📖 41. Основные характеристики свойств внимания. Развитие внимания. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 42. Читать онлайн
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.
Следующее свойство внимания концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Другим свойством внимания является переключаемость. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство внимания его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5 ± 2.
Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.
Отвлекаемость внимания это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать соответствующий объекту внимания более слабый очаг, в котором по закону отрицательной индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток.
Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя, – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.
Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.
Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.
Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В 5–7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.
Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.
Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируются усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13–15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.
Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
§25. Основные свойства внимания. Психология. Учебник для средней школы.
§25. Основные свойства внимания
1) Устойчивость внимания
Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивому вниманию будет внимание колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.
От чего же зависят такие колебания внимания и как с ними бороться?
Попробуйте в течение некоторого времени упорно смотреть с полным вниманием на какой-нибудь неподвижный предмет, например на географическую карту. Вам это не удастся.
В течение первой же минуты вы заметите, что ваш взгляд невольно отклоняется в сторону или что вы смотрите на карту машинально, без всякого внимания, а думаете о другом. В подобном положении колебания внимания неизбежно наступают у всякого человека. Специальные опыты показывают, что при бесцельном и пассивном смотрении на неподвижный предмет невозможно сохранить полное напряжение внимания больше 5 секунд.
Совсем иначе обстоит дело, когда вы смотрите не на неподвижную карту, а на киноэкран, на котором развёртывается действие фильма. В этом случае вы можете долгое время следить за ходом действия без всяких колебаний внимания.
Вернёмся снова к географической карте. Предположим теперь, что вы не просто задались целью внимательно смотреть на неё, а что перед вами стоит задача сравнить между собой отдельные районы СССР с точки зрения обеспеченности их разными видами транспорта. Всякий знает, что в таком случае он может более или менее долгое время работать с картой без всяких колебаний внимания.
Итак, частые колебания неизбежно наступают при наличии двух условий: если внимание направлено на совершенно неизменный, неподвижный объект, с которым ничего не происходит, и если мы сами при этом пассивны, не выполняем никакой работы.
Опыты показывают, что, когда человек выполняет активную работу, не позволяющую вниманию ослабнуть или отвлечься даже на несколько секунд, полная устойчивость внимания может сохраняться в течение 10, 15 и даже 20 минут. Практически этого вполне достаточно. Отвлечься на несколько секунд после 10 или 20 минут непрерывной сосредоточенности позволяет организация всякой работы. Если же допустимы такие короткие отдыхи вниманию, оно может сохранять устойчивость и в течение нескольких часов.
Во многих видах деятельности к устойчивости внимания предъявляются очень строгие требования. Такова, например, работа стенографистки: если внимание отвлечётся хотя бы на несколько секунд, получится невосстановимый пробел в стенограмме. Такова же работа корректора: каждое колебание внимания может повлечь за собой пропуск опечатки. К этой же категории относится работа браковщика, телефонистки и т. п.
2) Объём внимания
Очень давно уже люди начали ставить перед собой вопрос: на сколько предметов может быть одновременно направлено внимание? сколько объектов оно может охватить сразу одним актом? Это вопрос об объёме внимания, под которым понимается количество объектов, охватываемых вниманием одновременно.
Ответить на этот вопрос нелегко. Когда я в театре смотрю на сцену, моё внимание как будто бы занято одновременно многими объектами, в особенности в сценах с большим количеством действующих лиц. Но если присмотреться к себе, легко заметить, что на самом деле внимание непрерывно переходит от одного действующего лица к другому, так что остаётся неизвестным, может ли оно в каждый данный момент схватывать больше однбго предмета. Чтобы ответить на этот вопрос, надо, очевидно, показать человеку несколько разных объектов на такой короткий промежуток времени, чтобы внимание не успело перейти с одного объекта на другой. (Этот промежуток должен быть не больше одной десятой части секунды.) Если при таком кратком показе человек сумеет заметить, узнать, воспринять несколько объектов, значит, его внимание действительно может охватить их одновременно.
Для таких опытов, как мы уже знаем, пользуются специальными приборами, тахистоскопами (см. § 17). Результаты тахистоскопических опытов обнаружили, что взрослый человек может одновременно охватить вниманием четыре-пять, максимум шесть независимых друг от друга объектов. Если на карточке тахистоскопа напечатаны буквы, не связанные друг с другом и не образующие слов, то больше шести букв воспринять сразу нельзя. Таким образом, можно сказать, что объём внимания обычно колеблется в пределах от четырёх до шести объектов.
При этом, однако, надо отдать себе отчёт в том, что разумеется под «объектом». Для неграмотного человека, не знающего букв, далеко не всякая буква является одним объектом. Букву О он, пожалуй, воспримет как один объект («кружок»), но уже буква Р будет для него скорее двумя объектами: «палочка» и «кружок». В результате он никогда не сможет воспринять сразу не только шесть, но даже и четыре буквы.
С другой стороны, если мы будем показывать вполне грамотному человеку не отдельные буквы, а целые слова, то окажется, что он может сразу воспринимать не шесть, а гораздо больше букв. Короткое слово в три-четыре буквы является для него одним объектом, и поэтому он может воспринять в тахистоскопе три-четыре таких слова (т. е. до 14—16 букв). Хорошо грамотные люди читают не по буквам, а сразу целыми словами.
Важнейшим средством для увеличения объёма внимания является выработка уменья воспринимать большими комплексами, т. е. видеть целую группу предметов как одно целое, как «один объект». Увеличение объёма внимания есть не что иное, как расширение участка с оптимальной возбудимостью. Это расширение происходит благодаря слиянию, объединению в одну систему процессов возбуждения, вызываемых одновременно действующими раздражителями.
Некоторые виды деятельности требуют возможно большего объёма внимания. Например, производительность работы наборщика в значительной мере зависит от того, какое количество знаков он может схватить сразу при взгляде на текст, с которого производится набор. Ещё важнее широта объёма внимания при наблюдении в боевой обстановке, где нередко исключена возможность длительно рассматривать объекты, а необходимо мгновенно заметить, узнать, сосчитать их. Большой объём внимания безусловно необходим лётчику.
Объём внимания должен учитываться при решении многих практических задач. Если нужно, чтобы надпись на плакате или объявлении могла быть понята даже при беглом взгляде, чтобы смысл её мог быть уловлен на лету, то она должна состоять не больше чем из четырёх-пяти слов (и то не очень длинных). Если надпись должна быть длиннее, из неё надо выделить (шрифтом, цветом и т. д.) три-четыре главных слова, достаточных для того, чтобы человек мог понять, о чём идёт речь.
3) Распределение внимания
Может ли внимание распределяться одновременно между двумя разными деятельностями? Может ли оно одновременно направляться в разные стороны? Может ли человек, выполняя какую-нибудь работу, следить в то же время внимательно за другими объектами или обдумывать вопрос, не относящийся к этой работе?
Практика показывает, что распределение внимания возможно. Мало того, жизнь на каждом шагу требует от вас распределения внимания. Нельзя, например, записывать объяснения учителя в классе, если не уметь распределить внимание.
Учитель не прерывает своего изложения на то время, пока я запишу сказанную им мысль. Он продолжает говорить дальше, и я должен, записывая одну мысль, в то же время внимательно слушать дальнейшее изложение. Записывание всегда несколько отстаёт от речи учителя, и внимание записывающего должно распределяться между тем, что он записывает, и тем, что говорится в данный момент.Наблюдения показывают, что уменье распределять своё внимание у разных людей чрезвычайно различно. Одни легко могут делать два дела сразу, другим это очень трудно: погрузившись в одно дело, они решительно не в состоянии замечать ничего другого, В известной степени это зависит от индивидуальных особенностей человека: у одних людей внимание распределённое, у других — концентрированное, т. е. склонное целиком сосредоточиваться в одном направлении. Но поскольку речь идёт об обычных задачах, требующихся в большинстве деятельностей, распределение внимания является главным образом делом уменья, навыка.
Никакой человек не сможет одновременно делать два дела, если он ни одного из них не умеет делать хорошо, если каждое требует от него обдумывания всякого шага, внимания ко всем деталям выполнения. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, надо по крайней мере одной из них владеть настолько, чтобы она выполнялась в значительной мере автоматически, «сама собой», чтобы требовалось лишь время от времени сознательно контролировать и регулировать её.
Неумелый человек в то время, пока он записывает одну мысль лектора, ничего больше не слышит и не замечает. Процесс записывания настолько труден и непривычен для него, что требует полного и непрерывного напряжения внимания. Напротив, опытный человек очень мало занят самим процессом записывания. В центре его сознания находится главным образом содержание того, что говорит лектор, а записыванию он уделяет лишь незначительную часть своего внимания.
На этом и основана возможность распределения внимания. Уметь распределять внимание — значит уметь, имея в центре сознания одну деятельность, некоторое внимание уделять и другой деятельности, т. е. держать её поблизости от центра сознания.
Распределение внимания объясняется тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться участками коры, находящимися в известной степени торможения. «Разве это не обычная вещь,— писал И. П. Павлов,— что мы, занятые, главным образом, одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбуждённым?»
Во всех водительских профессиях (паровозный машинист, шофёр, вагоновожатый) уменье распределять внимание является необходимым условием. Чрезвычайно высокие требования к распределению внимания предъявляет работа лётчика, дирижёра, учителя.
Внимание лектора, докладчика, оратора обычно должно быть сосредоточено на содержании тех мыслей, которые он излагает. Без этого невозможно говорить, не имея перед собой написанного текста. Но хороший лектор известную долю внимания должен уделять и другим предметам. Он должен следить за аудиторией, чутко улавливать все признаки понимания или непонимания, заинтересованности или скуки; лектор, думающий только о содержании своей речи и не обращающий внимания на аудиторию, никогда не сумеет эту аудиторию заинтересовать и увлечь. Иногда он должен взглядывать на часы и мысленно сопоставлять оставшееся время с тем количеством материала, которое он должен успеть сообщить; без этого он никогда не уложится в срок. Все эти объекты у опытного лектора находятся поблизости от центра сознания. Он не теряет их из виду, но в то же время не отвлекается от предмета своей речи.
Недостаточное уменье распределять внимание часто является причиной неудач в шахматной игре. Человек, склонный настолько погружаться в собственные планы и комбинации, что всё остальное, происходящее на доске, остаётся вне поля его внимания, неизбежно допускает «зевки» и не реагирует своевременно на ходы и комбинации противника. Хороший шахматист должен уметь, как бы он ни был занят развитием своей идеи, следить за всей доской, уделяя некоторую часть внимания даже самым неинтересным для него участкам её.
4) Переключение внимания
Из ежедневного опыта мы знаем, что всякое начало трудно. Когда пишешь сочинение или письмо, самое трудное — написать первую фразу. При публичном выступлении, особенно у неопытных ораторов, начало речи идёт гораздо менее гладко, чем продолжение. Одна из причин этого — в трудности сразу сосредоточиться на новой работе, целиком переключить на неё своё внимание. Многие люди нуждаются в некотором промежутке времени, для того чтобы успеть сосредоточить, собрать своё внимание на той деятельности, к которой они приступают.
Переключением внимания и называется сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Переключение внимания представляет собой перемещение по коре участка с оптимальной возбудимостью, регулируемое главным образом сигналами второй сигнальной системы. Способность к быстрому переключению внимания в сильной мере зависит от подвижности нервных процессов.
Некоторые люди могут легко и быстро переходить от одной деятельности к другой и сразу же начинают выполнять её с полным вниманием. Это люди, у которых внимание подвижное, гибкое. Для других переход от одного дела к другому связан с некоторым усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Это люди с мало подвижным вниманием.
Способность быстрого переключения внимания особенно остро нужна в тех случаях, когда требуется тотчас реагировать на кратковременное и неожиданное раздражение. Такие задачи постоянно встают перед лётчиком, шофёром, паровозным машинистом.
Если нужно, чтобы в некоторый момент внимание было приготовлено к восприятию какого-нибудь раздражения, следует предварительно дать сигнал. Так поступают, например, при подаче команды: «предварительная команда» служит сигналом для «исполнительной команды».
Важно, чтобы сигнал был выдан своевременно. Если дать его слишком поздно, внимание не успеет приготовиться; если дать слишком рано, внимание утомится от пассивного ожидания и может наступить «колебание внимания». Лучше всего давать предварительный сигнал за 2 секунды.
ПРИРОДА И СВОЙСТВА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ, ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ТОНКОГО ТЕЛА
ПРИРОДА И СВОЙСТВА ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ, ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ТОНКОГО ТЕЛА Одним из важнейших понятий древнего мистицизма и магии, традиционных систем целительства является жизненная сила или энергия. Это то самое главное действующее начало, без которого любой обряд и
Раздел 1 Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы
Раздел 1 Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы ВведениеПсихологическая пригодность к профессии есть свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим
Основные свойства толпы
Основные свойства толпы По сути, можно выделить два основных свойства толпы.Первое главное свойство толпы — в ней легко распространяется циркулярная реакция (ее еще называют эмоциональным кружением), про которую мы уже подробно говорили. А если кратко, то это быстрая,
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
3. 2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных
Свойства внимания
Свойства внимания • Концентрированность – степень сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Внимание человека может очень ненадолго привлечь звуковой, тактильный или зрительный раздражитель, например звонок телефона или другое внезапное событие, но затем
32. Свойства внимания
32. Свойства внимания Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Психокоррекционная программаВыработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с
54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ
54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.Непроизвольное внимание является
55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем
Основные виды внимания
Основные виды внимания При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольноеи так называемое произвольноевнимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными
Основные свойства внимания
Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.Концентрированностьвнимания — в
СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ
СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:– построение отношений;– познание;– переживание.Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента.
16. Свойства внимания
16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую
Значение, характеристики и значение для образования
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о внимании, необходимом для образования: 1. Значение внимания 2. Природа внимания 3. Характеристики 4. 9 0005 Образовательные последствия.
Значение внимания:Внимание — важный психический процесс. Без него другие психические процессы, такие как воображение, обучение, мышление и т. д., невозможны и бесполезны. Мы не можем ни о чем думать, если не сосредоточим на этом свое внимание.
Внимание считается способностью, которая может быть отвлечена на любой объект по желанию. Внимание вместо того, чтобы быть умственной способностью, является частью умственной деятельности. Это также избирательный процесс. Когда мы обращаем внимание на какой-либо раздражитель, это означает, что мы отвлеклись от других раздражителей. Наш ум выбирает только один стимул, который лучше всего подходит для него, чтобы обратить внимание. Внимание также зависит от интереса.
РЕКЛАМА:
Определения :
Ниже приведены несколько определений внимания:
Муну:
«Внимание, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали, в конечном счете является мотивационным процессом».
РЕКЛАМА:
Стаут:
«Внимание в простой связи, поскольку оно требует для своего удовлетворения дальнейшего познания своих субъектов».
Mc Dougal:
«Внимание — это просто воля или наведение, рассматриваемое с точки зрения его влияния на когнитивный процесс».
Характер внимания:Ниже приведены некоторые виды внимания:
i. Внимание — это умственный процесс, а не умственная сила.
ii. Не может быть внимания при отсутствии интереса.
iii. Мысль о сознательной жизни невозможна без внимания.
iv. Внимание создает готовность к выполнению работы.
РЕКЛАМА:
v. Внимание — процесс избирательный.
VI. Внимание — это прошлое сознания, оно не означает сознания.
Характеристики внимания:Ниже приведены некоторые характеристики внимания:
(i) Внимание постоянно меняется.
(ii) Внимание всегда является активным центром нашего опыта.
(iii) Выборочный.
(iv) Внимание постоянно.
(v) Внимание увеличивает ясность объекта.
(vi) Он неделим.
(vii) Ограниченность внимания несколько зависит от отношения между вещами.
Значение для образования:Внимание играет жизненно важную роль в процессе обучения. Без внимания обучение не может быть эффективным. Это помогает ребенку лучше усваивать информацию. Это необходимо, чтобы изучить навык. Урок, изучаемый с большим вниманием, длится долго. Таким образом, внимание очень важно для обучения.
Ниже приведены образовательные последствия внимания:
и. Педагог должен стараться привлечь внимание детей в учебно-учебной ситуации.
ii. Учитель должен создать благоприятную среду во время обучения, чтобы сосредоточить все внимание на детях.
iii. Атмосфера обучения должна быть свободна от всех возможных отвлекающих факторов.
iv. Для привлечения внимания учитель должен стараться мотивировать учащихся на каждом этапе обучения.
v. Схемы, рисунки и рисунки следует рисовать по мере необходимости.
VI. Аудиовизуальные средства должны использоваться надлежащим образом.
vii. Учитель должен использовать жесты, позы, действия и демонстрации во время обучения.
viii. Студенты должны активно участвовать в учебно-воспитательной деятельности.
ix. Следует избегать страха перед наказанием и грубого поведения учителя.
х. Учитель должен проявлять справедливое и беспристрастное отношение ко всем ученикам в классе.
Обсуждаемые шаги определенно помогут учащимся привлечь внимание друг к другу в учебных ситуациях.
Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Внимание
От философии к психологии – Блог EAI
Краткая история внимания:Человеческое внимание – это очевидный феномен, который активен в каждый момент осознания. Сначала его изучали в философии, затем в экспериментальной психологии, когнитивной психологии, когнитивной нейробиологии и, наконец, в компьютерных науках для моделирования. Эти исследования не являются серийным опытом, но они добавляют одно к другим как слои «луковицы внимания» (рис. 1).
Рис. 1 История внимания: скопление доменов в слоях лука.Из-за большого разнообразия применений внимания трудно найти точное и общее определение. Более того, взгляды на внимание менялись во времени и в разных областях исследований. В этой первой части попытки дать определение внимания мы рассмотрим краткую историю родственных исследований от философии до когнитивной психологии. В этой первой части рассматриваются времена, когда изучение внимания было более или менее включено в одно отдельное сообщество.
Концептуальные открытия: внимание в философииПервым важным исследованием человеческого внимания было исследование Н. Мальбранша, французского священника-оратора, который также был философом. В своем «Поиске истины», опубликованном в 1675 году, Мальбранш сосредоточил внимание на роли внимания как структурирующей системы в понимании сцены и ее организации.
В XVIII веке Г. В. Лейбниц ввел понятие «апперцепция», под которым понимается факт усвоения нового и прошлого опыта в новом видении мира [1]. Интуиция Лейбница — это непроизвольный подход к вниманию (известный сегодня как «восходящий»), который необходимо, чтобы воспринимаемое событие стало осознанным .
В 19 веке сэр У. Гамильтон, шотландский метафизик, изменил прежний взгляд на внимание, который заключался в том, что люди могут одновременно фокусироваться только на одном стимуле. Гамильтон заметил, что когда люди бросают шарики, можно запомнить расположение только семи из них [2]. Это открытие открыло путь к понятию « разделенное внимание » и привело примерно столетие спустя к знаменитой статье Г.А. Миллер, «Волшебное число семь, плюс-минус два» в 1956 [3].
Внимание в экспериментальной психологииПосле первых философских подходов внимание перешло в научную фазу, когда к нему подошла психология. На основании обнаруженной в астрономии ошибки наблюдения В. Вундт ввел изучение сознания и внимания в область психологии [4]. Он интерпретировал эту ошибку наблюдения как время, необходимое для произвольного переключения внимания с одного стимула на другой , и инициировал серию исследований скорости умственной обработки, подобных тем, которые были выполнены Ф. Дондерсом [5].
Во второй половине XIX века Г. фон Гельмгольц в своем «Трактате о физиологической оптике» [6] отмечал, что, несмотря на иллюзию того, что мы видим все окружающее в одном разрешении, человеку необходимо перемещать взгляд по всему полю зрения, «потому что только так мы можем как можно отчетливее видеть все отдельные части поля по очереди». Даже если он лично в основном проверял траекторию сканирования движения глаз (явное внимание), он также обращал внимание на наличие скрытого внимания (которое не вызывает движений глаз). Фон Гельмгольц сосредоточился на роли внимания как на ответе на вопрос 9.0005 «Где» интересующие объекты .
В 1890 г. У. Джеймс опубликовал свой учебник «Принципы психологии» [7] и заметил, что внимание тесно связано с сознанием и структурой. Согласно Джеймсу, внимание заставляет людей воспринимать, понимать, различать, запоминать и сокращать время реакции. Джеймс действительно связал внимание с понятием сжатия данных и памяти. В отличие от фон Гельмгольца, Джемс более сосредоточен на том, что внимание должно отвечать на вопрос о «Что» представляют собой интересующие объекты .
Внимание в когнитивной психологииС самого начала 20-го века до 1949 года основным подходом в психологии был бихевиоризм. В этот период изучение сознания считалось едва ли научным, и в области внимания не было достигнуто никаких значительных достижений. Несмотря на эту «дыру» в изучении внимания, мы все еще можем найти имена, такие как Дж. Р. Струп, который работал над «Эффектом Струпа» [8], показывающим, что расходящиеся стимулы (чтение/цвет) сильно ухудшают работоспособность людей.
После Второй мировой войны и связанных с ней практических вопросов о солдатском внимании и развитии когнитивизма изучение внимания вновь получило огромное распространение. В отличие от бихевиористской точки зрения, утверждающей, что поведение организма находится под контролем окружающей среды, когнитивизм показал, что поведение может модулироваться вниманием.
Возвращение внимания началось с работы Ч. Черри в 1953 г. над знаменитой парадигмой «коктейльных вечеринок» [9]. Этот подход моделирует, как люди выбирают разговор, который они слушают, и игнорируют остальные? Эта задача получила название « сосредоточенное внимание», в отличие от «распределенного внимания» .
- Бродбент [10] обобщил большинство известных до того времени результатов в модели «узкого места», в которой он описал селективные свойства внимания. Идея состоит в том, что внимание действует как фильтр (селектор) релевантной информации на основе основных признаков, таких как цвет или ориентация. Если поступающая информация соответствует фильтру, она может достичь осознания (сознательного состояния), в противном случае она будет отброшена. В то время исследование внимания, казалось, стало очень последовательным и получило название «ранний отбор». Тем не менее, после этого короткого положительного периода большинство выводов, обобщенных Бродбентом, оказались противоречивыми.
Первая «атака» исходила от альтернативной модели Дойча и Дойча [11], которые использовали некоторые свойства парадигмы вечеринки с коктейлем, чтобы представить модель «позднего выбора» , в которой выбор внимания в основном является вопросом обработки памяти и выбора реакции. Идея состоит в том, что вся информация усваивается, но для осознания отбирается только та, которая соответствует семантическим объектам или объектам, связанным с памятью. Это точка зрения, противоположная Бродбенту, который исповедует ранний отбор признаков до того, как они достигнут какой-либо дальнейшей обработки.
Были введены новые модели, такие как модель ослабленного фильтра А. Трейсмана [12], которая является более мягкой версией, чем узкое место Бродбента, и которая позволяет стимулам с реакцией выше заданного порога переключать фильтр , таким образом фокус избирательного внимания.
Позднее, в 1980 году, Трейсман и Геладе [13] предложили новую теорию «интеграции признаков», в которой внимание происходит в два отдельных этапа: предварительный параллельный не требующий усилий шаг , который анализирует объекты и извлекает из них признаки. На втором этапе эти 9Функции 0005 объединяются для получения иерархии фокуса внимания, которое подталкивает информацию к осознанию.
Несмотря на большое значение в психологических теориях, интеграция функций также вызывала большие споры. Другие теории появились как М. Познер [14] прожектор, поддерживающий подход пространственного отбора или Д. Канеман [15] и его теория способностей, поддерживающая идею умственного усилия .
В конце 1980-х процветало множество теорий внимания, и ни одна из них не могла включить в себя все предыдущие открытия. Согласно Х. Пашлеру [16], когнитивная психология зашла в тупик. После нескольких десятилетий исследований в области когнитивной психологии было поставлено больше вопросов, чем дано ответов. Пашлер заявил, что «Никто не знает, что такое внимание» как провокационный ответ на знаменитое «Все знают, что такое внимание», предложенное Джеймсом за столетие до этого.
Необходимость новых подходов: после «кризиса» конца 1980-хВнимание занимается выделением когнитивных ресурсов на важную поступающую информацию с целью приведения их в сознательное состояние, обновления модели сцены и памяти и влияния на поведение. Между сознанием, памятью и поведением внимание оказалось гораздо более сложным, чем ожидалось изначально, и некоторые люди даже ставят под сомнение тот факт, что внимание — это одно понятие или существует несколько «вниманий». Иногда внимание становилось своеобразным волшебным ящиком, куда может попасть все, что нельзя было объяснить иначе.
Количество вопросов и сложность природы внимания привели к интересному шагу в разделении исследования внимания от одного сообщества на два разных сообщества.
У человека есть желание углубиться в теоретическую и глубокую природу внимания (когнитивная нейронаука), используя адаптированные простые стимулы. Появление передовых инструментов, таких как функциональная визуализация или записи отдельных клеток, позволит им сделать огромный шаг к пониманию внимания.
Второе сообщество, работающее в области внимания, хочет, чтобы концепция работала с реальными данными, такими как изображения, видео и т. д. (информатика). С конца 1990-х годов и появления первых вычислительных моделей зрительного внимания эти два подхода развивались параллельно: один пытался получить больше информации о биологическом мозге, а другой пытался получить результаты, которые могут предсказать поведение глаз для реальных стимулов. Даже если сообщество вычислительного внимания привело к некоторым моделям, сильно отличающимся от того, что, как известно, происходит в мозгу, творческий подход инженеров впечатляет, и результаты на реальных данных становятся значительными, а приложения бесконечными.
Во второй части нашей попытки узнать больше о том, что такое внимание, мы сосредоточимся на когнитивной нейробиологии, с одной стороны, и на вычислительном внимании, с другой, наряду с известными свойствами внимания.
Ссылки
[1] Руны, Дагоберт Д., изд. Словарь философии . Citadel Press, 2001.
[2] Гамильтон, Уильям. Лекции по метафизике и логике . Том. 1. Gould and Lincoln, 1859.
[3] Миллер, Джордж А. «Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию». Психологический обзор 63.2 (1956): 81.
[4] Вундт, Вильгельм Макс. Основы физиологической психологии . Том. 1. Sonnenschein, 1904.
[5] Goldstein, E. Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта . Cengage Learning, 2014.
[6] фон Гельмгольц, Герман. Трактат по физиологической оптике . Том. 3. Courier Corporation, 2005.
[7] Джеймс, Уильям. «Принципы психологии, Том II». (1913).
[8] Дженсен, Артур Р. и Уильям Д. Ровер. «Тест цветовых слов Струпа: обзор». ActaPsychologica 25 (1966): 36–93.
[9] Черри, Э. Колин. «Некоторые эксперименты по распознаванию речи одним и двумя ушами». Журнал акустического общества Америки 25.5 (1953): 975–979.
[10] Бродбент, Дональд Эрик. «Механическая модель человеческого внимания и непосредственной памяти». Психологический обзор 64.3 (1957): 205.
[11] Дойч, Дж. Энтони и Дайана Дойч. «Внимание: некоторые теоретические соображения». Психологический обзор 70.1 (1963): 80.
[12] Трейсман, Энн М. «Избирательное внимание у человека».