влияют на процесс адаптации ребенка к школе, как общение между родителями и учителями может влиять на его успеваемость.

Экзосистема состоит из тех элементов среды, в которых ребенок не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние. К примеру, проблемы на работе родителей влияют прежде всего на них самих, а родители в свою очередь влияют на развитие подростка. Таких опосредованных влияний множество.

Макросистема включает идеологию, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема устанавливает эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на соответствующее развитие и поведение человека.

Итак, существующие теории охватывают различные области развития, рассматривая при этом широкий круг вопросов. Каждая из них имеет свои ограничения, на причину которых мы указывали ранее в разделе «Формы и области (сферы) развития». Несмотря на это, есть потребность поиска механизма, с помощью которого можно объяснить ход психического развития.

Пиаже Жан (1896–1980)

Швейцарский психолог, основатель Женевского эпистемологического центра (женевской школы генетической психологии). Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь и мышление ребенка», 1923). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики. В дальнейшем обратил особое внимание на развитие интеллекта. В своих исследованиях он старался доказать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние через превращение их в операции. Значительная часть исследований в области интеллекта, проведенных им, была отражена в книге «Психология интеллекта», 1946 г.

Исследования Ж. Пиаже приобрели широкую известность, что способствовало созданию научного направления, названного им генетической эпистемологией.

Интериоризация– формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Ассимиляция– процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).

Аккомодация– пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.

Сенсомоторный интеллект– в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций.

Сенсорные способности– свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Моторные способности– свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Символический интеллект– характеризует в концепции Ж. Пиаже 6-ю субстадию в развитии сенсомоторного интеллекта, которая приходится на период с 18 до 24 месяцев. На этой стадии предмет предстает для ребенка в виде символа, он употребляется им как заместитель объекта, что проявляется в отсроченном подражании, игре «понарошку» и в развитии речи.

Предметные действия (схема действия) – в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие – «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры.

Операция– в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.

Эгоцентризм мышления– это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

Представление о сохранении– в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие – легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).

Трансдукция– логический переход от частного к частному, минуя общее.

Необратимость мышления– уверенность ребенка в том, что развитие событий и образование связей идет лишь в одном направлении.

Обратимость мышления– выражает способность ребенка к теоретическим рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формулированию умозаключений.

Стремление к самоактуализации (А. Маслоу) – врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Стремление к актуализации (К. Роджерс) – врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» (К. Роджерс), то есть сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности.

Иерахия потребностей– в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.

Глава 9

Теоретические основы — Управление мультикультурного обучения

Теоретические основы

Теория экологических систем Бронфенбреннера — одно из наиболее распространенных объяснений влияния социальной среды на человеческое развитие. Эта теория утверждает, что среда, в которой вы растете, влияет на все аспекты вашей жизни. Социальные факторы определяют ваш образ мышления, эмоции, которые вы испытываете, а также ваши симпатии и антипатии.

Если вы измените среду, вы изменитесь. Если вы переедете в другую страну с другой культурой, ваша идентичность обязательно изменится. То же самое может произойти, если ваша социальная роль в одной из пяти систем изменится.

Пять систем включают:

  • Микросистема : состоит из групп, которые имеют прямой контакт с
  • Мезосистема : отношения между группами из первой системы.
  • Экзосистема : Факторы, которые влияют на жизнь человека, но элементы этой системы не имеют прямого отношения к человеку.
  • Макросистема : Содержит те культурные элементы, которые влияют на человека и всех вокруг него.
  • Хроносистема : Этап жизни, на которой находится человек, в зависимости от ситуаций, через которые он проходит.

Ренн, К. А., и Арнольд, К. Д. (2003). Переосмысление исследований по культуре сверстников студентов колледжей. Модель

Журнал высшего образования, 74 (3), 261–293.

Что такое теория экологических систем Бронфенбреннера? (2019, 3 мая).Проверено 6 августа 2019 г.,

.

