Как мотивировать подростка к обучению и саморазвитию
Почему школьники не хотят учиться и как пробудить в них интерес к образованию и саморазвитию? Об этом и сопутствующих проблемах мы говорим с психологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой.
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать ребёнка к обучению и саморазвитию. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Корр.: Ребенку не интересна школа. Не интересны секции, кружки и путешествия. Он ничего не хочет. Максимум – компьютерные игры. Что делать? Почему так происходит?
Дарья: Практика показывает, что он все-таки что-то хочет. Так устроена психика.
Свобода выбора поможет ребёнку определиться быстрее
Дарья: В большинстве случаев причиной избегающего типа поведения являются отношения внутри семьи. Начиная лет с двенадцати у подростков включается сепарация (отделение) от родителей. До этого ребенок хотел того же, что и мама. Теперь начинается поиск себя: «Желания родителей понятны и, возможно, правильны. Но чего хочу я? Кто я? Я уже взрослый или еще маленький?» Психика еще не развита, нет четкого понимания, что именно интересно и почему. Это тонкий момент, когда необходимо терпение. Потому что если передавить с нравоучениями и предложениями, то, начав отрицание с деталей, подросток станет отказываться от всего. В его голове присутствует грубоватое «мама, отстань», которое он может и не озвучивать прямым текстом. Ведь родители продолжают кормить его и обеспечивать. Сказать просто, что ваши желания никуда не годятся и его не интересуют – «не комильфо».
Нужно понимать, что если ребенок живет в позиции отрицания или «ничего нехотения» более полугода, то он теряет драгоценное время. Тем не менее, если выбор будет правильным, если он будет соответствовать интересами склонностям подростка, то он все наверстает. В силу особенностей развития родительские инициативы в этот момент обесценены. Лучшая позиция: «Сиди. Думай. Решай. Вот тебе интернет. Ты можешь играть в игрушки, а можешь пойти и попробовать жить настоящей жизнью». Свобода выбора поможет быстрее разобраться в себе.
Понимание и поддержка родителей важны всегда!
Корр.: Но если позиция «мама, отстань» все же озвучивается прямым текстом, а отрицание всего и вся и нежелание заниматься непозволительно затянулись? Как выровнять ситуацию?
Дарья: Нужно внимательно разбираться в первопричинах. Скорее всего, такой ребенок когда-то уже приходил к маме с предложениями. Например: «Хочу стричь собак». Одна мысль, сколько может принести проблем такое занятие, вызвала бурный протест, а причины разъяснены не были. Было: «Нет, собак стричь ты не будешь». Через месяц от четырнадцатилетней дочери: «Может быть, я пойду заниматься стрип-пластикой?». У мамы – холодный пот по спине и снова отказ. Третий раз с подобным вопросом ребенок может быть еще и придет, но четвертого не будет точно. Далее вы получите отрицание.
Здесь родителю лучше всего аккуратно признать неправоту своего жесткого отказа, затем поговорить и обсудить плюсы и минусы. Перебрать желания ребенка еще раз, чтобы понять, были ли они действительно блажью. «Делай то, что ты хочешь, а я тебя поддержу!». Ребенок сейчас еще мал, и ему, на самом-то деле, страшно одному делать сложный выбор. Даже стричь собак он пошел бы с мамой. Его агрессия может являться свидетельством того, что он все еще ждет поддержки.
Корр.: Проблемы переходного возраста были всегда. Почему именно сейчас отрицание и избегающий тип поведения присутствуют у многих подростков?
Дарья: Функции школьного воспитания ранее были более широкими. Туда входила и профессиональная ориентация и распределение социальных акцентов. Не всегда это было однозначно позитивно – слишком многое зависело от личности учителя, но давление на ребенка в большой мере оказывалось не родителями, а социумом.
Разумные родители в этом случае присутствуют рядом со школьником в качестве добрых советчиков и поддержки, а не в виде надзирателя или судьи.
Ситуацию для этого ничего не мешает создать и сейчас. Достаточно обеспечить ребенку общение в разных сообществах: кружки, секции, форумы (оффлайн и онлайн). В таком случае у него перед глазами будут разные примеры жизненных ситуаций и их решений. Тут помогут и родители, и братья с сестрами, и друзья-товарищи по увлечениям. Это могут быть герои, известные по видеосюжетам, или те, с кем знаком подросток лично или по переписке. Сейчас нам доступна любая информация, есть много возможностей определить, что именно подходит ребенку.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как справиться с информационным перенасыщением
Корр. : Но если информации слишком много? Не станет ли это поводом для отрицания и потери интереса к окружающему?
Дарья: Да, от большого разнообразия часто происходят проблемы с выбором. Постоянно обрабатывая новую информацию, мозг устает и передает свое состояние телу. Тотальное напряжение приводит к затуманенности сознания. Получается некий психологический фаст-фуд. Информацию ты получил, а толку от нее нет.
С этим связаны и сложности выбора рода будущей деятельности у школьника. Если раньше были понятные, хорошо разграниченные формы деятельности и соответствующие профессии – повар, врач, экономист, дизайнер, инженер, актер – то сейчас их спектр стал гораздо шире. Вроде бы ты заинтересовался той или иной сферой, а тут выясняется, что нужно бы сразу сориентироваться и с конкретной подобластью. Каким ты хочешь стать дизайнером? Интерьеров, мебели или одежды? Сайтов или рекламы? Или вовсе пирожных? Или ты хочешь вести блоги о дизайне в целом и еще писать об этом? Каждая подобласть требует дополнительных знаний и навыков.
И не все профессии имеют тот смысл, который вкладывался в них изначально. И непонятно, что будет с некоторыми уже лет через пять. Будет ли она существовать через годы или с такой работой успешно будет справляться робот? А какие-то профессии могут появиться, хотя сейчас отсутствуют.
Открывая программу обучения по той же психологии, я вижу профессию «космический психолог». Она предполагает работу с людьми, которые летают в космос. Определить в подростковом возрасте, что ты хочешь заниматься именно этим, сложно. И когда человек не идет никуда, есть большая вероятность, что ему просто сложно сделать выбор.
Упражнение по восстановлению мотивации к занятиям:
- Если информации слишком много и выбор сделать сложно, составьте перечень того, что вас интересует.
- Выберите для себя три, максимум четыре наиболее интересных пункта. Это несложно сделать, даже если их десять. Выпишите каждый на лист А4.
- Разложите листы по комнате и постойте на каждом по пять-семь минут. Почувствуйте себя в профессии, с которой неразрывно связаны ваши интересы. Здесь очень пригодится полет фантазии.
- Представление себя в профессии обязательно даст эмоциональный отклик. Постарайтесь понять его. Если, стоя на месте, вы понимаете, что интерес растет и хочется пробовать, то это хороший знак. Если же через минуту стояния вам становится скучно, то едва ли это правильный выбор.
О вреде ложной информации
Дарья: Очень часто человек, записавшийся в какое-либо сообщество по интересам в социальных сетях, все время слышит, как там все прекрасно. Возникает ощущение, что повар всегда замечательно выглядит и хорошо зарабатывает, делая несложную работу. А тренер по фитнесу и вовсе получает непрерывное удовольствие, занимаясь лишь укреплением здоровья и оттачиванием фигуры. Путешествия несут только радостные эмоции и возможности созерцать сопутствующие красоты. А специалиста IT-сферы ждут с распростертыми объятиями в любой крупной компании, независимо от глубины его погружения в предмет.
Критичность восприятия и понимание степени ответственности и цены ошибки в этом возрасте отсутствует. В итоге подросток, начав заниматься тем или иным делом, сталкивается с незапланированными сложностями. И пройдя через это несколько раз он получает массу комплексов и нежелание пробовать что-то новое.
Здесь нужно внимательно относиться к собственным эмоциям. Возможно, протест вызван субъективной, не совсем правдивой подачей информации. Само же занятие по-прежнему вызывает интерес. Нужно учиться за эмоциями видеть суть и чувствовать собственный душевный отклик. Важно пробовать и отвечать честно на вопрос: «Мне это по-прежнему нравится?»
Корр.: Но это лучше, чем масштабный негатив и безысходность, присутствующие в социальных сетях и СМИ.
Дарья: Еще хуже, если школьник ежедневно слушает все тоже в своей квартире. Если в его окружении кто-то громко и постоянно «капает на мозг» о том, что, например, «в этой стране нет шансов на успех». У слушателя сформируется та же позиция, потому что говорящий старше и лучше знает.
Редкий ребенок решится на протест в этом случае. Подростковое желание жить подсознательно будет сопротивляться пессимистичному мнению, лишающему его перспектив в жизни. Но и полноценно отдаваться учебе такому школьнику будет сложно.
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Мотивация родителей – шанс на успех для ребенка
Дарья: Родители – это все-таки первый пример. И если мама – тренер, то ребенок, скорее всего, будет увлекаться спортом. И если мама говорит, что ее работа плохая и что лучше идти учиться на врача, то возникает противоречие. Она ведь все равно продолжает работать тренером и приносить домой деньги. Возникает впечатление, что его пытаются столкнуть с накатанной колеи, а неизвестность рождает страх.
Очень заразно и пассивное, бездеятельное состояние. Если родители в упадническом настроении и не видят смысла в своих занятиях, но отказываются что-либо менять, то откуда взяться стремлению самосовершенствоваться в юной голове?
То есть главная рекомендация родителям, желающим повысить у ребенка учебную мотивацию к обучению – начать с себя. Ваш опыт подскажет, каких знаний не хватает, какие навыки было бы неплохо обрести. Попробуйте освоить их. Ваш авторитет вырастет в детских глазах, и призывы к самосовершенствованию станут оправданными и продуктивными. Кроме того, эксперименты и поиск новый впечатлений будут нормой в семье. И пойти учиться на врача вместо понятной карьеры спортивного тренера окажется не так страшно.
Да и осознание, что выбор профессии – это не финал, не приговор, и позже можно научиться еще чему-нибудь, всегда вселяет оптимизм. Выбор, сделанный в семнадцать лет, редко бывает абсолютно точным. Важно осознавать, что ты, может быть, и не нашел самую лучшую для себя профессию с первой попытки, но обогатился полезным опытом.
Важным является и то, как справляются с неудачами в семье. Если полученная в школе тройка становится трагедией для мамы, причиной слез, переживаний и многодневных обсуждений, то можно не сомневаться, что и ребенок переймет такую манеру взаимодействия. Каждый раз при возникновении сложностей вместо дополнительной мотивации у него будет возникать стресс и упадок духа. Понятно, что до победы в таком состоянии тяжело добраться. Если же мама относится к ситуации легко и предлагает извлечь из нее полезный опыт, то это позитивно влияет на ребенка.
Корр.: Считается, что от ненужных побед остается усталость…
Дарья: Это называется «обесценивание». Оно тоже прививается родителями: «Ах, ну что это за победа?» Но смысл даже маленькой победы в том, что с ней приходит вдохновение. Это позитивный ресурс, заряжающий человека на успех. Возникает уверенность в том, что человеку все под силу. Важно осознание победы. Ее нужно хранить как трофей, а когда возникает действительно сложная ситуация, это помогает. Радуйтесь победам Вашего ребенка. Это способствует формированию мотивации.
Корр.: Многие родители считают продуктивным мотивировать детей к обучению деньгами. Получая пятерку, ребенок зарабатывает средства на развлечения. Как вы относитесь к такой практике?
Дарья: Плоха та мотивация, в которой только деньги. Успешными и богатыми становятся те люди, кому нравится профессия и кто готов работать много не только из-за зарплаты. Наша деятельность должна быть и эмоциональным ресурсом. И если работа не нравится, а мотивация носит исключительно финансовый характер, то обычно возникают проблемы. Однажды ты осознаешь, что застрял на неинтересной работе с неинтересными людьми. В худшем случае, это отражается на здоровье.
Как нивелировать сложности переходного возраста?
Корр.: Учитывая, что проблемы переходного возраста в большей или меньшей степени были всегда, может быть есть универсальное средство борьбы с ними?
Дарья: Чтобы с ними разобраться, нужно обратить внимание на первопричины их возникновения. Хотя обучение продолжается в течение всей жизни, имеется «наилучшее время» для продуктивного развития тех или иных способностей. Негативный опыт или отсутствие надлежащего стимулирования в определенные моменты жизни имеют более серьезные и долгосрочные последствия, чем нам кажется.
С трех до примерно девяти лет у человека получает активное развитие часть мозга, отвечающая за умение фантазировать. А с примерно одиннадцати и до семнадцати формируются мышление и логика. Умение логически мыслить, обрабатывать информацию и отстраивать цепочки в перспективу. То есть возникает понимание последствий совершаемых действий. В течение последующих пяти-семи лет формируются социально значимые психические функции, наращивается информационная база, происходит всплеск социальной активности. Появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.
В силу отсутствия у подростков реальных познаний и представлений о мире, им свойственно находиться в фантазиях. Переходный возраст – тот момент, когда нужно совместить фантазии и реальность. И их столкновение бывает весьма болезненно. Умение принимать мир таким, какой он есть, не убегая в вымысел – ценно. Соответственно, нужно учиться думать и предполагать, строить перспективу из того, что есть в руках, в обороте, в окружении. А для этого нужно для начала научиться ощущать себя «здесь и сейчас», не убегая в выдуманную реальность. С этим поможет цепочка простых упражнений.
Находимся «здесь и сейчас». Психологические практики
1. Обращение к себе, внимание на себя. Задача – в течение пяти минут сидеть на стуле и «ощущать» этот процесс: как вы опираетесь на стул, как он вас держит. Обратите внимание на окружение, как тикают часы и как мама ходит в соседней комнате. Возможно, есть другие звуки, на которые обычно не обращаете внимания. Просто полностью осознайте себя в реальном времени.
2. Наблюдение реальности. Проще всего увидеть ее через людей, у каждого человека есть свои эмоции, каждый чем-то занят. Обращайте внимание на проходящих мимо, на эмоции тех, кто рядом. Так рождается система наблюдения за окружающим миром. Важно делать это безоценочно. Без попыток простроить какой-то план. План – это уже фантазия.
3. Спортивные тренировки помогают. Неумение находиться «здесь и сейчас» характеризуется большим количеством нечаянных ушибов, порезов и синяков. Однако любой спорт повышает концентрацию на текущем моменте, значит, возвращает в реальность.
4. Впишите фантазии в реальность. Нахождение в фантазиях приятно. Оно затягивает. Чтобы фантазирование не казалось бесполезной тратой времени, и тем более, если вы являетесь обладателем интересных фантазий, попытайтесь вписать их в реальность. Дать им точные определения и выражение в чертежах и рисунках, текстах. Напишите план реализации ваших фантазий.
Мотивация подростка – это командная игра.
С одной стороны, сложно всем: и ребенку, и маме, ведь родитель в это время живет своей взрослой жизнью, в которой надо сохранять мотивацию тоже. Очень здорово, если ребенок это понимает и ценит родительское желание помочь.
Но с другой стороны, родителю зачастую проще самому решить за ребенка, чем ждать, когда же он разберется в увлечениях.
Главная рекомендация – рассказывать, поддерживать, пробовать, бросать нелюбимое с легкостью и пробовать вновь. Сделать из этого процесса увлекательное приключение.
Анна Мохова, ИнтернетУрок
Как заставить ребенка учиться — как мотивировать подростка на учебу
Содержание
- Отсутствие мотивации
- Проблемы во взаимоотношениях «учитель — ученик»
- Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг
- Неблагоприятная семейная обстановка
- Родительский сверхконтроль
- Низкая самооценка, неуверенность в себе
- Чрезмерная загруженность ребёнка после школы
- Хвалить за успехи, даже за самые незначительные
- Указывать на позитивные изменения
- Делать акцент на хороших качествах ребёнка
- Не требовать многого
- Разделять переживания
- Не сравнивать ребёнка с другими детьми
- Не ругать за плохие оценки
- Договариваться
- Подавать пример
- Учитывать желания и стремления ребёнка
- Нанять репетитора
- Рассказать о настоящих выгодах учёбы
- Прививать полезные привычки
«Нет слова „не хочу“, есть слово „надо“» — распространённое выражение, которым пользуются родители, чьи дети отказываются делать что-то, чего они не хотят. Например, учиться. Это и ещё десяток других демотивационных выражений начинают использовать, когда дипломатичный подход уже не помогает. В ход идёт старый добрый «кнут», но уже без пряника. И сначала может показаться, что метод работает и приносит результаты, ведь от такого жёсткого контроля оценки действительно становятся лучше. Но, к сожалению, продолжается это недолго.
В итоге ребёнок лишь учится обманывать и хитрить, параллельно начиная ненавидеть всё, что связано с образованием. Чтобы этого не случилось, следует перефразировать выражение, заменив слово «надо» на «хочу».
На запрос «как заставить ребёнка учиться» поисковик выдаёт более двух миллионов результатов. О некоторых причинах мы подробнее рассказали в этом видео:
Очевидно, что с этой проблемой сталкивается огромное количество родителей. Причин, почему дети отказываются учиться, много. Первое, на что следует обратить внимание, — насколько хорошо у ребёнка развиты психические процессы: память, внимание, логика. Ведь благодаря им дети лучше понимают и запоминают прочитанное, легко фокусируются на задачах и начинают заниматься самостоятельно.
Кроме того, современная система образования выстроена таким образом, чтобы дать детям максимальное количество знаний и на выходе получить подготовленных специалистов. Но мало кто задумывается о том, как правильно эти знания преподносить. У детей нет никаких алгоритмов и технологий самообучения, чтобы каждое действие ребёнок выполнял легко, осмысленно и понимая, зачем и какой результат он получит.
Например, онлайн-курс «Учись Учиться» предлагает методики усвоения знаний, помогает повысить эффективность учёбы, развить логику, память и аналитические способности. Курс помогает школьникам понять, что учёба может быть лёгкой и весёлой, а полученные навыки помогут стать ответственным, самодостаточным и образованным.
Теперь рассмотрим другие, более очевидные причины плохой учёбы.
Отсутствие мотивации
Порой даже взрослому человек трудно заставить себя пойти утром на работу, притом что он понимает, для чего ему это. А теперь представьте ребёнка, которому непонятно, зачем ему каждый день ходить на занятия, если за это даже не платят. Дело в том, что дети, особенно в младших классах, не понимают важности и нужности процесса обучения. Из-за этого им становится скучно и неинтересно слушать учителя и тем более тратить время на домашние задания. Важно не заставлять ребёнка учиться «через не хочу», а спокойно объяснять, для чего ему образование. Показывайте, рассказывайте на примере известных инфлюенсеров, используйте школьные знания в жизни и обязательно хвалите за все действия ребёнка. Положительные подкрепления — важная составляющая в построении мотивации.
Негативная мотивация (страх, боль, долг, стыд) травмирует ребёнка, сковывает его интеллектуальную активность и рушит доверие к родителям. Есть много позитивных инструментов. Например, система поощрений. Ребёнок неделю делал домашнее задание самостоятельно? Это повод сходить в любимое кафе-мороженое или заказать пиццу.
На бесплатном марафоне «Мотивации и обучения детей» мы расскажем, как замотивировать ребёнка на учёбу в школе, чтобы он начал учиться самостоятельно, перестал мучиться с домашним заданием и мучить вас.
Проблемы во взаимоотношениях «учитель — ученик»
Может случиться так, что учитель не согласен с позицией ученика по какому-то вопросу, и это негативно влияет на оценки по предмету. Может быть, что ученик сам спровоцировал конфликт своим поведением, на что учитель отреагировал двойкой в дневнике. Или проблема возникла из-за неосторожной критики в адрес ученика. Ситуации бывают разные, но они могут отбить у школьника желание учиться. В этом случае следует поговорить с ребёнком, узнать, что его беспокоит. После чего также поговорить и с учителем, чтобы понять, в чём кроется причина конфликта, и постараться устранить его.
Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг
Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на ребёнка со стороны другого ребёнка или группы детей. С травлей сталкиваются практически все ученики: кто-то непосредственно участвует в ней, кто-то становится жертвой, а кто-то наблюдает за происходящим. Буллинг становится причиной тому, что ребёнок начинает прогуливать, не хочет учиться и закрывается в себе. Это очень серьёзная проблема, которая может негативно повлиять на личность ребёнка. Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, предложите ему поговорить. Чем раньше вы узнаете о проблеме, тем легче с ней будет справиться.
Неблагоприятная семейная обстановка
Если в семье родители постоянно ссорятся, выясняют взаимоотношения, делая это на глазах у ребёнка, ему становится трудно фокусироваться на учёбе. Как можно думать о решении задачи по математике, когда вокруг крик и шум?
Родительский сверхконтроль
Иногда родителям очень важно контролировать всё, что происходит с родными в семье и за её пределами. Сюда же попадает и школьная жизнь ребёнка. Речь идёт не просто об оценках, а даже оформлении рабочих тетрадей, дневника или подготовке подарка однокласснику на день рождения. Ни о какой мотивации и речи быть не может, ведь мама или папа всё решит.
В итоге родителям приходится заставлять ребёнка учиться. Но делать это категорически не стоит. Почему? Рассказываем в этом видео:
Получить комплексное решение проблемы образования ребёнка можно на нашем бесплатном онлайн-занятии «Как мотивировать ребёнка учиться самостоятельно».
Низкая самооценка, неуверенность в себе
Проявлять себя в школьной жизни неуверенным детям сложно. Задать вопрос учителю, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание — целая проблема. Если при этом ещё и дома родные предъявляют к ребёнку завышенные требования, жёстко критикуют за малейшую провинность, называют ленивым, то рано или поздно он закроется в себе и пойдёт по пути наименьшего сопротивления: начнёт прогуливать уроки, перестанет выполнять домашнее задание и будет приносить плохие оценки. Зачем стараться, если старания не будут оценены.
Чрезмерная загруженность ребёнка после школы
Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. Например, в понедельник, среду и пятницу — английский язык и бассейн, по вторникам — баскетбол, а в четверг — художественная школа. Но в результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Школьник становится ленивым и начинает откладывать выполнение уроков. Преследуя даже самые благие цели, родители забывают, что ребёнок не робот и отдых ему необходим так же, как и взрослому человеку.
13 советов для родителей, как замотивировать ребёнка на учёбу
Хвалить за успехи, даже за самые незначительные
Не надо ждать от ребёнка стопроцентного успеха, чтобы похвалить его. Важно замечать любой прогресс. Причём возраст ученика не имеет значения. Подростки, как и ученики младших классов, тоже нуждаются в поддержке и похвале.
Указывать на позитивные изменения
Если ребёнку что-то даётся сложно, всё равно поддерживайте его каждый раз. Можно говорить: «Ничего себе! Посмотри, насколько ты стал лучше это делать! Если будешь продолжать в том же духе, то сделаешь вообще на отлично!» Но никогда не говорите что-то вроде: «Ещё немного постараться, и тогда будет нормально». Такими фразами вы обесцениваете маленькие достижения.
Делать акцент на хороших качествах ребёнка
Важно понимать, что жизнь ребёнка не крутится только вокруг школы. Родителям следует всегда подмечать хорошие качества своего чада, даже если это такие далёкие от учёбы характеристики. Например, если ребёнок умеет помогать другим, обладает харизмой, отличным чувством юмора, обаянием или превосходно умеет договариваться — указывайте ему на эти качества. Такой акцент поможет в создании адекватной самооценки, которая, в свою очередь, создаст уверенность в своих силах.
Не требовать многого
От переутомления и выгорания не защищён никто, даже школьник. Просто представьте, какую нагрузку испытывает ребёнок, который учится в школе, потом идёт на несколько кружков, а затем приходит домой и садится за домашнее задание. Не требуйте от ребёнка, чтобы он был идеальным. Нормально, что какие-то предметы даются ему сложнее и школьнику требуется больше времени, чтобы понять их.
Разделять переживания
Если ребёнок говорит вам, что не любит какой-то предмет, не ругайте его, а разделите с ним переживания. К примеру, можно сказать: «Да, я понимаю, ты так не любишь физику, но её нужно изучать. Ты всегда можешь поделиться со мной своими мыслями, чтобы мы обсудили то, что ты чувствуешь».
Не сравнивать ребёнка с другими детьми
Сравнения всегда только провоцируют обиду и практически не влияют на мотивацию. Успехи «сына маминой подруги» никак не помогут ребёнку исправить оценки и начать учиться самостоятельно, а лишь вызовут нежелание учиться по принципу «всё равно у меня ничего не получится».
Чтобы помочь ребёнку делать то, что нужно и важно, следует «собрать» универсальную мотивацию. На наших бесплатных уроках курса по мотивации детей мы расскажем о причинах демотивации и что с этим делать, почему нельзя заставлять ребёнка хорошо учиться, а также как изменить поведение ребёнка и вернуть доверие и открытость в детско-родительские отношения.
А в этом видео мы рассказываем о том, как изменится поведение детей, если вы перестанете заставлять их учиться:
Не ругать за плохие оценки
Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Плохая оценка только показывает, что надо больше стараться, чтобы улучшить результат. Если наказывать школьника за плохую оценку всевозможными ограничениями, его мотивация будет негативной. А она формирует либо страх, либо нигилизм.
Договариваться
Договор — это один из самых надёжных и действенных инструментов при работе с детской мотивацией. Сразу стоит отметить, что договор должен быть выгоден не только вам, но и ребёнку. Нельзя требовать от школьника пятёрок, не предлагая ничего взамен. Например, вы можете сказать: «Если ты неделю будешь самостоятельно выполнять домашние задания, на выходных мы с тобой сходим в кино». Или: «Если ты хорошо напишешь контрольную работу, можешь пригласить друзей и поиграть с ними в приставку на выходных».
Мотивация — это целое искусство. Чтобы ребёнок захотел самостоятельно заниматься, необходимо найти верный подход. На практическом онлайн-курсе для родителей мы расскажем, как настраивать родительский авторитет и правильно договариваться с ребёнком, чтобы он не подводил вас и не срывал соглашения.
Подавать пример
Бессмысленно пытаться приучить ребёнка делать уроки, пока вы листаете TikTok или смотрите сериал, например. Дети любят копировать родителей. Так что если цель — привить ребёнку любовь к чтению, отложите смартфон и почитайте интересную книгу.
Учитывать желания и стремления ребёнка
Чтобы мотивировать детей, надо учитывать их интересы. Спросите ребёнка, какое занятие ему по душе. Если он интересуется кино, стоит придумать, как связать сценарное мастерство с желанием учиться. Можно придумать интересные задания: например, предложить начать писать увлекательный сценарий про школу, чтобы учёба начала казаться более интересной.
Нанять репетитора
Если какой-то из предметов даётся ребёнку особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора. О том, как правильно выбрать специалиста, читайте в нашей статье.
Рассказать о настоящих выгодах учёбы
Детям непонятно, зачем родители каждое утро рано встают и едут на работу, зачем повышают квалификацию, стремятся к повышению. Именно поэтому не стоит начинать разговор о том, что пятёрки означают безбедное будущее. Лучше рассказать о реальных выгодах учёбы, например о том, что она сделает его более свободным, даст возможность попробовать себя в разных сферах, понять, что ему действительно по душе, и выбрать подходящую профессию.
Прививать полезные привычки
Любознательность подпитывается привычкой узнавать что-то новое. А это одно из лучших качеств, которое мотивирует человека развивать интеллект на протяжении всей жизни. Прививать полезные привычки вроде чтения важно, но главное — сочетать их с интересами самого ребёнка. Например, если он ненавидит математику — перестаньте покупать ему развивающие книги. Лучше начните вместе решать логические задачки, рисовать или учить английский язык. Прививайте те привычки, которые мозг не будет отторгать.
Как заставить ребёнка заниматься? Никак. А вот замотивировать с помощью наших советов и рекомендаций вполне реально.
Как мотивировать вашего подростка в школе – The Uni of Qld
Почему у моего подростка нет мотивации к учебе? Этот вопрос стар как мир, и многие родители затрудняются ответить на него. Но есть способы мотивировать учащихся-подростков — вот как.
Развитие мотивации у подростков часто может быть похоже на тяжелую битву. Особенно неприятно видеть, как потенциал вашего ребенка не реализуется, когда он не хочет учиться или пробовать себя в школе.
Как родитель, вам не нужно стоять в стороне. Если вы не знаете, как мотивировать своего подростка, у нас есть несколько советов, которые могут вам помочь.
Не всем детям, испытывающим затруднения в учебе, не хватает мотивации — некоторые из них могут отставать из-за проблем с обучением, социальных проблем или эмоциональных проблем. Обязательно общайтесь со своим подростком и обращайтесь за профессиональной помощью, если он испытывает трудности.
Как мотивировать подростка выполнять домашнее задание: примите участие
Помните: вы в одной команде со своим подростком. Вы оба хотите лучшего — у вас могут быть разные способы показать это. Пока они взрослеют и обретают независимость, вам, возможно, захочется отступить во многих отношениях. Но важно оставаться вовлеченным в их жизнь, чтобы дать им мотивацию, которой им иногда может не хватать.
Если вы не знаете, как мотивировать своего подростка посвятить себя учебе, убедитесь, что он знает, что вы рядом, чтобы помочь ему с домашним заданием или ответить на любые его вопросы. Проявляйте интерес к тому, что они изучают в школе, и волнение по поводу их академических достижений. Демонстрируя интерес к их школьной жизни, вы показываете, что это вызывает энтузиазм.
Подростки, как правило, чувствуют, что их допрашивают, если им задают слишком много вопросов, поэтому обязательно сделайте двусторонний разговор и поделитесь информацией о своем дне.
Помогите им увидеть общую картину
Такие мероприятия, как День открытых дверей UQ, — это прекрасная возможность помочь вашему подростку увидеть свои цели и будущее.
Иногда все, что вам нужно сделать, чтобы мотивировать подростка, — это дать ему простое напоминание о том, над чем он работает.
Учащемуся, который день за днем проводит в классе, может быть трудно сосредоточиться на том, зачем он делает всю эту работу, если он не видит конечной цели. Отсроченное удовлетворение — сложная концепция для юных умов, да и для взрослых она не совсем проста.
Вы можете подбодрить своего старшеклассника дома, напомнив ему, почему его оценки важны.
- Есть ли конкретная университетская программа , на которую они хотят поступить?
- Имеют ли они в виду карьеру мечты ?
Помогите им вспомнить причину, по которой их оценки важны. Связав то, что они делают в школе сейчас, со своими долгосрочными целями, им будет легче сохранять мотивацию для работы.
Оставайтесь на позитиве
Влияйте положительно на потребности вашего подростка в мире. Держите ваши отношения с подростком открытыми, позитивными и уважительными.
Было бы пагубно для их мотивации (а также для ваших отношений) наказывать или угрожать им, заставляя их усерднее учиться в школе, и это, скорее всего, будет иметь противоположный эффект. Таким образом, даже если вы чувствуете разочарование из-за отсутствия драйва у вашего подростка, вы, скорее всего, не получите желаемого результата, выместив на нем свою обиду.
Помните, что ваш подросток ведет себя немотивированно не для того, чтобы позлить вас. Попытайтесь восстановить связь со своим подростком по поводу школьных вещей, которые ему нравятся и которые они находят важными. Это может быть любимый предмет, внеклассное занятие, которое им нравится, или учитель, который их вдохновляет. Большинство людей будут заинтересованы в том, чтобы участвовать в том, что им нравится, поэтому поощряйте их как можно больше, чтобы они сосредоточились на том, что они находят забавным и интересным в школе.
Как вдохновить вашего подростка сделать все возможное
Никто не говорил, что быть родителем подростка легко. Если вы боретесь с тем, как мотивировать своего сына или дочь-подростка учиться, или не знаете, что вы можете сделать, чтобы вдохновить их на раскрытие своего полного потенциала, помните об этих стратегиях:
- Руководство пример .
- Вести содержательные разговоры о своем будущем.
- Помогите им разбить их целей на краткосрочные и долгосрочные.
- Поощряйте их страстей .
- Вознаграждайте их усилиями а не результатом.
Помните: вы можете направлять их как можно лучше, но в конце концов выбор за работой остается за ними.
В UQ мы предлагаем нашим студентам ряд программ помощи в учебе, чтобы помочь им сохранять мотивацию во время учебы. Узнайте больше о наших программах наставничества и о том, как они могут помочь вашему подростку преуспеть в университете.
Как мотивировать подростков: 15 лучших советов на 2023 год
Содержание
Ладно, будем честными! быть подростком иногда может означать борьбу с идентичностью, отсутствие дисциплины, чувство неловкости по поводу своего тела и даже низкую самооценку.
Если вы являетесь родителем подростка, то вам могут быть знакомы припевы «Что угодно» и «Мне все равно». Иногда они могут быть такими немотивированными!
Но все мы знаем, что развитие самодисциплины является ключом к мотивации подростков — к подпитке их внутренней мотивации. В результате ваши подростки будут иметь хорошие оценки, но, что более важно, они разовьют уверенность и мышление, которые помогут им добиться успеха во всех сферах жизни.
Вы можете спросить себя как мотивировать подростков и возможно ли это вообще? Что ж, используя следующие стратегии, вы можете помочь своим подросткам развить внутреннюю мотивацию.
Рекомендуем также просмотреть это видео:
https://youtu. be/STeSLWK0b5kВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Как мотивировать подростка (https://youtu.be/STeSLWK0b5k)
Как мотивировать подростков: 12 советовДавайте изучим эти советы и найдем способ мотивировать подростков, не прибегая к интимности или строгости.
1- Помогите им насладиться путешествием, пока они не доберутся до места назначения
В жизни есть нечто большее, чем оценки и внеклассные занятия.
Крайне важно, чтобы ваш подросток осваивал такие навыки, как ответственность, настойчивость, стойкость и трудолюбие на протяжении всего пути.
Так что помогите своему подростку стать более мотивированным и дисциплинированным учеником, побуждая его сосредоточиться на процессе.
Поощряйте своих подростков находить возможности для улучшения, обращая внимание на их усилия, если они не достигают своих целей.
Ниже приведен пример того, что вы могли бы сказать:
Несмотря на неудачу в математике, я надеюсь, вы гордитесь собой за то, что занимаетесь 5-10 минут каждый день, несмотря на то, что у вас не получилось. Ваша решимость и мужество восхищали. Как вы думаете, как в будущем вы сможете тренироваться более эффективно? Подростки, которые сосредоточены на процессе, с меньшей вероятностью будут уклоняться от проблем и с большей вероятностью будут пробовать что-то новое.
Если вы не знаете, что сказать, чтобы еще больше поощрить своих подростков, или хотите изменить свою манеру говорить, вот несколько дополнений, которые вы можете использовать:
- Требуются время, усилия и решимость заниматься прибыльной карьерой и хобби.
- Убедитесь, что вы хвалите своего подростка, когда он усердно работает, а не только тогда, когда он хорошо работает.
- Узнайте о преимуществах учебы и обучения вне классов.
- Поощряйте подростка делиться своими надеждами и стремлениями; покажите, как вы идете к своей мечте (даже если в конечном итоге потерпите неудачу).
Вам также может понравиться: Личностное развитие для подростков в 2023 году
2- Предоставьте им свободу ставить собственные цели
Это то, что вы видели раньше. Родитель, желающий стать известным спортсменом или актрисой, навязывает эту мечту своему ребенку.
Самоопределение очень важно для подростков. Предложение целей родителями по-прежнему ценно, если они не принуждают их.
Полезно задавать такие вопросы, как «Почему вы выбрали эту цель? » и «Какие шаги вам нужно предпринять, чтобы достичь этой цели?» Также полезно научить компонентам, которые делают цель решающей.
Лучший способ достичь целей — сделать их конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и своевременными (SMART).
Лучше иметь конкретные цели, например, «сдать все задания вовремя», чем расплывчатые, например, «стараться в школе усерднее».
Если вы хотите проверить измеримость цели, спросите себя: «Как вы узнаете, что достигли ее? Если вы этого не достигнете, нереалистичные цели могут привести к ощущению неудачи.
Цели должны быть более реалистичными.
И последнее, но не менее важное: цели с точной временной шкалой работают лучше, чем неоднозначные.
Получение чувства выполненного долга от достижения цели никогда не заканчивается, если оно никогда не заканчивается.
Убедитесь, что подростки ставят перед собой собственные цели, а не цели, определенные другими.
Попробуйте заменить фразу «получить главную роль в школьных спектаклях» на «заучить мой монолог на прослушивании».
Чтобы увеличить свои шансы на успех, подростки должны записывать свои цели, как только они их установили.
Со временем и терпением вы научитесь мотивировать подростков, так что не сдавайтесь.
Вам также может понравиться: 50 лучших цитат эмпатов, которые помогут развить чувствительную личность в 2023 году
3- Будьте хорошим примером для своего подростка
9000 или постоянно нажимая кнопку будильника, взрослые тоже откладывают.Быть родителем сложно, и никто не ожидает, что ты будешь идеальным.
Тем не менее, ваши подростки наблюдают за вами и моделируют свое поведение после вас, сознательно или бессознательно.
Если вам трудно мотивировать себя, вашему подростку может быть трудно изменить свое поведение.
Ваши подростки с большей вероятностью разовьют эти качества, если заметят, что вы трудолюбивы, ответственны и дисциплинированы.
Вы можете подать хороший пример своим детям:
- Совершайте ошибки всей семьей и развивайте культуру, в которой это нормально. Рискуйте — даже если это страшно — и делитесь своими мечтами и неудачами!
- Сведите прокрастинацию к минимуму. Не стесняйтесь выполнить простую задачу за несколько минут, если это возможно.
- Позаботьтесь о своем физическом и психическом здоровье, чтобы продемонстрировать целостный подход к мотивации.
Вам также могут понравиться: Темный смысл фразы «Обратно в школу» рассмотреть проблемы и преимущества, с которыми они могут столкнуться. Деньги нужны для некоторых целей.
Чтобы увеличить свои шансы на попадание в университетскую команду в следующем учебном году, молодой взрослый может пожелать посетить летом баскетбольный лагерь.
Вы можете помочь своему подростку определить, сколько времени потребуется, чтобы зарабатывать деньги, будь то пособие или работа на неполный рабочий день, если это расходы, которые ему придется покрывать самостоятельно.
Стоимость не всегда денежная.
Подростку может не прийти в голову, что ранний отход ко сну и пропуск предыдущих ночных занятий могут быть недостатком раннего пробуждения.
Кроме того, конкретные цели могут иметь более значительные преимущества, чем предполагалось изначально.
Основная цель присмотра за детьми может состоять в том, чтобы заработать больше денег, но это также может быть физически полезным.
Подростки, заинтересованные в добровольческой деятельности для дела, в которое они верят, могут не осознавать, что позже они могут попросить благотворительную организацию порекомендовать колледж.
Чтобы определить, стоит ли цель того, подростки должны понимать затраты и преимущества ее достижения.
5- Поощрение здорового образа жизни
Значение хорошего сна нельзя недооценивать, когда речь идет о мотивации подростков.
Усталость мешает мотивации.
Вы должны помочь подростку разработать распорядок дня, предусматривающий достаточное количество времени для отдыха, чтобы он или она могли оптимально функционировать ночью. Подросткам необходимо от 8 до 10 часов сна в сутки. Также важно правильно питаться и заниматься спортом. Подростки могут повысить самоконтроль и справиться со стрессом, приняв здоровые привычки.
Как родитель, вы можете быть здесь отличным образцом для подражания. Попробуйте больше заниматься спортом и сократить время, проводимое за экраном и кофеином. Покажите подростку, что это достижимо, если он этого захочет.
Вам также могут быть интересны: 5 вещей, которые вы должны знать о корпоративном наставничестве в 2023 году
заключается в использовании поощрений и наказаний.
Я часто слышу, как родители говорят что-то вроде: «Не будут ли мои подростки учиться усерднее, если они будут получать дополнительное время за видеоиграми за хорошие оценки и лишаться доступа к телефону за плохие оценки? Однако следует помнить о некоторых вещах…
Согласно исследованиям, долгосрочная мотивация не достигается наградами и наказаниями. Они могут мотивировать ваших подростков усерднее готовиться к предстоящему тесту, но они не научат их настойчивости и усердной работе. Процесс менее важен, чем результат, когда речь идет о наградах и наказаниях.
Наших подростков следует поощрять к обучению и принятию вызовов, как мы обсуждали ранее.
7- Быстрые победы – это ключ
Постановка целей должна начинаться с «быстрых побед» для подростков. Иногда мы изо всех сил пытаемся достичь наших целей из-за страха неудачи, будь то взрослые или подростки.
Не правда ли, что если не пытаться, то не проиграешь? По мере того, как подростки достигают этих более легко выполнимых целей, они обретают уверенность в том, что могут достичь и более сложных.
Экономия значительной суммы денег, например, может показаться невозможной. Быстрой победой было бы открытие банковского счета для подростков.
Сделав этот шаг, они на один шаг приблизились к своей цели. Действие, которое может быть выполнено за короткий промежуток времени, доказывает определенный уровень способностей.
Промедление также борется с быстрыми целями. Делать что-то, что займет всего несколько минут, легче, чем начинать долгосрочный проект.
Вам также могут понравиться: 7 способов повысить свое эго для достижения успеха и счастья
8- Это должно быть весело
Подростки не единственные, кто может извлечь выгоду из этого мотивационного принципа.
Для большинства людей больше мотивирует делать что-то веселое, чем скучное.
Итак, речь идет не только о том, как мотивировать подростков, но и о том, как мотивировать себя.
Подростки заинтересованы в общественной деятельности, когда они развлекаются.
Узнайте вместе с подростком, чем ему нравится заниматься, и поощряйте его к этому, если вы хотите, чтобы он вышел из дома, стал активным и завел новых друзей.
Важно помнить, что то, что нравится вам, может не совпадать с тем, что нравится вашему подростку. Обязательно покажите подростку, что вы цените и интересуетесь тем, что он или она считает захватывающим и забавным.
Подросток хорошо реагирует на конкуренцию.
Если присутствует элемент соперничества, даже самая обыденная задача может превратиться в увлекательное занятие.
Наличие кого-то, с кем можно соревноваться, не всегда необходимо для проведения соревнования; иногда молодые люди реагируют на вызов, чтобы улучшить свои собственные результаты.
Поощряйте подростка играть в игры, смотреть фильмы или искать информацию в Интернете, если он может чему-то научиться. Использование технологий в любой задаче делает ее более привлекательной для современной молодежи.
9- Не произносите мотивирующих речей
Когда подросткам нужно быстро повысить мотивацию для выполнения задания, могут помочь мотивационные цитаты.
Несмотря на это, напутствия редко мотивируют подростков в долгосрочной перспективе. Почему это?
Правда в том, что даже самые благонамеренные напутствия становятся лекциями, по крайней мере, с точки зрения подростков. Даже слова, которые вы считаете вдохновляющими, могут звучать придирчиво или даже ругающе. Следуйте советам из этой статьи, чтобы помочь своим подросткам развить внутреннюю мотивацию, а не подбадривать их.
Вам также могут понравиться: 50 лучших цитат о благодарственном четверге, которые вас вдохновят (2023)
10. Ошибки следует допускать
Нам жизненно важно учиться на их ошибках честны, мы тоже. Вы не должны слишком быстро вмешиваться и исправлять ситуацию, когда ваш ребенок делает ошибку.
Их действия должны иметь естественные последствия, чтобы они могли извлечь из них уроки.
То, что наш подросток несколько дней игнорировал кошачью коробку, а затем собирал ее, было бы гораздо более ярким уроком.
Аналогичный принцип применяется, если он не выносит мусор достаточно быстро, и мусор высыпается на пол.
Убедитесь, что они понимают свои обязанности и вежливо напомните им.
11- Необходимо наставничество и ролевая модель
Какова вероятность того, что учащийся преуспеет в школе, если у него есть наставник?
Вы должны быть счастливы, что ваши подростки (надеюсь) любят и уважают вас. Тот факт, что кто-то за пределами семьи может дать им свежий взгляд, по-прежнему полезен.
Вашим подросткам будет полезно иметь наставника, когда между ними и вами возникнут конфликты.
Обучая своих подростков, вы можете дать им возможность увидеть ситуацию с разных точек зрения, что облегчит поиск решения.
Наставниками могут быть тренеры, учителя, соседи или даже друзья семьи. Лайф-коуч также может помочь подросткам добиться успеха в карьере.
Вам также могут понравиться: 50 лучших веселых мемов, которые сделают ваш день незабываемым (2023)
12- Сохраняйте спокойствие
Мы должны помнить, что наши подростки — не единственные подростки, которые борются с ленью и не хотят выполнять школьные задания.
Честно говоря, мы тоже должны преодолеть эти чувства.
Очень важно проявлять благосклонность к нашим подросткам, когда они не мотивированы или имеют плохое отношение.
Иногда мы ожидаем, что наши подростки будут вести себя как взрослые.
Помните, однако, что они все еще развивают свой характер и учатся.
Будучи подростком, помни свое поведение и чувства. Ваш подросток, вероятно, чувствует себя ленивым и немотивированным так же, как и вы — по крайней мере, время от времени.
Надеюсь, это было полезно. Нет необходимости чувствовать себя одиноким.
Кроме того, я знаю, что как только мой 17-летний парень прошел обучение вождению и получил права, его зрелость резко возросла. Он также повзрослел после того, как устроился на свою первую работу с частичной занятостью.
С большей ответственностью наши подростки растут в геометрической прогрессии и начинают представлять, что однажды они будут путешествовать по миру. Не спешите. Подавайте им хороший пример. Имейте в виду, что это требует времени.
13- Будьте терпеливы с подростками
Уже можно с уверенностью сказать, что если у вас есть подросток, вы знаете, что терпение — единственный действенный ответ.
Большинство подростков на взводе, и если вы хоть немного подтолкнете их, они взорвутся и отправят вас в эпицентр. Как я уже говорил, не торопитесь и дайте им самим разобраться.
14- Просто будьте рядом, когда вы им нужны
Важно признать, что даже если они говорят, что вы им не нужны, вы им действительно нужны. Подростки похожи на птицу, которая впервые хочет покинуть свое гнездо.
Им нужна независимость, но им также нужны инструкторы о том, что делать и куда идти за едой.
Старайтесь быть на заднем плане, чтобы при необходимости можно было незаметно вмешаться и не рассердить и не расстроить собеседника.
15- Не беспокойтесь слишком сильно; время изменит многое
Как родитель двух новых взрослых, я могу заверить вас, что время придет в конце концов. Они не остаются подростками навсегда, и уж точно не сохранят это отношение на всю оставшуюся жизнь. Придет время, когда вы вдруг поймете, насколько они разумные и ответственные взрослые.
Несколько заключительных мыслей
Я призываю вас применить хотя бы несколько из этих 12 проверенных советов, чтобы мотивировать подростков.