Как развить мозг: ТОП-10 эффективных способов
Статья обновлена и дополнена 06.06.2020
Наш мозг пластичен – на протяжении всей жизни он способен меняться и совершенствоваться. Особое значение для человека имеет развитие его познавательных функций – внимания, мышления, памяти. Но далеко не все упражнения эффективны. Нейробиологи давно ставят под сомнение даже когнитивные тренажеры, например Таблицы Шульте, наделавшие в свое время много шума. Давайте поговорим о том, как развить мозг на 100 процентов взрослому человеку и каких результатов можно достичь уже через 1-2 месяца.
1 Как работает наш мозг
2 Готовим мозг к интенсивному развитию
3 Как развить мозг? ТОП-10 эффективных упражнений
3.1 Онлайн-тренажеры для мозга
3.2 Логические задачки
3.3 Тренировка памяти
3.4 Отвечайте на каверзные вопросы
3.5 Разрабатывайте стратегии
3.6 Уделяйте время математике
3.7 Берите уроки музыки
3. 8 Медитируйте осознанно
3.9 Стремитесь мыслить нестандартно
3.10 Учите иностранные языки
3.11 Пишите стихи и рассказы
4 Резюме
Как работает наш мозг
Мозг определяет наше мышление, отвечает за память, самосознание и любые чувства. Де-факто он создает того, кем мы себя ощущаем. Полушария мозга связаны между собой мозолистым веществом, которое необходимо для передачи информации. При этом их «специализации» различаются. Левое полушарие создает способность мыслить логически, правое же определяет чувственное восприятие и генерирует нашу способность к творчеству.
Мозг синтезирует получаемую информацию, накладывает ее на накопленный опыт памяти и помогает нам мыслить нестандартно, рождает способность к творчеству, воображению, поиску гениальных решений. Если рассматривать животный мир нашей планеты, то можно сделать логичный вывод: человеческий мозг обладает наибольшим числом нейронных связей.
При этом информация о том, что мы используем мозг лишь на 10% от его потенциала – не более чем миф.
Мышление можно и нужно развивать, используя эффективные тренировки и обеспечивая достойные условия совершенствования. Не все упражнения будут полезны, далеко не всегда у вас появится шанс стать гениальным. Однако прогрессировать день ото дня более чем реально.
Готовим мозг к интенсивному развитию
Эластичность мозга во многом зависит от образа жизни, питания, сна и ряда других факторов. Соблюдение элементарных условий подготовки делает его эластичным, готовым к восприятию новой информации, к совершенствованию мышления и памяти. Отметим ключевые правила:
- Обеспечиваем физическую активность. При отсутствии регулярных физических нагрузок и достаточной физической активности наступает гиподинамия. Она приводит к невозможности расщепления жировых кислот и скоплению холестериновых бляшек на стенках сосудов. В результате замедляется кровообращение и мозг не получает необходимых для работы ресурсов, нарушаются его ключевые функции, замедляется мышление.
- Питаемся правильно. Вы должны обеспечить мозг не только достаточным количеством углеводов, но и фосфором. Включите в рацион кукурузу, отруби, рис, рыбу и другие морепродукты. А вот употребление фаст-фуда и алкоголя следует ограничить. Все спиртосодержащие напитки разрушают клетки мозга и часто приводят к умственной деградации человека.
- Пьем достаточно воды. Стоит придерживаться нормы в 1.5-2 литра за сутки, или определить оптимальное количество воды конкретно для вас. Недостаток жидкости приводит к скоплению токсинов и шлаков, нарушает когнитивные процессы и ослабляет нейронные связи в нашем мозге.
- Высыпаемся. Взрослый человек должен спать 6-8 часов в сутки. При этом важно ложиться и засыпать в одно и то же время, сформировать своего рода «режим», не есть за 2 часа до сна и постараться отказаться от курения, чтобы не чувствовать себя разбитым при пробуждении.
- Не перегружаем себя. Хорошо работает тот, кто умеет хорошо отдыхать. Постарайтесь избавиться от трудоголизма и находите время для релаксации, насколько бы загруженным не был ваш график. Вашему мозгу нужна смена деятельности и обстановки. Даже во время работы или учебы регулярно находите 5-10 минут, чтобы выпить кофе или просто прогуляться по коридору.
Едва ли правила отличной работы мозга открыли вам что-то новое. Но именно они составляют базу – ту, без которой невозможно нормальное мышление. Вы можете быть сколько угодно подготовленным к экзамену, но если вы не спали ночь перед ним, реакция и восприятия существенно замедлятся. В результате нарушится память, логическое мышление. Именно по этой причине рекомендуется сначала заняться собственным режимом, питанием и обеспечить достаточную физическую активность, а только после этого приступать к развитию мозга.
Как развить мозг?
Нашему интеллекту нужны постоянные тренировки, чтобы оставаться в форме! Держать мозг в тонусе поможет «Викиум» — платформа для тренировки памяти, внимания и мышления.
Меня здесь привлекает игровая форма тренировок. Онлайн-тренажёров достаточно много, к тому же часто добавляют новые.
А ещё есть возможность соревноваться с другими участниками в том, кто быстрее соображает, вспоминает и реагирует. Доступна статистика тренировок, которую можно сравнивать с достижениями других пользователей.
Попробуйте сами – бесплатная регистрация!
Как развить мозг? ТОП-10 эффективных упражнений
Представленные упражнения и методы эффективны в любом возрасте, вне зависимости от пола, рода занятий и базового уровня интеллектуального развития. Ключевое условие – регулярные тренировки. Если вы занимаетесь сегодня, а уже завтра делаете полугодовой перерыв – результата не будет. Давайте поговорим о том, как развить потенциал своего мозга, и отметим самые эффективные методы и упражнения, которые должны войти в привычку.
Онлайн-тренажеры для мозга
Один из самых удобных и эффективных – Викиум.
Тут собраны задания, которые позволят держать вашу мозговую активность в тонусе, тренируя память, внимательность и мышление.
Логические задачки
Решайте логические задачки. Сами, в компании друзей и знакомых. Загадывайте их второй половине или родителям, предлагайте для обсуждения на дружеских посиделках. Они заставят ваш мозг работать на полную катушку.
Пример логической задачки: Иван построил дом, все стены которого смотрят на юг. На следующий день после завершения строительства он увидел на веранде медведя, спящего слева от двери. Какого цвета медведь?
Ответ: Белого. Все стены дома могут смотреть на юг только на Южном полюсе, а все живущие там медведи белые.
Тренировка памяти
Используйте упражнения для тренировки памяти. Рекомендуем вам скачать или приобрести книгу «Память не изменяет» популярного психолога Анхельса Наварро. В ней представлено около сотни иллюстрированных упражнений нескольких степеней сложности.
Пример упражнения 1-го уровня
В течение минуты читайте список дел на сегодня, после повторите каждый его пункт вслух или запишите на бумаге, не глядя на оригинальный вариант.
Список дел:
- Посетить ветеринара с Рексом.
- Забрать результаты анализов из поликлиники
- Заказать утку, фаршированную лимонами
- Забрать Аню из школы
- Сделать дубликат ключей
- Собрать чемодан для завтрашней поездки
- Купить домой хлеб.
По мере успешного выполнения задачек 1-го уровня, вы сможете переходить ко 2-му и последующим.
Не спешите и не перегружайте себя. Постарайтесь за день выполнять не более пяти упражнений.
Однако важно, чтобы каждый раз они были разными и повторялись не ранее, чем через неделю после их первого прохождения.
Отвечайте на каверзные вопросы
Здесь стоит обратиться к книге Джона Фарндона «Вопрос на засыпку». В ней автор собрал 187 сложных вопросов, которые требуют развернутого ответа. Джон рекомендует прочитать вопрос и самостоятельно подумать над ним, попытаться ответить. И только после этого можно прочитать ответ – авторское мнение. Стоит ли говорить о том, что однозначных тезисов выдвинуть не удастся даже продвинутому ученому.
Пример вопроса: Может ли сумка когда-нибудь опустеть?
Предполагаемый ответ: Нет, даже если вы откроете ее, перевернете вверх дном и высыпите на стол все содержимое. В ней все равно останутся молекулы воздуха, частички пыли и бактерии. Еще Аристотель говорил: «Природа не терпит пустоты», утверждая, что материя всегда будет стремиться заполнять ее. Соответственно создать в сумке абсолютный вакуум без применения особого, возможно, еще не изобретенного оборудования невозможно.
Разрабатывайте стратегии
Стратегическое мышление доступно только человеку с развитым интеллектом. Согласитесь, вы никогда не будете ассоциировать стратега с кем-то недалеким и посредственным. В помощь к развитию стратегического мышления теория игр – математический метод, который учит просчитывать ходы наперед и использовать игровые схемы в быту.
Пример задачи из теории игр
Дано:
Загаданное число в диапазоне 1-100, которое необходимо угадать. У вас есть 5 попыток. После каждой вы будете получать информацию: является ли загаданное число большим или меньшим названного вами.
Предполагаемый ход игры:
- Ответ 50. Неверный, число меньше.
- Ответ 25. Неверный, число больше.
- Ответ 36. Неверный, число больше.
- Ответ 44. Неверный, число больше.
Так перед пятым ходом у вас остается несколько вариантов: 45, 46, 48, 48 и 49. Несмотря на то, что предполагаемый участник игры старался выбирать средние числа и до максимума сузить круг верных решений, он допустил ошибку. Он не учел ситуацию, в которой оказался загадавший число человек. Целью последнего было максимальное усложнение задание.
Соответственно нужно было бы поставить себя на его место. Какое бы число вы выбрали на его месте? Конечно, 49. Но это неверный ответ. Ведь мы тоже хотели запутать вас. Загаданное число – 48. А главный урок, который необходимо вынести из этой загадки – вы всегда должны учитывать цели и задачи, стоящие перед вашим оппонентом.
Уделяйте время математике
Здесь мы говорим не столько о логических задачах с числами, сколько о классических математических примерах. Открывайте тот же учебник алгебры и решайте примеры, которые вам по силам. Для кого-то это интегральные уравнения, а для кого-то подсчет столбиком. Постепенно усложняйте задачу, вспоминайте правила. Это будет полезно даже гуманитариям и людям, чья жизнь никак не связана с цифрами и математикой в целом.
Не пропустите: Как стать умнее: 22 рабочих способа
Берите уроки музыки
Всегда мечтали научиться играть на гитаре, фортепиано или, кто знает, кларнете? Самое время. Даже если вам 65, даже если у вас 8 внуков и совсем нет времени, не говоря уже о слухе и музыкальном вкусе. Известный психолог Виктория Уильямсон и ряд других авторитетных исследователей убеждены: игра на музыкальных инструментах помогает развивать мозг, так как заставляет параллельно работать сразу несколько его участков. Потому выбирайте инструмент по вкусу и учитесь игре дома или на специализированных курсах.
Медитируйте осознанно
Медитация – один из трех способов развития мозга, эффективность которого доказана учеными. Рекомендуем совместить приятное с полезным и попробовать медитировать осознанно. Начните с простой дыхательной практики:
- Сядьте прямо, желательно на стул с прямой спинкой, ноги поставьте на пол, руки расслабьте.
- Закройте глаза и сосредоточьте внимание на собственном дыхании. Следите за тем, как воздух наполняет легкие и покидает его, как движется грудная клетка.
- Мягко отталкивайте любые мысли, следите только за дыханием, при этом не пытайтесь изменить его (вдыхать глубже или чаще, например) – просто наблюдайте.
- В этот момент вашу голову могут начать заполнять страхи, тревоги и прочие мысли – не реагируйте на них, постоянно возвращайтесь к наблюдению за дыханием.
- Откройте глаза и проведите в той же позе порядка 1 минуты.
Осознанные медитации хороши тем, что они помогают нам не только развивать мозг и снимать стресс, но и учиться иначе смотреть на мир. Часто мы перестаем уделять внимание деталям, делаем все «на автомате» и теряем вкус к жизни. Осознанные медитации помогают по-другому взглянуть даже на вещи, кажущиеся привычными, обыденными и банальными, они учат ценить мгновения, одновременно развивая ваш мозг.
Стремитесь мыслить нестандартно
Даже если ваша профессия никак не связана с нестандартным мышлением и творчеством. Это один из самых действенных способов развития мозга, одинаково актуальный и для композитора, и для слесаря. Для развития нестандартного мышления можно использовать метод Леонардо да Винчи. Если вы помните, то идеи для своих картин он черпал в каракулях: закрывал глаза и хаотично водил карандашом по листку бумаги, затем открывал глаза и пытался увидеть в начерченном нечто.
Не пропустите: Как повысить уровень интеллекта (IQ): ТОП-10 способов
Как применить способ Леонардо да Винчи на практике:
- Возьмите лист бумаги и напишите на нем стоящую перед вами задачу.
- После этого полностью расслабьтесь и позвольте мозгу создавать всевозможные образы, которые будут описывать ситуацию, связанную с обозначено задачей.
- Чертите то, что захочет ваша интуиция – придавайте задаче визуальную форму. Заранее не думайте о том, как будет выглядеть рисунок. Рисование должно быть бессознательным.
- Ваша интуиция не иссякла? Возьмите еще один лист бумаги и чертите еще.
- Разложите перед собой все нарисованное и внимательно посмотрите. Думайте над рисунками в течение несколько минут.
Рассматривая каждый визуализированный образ, постарайтесь задавать себе вопросы: «Что это?», «Откуда это появилось?», «Почему я решил нарисовать именно это?». Попытки ответа наверняка подтолкнут вас к генерации новых идей. Не исключено, что новые мысли придут в голову сами собой уже в момент, когда вы впервые посмотрите на рисунки.
Учите иностранные языки
Не знаете, как развить потенциал своего мозга и заставить его работать на 100%? Учите иностранные языки. Причем не один, а два или три. Главное, чтобы это не шло в ущерб знанию основного языка, например, английского. Если вы знаете его недостаточно хорошо или нуждаетесь в совершенствовании – отложите изучение новых языков или выберите максимально похожие. Так при недостаточном знании английского языка стоит параллельно учить французский или немецкий, чешского – словенский или польский, русского – украинский или белорусский.
Не пропустите: Какой иностранный язык изучать: ТОП-5 самых перспективных
Пишите стихи и рассказы
Обязательно с сюжетом. Рекомендуется периодически сочинять небольшие рассказы и писать хотя бы короткие стихотворения, чередуя произведения этих двух типов. Поиск рифм и сюжетных линий заставит ваш мозг работать на полную катушку. Создавайте ситуации, придумывайте героев, ставьте их во всевозможные положения. Иногда выбирайте странные, фантастические сюжеты, например:
- Кошка решила завоевать мир.
- Вы стали пчелой и оказались на северном полюсе.
- Аристотель вызвал на рэп-баттл Славу КПСС.
- Вашего друга взял в плен чайный сервиз.
- Вам принес посылку Почтальон Печкин.
Старайтесь не повторяться в сюжетах, каждый раз придумывайте что-то новое. Чтобы не писать в стол, заведите блог или сообщество в социальной сети. Пригласите туда друзей или незнакомых людей. Но помните: ваша задача не стать известным писателем, потому будьте предельно холодны к критике своего литературного таланта.
Резюме
Как развивать свой мозг? Во-первых, обеспечьте оптимальные условия для совершенствования интеллекта – высыпайтесь, питайтесь правильно, двигайтесь, отдыхайте и меняйте сферы деятельности. Во-вторых, медитируйте и занимайтесь музыкой. В-третьих, используйте упражнения для развития интеллекта, которые помогут день ото дня повышать ваш IQ. В-четвертых, учитесь размышлять над сложными вопросами. В-пятых, творите и сочиняйте истории, стихи, рассказы. Занимайтесь развитием мозга регулярно и совсем скоро вы заметите, насколько сильно изменится мыслительный процесс, улучшится память, усилится концентрация внимания.
Написано статей
6 способов научить мозг генерировать уникальные идеи
Содержание статьи
Многие люди считают, что они не способны придумывать свежие и интересные идеи, потому что у них не развито творческое мышление. Но умение генерировать идеи — это не врожденный дар, его можно легко развить, выполняя простые упражнения. Сохраняйте себе рекомендации, чтобы не потерять!
Разминка для мозга
Перед тем, как приступить непосредственно к задаче, необходимо размять мозг. Для этого поиграйте в ассоциации. Возьмите первые 4 слова, которые пришли в голову. Например, кошка, дождь, кровать и компьютер. Подумайте, как объединить эти слова, чтобы одно из них было лишним. Кошка, кровать и компьютер могут находиться в доме, дождь в помещение не возьмешь.
Сочетайте несочетаемое
Этот метод можно также использовать для разминки или же применить для решения задачи. Когда мы берем одно понятие и соединяем его с другим, у нас получается не два разных слова, а новая категория. Возьмите два имени, которые только пришли в голову. Это могут быть Борис и Марина. Первые буквы в имени Б и М, напишите слова, которые приходят в голову на эти буквы. Например, блокнот и машина. Затем соедините эти два понятия, в итоге может получиться блокнот в виде машины. Возможно, это станет хорошей основой для вашей идеи.
Сформулируйте задачу в шести словах
Чтобы лучше понять суть творческой задачи и начать придумывать идеи, нужно сократить ее до шести слов. Так вы не будете отвлекаться на детали и сможете быстрее выдать хорошую мысль. Например, «создать короткий текст для привлечения клиентов».
Представьте себя в роли проблемы
Как только вы поймете основную задачу и приступите к генерации идей, попробуйте представить себя на месте той проблемы, которую необходимо решить. Например, поставьте себя на место того самого клиента, для которого вы пишите короткий текст, чтобы привлечь его внимание. Подумайте, что вас замотивировало бы приобрести данный продукт, а на что вы бы точно не обратили внимание. Выпишите тезисно свои мысли и примените их в задаче.
Ищите взаимосвязи
Рынок не стоит на месте, поэтому часто компании пытаются расширить свои услуги или внедрить новые продукты. Допустим, вы работаете в чайном магазине и вас попросили придумать какое-нибудь нововведение, которое будет хорошо сочетаться с чаем. Для этого просто начните выписывать слова, которые так или иначе связаны с чаем. Это может быть сервиз, конфеты, банки для хранения, подарочные мешочки. Затем изучите варианты и выберите подходящий.
Исследуйте детально тему
Великий Леонардо Да Винчи говорил, что невозможно придумать что-то новое, не изучив предмет разработки с трех сторон. Поэтому для создания действительно уникальной идеи необходимо сначала хорошо поработать, исследовав все аспекты. Если вам нужно придумать сайт для того же магазина чая, то изучите конкурентов, целевую аудиторию и сам продукт. Эти знания позволят генерировать свежие и интересные варианты.
А пока вы выбираете подходящую технику для создания креативных идей, пройдите бесплатный тест «Генерация идей». В результате узнаете, насколько вы способны быстро и качественно придумывать уникальные идеи.
Раннее развитие мозга у детей
| Статистика | Вехи | Когда мозг перестает развиваться | Зависит от опыта | Критические периоды и пластичность | Природа против воспитания | Ранние годы имеют значение |
Раннее развитие мозга
Раннее детство — это время бурного развития мозга. Молодой развивающийся мозг буквально меняет форму и размер в ответ на все, с чем он сталкивается в первые годы жизни. Новая среда, жизненный опыт, опекуны и отношения могут влиять на то, как работают сложные мозговые цепи. Эта сеть синаптических связей в конечном итоге будет определять работу мозга и развитие поведения.
- Мозг ребенка при рождении содержит примерно 86 миллиардов мозговых клеток (нейронов) 1 , почти все нейроны, которые когда-либо будут в человеческом мозгу 2 .
- Хотя у новорожденного примерно такое же количество нейронов, как у взрослого, его размер составляет всего 25% от взрослого.
- Нейроны младенцев связаны только примерно 50 триллионами новых нейронных связей, называемых синапсами, тогда как в мозгу взрослого человека их около 500 триллионов
- К трем годам количество синаптических связей выросло до 1000 триллионов.
- 90% развития мозга завершается к 5 годам 4 .
- В раннем взрослом возрасте плотность синапсов будет вдвое меньше, чем у двухлетнего ребенка.
Вехи раннего развития
Вот некоторые этапы развития мозга:
- 3-я неделя после зачатия — в мозгу плода начинается образование нейронов.
- При рождении – созревание слуховой системы 5 .
- 5 недель – обучение и формирование памяти.
- 9 месяцев – крупная моторика.
- 1 год 3 месяца – речь.
- 1,5 года – мелкая моторика.
Когда мозг перестает развиваться
В среднем мозг перестает развиваться примерно в возрасте 25 лет. Хотя траектория роста мозга у отдельных людей может незначительно различаться, у большинства людей здоровое развитие мозга завершается к 20 годам.
Префронтальная кора головного мозга развивается последней.
Однако это не означает, что мозг перестает меняться.
Формирование и изменение взаимосвязей в нашем мозгу — непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей нашей жизни. Нейропластичность позволяет формировать новые связи. Но с возрастом они делают это гораздо медленнее.
Мозг, зависящий от опыта
Одной из наиболее характерных особенностей развития детского мозга является сокращение синапсов.
Сеть синапсов быстро растет в течение первого года жизни и продолжает расти в детском возрасте.
Жизненный опыт активирует определенные нейроны, создает новые мозговые связи и укрепляет существующие, что называется миелинизацией.
Неиспользуемые связи в конечном итоге будут удалены во время синаптической обрезки в мозгу 6 .
Обрезка синапсов — это нейронный процесс, при котором неиспользуемые нейроны и синапсы удаляются для повышения эффективности передачи нейронов. Этот процесс происходит между ранним детством и половым созреванием.
Поскольку опыт раннего детства может буквально формировать мозг, младенцы могут гибко адаптироваться к любой среде, в которой они родились. 7 .
Но это также означает, что то, что родители делают или не делают в эти формирующие годы, может оказать глубокое влияние на здоровое развитие ребенка – его психическое и физическое здоровье.
Критические периоды и пластичность
В раннем детстве также важны сроки развития. Существуют окна времени, когда различные области мозга становятся относительно более чувствительными к переживаниям.
Этот период развития мозга у детей называется критическим периодом или чувствительным периодом .
Во время критических или сенситивных периодов синаптические связи в определенных областях мозга более пластичны и податливы. Связи формируются или укрепляются с учетом соответствующего опыта. По прошествии критического периода синапсы стабилизируются и становятся менее пластичными 8 .
Например, маленьким детям намного легче осваивать языковые навыки. Они могут выучить неродной язык и легче овладеть им до полового созревания. Таким образом, сенситивным периодом для развития языка, особенно второго языка, является период от рождения до полового созревания.
См. также: Польза сенсорной игры для развития мозга
Природа против воспитания в развитии ребенка
Помимо влияния на архитектуру мозга ребенка, ранний жизненный опыт оказывает и другие пожизненные последствия для развития ребенка.
Большое количество научных данных указывает на то, что жизненный опыт может влиять на экспрессию генов — на то, как используется информация в гене (эпигенетика) — в некоторых случаях за счет замедления или отключения генов, а в других — за счет увеличения их продукции 9 .
Вот почему однояйцевые близнецы не являются точной копией друг друга.
Хотя их гены (код ДНК) идентичны, их эпигенетические маркеры различны с рождения и продолжают различаться по мере того, как они по-разному взаимодействуют с окружающей средой.
Что еще более важно, эти эпигенетические изменения могут быть постоянными и передаваться из поколения в поколение.
В вековом споре о природе и воспитании эпигенетика предлагает удивительную золотую середину.
Гены чрезвычайно важны, но не менее важны и факторы окружающей среды.
См. также: Специфическая неспособность к обучению
Ранние годы имеют значение
Детство — это время огромной чувствительности, время, когда повседневный опыт, как положительный, так и отрицательный, оказывает долговременное воздействие 10 .
Результаты развития могут серьезно пострадать, если дети лишены базовой социальной и эмоциональной поддержки в этом процессе развития.
Это подтверждается различными исследованиями.
Различия в социально-экономическом статусе (СЭС) в первые годы жизни ребенка могут привести к различиям в структуре мозга. Крайняя бедность связана с меньшим объемом серого вещества и академической успеваемостью 11 .
Дети, столкнувшиеся с пренебрежением в раннем возрасте, как правило, имеют более низкие когнитивные способности. Раннее пренебрежение влияет на организацию белого вещества в префронтальной коре, влияя на ее когнитивную функцию 12 . Это также препятствует эмоциональному развитию, влияя на социальное поведение 13 .
См. также: Асинхронное развитие одаренного ребенка и его уникальные потребности
Воспитание для развития мозга
Нейропластичность и эпигенез — два основных краеугольных камня в понимании неврологического развития ребенка в первые годы жизни.
Хотя нам и не нужно быть идеальными родителями (а кто может ими быть?), достаточно хорошее воспитание может принести ребенку огромную пользу. Качественный ранний опыт обеспечивает прочную основу для здорового развития ребенка.
Среди различных стилей воспитания авторитарное воспитание является лучшим стилем воспитания, связанным с наилучшими результатами.
С другой стороны, авторитарное воспитание связано с неблагоприятным детским опытом (ACE). Хронический стресс, который испытывают дети авторитарных родителей, может привести к токсическому стрессу и чрезмерной реакции нервной системы на стресс.
Дошкольное образование также играет важную роль в когнитивном развитии и росте ребенка. Поиск хороших воспитателей и выбор качественного дошкольного учреждения для вашего ребенка может способствовать его развитию в раннем детстве и в долгосрочной перспективе.
Ссылки
1.
Azevedo FAC, Carvalho LRB, Grinberg LT, et al. Равное количество нейрональных и ненейрональных клеток делает человеческий мозг похожим на изометрически увеличенный мозг приматов. J Комп Нейрол . Опубликовано в Интернете 10 апреля 2009 г .: 532–541. doi:10.1002/cne.21974
2.
Грэм Дж. Дети и развитие мозга: что мы знаем о том, как дети учатся. Публикации совместных расширений. https://extension.umaine.edu/publications/4356e/
3.
Говен М., Коул М. Чтения о развитии детей . 5-е изд. Стоит Издатели; 2008.
4.
Лебель С., Уокер Л., Лиманс А., Филлипс Л., Болье С. Микроструктурное созревание человеческого мозга от детства до взрослой жизни. НейроИзображение . Опубликовано в Интернете в апреле 2008 г .: 1044–1055. doi:10.1016/j.neuroimage.2007.12.053
5.
McMahon E, Wintermark P, Lahav A. Развитие слухового мозга у недоношенных детей: важность раннего опыта. Анналы Нью-Йоркской академии наук . Опубликовано в Интернете в апреле 2012 г.: 17-24. doi:10.1111/j.1749-6632.2012.06445.x
6.
Тау Г.З., Петерсон Б. С. Нормальное развитие мозговых цепей. Нейропсихофармакол . Опубликовано в Интернете 30 сентября 2009 г .: 147–168. doi:10.1038/npp.2009.115
7.
Huttenlocher P. Устранение синапсов и пластичность в развитии коры головного мозга человека. Am J Мент Defic . 1984;88(5):488-496. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/6731486
8.
Рех Р.К., Диас Б.Г., Нельсон III К.А., Кауфер Д. Регулирование критического периода в различных временных масштабах. Труды Национальной академии наук . 2020;117(38):23242-23251. doi:10.1073/pnas.1820836117
9.
Стайлз Дж., Джерниган ТЛ. Основы развития мозга. Нейропсихология Ред. . Опубликовано в Интернете 3 ноября 2010 г .: 327–348. дои: 10.1007/s11065-010-9148-4
10.
Балберни Р. Цепи и обстоятельства: нейробиологические последствия раннего опыта отношений и то, как они формируют более позднее поведение. Журнал детской психотерапии . Опубликовано в Интернете в январе 2001 г .: 237–255. дои: 10.1080/00754170110087531
11.
Hair NL, Hanson JL, Wolfe BL, Pollak SD. Ассоциация детской бедности, развития мозга и успеваемости. JAMA Pediatr
. Опубликовано в Интернете 1 сентября 2015 г.: 822. doi:10.1001/jamapediatrics.2015.147512.
Хэнсон Д.Л., Адлуру Н., Чанг М.К., Александр А.Л., Дэвидсон Р.Дж., Поллак С.Д. Раннее пренебрежение связано с изменениями целостности белого вещества и когнитивных функций. Ребенок Дев . Опубликовано в Интернете 10 марта 2013 г .: 1566–1578. дои: 10.1111/cdev.12069
13.
Hildyard KL, Wolfe DA. Отсутствие заботы о детях: проблемы развития и исходы☆. Жестокое обращение с детьми и amp; Пренебречь . Опубликовано в Интернете, июнь 2002 г .: 679–69.5. doi:10.1016/s0145-2134(02)00341-1
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
Мозг вашего ребенка: как родители могут поддерживать здоровое развитие
Мозг вашего ребенка формируется с течением времени: он начинается во время беременности и продолжается до раннего взросления. И, как зданию, ему нужен прочный фундамент.
Мозг состоит из нескольких различных областей, которые контролируют все, что мы делаем — от слуха и ходьбы до решения проблем и того, как мы себя чувствуем. Каждая область имеет миллионы клеток мозга или нейронов. Эти нейроны общаются друг с другом, передавая химические сообщения через крошечные пространства, называемые синапсами. По мере того, как сообщения повторяются снова и снова, создается больше связей и формируются «нейронные пути». Думайте об этих путях как о «проводке» мозга. В первые годы жизни эти связи развиваются чрезвычайно быстрыми темпами.
Так как же происходит это развитие? И тут в дело вступают родители. Вы можете помочь мозгу вашего ребенка развиваться здоровым образом. Для этого не нужны специальные игрушки или оборудование, и это проще, чем вы думаете.
Знаете ли вы…?
- Проводка мозга вашего ребенка не полностью подключена при рождении. Он очень активен, меняется и развивается в ответ на то, что происходит вокруг него. Именно повседневный опыт — такие действия, как игра, чтение, обучение, взаимодействие и реакция людей — помогает развивать мозг вашего ребенка.
- От того, насколько хорошо устроена вся проводка, то есть от того, как развивается мозг вашего ребенка, зависит его способность изучать язык, решать проблемы и хорошо учиться в школе. Позже в жизни это может повлиять на их физическое и эмоциональное здоровье и на то, как они ладят с другими людьми.
- Отношения имеют решающее значение. Любящие, последовательные, позитивные отношения помогают формировать здоровый мозг и защищают мозг вашего ребенка от негативных последствий стресса.
- Даже очень маленькие дети могут испытывать стресс, когда места, где они живут и играют, кажутся им небезопасными или пугающими. «Токсический» стресс, гораздо более серьезный, чем кратковременный повседневный стресс, вызывается постоянными проблемами, такими как экстремальный семейный конфликт, бедность, жестокое обращение, пренебрежение, подверженность насилию, наличие родителей, злоупотребляющих наркотиками или алкоголем, или родитель с невылеченным психическим заболеванием. Токсический стресс вреден для развивающегося мозга вашего ребенка. Это может привести к физическим, учебным и эмоциональным проблемам в детстве, и эти проблемы могут продолжаться и во взрослой жизни. Если вас беспокоит ситуация в вашем доме, поговорите со своим врачом или лечащим врачом вашего ребенка.
Потребности развивающегося мозга вашего ребенка:
- Отзывчивый, заботливый, положительный опыт : Ежедневный опыт помогает формировать мозг вашего ребенка — от ваших повседневных дел до людей, с которыми контактирует ваш ребенок. Младенцы должны жить и играть в здоровых пространствах с возможностью учиться и расти. И им нужно, чтобы вы научились распознавать, когда они устали, или голодны, или напряжены, или хотят, чтобы вас обняли или обняли. Тёплое и предсказуемое отношение к вашему ребёнку и установление распорядка помогают малышу чувствовать себя в безопасности. Это показывает им, что они могут рассчитывать на вас, когда они больны, расстроены или огорчены, и что вы можете удовлетворить их потребности. Детям нужно, чтобы их родители и опекуны отвечали им любовью, заботой и последовательностью.
- Развлекательные занятия : Говорить, читать и петь вашему ребенку – это веселые и простые способы помочь ему расти. То же самое можно сказать и о простых играх, например, опуститься на пол на животик с маленьким ребенком или поиграть в прятки с 5-месячным ребенком.
- Хорошее питание : Если вы можете кормить грудью, грудное молоко — это лучшая пища, которую вы можете давать ребенку в течение первых 6 месяцев жизни (и намного дольше, с прикормом). Вне зависимости от того, кормите ли вы грудью или кормите смесью, думайте о времени кормления как о времени для развития мозга: зрительный контакт, улыбка и контакт с кожей — все это положительные впечатления. По мере роста вашего ребенка обязательно давайте ему продукты, богатые железом, и продукты с различными питательными веществами, например, фрукты и овощи.
- Вашему малышу не нужны дорогие игрушки . Любящие, улыбающиеся лица взрослых, которые отвечают им, — лучшие игрушки. Многие электронные игрушки и шоу позиционируются как «образовательные» для малышей. Но нет никаких исследований, подтверждающих утверждения о том, что эти продукты помогают детям учиться. Просмотр экрана является пассивным. Младенцы должны активно взаимодействовать с вами и другими людьми в своей жизни и исследовать их мир. Детям до 2 лет не рекомендуется проводить время у экрана.
Что вы можете сделать?
- Ответьте своему ребенку . Это особенно важно, когда ваш ребенок болен, голоден, расстроен или просто нуждается в утешении. Но младенцы также тянутся к вам бесчисленными позитивными способами — бормоча, издавая звуки или улыбаясь. Когда вы отвечаете любящим и последовательным образом, вы помогаете мозгу вашего ребенка развиваться.
- Обеспечьте ребенку безопасный и любящий дом . Разработайте распорядок дня, на который может рассчитывать ваш ребенок. Держите свой дом в покое.
- Помогите малышу исследовать окружающий мир внутри и снаружи . Игра помогает детям учиться, а вы — первый товарищ вашего ребенка по играм. Простые игры помогут им узнать больше о людях и окружающем мире. И не забывайте разговаривать со своим ребенком, когда занимаетесь своими повседневными делами. Расскажите ребенку, что происходит, указывайте на интересные вещи, которые вы вместе видите, и помогите ему развить другие чувства — слух, осязание, вкус и обоняние.
- Получайте регулярное медицинское обслуживание для вашего ребенка . Ваш ребенок должен регулярно осматриваться врачом. Своевременно обновляйте вакцины и говорите со своим врачом о разработке и о том, чего ожидать дальше.
- Развитие общественных связей . Узнайте об услугах и программах, доступных в вашем районе. Во многих общинах есть агентства или центры, которые обслуживают молодые семьи. Игровые группы и дроп-ин — отличные места для встреч с другими родителями, и у многих есть приглашенные специалисты, которые могут ответить на вопросы. Если вы не знаете, куда обратиться, попробуйте обратиться в местный общественный центр, публичную библиотеку, отдел общественного здравоохранения или в программу семейных ресурсов.
- Выберите качественный уход за детьми . Когда вам нужно быть вдали от вашего ребенка, убедитесь, что вы оставляете его с опекуном, который будет заботиться о вашем ребенке, как и вы. Выберите кого-то, кому вы доверяете, кто будет реагировать на эмоциональные потребности вашего ребенка и обеспечит безопасную и здоровую среду с возможностями для обучения и роста.