Модель экологической теории Бронфенбреннера

SCU: применение экологической теории Бронфенбреннера Модель

С помощью ценностей OML (отмечать, созерцать и соблюдать) мы смотрим на каждого учащегося в отдельности и на то, как их окружение влияет на них. Программы и услуги OML призваны помочь студентам понять себя и окружающих на территории кампуса. OML рассматривает различные аспекты экологической теории Бронфенбреннера, поскольку мы определяем, что может быть наиболее полезным для студентов SCU и сообщества SCU.В частности, мы исследуем следующее:

  1. Как непосредственные отношения влияют на отдельного студента (микросистема) ?
  2. Каковы отношения и влияние между непосредственными отношениями ученика и другими внешними отношениями, которые могут повлиять на ученика (мезосистема) ?
  3. Как организации / процессы, внешние по отношению к студенту, влияют на их решения и направление (экзосистема) ?
  4. Как общие ценности и убеждения учащегося влияют на процесс принятия решений (макросистема) ?
  5. Как год обучения ученика в школе влияет на его развитие и понимание себя и окружающих (хроносистема) ?

Хотите узнать больше? Посмотрите видео ниже!

https: // youtu.be / 08M_K0GIti8

Теория экологических систем

Прочтите объяснение теории экологических систем Бронфенбреннера.

В отличие от «поэтапного» развития детей, рассмотренного на предыдущем этапе, Ури Бронфенбреннер представил свою теорию экологических систем или экологические основы человеческого развития в 1970-х годах.Используя очень социологический подход, Бронфенбреннер описал влияние факторов окружающей среды на детей и призвал нас взглянуть на то, что происходит с ребенком на его уровне в различных системах, которые они существуют в любом данном обществе, и как эти системы, в свою очередь, взаимодействуют друг с другом и с большими системами за его пределами. Джеймс Гарбарино подчеркивает глубинные возможности, которые существуют, когда мы начинаем думать о взаимодействиях и влияниях, которые могут существовать для любого ребенка.С чего начать поиски понимания детей и семьи в социальной среде? С процессами развития, которые характеризуют отдельного ребенка как биологический организм? С семьей как социальной единицей? С окружающей средой как сетью социальных институтов и событий? Где начало этой цепочки событий? Где начало этой цепочки взаимоотношений, объединяющей ребенка, родителей, тетушек, дядей, бабушек и дедушек, друзей, соседей, сообщества и профессиональных помощников? А где конец? Было бы легко отбросить множество взаимосвязей и притвориться, что есть только развивающийся ребенок, или просто семья как социальная единица, или просто структура власти сообщества, или просто профессионал, предоставляющий услуги помощи.Это было бы легко, но мы считаем, что этого недостаточно. Скорее, мы стремимся охватить всю запутанную массу отношений, связывающих ребенка, семью и социальную среду. Теория Бронфенбреннера определила четыре системы, в которых существуют дети, которые в совокупности влияют на их рост и развитие. Он использует термины микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема. Микросистема : факторы, расположенные в непосредственном окружении ребенка, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком и оказывают на него наибольшее влияние, например, люди и события в доме. Мезосистема : взаимосвязи между микросистемами, например, между семьей и учителями или отношения между сверстниками ребенка и семьей. Exosystem : те факторы, которые лежат за пределами непосредственного окружения ребенка. Например, опыт ребенка дома может зависеть от опыта его родителей на работе.

4,8

688 Отзывы

Макросистема : сюда входят более крупные социальные факторы, такие как культурные ценности и общие экономические условия.Просмотрите эту страницу в Википедии, чтобы увидеть диаграмму, иллюстрирующую теорию экологических систем Бронфенбреннера. Источники в разделе «См. Также» ниже можно найти для получения дополнительной информации по этой теме.

© Университет Стратклайда

Теория экологических систем Бронфенбреннера — Изучение вашего разума

Теория Ури Бронфенбреннера о том, как социальная среда влияет на человеческое развитие, оказала далеко идущее влияние на психологические исследования.Его теория несовершенна, но это одно из лучших объяснений, которые у нас есть по этому поводу. Продолжайте читать, чтобы узнать, почему эта теория так важна.

Последнее обновление: 25 сентября, 2020

Теория экологических систем Бронфенбреннера является одним из наиболее распространенных объяснений влияния социальной среды на человеческое развитие. Эта теория утверждает, что среда, в которой вы растете, влияет на все аспекты вашей жизни. Социальные факторы определяют ваш образ мышления, эмоции, которые вы испытываете, а также ваши симпатии и антипатии.

С самого начала теория экологических систем Бронфенбреннера была отправной точкой для исследователей в самых разных дисциплинах. Например, психология развития и социология напрямую вытекают из этой теории. Бронфенбреннер впервые поделился своей идеей с миром в 1979 году в своей книге под названием «Экология человеческого развития». Из этой статьи вы узнаете об основных аргументах теории.

Теория экологических систем Бронфенбреннера

Ури Бронфенбреннер заметил, что природа ребенка зависит от контекста, в котором он вырос.Таким образом, он решил изучить, какие факторы больше всего влияют на развитие детей. Бронфенбреннер считал, что окружающая среда состоит из четырех взаимосвязанных систем. Позже в своей карьере он добавил пятую систему.

Поскольку пять систем взаимосвязаны, влияние одной системы на развитие ребенка зависит от ее взаимоотношений с другими. Бронфенбреннер организовал их в порядке их воздействия на ребенка.

Если вы измените среду, вы измените .Если вы переедете в другую страну с другой культурой, ваша идентичность обязательно изменится. То же самое может произойти, если ваша социальная роль в одной из систем изменится.

Вот пять систем теории экологических систем Бронфенбреннера:

1. Микросистема

Микросистема состоит из групп, которые имеют непосредственный контакт с ребенком. Семья и школа — одни из самых важных, хотя может быть много других групп. Связь между этой системой и развитием ребенка очевидна.Однако влияние может быть двусторонним.

Вера родителей, безусловно, влияет на то, кем в конечном итоге станет ребенок. Но ребенок также способен изменить убеждения членов своей семьи. То же самое происходит в школе и во всех других группах, составляющих микросистему.

2. Мезосистема

Вторая система в теории Бронфенбреннера состоит из отношений между группами из первой системы. Например, отношения родителей и учителей имеют прямое влияние на ребенка.

3. Экзосистема

Третий уровень также включает факторы, влияющие на жизнь ребенка. Однако элементы этой системы не имеют с ними прямого отношения. Примером экзосистемы может служить компания, в которой работают родители ребенка. Это повлияет на точку зрения родителей, сколько у них свободного времени и их благополучие. Следовательно, компания влияет и на развитие ребенка.

4. Макросистема

Она содержит те культурные элементы, которые влияют на ребенка и всех вокруг него.Вот несколько примеров: культурные ценности или официальная религия.

В этом случае макросистема влияет на разработку, потому что она определяет, как другие системы могут выражать себя. Опять же, это случай косвенного влияния. Это влияет на развитие, потому что меняет группы, которые непосредственно влияют на ребенка.

5. Хроносистема

Позже Бронфенбреннер добавил эту систему в свою теорию. Это относится к этапу жизни, на котором находится человек в отношении ситуаций, через которые он проходит.Например, смерть любимого человека совершенно по-другому влияет на молодого человека, чем на пожилого человека.

Теория экологических систем Бронфенбреннера несовершенна, но ее можно применить во многих областях исследования. Несмотря на то, что он не принимает во внимание биологические факторы, это одно из лучших объяснений влияния социальной среды на жизнь человека.

Это может вас заинтересовать …

Ури Бронфенбреннер — Центр трансляционных исследований Бронфенбреннера

Работа Ури в Корнелле включала: 1) разработку теории и соответствующих исследовательских проектов на передовых рубежах науки о развитии; 2) изложение значения и применения теории развития и исследований для политики и практики; и 3) сообщение — посредством статей, лекций и дискуссий — результатов исследований развития широкой общественности и лицам, принимающим решения, как в частном, так и в государственном секторах.Его свидетельские показания в Конгрессе 1964 года и последующая работа помогли установить федеральную программу Head Start. Head Start перевела исследования Ури и других психологов развития, демонстрирующие ценность вмешательств, которые обогащают раннее детство программированием, которое теперь приносит пользу поколениям детей с низким доходом. Ури был также главным учителем. Его вводный курс по развитию детей собрал сотни студентов всех специальностей и оказал влияние на поколения студентов. Его аспиранты теперь являются лидерами в своей области.

Ури Бронфенбреннер родился в Москве в 1917 году и приехал в Соединенные Штаты в возрасте 6 лет. Его отец работал невропатологом с инвалидами в развитии в Летчворт-Виллидж в округе Рокленд, где Ури был свидетелем беспокойства своего отца по поводу воздействия истощения социальные контексты. После окончания средней школы в Хаверстроу, штат Нью-Йорк, Ури получил степень бакалавра в Корнельском университете в 1938 году, где он получил двойную специализацию по психологии и музыке. Затем он получил степень магистра образования в Гарварде (1940), а затем докторскую степень в Мичиганском университете по психологии развития (1942).На следующий день после получения докторской степени он был призван в армию, где он служил психологом на различных должностях в авиакорпусе, Управлении стратегических служб и армейском медицинском корпусе. После демобилизации и двухлетнего пребывания в должности доцента психологии в Мичиганском университете он поступил на корнельский факультет в 1948 году.

