ИГУ — Новости — Круглый стол «Актуальные вопросы и векторы развития прикладной психологии»
10 июня на факультете психологии ИГУ в режиме онлайн прошел круглый стол «Актуальные вопросы и векторы развития прикладной психологии», посвященный 30-летнему юбилею факультета.
Организаторами мероприятия выступили кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии ИГУ, которая в этом году отмечает 20-летний юбилей, а также Институт развития образования Забайкальского края и научно-учебная лаборатория социальной психологии и межкультурных коммуникаций ИГУ.
Заведующий лабораторией социальной психологии и межкультурных коммуникаций профессор Татьяна Терехова в своем приветственном слове обозначила актуальные для обсуждения темы: алгоритмическое мышление и моделирование как метод психологического исследования. Доценты Людмила Портнова и Юрий Тюлюпов (Чита) в своих докладах раскрыли проблему алгоритмического мышления у педагогов и учащейся молодежи, уделив особое внимание сущностным характеристикам данного феномена.
Татьяна Терехова о методе моделирования и возможностях его применения на основе метасистемного подхода:
«Моделирование психики — это метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. Это важнейшая форма всех направлений психологической работы: исследовательской, диагностической, консультативной, коррекционной. Специфическим видом психологического моделирования являются тренинги. Наша лаборатория работает с двумя видами моделирования: структурное и структурно-уровневое».
Метод психологического моделирования широко применяется в исследованиях сотрудников лаборатории социальной психологии и межкультурных коммуникаций ИГУ и молодых ученых. Так, доцент кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии Елена Трофимова представила результаты исследовательских работ коллектива лаборатории по гранту РФФИ «Этнопсихологические характеристики экономического самоопределения российских и китайских предпринимателей в сфере малого бизнеса», познакомила слушателей с разработанной моделью экономического самоопределения предпринимателей.
Соискатель факультета психологии ИГУ Маргарита Прусакова поделилась результатами исследования смыслового содержания инновационного потенциала личности во временной перспективе на основе структурно-уровневого моделирования.
Аспирант БГУ Станислав Попов показал специфику структурного моделирования, разработав модель инновационной активности личности.
Аспирант ИГУ Лариса Гаевская представила структурно-уровневую модель смыслообразующей активности личности в контексте временной перспективы.
Круглый стол вызвал большой интерес у преподавателей факультета, студентов и аспирантов. Были достигнуты договоренности о дальнейшем научном сотрудничестве с коллегами из научных центров Иркутска и Забайкальского края.
Применение общенаучных методов в психологических исследованиях
Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.
Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса.5 Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения персептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия.
Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:
— при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;
— исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие;
— исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;
— исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;
— информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.
Следует также учитывать, что психологическое исследование — это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.
Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так, как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было показано, что психология действительно обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования, эти методы были подробно рассмотрены в контрольной работе.
Мы пришли к выводу, что если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте, незаменимым методом будет наблюдение. Для быстрого получения массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений, наиболее подходит другая разновидность не экспериментального метода — анкетирование. Учитывая данные, полученные при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование, эффективным методом психологического исследования является беседа. Для получения количественной или качественной квалификации изучаемого явления, его измерения применяются диагностические исследовательские методы, к которым относятся различные тесты. Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования.
Было выяснено, что экспериментальные методы включают в себя в качестве своих естественных моментов неэкспериментальные и диагностические методы. Экспериментальные методы имеют множество достоинств, так достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. В процессе моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; данный вид эксперимента позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент отличается наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора и т.п.) и гораздо реже — при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).
В особую категорию методов психологического исследования и воздействия входят формирующие и обучающие эксперименты. В силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
Любой из рассмотренных в данной работе методов психологического исследования имеет свои недостатки, но всё же проведение эксперимента без их использования невозможно.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов — формирующего эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова Г.С. Общая психология. — М.: Академический проект, 2013.- 435с.
2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического
исследования: Учеб.пособие.-СПб.: РИО СПб ГУ, 2011.-75с.
3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. — М.: АСТ, 2013. — 896 с.
4. Краснов А.Н. Общая психология. — М.: Феникс, 2012. — 536 с.
5.Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб, 2013 – 245 с.
6.Куликов Л. В. Психологическое
исследование. СПб: Наука, 2011 – 456 с.
7.
Немов Р.С. Общая психология. — СПб.: Питер,
2013. — 386 с.
8. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных
конспектах. -М: Айрис пресс, 2012. — 357 с
9. Першина Л.А. Общая психология. — М.: Академический проект, 2011.- 411 с.
1 Абрамова
Г.С. Общая психология. — М.: Академический
проект, 2013. — 435с.
2 Ительсон
Л.Б. Лекции по общей психологии. — М.: АСТ,
2013. — 896 с.
3 Краснов А.Н. Общая психология. — М.: Феникс, 2012. — 536 с
4 Куликов Л. В. Психологическое исследование. СПб: Наука, 2011
5 Першина Л.А. Общая психология. — М.: Академический проект, 2012.- 411 с
Модель научного исследования в психологии – Методы исследования в психологии
Обзор научного метода
Цели обучения
- Обзор общей модели научных исследований в области психологии.
На рис. 2.1 представлена простая модель научного исследования в психологии. Исследователи формулируют вопрос исследования, проводят эмпирическое исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализируют полученные данные, делают выводы относительно ответа на вопрос и публикуют результаты, чтобы они стали частью исследовательской литературы (т. е. все опубликованные исследования в этой области). Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 2.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить. Но даже в этих случаях исследователь начинал с проверки исследовательской литературы, чтобы увидеть, был ли уже дан ответ на вопрос, и уточнить его на основе того, что уже было обнаружено предыдущим исследованием.
Рис. 2.1. Простая модель научных исследований в психологии
Эта модель хорошо описывает исследования Мела и его коллег. Их исследовательский вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был подсказан им как стереотипами людей, так и утверждениями, опубликованными в исследовательской литературе об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами), сформировали свои выводы и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т. д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой.
Читать в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или зайдите на youtu.be/XToWVxS_9lA
В качестве другого примера рассмотрим, что по мере того, как сотовые телефоны стали более распространенными в 1990-х годах, люди начали задаваться вопросом, оказывает ли и в какой степени использование сотовых телефонов негативное влияние на вождение. Многие психологи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения (например, Collet, Guillot, & Petit, 2010) [1] . Из ранее опубликованных исследований стало ясно, что выполнение простой вербальной задачи ухудшает производительность перцептивной или двигательной задачи, выполняемой в то же время, но никто не изучал конкретно влияние использования мобильного телефона на вождение. В тщательно контролируемых условиях эти исследователи сравнивали эффективность вождения людей при использовании мобильного телефона с их эффективностью без использования мобильного телефона как в лаборатории, так и в дороге. Они обнаружили, что способность людей обнаруживать дорожные опасности, время реакции и сохранять контроль над транспортным средством ухудшались из-за использования мобильного телефона. Каждое новое исследование публиковалось и становилось частью растущей исследовательской литературы по этой теме. Например, другие исследовательские группы впоследствии продемонстрировали, что разговоры по мобильному телефону несут больший риск, чем разговоры с пассажиром, осведомленным об условиях вождения, которые часто становятся предметом разговора (например, Drews, Pasupathi, & Strayer, 2004) [2] .
Атрибуция видео
- «Понимание отвлекающих факторов водителя» Американской психологической ассоциации. Стандартная лицензия YouTube.
- Колле, К., Гийо, А., и Пети, К. (2010). Звонки во время вождения I: обзор эпидемиологических, психологических, поведенческих и физиологических исследований. Эргономика, 53 , 589–601. ↵
- Дрюс, Ф. А., Пасупати, М., и Стрейер, Д. Л. (2004). Разговоры пассажиров и мобильных телефонов в моделируемом вождении. Протоколы ежегодного собрания Общества человеческого фактора и эргономики, 48 , 22:10–22:12. ↵
2.1 Модель научных исследований в психологии – Методы исследования в психологии
Цели обучения
- Рассмотрите общую модель научных исследований в психологии.
На рис. 2.1 представлена простая модель научного исследования в психологии. Исследователь (который чаще всего представляет собой небольшую группу исследователей) формулирует исследовательский вопрос, проводит исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализирует полученные данные, делает выводы об ответе на вопрос и публикует результаты, чтобы они становятся частью исследовательской литературы. Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 2.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить. Но даже в этих случаях исследователь начинал с проверки исследовательской литературы, чтобы увидеть, был ли уже дан ответ на вопрос, и уточнить его на основе того, что уже было обнаружено предыдущим исследованием.
Рисунок 2.1 Простая модель научных исследований в психологии
Эта модель хорошо описывает исследования Мела и его коллег. Их вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был навеян им как стереотипами людей, так и опубликованными заявлениями об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами) и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т. д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой.
Чтение в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или зайдите на youtu.be/XToWVxS_9lA
В качестве другого примера рассмотрим тот факт, что сотовые телефоны получили более широкое распространение в 1990-х годах, и люди начали задаваться вопросом, оказывает ли и в какой степени использование сотовых телефонов негативное влияние на вождение. Многие психологи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения (Collet, Guillot, & Petit, 2010) [1] . Из ранее опубликованных исследований стало ясно, что выполнение простой вербальной задачи ухудшает производительность перцептивной или двигательной задачи, выполняемой в то же время, но никто не изучал конкретно влияние использования мобильного телефона на вождение. В тщательно контролируемых условиях эти исследователи сравнивали эффективность вождения людей при использовании мобильного телефона с их эффективностью без использования мобильного телефона как в лаборатории, так и в дороге. Они обнаружили, что способность людей обнаруживать дорожные опасности, время реакции и сохранять контроль над транспортным средством ухудшались из-за использования мобильного телефона. Каждое новое исследование публиковалось и становилось частью растущей исследовательской литературы по этой теме.
Ключевые выводы
- Исследования в области психологии можно описать с помощью простой циклической модели.