Мотивы аффилиации и власти аутуализируются и удовлетворяются только: Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации

Аффилиация

Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми.

Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвергания ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.

Выраженный мотив аффилиации внешне проявляется в особой озабоченности человека установлением, поддержанием или восстановлением нарушенных дружеских взаимоотношений с людьми, таких, которые описываются словами «дружба» и «любовь».

Мотив аффилиации коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих людей, с уверенностью и желанием самоутверждения.

Люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения. Максимальное улучшение результатов деятельности в этих условиях наблюдается у тех, кто одновременно имеет сильно выраженные мотивы аффилиации и достижения успехов. Худшие результаты обнаруживаются в том случае, если рядом с другими людьми работает человек с высокоразвитым мотивом достижения и с выраженной боязнью быть отвергнутым людьми в случае неудачи.

Лица, у которых доминирует мотив аффилиации над боязнью быть отвергнутым, лучше относятся к людям. Им больше нравятся те, кто их окружает, они сами пользуются симпатией и уважением окружающих людей. Отношения таких людей с окружающими строятся на основе взаимного доверия.

Преобладание мотива-боязни быть отвергнутым, напротив, создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения. И все же, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силен мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении.

Власть

Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми.

Исследователь мотивации власти Д. Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.

Эмпирическими признаками наличия у человека мотива, или мотивации, власти являются следующие: постоянные и достаточно отчетливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми; удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи; нежелание подчиняться другим людям, активное стремление к независимости; склонность управлять, доминировать над людьми в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с ними.

К явлениям, изучаемым в психологии в связи с мотивацией власти, относятся лидерство, влияние людей друг на друга, руководство и подчинение, а также многие феномены, связанные с воздействием индивида на группу и группы на индивида (их мы рассмотрим в следующем разделе). В отличие от других наук, изучающих феномен власти, психология акцентирует внимание на личных мотивах властвования, а также на психологических аспектах использования человеком данной ему власти над людьми. О психологических аспектах власти говорят тогда, когда один человек вынуждает другого что-то делать против его воли. Считается, что люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми.

Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию, приобретать и накапливать престижные, пользующиеся модой вещи. У них, как правило, более высокий уровень социальной активности, проявляющейся в стремлении занимать руководящие посты, включаться в соревнование, организовывать работу других людей. Они малоконформны, неважно себя чувствуют в групповых видах деятельности, когда вынуждены строго следовать одинаковым для всех правилам поведения и подчиняться другим. Считается, что люди с высокоразвитым мотивом власти обладают способностью с выгодой для себя использовать предоставляемые ситуацией возможности для проявления соответствующего мотива. Обнаружено также, что учащиеся с высоким мотивом власти показывают лучшие результаты в учебе, если преподаватель не доминирует над ними, не задает жесткие правила поведения в учебной ситуации и предоставляет им свободу действий.

Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1496


Мотивация и мотивы Мотивированное поведение как характеристика личности

Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.Маккелланда и Г.Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.

· Потребности физиологические(органические), обеспечивающие выживание человека. К ним относятсяпотребности в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;

· Потребность в безопасности(и уверенности в будущем)это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач;

· Социальные потребности(потребности в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки;

· Потребности в уважениивключают потребность в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окружающих, одобрения, авторитета, признания.

· Потребности в самоактуализации(в самовыраже-
нии) это стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели.

Данные потребности фундаментальны, т.е. присущи всем людям. Индивидуальное развитие человека предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиологические потребности) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Кроме того, всю мотивационную сферу человека Маслоу разделил на две подсистемы: а) первичные потребности, связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутренних ресурсов для существования; б) вторичные потребности

, связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способностей человека. Вторая подсистема потребностей рассматривается в единстве с высшими ценностями личности. Она определяет направленность человеческого поведения на поиск смысла, истины, красоты, самопознания и самосовершенствования. По Маслоу, такого рода мотивация присуща только самоактуализирующимся личностям, которые стремятся к всесторонней самореализации.

Во второй половине ХХ в. в психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, которая существенно дополнила теорию потребностей человека. Основателями этой концепции считаются американские ученые Д.Макклелланд, Д.Аткинсон и немецкий ученый Х.Хекхаузен

. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успехаимотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.

Наряду с мотивом достижения Макклелландом выделялись и измерялись другие мотивы – такие, как «социальное присоединение» (аффилиация) и власть. Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей.

Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне этот мотив выступает в виде чувства привязанности, верности, внешне – в общительности, стремлении сотрудничать с другими людьми.

Мотив власти кратко можно охарактеризовать как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г.Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти – это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п. Другой исследователь мотивации власти Д.Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.

Ю.Роттером была предложена другая формализованная модель поведения человека, которое зависит, согласно его представлениям, от значимости для человека достижения цели в определенной ситуации и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели. С понятием ожидания у Роттера связано понятие локуса-контроля – устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Люди с внутренним локусом контроля (интерналы) ищут причины успехов и неудач человека в нем самом. Они видят в человеке активный источник управления собственным поведением и планирования собственной жизни. Люди с внешним локусом контроля (экстерналы) считают, что локализация этих причин находится вне человека, в окружающей его среде, в судьбе, в обстоятельствах, и человек не несет ответственности за собственные неуспехи. Интерналы, как правило, проявляют больше настойчивости в достижении поставленной цели и достигают большего, чем экстерналы.

В русле когнитивного подхода особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса Л.Фестингераявляется утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.

В отечественной психологии также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Более или менее продуманной и завершенной является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н.Леонтьевым. Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источник в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы и связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, — разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, — упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Например, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей, т.е. перечня того, в чем нуждается человек. Причем, происходит это в процессе его деятельности и контакта с окружающей средой.

Помимо содержательных моделей мотивации выделяют и процессуальные. Одной из процессуальных моделей является теория ожиданий. Согласно этой теории ожидание следует рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Например, сделав хорошую работу, человек ожидает получить более солидное вознаграждение.

Другой процессуальный подход в описании мотивации предлагает теория справедливости (М.Мескон, М.Альберт, М.Хедоури, 1992). Согласно ей, люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. человек считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психическое напряжение. При этом, чтобы мотивировать сотрудника, необходимо восстановить справедливость, устранив дисбаланс. В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный характер.

Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей источник целенаправленной активности человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 |

Сила, достижения, близость: прикоснись к своей бессознательной мотивации

*** Эта статья является частью серии статей о выгорании. Чтобы узнать, как неявная мотивация влияет на выгорание, см. Выгорели? Возможно, виноваты неудовлетворенные бессознательные мотивы

В нашем крайне ориентированном на успех обществе много говорилось о том, что мотивирует людей. У нас есть целые теоретические системы, разработанные для рассмотрения мотивации, такие как схема вознаграждения-наказания или парадигма внутренней (например, хорошее самочувствие) против внешней (например, денежной выгоды) мотивации. Все, от Тони Роббинса до Forbes, публиковали статьи по этому вопросу.

Так почему же многие из нас время от времени чувствуют себя застрявшими и потерянными?

Моя догадка такова, потому что большинство этих работ посвящено тому, что известно как сознательная, или самооценка, мотивация. Конечно, они пытаются объяснить такие явления, как внутренние потребности, и получить представление о поведенческой экономике — да, вознаграждение лучше мотивирует поведение, чем наказание. Однако они упускают из виду бессознательную мотивацию (исчерпывающий список бессознательных процессов см. в Weinberger & Stoycheva [2019]).

Что такое бессознательная (неявная) мотивация?

Исследование того, что мы называем имплицитной мотивацией, началось в конце 1940-х годов и было вдохновлено новаторской работой Генри Мюррея — разработчика теста тематической апперцепции (ТАТ). Дэвид Макклелланд и Джон Аткинсон произвели революцию в нашем понимании мотивации, предположив, что люди в значительной степени не осознают свои собственные движущие силы, и провели серию экспериментов с манипулированием изображениями, чтобы задействовать бессознательные мотивы участников. Теоретические и эмпирические разработки в области имплицитной мотивации охватывают десятилетия и включают новаторские работы Дэвида Макклелланда, Ричарда Кестнера, Джоэла Вайнбергера, Дэвида Винтера, Дэна МакАдамса и Оливера Шультайса. Было сделано несколько важных основных выводов:

  • Существует разница между имплицитными (бессознательными) и самоприписываемыми (сознательными) мотивами. Исследователи обнаружили, что люди на удивление плохо описывают свои неявные мотивы, а их самоотчеты редко соответствуют инструментам проективной оценки или даже долгосрочному поведению (см. Schultheiss & Brunstein, 2010).
  • Неявные и явные мотивы представляют собой две разные мотивационные системы. Другими словами, нами движут две разные сущности, одна из которых доступна сознанию, а другая действует ниже порога сознания. Кроме того, обе системы, по-видимому, управляют различным поведением: сознательная система управляет краткосрочным поведением и вербальными целями, а бессознательная система предсказывает спонтанное и долгосрочное поведение.
  • Неявные и самоприписываемые мотивы могут быть несогласованными или прямо противоречащими друг другу. Часто из-за семейного, социального или культурного давления мы можем явно осознавать мотив достижения, скажем, высшего положения в иерархии нашей компании. Однако мы можем неосознанно руководствоваться потребностью чувствовать близость и связь, а не подниматься по корпоративной лестнице. Итак…
  • Противоречивые имплицитные и самоприписываемые мотивы могут привести к дистрессу и ощущению тупика. Если достижение ранга требует от нас действий, которые могут вызвать неприязнь к нам со стороны других, мы можем столкнуться с внутренним конфликтом, депрессией или саботировать собственное продвижение по службе.
  • Есть ограниченное количество имплицитных мотивов/потребностей, которые движут нами

Три имплицитных мотива/потребности

Ранняя работа Макклелланда, Винтера и МакАдамса привела к открытию и углубленному пониманию трех основных имплицитных мотивов Достижений, Власти и Близости.

Мотив достижения

Неявный мотив/потребность достижения был обнаружен первым и в значительной степени находился в центре внимания ранних работ Макклелланда. Люди с высоким уровнем этой потребности стремятся к достижению ради достижения. Достижение — единственный мотив трех бессознательных потребностей, который не связан с отношениями. Другими словами, люди с высоким уровнем этой потребности стремятся решить проблему ради поиска решения, а не ради, скажем, похвалы, которую они могут получить в результате, или ради влияния, которое решение окажет на других.

Как внутренний мотив, Достижение может подвергаться негативному влиянию внешних стимулов. Более того, хотя успешные люди обычно заинтересованы в сложных задачах, они с меньшей вероятностью будут браться за слишком сложную задачу. Это связано с тем, что такая задача имеет меньшую вероятность того, что она будет освоена, и даже в случае успешного выполнения она с большей вероятностью будет выполнена благодаря удаче, а не навыкам. Точно так же слишком легкие задачи не дадут достаточного стимула, поскольку не принесут чувства удовлетворения.

Мотив Власти

Удовлетворение потребности во Власти, как и в Близости, требует присутствия других. Таким образом, этот мотив по своей сути реляционен. Люди с высоким уровнем этого мотива получают удовольствие от влияния на других. Однако, несмотря на плохую репутацию, которую слово заработало в просторечии, мотив Власти по своей сути не является «хорошим» или «плохим». Скорее, это просто означает необходимость влиять на других. Важно то, как выражена эта потребность, поэтому способы удовлетворения этого мотива могут иметь для них как положительные, так и отрицательные стороны. Например, негативное выражение имплицитного мотива власти — это попытка контролировать или подавлять других, в то время как позитивное выражение — воздействовать на других, вдохновляя их, обучая или наделяя их полномочиями. Дэвид Уинтер сравнил этот мотив с огнем, который может принести много добра (усилие), но требует постоянного контроля из-за его разрушительного потенциала (подавления).

Мотив близости

Неявный мотив/потребность близости вырос из исследования ранее выявленной потребности в принадлежности. Бессознательные мотивы Принадлежности, Близости и Единства иногда группируются вместе, поскольку все они связаны с нашей потребностью в близости. Однако есть некоторые тонкие различия.

В первоначальной концепции мотива Принадлежности считалось, что люди с высокой потребностью в Принадлежности получают удовольствие от социальных связей. Было показано, что удовлетворение этой потребности приводит к снижению стресса и долгосрочной пользе для здоровья. Однако исследования выявили более темную сторону этого мотива; а именно открытие того, что поведенческое выражение потребности в принадлежности больше направлено на то, чтобы избежать отторжения, а не просто на получение удовольствия от связи. Другими словами, было показано, что избегание негативных взаимодействий является более сильным мотиватором, чем достижение позитивных.

Чтобы устранить некоторые из этих несоответствий, Дэн МакАдамс разработал концепцию мотивации близости, которая кристаллизует аспекты взаимного подхода (против неудовольствия-избегания) этой потребности. По своей сути мотив Близости отражает потребность во взаимности и в разделении своей внутренней реальности с другим человеком. Он качественно отличается от прежнего мотива Принадлежности, заключавшегося в избегании обиды в отношениях. Мотив близости также тесно связан с недавно выявленной потребностью в Единстве (Weinberger & Smith, 2011) — более глубокой потребностью в принадлежности к большему целому.

Было показано, что бессознательные (имплицитные) мотивы имеют разные предикторы развития и берут свое начало, по крайней мере частично, в разных стилях воспитания (см. Weinberger & Stoycheva, 2019). Они в значительной степени довербальные и, как таковые, не могут быть сообщены самими собой. Скорее, степень, в которой каждый из нас обладает каждым типом, можно измерить с помощью проективных показателей. Неявная мотивация также влияет на то, как разворачивается наша жизнь, на нашу удовлетворенность межличностными отношениями, креативность и профессиональное развитие (Weinberger & Stoycheva, 2019).).

Растущее количество исследований также указывает на неявную мотивацию и то, как она согласуется или не согласуется с явной мотивацией в психическом здоровье. На следующей неделе мы рассмотрим, как неявная мотивация может повлиять на выгорание.

Глава 5 Карточки с перспективой мотива от Аники Це

  • Неудовлетворительное внутреннее состояние, отсутствие чего-то необходимого для благополучия
  • Генри Мюррей (1938): потребность как внутренняя направляющая сила, определяющая, как люди ищут или реагируют на объекты или ситуации в окружающей среде
  • Биологические или другие – либо проистекают из биологических потребностей, либо присущи нашей психологической структуре
  • Биологические потребности должны удовлетворяться многократно с течением времени быть довольным.
  • Сила потребности влияет на интенсивность связанного с ней поведения. Чем сильнее потребность, тем интенсивнее действие.
  • Интенсивность может быть выражена менее очевидными способами
  • Установите приоритеты — какое действие вы выполняете первым
  • Потребности являются директивными: какое из многих возможных действий происходит в данный момент времени
  • Касается чего-то конкретного
  • Относится к классам целевых объектов или событий
  • Создает движение либо к объекту или подальше от этого — получить что-то или избежать чего-то

Мотивы

  • На шаг ближе к поведению
  • Необходимо проработать мотивы.
  • Дэвид Макклелланд: мотивы — это кластеры когниций с аффективными обертонами, организованные вокруг предпочтительного опыта и целей.
  • Появляются в ваших мыслях и заботах
  • Относятся к желаемым или нежелательным целям
  • Эмоционально настроены
  • Мотивы в конечном итоге вызывают действия
  • Пример: Потребность в еде – возникает в тканях тела — психическое состояние
  • Создает умственную озабоченность и приводит к поведению, направленному на уменьшение чувства голода
  • Различает потребности и мотивы частично благодаря существованию субъективного опыта
  • Потребность — физическое состояние, которое вы не ощущаете напрямую
  • Создает мотивационное состояние, которое вы испытываете
  • Murray (1938)
  • Внешние воздействия
  • Внешнее состояние, создающее желание получить (или избежать) что-то
  • Мотивационное влияние

Диспозиционные мотивы

  • Некоторые люди от природы имеют больше заданных мотивов большую часть времени, чем другие люди
  • Формирование картины личности человека

Апперцепция

  • Морган и Мюррей (1935)
  • Потребности проецируются в фантазию человека, как фильм проецируется на экран
  • Из психоаналитической теории
  • Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Упражнение на рассказ с картинками (PSE)

  • Процедура в различных формах ТАТ

* Подробно изучить несколько мотивов

Потребность в достижении

  • Дэвид Макклелланд, Джон Аткинсон и многие другие
  • Желание делать что-то хорошо, получать удовольствие от преодоления препятствий
  • Реакции PSE, в которых упоминается успех в чем-то, достижение целей или преодоление препятствий на пути к достижению цели, позитивное отношение к успеху или негативное отношение к неудаче
  • Люди с низким уровнем нуждающиеся в достижениях предпочитают задачи, которые либо очень легкие, либо очень сложные.
  • Относится к большей настойчивости перед лицом неудач, лучшему выполнению заданий, более высоким оценкам и большей успеваемости среди 20 000 учащихся в Голландии
  • Экономический подъем и упадок целых культур
  • Мотив достижения связан с более низкой эффективностью среди президентов США
  • Потребность в достижениях выражается у женщин по-разному, в зависимости от направления, которое они выбирают в своей жизни

Диагностика

*Как много говорят о способностях

Потребность в энергии

  • Дэвид Винтер (1973)
  • Мотив оказывать влияние на других, иметь престиж, чувствовать себя сильным по сравнению с другими
  • Реакции PSE: изображения энергичных, энергичных действий, особенно действий, вызывающих сильную эмоциональную реакцию у других власти
  • Беспокоятся о том, чтобы контролировать имидж, который они представляют другим
  • Улучшают свою репутацию
  • Желают, чтобы другие считали их авторитетными и влиятельными
  • Самовлюбленные, поглощенные своей значимостью
  • Более сексуально активны
  • Менее склонны идти на уступки в дипломатических переговорах
  • Лучшие результаты в переговорах
  • Когда они проигрывают, они неявно учатся не продолжать то, что они делали
  • Предсказывает вероятность занимать руководящие должности в организациях
  • Повышает эффективность в управлении другими
  • Винтер (2010 г. ) — что делает мотив власти эффективным в политике, так это то, что людей с высоким мотивом власти не беспокоит отсутствие контроля в политических ситуациях.
  • Они просто продолжают корректировать свое поведение в постоянном стремлении иметь влияние
  • Идеальная жена — это женщина, которая находится на иждивении
  • Влиять на то, как он или она относится к другим
  • Принимая активную, напористую, контролирующую ориентацию в общении со сверстниками
  • Вознаграждаются выражением лица с низким доминированием от других
  • Раздражаются выражением с высоким доминированием
  • Больше злятся, когда другие плохо реагируют на их попытки оказать влияние
  • Имеют более зловещий подтекст может физически оскорблять своих партнерш во время ссор
  • Часто приводит к успеху, но иногда приводит к разочарованию из-за неудачи
  • Увеличение гормона стресса кортизола после неудачи
  • Высокая потребность в силе связана как с большим повышением уровня тестостерона после успеха, так и с большим снижением уровня тестостерона после неудачи у мужчин
  • Мотивация высокой мощности была связана с более высоким исходным уровнем эстрадио у женщин

Силовой мотив хорошо это или плохо?

*В зависимости от того, приобретает ли человек чувство ответственности в процессе социализации.
-Высокое чувство ответственности->мотив выливается в сознательное стремление к престижу->власть выражается в социально принятом
— Низкий уровень ответственности -> проблематичные способы влияния на других, включая агрессивность, сексуальную эксплуатацию, употребление алкоголя и наркотиков ответственности
Во многих случаях война кажется ответственным делом

Потребность в присоединении

  • Мотив проводить время с другими и устанавливать дружеские социальные связи
  • Реакции PSE: озабоченность принятием другими и активными попытками установить или поддерживать позитивные отношения с другими.
  • Хотите, чтобы вас считали приятным
  • Больше склонны соглашаться, когда группа оказывает давление
  • Нервничать, если они думают, что другие оценивают их навыки межличностного общения
  • Предпочитают теплых партнеров по сравнению с теми, кто сдержан
  • Идти на уступки в переговорах
  • Инициировать контакты и пытаться установить дружеские отношения
  • Особенно чувствительны к гневным выражениям со стороны других
  • Не беспокойтесь о том, что вас примут другие
  • Активное участие в общественных мероприятиях занятия
  • Когда они одни, они с большей вероятностью выразят желание общаться с другими
  • Если у вас низкая потребность в общении, вам лучше работать с кем-то, у кого такая же низкая потребность в общении. Если ваша потребность в принадлежности высока, вам лучше всего работать с кем-то, чья потребность в принадлежности также высока.

Потребность в близости

*Дэн МакАдамс (1982, 1985, 1989)
*Желание испытать теплое, близкое и коммуникативное общение с другим человеком, почувствовать близость с другим человеком чем средство.
*Выйти за рамки потребности в принадлежности
*Близость и открытое общение с другим человеком
*МакАдамс: потребность в принадлежности не уделяла должного внимания позитивным аспектам отношений
-Аффилиация- активная, стремящаяся, «действующая» ориентация
-Близость- ориентация на «бытие»
*McAdams and Constantian (1983)
-Корреляция аффилиации и близости = 0,58
-Не полностью различны
*Больше одного -общается с другими людьми, хотя и не в больших группах
*Больше вовлечены в самораскрытие
-Более склонны делиться с друзьями своими надеждами, страхами и фантазиями
-Больше слушают- потому что больше беспокоятся о своих хорошее самочувствие друзей
— Подразумевают как самораскрытие, так и раскрытие партнера
*Определяют свою жизнь частично с точки зрения таких взаимодействий
*McAdams (1982)
-Автобиографические воспоминания
-Было тесно связано с содержанием памяти, которое также подразумевало близость
*Смех, улыбка и чаще смотрите в глаза при разговоре
*Не пытайтесь доминировать на социальной сцене
*Рассматривайте групповые занятия как возможность для членов группы участвовать в общественной жизни
*Желание близости полезно для людей
-McAdams & Vaillant, 1982- мужчины писали нарративные фантазии в возрасте 30 лет и были оценены 17 лет спустя Кажется, что они хорошо сосуществуют с потребностью во власти
*Люди с высокими потребностями в обеих вещах часто плохо приспособлены

Заторможенная силовая мотивация (McClelland, 1979)

  • Образцы, затрагивающие несколько потребностей одновременно, в сочетании с другими характеристиками
  • Низкая потребность в принадлежности при высокой потребности во власти в сочетании с тенденцией подавлять выражение последней.
  • Лидерство
  • Человек с высокой потребностью во власти хочет влиять на людей
  • Низкая потребность в принадлежности позволяет человеку принимать трудные решения, не беспокоясь о неприязни
  • Высокий уровень самоконтроля (препятствование использованию власти) -> хотите следовать упорядоченным процедурам и оставаться в рамках организации-> очень хорошо преуспевать в бизнесе
  • Управленческий успех
  • 16-летний период
  • Переход на более высокие уровни управления (McClelland & Boyatzis, 1982)
  • Эффективность в убеждении
  • Большая беглость речи и эффективное использование невербальных сигналов
  • 9 0021 Быть эффективным в мобилизации других
  • Зима (1993 г.) — способствующая развязыванию войн
  • Образы в высказываниях политиков предсказывали начало войны

Поощрение

  • Степень, в которой данное действие может удовлетворить вашу потребность
  • Определяют, как мотив выражается в поведении
  • Они выбирают способы удовлетворения своих потребностей, основываясь на ценности поощрения, которую имеют для них различные виды деятельности.
  • Различные ситуации имеют разную побудительную ценность для разных людей, даже если ситуации удовлетворяют одну и ту же потребность.
  • Люди сами выбирают, в какие ситуации входить, а каких избегать-> взаимодействие между человеком и ситуацией
  • Потребности и стимулы влияют на поведение, но по-разному.
  • McClelland (1985) — сила потребности относится к долгосрочной частоте связанных с потребностью действий любого типа
  • Побудительные ценности должны относиться к выбору в области действия более сознательный процесс выбора

Скрытый мотив

  • Что измеряет PSE
  • Человек может знать или не знать о них
  • То, что мы называем мотивами
  • Более базовые
  • Повторяющиеся предпочтения для классов аффективных переживаний, которые, по мнению Макклелланда, лежат в основе мотивов
  • Примитивные и автоматические
  • Хорошие предикторы широких поведенческих тенденций во времени

Самоприписываемый мотив

  • что измеряется самоотчетами
  • Явный мотив
  • Ближе к стимулам
  • Связан с конкретными целями действия
  • Рассказывает, как человек будет действовать в конкретной ситуации
  • Лучше прогнозировать ответы в структурированных условиях

Брунштейн и Майер (2005)

  • Оба являются важными, но разными ролями в поведении достижения
  • Имплицитный мотив достижения – стимулятор, усиливающий усилия, когда человек отстает человек

Войке 1995

  • Люди завершили PSE и меры самоотчета -> записи памятных переживаний за 60 дней
  • Кодировано релевантность мотива и чувства
  • Сила неявных мотивов (PSE), связанная с частотой сообщения о чувствах, связанных с этим мотивом.
  • Мотивы, приписываемые самому себе, вместо этого связаны с частотой сообщения о событии, связанном с мотивом, без каких-либо чувств (но не по шкале PSE)

Войке, Маклеод и Гоггин, 2003 г.

  • Самоприписываемые мотивы предсказывают припоминание общих воспоминаний, связанных с Я-концепцией
  • Имплицитные мотивы предсказывают припоминание конкретных событий

Бауманн, Кашель и Куль (2005)

  • Люди иногда имеют связанные с мотивами намерения (эксплицитные), которые плохо согласуются с их имплицитными мотивами
  • Человек находится в состоянии стресса -> неблагоприятное воздействие на его или ее благополучие
  • Выраженный у лиц, которые также плохо регулируют отрицательные эмоции
  • Несоответствие мотивов создает стресс, оказывая противоречивое влияние на поведение
  • Нездоровое питание (Job, Oertig, Brandstatter, & Allemand, 2010)

Макклелланд

Оба важны, но их следует рассматривать по отдельности
Иногда имеет смысл ожидать, что неявный мотив предскажет результат, а не мотив, приписываемый самому себе. Иногда верно обратное.

Форма исследования личности (PRF)

  • Stumpf (1993)
  • Анализ показателей самоприписываемых мотивов – Форма исследования личности (PRF)
  • Он охватывает все «большую пятерку», кроме невротизма
  • Costa and McCrae (1988a)
  • Многие шкалы PRF отражают основные качества пятифакторной модели
  • Несколько шкал PRF нагружают два или более из пяти факторов, а не один- эти мотивы связаны с несколькими чертами

Винтер и др. (1998)

Неявные мотивы Большой пятерки

  • Мотивы – это фундаментальные желания, а черты определяют, как эти желания выражаются
  • Мотивы и черты взаимодействуют, чтобы произвести поведение
  • Напоминает о неявных мотивах и значениях стимулов
  • Черты могут представлять модели мотивов предпочтений
  • Представлены два исследования экстраверсии и мотивов (полученных из PSE)
  • Изучена жизнь женщин на протяжении многих десятилетий 90 024
  • Потребность в интимной близости по-разному влияет на интровертов и экстравертов.
  • Женщины с низкой потребностью в интимной близости, не имеет значения, инторверты они или экстраверты. Интим не является для них большой потребностью.
  • Экстраверт с высокой потребностью в близости -> преуспевают в отношениях, чувствуют себя комфортно и хорошо в различных видах социального взаимодействия
  • Интроверты с высокой потребностью в близости -> ориентация внутрь мешает отношениям
  • — Партнеры считают их отстраненными или утаивание
  • — Большая вероятность проблем в браке
  • Неявные мотивы существуют на другом уровне абстракции, чем черты.

Персонология

  • Мюррей (отец мотивов): чтобы понять личность, нужно изучить человека в целом и делать это в течение длительного периода времени
  • Интенсивное исследование 51 студента колледжа (Мюррей, 1938)
  • Многократно тестировался и опрашивался штатом профессионалов, которые достаточно хорошо изучают личность каждого человека
  • Идиографические — сосредоточены на наборе качеств, которые делают каждого человека уникальным
  • Мюррей не любит номотетические методы — их сосредоточенность на сравнении не позволяет им глубоко проникнуть в жизнь человека
  • Дает лишь поверхностное понимание
  • Персонология: изучение жизни отдельных людей и факторов, влияющих на их течение
  • Более содержательная, поскольку акцентируется на истории жизни человека
  • «История личности есть личность»

Дэн МакАдамс: работа над мотивацией близости

  • Личность принимает форму расширенного повествования — истории жизни, которую каждый из нас пишет и проживает на протяжении времени
  • В этом повествовании есть главы, герои и тематические нити, которые повторяются и пронизывают сюжетную линию
  • Американцы среднего возраста — сосредоточены на личном искуплении — переходе от состояния страдания к лучшему психологическому состоянию
  • Личность человека заключается в сохранении последовательного повествования во времени
  • Уникальность каждого человека

PSE для мотивации

  • Мотив достижения
  • Преодоление препятствий, достижение целей, положительное отношение к этой деятельности
  • Мотив принадлежности
  • Люди выбирают быть с другими людьми, подчеркивают отношения между людьми
  • Мотив власти
  • Образы одного человека, контролирующего другого
  • В данном рассказе может встречаться более одной темы, оцениваться отдельно, оценивать несколько разных мотивов одновременно
  • Низкая согласованность и надежность повторных испытаний
  • Картинки значительно различаются
  • Когда вам говорят рассказать несколько историй в одном и том же сеансе, создается неявное давление, чтобы избежать повторения -> снижается как внутренняя согласованность, так и надежность повторного тестирования
  • Требуется много времени и усилий, чтобы дать и оценить его
  • Самоприписываемые мотивы и неявные мотивы — не одно и то же
  • Шкалы самооценки и образы рассказа

Тест неявных ассоциаций (IAT)

  • Измеряет связь между семантическими свойствами в памяти, которые, как считается, трудно обнаружить с помощью самоанализа
  • Может применяться практически к любому типу ассоциации
  • Время реакции на различные ассоциации может быть информативным в отношении имплицитного ощущения себя
  • Показатели самооценки по отдельности способствуют прогнозированию поведения
  • ТАТ и ИАТ коррелировали и имели схожие модели корреляций с другими шкалами
  • Они могут измерять сходные вещи

Потребность во власти-> проблемы с алкоголем

  • Употребление алкоголя приводит к ощущению силы
  • Польза от осознания того, что они делают
  • Поощрение других способов удовлетворения мотива власти
  • Более эффективны, чем традиционные методы лечения, в два раза быстрее реабилитируются при последующем наблюдении в течение одного года

Макклелланд: изменение мотивации и поведения деловых людей

  • Учебная программа по повышению мотивации достижения среди деловых людей
  • Много размышлений об идеях, связанных с достижением, повышает ваш мотив достижения
  • Начал с описания природы мотива достижения и инструктирования людей о том, как оценивать протоколы ТАТ для образов достижения
  • Научил максимально использовать образы достижения в своих мыслях -> повысилась вероятность использования ориентации на достижение в любой деятельности, которую они предпринимали
  • Свяжите эти мысли с конкретными моделями действий, отрабатываемыми вне тренинга
  • Думайте о достижениях повсюду и воплощайте модели действий в жизнь
  • Планируйте и ставьте цели на следующие два года
  • Сложно, но не за пределами досягаемости
  • Превращение ориентации на достижения, которую они выучили, в самостоятельный рецепт курса деятельности -> руководство фактическими достижениями в дальнейшем больше людей, чем раньше
  • Изменение поведения

Теории мотивов: проблемы и перспективы

  • Какие качества изучать
  • Мюррей: его список потребностей на основе его собственной интуиции и списков других людей
  • МакАдамс: интуитивный список Мюррея был неполным
  • Мотивы, которые были изучены наиболее тщательно, это те, которые соответствуют идеям, появляющимся в других областях психологии
  • Потребности являются фундаментальными
  • Реализация
  • Мюррей: динамику личности можно понять, только рассматривая несколько потребностей одновременно
  • Чаще люди изучают один мотив за раз, чтобы изучить его динамику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *