Понятие мотива
Взгляды психологов на сущность мотива существенно разнятся. Однако, несмотря на разнообразие мнений, в основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив как на побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояния.
Мотив как потребность
Как уже отмечалось, многими психологами потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека.
Трактовка потребности как мотива происходит прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность. В качестве обоснования этой точки зрения обычно приводятся следующие умозаключения:
- как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (нужды), начинается активность организма, направленная на высвобождение и трату энергии;
- чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение.
Поэтому в случае, когда условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия возрастает и проявляется во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «общей» активности человека.
Вместе с тем ряд исследований доказывает, что:
- потребностное напряжение не влияет на изменение активности, а вызывает лишь снижение порога ответа на внешние стимулы;
- может наблюдаться стабилизация либо снижение активности при повышении потребностного напряжения и увеличение активности лишь в ответ на внешнюю ситуацию;
- может происходить не только снижение общей активности, но и изменение ее структуры. На основании чего Ж. Нюттен (1975) высказал мнение, что активность, вероятно, никогда не является «общей», «ненаправленной»;
- активность скорее всего вызывается лишь определенным стимулом и наличными, находящимися под рукой способами действия с ним.
Таким образом, из изложенного выше следует, что потребность (нужда) часто не приводит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. При этом возникает состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский), отражающее появление доминантного очага возбуждения в соответствующих мозговых центрах.
Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности)
Цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Поэтому целью могут являться как предмет, объект, так и действие.
Предмет удовлетворения потребности рассматривают как цель тогда, когда предметы становятся объектами желаний и возможными целями действий субъекта, когда он включает их в практическое осознание своего отношения к потребности (С.Л. Рубинштейн, 1946). Примерно эту же точку зрения имел в виду А.Н. Леонтьев и сторонники, когда отстаивали представление о предмете, способном удовлетворить потребность, как о мотиве. В частности, А.Н. Леонтьев (1972) подчеркивал,
По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает именно предмет, объект. Более того, «опредмечивание потребности» придает этому побуждению смысл. В итоге, по существу, побудителем деятельности выступает как бы не сам предмет, а его значение для человека. Исходя из этого, становится понятной идея о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия (вследствие пробуждения к нему интереса), получение от него удовольствия. Подобную точку зрения высказывал и Г. Олпорт (1937), когда формулировал принцип функциональной автономии: первоначально инструментала ные действия, выполняющие вспомогательную роль как средства, могут приобретать самостоятельную (интринсивную) привлекательность.
По существу, речь идет о приобретении действием самостоятельного смысла (и поэтому точнее было бы сказать, что на цель сдвигается не мотив, а смысл).Схожую позицию занимает также и С.П. Манукян (1984), утверждая, что определенные предметы и явления (объекты) связывают потребность с конкретным предметным содержанием. Это содержание каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или, образ предмета по каким-то причинам воспроизводится в сознании. Значит, делает вывод С.П. Манукян, не собственно сама потребность вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, а предмет потребности или его образ.
Мотив как побуждение
Многими психологами мотив трактуется как побудительная (движущая) сила, как побуждение. Такое расширенное толкование понятия привело к тому, что за мотив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали именоваться любые стимулы, а слова «побудитель» и «побуждение» стали синонимами. При этом в качестве мотива рассматриваются как внешние стимулы, так и объекты, лишь представляемые или воображаемые. Таким образом, побудителей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (например, боль).
В западной психологии распространенным решением вопроса такого деления является различение способа (как?) и причины (почему?) поведения: к мотивации относят только причины. Считается, что мотивация отвечает за стратегическую направленность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактическая реализация определяются не причиной, а опытом и научением.
Другим важным моментом детерминации является разграничение побуждения и стимула. Детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Только после этого у человека может появиться желание или осознание необходимости реагировать на стимул тем или иным способом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого считается, что мотив — это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредствованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, т. е. собственно мотив.
Мотив как намерение
К. Левин (1969) понимал намерение как такой волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым действием, а чисто условно-рефлекторным. Если, например, человек решает выполнить какое-либо действие, то он устанавливает соответствующую связь между предметом (объектом) и своим действием. В этом случае намерение похоже на потребность (он называет ее квазипотребностью). Созданная связь дальше будет действовать автоматически, на манер естественной потребности.
Намеренность и основывается на том, пишет К. Левин, чтобы создать действие, вытекающее из непосредственного требования вещей (окружающего поля).Л.И. Божович намерения рассматривала в качестве побудителей поведения в тех случаях, когда принимаются решения. При этом она отмечает, что намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют ряда промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы. В этом случае они выступают в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей.
Достаточно распространено мнение о том, что намерение формируется тогда, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, и что оно является результатом влияния потребности, с одной стороны, и интеллектуальной активности человека (связанной с осознанием средств достижения цели) — с другой. Таким образом, в намерении подчеркивается интеллектуальная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию человеком решения.
Хотя ни в одной работе намерение не отождествляется прямо с мотивом и не рассматривается их соотношение, признание за намерением побудительной силы указывает на то, что оно самым тесным образом связано с мотивацией и мотивом. Намерение подчеркивает устремление человека в будущее, его замысел, предположение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения. И наоборот, если человек сделал что-то без всякого намерения (т. е. без определенной цели, неумышленно, ненарочно, случайно), то это указывает на отсутствие предварительного осмысления действия и его последствий. Таким образом, в намерении наиболее ярко проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер.
Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)
В западной психологии бытует точка зрения, что мотив — это устойчивые характеристики личности. Устойчивые (диспози-ционные) и переменные факторы мотивации (М. Мадсен, 1959), устойчивые и функциональные переменные (Г.
Мюррей, 1938), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотива и мотивации. Считается, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) принимают участие в формировании конкретного мотива. Ряд отечественных психологов (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности.Многие личностные свойства (диспозиции) часто сами являются потребностями, например стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впечатлениях, либидо, потребность в самосохранении, в знаниях, стремление к самоуважению, творчеству, художественная потребность. В то же время устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения, т.
Мотив как состояние
Такой подход предлагает мотивом называть особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать. Е.Р. Хилгард (1957) считает, что мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готовность к началу или продолжению определенного поведения Некоторые авторы за мотивы принимает эмоции, ведь они по существу тоже являются состояниями.
Конечно, трудно оспаривать мнение, что побуждение к действию или поступку может быть обусловлено возникновением того или иного состояния. Ведь переживание нужды (как одного из компонентов потребности личности) также является состоянием, и именно это переживание дает толчок к проявлению человеком психической и физической активности. Однако свести мотив только к состоянию так же неправомерно, как и принять за мотив нужду.
Мотив как формулировка
В распространенном определении мотива как психического процесса, который изнутри стимулирует человека к постановке цели и принятию соответствующих средств действия, К Обуховский (1972) заменил слово «процесс» словом «формулировка». С его точки зрения, мотив -это формулировка цели и средств. Он намеренно сужает понятие «мотив», не включая в него побудительные факторы, связанные с состоянием напряжения как следствием потребности. За мотивом оставляется только содержательная сторона (мотив как довод, аргумент, который может быть приведен и другим человеком, поэтому мотив можно внушить). К. Обуховский (1972) рассматривает мотив как фактор, который дает возможность человеку сформулировать решение о начале деятельности. Если человек не сформулировал мотив совершенного или совершаемого действия, это практически означает только то, что он не имел мотива действия и, следовательно, действие его было немотивированным. Таким образом, формулировка помогает человеку уяснить цель действия и дает возможность принять решение о начале действия.
Несомненным достоинством точки зрения К. Обуховского на мотив является то, что она акцентирует внимание на осознанности цели и средств ее достижения, и это сближает ее с пониманием В. Н. Мясищевым (1957), И.В. Имедадзе (1989) и другими авторами мотива как основания своего действия и поступка. Однако нельзя не видеть и ограниченность такого понимания мотива только как толкования, объяснения причины действия, лишенного энергетического потенциала.
Мотив как удовлетворенность
Удовлетворенность в качестве мотива рассматривалась В.Г. Асеевым (1976), А.Г. Ковалевым (1969) иП.М. Якобсоном (1969).
Удовлетворенность следует отличать от понятия «удовлетворение». Удовлетворение является следствием достижения цели — удовлетворения потребности. Удовлетворение — это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива. Поэтому удовлетворение не может быть ни самим мотивом, ни влиять на его формирование, как следствие не может быть причиной самого себя.
Под удовлетворенностью понимается отношение к выполняемой деятельности, образу жизни. Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением, а неудовлетворенность — отрицательным. На основании положительного отношения к своей деятельности человек имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Таким образом, удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности, но не более того. Удовлетворенность, скорее, усиливает мотив, а не является его непосредственным побудителем. Она может служить основанием, т. е. содержательной стороной мотива, объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время. Однако мотивирующее воздействие удовлетворенность оказывает не всегда. Например, самоуспокоенность достигнутым результатом может снижать силу мотива.
Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что мотивация — это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.
Мотив и мотивация
Деятельность человека на производстве можно рассматривать в нескольких аспектах:
С одной стороны, человек, обладая определёнными способностями и профессиональными навыками, является субъектом трудового процесса, подчиняется нормам и требованиям, принятым в данной организации.
С другой стороны, он как активный и относительно автономный агент производства самостоятельно принимает решения, выбирает линию поведения на производстве.
Отражая различные компоненты производственной среды в своём сознании, индивид соотносит их со своими потребностями и способностями и выбирает собственную линию трудового поведения.
Побудительную силу, оказывающую влияние на выбор того или иного типа поведения, принято называть мотивом, а процесс формирования мотива — мотивацией.
Существует в научной литературе следующие определения мотива и мотивации.
Большее количество авторов относят к мотивации всё то, что побуждает реально совершаемую активность. К.Обуховский определяет мотив как «вербализацию цели и программы, дающую возможность данному лицу начать определённую деятельность»,
Х.Хекхаузен мотивом считает желаемое целевое состояние в рамках отношений «индивид-среда», мотивацией — всё то, что «объясняет целенаправленность действия»
В.Ковалёв определяет мотивы как «осознанные, являющиеся свойством личности побуждения деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей». При этом побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребностей.
С.Б. Каверин в своей монографии «Мотивация труда» утверждает, что «мотив — это образ успешно завершённого действия по реализации потребности».
Есть взгляд и такой, в определении мотива должно быть отражено то, что действия индивида следуют из его собственного способа понимания действительности.
Поэтому в настоящем исследовании используется следующее определение мотива:
«Мотив — это совокупность приёмов объяснения и обоснования действия человека». В содержание мотива включается объяснение индивидом внешних обстоятельств и воздействий и выработка понятий и представлений о них, а также на этой основе — выработка стратегии собственного поведения.
Субъективной основой, внутренним источником мотивирования выступают потребности людей.
Объективная сторона мотивирования — внешняя для субъекта реальность, любой её фрагмент, достижение которого оказалось для этого субъекта целью, стало предметом его потребности.
Есть ли у них скрытый мотив? | |
Я должен признаться, есть скрытый мотив моего сегодняшнего визита помимо содержимого моей проповеди. | |
В отличии от того мерзавца, скрытый мотив которого — это обмануть такого бедного и наивного ребёнка, как ты. | |
У вас есть здесь некий скрытый мотив? | |
У этого приглашения был и скрытый мотив. | |
Ты действительно думаешь, у меня есть скрытый мотив, и я манипулирую тобой? | |
Я предполагаю. .. у вас есть скрытый мотив для этой затеи. | |
Орсон, почему ты думаешь, что у нее есть скрытый мотив? | |
Но что, если здесь есть скрытый мотив? | |
Ты считаешь, что у меня есть скрытый мотив. | |
А я наконец открою скрытый мотив.. своего адского возвращения в Мистик Фоллс | |
У всех, с кем вы имели дело, был скрытый мотив, а вы гордитесь тем, что умеете его разнюхать. | |
Именно тогда Гомер вырывается из своей ловушки из-за летучих мышей, жующих его ногу, и внезапно обнаруживает, что у него был скрытый мотив для того, чтобы привести семью в пещеры. | |
У Фокса был скрытый мотив: он хотел, чтобы флот был свободен от господства армии. | |
Нейт начинает роман с пожилой женщиной, Дианой Пейн, у которой может быть скрытый мотив для того, чтобы быть с Нейтом. | |
На самом деле у Умэдзаки был скрытый мотив для встречи с Холмсом. | |
Однако у Гарри есть скрытый мотив, основанный на его стремлении защитить Лили и своего ребенка. | |
Григорий отвергает любое понятие бескорыстного альтруизма и уверен, что у пришельцев есть скрытый мотив, лежащий в основе их действий. | |
Другие результаты | |
Неважно, как хитро его скрыть, методы и процесс выдадут мотив. | |
Подрывник хотел, чтобы его атаки выглядели случайными, чтобы скрыть свой настоящий мотив. | |
У меня нет скрытого мотива… | |
Никакого интереса к изяществу и тёмным мотивам скрытного убийцы? | |
Руководствуясь скрытыми мотивами, тайваньские власти побудили небольшую группу стран превратить ОТРС в политический вопрос. | |
Кто-то со скрытыми мотивами намеренно подставляет принца Инь, чтобы тот начал переворот. | |
Я обвинил тебя в скрытых мотивах по отношению к ребенку | |
Различные люди размышляли о скрытых мотивах и возможностях проекта. | |
Они считали, что война всегда имеет скрытую экономическую мотивацию. | |
Мотивация состояла в том, чтобы скрыть дискуссии, чтобы участники DRN не видели их. | |
Абсолютно убежденный, что была некая сила скрытая от остальных, которая мотивировала и вела их. | |
Другими словами, люди, которые исповедуют конфабуляцию, мотивированы на это, потому что у них есть пробелы в памяти, которые они хотят заполнить и скрыть. |
Что такое мотив, понятие и виды. Мотивация как составная часть мотива.
Мотив – потребность, необходимость совершения определенных действий физическим лицом. Практически любое деяние и поведение имеет основой наличие у человека, его совершившего, психологической потребности в его совершении.
Мотивация – система мотивов, заключается в побуждение человека совершить какое-либо действие, или достигнуть определенной цели. Мотив и мотивация – одни из важнейших (краеугольных) предметов изучения в психологии. Существуют различные классификации мотивов и мотивации, которые зависят от различных сфер применения и их изучения.
К ним можно отнести
Внутренняя мотивация – внутреннее побуждение индивида совершить определенное действие (интересы, потребности и т.д.).
Внешняя мотивация — внешнее воздействие на поведение индивида, путем склонения или принуждения совершить определенный поступок (или наоборот не совершать определенное действие) направленное на достижение желаемой цели.
В настоящей статье мы постараемся рассмотреть правовые аспекты мотивов поведения физических лиц, их влияния на квалификацию совершенного деяния, степень общественной опасности и прочие особенности мотивации поведения.
Некоторые из законодательных актов в нашей стране носят запретительный характер, т.е. принудительно запрещают совершать те или иные действия, а в случае их нарушения устанавливают за этот проступок размеры и виды наказания.
Но как же определить, является ли поступок запрещенным нормами права или его совершение не запрещено действующим законодательством? Для этого необходимо квалифицировать деяние.
Правила квалификации деяний
Квалификация – это значит определить, под какую из числа действующих норм права подпадает рассматриваемое деяние, а также дать ему юридическую оценку с позиций действующего законодательства. Если деяние (совершенное, совершаемое или которое может быть совершено в будущем) является нарушением действующего законодательства, то оно должно в обязательном порядке содержать состав преступления (правонарушения). Наличие состава правонарушения (преступления) позволяет отделить такое деяние от ненаказуемых поступков.
Состав правонарушения — это совокупность предусмотренных действующим законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как нарушение действующих норм права. Состав любого правонарушения имеет четыре обязательных составляющих:
объект,
объективная сторона,
субъект,
субъективная сторона.
Мотив является составной частью субъективной стороны.
Субъективная сторона — психическая деятельность нарушителя, непосредственно связанная с осознанием совершаемого деяния и характеризуется наличием мотива, цели и вины. Исследуемая потребность в разрезе состава преступления и составляющем субъективной стороны можно охарактеризовать как выраженные определенными потребностями и интересами внутренние стимулы субъекта, которые вызвали у него осознанное желание совершить правонарушение.
Правовое определения мотива
Он всегда связан с целью. Мотив определяет поведение физического лица. Он отвечает на вопрос, почему субъект совершает тот или иной поступок. Цель поступка показывает конечное стремление, то есть к чему лицо, его совершающее стремится.
Мотивами совершения того или иного правонарушения могут являться различные факторы.
Различная мотивация поступков существенно влияет на понимание правонарушителем сущности своего поступка, его общественной опасности, собственное отношение к событию, что, в конечном счете, оказывает огромное влияние на квалификацию деяния и назначения вида и объема наказания, либо признания в поступке отсутствия состава правонарушения (преступления), то есть установления истины по делу.
Он прочно связан с личностью правонарушителя, его внутренним миром, социально-психологическим состоянием как до, так и в момент совершения квалифицируемого поступка.
Необходимость выяснения мотивов поведения участников преступления (правонарушения) как на стадии предварительного расследования (рассмотрения) так и в судебном процессе выражена в персонализации наказания.
То есть каждому деянию дается своя индивидуальная оценка с точки зрения степени, объема и вины в нарушении законодательства, наличия или отсутствия отягчающих и смягчающих обстоятельств дела, что к конечном счете влияет на вид, размер наказания.
Роль мотива в причинно-следственной связи
Не маловажную роль мотив играет в научном изучении причин наличия в обществе фактов способствующих совершению тех или иных деяний. Правильное установление причин и условий, влияющих на совершение правонарушений, позволяет провести профилактические мероприятия с целью недопущения их совершения в будущем.
Рассмотренные выше составные части мотивации поведения физических лиц лишь в общих чертах характеризуют мотивы поведения в правовом поле. Существуют особенности мотивов поведения при совершении уголовно наказуемых преступлений, административных правонарушений в рамках административного права и других деяний, о которых мы постараемся более детально рассмотреть в других статьях, размещенных на нашем ресурсе в разделе «Вопрос-ответ».
Наш информационный портал посвящен различным аспектам юридической деятельности. Также, Вы можете найти более тысячи документов гражданско-правового характера, размещенных в открытом доступе на нашем сайте. Если Вы нуждаетесь в юридической помощи, обращайтесь к нам, и мы постараемся Вам помочь.
Этот договор может быть Вам полезен:
Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления
Статья носит обзорный характер и представляет собой результат систематизации материалов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Авторы представили подходы российских и зарубежных исследователей к определению понятия «мотивация», а также рассмотрели содержательный аспект мотивации как процесса.
Ключевые слова:мотивация, мотив, потребность, стимул, внешнее и внутреннее вознаграждение.
Достойные цели, перспективные планы, верные решения, хорошая организация станут неэффективными без обеспечения мотивации — заинтересованности исполнителей в их реализации, потому что сущность менеджмента — это «достижение результата при помощи других людей [16]». Как гласит один из постулатов управления, «единственный способ заставить человека сделать что-либо — это сделать так, чтобы он сам этого захотел [8]».
Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента. Набор базовых функций представлен на рис. 1.
Рис. 1. Базовые функции менеджмента
Индивидуальная производительность, а так же эффективность работы организации в целом находится в прямой и довольно очевидной зависимости от степени мотивированности сотрудников. Мотивация может компенсировать многие недочеты в других функциях, к примеру, недостатки в планировании, организации, контроле. Впрочем, слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать и восполнить. В силу этого важнейшей функцией руководителя является мотивирование исполнителей: создание, становление и поддержание мотивации сотрудников.
Четкого и общепринятого определения понятия мотивации не существует. Различные авторы характеризуют мотивацию с учетом специфики научного направления.
Само слово «мотив» происходит от лат. moveo — «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [6, с. 65].
В широком смысле, мотив — это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, эталоны и т. п. [11, с. 7].
Мотив, как основа мотивации, по убеждению профессора Виханского О. С., находится внутри человека [4, с. 35]. Другими словами, мотив — это совершенный образ во внутреннем плане сознания человека, но это не просто безупречное представление, а энергетически насыщенный образ важного, потребностно-значимого предмета [2, с. 105].
В социологическом словаре понятие «мотивация» рассматривается как: 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка всевозможных моделей поведения, их предполагаемых итогов и формирования на данной базе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта [3]. Экономический словарь трактует понятие «мотивация», как внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и методы его инициирования, побуждения [12, с. 58].
Рассмотрим содержание понятия «мотивация» с позиции отечественных исследователей.
По мнению Уткина Э. А., «мотивация — это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации [17, с. 145]». Зайцев Г. Г. дает следующее определение понятию мотивации: «мотивация — это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности [5, с. 58]». Представляет интерес подход к определению мотивации как процесса, российского исследователя Сергеева А. М., который считает, что «мотивация — это процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности [13, с. 75]».
В представленных определениях российских исследователей мотив характеризуется двумя составными элементами: деятельность и направленность.
В свою очередь зарубежные исследователи Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури под мотивацией считали «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения собственных целей или целей организации [9, с. 338]».
Таким образом, проведя анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к определению научной дефиниции «мотивация», можно констатировать: определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются функциональные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны — побуждение, навязанное извне, а с другой стороны — самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников — значит затронуть их значимые интересы, актуализированные потребности в чем-либо.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить с помощью набора понятий, которые выделяет Страхова О. А.: потребности, стимулы, мотивы, вознаграждение [15, с. 57]. Рассмотрим содержание данных понятий.
Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребности — это различные виды «нехватки» чего-либо, определенные человеком в конкретный промежуток времени. Потребности могут быть физиологического (например, потребность в еде), психологического (например, потребность в самоутверждении) или социального свойства (потребность в социальном общении) [7, с. 184]. Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и вследствие этого будет стремиться отыскать средства удовлетворения потребности. Устраненная (удовлетворенная) потребность пропадает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом изменяя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности считаются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности. Осмысленная и сформулированная человеком потребность не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. По мнению Патрахиной Т. Н., для этого необходимо конкретное условие — наличие довольно сильного стремления поменять ситуацию, удовлетворить потребность (хочу…) на уровне ощущений. Это условие считается главным и определяет направление усилий для ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для воплощения действий и развития возможностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу…) [10, с. 96].
Стимул — это ведущий элемент управления человеческими ресурсами организации, являющийся внешним побуждением к деятельности. Как раз стимулы переводят потребности и интересы в мотивы, т. е. в личностную смысловую причину действий, собственную заинтересованность [14, с. 8]. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, воздействие других людей, обязательства и обещания, предоставляемые возможности, т. е. то, что желал бы получить человек за конкретные действия. Но побуждение к действиям может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Тут источником побуждения считается мотивационная структура индивида, которая складывается под воздействием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с проблемой или задачей, к примеру, мотив достижения, познания и т. п.
Мотив — это то, что вызывает конкретные действия, вызванные личными потребностями, чувствами, убеждениями человека [18]. Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации, как внешним действием, так и внутренней мотивационной структурой. Например, интерес, как мотив, может быть порожден природным любопытством и/или опытными действиями руководителя. Мотив заставляет человека действовать, с целью удовлетворить потребности. Поведение человека приводит к определенному результату, который подвергается оценке. Человек склонен рассматривать ситуации взаимодействия (а работа как раз такой тип отношений — взаимодействие работодателя и работника) как обмен. Старания, количество и качество труда имеют все шансы быть обменены на значимое для работника вознаграждение.
Вознаграждения — это все то, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а значит, и различны оценки вознаграждения и его условной ценности [4, с. 150]. То, что один человек считает ценным вознаграждением, для иного может быть, безусловно, бесполезным. Исследователи различают два типа вознаграждений: внутреннее и внешнее [1, с. 142]. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполненной работы, самоуважение, общение. Внутреннее вознаграждение может быть обеспеченно созданием надлежащих условий работы, четкой постановкой задачи. Внешнее вознаграждение предоставляется организацией. Это, прежде всего, заработная плата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвала и признание, а также вспомогательные выплаты. Вознаграждения должны быть как моральными, так и материальными [13, с. 107].
Таким образом, мотивация деятельности человека, изучив сущность и содержание понятия «мотивация» с позиции справочных изданий, а также с позиции российских и зарубежных исследователей, можно констатировать, что мотивация представляет собой сложный процесс: от появления потребности через ее «опредмечивание» и действие к достижению цели, удовлетворению потребности. Мотивация как процесс, включает потребности, стимулы, мотивы, вознаграждение.
Литература:
1. Андреева, И.В., Кошелева, С.В., Спивак, В. А. Управление персоналом. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 224 с.
2. Анисимов, О. С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород.: 1990. — 334 с.
3. Большой словарь по социологии. URL: www.rusword.com.ua (дата обращения: 05.02.2015).
4. Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.
5. Зайцев, Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Зайцев, С. Файбушевич. — СПб.: Питер, 2008. — 248 с.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
7. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 272 с.
8. Книги для всех. URL: http://lib4all.ru/base/B3582/B3582Part27–143.php (дата обращения: 01.02.2015).
9. Мескон, Майкл Х., Альберт, Майкл, Хедоури, Франклин. Основы менеджмента. 3-е издание: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008. — 672 с.
10. Патрахина, Т. Н. Управление персоналом: отбор, обучение, мотивация: учебно-методическое пособие / Т. Н. Патрахина. — Нижневартовск: НГГУ, 2009. — 179 с.
11. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2008. — 368 с.
12. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
13. Сергеев, А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / А. М. Сергеев. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.
14. Соломанидина, Т.О., Соломанидин, В. Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. — 128 с.
15. Страхова, О. А. Организационное поведение: лидерство и личная эффективность руководителя: учеб. пособие / О. А. Страхова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 168 с.
16. Студопедия. URL: http://studopedia.ru/2_35466_lektsiya—menedzhment-sushchnost-funktsii-i-printsipi.html (дата обращения: 01.02.2015).
17. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. — М.: ЭКМОС, 2007. — 235 с.
18. Энциклопедия экономиста. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html (дата обращения: 10.02.2015).
Чем отличается мотив от потребности
И мотив, и потребность играют роль внутренних регуляторов поведения. Некоторые даже ошибочно полагают, что названные понятия обозначают одно и то же. Чтобы иметь верные представления по данному вопросу, рассмотрим, чем отличается мотив от потребности.
- Определение
- Сравнение
Определение
Мотив – это то, что подталкивает человека к каким-либо действиям, делает его активность осмысленной и целенаправленной. Мотив представляет собой специфические переживания, которые сопровождаются эмоциями: положительными (связанными с ожиданием достижения цели) либо отрицательными (вызванными неудовлетворенностью настоящим положением).
Потребность – состояние, при котором человек нуждается в чем-либо, способном обеспечивать его нормальное существование и развитие как на физиологическом, так и на психологическом уровне. Неудовлетворенные потребности становятся причиной появления напряжения и дискомфорта, усиливающихся, если ситуация не меняется. Удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоции. Потребности обуславливают избирательность восприятия действительности – свое внимание человек сосредотачивает именно на объектах, помогающих утолить его индивидуальные нужды.
к содержанию ↑Сравнение
В качестве примера, помогающего увидеть, в чем разница между мотивом и потребностью, можно привести следующий: ощущение недостатка пищи является потребностью, а желание утолить голод уже выступает как мотив и побуждает человека совершать определенные действия.
Мотив не бывает без цели. Потребность же – это общее состояние, которое не всегда следует считать целенаправленным. Мотив напрямую влияет на поведение человека, его стремления. Потребность в данный момент способна существовать, но при этом необязательно, что активность человека будет связана именно с ее удовлетворением.
Отличие мотива от потребности заключается в том, что из них является первичным. Так, потребности можно назвать энергетическими первоисточниками поведения. Мотивы – психологические субъективные образования, начинающие и поддерживающие деятельность индивида, направленную на удовлетворение существующих у него потребностей.
Понятие «мотивация персонала» и его сущность
Существует несколько определений термина «мотивации персонала», например, Зайцев Г. Г. дает следующее определение: «Мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» . Автор М. Мескон определяет мотивацию как совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим направлением деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность . Эти мотивы заставляют человека осознанно или неосознанно совершать определенные поступки. При этом различные люди могут реагировать по-разному на аналогичные действия.
Для практического применения в организации понятие «мотивация» можно определить как набор приемов и инструментов, способных удовлетворить потребности сотрудников и используемых руководством в целях направления внутренних движущих сил (мотивов) персонала на достижение поставленных результатов.Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для деятельности человека. Существуют биологические и социальные потребности. Биологическими являются потребности человека в воздухе, воде, пище, продолжении рода и др. Социальные потребности связаны с принадлежностью человека к человеческому роду, обществу, социальной общности и группе. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно.
Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, для устранения определенной потребности у различных людей могут быть совершенно разные мотивы.
Итак, сущность мотивации заключается, прежде всего, в процессе, который происходит в человеке и направляет его на реализацию поставленных задач. На мотивацию персонала влияют разные стимулы, как материальные, так и не материальны, например, система льгот, уровень заработной платы, бонусное распределение, условия труда, отношения в коллективе, признание со стороны окружающих, возможности карьерного роста, интерес к содержанию работы, желание развиваться и т. п.
Материальные методы стимулирования являются наиболее мощными и чаще всего используются руководителями. В настоящее время большинство организаций используют традиционные виды оплаты труда (оклад). Однако в целях повышения эффективности выполнения задач сотрудниками рекомендуется применять прогрессивные системы оплаты труда, с помощью которых можно наиболее полно учесть участие каждого отдельного сотрудника работников в совместном труде и достижении целей организации. Это позволит повысить заинтересованность и удовлетворенность от работы работников и эффективность деятельности организации в целом.
К нематериальным формам мотивации можно отнести:
• наличие социального пакета;
• возможности обучения и развития за счет компании;
• организационное стимулирование;
• корпоративная культура;
• моральное стимулирование;
• стимулирование с помощью выбора графика работы и т.п.
Нематериальное стимулирование способствует сплоченности коллектива, уменьшает текучесть кадров и, как правило, обходится организации дешевле, чем прямое материальное стимулирование.
мотив — определение и значение
Более сильный мотив мог определять нашу волю, но мы этого не осознавали; и если мы желаем доказать свою независимость от мотивов, показывая, что мы _можем_ выбрать что-то отличное от того, что мы естественно должны были выбрать, мы все равно не можем выйти из круга, само это желание становится, как отмечает г-н Хьюм, мотивом_ .
Краткие исследования по интересным предметам
Я использую его здесь для обозначения доктринерского марксиста, которого главным мотивом является враждебность к сталинскому режиму.
Записки о национализме
[3] Термин мотив применим во всех случаях, когда обычные действия неодушевленной материи заменяются вмешательством разума.
Запрос о политической справедливости
MBSS: DB, когда люди критикуют Израиль за нарушение международного права, я подозреваю, что мотив — это гнев по поводу нарушения Израилем международного права.если они думают, что существование Израиля — это несправедливость, то они говорят так, как идиоты.
Заговор Волоха »Гринвальд и Газа
Присутствие того, что мы называем мотивом , — это то, что периодически появляется и исчезает и может присутствовать, а может и не присутствовать с первого пробуждения сознания.
Комплексное видение
Сила ума, которую мы называем мотивом , отличается от силового мотива тела.ибо силовой мотив тела — это то, с помощью которого оно движет другими телами, что мы называем силой: но силовой мотив ума — это то, посредством чего разум придает животное движение тому телу, в котором он существует; его действия — это наши пристрастия и страсти, о которых я сейчас говорю.
Элементы естественного и политического права
Единственные люди, к которым имеет отношение « мотив «, — это полиция при поиске подозреваемого.
Балкинизация
Я оставляю за собой право безвозвратно удалять вещи — особенно когда они не имеют большого значения и когда они публикуются людьми, чей основной мотив , очевидно, состоит в том, чтобы подорвать мой авторитет и, следовательно, для меня, нанести ущерб проекту.
Улей
Я оставляю за собой право безвозвратно удалять вещи — особенно когда они не имеют большого значения и когда они публикуются людьми, чей основной мотив , очевидно, состоит в том, чтобы подорвать мой авторитет и, таким образом, для меня, повредить проекту.
Улей
Новые партнеры Мне не нужны, если только мотив не носит чисто корыстный характер и безличен.
СОБСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИМУЩЕСТВА
WordReference Словарь американского английского языка для учащихся Random House © 2021 mo • tive / ˈmoʊtɪv / USA произношение п.
прил.
Полный словарь американского английского языка WordReference Random House © 2021, mo • tive (mō ′ tiv), США произношение n., Прил., V., -tived, -tiv • ing. н.
прил.
в.т.
мес ′ тив • менее • лы , нареч. мес ′ tive • less • ness , n.
-мотив,
Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers :: мотив / ˈməʊtɪv / n
ˈmotiveless прил. ‘ motive ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами): |
Значение, определение, природа и типы
Мотивация: значение, определение, природа и типы!
Значение:Мотивация — важный фактор, который побуждает людей работать с максимальной эффективностью и помогает в достижении целей предприятия.Сильная положительная мотивация позволит увеличить производительность сотрудников, но отрицательная мотивация снизит их производительность. Ключевой элемент в управлении персоналом — мотивация.
По словам Лайкерта: «Это ядро управления, которое показывает, что каждый человек дает ему чувство собственного достоинства в группах, которые для него наиболее важны лицом к лицу…. Руководитель должен стремиться относиться к людям с достоинством и признанием. их личной ценности ».
Определения :Ученые по-разному определяют мотивацию.
Некоторые определения обсуждаются следующим образом:
Берельсон и Штайнер:
«Мотив — это внутреннее состояние, которое возбуждает, активирует или перемещает, направляет или направляет цели поведения».
Лиллис:
«Это стимуляция любой эмоции или желания, действующая по воле человека и продвигающая или побуждающая ее к действию».
Энциклопедия менеджмента :
«Мотивация означает степень готовности организма к достижению определенной цели и подразумевает определение характера и расположения сил, включая степень готовности.”
Дубин:
«Мотивация — это комплекс сил, запускающих и удерживающих человека на работе в организации».
Ванс:
«Мотивация подразумевает любую эмоцию или желание, которые так обуславливают чью-то волю, чтобы человека должным образом привели к действию»
Витилес:
«Мотивация представляет собой неудовлетворенную потребность, которая создает состояние напряжения или дисбаланса, заставляя человека действовать целенаправленно, стремясь восстановить состояние равновесия путем удовлетворения потребности.”
Память:
«Готовность тратить энергию на достижение цели или вознаграждение. Это сила, которая активирует спящие энергии и приводит в движение действия людей. Это функция, которая разжигает страсть к действию среди людей организации ».
Характер мотивации :Мотивация — это психологический феномен, который возникает внутри человека. Человек ощущает отсутствие определенных потребностей, для удовлетворения которых он чувствует себя более трудным.Потребность в удовлетворении эго побуждает человека добиваться большего, чем обычно.
Из определений, данных ранее, можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация — это внутреннее чувство, которое побуждает человека работать больше.
2. Эмоции или желания человека побуждают его выполнять ту или иную работу.
3. Есть неудовлетворенные потребности человека, которые нарушают его равновесие.
4. Человек движется, чтобы удовлетворить свои неудовлетворенные потребности, обусловливая свою энергию.
5. В человеке есть дремлющие энергии, которые активируются путем направления их в действия.
Типы мотивации :Когда менеджер хочет получить больше работы от своих подчиненных, он должен будет мотивировать их на улучшение их работы. Им либо будет предложен стимул для большей работы, либо они могут быть вознаграждены, улучшены отчеты, признание и т. Д., Либо он может вселить в них страх или применить силу для получения желаемой работы.
Типы мотивации:
1. Положительная мотивация:Положительная мотивация или побудительная мотивация основана на вознаграждении. Работникам предлагаются стимулы для достижения желаемых целей. Стимулы могут быть в форме увеличения заработной платы, продвижения по службе, признания работы и т. Д. Сотрудникам предлагаются стимулы, и они охотно пытаются улучшить свою работу.
По словам Питера Друкера, настоящие и положительные мотиваторы — это трудоустройство, высокие стандарты работы, информация, необходимая для самоконтроля, и участие рабочего как ответственного гражданина в заводском сообществе.Положительная мотивация достигается благодаря сотрудничеству сотрудников, и они испытывают чувство счастья.
2. Отрицательная мотивация:Негативная мотивация или мотивация страха основана на силе или страхе. Страх заставляет сотрудников действовать определенным образом. Если они не поступят соответствующим образом, то могут быть наказаны понижением в должности или увольнением. Страх действует как толкающий механизм. Сотрудники не сотрудничают добровольно, скорее, они хотят избежать наказания.
Хотя сотрудники работают на уровне, позволяющем избежать наказания, но такой тип мотивации вызывает гнев и разочарование.Этот тип мотивации обычно становится причиной промышленных беспорядков. Несмотря на недостатки негативной мотивации, этот метод обычно используется для достижения желаемых результатов. Вряд ли найдется менеджмент, который не использовал бы негативную мотивацию в тот или иной раз.
Определение мотива в коммуникациях.
Примеры мотивов в следующих темах:
Мотивация слушателей
- Мы можем разделить наши мотивы на два основных типа: внутренние, внутренние и внешние или внешние мотивы .
- Нет четкого различия между внутренними и внешними мотивами .
- Некоторые из них более присущи, чем другие, но в основном мотив или мотив является внешним, если кто-то контролирует средства или направляет вас для удовлетворения потребности или желания.
- Теперь мы можем применить эти знания, чтобы мотивировать наших слушателей.
- Это стратегия организации речи с использованием мотивов .
Убедительные речи по вопросам политики
- Еще один мощный метод структурирования убедительного сообщения — использование последовательности , мотивированной .
- Предпосылка состоит в том, что действие мотивировано потребностями аудитории.
- Преимущество последовательности , мотивированной Монро, состоит в том, что она подчеркивает, что может делать публика.
- Слишком часто аудитория чувствует, что ситуация безнадежна; Мотивированный эпизод Монро подчеркивает действия, которые может предпринять аудитория.
Вдохновляющая речь
- Когда мы думаем о слове «вдохновлять», мы обычно думаем о мотивационных и вдохновляющих идеях и образах.
- Но не все сообщения обязательно теплые и расплывчатые; Возьмем, к примеру, выступление актера Мэла Гибсона в роли Уильяма Уоллеса в фильме «Храброе сердце», когда он мотивирует свою банду шотландцев сражаться против английских войск:
Используйте сочувствие и чуткость
- Аудитория ненавидит чувство, что ею манипулируют, поэтому аудитория, которая ощущает неаутентичные мотивы , будет категорически отвергать как призыв, так и говорящего.
Убедительные речи
- Чтобы пафос, содержащийся в убедительной речи, был эффективным, говорящий должен понимать аудиторию, к которой он обращается. Чтобы быть убедительным, говорящий должен учитывать поведенческие мотивации и основополагающие убеждения собеседника. аудитория.
Этап оценки
- Это может включать рассмотрение личных или профессиональных мотиваций и целей говорящего.
Лидерство в группах
- Руководитель группы должен нести ответственность не только за участие в группе и обеспечение достижения цели группы, но также за мотивацию команды, достижение успеха и за то, чтобы быть ресурсом, к которому члены группы могут обратиться за помощью.
- Этот стиль может быть наиболее эффективным в высококвалифицированной и мотивированной группе или для развития творческих способностей и участия.
Внешние выгоды: влияние на мир вокруг вас
- Ораторы имеют возможность влиять на других; они могут использовать свои знания убеждения, чтобы мотивировать других к коллективным действиям для достижения желаемых целей.
- Навыки речи могут помочь при установлении и согласовании мотивирующего видения или будущего группы или организации для обеспечения единства цели; создание положительного давления со стороны сверстников в пользу общих высоких стандартов производительности, атмосферы доверия и командного духа; и стимулирование успешных коллективных действий и результатов.
Мысли для групповых и индивидуальных докладчиков
- Он представляет членов группы, устанавливает доброжелательность между выступающими и аудиторией, мотивирует их слушать и предварительно просматривает все выступления.
- Он или она должны кратко резюмировать ключевые моменты, мотивировать аудиторию к действию или подкрепить групповую интерпретацию проблемы запоминающимся заключительным заявлением.
Обобщение идей
- Использование глаголов призыва к действию, таких как «иди», «делай», «голосуй», «подпишись» и т. Д., также может побудить аудиторию к действию.
Определение для изучающих английский язык из Словаря учащихся Merriam-Webster
1 мотив / ˈMoʊtɪv / имя существительноемножественное число мотивы
множественное число мотивы
Определение МОТИВА учащимся
[считать]
: причина что-то делатьИх мотив побега состоял в том, чтобы избежать наказания.
Я думаю, он виновен в преступлении. У него был мотив , средства и возможность.
Она отрицала, что ее предложение о помощи было основано на эгоистичных мотивах .
скрытых / скрытых мотивов
принятие решений на основе мотива прибыли [= желание получить прибыль]
— без мотива
/ ˈMoʊtɪvləs / имя прилагательное2 мотив / ˈMoʊtɪv / имя прилагательное
2 мотив
/ ˈMoʊtɪv /
прилагательное
Определение МОТИВА учащимся
всегда используется перед существительным технический
: из, относящиеся к, или вызывающие движениеОпределение мотива прибыли
Каков мотив прибыли?
Мотив получения прибыли — это намерение получить денежную прибыль в рамках проекта, сделки или материального предприятия.Мотив получения прибыли также можно рассматривать как основную причину, по которой налогоплательщик или компания участвует в любой коммерческой деятельности.
Проще говоря, мотив прибыли предполагает, что люди склонны предпринимать действия, в результате которых они зарабатывают деньги (прибыль). В экономической мысли Адам Смит определил мотив прибыли в своей книге The Wealth of Nations, как человеческую склонность к грузовикам, бартеру и торговле.
Ключевые выводы
- Мотив получения прибыли относится к стремлению человека предпринимать действия, которые принесут чистую экономическую выгоду.
- Из-за мотива получения прибыли людей побуждают изобретать, вводить новшества и идти на риск, на который они иначе не могли бы пойти.
- Мотив прибыли — это также технический термин, используемый налоговыми органами для установления основания для взимания налогов.
Понимание мотива прибыли
Считается, что мотив прибыли является одним из основных драйверов экономической активности. Экономисты часто пытались выяснить, почему люди делают то, что делают. Некоторые ответы указывают на простое выживание.В большинстве ситуаций людям нужен какой-то доход, чтобы оплачивать предметы первой необходимости. Но что заставляет некоторых людей рисковать, открывая бизнес или вводя новшества?
Ответ можно сформулировать в терминах мотива получения прибыли индивидуума — стремления предпринять какую-либо деятельность с надеждой и ожиданием того, что он станет более богатым. С этой точки зрения причина того, что мы живем в мире смартфонов, быстрой моды и маття латте, заключается в том, что кто-то думал, что может заработать деньги, продавая их.
Идея мотива прибыли стояла за невидимой рукой Адама Смита, которая предполагает, что корыстные, стремящиеся к прибыли люди в целом приносят пользу обществу. Смит отметил, что люди, стремящиеся к получению прибыли посредством покупки и продажи товаров, например, помогают эффективно распределять капитал и товары намного лучше, чем это могло бы сделать политическая организация.
Как работает мотив прибыли
Теоретически мотив прибыли помогает каждому, от частных лиц до корпораций, решить, что делать в конкретное время.Взгляд на прибыль или потенциал получения прибыли упрощает многие решения. Если компания производит пять различных продуктов и получает большую часть своей прибыли только от двух, то с точки зрения мотивации прибыли компания должна отказаться от убыточных производственных линий и больше инвестировать в прибыльные производственные линии.
Точно так же человек хотел бы сосредоточиться на деятельности или возможностях трудоустройства, которые приносят наибольшую отдачу от его усилий. Для некоторых это будет означать самую высокооплачиваемую работу.Для других это может означать создание собственного предприятия с надеждой на более высокий доход в будущем.
Теоретически прибыльность конкретного вида деятельности определяется рыночными сигналами, которые в конечном итоге являются функцией спроса и предложения. Чем выше спрос (или потенциальный спрос), тем выше прибыльность (или потенциальная доходность). Когда прибыльность высока, больше людей и предприятий будут искать эту деятельность.
Хотя идея о том, что прибыль является частью мотивации всех способов экономической деятельности, сама по себе не вызывает сомнений, было проведено более тщательное изучение и анализ ее применения в качестве единственного фактора при принятии решений.
Критика мотива прибыли
На практике мотив получения прибыли является одним из многих факторов, влияющих на действия людей и предприятий. Люди, в частности, принимают свои решения, основываясь на ряде социальных и личных мотиваций, помимо получения прибыли.
Люди могут выбрать менее прибыльный вид деятельности, потому что он приносит им пользу другими способами, не измеряемыми деньгами. Деловые круги также поощряются не сосредотачиваться исключительно на прибыли, особенно с учетом требований экологических, социальных и управленческих критериев (ESG).
Противодействие мотиву прибыли как главному двигателю принятия решений часто связано с последствиями финансового кризиса 2008 года и последовавшей за ним рецессии. Корпорации, мотивированные исключительно краткосрочной прибылью и побуждаемые к их поиску за счет инвестиционного капитала, нанесли ущерб сильно взаимосвязанной глобальной экономике.
Хотя многие критические замечания и критические замечания были нацелены на компании, стремящиеся к получению сверхприбылей, игнорируя при этом присущие им риски, идея о том, что мотив прибыли — это благотворная сила, действующая на общество, также часто становилась целью.Хотя идея мотива получения прибыли по-прежнему считается в целом правильной и способной объяснить экономическую активность в общих чертах, она не предназначена для использования в качестве руководства для компаний при принятии всех своих решений.
Мотивы прибыли и налогообложение
Мотив прибыли используется более скромно как определяющий фактор при принятии налоговых решений. По данным налоговой службы (IRS), налогоплательщики могут вычесть обычные и необходимые расходы для ведения торговли или бизнеса. Обычные расходы — это общие расходы, которые принимаются в коммерческой или коммерческой деятельности налогоплательщика.Необходимые расходы — это те, которые подходят для бизнеса. Как правило, деятельность квалифицируется как бизнес, если она осуществляется с разумным ожиданием получения прибыли, то есть деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли.
Мотив получения прибыли — это также то, что отличает хобби от бизнеса в глазах IRS: убытки от хобби не подлежат вычету, поскольку нет намерения получить реальную экономическую прибыль. Поскольку хобби — это деятельность, в которой участвуют для самоудовлетворения, убытки, понесенные в результате занятия ими, не могут быть использованы для компенсации других доходов.Доход от хобби, даже если он случайный, должен указываться как «обычный доход» в форме 1040.
Раньше налогоплательщики имели возможность вычесть убытки, связанные с хобби, в качестве вычета по разным статьям в Таблице А, но Закон о сокращении налогов и занятости от 2017 года исключил этот вычет.
Другой способ, которым владелец бизнеса может установить мотив получения прибыли, — это показать, что он работал с целью получения прибыли в соответствии с девятью критериями проверки мотивации прибыли IRS. :
- Ведется ли деятельность по-деловому
- Экспертиза налогоплательщика или его консультантов
- Время и усилия, затраченные на ведение бизнеса
- Вероятность того, что бизнес-активы вырастут в цене
- Прошлый успех налогоплательщика в участии в аналогичном (или отличном) предприятии
- История доходов или убытков от деятельности
- Сумма случайной прибыли
- Финансовое положение налогоплательщика
- Любые элементы личного удовольствия или отдыха
Мотивация — определение, значение и типы
Определения: Следующие три определения охватывают все аспекты значения термина «Мотивация».
«Мотивация — это движущая сила, которая побуждает человека инициировать и поддерживать поведение».
«Мотивация — это биологическое, социальное или психологическое состояние, которое побуждает человека к определенному действию».
«Мотивация — это желание, которое питает человека к выполнению или продолжению действия, основанного на потребностях и желаниях человека».
Значение: Люди выполняют различные рутинные действия.Например, студент изучает свои книги, мужчина стремится найти работу, мужчина везет раненого с дороги в больницу, чтобы спасти его жизнь, человек ест и так далее. За каждым из этих действий стоит движущая сила, которая заставляет человека участвовать в этом действии — это называется мотивацией. Например, студент изучает свои книги, потому что хочет получить высокие оценки на экзамене. Целью получения высоких оценок является мотивация студентов, изучающих его книги.Точно так же мужчина стремится получить работу, потому что он хочет зарабатывать деньги — цель заработка является мотивацией для основного стремления получить работу.
У каждого действия есть цель. Каждое действие имеет как хорошие, так и плохие последствия. Эти цели, награды или наказания служат мотивацией для совершения действия. Эти цели, награды или наказания создают движущую силу, которая побуждает человека к действию. Например, «голод» — это биологический драйв, который заставляет человека съесть немного пищи.Точно так же «облегчение боли» является движущей силой, заставляющей человека действовать для облегчения боли, например, употребляя лекарство и т. Д.
Помимо вышеупомянутой естественно существующей мотивации, также предлагается целенаправленная мотивация, чтобы подпитывать человека, чтобы инициировать и поддерживать определенное поведение. Например, поощрение, бонусы, надбавки, награды, сертификаты признательности, призы, повышение и понижение в должности; а награды и наказания — это целенаправленная мотивация, которая в основном предлагается в организации для повышения эффективности и производительности ее сотрудников.
Аналогичным образом аттестат о заслугах, отличия, серебряные и золотые медали, награды за достижения и другие призы разработаны в учебных заведениях для мотивации студентов к учебе.
Мотивированность означает наличие побуждения или вдохновения для активного поведения для достижения цели.
МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ
Термины «Мотивация» и «Мотивы» иногда используются как синонимы, но значения обоих терминов различаются.«Мотивация , » — это обобщенный термин, а «Мотив , » — это особый термин. Мотив — это агент мотивации. Мотив — это цель, цель, амбиции, потребность, желание, интерес или желание, которые побуждают человека к действию. С другой стороны, термин «мотивация» относится к процессу, посредством которого мотивы побуждают человека к действию.
ВИДЫ МОТИВАЦИИ
Есть два основных типа мотивации.
- Внутренняя мотивация
- Внешняя мотивация
Внутренняя мотивация
Это тип мотивации, в которой мотивы берут начало в человеческом теле.Это относится к внутреннему состоянию, побуждающему человека вести себя определенным образом.
Он включает в себя все биологические побуждения, такие как голод, жажда, сон, облегчение боли, регулирование температуры, потребность в кислороде и так далее. Например, голод является движущей силой, исходящей изнутри, чтобы заставить человека съесть немного еды. Точно так же после занятий в течение всего дня человек чувствует усталость и, таким образом, чувствует необходимость поспать, чтобы расслабиться на следующий день. Наше любопытство, внутренние страхи, психологические потребности и желания также служат внутренними мотивами.
Включает в себя следующие мотивы:
- Биологические побуждения: например, голод, жажда, облегчение боли, сон, регулирование температуры,
- Любопытство
- Внутренние страхи например, страх быть отвергнутым
- Психологические потребности например, потребность быть принятым и оцененным другими.
- Личные желания например, желание получить власть или доминирование.
Внешняя мотивация
В этом типе мотивации мотивы берут начало вне человеческого тела.Движущая сила существует вне человеческого тела, которая побуждает человека к определенным действиям. Эти мотивы являются внешними по отношению к человеку, но оказывают на человека вознаграждающее или наказывающее воздействие, которое может побудить его вести себя соответствующим образом.
Включает в себя следующие мотивы:
- Поощрения
- Бонусов
- Надбавки
- Повышение и понижение в должности
- Награды и наказания
- Знаки отличия
- Благодарственные грамоты и призы
ДРУГИЕ ВИДЫ МОТИВАЦИИ — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ
Теория стимулов дала следующие два типа мотивации:
- Мотивация положительными стимулами
- Мотивация негативными стимулами
Стимулы — это внешние награды и наказания , которые побуждают человека к действию.
Мотивация положительными стимулами
Это тип мотивации, возникающий в результате положительных стимулов — вознаграждений. Положительные стимулы вызывают чувство удовольствия и удовлетворения. Это награды. Например, , повышение заработной платы, продвижение по службе, надбавка за автомобиль, выделение дома, награды за достижения и другие льготы, предлагаемые сотрудникам в организации.
Мотивация отрицательными стимулами
Это разновидность мотивации, возникающая в результате негативных стимулов — наказаний.Отрицательные стимулы вызывают чувство боли, неудовольствия или неудовлетворенности. Это наказания. Он включает понижение в должности, штрафы и штрафы, наложенные на сотрудников из-за их низкой производительности.
.