Мотив понятие – Мотив (психология) — это… Что такое Мотив (психология)?

Мотив | Понятия и категории

МОТИВ (фр. motif) — 1) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация).

2) Предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она и осуществляется.

3) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами, иерархия мотивов, стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и т. д.).

В отечественной психологии как общий механизм возникновения мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в Мотив — «предметы потребностей». Отсюда основная закономерность: развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. 

Источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования осуществляется мотивом не прямо, а через механизм эмоциональной коррекции поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивов изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотивов в конкретных ситуациях обусловлена надситуативной активностью, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение мотивационно-смысловой сферы — центральная проблема психологии личности.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 291-292.

ponjatija.ru

Что такое мотив, понятие и виды. Мотивация как составная часть мотива.

Мотив – потребность, необходимость совершения определенных действий физическим лицом. Практически любое деяние и поведение имеет основой наличие у человека, его совершившего, психологической потребности в его совершении.

 

Мотивация – система мотивов, заключается в побуждение человека совершить какое-либо действие, или достигнуть определенной цели. Мотив и мотивация – одни из важнейших (краеугольных) предметов изучения в психологии. Существуют различные классификации мотивов и мотивации, которые зависят от различных сфер применения и их изучения.

 

К ним можно отнести

  1. Внутренняя мотивация – внутреннее побуждение индивида совершить определенное действие (интересы, потребности и т.д.).

  2. Внешняя мотивация - внешнее воздействие на поведение индивида, путем склонения или принуждения совершить определенный поступок (или наоборот не совершать определенное действие) направленное на достижение желаемой цели.

В настоящей статье мы постараемся рассмотреть правовые аспекты мотивов поведения физических лиц, их влияния на квалификацию совершенного деяния, степень общественной опасности и прочие особенности мотивации поведения.

 

Некоторые из законодательных актов в нашей стране носят запретительный характер, т.е. принудительно запрещают совершать те или иные действия, а в случае их нарушения устанавливают за этот проступок размеры и виды наказания.

Но как же определить, является ли поступок запрещенным нормами права или его совершение не запрещено действующим законодательством? Для этого необходимо квалифицировать деяние.

 

 

Правила квалификации деяний

 

Квалификация – это значит определить, под какую из числа действующих норм права подпадает рассматриваемое деяние, а также дать ему юридическую оценку с позиций действующего законодательства. Если деяние (совершенное, совершаемое или которое может быть совершено в будущем) является нарушением действующего законодательства, то оно должно в обязательном порядке содержать состав преступления (правонарушения). Наличие состава правонарушения (преступления) позволяет отделить такое деяние от ненаказуемых поступков.

 

Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных действующим законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как нарушение действующих норм права. Состав любого правонарушения имеет четыре обязательных составляющих:

  • объект,

  • объективная сторона,

  • субъект,

  • субъективная сторона.

Мотив является составной частью субъективной стороны.

 

Субъективная сторона - психическая деятельность нарушителя, непосредственно связанная с осознанием совершаемого деяния и характеризуется наличием мотива, цели и вины. Исследуемая потребность в разрезе состава преступления и составляющем субъективной стороны можно охарактеризовать как выраженные определенными потребностями и интересами внутренние стимулы субъекта, которые вызвали у него осознанное желание совершить правонарушение.

 

 

Правовое определения мотива

 

Он всегда связан с целью. Мотив определяет поведение физического лица. Он отвечает на вопрос, почему субъект совершает тот или иной поступок. Цель поступка показывает конечное стремление, то есть к чему лицо, его совершающее стремится.

Мотивами совершения того или иного правонарушения могут являться различные факторы.

Различная мотивация поступков существенно влияет на понимание правонарушителем сущности своего поступка, его общественной опасности, собственное отношение к событию, что, в конечном счете, оказывает огромное влияние на квалификацию деяния и назначения вида и объема наказания, либо признания в поступке отсутствия состава правонарушения (преступления), то есть установления истины по делу.

 

Он прочно связан с личностью правонарушителя, его внутренним миром, социально-психологическим состоянием как до, так и в момент совершения квалифицируемого поступка.

 

Необходимость выяснения мотивов поведения участников преступления (правонарушения) как на стадии предварительного расследования (рассмотрения) так и в судебном процессе выражена в персонализации наказания.

То есть каждому деянию дается своя индивидуальная оценка с точки зрения степени, объема и вины в нарушении законодательства, наличия или отсутствия отягчающих и смягчающих обстоятельств дела, что к конечном счете влияет на вид, размер наказания.
 

 

Роль мотива в причинно-следственной связи

 

Не маловажную роль мотив играет в научном изучении причин наличия в обществе фактов способствующих совершению тех или иных деяний. Правильное установление причин и условий, влияющих на совершение правонарушений, позволяет провести профилактические мероприятия с целью недопущения их совершения в будущем.

 

Рассмотренные выше составные части мотивации поведения физических лиц лишь в общих чертах характеризуют мотивы поведения в правовом поле. Существуют особенности мотивов поведения при совершении уголовно наказуемых преступлений, административных правонарушений в рамках административного права и других деяний, о которых мы постараемся более детально рассмотреть в других статьях, размещенных на нашем ресурсе в разделе «Вопрос-ответ».

 

Наш информационный портал посвящен различным аспектам юридической деятельности. Также, Вы можете найти более тысячи документов гражданско-правового характера, размещенных в открытом доступе на нашем сайте. Если Вы нуждаетесь в юридической помощи, обращайтесь к нам, и мы постараемся Вам помочь.

 

 

Этот договор может быть Вам полезен:

 

 

uristhome.ru

Понятие и структура мотива. Виды мотивов.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Структура – это совокупность связанных между собой элементов, которые определяются разделением целей и функций.

Выделяют три основных блока в структуре мотивов:

Блок потребностей. Он содержит наши социологические и биологические потребности.

Блок внутренней фильтровки. Здесь заключается оценка собственных возможностей, своего состояния, учёт данных достижения своих целей, прогноз последствий своих поступков.

Блок целей. Сюда входят сама цель и мероприятия, связанные с удовлетворением своих интересов.

Виды мотивов могут быть явные и скрытые, проактивные и реактивные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, низкие и благородные.

Мотив акции и мотив реакцииКогда поведение не только побуждается, но и определяется обстоятельствами, говорится о реактивном поведении и мотивах реакции. Если человек рассматривает обстоятельства, но делает свой свободный выбор, его побуждение является проактивным, мотивом акции.

Низкие и высокие, благородные мотивыК низким мотивам относят все связанное направленностью на себя за счет других, к высоким - связанное с направленностью на помощь другим за свой счет.

Явные и скрытые мотивыучеловека может быть одновременно несколько мотивов, причем для себя и для окружающих чаще выставляются красивые, благородные мотивы. Скрытые мотивы при этом могут иметь совсем другой характер.

Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулыНе путайте стимулы и смыслообразующие мотивы. Если вы рядом с мотивом "позаботиться о маме" обнаружили стимул "мне лично от этого будет приятно", то вы, конечно, внимательны, но стимул от этого остается только стимулом, а мотив - мотивом.

Понятие Потребности и Виды потребностей.

Потребность – это необходимость, нужда чего-либо для человеческой жизнедеятельности. Существует разнообразие видов потребностей человека. Рассматривая их, несложно заметить, что есть такие, без которых жизнь просто невозможна. Другие не столь важны и без них запросто можно обойтись. Кроме того все люди разные и нужды у них тоже разные. Существует несколько классификаций видов потребностей личности.

Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон)

Вторичные– это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация).

Органические- связанные с развитием личности и ее самосохранением. Они включают в себя большое количество нужд, таких как кислород, вода, пища.

Материальные - предполагают использование продукции созданной людьми. жилье, одежда, транспорт

Социальные.Этот вид людских потребностей связан с жизненной позицией, авторитетом и потребностью человека в общении

Творческие. Этот вид потребности человека представляет собой удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Нравственное и психическое развитие. Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности.

целостные и фрагментарные потребности. В целостном виде присутствует три стороны потребности: объективная нужда, чувство нехватки и побуждающее напряжение. Фрагментарные – это те, в которых одна из этих составляющих отсутствует;

низшие и высшие. Низшие – это естественные потребности человека, высшие – духовные

психологические и физиологические. К психологическим относится потребность в принятии, в общении. Физиологические направлены на удовлетворение жизненных нужд;

базовые и нет. Базовые – основные виды потребностей, без которых существование невозможно, а без не базовых можно обойтись.

реальные и выдуманные. Реальные потребности – это здоровые, адекватные запросы. Выдуманные – это те, в которых нет особой нужды, человек сам себе придумывает нереальные, несвоевременные нужды.

Понятие и виды мотивации. Мотивация и деятельность.

Мотивация –это внутреннее побуждение к действию для достижения личных целей или же целей организации. Она призвана снизить напряжение, возникающее в ответ на потребность или желание что - то заполучить.

В наше время принято разделять несколько основных видов мотивации труда:

Материальная мотивация.

Нематериальная мотивация.

Каждая из этих категорий делиться ещё на несколько видов.

Виды нематериальной мотивации:

возможность карьерного роста;

возможность организации гибкого графика роботы;

наличие права голоса при принятии важных для предприятия решений.

Виды материальной мотивации:

прямая – премии, сдельная оплата труда, подарки;

косвенная – питание на предприятии, льготы при приобретении жилья, льготы на проезд.

Мотивация может быть «от чего либо» - негативная и «к чему»- позитивная.

внешняя мотивация - побуждение к действию возникает как результат, каких то событий;

внутренняя мотивация– побуждение к действиям возникает не вследствие воздействия внешних факторов, а из за содержания самой деятельности.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый X. Хекхаузен. Рассмотрим основные положения данной теории.
Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о
своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.
Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.


48. Характер, его специфические особенности. Темперамент и характер.

Характер- означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационныеи инструментальные.Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль.

 

1. Гипертимный тип.Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов,мимики, пантомимики. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2.Дистиминый тип.Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни.

3. Циклоидный тип. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми.

4. Возбудимый тип.Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.

5. Застревающий тип.Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.

6. Педантичный тип.Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной.

7. Тревожный тип. Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Эмотивный тип.Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». 9. Демонстративный тип.Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. 10. Экзальтированный тип.Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.

11. Экстравертированный тип.Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль.

12. Интровертированный тип. Характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию.

Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность реакции и т.д. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером (например, склонность к меланхолии и работоспособность). У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности. Он становится динамической стороной характера и определяет эмоциональную направленность, скорость протекания психических процессов и проявления личности.

 


⇐ Предыдущая12 

infopedia.su

Понятие мотива и мотивации деятельности

Аринович В.С., Онищук А. В.

Понятие мотива и мотивации деятельности

В огромном множестве различной научной и научно-популярной литературы существует ряд определений понятий «мотив» и «мотивация». Довольно большое число авторов определяет мотивацию, как то, что побуждает человека совершать ту или иную активность, активную деятельность.

В психологии встречаются различные определения  понятий мотив и мотивация деятельности.

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

Мотив определяется К.Обуховским, как вербализация программы или цели, которая помогает какому-то лицу начать или приступить к определенному виду деятельности.

Мотив определяется В. Ковалевым как побуждения к деятельности, которые являются полностью основанными. Эти побуждения он считает неотделимым свойством любой личности. Такие побуждения к деятельности, по его мнению, возникают лишь при наивысшей форме человеческих потребностей и при наивысшем отражении этих потребностей человека. Он рассматривает побуждение, как стремление к тому, чтобы удовлетворить ту или иную потребность человека. [1]

С. Каверин, который является автором монографии под названием «Мотивация труда», утверждает, что мотив является своеобразным образом завершенной успешно, какой-либо человеческой деятельности. Также он говорит, что эта деятельность или это действие человека непременно направлено на то, чтобы реализовать потребности этого человека.

Самое распространенное понятие утверждает, что мотивом является совокупность различных обоснований и объяснений того или иного действия человека.

Х.Хекхаузен определяет мотив, как целевое состояние, которое существует в рамках отношений между средой и человеком.

Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических  переживаний, характеризующихся либо положительными

эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотив деятельности - внутренняя причина, побуждающая к деятельности

Главный мотив называется ведущим мотивом, он запускает деятельность, придает ей личностный смысл. Второстепенные мотивы- мотивы-стимулы - выполняя роль побудительных факторов дополнительно стимулируют данную деятельность. [2]

В 20-е годы ХХ века в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, Г. Олпорт, Г. Мюррей). Во второй половине ХХ века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Дж. Аткинсона, Д. Маккеланда, для которых характерным считается ведущая роль сознания в поведении человека.

Новый этап изучения причинности поведения начался в конце XIX века в связи появлением учения З. Фрейда о бессознательном. Если У. Джеймс мотивацию в решающей степени связывал с сознательным принятием решения, то З. Фрейд и его последователи решающую роль в детерминации поведения отводили бессознательному, подавление побуждений которого приводит к неврозам.

Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Х.Хекхаузен считает, что мотивацией является все то, чем можно объяснить совершение какого-либо действия, целенаправленности того или иного действия человеком.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. [3]

Таким образом, понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация персонала является одним из способов, с помощью которого можно значительно повысить производительность труда на том или ином предприятии. Мотивация на любом предприятии является ключевым направлением кадровой политики.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью. Руководитель, учитель, тренер, которые умеют активизировать других, достигают, как правило, значительных успехов. Знания по мотивации необходимы каждому, кто пытается побуждать к деятельности других людей или стремится работать с интересом, легко и непринужденно.

2) Мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Ведь несколько одобрительных слов учителя, тренера или менеджера могут резко изменить отношение человека к учебной или профессиональной деятельности. Руководитель, зная о мотивации своих подчиненных, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы. [4]

Литература:

1. Бизнес журнал онлайн & практические советы и рекомендации по открытию бизнеса [Электронный ресурс] / Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности. – Режим доступа: http://www. webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-16823. Дата доступа: 10.11.2013г.

2. Краткий курс лекций, готовимся к экзаменам [Электронный ресурс]/ Понятие, виды и динамика мотивов деятельности. – Режим доступа:http://shpori-vsem.ru/psyhology/129-psyhdeyatelnost.html?start=17.–

Дата доступа: 29.10.2013г.

3. Лекции, дипломы по практике, курсовые работы [Электронный ресурс] / Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность. – Режим доступа:  http://www.rosdiplom.ru/ readyi2a1a2last.asp?id=157329. Дата доступа: 07.11.2013г. 

4. Онлайн лекции, курсы лекций, аудио лекции по всем предметам [Электронный ресурс] / Лекция по мотивационному менеджменту. Условия на рабочем месте и мотивация персонала. – Режим доступа: http://www.mylect.ru/ managment/motivmanagment/152-2011-06-05-03-47-08.html?start=26. Дата доступа: 25.10.2013г.

be5.biz

Понятие мотива - ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Если в основе человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности, то направленность поведения определяется системой доминирующих мотивов. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.

Под мотивом понимается – внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребностей и (или) достижением целей.

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения.

Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементарными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удовольствия связано с естественным стремлением к поддержанию и продолжению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чувство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препятствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворенная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

Хотения являются более высокой стадией в развитии мотивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

students-library.com

понятие мотива - это... Что такое понятие мотива?


понятие мотива
n

psych. Motivbegriff

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • понятие морфемы
  • понятие мотивации

Смотреть что такое "понятие мотива" в других словарях:

  • Хозяйство, понятие — Так называется в политической экономии совокупность хозяйственных действий, объединенных в одно целое. Основаниями такого объединения служат два начала: одно из них проявляется в X. государственном, общественном и частном, другое в народном и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Затрудненное общение: понятие и причины — К затрудненному общению (З. о.) следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров (В. Н. Куницына). Появление трудностей О., по мнению Л. А. Петровской, обусловлено… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Мотив — (от латинского moveo «двигаю») термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения… …   Литературная энциклопедия

  • Симптом — (греч.) термин, предложенный немецкими формалистами (FleschenbergO., Novellenkomposition in E.T.A. Hoffmanns Elixieren des Teufels, Halle, 1910) для обозначения элемента оформленного содержания в литературном произведении вне его отношения к… …   Литературная энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ — совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой эмпирич. социоло гич. исследований. К.с.п. начала… …   Российская социологическая энциклопедия

  • МОТИВ — (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый формально содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • Спрос — (Demand) Определение спроса, рынок и закон спроса Определение спроса, рынок и закон спроса, факторы изменения спроса Содержание Содержание Определение Понятие спроса, его эластичность Величина спроса и спроса Кривые спроса Факторы изменения и… …   Энциклопедия инвестора

  • Вменяемость — или способность ко вменению (Zurechnugsfähigkeit, Imputabilité). Учение о В. представляет собою центральный пункт науки уголовного права и имеет особенное значение для учения о преступлении и наказании. Под В. разумеют состояние лица, в котором… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры, Каменская В.Г.. Настоящее учебное пособие содержит теоретический материал по содержанию и формам социального и психологического конфликта, понятиям мотивации, потребности и мотива. В нем изложены проблемы… Подробнее  Купить за 652 грн (только Украина)
  • Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры, Каменская В.Г.. Настоящее учебное пособие содержит теоретический материал по содержанию и формам социального и психологического конфликта, понятиям мотивации, потребности и мотива. В нем изложены проблемы… Подробнее  Купить за 504 руб
  • Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры, Валентина Георгиевна Каменская. Настоящее учебное пособие содержит теоретический материал по содержанию и формам социального и психологического конфликта, понятиям мотивации, потребности и мотива. В нем изложены проблемы… Подробнее  Купить за 309 руб электронная книга
Другие книги по запросу «понятие мотива» >>

universal_ru_de.academic.ru

Понятия «мотив», «мотивация». Соотношение мотива и мотивации.

Мотив - это побуждение к действию. Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать». Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия. Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид – среда».

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться).

Но деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамическое образование, как процесс, механизм.

Однако и в том, и другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов. Например, В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании его образ).

Однако при таком подходе остается неясным: что же придает побудительность (ситуация или мотив), каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. По мнению Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории, при чем мотивы вторичны. И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы модем влиять на мотивацию в целом (т.е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). И.А. Джидарьян пишет, что в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение (внутренний фон), в этом случае понятие «мотивация» становится лишним. А.Н. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта и вторичную, проявляющуюся в форме мотива (отождествление мотива и мотивации).

Таким образом, ни в понимании сущности мотвиации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотивации (как основания поступка).

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *