Образ-мотив «качели» в романе З. Прилепина «Обитель»
Захар Прилепин стал культовой фигурой современного литературного процесса. Произведения этого автора пользуются заслуженной популярностью среди читателей, вызывают дискуссии в кругу литературоведов и литературных критиков. В центре исследовательского внимания — самые разные аспекты творчества писателя, в том числе – анализ отдельных мотивов, образов-символов, одним из которых является мотив качелей, на значимость которого обратила внимание А. А. Юферова, обозначившая художественную функцию этого символа в романах«Патологии», «Санькя» и в книге «Грех». Исследователь полагает, что писатель воспринимает качели диалектически: «как единства взлётов и падений, счастья и отчаяния, жизни и смерти, любви и боли», при этом «понимание образа качелей Прилепиным ближе к языческому его восприятию». [1, с. 330]
Нельзя не согласиться с А.А. Юферовой в том, что для писателя качели – образ-мотив, к которому он устойчиво возвращается в своих произведениях. Важную семантическую нагрузку этот образ также несет в романе «Обитель» (2014), и для его анализа следует учитывать символику, которую образ качелей несет в предшествующем выходу романа творчестве Прилепина.
В «Обители» образ качелей возникает неоднократно.
Первое его появление в романесвязано с описанием движения чайки («Над водой летала – то снижаясь, то взмывая, – словно раскачиваясь на невидимых качелях, чайка» [2, с. 229]).
Чайки «крикливой и наглой соловецкой породы» — «треклятые» [2, c.17] «привязчивые, крикливые» [2, c. 46], «гадкие» птицы с «жадным, бабским, хамским характером» [2, с. 409], злобные настолько, что способны даже душу заклевать – «как чужую, прокажённую, лишнюю в этом небе» [2, с. 94] – ассоциируются с темной силой. Качели, неизбежно меняющие направление своего движения на противоположное, будто бы характеризуют положение этих птиц в Соловецком лагере, символически очерчивая быстрое изменение их «статуса». Если сначала «в монастыре и в порту от чаек не было проходу, к тому же за убийство чайки полагался карцер <. ..>» [2, с. 17] (чайки неприкосновенны = «качели» находятся на максимальной высоте), то с приходом нового начальника лагеря птиц безжалостно истребляют: «“Чаек перебить”, — смеясь, скомандовал Ногтев» [2, с. 479] (птицы становятся жертвами = «качели»опустились).
Так же непрочно положение каждого в Соловецком лагере: в любой момент человек может неожиданно возвыситься и столь же внезапно (но вполне закономерно, если вспомнить траекторию движения качелей) оказаться на дне. Примеров, когда жертва занимает место палача и наоборот, в романе немало.
Образ качелей – «символ чередования падений и взлетов, диалектического единства верха и низа» [3] — в контексте романа словно напоминает о неустойчивости, непрочности окружающего мира.
Словно раскачивающиеся качели протекают будни Артема Горяинова: положение его в лагере постоянно меняется: тяжелый труд в 13, а затем 12 роте сменяется щадящим нарядом «по ягоды», вместо которого вскоре Артем получает тяжелейший наряд «на баланы», вступает в конфликт с блатными… Казалось бы, ситуация безвыходная, но качели его судьбы вновь взмывают вверх: заключенный Горяинов попадает под опеку Бориса Лукьяновича, занимающегося подготовкой лагерной спартакиады, общается с Эйхманисом… Оказавшись в ИСО, Артем снова стремительно опускается вниз. Далее, логично, следует «взлет»: Галина — враг, сотрудник ИСО, который может и в карцер отправить, и срок удвоить [2, с.300], и даже довести «под размах» [2, с. 326], становится любовницей Артема, а затем его покровительницей. Она делаетГоряинова сторожем в Йодпроме – этой должности позавидовали бы многие лагерники. Покушение на Эйхманиса – событие, которое можно сравнить с внезапным опусканием качелей – резко меняет жизнь всего лагеря. Описывая эти события, автор использует глаголы с общей семантикой «движение вниз», «горизонтальное положение»: «Мезерницкийлежал посреди площади, мертвый» [2, с.405]; «<…> Чайки <…> непрестанно сыпалисверху на строй пометом» [2, с. 405]; «Строй повалился так, словно всем разом подрезали сухожилия <…>» [2, с. 405]; «На коленях стояли<…> все» [2, с. 405]; «<…>Посыпал крупный, как ягода, дождь» [2, с. 406]. Финал «Книги первой» заставляет предположить, что главный герой вновь стремится «вверх», но очередной «подъем» вряд ли сделает его счастливым: «Артем попытался поднять глаза, чтоб посмотреть вверх. /Тяжелая капля ударила ему ровно в глазное яблоко» [2, с. 406].
После покушения Артем продолжает работать на Лисьем острове и, казалось бы, «качели» замедлили свое движение… Заговор заключенных вновь меняет траекторию их движения: для Артема наступают тяжелые времена, он попадает на Секирку – самое страшное место в лагере. Но Галина в очередной раз спасает своего любовника («качели» взмывают вверх), решаясь на совместный побег, который не приводит героев к спасению («качели» опускаются), Артем оказывается в камере. Казалось бы, какая-то внутренняя сила сдерживает движение «качелей», которые управляют его жизнью: герой меняется внешне, у него появляются новые привычки: «Все в лице Артема стало мелким: маленькие глаза, никогда не смотрящие прямо, тонкие губы, не торопящиеся улыбаться. Мимика безличностная, стертая. <…> / Лучше вообще без слов. / Всякое движение быстрое, но незаметное <…>. / Жестикуляции нет» [2, с. 686]. Но этот обезличенный, незаметный человек все же способен внезапно подняться на недоступную другим высоту: внезапное, едва ли не бессознательное решение спасти Захара ценой собственной жизни – это очередной взлет «качелей»: «Перед Артемом расступились так уважительно, как никогда в жизни» [2, с. 694]
Траекторию движения качелейтакже напоминает отношение главного героя к другим персонажам (симпатия сменяется разочарованием, презрение – уважением) и даже предметам (вспомним материнскую подушку: «Почувствовал в этой подушке что-то человеческое, проколовшее в сердце, — и вскоре выгодно обменял ее») [2, с. 688]).
Можно предположить, что композиция романа «Обитель» подчинена принципу качелей (эту особенность Прилепина-писателя А. А. Юферова отметила в произведениях «Патологии» и «Санькя» [1, с. 329])
Образ качелей используется в романе «Обитель», кроме того, для создания портретной характеристики одного из героев произведения — Афанасьева: «рыжие чертенята раскачивались на качелях в его глазах» [2, с. 410]. С помощью этой метафоры не только описываются глаза героя, передается его настроение, но и отчасти воссоздается атмосфера «последнего акта драмы Серебряного века» (именно так презентуется роман в аннотации к изданию [2, с. 4]). Об этой эпохе настойчиво напоминает соединение образов качелей и черта, содержащих явную отсылку к стихотворению Ф. Сологуба «Чертовы качели».
Эту догадку подтверждает еще одна авторская «подсказка»: Артем, который пытается читать про себя стихи знаковых для Серебряного века поэтов, вспоминает, в числе прочих, и «чёрта, хрипящего у качелей» [2, с. 442]. Приведем фрагмент из этого стихотворения:
В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает черт качели
Мохнатою рукой.
<…>
Снует с протяжным скрипом
Шатучая доска,
И черт хохочет с хрипом,
Хватаясь за бока.
Безусловно, столь явная реминисценция не может быть случайной. Для чего ее использует писатель? Полемизирует ли он с Сологубом или же, напротив, принимает его философскую концепцию?
Анализируя «Чертовы качели», Ю. Воротников предположил, что здесь «изображен чужой мир, в котором смерть — единственное спасение от страшной жизни» [3]. Исследователь отмечает, что «Сологуб очень остро чувствовал трагизм существования человека, блуждающего и заблуждающегося в этом чуждом, непонятном и непостигаемом мире» [3].
«Блуждающим» и «заблуждающимся» в «чуждом» мире в романе, несомненно, является АртемГоряинов. О глубине духовной трагедии героя ярко свидетельствует один из его снов, в котором Артему снится истлевающий труп человека, убитого пулей. Нарастающую силу страха, охватывающего героя, отчетливо передает прием градации; пугающая картина дополняется описанием звука: «<…> и однажды внутри гроба впервые – и в последний раз на вечные годы – раздался короткий звук: из‑под кости, освобождённая истлевшей плотью, выкатилась пуля и упала на дно гроба: ток!» [2, c. 541], а затем образом, возникающим в результате падения пули: «<…> нательный крестик, провалившийся в грудную клетку, начал раскачиваться. /В гробовой тьме распятый Христос на медном крестике качается как на качелях» [2, c. 541].
Очевидно, именно Артем пребывает в той «гробовой тьме», которую видит в сне, и качели становятся символом его сомнений. «Распятый Христос на медном крестике», который раскачивается, как на качелях, а значит, то приближается к наблюдающему (а наблюдает эту картину Артем-сновидец), то отдаляется от него. И этот сон в какой-то степени отражает литературную реальность – у героя не единожды появляется возможность обратиться к Богу (этому могли бы способствовать и беседы с владычкой Иоанном, и лик, который герой обнаруживает на стене), но всякий раз Артем отвергает этот путь. По сути, атмосфера сновидения отражает положение героя в литературной реальности; находясь в кошмарной тьме, где истина в который раз остается для него хотя и видимой, но недосягаемой, он выбирает жизнь «без креста и без хвоста» [2, с. 328]. Образ качелей в сне Артема, как нам кажется, указывает на невозможность обретения героем высшей истины.
Качели отсылают также к характерному для творчества Захара Прилепина мотиву детства [4]. Вспомним сцену, когда заключенные со страхом смотрят на чекиста с колокольчиком. Появление образа качелей предваряется использованием форм глаголов «раскачиваться», «шатнуться»: «Чекист раскачивался, и улыбка на его лице раскачивалась<…>. Нитка со свинцовой слезой на конце шатнулась<…>» [2, с. 553]. Логично возникающий в итоге образ качелей («Каждый на этой нитке качнулся, как на качелях, которые с размаху выбрасывали уже не в крапивную заросль, как в детстве, а в червивую глухонемую яму» [2, c. 553]) заставляет задуматься о беззащитности человека в мире жестокости (вспомним А.А. Блока, утверждавшего, что «человек в горе и в унижении становится ребёнком» [5, c. 212]). Светлый образ из мира детства в суровой реальности становится проводником в губительное пространство: яма «свидетельствует о провале, резком обрыве; попав туда, человек оказывается выбит из привычного мироощущения <…>» [6, с. 522]; емкие эпитеты «червивая», «глухонемая» свидетельствуют о безысходности сложившейся ситуации.
Как видим, образ качелей в романе многоплановый. С одной стороны, он создан с учетом традиционного для произведений З. Прилепина содержания этого образа, с другой – в нем прослеживается связь с традиционной культурой, с наследием русской литературы. Мотив качелей в «Обители» обогащается, поскольку функции, выполняемые им, расширяются. Если в предшествующем творчестве З. Прилепина с помощью образа качелей «утверждается радостное единство микрокосма человеческого тела и макрокосма Вселенной» [1, с. 330], то в «Обители» он наводит на размышления о том, что положениечеловекав мире не может оставаться неизменным: он всегда находится в поисках истины, постоянно делает выбор между добром и злом, между вечным и сиюминутным.
Мотив усыновления и образ Авазхана
В эпосе «Гороглы» одно из ведущих мест занимает образ Авазхана.
Каждое событие из жизнедеятельности Гороглы — эпического героя, определяющего движение событий, — имеет свое отношение и к Авазхану.
Известно, что Авазхан является традиционным героем-посредником. Однако до настоящего времени не получил своего полного освещения вопрос об усыновлении его со стороны Гороглы.
События, связанные с усыновлением Авазхана, занимают прочные позиции в репертуаре бахши Кавказа и Средней Азии [1, с. 74]. В отдельных версиях данный аспект приподнимается до уровня Рустама [3, с. 180].
Кстати, мотив усыновления представляет собой традиционное явление в эпосе.
По определению Дж. Фрезера, данное явление имеет древнейшие корни и связано с такого рода первобытными представлениями, как «второе рождение». Данный обычай, характеризующийся своими законами, проводится некоторыми племенами Африки в виде специального обряда, при котором бездетные люди берут на свое попечение чужого ребенка. При этом данного ребёнка проводят через подол женщины, который, добравшись до ее груди, прикладывается к ней. Затем его нарекали, а женщина, подобно роженице, испускала крики [7, с. 257].
Как пишет фольклорист С. Рузимбаев, в хорезмской версии после привода Авазхана проводится специальный обряд.
Ага Юнус пери проводит Авазхана через подол своего платья, потом через огонь, отгоняя злых духов [4, с. 132].
Разумеется, обряд, связанный с усыновлением ребёнка, в каждом регионе был связан с местными обычаями. Обряд усыновления Аваза в определенной мере подвергся локализации и имеет непосредственное отношение к обычаям зороастрийцев. Главное заключается в том, что обычаи, связанные с данным древнейшим обрядом, сохранились в определенной степени и в настоящее время.
Если обратиться к основным причинам усыновления Аваза, то данный мотив функционировал в эпосе в качестве древней традиции. К тому же второй причиной является бездетность Гороглы.
Известный ученый Х. Г. Короглы бездетность главного героя объясняет его женитьбой на пери. Поскольку, существует мнение, что в браке человека и пери ребёнок не рождается [3, с. 51]. Даже при своем рождении он был бы лишен человеческих качеств. Подтверждение этому нашло свое яркое выражение в образе Тепагуз из «Книги моего деда Коркуда» [2, с. 41–45].
Таким образом, Гороглы вынужден усыновлять ребёнка. Свою начальную эпическую деятельность Гороглы осуществляет с доставшимися ему в наследство от отца 40 джигитами и их предводителем Сафар Махрамом, который был в свое время подручным отца главного героя.
В свою очередь, следует отметить и тот факт, что у Гороглы отсутствуют братья и сёстры. И это неудивительно, поскольку его родители умерли до рождения Гороглы. Все эти факторы ставят перед главным героем проблему усыновления.
Согласно эпическим закономерностям, эпический герой должен обладать боевым конем, чудесным оружием. В то же время он должен иметь в качестве опоры брата, сестру или друга. Гороглы сначала становится обладателем боевого коня — Гирата, оружия. После этого ощущает связанную с дуализмом потребность в надежном друге. Данную потребность всесторонне дополняет образ Авазхана.
Согласно сведениям Б. А. Карриева, основанным на исторических источниках, Авазхан является одним из исторических личностей, участвовавших вместе с Короглы в восстании джалалидов [1, с.
17]. Несмотря на это, образ Авазхана из эпоса серьёзным образом отдалился от своего прототипа и представляет собой сформировавшийся на основе закономерностей эпического произведения действительный образ эпического героя.Деятельность образа Авазхана в эпосе полностью связана с боевыми действиями Гороглы. Он становится реальной опорой для Гороглы. Если в ряде случаев он вызволяет Гороглы из плена, то в большинстве случаев его самого Гороглы спасает от пленения.
В то же время в аспекте семейно-бытовых проблем между отцом и сыном возникает определенное недопонимание. Даже Аваз поворачивает на отца своё войско. Подобного рода эпизоды в эпосе М. Саидов оценивает как факты, имеющие жизненную основу [5, с. 136]. Действительно, в жизни немало негативных сторон. Конфликт между отцом и сыном также является естественным обстоятельством.
Следовательно, появление в эпосе образа Авазхана, помимо эпических закономерностей, обусловлено и реальными установками. Мотив усыновления, несмотря на свою древность, считается одним из традиционных мотивов, осуществивших поступательное движение в сторону реализма.
Кстати своеобразна и антропонимика дастанов, так как в каждом имени заключён смысл, и оно имеет свою семантику. Настоящее имя Гороглы-Равшан. Дал ему это имя дед, чтобы на старости лет был ему помощник-внук, и нужно его было беречь как зеницу ока. Но так как этот эпический герой был рождён в гробу, ему дают имя Гороглы. Гороглы-Равшан был бездетным, поэтому он усыновил двух мальчиков, которым дали имена Авазхан и Эрхасан. В переводе с тюркского «Эр Хасан» означает «смелый, отважный, бесстрашный». Что же касается имени Аваз, то оно связано с арабским словом «Эваз». В словаре оно истолковано как «залог, замена» [6, с. 16].
В произведениях Навои встречаются такие варианты имени, как Бадал, Эваз. Имя Уринбой (замена) давалось в случае, если предыдущий ребёнок был рождён и умер во младенчестве. Эквивалентом хорезмских имён Аваз и Уринбой было имя Бадалбой в Ферганской долине. Бадал также арабское слово. Буквально оно означает ребёнок, данный, посланный Богом взамен умершему ранее, перед ним.
В слове «Эйваз», звук «э» претерпев фонетические изменения, стал произноситься как звук «а», по законам хорезмского акающего диалекта (например, эрка — арка, экин — акин и др.).
Отец Аваза мясник Булдур был бездетным, несколько раз женат, но по милости Божьей, он стал отцом. Булдур назвал сына Авазом, так как он был милостью божьей, желанным ребёнком.
Гороглы также не мог иметь детей, поэтому ему посоветовали усыновить мальчика по имени Аваз. В результате долгих поисков, он был вынужден украсть сына мясника Булдура. Обычно, по канонам эпических произведений, существовала традиция имянаречения найденным, вымоленным детям. Но в эпосе Гороглы эта традиция нейтрализуется, так как мальчик был усыновлён до Гороглы.
Литература:
- Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кер-оглы у тюркоязычных народов, — М.: Вост. Лит., 1968.
- Книга деда Коркуда // Ёшлик. — Ташкент, 1988, № 7.
- Короглы Х. Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. — М.: Наука, 1983.
- Рузимбаев С. Специфика, типология и поэтика хорезмских дастанов (докт. дисс.) — Ташкент, 1990.
- Саидов М. Художественные особенности узбекского народного эпоса. –Т.: Фан, 1969.
- Толковый словарь узбекского языка. — Ташкент: Энциклопедия, 2008.
- Фрезер Дж. Фольклор в ветхом завете. — М.: ИПЛ., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): эпический герой, главный герой, имя, боевой конь, мотив усыновления, образ, отец, специальный обряд, эпос.
Мотив Картины | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
Motif Pictures | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos 97
- Степка фотосколков 683
- Группа людей 6
Узор
Текстура
Nature
Build Мексиканский округ
0011electronicsmicrochiptechnology
travel photographyafriquemarruecos
canadarivière mastigouche nordmandeville
detailsheritageHd pattern wallpapers
Texture backgroundsniederlande4374 zoutelande
suisseart designHd abstract wallpapers
north districthongkongsymbol
–––– –––– –––– – ––– – – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
gothic TowerPainshill Parkuk
Hd серые обоиtilelisboa
istriaHd water wallpapersripple
Hd blue wallpapersthailandurban
maharashtraindiaHd yellow wallpapers
architecturearch
mumbaiHd art wallpapersPaper backgrounds
indonesiabanyumasgubuk wuwu kembar
vitrailvitrauxHd windows wallpapers
Related collections
Motif
401 photos · Curated by Thea HdcМОТИФ ЛИСТА
576 фото · Куратор Susan H.New Motif
266 photos · Curated by Aubree BrownFood images & pictureschinese pastrieschinese food
motifsAbstract backgroundsHd christian wallpapers
Hd pattern wallpapersciudad de méxicodistrict fédéral
electronicsmicrochiptechnology
travel photographyafriquemarruecos
Hd blue wallpapersthailandurban
architecturearch
Texture backgroundsniederlande4374 zoutelande
0011
gothic towerpainshill parkuk
Hd gold wallpapershampton court palaceeast molesey
canadarivière mastigouche nordmandeville
mumbaiHd art wallpapersPaper backgrounds
indonesiabanyumasgubuk wuwu kembar
suisseart designHd abstract wallpapers
motifsAbstract backgroundsHd christian wallpapers
–––– ––– – –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Обои серые Hdtilelisboa
ISTRIAHD WATERPAPERPERPERPLEPLE
MAHARASHTRAINDIAHD Желтые обои
. 266 фото · Куратор: Обри Браун0011Hd узорные обои ciudad de méxicodistrict fédéral
Sam Field
gothic towerpainshill parkuk
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Samuel C.
Hd grey wallpaperstilelisboa
David Tip
Hd gold wallpapershampton court palaceeast molesey
Valentin Salja
istriaHd water wallpapersripple
Laura Ockel
electronicsmicrochiptechnology
Karim MANJRA
travel photographyafriquemarruecos
Olivier Bergeron
Hd blue wallpapersthailandurban
Marie-Michèle Bouchard
canadarivière mastigouche nordmandeville
Swati H. Das
maharashtraindiaHd yellow wallpapers
Danist Soh
architecturearch
Danist Soh
деталиНаследиеHd узор обои
Swati H. Das
МумбаиHD обоиБумажные фоны
Utsman Media
indonesiabanyumasgubuk wuwu kembar
Alexander Schimmeck
Texture backgroundsniederlande4374 zoutelande
Jossuha Théophile
vitrailvitrauxHd windows wallpapers
Valentine Bonafonte
suisseart designHd abstract wallpapers
Alexa Soh
Food images & pictureschinese pastrieschinese food
Александр Шимек
северный округ Гонконгсимвол
Danist Soh
мотивыАбстрактные фоныХристианские обои HD
Просмотр премиальных изображений на iStock | Скидка 20% на iStock
Unsplash logoСделай что-нибудь потрясающее
613.001 Мотив Стоковые фотографии и изображения
Seamless cubes vector background, lined box Repeating tile pattern, 3d Architecture and Construction, Geometry Design.PREMIUM
Seamless pattern in patchwork style. вышитый принт для ковра, текстиля, обоев, оберточной бумаги. этнические и племенные мотивы. ручная работа.ПРЕМИУМ
Мотивы индонезийского батика с характерными узорами растений и бабочекPREMIUM
Бесшовный узор в стиле ар-деко. абстрактный векторный фон. геометрическая изящная фактура.ПРЕМИУМ
Ночной Красноярск. Виноградовский мост через Енисей.ПРЕМИУМ
Орнамент булат золотой. старинные цветочные веточки, орнаменты в стиле барокко для украшения. элегантные элементы для роскошного декора. королевский цветочный абстрактный декор на черном векторе illustrationPREMIUM
Набор ретро богато украшенных старинных разделителей страниц и линий декора. векторная иллюстрация.ПРЕМИУМ
Бесшовный мраморный мокрый пульсирующий волнистый жидкий узор. ПРЕМИУМ
3d кубы, бесшовные узоры, набор векторных фонов, размерные блоки с подкладкой, архитектура и строительство, геометрические узоры. ПРЕМИУМ
Бесконечный узор с геометрическим мотивом, векторный декор. текстура зеленого гранита и золотых вкраплений. акварельный стиль. мраморность с естественными линиями. роскошный декоративный дизайн для ткани, печати, обоев. абстрактный векторный фон.ПРЕМИУМ
Абстрактный геометрический узор, вдохновленный коренным филиппинским племенем якан. Бесшовный узор идеально подходит для фонов, тканей, обоев и т.д.PREMIUM
Образец текстуры ткани акварелью, тушью, чернилами, растекающимися по ткани. праздничный бесшовный фон. векторная иллюстрация. epsPREMIUM
Этнический стиль маори для дизайна племенной татуировкиPREMIUM
Свиток в стиле барокко как элемент орнамента и графического дизайна со спиралями и векторным набором мотивов катящегося кругаPREMIUM
Великолепный набор мотивов в японском стилеPREMIUM
Точечный бесшовный изометрический геометрический узор, точки и линии, 3d-кубы, векторная плитка, фон, архитектура и строительство, дизайн обоев .PREMIUM
Набор золотых богато украшенных арабских окон, изолированных на белом. векторная иллюстрация. элемент дизайна рамадан карим, шаблон приглашения или открытки. арабская традиционная архитектура, красивый мотив арабески. ПРЕМИУМ
Рождественские колокольчики в клетку Buffalo на фоне музыкальной страницы. праздничный бесшовный фон. vector illustration.PREMIUM
Штрихи сформировали структуру треугольниковPREMIUM
Значок печати на шее. шейный кружевной модный принт. vector illustrationPREMIUM
Красивый художественный узор для традиционной одежды включает в себя батик узор.PREMIUM
Набор абстрактных рисованных геометрических простых минималистичных бесшовных узоров. горошек, полосы, волны, текстуры случайных символов. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ
Фон кожи леопарда для печати в абстрактном стиле. ПРЕМИУМ
Племенной узор (ассамский узор) северо-восточной Индии, который используется для текстильного дизайна в ассам гамоса, шелке муга или другом традиционном платье. Аналогично украинскому узору или русскому узору. ПРЕМИУМ
Векторная рука нарисованные ретро милые цветы и растения ботаническая иллюстрация мотив бесшовный повторяющийся узор цифровой файл произведение искусства домашний декор принт ткань текстильная тканьPREMIUM
Скалы в море и облачное небоPREMIUM
Векторный дамасский цветочный бордюр. PREMIUM
Индийская палатка с бесшовным узором. красивые цветы на синем фоне. печать с мелкими яркими цветами. дикий принт. бесшовные векторные текстуры. весенний букет.PREMIUM
Изменение климата в зеленую средуPREMIUM
Византийские традиционные исторические цветочные мотивы, узор. клип-арт, набор элементов для дизайна векторной иллюстрации в золотом и черном цветеPREMIUM
Круглые, овальные, прямоугольные винтажные викторианские, векторные рамки в стиле барокко. набор цветочных элегантных рамок illustrationPREMIUM
Абстрактный повторяющийся узор с различными геометрическими фигурами. смешайте стильную кожу животного тигра, жирафа, пятен леопарда и полосок зебры, змеи. экзотический декоративный орнамент джунглей из меха диких животных. ПРЕМИУМ
Бесшовный узор плетения, векторный линейный фон с тканой текстурой, текстильные вязаные повторяющиеся плиточные обои, идеальный упрощенный минимальный дизайн. ПРЕМИУМ
Прецизионная роза с дизайном в стиле арт-линии. татуировка мандалы для любителей женского искусства. вдохновляющие татуировки для спины, рук, шеи, рук, ног и тела. мандала — vectorPREMIUM
Декоративный декоративный набор. старинные цветочные разделители и бордюры королевский премиум стиль украшения вектор setPREMIUM
Вектор рисованной листья бесшовные модели. абстрактный модный цветочный фон. повторяемая текстура.PREMIUM
Этнический узор фона или обоев, ткани, платья.PREMIUM
Бесшовный модный модный случайный модный полосатый рисунок. ПРЕМИУМ
3d кубы бесшовный узор векторного фона, размерные блоки с подкладкой, архитектура и строительство, геометрический дизайн. татуировка черно-белая филигранная каллиграфия vectorPREMIUM
Сига, традиционный головной убор мужчины кадазан-дусун в штате Сабах.PREMIUM
Фрагмент исламской мечети. это старое архитектурное здание в центре марокканского города. есть красный кирпич. это красивый узор. ПРЕМИУМ
Изменение климата от засушливого к зеленой окружающей среде. ПРЕМИУМ
Цветок цветка японской сакуры. клип-арт, набор элементов для дизайна векторной иллюстрации в золотом и черном цветеPREMIUM
Великая мечеть Дивриги, построенная в период менгуек 13 века. сивас, турция.ПРЕМИУМ
Этнический стиль мода африканский бесшовный узор. традиционное геометрическое искусство с наивным уклоном. городские ткани разнообразие фьюжн фон. традиционная племенная плитка, обои.PREMIUM
Набор элементов тайского искусства, декоративные мотивы. этническое искусство, икона vectorPREMIUM
Византийские традиционные исторические мотивы животных, птиц, цветов и растений клип-арт, набор элементов для дизайна в золотых и черных векторных иллюстрациях.PREMIUM
Бесшовный узор со стилизованными декоративными цветами в стиле ретро, винтаж. якобинская вышивка. цветные векторные иллюстрации, изолированные на белом фоне. ПРЕМИУМ
Африканский бесшовный узор в этническом стиле. традиционное геометрическое искусство с наивным уклоном. городские ткани разнообразие фьюжн фон. традиционная племенная плитка, обои. PREMIUM
Набор векторных узоров в японском стиле. PREMIUM
Винтажный цветочный фон. бесшовные векторные шаблон для дизайна и модной печати. цветочный узор с маленькими коралловыми цветами на черном фоне. дикий стиль.ПРЕМИУМ
Элегантный цветочный узор из маленьких красных и розовых цветов. стиль свободы. цветочный бесшовный фон для модных принтов. дикий принт. бесшовные векторные текстуры. весенний букет.PREMIUM
Красочные и стильные свободы маленькие бум цветочные и луговые цветы бесшовный узорPREMIUM
Старинные каллиграфические элементы. декоративные рамки, цветочные разделители, бордюры. красивые завитки, раковины, украшенные мотивами и завитками. круглые, квадратные и прямоугольные рамки для открыток vectorPREMIUM
Роскошный золотой фон с водой в золоте и цветными чернилами. декоративное изображение для мероприятий, свадеб или элегантностиPREMIUM
Бесшовный узор с цветущим лугом в середине лета. растительный фон для моды, обоев, печати. много разных цветов на поле. модный цветочный векторный дизайнPREMIUM
Рамадан фон с золотой аркой, с золотым арабским узоромPREMIUM
Бесшовные изометрические линии геометрический узор, 3d кубы вектор мозаики фон, архитектура и строительство, дизайн обоев.PREMIUM
Векторный набор угловых кистей в современном и традиционном восточном стиле. элегантный цветочный орнамент. коллекция широких, узких границ для рамы, окантовки, границы, сертификата, книг, обложек, приглашений. ПРЕМИУМ
Акварельные чернила, чернила, кровотечение, образец текстуры ткани. ПРЕМИУМ
. Пионовая роза. выгравированы векторные цветочные ретро узор ботаники цветут. филигранный дизайн татуировки в стиле барокко. романтический весенний цветок японский свитокПРЕМИУМ
Бесшовный узор со стилизованными декоративными цветами в стиле ретро, винтаж. якобинская вышивка. цветная векторная иллюстрация на шоколадно-коричневом фоне. ПРЕМИУМ
Бесшовный красочный пэчворк в турецком стиле. ручной обращается фон. плитка азулежу в стиле пэчворк. португальский и испанский декор. ислам, арабский, индийский, османский мотив. идеально подходит для печати на ткани или бумаге. ПРЕМИУМ
Геометрический абстрактный бесшовный узор с черно-белыми простыми элементами геометрии, фон обоев в стиле ретро 70-х, плитка в конструктивном стиле Баухаус. ПРЕМИУМ
Коллекция бесшовных узоров. набор фонов геометрический дизайн. повторяющиеся чешуйки, мотив шевроны. комплект для геопечати. классические восточные этнические орнаменты. векторный альбом для вырезок цифровая бумага, абстрактные обои PREMIUM
Элегантный цветочный узор из маленьких белых, голубых и розовых цветов. стиль свободы. цветочный бесшовный фон для модных принтов. дикий принт. бесшовные векторные текстуры. весенний букет.ПРЕМИУМ
Симпатичный цветочный узор в маленьком цветке. дикий принт. мотивы разбросаны хаотично. бесшовные векторные текстуры. элегантный шаблон для модных принтов. печать с мелкими белыми цветами. темно-зеленый фон.ПРЕМИУМ
Винтажная барочная викторианская рамка бордюр цветочный орнамент лист свиток гравировка ретро цветочный узор декоративный дизайн татуировка черно-белая японская филигрань каллиграфия вектор геральдический вихрьPREMIUM
Рождественский мотив со звездным оленем на синем абстрактном фоне — красочная иллюстрация, векторPREMIUM
Цветочный винтажный свиток барокко викторианский рамка бордюр роза пион цветочный орнамент лист гравировка ретро узор декоративный дизайн татуировка черно-белая филигрань каллиграфический векторПРЕМИУМ
Изменение климата на зеленую окружающую среду. ПРЕМИУМ
Бесшовный красочный пэчворк в турецком стиле. ручной обращается фон. плитка азулежу в стиле пэчворк. португальский и испанский декор. ислам, арабский, индийский, османский мотив. идеально подходит для печати на ткани или бумаге. PREMIUM
Бесшовные изометрические линии, геометрический узор, 3d кубы, векторная мозаика фона, архитектура и строительство, дизайн обоев. PREMIUM
Абстрактная ацтекская рамка. черные круглые рамки с племенными узорами. векторная иллюстрация. шаблон границы.ПРЕМИУМ
Пунктирная линия абстрактный бесшовный узор. повторяющиеся волнистые полосы текстуры. ПРЕМИУМ
Вертикальные цветочные бордюры и разделительные рамки, цветочный орнамент, векторный винтажный орнамент. бордюры с цветочными линиями и разделители с завитушками или филигранная декоративная филигрань для углов свадьбы или сертификата. ПРЕМИУМ
Бесшовный узор в стиле пэчворк. этнические и племенные мотивы. ручная работа.ПРЕМИУМ
Этнические бесшовные узоры. набор ацтекских геометрических фонов. коллекция стильной ткани навахо. племенная современная абстрактная векторная иллюстрация. ПРЕМИУМ
Рисунок португальской керамической плитки азулежу. этнический народный орнамент. средиземноморский традиционный орнамент. итальянская керамика, мексиканская талавера или испанская майолика. ПРЕМИУМ
Винтажная барочная цветочная рамка бордюр викторианский цветочный орнамент свиток с гравировкой ретро узор декоративный дизайн татуировка черно-белая филигрань каллиграфический вектор геральдический щит вихревой лист монограммаПРЕМИУМ
Векторный набор круглых синих рамок в традиционном и современном стиле греческий стиль, изолированные на белом фоне. круг граничит с греческим меандровым узором. для дизайна и оформления тарелок, открыток, баннеровPREMIUM
Этнический бесшовный рисунок с африканским принтом. векторная иллюстрация яркий цветPREMIUM
Бесшовный яркий узор с красочными мандалами в восточном стиле.PREMIUM
Акварельный лимонный орнамент бесшовный узор, фруктовая ручная рисованная желтая и синяя текстура печати. винтажные летние обои.PREMIUM
Круглый узор пейсли, элемент вектора круга в индийском стилеPREMIUM
Бандана с принтом. вектор бесшовные модели с орнаментом пейсли. шелковый шейный платок или косынка. цветочный старинный фон. азиатский текстиль. племенная текстура. богемный стиль. индийский мотив.PREMIUM
Индонезийский праздник день батика illustration.translation: 02 октября, счастливый национальный день батика. подходит для поздравительных открыток, плакатов и баннеров. PREMIUM
Бесшовный узор с розами. белые цветы, листья на черном фоне. абстрактный монохромный узорPREMIUM
Картинка со скалами в море и облачным небомPREMIUM
Абстрактная цветная круглая геометрия образует бесшовный узор.