Ценности (моральные) — определение термина
одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются: во-первых,нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Научные статьи на тему «Ценности (моральные)»
Определение 1
Высшие моральные ценности – это комплекс феноменов, имеющих исключительную степень…
Высшие моральные ценности К высшим моральным ценностям относят:
свободу;
смысл жизни;
счастье и пр….
Определение 3
Нравственная свобода – это исполнение моральных норм, мотивированное личностными ценностями…
Счастье как высшая моральная ценность Счастье также является нравственной
Исследование сущности высших моральных ценностей должно соответствовать внутренним размышлениям личности
Статья от экспертов
Creative CommonsНаучный журнал
Долг и моральные ценности Необходимо подчеркнуть тот факт, что нравственные потребности могут облагородить…
Вопрос долга как нравственной и моральной ценности зависит от мировоззренческих установок личности….
Необходимо понимать, что моральные ценности, в том числе и долг, носят императивный характер и обязательны…
Определение 3 Моральные ценности – это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни….
ценностям.
Статья от экспертов
Первой ценностью является сам человек во всём многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения, возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью, либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.
Creative CommonsНаучный журнал
Еще термины по предмету «Этика»
Биоэтическая ситуация
нестандартная ситуация в медицине, возникающая в связи с новейшими достижениями биомедицинской науки, практики и биотехнологий (в области генной инженерии, клонирования, трансплантологии, психиатрии и т.д.).
Взаимодоверие
норма педагогической морали, определяющая характер взаимоотношений «педагог — учащийся»: с одной стороны, доверие воспитанника основано на убеждении в правоте педагога и свидетельствует о высоком профессионализме и нравственных качествах педагога, с друго й — доверие педагога апеллирует к лучшим качествам воспитуемого и стимулирует его самосовершенствование.
Морализирование
превращение норм морали в абсолютные предписания,высушенные нормы, оторванные от реальной действительности.
- Ценности
- Ценность
- Моральный износ
- Моральное стимулирование
- Моральный кодекс
- Нормы моральные
- Вред моральный
- Износ моральный
- Моральный ущерб
- Ориентация моральная
- Оценка моральная
- Дилемма моральная
- Тревожность моральная
- Ущерб моральный
- Моральная оценка
- Моральная статистика
- Моральные паники
- Моральная долговечность
- Моральный вред
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Возможность создать свои термины в разработке
Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️
Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве
Привет! Рады, что термин оказался полезен 🤩
Для копирования текста подпишись на Telegram bot. Удобный поиск по учебным материалам в твоем телефоне
Подписаться и скачать терминВключи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве
Привет! Рады, что термин оказался полезен 🤩
Подписчики нашего Кампус Хаб бота получают определение прямо в телеграмм! Просто перейди по ссылке ниже
Скачать терминВключи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве
11526 (Духовная культура, мораль, моральные ценности и идеалы) — документ, страница 2 (85840)
Документ из архива «Духовная культура, мораль, моральные ценности и идеалы», который расположен в категории «». Всё это находится в предмете «биология» из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «биология» в общих файлах.
Однако между ними имеются существенные различия. Право имеет своим источником волю законодателя, существует в качестве официального государственного установления и опирается на силу и авторитет государства, на принуждение и наказание. Мораль же является неофициальным, незакрепленным ни в каких социальных институтах регулятором поведения, опирающимся на непосредственное массовое сознание.
Таким образом, мораль можно определить как особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им.
Переход от менее совершенных исторических состояний общества с принудительными формами организации социальной жизни к более совершенным, основанным на способности к самоорганизации и включающим духовное развитие самого человека, составляет действительное содержание нравственного прогресса человечества. Такое общество во все большей степени своим устройством учитывает интересы и потребности человека. Соответственно и человек во все большей степени оказывается способным превращать общественные требования и ценности в личностные мотивы поведения.
Главнейшим условием для нравственно-прогрессивного развития общества является создание объективных общественных условий для расширения моральной свободы личности, расширения самой возможности для нравственно положительного выбора.
Критерием нравственного прогресса является степень духовной зрелости личности, ее способность сделать гуманистические общечеловеческие ценности смыслом собственной жизнедеятельности.
5. Моральные ценности и нормы: гуманизм и патриотизм
Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.
Моральные нормы — это. единичные частные предписания, например, «не лги», «уважай старших», «помогай другу», «будь вежлив» и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.
Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.
Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.
Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.
Принцип трудолюбия конкретизируется в признании нравственной ценности труда как сферы самореализации человека, уважении любого общественно значимого вида труда, честного и добросовестного работника, а также предполагает бережное отношение к средствам труда и рабочему времени, умение и желание поделиться своими знаниями и умениями с другими. Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру.
Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно — добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.
Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах — Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.
В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее «царство Божие», литературные и философские утопии («Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Золотая книга об острове Утопия» Т. Мора, теории социалистов-утопистов).
Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.
Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро — это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.
Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.
Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.
Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.
Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.
Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек — уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, — будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.
Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.
Здесь на первый план выступает совесть — способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения — общественное мнение или требования закона — можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.
Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.
Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.
При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.
Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее — с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него «нужных людей» и «связей», с его «умением жить», а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит.
Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.
Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу «око за око, зуб за зуб», через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе — таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.
6. Проблема смысла жизни
Весь комплекс ценностных понятий морального сознания завершают понятия счастья и смысла жизни. Очевидно, что подлинно счастливой в высшем, нравственном, смысле слова может быть только жизнь осмысленная, служащая высоким, благородным целям и общественно значимым идеалам. Ибо только такая жизнь в наибольшей мере соответствует высшей степени духовного удовлетворения человека от переживания полноты самореализации, которая зовется в этике счастьем, или, как говаривали в старину, блаженством. Развитое моральное сознание связывает состояние счастья не с идиллией покоя и тишины, удовлетворенности существующим, а предполагает стремление к лучшему будущему и преодолению преград на этом пути. Присущая морали неудовлетворенность сущим не позволяет развитой моральной личности ограничиться собственным благополучием, а требует от нее развития и использования своих способностей, напряжения сил в творческой деятельности по реализации общественно значимых целей.
В то же время не следует сводить понятие счастья только к «борьбе за социальную справедливость и общественный прогресс», к необходимости полной самоотверженности и отказу от стремления к личному благополучию человека. Личное благополучие человека и сознание полноты и осмысленности существования не отрицают друг друга, если являются результатом напряженной и целеустремленной созидательной деятельности, имеющей общественно-ценную направленность и признание.
Разумеется, степень удовлетворенности достигнутым на этом пути будет тем выше, чем больше трудностей и препятствий удается преодолеть человеку, проявить себя как достойную и целеустремленную личность. Что. легко достается, то невысоко и ценится, здесь логика ценностного сознания видна особенно ярко. Поэтому под счастьем понимают не просто довольство благополучным течением жизни (так называемое «мещанское счастье»), а редкие минуты высшего взлета духа, отмечающие этапы свершений на жизненном поприще, выдающиеся достижения человека. Либо под счастьем может пониматься некий общий итог жизни, в которой человек свершил свое предназначение и испытал полноту удовлетворения от самореализации.
Тем самым понятие счастья оказывается связанным с понятием смысла жизни, дающим человеку сознание значимости собственного существования. В самом общем выражении смысл жизни человека заключается в ее содержательной направленности, тех целях, установках и ценностях, которым она посвящена. Объективно смыслом жизни человека является значение, которое она имеет для окружающих, для общества, для развития культуры. Ключевым здесь является понятие нужности человека другим людям, способность быть полезным, интересным и приятным для них, степень успешности и эффективности служения своему делу.
Субъективную сторону смысла человеческой жизни составляет самооценка им характера своей деятельности. Самооценка обязательно должна включать возможность испытать удовлетворение и гордость от свершенного, радость от пережитого. Степень же удовлетворенности от жизни зависит от целей и ценностей человека, которые образуют восходящий ряд и выступают мерилом соответствия между реальной и идеальной, желаемой, жизнью. В случае совпадения человек испытывает чувство субъективного удовлетворения — не зря жил, многого добился, во многом преуспел. В противном случае его настигает сознание бесполезно растраченных сил и потерянных возможностей, чувство сожаления и боли за прожитую впустую жизнь. Сознание бессмысленности жизни может настигнуть человека и тогда, когда он не видит достойных целей, которым стоило бы посвятить жизнь (а не посвятить ее просто невозможно, ибо она утекает вместе с отпущенным на нее временем), либо считает эти цели заранее недостижимыми.
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007
нравственных идеалов | Мораль, ее природа и обоснование
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Герт, Бернард, «Моральные идеалы», Мораль: ее природа и оправдание ( New York , 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 апреля 2005 г. ), https://doi.org/10.1093/0195176898.003.0010 , по состоянию на 8 июля 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks).
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе проводится различие между нравственными идеалами, утилитарными идеалами, религиозными идеалами и личными идеалами. В нем исследуется концепция summum bonum и ее связь со счастьем и добродетелями. В нем обсуждаются психологические концепции сострадания, любви, ревности и зависти.
Ключевые слова: нравственные идеалы, утилитарные идеалы, религиозные идеалы, личные идеалы, summum bonum, счастье, сострадание, любовь, ревность, зависть
Предмет
Моральная философияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеКультура и нравственность – Культура и психология
Дженсен съел так много конфет, что он сыт, но ему все еще хочется еще конфет, поэтому он заставляет себя вырвать в ванной, а затем съедает еще конфет. Никто не видит, как он это делает, и это не заставляет его чувствовать себя плохо (адаптировано из Hadit et al. , 1993).
Жасмин хочет поиграть на качелях в школе, но на них уже играет другая маленькая девочка. Джилл сбрасывает девочку с качелей, чтобы она могла играть. Маленькая девочка начинает плакать. Никто не видит, как Жасмин делает это (адаптировано из «Туриэля», 1979).
Мальчик толкает [Изображение Шерил Холт, CC0 https://pixabay.com/en/young-boy-pushing-swing-family-388803] Мальчик, грязное мороженое [Без указания авторства, CC0 https://www.maxpixel.net/Boy -Young-Messy-Cute-Ice-Cream-Child-Kid-Eating-654341]Какие из этих историй вы считаете нравственными или аморальными? Почему? Как мы учимся правильно и неправильно? Это лишь два из многих вопросов, которые психологи рассматривают при изучении понятия морали.
Наше поведение как людей частично определяется набором социальных норм морали, которые составляют основную и важную часть нашей культуры. Мораль относится к системе убеждений о том, что правильно и хорошо по сравнению с тем, что неправильно или плохо. Нравы резко различаются в зависимости от времени, места и культуры. Существует множество культурных различий в морали, а социальные нормы связаны с широким разнообразием поведения. В одних культурах полигамия и гомосексуальность одобряются, в других нет. В некоторых культурах уместно, чтобы мужчины и женщины придерживались разных стандартов, тогда как в других культурах это считается неправильным. Даже вещи, которые нам на Западе кажутся совершенно нормальными, такие как танцы, поедание говядины и разрешение мужчинам готовить еду для женщин, в некоторых других культурах считаются аморальными. Морали придерживаются и соглашаются все члены культуры. В большинстве случаев мораль поддерживается с помощью правил, законов и других видов санкций за их нарушение. Мы вознаграждаем людей, которые выражают предпочитаемую нами мораль, например, в виде премий, почестей и наград, и наказываем тех, кто нарушает наши моральные нормы. Обычно мы приписываем положительные оценки людям, которых считаем нравственными (например, заслуживающим доверия, чутким, дружелюбным), и отрицательные оценки людям, которых считаем аморальными (Бастиан, Лахам, Уилсон, Хаслам и Коваль, 2010).
Цели обученияВ конце главы вы должны уметь:
- Различать определенные концепции морали, ценностей и идеалов.
- Различие между Schweder & Bourne (1984) 3 модели для межкультурных сравнений.
- Дайте определение теории морального развития Кольберга
- Различают 3 уровня морального развития Кольберга.
- Обсудите, как моральные рассуждения могут различаться в зависимости от культуры.
- Дайте определение трем типам этики Шведера.
- Различайте три типа этики.
- Опишите, как могут различаться этические кодексы как внутрикультурные, так и межкультурные.
- Примените три этические модели к сценариям.
- Дайте определение и разграничьте понятия справедливости, равенства и равноправия.
- Обсудите концепции предубеждений и стереотипов, поскольку это может привести к дегуманизации других.
- Опишите, как дегуманизация может повлиять на моральные рассуждения.