Теория экологических систем Ури предполагает, что человеческое развитие разворачивается во вложенном наборе систем, включающих культурные, социальные, экономические и политические элементы, а не только психологические.Эти системы и их взаимодействие могут способствовать или сдерживать оптимальное развитие. Политика и программы могут сыграть важную роль в формировании этих систем, потенциально способствуя здоровью и благополучию человека. Эта точка зрения изменила изучение человеческого развития. Среди прочего, он побудил большее количество ученых-разработчиков изучить как естественные, так и специально спланированные эксперименты в реальном мире, чтобы выявить влияние контекстов на человеческое развитие, и особенно на развитие ребенка.

В 1969 году Корнельский колледж домоводства претерпел серьезные изменения, частично основанные на работе Ури, и был переименован в Колледж экологии человека в знак признания его ключевого теоретического вклада.

Ури был приверженцем сравнительного исследования практики воспитания детей в разных частях мира, соавтором Два мира детства: США и СССР (1970) с Джоном К. Кондри-младшим. Ури опубликовал крупную теоретическую работу, Экология человеческого развития , 1979 г.Его более поздняя работа включала собрание его сочинений, Making Human Beings Human (2005).

Ури, в то время заслуженный профессор человеческого развития и психологии Джейкоба Гулда Шурмана, умер в Итаке, штат Нью-Йорк, 25 сентября 2005 года. Он прожил в браке с Лизой Прайс Бронфенбреннер 63 года. У них было шестеро детей (Майкл, Стивен, Бет, Мэри, Кейт и Энн) и множество внуков и правнуков.

Многие видеозаписи, аудиокассеты, фотографии, рабочие документы, документы, связанные со свидетельскими показаниями в Конгрессе, письма и другие записи хранятся в библиотеке Кроха Корнелла, доступной для студентов и ученых, изучающих его жизнь и мысли.

Посмотрите наше вступительное видео с личными историями и ролик Ури Бронфенбреннера. Кроме того, видео с инаугурационного ужина BCTR включает неформальную беседу с бывшими учениками Ури, в которой они вспоминают о нем.

В 2014 году BCTR представил панель Наследие Ури Бронфенбреннера , на которой преподаватели Колледжа экологии человека обсуждали продолжающееся влияние Ури на исследования и политику, а также на их собственную работу.

Видео с панели:

Бронфенбреннер — Вопросы воспитания и семейного разнообразия

Энциклопедия Нового Света, авторы Викимедиа, Хайме Баллард, Элизабет Вилинг, Кэтрин Сольхейм и Дайана Лэнг

Теория биоэкологических систем

Ури Бронфенбреннер был одним из первых психологов, принявших целостный взгляд на человеческое развитие с помощью своей теории биоэкологических систем, которая оказала широкое влияние на подход психологов и других социологов к изучению человека и окружающей их среды.

Рис. 1. Дети отдыхают на скале. (Источник фото: майор Хит Аллен)

Бронфенбреннер подчеркнул важность социальной среды, в которой воспитываются дети, и увидел распад семьи как главную причину постоянно растущего уровня отчуждения, апатии, бунта, преступности и правонарушений. насилие среди американской молодежи. Его работа привела к новым направлениям в исследованиях и разработке программ и политики, влияющих на благополучие детей и семей.

Рисунок 2. Диаграмма экологической теории Бронфенбреннера (Источник изображения: Alyla.K, CC BY SA)

Основным теоретическим вкладом Бронфенбреннера была его Теория биоэкологических систем , в которой он определил четыре типа вложенных систем. Бронфенбреннер признал, что необходимо понимать, как не только семья или школа влияют на человеческое развитие, но и как влияют более широкие факторы.

Четыре системы:

  • Микросистема: Непосредственные среды, такие как семья, школа, группа сверстников, район и среда по уходу за детьми.
  • Мезосистема: Система, состоящая из соединений между непосредственным окружением (например, домом ребенка и школой).
  • Exosystem: Внешние условия окружающей среды, которые лишь косвенно влияют на развитие, например рабочее место родителей.
  • Макросистема: Более широкий культурный контекст (восточная и западная культура, национальная экономика, политическая культура, субкультура).

Позже была добавлена ​​пятая система:

  • Хроносистема: Формирование паттернов событий и переходов в окружающей среде в течение жизни.

Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут существенно повлиять на развитие (см. Таблицу 1.). Например, чтобы понять проблемы, с которыми ученик сталкивается с математикой, мы не можем просто смотреть на этого человека и на то, с какими проблемами он сталкивается непосредственно с этим предметом. Мы должны смотреть на взаимодействия, которые происходят между учителем и ребенком. Возможно, учителю тоже нужно внести изменения. Учитель может реагировать на правила, установленные школой, такие как новые ожидания учеников по математике или ограничения по времени, которые мешают учителю давать указания.Эти новые требования могут быть ответом на национальные усилия по продвижению математики и естественных наук, которые политические лидеры считают важными в ответ на отношения с другими странами в конкретный исторический момент.

Таблица 1. Экологические системы Урие Бронфенбреннера, модель
Название системы Описание системы
Микросистемы Microsystems напрямую воздействует на ребенка.Это люди, с которыми взаимодействует ребенок, такие как родители, сверстники и учителя. Необходимо учитывать отношения между людьми и их окружением. Например, чтобы понять, что происходит с учеником по математике, необходимо знать отношения между учеником и учителем.
Мезосистемы Мезосистемы — это взаимодействия между средами, близко окружающими человека. Например, отношения между родителями и школой косвенно влияют на ребенка.
Экосистема Более крупные учреждения, такие как средства массовой информации или система здравоохранения, называются экосистемой . Они влияют на семьи, сверстников и школы, которые работают в соответствии с политикой и правилами, установленными в этих учреждениях.
Макросистемы Мы находим культурные ценности и верования на уровне макросистемы . Эти более широкие идеалы и ожидания информируют учреждения, которые в конечном итоге повлияют на человека.
Хроносистема Все это происходит в историческом контексте, именуемом хроносистемой . Культурные ценности меняются со временем, как и политика образовательных учреждений или правительств в определенных политических условиях. Развитие происходит в определенный момент времени.

Согласно биоэкологической теории, если отношения в непосредственной микросистеме нарушаются, у ребенка не будет инструментов для исследования других частей своего окружения.Дети, ищущие подтверждения, которые должны присутствовать в отношениях ребенок / родитель (или ребенок / другой важный взрослый), ищут внимания в неподходящих местах. Эти недостатки, как правило, проявляются в подростковом возрасте как антисоциальное поведение, недостаток самодисциплины и неспособность обеспечивать самоуправление.

Основные предположения (Био) экология человеческого развития оказали широкое влияние на то, как психологи и другие социологи подходят к изучению человека и окружающей его среды.Было сказано, что до Бронфенбреннера детские психологи изучали ребенка, социологи изучали семью, антропологи — общество, экономисты — экономические основы того времени, а политологи — политическую структуру.

В результате новаторской работы Бронфенбреннера в области экологии человека эти среды, от семьи до экономических и политических структур, стали рассматриваться как часть жизненного пути от детства до взрослой жизни. «Биоэкологический» подход к человеческому развитию разрушил барьеры между социальными науками и наводил мосты между дисциплинами, которые позволили сделать выводы о том, какие ключевые элементы в более широкой социальной структуре и в разных обществах имеют жизненно важное значение для оптимального человеческого развития.

Применение теории: старт с головы

Бронфенбреннер играл активную роль в разработке программ развития, в том числе был одним из основателей федеральной программы развития детей Head Start . В 1965 году его идеи и способность воплотить их в операционных исследовательских моделях и эффективной социальной политике стимулировали создание Head Start. Одна из наиболее успешных и длительно действующих программ по прекращению цикла бедности в Соединенных Штатах, Head Start предоставляет комплексные услуги в области образования, здравоохранения, питания и участия родителей для детей с низким доходом и их семей.

Спустя годы

Следующая цитата из некролога Бронфенбреннера подчеркивает, как его работа повлияла на мир:

«[Бронфенбреннер] провел много последних лет своей жизни, предупреждая, что процесс, делающий людей людьми, рушится, поскольку разрушительные тенденции в американском обществе порождают еще больший хаос в жизни американских детей. «Бурный темп современной жизни представляет угрозу для наших детей, уступающую только бедности и безработице», — сказал он. «Мы лишаем миллионы детей — и, следовательно, нашу страну — их первородства… добродетелей, таких как честность, ответственность, порядочность и сострадание.’

Рисунок 3. Протесты за реформу оружия в США. (Источник фото: Lorie Shaull на Flickr, CC by SA 2.0)

Концепция экологии человека предполагает, что семьи взаимодействуют в нескольких средах, которые взаимно влияют друг на друга. Эти среды включают биофизические (личные переменные), микросистему (системы в непосредственном окружении, такие как семья, район, церковь, работа или школа), мезосистему (способы, которыми эти непосредственные системы соединяются, например, отношения между семья и работа), экзосистема (более широкая социальная система, такая как стресс на работе другого члена семьи) и макросистема (культурные ценности и более широкая социальная система, такая как иммиграционная политика, которая влияет на прием и доступ к социальной системе).

В контексте семьи беженцев на семью могут влиять их биофизические факторы (например, были ли ранены члены семьи во время бегства от преследований), их микросистема (например, родительский конфликт во время бегства), их мезосистема (например, учителя и школьный персонал, который борется со своей травмой, спасаясь от конфликта, и, таким образом, их способность предоставлять надежные услуги нарушается), их экзосистема (например, местные лидеры, которые не консультируются с женщинами, живущими в приютах, относительно их потребностей в ресурсах и не предоставляют предметы женской гигиены или детские игрушки) и бесчисленное множество других сред.Семья может иметь доступ и иметь возможность напрямую влиять на свою мезосистему и в то же время чувствовать себя бессильным вносить изменения в экзосистему. Каждая из этих сред будет способствовать их преодолению.

Рисунок 4. Протест в защиту иммигрантов. (Источник фото: протест в Миннеаполисе против закона об иммиграции в Аризоне SB 1070, CC BY 2.0.)

Основа экологии человека, сфокусированная на взаимодействии в нескольких средах, является невероятно полезной линзой для использования межкультурных контекстов семьи.Например, исследователь может спросить: «Как семьи иммигрантов хмонгов распоряжаются финансовыми ресурсами в новой среде в Соединенных Штатах?» и «Как семьи хмонгов распоряжались своими финансовыми ресурсами, все еще живя в Лаосе?» Предположения и центральные концепции теории экологии человека применимы в равной степени к любой культуре. Потребности, ценности и окружающая среда будут деликатно определены в каждой культуре.

Кроме того, теория экологии человека предполагает, что семьи намеренно принимают решения и что они стремятся к биологическому существованию, экономическому поддержанию и психосоциальной функции.Поскольку модели социальной среды все больше и больше угрожают качеству жизни семьи в этих трех областях, система будет с большей вероятностью стремиться к изменениям, возможно, путем переезда в новую страну.

Семейная система имеет определенные потребности, включая физические потребности в ресурсах и межличностные потребности в отношениях. Если их текущая ситуация не отвечает этим потребностям, семейная система будет участвовать в управлении, чтобы удовлетворить эти потребности в рамках их системы ценностей.

  • Теория биоэкологических систем — исследование того, как индивидуальное развитие может формироваться посредством взаимодействия с различными системами и как индивидуум может влиять на вложенные системы.
  • Пять вложенных систем: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема и хроносистема.
  • Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут повлиять на человеческое развитие.
  • Head Start обучает и предоставляет услуги родителям и детям для решения различных систем и областей развития.

(PDF) Теория экологических систем

Наконец, самая внешняя система — это макросистема, которая определяется как совокупность

общих убеждений, ценностей и норм, отраженных в культурной, религиозной и социально-экономической

организации общества. .Макросистема влияет на развитие внутри и среди всех других систем

и служит фильтром или линзой, через которую человек интерпретирует будущий опыт

. Исследование макросистем позволяет понять, что предсказывает участие, почему

у некоторых людей в одной и той же деятельности разный опыт, а также проблемы, связанные с соответствием деятельности

.

Социальный класс и культура являются важными макросистемами, влияющими на внешкольную деятельность,

, хотя социальному классу уделяется значительно больше внимания, чем культуре.Под социальным классом понимается

экономических и образовательных позиций отдельных лиц или семей, занимаемых в более крупном иерархическом обществе

, тогда как культура определяется как набор ценностей, обычаев и убеждений, которые характерны для конкретной этнической группы. Полученные данные свидетельствуют о том, что молодые люди из семей с низким социальным классом

с меньшей вероятностью будут участвовать в какой-либо деятельности, чем более богатые семьи, часто потому, что у них

меньше денежных ресурсов, больше семейных обязанностей (например.g., присмотр за детьми), и стараются, чтобы

проживали в районах с меньшими ресурсами и где безопасность является проблемой. Исследование роли культуры

дало важную информацию о деятельности по адаптации, особенно для

подростков. Участие в мероприятиях, соответствующих своему культурному происхождению, например, к празднованию культурных праздников

во время мероприятия или разговору на основном языке, используемом в доме

с руководителями мероприятий и соучастниками, ассоциируется с более позитивным опытом

и результатами, чем участие в деятельность, в которой не отражено культурное происхождение

.Эти области исследования макросистем следует изучить более глубоко, а

расширить на такие вопросы, как «Как следует адаптировать деятельность для целевых групп населения,

, таких как этнические меньшинства или молодежь в школах с высоким уровнем бедности?» «Как социальный класс и культура

пересекаются, чтобы предсказать участие в деятельности?»

Определение свойств человеческого развития

Процесс человеческого развития можно более точно определить с помощью пересмотренной биоэкологической теории Бронфенбреннера

.Предполагается, что развитие является совместным продуктом четырех определяющих свойств

: (1) личность, (2) контекст, (3) процесс и (4) время. Во-первых, личностные факторы

относятся к индивидуальным характеристикам, таким как возраст, пол и компетенция, которые взаимодействуют с

сеттингом и влияют на развитие. Личностные факторы помогают объяснить, кто участвует, а кто

не участвует в мероприятиях (также называемые эффектами «отбора»), а также роли, которые

разных молодых людей занимают в рамках мероприятия, и как эффекты активности различаются для

человек ( называемые смягчающими эффектами).Второе свойство, факторы контекста, включает четыре системы

оригинальной теории экологических систем Бронфенбреннера, описанной ранее. Первичный механизм развития

порождается третьим свойством, называемым факторами процесса

, и представляет собой взаимодействия между личностью и факторами контекста. Факторы процесса

— это сложные взаимные обмены между активным, развивающимся человеческим организмом и его непосредственной внешней средой

, называемые проксимальными процессами.Развитие в значительной степени индуцируется

проксимальными процессами, которые происходят регулярно в течение длительных периодов времени.

Однако, чтобы адекватно описать динамический характер развития, ближние процессы

должны пониматься со ссылкой на четвертое определяющее свойство развития, а именно,

времени. Проксимальные процессы происходят в определенное время и в определенном месте и в конкретном историческом контексте. Время конструируется на различных уровнях экологической системы.Микровремя относится к

конкретных эпизодов проксимальных процессов (например, поминутное воздействие), тогда как мезотремя

фиксирует периодичность проксимальных процессов, например, в течение более длительных интервалов, таких как дни или

недель. Время концептуализируется на макроуровне как хроносистема и связано с

Экологической теорией Ури Бронфенбреннера — Стандарты развития

Ури Экологическая теория Бронфенбреннера фокусируется на окружающей среде и на том, как она влияет на человека и влияет на окружающую среду (Bronfenbrenner & Morris, 1998).Бронфенбреннер выделил пять систем окружающей среды: индивидуальную, микросистему, мезосистему, экзосистему и макросистему. Микросистема — это среда, в которой живут подростки. Сюда входят их семья, школа, сверстники, церковная группа и т. Д. Мезосистема состоит из отношений микросистем, которые имеют друг с другом; он состоит из связей между контекстами. Это отношения, которые школа, семья, церковь и т. Д. Взаимодействуют в жизни подростков. Экзосистема состоит из связей между социальными средами, в которых подросток не играет активной роли, но подросток находится под непосредственным влиянием изменений в системе.Некоторые примеры в экзосистеме — СМИ, соседи, правительство и друзья семьи. Макросистема — это культура, взгляды и идеология культуры, в которой живут подростки. Эта теория имеет отношение к развитию подростков, потому что подростки могут влиять на окружающий их мир, но на одни среды влиять труднее, чем на другие. Например, подросткам сложнее изменить культуру, частью которой они являются, чем подростку влиять на группу сверстников или семью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *