Мотивация как проявление потребностей личности: 1. Мотивация как проявление потребностей личности. Направленность, ценности и смысл жизни

5. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Роль профессиональных интересов в деятельности

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Мотив характеризуется силой и устойчивостью; выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции.

Сила. Выступает показателем непреодолимого стремления личности, и

оенивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества.

Устойчивость. Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.

Побуждающая. Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность.

Направляющая. Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.

е. выбор и осуществление определенной линии поведения.

Регулирующая. Определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

Выделяют различные виды мотивов.

По содержанию потребностей.

Биологические мотивы– это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.

Социальные мотивы– это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.

Мотив достиженияпроявляется, как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.

Мотив избеганиявыражаются в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств).

Мотив аффилиации(стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).

Мотив отверганиявыражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Мотив властипроявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

По предметному содержанию.

Предметные мотивыявляются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями.

Функциональные мотивысвязаны с конкретными видами деятельности человека, например, с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознаннымиилинеосознаваемыми.

Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.

При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности.

Влечение– инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

По мнению психологов, влечение – первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности.

Установка– готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

В структуре установки выделяют три подструктуры:

Интересы– это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и обусловливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.

Желание– это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Стремление– это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.

Мотивация как проявление потребностей личности. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному…

Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности. ..

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов…

Интересное:

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего…

Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей…

Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей и определенной цели.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Мотивация – это потребности, стимулы, мотивы, цели, намерения, определяющие выбираемые людьми формы поведения.

Мотивация тесно связана с потребностями человека, т.к. появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности.

Процессы мотивации имеют направление – достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание).

Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека может появиться цель – сменить место работы, а мотивы могут быть разнличными: улучшить свое положение; избежать грядущих неприятностей; приблизить место работы к месту жительства; работать рядом с друзьями и т.

д.

Общее строение мотивационной сферы человека

(мотивы)

        
 
  Органические
 
  Материальные
 
  Социальные
 
  Духовные

П О Т Р Е Б Н О С Т И

 

Ц Е Л И

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертампрежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, а также самооценку и уровень притязаний.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи – относительное устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

У человека есть два разных мотива, связанных деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различаются следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они проявляют стремление, во что бы то ни стало добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей обычно имеется ожидание успеха, т.е. берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи.Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, что бы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится его. В результате, он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистический уровень притязаний.

Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех или неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу – падает.

Оказалось также, что люди изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.

⇐ Предыдущая1234

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…



Теории Мотивации: Индивидуальные Потребности

Мотивация — сложное явление. Несколько теорий пытаются объяснить, как работает мотивация. В управленческих кругах, вероятно, самые популярные объяснения мотивации основаны на потребностях человека.

Модель базовых потребностей, называемая теорией содержания мотивации, выделяет конкретные факторы, которые мотивируют человека. Хотя эти факторы находятся внутри человека, внешние факторы также могут влиять на него или ее.

Короче говоря, у всех людей есть потребности, которые они хотят удовлетворить. Некоторые из них являются первичными потребностями, такими как потребности в еде, сне и воде — потребности, которые связаны с физическими аспектами поведения и считаются невыученными. Эти потребности имеют биологический характер и относительно устойчивы. Их влияние на поведение обычно очевидно, и поэтому его легко идентифицировать.

Вторичные потребности, , с другой стороны, являются психологическими, что означает, что они познаются в основном через опыт. Эти потребности значительно различаются в зависимости от культуры и человека. Вторичные потребности состоят из внутренних состояний, таких как стремление к власти, достижениям и любви. Выявить и интерпретировать эти потребности сложнее, поскольку они проявляются по-разному. Вторичные потребности отвечают за большую часть поведения, которым занимается руководитель, и за вознаграждение, которое человек ищет в организации.

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу

Несколько теоретиков, в том числе Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Макклелланд и Клейтон Альдерфер, предложили теории, помогающие объяснить потребности как источник мотивации.

Абрахам Маслоу определил потребность как физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает принуждение удовлетворить. Эта потребность может создать напряженность, которая может повлиять на отношение к работе и поведение человека. Маслоу сформировал теорию, основанную на его определении потребности, которое предполагает, что люди мотивированы множеством потребностей и что эти потребности существуют в иерархическом порядке. Его предпосылка состоит в том, что только неудовлетворенная потребность может влиять на поведение; удовлетворенная потребность не является мотиватором.

Теория Маслоу основана на следующих двух принципах:

  • Принцип дефицита: Удовлетворенная потребность больше не мотивирует поведение, потому что люди действуют, чтобы удовлетворить недостающие потребности.
  • Принцип прогрессии: Пять выявленных им потребностей существуют в иерархии, что означает, что потребность любого уровня вступает в игру только после того, как удовлетворена потребность более низкого уровня.

В своей теории Маслоу выделил пять уровней потребностей человека. Таблица иллюстрирует эти пять уровней и предлагает варианты удовлетворения каждой потребности.


Хотя исследования не подтвердили строгие принципы дефицита и прогрессии теории Маслоу, его идеи могут помочь менеджерам понять и удовлетворить потребности сотрудников.

Двухфакторная теория Герцберга

Фредерик Герцберг предлагает еще одну схему для понимания мотивационных последствий рабочей среды.

В своей двухфакторной теории Герцберг выделяет два набора факторов, влияющих на мотивацию на рабочем месте:

  • Гигиенические факторы включают заработную плату, гарантии занятости, условия труда, организационную политику и техническое качество надзора. Хотя эти факторы не мотивируют сотрудников, их отсутствие может вызвать неудовлетворенность. Такая простая вещь, как добавление музыки в офис или введение запрета на курение, может уменьшить неудовлетворенность людей этими аспектами их работы. Однако эти улучшения гигиенических факторов не обязательно повышают удовлетворенность.

  • Удовлетворители или мотиваторы включают в себя такие вещи, как ответственность, достижения, возможности роста и чувство признания, и являются ключом к удовлетворению работой и мотивации. Например, менеджеры могут узнать, что люди действительно делают на своей работе, и внести улучшения, тем самым повысив удовлетворенность работой и производительность.

Следуя двухфакторной теории Герцберга, менеджеры должны убедиться, что гигиенические факторы адекватны, а затем внедрять в рабочие места людей, удовлетворяющих требованиям.

ЭРГ-теория Альдерфера

Теория ERG (существование, родство, рост) Клейтона Альдерфера построена на теории иерархии потребностей Маслоу. В начале своей теории Альдерфер сводит пять уровней потребностей Маслоу к трем категориям.

  • Потребности существования – это желания физиологического и материального благополучия. (В терминах модели Маслоу потребности существования включают физиологические потребности и потребности в безопасности)

  • Потребности в родстве — это желания удовлетворения межличностных отношений. (В терминах модели Маслоу соответствие родственности социальным потребностям)
  • Потребность в росте – это желание постоянного психологического роста и развития. (В терминах модели Маслоу потребности роста включают в себя потребность в уважении и потребности в самореализации)

Этот подход предполагает, что неудовлетворенные потребности мотивируют поведение и что по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня они становятся менее важными. Однако потребности более высокого уровня становятся более важными по мере их удовлетворения, и если эти потребности не удовлетворяются, человек может двигаться вниз по иерархии, которую Альдерфер называет принцип фрустрации-регрессии. Под этим термином он подразумевает, что уже удовлетворенная потребность более низкого уровня может реактивироваться и влиять на поведение, когда потребность более высокого уровня не может быть удовлетворена. В результате менеджеры должны предоставить работникам возможность извлечь выгоду из важности потребностей более высокого уровня.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда

Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда признает, что каждый расставляет потребности по своему приоритету. Он также считает, что люди не рождаются с этими потребностями, а на самом деле узнают их через жизненный опыт. Макклелланд выделяет три конкретные потребности:

  • Потребность в достижениях — стремление к совершенству.
  • Потребность во власти – это желание заставить других вести себя так, как иначе они бы себя не вели.
  • Потребность в принадлежности – стремление к дружеским, близким межличностным отношениям и избегание конфликтов.

McClelland связывает каждую потребность с определенным набором рабочих предпочтений, и менеджеры могут помочь адаптировать среду для удовлетворения этих потребностей.

Отличники отличаются от других своим желанием делать что-то лучше. Эти люди сильно мотивированы рабочими ситуациями с личной ответственностью, обратной связью и средней степенью риска. Кроме того, отличники часто демонстрируют следующее поведение:

  • Стремиться к личной ответственности за поиск решений проблем
  • Требуют быстрой обратной связи о своей работе, чтобы они могли легко сказать, улучшаются они или нет
  • Ставьте перед собой умеренно сложные цели и добивайтесь наилучших результатов, когда вероятность успеха оценивается как 50-50

Человек с высокой потребностью во власти, скорее всего, со временем пойдет по пути постоянного продвижения по службе. Люди с высокой потребностью во власти часто демонстрируют следующее поведение:

  • Наслаждайтесь командованием
  • Хотите влиять на других
  • Предпочитает находиться в конкурентных и статусно-ориентированных ситуациях
  • Склонны больше заботиться о престиже и получении влияния на других, чем об эффективной работе

Люди с потребностью в общении ищут общения, общественного одобрения и межличностных отношений, приносящих удовлетворение. Люди, нуждающиеся в членстве, ведут себя следующим образом:

  • Проявляйте особый интерес к работе, которая приносит дружеские отношения и социальное одобрение
  • Стремись к дружбе
  • Предпочитайте ситуации сотрудничества, а не конкуренции
  • Отношения желания, предполагающие высокую степень взаимопонимания
  • Не могут стать лучшими менеджерами, потому что их стремление к общественному одобрению и дружбе может усложнить принятие управленческих решений

Интересно, что высокая потребность в достижениях не обязательно ведет к тому, чтобы быть хорошим менеджером, особенно в крупных организациях. Люди с высокой потребностью в достижениях обычно заинтересованы в том, насколько хорошо они справляются лично, а не в том, чтобы влиять на других, чтобы они преуспевали. С другой стороны, у лучших менеджеров высока потребность во власти и низка потребность в принадлежности.


14.

3 Теории мотивации, основанные на потребностях – принципы управления

Цели обучения

  1. Объясните, как сотрудники мотивированы в соответствии с иерархией потребностей Маслоу.
  2. Объясните, как теория ЭРГ устраняет ограничения иерархии Маслоу.
  3. Опишите разницу между факторами, влияющими на мотивацию сотрудников, и чем они отличаются от факторов, влияющих на неудовлетворенность.
  4. Опишите потребности в достижениях, власти и членстве, а также то, как эти потребности влияют на поведение на работе.

Самый ранний ответ на вопрос о мотивации включал понимание индивидуальных потребностей. В частности, ранние исследователи считали, что сотрудники усердно стараются и демонстрируют целеустремленное поведение для удовлетворения потребностей. Например, сотрудник, который постоянно ходит по офису и разговаривает с людьми, может иметь потребность в общении, и его поведение может быть способом удовлетворения этой потребности. В категории основанных на потребностях есть четыре основные теории: иерархия потребностей Маслоу, теория ERG, теория двойного фактора Герцберга и теория приобретенных потребностей Макклелланда.

Иерархия потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу — один из самых выдающихся психологов 20-го века, и иерархия потребностей, сопровождаемая пирамидой, представляющей ранжирование человеческих потребностей, знакома большинству студентов и менеджеров, изучающих бизнес. Теория Маслоу основана на простой предпосылке: у людей есть потребности, которые иерархически ранжированы (Маслоу, 1943; Маслоу, 1954). Есть некоторые потребности, которые являются базовыми для всех людей, и при их отсутствии все остальное не имеет значения. Удовлетворяя эти основные потребности, мы начинаем стремиться к удовлетворению потребностей более высокого порядка. Как только потребность более низкого уровня удовлетворена, она больше не служит мотиватором.

Основными потребностями Маслоу являются физиологические потребности. К физиологическим потребностям относятся потребность в воздухе, пище и воде. Представьте, что вы очень голодны. В этот момент все ваше поведение может быть направлено на поиск пищи. Однако как только вы едите, поиск пищи прекращается, и обещание еды больше не служит мотиватором. Как только физиологические потребности удовлетворены, люди начинают беспокоиться о безопасности. Защищены ли они от опасности, боли или неопределенного будущего? На один уровень выше социальные потребности относятся к потребности связываться с другими людьми, быть любимыми и формировать длительные привязанности. На самом деле отсутствие привязанностей может негативно сказаться на здоровье и благополучии (Baumeister & Leary, 19).95). Удовлетворение социальных потребностей делает потребности в уважении более заметными. Потребность в уважении относится к желанию быть уважаемым среди сверстников, чувствовать себя важным и ценимым. Наконец, на самом высоком уровне иерархии потребность в самореализации означает «стать всем, чем вы способны стать». Эта потребность проявляется в приобретении новых навыков, решении новых задач и в поведении, которое приведет к удовлетворению жизненных целей.

Рис. 14.5 Иерархия потребностей Маслоу

Источник : адаптировано из Maslow, AH (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер.

Иерархия Маслоу представляет собой систематический способ мышления о различных потребностях сотрудников, которые могут возникнуть в любой момент времени, и объясняет различные реакции, которые они могут иметь на одинаковое обращение. Сотрудник, который пытается удовлетворить свои потребности в уважении, может чувствовать удовлетворение, когда его хвалит начальник. Однако другой сотрудник, который пытается удовлетворить свои социальные потребности, может возмутиться похвалой высшего руководства перед коллегами, если похвала выделяет его среди остальной группы.

Итак, как организации могут удовлетворить различные потребности своих сотрудников? Путем использования различных аспектов функций планирования-организации-руководства-контроля (P-O-L-C). В долгосрочной перспективе физиологические потребности могут быть удовлетворены за счет зарплаты человека, но важно помнить, что оплата может также удовлетворять другие потребности, такие как безопасность и уважение. Предоставление щедрых пособий, включая медицинское страхование и спонсируемые компанией пенсионные планы, а также предоставление определенной гарантии занятости поможет удовлетворить потребности в безопасности. Социальные потребности могут быть удовлетворены за счет дружественной среды, предоставления рабочего места, способствующего сотрудничеству и общению с другими людьми. Корпоративные пикники и другие общественные встречи также могут быть полезными, если большинство сотрудников мотивированы в первую очередь социальными потребностями (но могут вызвать недовольство, если это не так и если им придется пожертвовать воскресным днем ​​ради корпоративного пикника). Предоставление возможностей продвижения по службе, признание достижений человека в устной форме или с помощью более формальных систем вознаграждения, названия должностей, которые сообщают сотруднику о том, что он достиг высокого статуса в организации, являются одними из способов удовлетворения потребности в уважении. Наконец, потребность в самореализации может быть удовлетворена путем предоставления возможностей развития и роста на работе или вне ее, а также путем назначения интересной и сложной работы. Прилагая усилия для удовлетворения различных потребностей каждого сотрудника в данный момент времени, организации могут обеспечить более высокую мотивацию рабочей силы.

Теория ERG

Теория ERG Клейтона Альдерфера является модификацией иерархии потребностей Маслоу (Alderfer, 1969). Вместо пяти потребностей, организованных иерархически, Альдерфер предложил сгруппировать основные потребности человека по трем категориям, а именно: Существование, Связанность и Рост (см. следующий рисунок). Потребность существования соответствует физиологическим потребностям Маслоу и потребностям безопасности, связанность соответствует социальным потребностям, а потребность роста относится к уважению и самоактуализации Маслоу.

Рисунок 14.7 Теория ЭРГ

Источник : Основано на Alderfer, C.P. (1969). Эмпирическая проверка новой теории человеческих потребностей. Организационное поведение и деятельность человека, 4 , 142–175.

Основным вкладом теории ЭРГ в литературу является ослабление допущений Маслоу. Например, теория ERG не ранжирует потребности в каком-либо конкретном порядке и явно признает, что в данный момент времени может действовать более одной потребности. Более того, в теории есть гипотеза «фрустрации-регрессии», предполагающая, что люди, которые разочаровываются в своих попытках удовлетворить одну потребность, могут регрессировать к другой. Например, человек, разочарованный отсутствием возможностей для роста на работе и медленным продвижением к карьерным целям, может вернуться к потребности в общении и начать проводить больше времени в общении со своими коллегами. Смысл этой теории состоит в том, что нам необходимо распознавать многочисленные потребности, которые могут побуждать человека в данный момент понимать его поведение и мотивировать его.

Двухфакторная теория

Фредерик Герцберг подошел к вопросу мотивации по-другому. Спрашивая людей, что их удовлетворяет в работе и что их не удовлетворяет, Герцберг пришел к выводу, что аспекты рабочей среды, которые удовлетворяют сотрудников, сильно отличаются от аспектов, которые их не удовлетворяют (Herzberg et al. , 1959; Herzberg, 1965). . Герцберг назвал факторы, вызывающие неудовлетворенность рабочих, «гигиеническими», поскольку эти факторы были частью контекста, в котором выполнялась работа, а не самой работой. Гигиенические факторы включали политику компании, надзор, условия труда, заработную плату, безопасность и безопасность на рабочем месте. Для иллюстрации представьте, что вы работаете в неприятной рабочей среде. В вашем офисе слишком жарко летом и слишком холодно зимой. Вас преследуют и жестоко обращаются. Вы, конечно, были бы несчастны в такой рабочей среде. Однако, если бы эти проблемы были решены (температура в вашем офисе в самый раз и вас совершенно не беспокоят), была бы у вас мотивация? Скорее всего, вы воспримете ситуацию как должное. На самом деле многие факторы в нашей рабочей среде — это вещи, которые мы упускаем из виду, когда они отсутствуют, но принимаем как должное, если они присутствуют.

Напротив, мотиваторы — это факторы, присущие работе, такие как достижения, признание, интересная работа, повышенная ответственность, продвижение по службе и возможности роста. Согласно исследованию Герцберга, мотиваторы — это условия, которые действительно побуждают сотрудников прилагать больше усилий. Рисунок 14.8 Двухфакторная теория мотивации Мотивация к работе . Нью-Йорк: Уайли; Герцберг, Ф. (1965). Мотивация к работе среди финских супервайзеров. Психология персонала , 18 , 393–402.

Исследование Герцберга, обобщенное на рисунке выше, подверглось критике (Cummings & Elsalmi, 1968; House & Wigdor, 1967). Одна критика связана с классификацией факторов как гигиенических или мотивационных. Например, оплата труда рассматривается как гигиенический фактор. Однако оплата не обязательно является контекстуальным фактором и может иметь символическое значение, показывая сотрудникам, что они получают признание за их вклад, а также сообщая им, что они продвигаются в компании. Точно так же качество надзора или отношения, которые сотрудники формируют со своими руководителями, могут определять, поручают ли им интересную работу, признают ли их потенциал и берут ли они на себя больше обязанностей. Несмотря на свои ограничения, двухфакторная теория может быть ценным подспорьем для менеджеров, поскольку она указывает на то, что улучшение среды, в которой выполняется работа, лишь частично мотивирует сотрудников.

Рисунок 14.9

Плакетки и другие поощрения могут мотивировать сотрудников, если эти награды соответствуют культуре компании и отражают искреннюю признательность за достижения сотрудников.

phjakroon – Pixabay – общественное достояние CC0.

Теория приобретенных потребностей

Среди подходов к мотивации, основанных на потребностях, теория приобретенных потребностей Дугласа Макклелланда получила наибольшую поддержку. Согласно этой теории, люди приобретают три типа потребностей в результате своего жизненного опыта. Этими потребностями являются потребность в достижениях, потребность в принадлежности и потребность во власти. Все люди обладают комбинацией этих потребностей.

Те, у кого высокая потребность в достижениях, имеют сильную потребность в успехе. Работник, который получает огромное удовольствие от соблюдения сроков, выдвижения блестящих идей и планирования своего следующего карьерного роста, может быть сильно нуждается в достижениях. Люди с высокой потребностью в достижениях хорошо подходят для таких должностей, как продажи, где есть четкие цели, обратная связь доступна немедленно, а их усилия часто приводят к успеху (Harrell & Stahl, 1981; Trevis & Certo, 2005; Turban & Keon, 19).93). Из-за успеха на низкоуровневых должностях те, кто остро нуждается в достижениях, часто продвигаются на более высокие должности (McClelland & Boyatzis, 1982). Однако высокая потребность в достижениях имеет важные недостатки в управлении. Менеджмент предполагает выполнение работы за счет мотивации других. Когда продавца повышают до менеджера по продажам, описание работы меняется с активных продаж на подбор, мотивацию и обучение продавцов. Те, кто сильно нуждается в достижениях, могут рассматривать управленческую деятельность, такую ​​как коучинг, общение и встречи с подчиненными, как пустую трату времени. Более того, им нравится делать что-то самим, и им может быть трудно делегировать полномочия. Они могут стать властными или мелочными начальниками, ожидая, что все будут так же преданы работе, как и они, и ожидая, что подчиненные будут делать все точно так, как они привыкли (McClelland & Burnham, 19).76).

Люди с высокой потребностью в принадлежности хотят, чтобы их любили и принимали другие. Когда у них есть выбор, они предпочитают взаимодействовать с другими и быть с друзьями (Wong & Csikszentmihalyi, 1991). Их акцент на гармоничных межличностных отношениях может быть преимуществом при работе и занятиях, требующих частого межличностного взаимодействия, таких как социальный работник или учитель. На руководящих должностях высокая потребность в принадлежности может снова служить недостатком, поскольку эти люди склонны чрезмерно беспокоиться о том, как их воспринимают другие. Таким образом, им может быть трудно выполнять некоторые аспекты работы менеджера, такие как критическая обратная связь с сотрудниками или дисциплинарное взыскание с плохих исполнителей.

Наконец, те, кто сильно нуждается во власти, хотят влиять на других и контролировать свое окружение. Потребность во власти может быть разрушительной для отношений, если она принимает форму поиска и использования власти для собственного блага и престижа. Однако, когда это проявляется в более альтруистических формах, таких как изменение способов работы, чтобы рабочая среда была более позитивной, или обсуждение дополнительных ресурсов для своего отдела, это, как правило, приводит к положительным результатам. На самом деле потребность во власти рассматривается как важная для эффективности на управленческих и руководящих должностях (Mccleland & Burnham, 19).76; Спэнглер и Хаус, 1991; Шпрейер, 2006).

Теория приобретенных потребностей Макклелланда имеет важное значение для мотивации сотрудников. В то время как тот, кто имеет высокую потребность в достижениях, может реагировать на цели, люди с высокой потребностью в принадлежности могут быть мотивированы получить одобрение своих коллег и руководителей, в то время как те, кто имеет высокую потребность во власти, могут ценить влияние на руководителя или приобретение должность, наделенная полномочиями по принятию решений. И когда дело доходит до успеха на руководящих должностях, люди, которые осознают недостатки своей ориентации на потребности, могут предпринять шаги для преодоления этих недостатков.

Key Takeaway

Теории, основанные на потребностях, описывают мотивированное поведение как индивидуальные усилия по удовлетворению потребностей. Согласно этой точке зрения, работа менеджера состоит в том, чтобы определить, в чем нуждаются люди, а затем убедиться, что рабочая среда становится средством удовлетворения этих потребностей. Иерархия Маслоу классифицирует потребности человека на физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самореализации. Теория ERG — это модификация иерархии Маслоу, в которой пять потребностей сведены к трем категориям (существование, родство и рост). Двухфакторная теория проводит различие между факторами, которые делают людей неудовлетворенными работой (гигиенические факторы), и факторами, которые действительно мотивируют сотрудников. Наконец, теория приобретенных потребностей утверждает, что люди обладают устойчивыми и доминирующими мотивами для достижения, приобретения власти или присоединения к другим. Каждая из этих теорий объясняет характеристики рабочей среды, которые мотивируют сотрудников.

Ссылки

Альдерфер, CP (1969). Эмпирическая проверка новой теории человеческих потребностей. Организационное поведение и деятельность человека, 4 , 142–175.

Baumeister, RF, & Leary, MR (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117 , 497–529.

Каммингс, Л.Л., и Эльсалми, А.М. (1968). Эмпирическое исследование оснований и коррелятов управленческой мотивации. Психологический бюллетень, 70 , 127–144.

Харрелл, А.М., и Шталь, М.Дж. (1981). Подход к теории поведенческих решений для измерения трихотомии потребностей Макклелланда. Журнал прикладной психологии, 66 , 242–247.

Герцберг, Ф. (1965). Мотивация к работе среди финских супервайзеров. Психология персонала , 18 , 393–402.

Герцберг Ф., Мауснер Б. и Снайдерман Б. (1959). Мотивация к работе . Нью-Йорк: Уайли.

Хаус, Р. Дж., и Вигдор, Л. А. (1967). Двухфакторная теория Герцберга об удовлетворенности работой и мотивации: обзор доказательств и критика. Психология персонала, 20 , 369–389.

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50 , 370–396.

Маслоу, А. Х. (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер.

Макклелланд, округ Колумбия, и Бояцис, Р. Э. (1982). Модель мотива лидерства и долгосрочный успех в управлении. Журнал прикладной психологии, 67 , 737–743.

Макклелланд, округ Колумбия, и Бернхэм, Д.Х. (1976). Власть — великий мотиватор. Harvard Business Review, 25 , 159–166.

Spangler, WD, & House, RJ (1991). Эффективность президента и профиль мотива лидерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *