Может ли шизоид любить: 📖 Шизоидная личность и любовь, ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ. Основные формы страха. Риман Ф. Страница 4. Читать онлайн

Содержание

📖 Шизоидная личность и любовь, ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ. Основные формы страха. Риман Ф. Страница 4. Читать онлайн

Как остаться собой среди множества, среди толпы, которая кишит вокруг.
Шпиттелер

В этом разделе мы описываем личности, которые в плане рассматриваемых нами проблем испытывают страх перед самоотдачей и находятся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности. С психологической точки зрения жизнь этих людей связана с повышенным стремлением к самосохранению. Мы все испытываем желание не смешивать свою индивидуальность с другой, чувствительно реагируем на искажение нашего имени; мы не желаем быть заменены на другого, мы хотим осознавать нашу единичность как индивидуальность. Стремление от делиться от других сочетается со своей противоположностью — социальной сущностью принадлежности к группе или коллективу Мы отстаиваем наши личные интересы в партнерских связях, межчеловеческих отношениях и в вопросах ответственности. Как сказывается это на человеке, который предпочитает уклониться от самоотдачи в пользу самосохранения? Его стремления направлены прежде всего на сохранение независимости и самоудовлетворение (автаркию, autark). Быть независимым, не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других людей, не позволяет приближаться к себе, стремится к отграничению. Нарушение этой дистанции расценивается им как угроза его жизненному пространству, как опасность для его независимости и целостности его личности и вследствие этого пресекается. Так развивается типичный для шизоидной личности страх перед близостью в межчеловеческих связях. В связи с тем, что в реальной жизни от связей уклониться нельзя, он ищет такие защитные формы поведения, которые помогают ему отгородиться от жизни. Прежде всего, в персонально-близких контактах шизоидные личности уклоняются от интимности и избегают ее. Они страшатся встречи с другой индивидуальностью, с партнером и стремятся ограничить человеческие связи лишь деловыми отношениями Они стремятся быть анонимными участниками группы или коллектива и все же переживают свою принадлежность к общественным интересам Они предпочитают использовать сказочную «шапку-невидимку», чтобы незамеченными принимать участие в жизни, и без нее отказываются от какой-либо активной общественной деятельности. В отношениях с окружением они отстранении, сдержанны, держатся на расстоянии, неразговорчивы и индифферентны до холодности. Они часто кажутся странными, обособленными, непредсказуемыми в своих реакциях или вызывающими недоумение. С ними можно быть давно знакомыми, но по-настоящему не знать их. Сегодня кажется, что мы имеем с этим человеком хороший контакт, а завтра он ведет себя так, будто мы с ним никогда не виделись: достигнутая ранее близость внезапно и резко прерывается, и появляется непонятная, необоснованная агрессивность или враждебность, оскорбительная для нас. Избегание доверительной близости возникает из страха перед вами, перед открытостью самоотдачи и делает лиц с шизоидными чертами изолированными и одинокими. Их страх перед близостью усиливается при необходимости приблизиться к другим или при приближении других. Чувство склонности, симпатии, нежности и любви к другому в скором времени оставляет этих людей и сменяется переживанием опасности. Это объясняет, почему они уклоняются от таких ситуаций близости, могущих вызвать у них враждебность, – они внезапно прекращают близкие отношения, прерывают достигнутый контакт с другим и возвращаются назад, не стремясь более к установленной связи. Между ними и окружением зияет глубокая пропасть в контактах, которая с годами расширяется и делает шизоидов все более изолированными. В результате всегда возникает следующая проблема: из-за отдаления от человеческого окружения шизоид все меньше знает о других, это все больше расширяет пропасть в опыте общения и усиливает неуверенность в межчеловеческих контактах. Шизоид знает, что не прав в том, что является очевидным для других, особенно в области опыта доверительной близости и любящей предпочтительности. Вследствие этого он склонен к подозрениям и заблуждениям в межчеловеческом ориентировании и потому относится к людям с глубоким недоверием, так как его впечатления и представления об окружающих, в конечном счете, являются скорее проекцией его предположений и воображения, чем реальной действительности. Шульц-Хенке описал картину, которая дает более ясное понимание мироощущения этих людей, – это пережитая всеми нами ситуация: мы сидим в поезде на вокзале; на соседнем пути стоит такой же поезд; внезапно мы замечаем, что один из двух поездов начинает двигаться. Поезд так мягко и незаметно отправляется, что мы не испытываем никакого сотрясения и судим о движении только на основании зрительного впечатления. Мы не имеем возможности понять, какой из двух поездов движется, до тех пор, пока не сможем, бесспорно, в этом убедиться, наблюдая за наружными предметами, которые не двигаются, пока наш поезд стоит, хотя соседний поезд уже сдвинулся с места, или наоборот. Эта картина, часто встречающаяся во внутренней ситуации лиц с шизоидной структурой личности, означает: все, что человек воспринимает, представляет, чувствует и о чем думает, относится к его собственному существованию, даже если речь идет о событиях внешней жизни, и это состояние часто превышает возможности его психического здоровья по преодолению неуверенности в себе, связанной с отрывом от реальности. Вследствие ограничения контактов с миром межчеловеческих отношений его суждения основаны на впечатлениях и переживаниях, в них всегда имеется элемент сомнения, он рассматривает как действительность лишь фантазии, которые соответствуют его внутреннему миру, и он предпочитает ту картину мира, которую создал сам, считая взгляды других насмешкой над ним. Был ли сегодня начальник действительно холоден и враждебен по отношению ко мне, был ли он другим, чем раньше, или это мне только кажется? То, что люди с иронией смотрят на меня, что-либо означает, или это мне только кажется? Эта неуверенность может достигать такой степени выраженности, что вызывает перерастание недоверчивости в подозрительность и переход к собственно бредовому восприятию и бредовым обманам восприятии, при которых внутреннее и внешнее смешиваются между собой, и эта путаница является для шизоидов проекцией действительности. Можно себе представить, как это мучит и беспокоит их, особенно если такая неуверенность носит длительный характер, и как вследствие этого становится некорригируемой упомянутая выше слабость контактов, связанная с близостью. Если мы попытаемся разделить их опасения и расспросить, почему попытка перейти к доверительной близости вызывает у них неуверенность и страх, то встретим лишь непонимание. Такое участие они расценят как насмешку или признак того, что их принимают за сумасшедших Полные недоверия, вытекающего из их глубокой незащищенности, независимо от того, является ли она первичной или следствием недостаточности межчеловеческих контактов, лица с шизоидными чертами характера развивают у себя такие функции и способности, которые помогают им ориентироваться в мире. Это восприятие через познание сущности, познавательный интеллект, сознание, рациональность. Будучи неуверенными во всем, что связано с эмоциональностью и чувственным познанием, они стремятся к «чистому» познанию, чьи результаты тем выше, чем больше они могут отрешиться от непосредственного созерцания. Мы должны понять, что шизоиды стремятся к точным знаниям, которые гарантируют их безопасность и отгороженность от источников субъективных переживаний. В противоположность развитию этой рациональной стороны личности шизоидов, их эмоциональная жизнь остается прежней — она относится как к взаимоотношениям с партнером, так и к эмоциональным связям и взаимоотношениям Для этих людей часто характерно выдающееся интеллектуальное развитие при эмоциональной недостаточности — эмоциональные переживания неразвиты, а иногда — бедны и скудны Это придает значительную неуверенность при контактах, что создает множество трудностей в повседневной жизни — помимо недостатка или отсутствия деликатности и умеренности в человеческих отношениях, они не чувствуют своих партнеров по отношениям, не нюансируют свои взаимосвязи, что может создавать проблемы даже при самых элементарных попытках установить контакт. Вот пример. В рамках своего обучения студент должен был написать реферат. Лишенный контактов, холодный и заносчивый, что было проявлением его неуверенности, он даже не предполагал расспросить своих коллег о том, как это обычно делается. Он страдал в одиночестве над решением проблемы, которая существовала в нем самом, а не в существе дела. Он был полон сомнений в том, могут ли его высказывания и решения соответствовать надеждам и ожиданиям, связанным с обучением, и постоянно колебался в своих умозаключениях между переоценкой собственной личности и чувством неполно ценности из-за банальности и несостоятельности своих суждений. Уверенности недоставало ему и при сравнении своего реферата с работами других студентов. Он испытывал неловкость перед коллегами и вынужден был преступить через свою гордость («просить у себя прощения») за то, что вынужден был советоваться с ними — не понимая, что такого рода отношения для них привычны. Из-за своей некоммуникабельности он испытывал расплывчатый и неопределенный страх, который усиливался по мере того, как он устанавливал естественные контакты с коллегами.

Такие и подобные им ситуации и манера поведения часто встречаются в жизни личностей с шизоидной структурой. Для них чрезвычайно тяжелы даже часто встречающиеся обыденные ситуации, которые не реализуются по причине затрудненности контактов, а вовсе не из-за недостатка способностей.

Мы уже говорили о том, что для шизоидов особенно затруднительны проблемы, которые связаны с развитием межчеловеческих контактов: поступление в детский сад, знакомство со школьным коллективом, пубертат и встреча с противоположным полом, партнерские взаимоотношения и вообще всякие взаимосвязи. В связи с тем, что каждая близость провоцирует у них возникновение страха, они вынуждены в значительной степени сокращать близкие контакты или отказываться от них. Это приводит к тому, что они рассматривают любовь и любовные отношения как угрозу их независимости и утрату собственной значимости. Встречающиеся в детстве трудности контактов в межчеловеческих отношениях, которые свидетельствуют о шизоидной проблематике и о которых становится известно со слов родителей или воспитателей, могут быть по субъективным причинам усилены или смягчены и выявляются до того, как эти нарушения становятся очевидными. Сюда относятся случаи, когда у ребенка возникают трудности в контактах в детском саду или в школьном классе, когда он не находит себе товарищей, когда он держится особняком, предпочитает одиночество и испытывает неприязнь к другим; когда молодой человек в пубертатном периоде уклоняется от контактов с противоположным полом, когда он зарывается в книгу, уклоняясь и отгораживаясь от контактов, или предпринимает другие действия для того, чтобы остаться одному; когда он переносит тяжелый мировоззренческий криз в период пубертата с раздумьями о смысле жизни без попытки разделить свои переживания с другими. Все это является сигналами тревоги, которые заставляют родителей обращаться за советом к психиатру или психотерапевту. Дополнительная проблематика беспокоит шизоидных личностей в период наступления партнерских отношений, возникающих под давлением пубертата. Это связано с тем, что любовь подразумевает взаимную душевную и телесную близость. В каждой любовной встрече нашей самости и нашей независимости в равной степени угрожает опасность излишне открыться партнеру, и это в той или иной степени требует защиты. В связи с этим в каждой встрече таится препятствие в виде внутренней, интимной проблемы, которая, будучи до сих пор подсознательной и скрытой, может, будучи осознана, причинять боль. Как должен поступать человек, испытывающий томительное желание близости и слияния, любви и нежности, что должен он сделать, чтобы предложить другому разделить с ним нарастающее сексуальное возбуждение? В основе описанного нарушения контактов, недостатка тактичности в межчеловеческих отношениях лежит нарастающая до достижения данного возрастного периода неопытность в межличностных контактах, из которой проистекает особая тяжесть интеграции сексуальности. Им не хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным, чтобы решиться на совращение и самоотдачу. Нежность, вербальное или сентиментальное выражение склонности чуждо шизоиду, ему недостает чуткости и сопереживания, способности отождествить себя с другим. Попытка разрешить конфликт между усиливающимся стремлением к обладанию и страхом перед близостью в межличностных контактах принимает различные формы. Чаще всего это проявляется в освобождении от любовного чувства и отщеплении от него сексуального влечения в чистом виде, т. е. в стремлении к сексуальной связи без любовного антуража. Партнер для него является лишь «сексуальным объектом», лишь средством для достижения полового удовлетворения, во всем остальном он его не интересует. Однако вследствие такой эмоциональной безучастности партнерские взаимоотношения легко заменяются. Это защищает шизоидов от глубокого проникновения в их жизнь посторонних, свидетельствуя как об их полной беспомощности и неопытности в общеизвестных эмоциональных связях и отношениях, так и о том, что они предполагают, что партнер представляет угрозу для их жизни. Все сказанное является основанием для развития механизмов защиты от чрезмерной близости и интимности со стороны партнера — шизоид не знает, как отвечать на его домогательства, так как они скорее неприятны ему, чем доставляют удовольствие. Один мужчина обратился в бюро по брачному посредничеству и выбрал там фотографию дамы, которая меньше других понравилась ему: она, с его точки зрения, представляет для него меньшую угрозу и вряд ли вызовет у него любовные чувства. Одна дама намерена вступать с мужчиной только в половую связь, игнорируя связь духовную, так как знает, что, вероятнее всего, больше не увидит его. Женатый мужчина имел в том городе, где он жил вместе с семьей, еще одну, «тайную», квартиру, предпочитая быть недостижимым и сокрытым от семьи до тех пор, пока не испытывал склонность к возвращению домой. Он нуждался в том, чтобы защититься от эмоциональных претензий жены и других членов семьи (с другой стороны, эта личностная потребность в связи с семьей усиливалась, когда появлялась угроза его потребности в семейном убежище и приюте). Из этих примеров видно, какой большой страх испытывают шизоидные личности перед связью, обязанностями, зависимостью и ограничением их личности. Этот страх оставляет их очень редко и объясняет их непредсказуемость и странные реакции. Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, – это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции. Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами. Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить, тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака. Один молодой человек под давлением своей подруги, которая хотела этого в течение нескольких лет, наконец, обручился с ней Он пришел к ней с кольцом, и они вместе отпраздновали обручение. Как только он вышел из дома, он опустил в ее почтовый ящик письмо, в котором отменил только что совершенное обручение Подобное поведение не так уж редко встречается у шизоидов Часто они предпочитают знакомство на расстоянии и высказывают свое предпочтение в письмах, но непосредственная персональная близость отталкивает их, и они отказываются от прежних намерений. В связи с упомянутым выше отделением сексуальности от чувства любви инстинктивные потребности шизоидов также носят изолированный характер; партнер рассматривается лишь как сексуальный объект, и любовная жизнь исчерпывается лишь функциональным процессом. Они не знают никаких любовных нежностей в виде пролога, им не свойственна эротика, для удовлетворения своих потребностей они идут напролом. Нежность легко преобразуется в причинение боли партнеру, жестокое нападение или даже нанесение телесных повреждений. За этим стоит подсознательное желание вызвать у партнера чувствительную реакцию из-за стремления после достижения полового удовлетворения как можно скорее отделаться от партнера. «После этого» — имеется в виду половой акт — «я предпочитаю вышвырнуть ее» — вот характерное для мужчины-шизоида выражение, которое отражает его страх перед любовными требованиями партнерши Большие трудности проявляются тогда, когда у шизоида возникает резкая амбивалентность между любовью и ненавистью, когда его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. В таких случаях он предпринимает новые попытки, требуя от партнера других способов любви, чтобы устранить свои сомнения. Эти попытки могут дойти в буквальном смысле до садизма. Его поведение может носить исключительно деструктивный характер; любовные привычки и склонности партнера отклоняются, пренебрегаются, анализируются, подвергаются сомнению или дьявольским образом извращаются. Они воспринимают спонтанную склонность партнера как проявление нечистой совести и расценивают ее как проявление чувства вины или «подкуп» («чего ты хочешь этим достигнуть?», «ты, пожалуй, хочешь как-то загладить свою вину»). При хороших абстрактно-теоретических психологических комбинаторных данных шизоиду представляются бесконечные возможности для такого рода тенденциозных истолкований. В романе Христианы Рохефорт «Подушка покоя» с особой убедительностью изображается такая связь, при которой любящая шизоидного партнера женщина со временем доходит до границы своей терпимости Нередко шизоидные личности своим цинизмом разрушают все нежные порывы партнера, не отказываясь, однако, от связи с ним. С их точки зрения, влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую — их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам: «не строй такие собачьи преданные глаза», «если б ты знал, как ты смешно выглядишь» или «оставь эти дурацкие любовные нежности и давай, наконец, перейдем к существу дела» Естественно, что если у партнера систематически разрушаются стереотипы любовного поведения, то сохранение такой связи может свидетельствовать о необычных любовных склонностях, исходящих либо из садомазохистского генотипа, либо из чувства вины, страха утраты или других мотивов. В противном случае либо эта связь покупается, либо наслаждение достигается лишь через страдание. Обычно такого рода связь должна, в конце концов, прекратиться и привести к ненависти, поскольку после любовного триумфа шизоид «обретает свое истинное лицо» Однако эта ненависть не реализуется, так как к другим шизоид относится точно так же. Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, «Сын Магды») Аксель Борг в главном действующем лице своего романа «В (открытом море» блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты Эмоциональная холодность при дальнейшем развитии может достичь экстремальных и болезненных размеров, приводя к изнасилованию и наслаждению от убийства, это происходит, прежде всего, если на партнера подсознательно проецируются непереработанные чувства ненависти и мести (происходит, как это называется в психоанализе, «перенос» на партнера отношений к объектам зависимости, с которыми он был связан в детстве) Такая не интегрированная в личностную структуру отщепленная сторона инстинкта всегда очень опасна и проявляется при нарастающей неспособности понимать партнера и сочувствовать ему, что приводит к преступлениям, связанным с нарушениями влечений. В связи с трудностями, которые проистекают из чувственной связи с партнером и вообще из поиска партнера, шизоиды часто остаются одинокими и, в конце концов, находят партнера в себе самом, получая при этом самоудовлетворение. В некоторых случаях они избирают для себя эрзац-объект, как это бывает в случаях фетишизма. Естественно, что в каждом таком эрзац-объекте отражается неразвитая сексуальность, несмотря на то, что эти формы нарушений способности к любви носят в себе элементы любовного желания и являются выражением ищущего любовного томления Нередко у шизоидов сексуальное развитие остается инфантильным при высокодифференцированной личностной структуре. Иногда случаи выбора в качестве сексуального партнера детей или подростков свидетельствуют о том, что тяжелое нарушение способности к контактам в таких случаях сопровождается меньшей вероятностью развития страха. Порой подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности и даже в бреде ревности. Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, и подозревает, что партнер вряд ли сможет остаться с ним. В связи с этим он подозревает наличие соперника (иногда с достаточным основанием), который и сильнее любит, и больше него способен к любви. Лишенный теплоты и сочувствия, он расценивает естественное поведение партнера как проявление хитрости или насмешки над ним, которые отражают его демонизм и коварную преднамеренность. Эти истолкования могут дойти до бреда, до состояния, когда партнерские отношения становятся непереносимыми и в конце концов разрушаются с чувством наслаждения от разрыва и одновременно страдания, которого никто не может разделить и оценить. Мотивировка действий здесь выглядит так: если мне представляется невозможным любить и удержать любимого, то я предпочитаю разрушить эту связь, чтобы, по крайней мере, не потерпеть ущерба и не дать другому воспользоваться любовью моего партнера. Манеру поведения шизоида можно истолковать таким образом, что для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать оценку любви и любовным отношениям. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание, и поэтому он предпочитает уход. Такая «профилактика разочарования» отнюдь не редка: она содержит в себе, в большинстве случаев, подсознательный аспект проверки партнера: если он, несмотря на мое поведение, еще любит меня, значит, он действительно любит меня. Прежде всего, это свидетельствует о том, как тяжело этому человеку понять, любят его или нет, испытывают ли к нему влечение. В экстремальных случаях подозрительность и ревность могут привести к убийству: если партнер меня не любит, он не должен любить и никого другого. Осознанно страх самоотдачи переживается шизоидами как страх связи. Любовное влечение относится к самоотдаче и к самоотвержению; накапливаясь путем подавления и преодоления страха, такое самоотвержение представляется шизоиду как полная самоотдача, как попытка поглощения его партнером. В связи с этим происходит так называемая «демонизация» партнера, что вызывает перенос преодоленного страха и делает объяснимым непонятное поведение шизоида и, прежде всего — внезапно возникающую у него ненависть, которая исходит из чувства угрозы от могущественного «Ты» (партнера) без понимания того, что этим могуществом его награждает собственная проекция шизоида. Особенно тяжело шизоиду решиться на длительную эмоциональную связь. Он склонен большей частью к кратковременным, бурным, но изменчивым связям. Брак для него представляется, прежде всего, несовершенным человеческим устройством, которое само собой распадается, а потому не может принести радости и удовлетворения. Шизоиды склонны к расчетам и планированию человеческих потребностей и приспосабливаются к такого рода потребностям. Изменчивость их мнений в отношении длительных связей носит постоянный характер: требуя для себя свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров как нечто само собой разумеющееся, в реальности же далеко не всегда позволяют это. Часто шизоид теоретически является сторонником брака и брачных отношений, на самом же деле он согласен лишь на те традиции и обычаи, которые позволяют ему сохранять свой стиль жизни, и любит лишь свои убеждения. Поэтому он часто расценивает честность и гражданское мужество как нечто отличающееся одно от другого. Нередко легализация даже длительной связи пугает их; для них обычны напоминающие супружество связи без их регистрации. При ранней утрате матери или разочаровании в матери они вступают в связь с пожилыми женщинами, полагаясь на их материнский инстинкт, тем самым, наверстывая то, чего им не хватало в детстве. Такие женщины могут дать тепло и чувство защищенности без больших собственных претензий; это доверчивые женщины, которые понимают ситуацию непосредственно, не требуют от партнера того, чего он не может им дать, и не ожидают от этой связи ничего иного, нежели то, чем она обычно заканчивается. Лишь при глубоком нарушении соответствующих ранних фаз развития может возникнуть ненависть и желание отомстить по отношению к таким женщинам. В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квази-мужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные. Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола. Во всех случаях длительные связи тяжелы для шизоидов; раздельные спальни являются как бы само собой разумеющейся потребностью; партнеры должны понимать это и соблюдать требуемую дистанцию, как для своей защиты, так и для сохранения отношений. Из всего сказанного следует, что,

исходя из тех оснований, которые теперь стали для нас более понятными, шизоиды испытывают большие трудности в развитии и проявлении своих любовных склонностей. Они необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости или ограничивает их; они скупы на сентиментальные высказывания и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то не будет показывать свою самую глубокую привязанность, а предоставит шизоиду без лишнего проявления чувств все, что может ему дать.

Шизоидная личность и любовь. Основные формы страха

Шизоидная личность и любовь

Мы уже говорили о том, что для шизоидов особенно затруднительны проблемы, которые связаны с развитием межчеловеческих контактов: поступление в детский сад, знакомство со школьным коллективом, пубертат и встреча с противоположным полом, партнерские взаимоотношения и вообще всякие взаимосвязи. В связи с тем, что каждая близость провоцирует у них возникновение страха, они вынуждены в значительной степени сокращать близкие контакты или отказываться от них. Это приводит к тому, что они рассматривают любовь и любовные отношения как угрозу их независимости и утрату собственной значимости. Встречающиеся в детстве трудности контактов в межчеловеческих отношениях, которые свидетельствуют о шизоидной проблематике и о которых становится известно со слов родителей или воспитателей, могут быть по субъективным причинам усилены или смягчены и выявляются до того, как эти нарушения становятся очевидными. Сюда относятся случаи, когда у ребенка возникают трудности в контактах в детском саду или в школьном классе, когда он не находит себе товарищей, когда он держится особняком, предпочитает одиночество и испытывает неприязнь к другим; когда молодой человек в пубертатном периоде уклоняется от контактов с противоположным полом, когда он зарывается в книгу, уклоняясь и отгораживаясь от контактов, или предпринимает другие действия для того, чтобы остаться одному; когда он переносит тяжелый мировоззренческий криз в период пубертата с раздумьями о смысле жизни без попытки разделить свои переживания с другими.

Все это является сигналами тревоги, которые заставляют родителей обращаться за советом к психиатру или психотерапевту. Дополнительная проблематика беспокоит шизоидных личностей в период наступления партнерских отношений, возникающих под давлением пубертата. Это связано с тем, что любовь подразумевает взаимную душевную и телесную близость. В каждой любовной встрече нашей самости и нашей независимости в равной степени угрожает опасность излишне открыться партнеру, и это в той или иной степени требует защиты. В связи с этим в каждой встрече таится препятствие в виде внутренней, интимной проблемы, которая, будучи до сих пор подсознательной и скрытой, может, будучи осознана, причинять боль. Как должен поступать человек, испытывающий томительное желание близости и слияния, любви и нежности, что должен он сделать, чтобы предложить другому разделить с ним нарастающее сексуальное возбуждение? В основе описанного нарушения контактов, недостатка тактичности в межчеловеческих отношениях лежит нарастающая до достижения данного возрастного периода неопытность в межличностных контактах, из которой проистекает особая тяжесть интеграции сексуальности.
Им не хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным, чтобы решиться на совращение и самоотдачу. Нежность, вербальное или сентиментальное выражение склонности чуждо шизоиду, ему недостает чуткости и сопереживания, способности отождествить себя с другим. Попытка разрешить конфликт между усиливающимся стремлением к обладанию и страхом перед близостью в межличностных контактах принимает различные формы. Чаще всего это проявляется в освобождении от любовного чувства и отщеплении от него сексуального влечения в чистом виде, т. е. в стремлении к сексуальной связи без любовного антуража. Партнер для него является лишь «сексуальным объектом», лишь средством для достижения полового удовлетворения, во всем остальном он его не интересует. Однако вследствие такой эмоциональной безучастности партнерские взаимоотношения легко заменяются. Это защищает шизоидов от глубокого проникновения в их жизнь посторонних, свидетельствуя как об их полной беспомощности и неопытности в общеизвестных эмоциональных связях и отношениях, так и о том, что они предполагают, что партнер представляет угрозу для их жизни.
Все сказанное является основанием для развития механизмов защиты от чрезмерной близости и интимности со стороны партнера – шизоид не знает, как отвечать на его домогательства, так как они скорее неприятны ему, чем доставляют удовольствие. Один мужчина обратился в бюро по брачному посредничеству и выбрал там фотографию дамы, которая меньше других понравилась ему: она, с его точки зрения, представляет для него меньшую угрозу и вряд ли вызовет у него любовные чувства. Одна дама намерена вступать с мужчиной только в половую связь, игнорируя связь духовную, так как знает, что, вероятнее всего, больше не увидит его. Женатый мужчина имел в том городе, где он жил вместе с семьей, еще одну, «тайную», квартиру, предпочитая быть недостижимым и сокрытым от семьи до тех пор, пока не испытывал склонность к возвращению домой. Он нуждался в том, чтобы защититься от эмоциональных претензий жены и других членов семьи (с другой стороны, эта личностная потребность в связи с семьей усиливалась, когда появлялась угроза его потребности в семейном убежище и приюте).
Из этих примеров видно, какой большой страх испытывают шизоидные личности перед связью, обязанностями, зависимостью и ограничением их личности. Этот страх оставляет их очень редко и объясняет их непредсказуемость и странные реакции. Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, – это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции. Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами. Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить, тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака. Один молодой человек под давлением своей подруги, которая хотела этого в течение нескольких лет, наконец, обручился с ней Он пришел к ней с кольцом, и они вместе отпраздновали обручение.
Как только он вышел из дома, он опустил в ее почтовый ящик письмо, в котором отменил только что совершенное обручение Подобное поведение не так уж редко встречается у шизоидов Часто они предпочитают знакомство на расстоянии и высказывают свое предпочтение в письмах, но непосредственная персональная близость отталкивает их, и они отказываются от прежних намерений. В связи с упомянутым выше отделением сексуальности от чувства любви инстинктивные потребности шизоидов также носят изолированный характер; партнер рассматривается лишь как сексуальный объект, и любовная жизнь исчерпывается лишь функциональным процессом. Они не знают никаких любовных нежностей в виде пролога, им не свойственна эротика, для удовлетворения своих потребностей они идут напролом. Нежность легко преобразуется в причинение боли партнеру, жестокое нападение или даже нанесение телесных повреждений. За этим стоит подсознательное желание вызвать у партнера чувствительную реакцию из-за стремления после достижения полового удовлетворения как можно скорее отделаться от партнера.
«После этого» – имеется в виду половой акт – «я предпочитаю вышвырнуть ее» – вот характерное для мужчины-шизоида выражение, которое отражает его страх перед любовными требованиями партнерши Большие трудности проявляются тогда, когда у шизоида возникает резкая амбивалентность между любовью и ненавистью, когда его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. В таких случаях он предпринимает новые попытки, требуя от партнера других способов любви, чтобы устранить свои сомнения. Эти попытки могут дойти в буквальном смысле до садизма. Его поведение может носить исключительно деструктивный характер; любовные привычки и склонности партнера отклоняются, пренебрегаются, анализируются, подвергаются сомнению или дьявольским образом извращаются. Они воспринимают спонтанную склонность партнера как проявление нечистой совести и расценивают ее как проявление чувства вины или «подкуп» («чего ты хочешь этим достигнуть?», «ты, пожалуй, хочешь как-то загладить свою вину»). При хороших абстрактно-теоретических психологических комбинаторных данных шизоиду представляются бесконечные возможности для такого рода тенденциозных истолкований.
В романе Христианы Рохефорт «Подушка покоя» с особой убедительностью изображается такая связь, при которой любящая шизоидного партнера женщина со временем доходит до границы своей терпимости Нередко шизоидные личности своим цинизмом разрушают все нежные порывы партнера, не отказываясь, однако, от связи с ним. С их точки зрения, влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую – их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам: «не строй такие собачьи преданные глаза», «если б ты знал, как ты смешно выглядишь» или «оставь эти дурацкие любовные нежности и давай, наконец, перейдем к существу дела» Естественно, что если у партнера систематически разрушаются стереотипы любовного поведения, то сохранение такой связи может свидетельствовать о необычных любовных склонностях, исходящих либо из садомазохистского генотипа, либо из чувства вины, страха утраты или других мотивов. В противном случае либо эта связь покупается, либо наслаждение достигается лишь через страдание.
Обычно такого рода связь должна, в конце концов, прекратиться и привести к ненависти, поскольку после любовного триумфа шизоид «обретает свое истинное лицо» Однако эта ненависть не реализуется, так как к другим шизоид относится точно так же. Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, «Сын Магды») Аксель Борг в главном действующем лице своего романа «В (открытом море» блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты Эмоциональная холодность при дальнейшем развитии может достичь экстремальных и болезненных размеров, приводя к изнасилованию и наслаждению от убийства, это происходит, прежде всего, если на партнера подсознательно проецируются непереработанные чувства ненависти и мести (происходит, как это называется в психоанализе, «перенос» на партнера отношений к объектам зависимости, с которыми он был связан в детстве) Такая не интегрированная в личностную структуру отщепленная сторона инстинкта всегда очень опасна и проявляется при нарастающей неспособности понимать партнера и сочувствовать ему, что приводит к преступлениям, связанным с нарушениями влечений.
В связи с трудностями, которые проистекают из чувственной связи с партнером и вообще из поиска партнера, шизоиды часто остаются одинокими и, в конце концов, находят партнера в себе самом, получая при этом самоудовлетворение. В некоторых случаях они избирают для себя эрзац-объект, как это бывает в случаях фетишизма. Естественно, что в каждом таком эрзац-объекте отражается неразвитая сексуальность, несмотря на то, что эти формы нарушений способности к любви носят в себе элементы любовного желания и являются выражением ищущего любовного томления Нередко у шизоидов сексуальное развитие остается инфантильным при высокодифференцированной личностной структуре. Иногда случаи выбора в качестве сексуального партнера детей или подростков свидетельствуют о том, что тяжелое нарушение способности к контактам в таких случаях сопровождается меньшей вероятностью развития страха. Порой подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности и даже в бреде ревности. Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, и подозревает, что партнер вряд ли сможет остаться с ним. В связи с этим он подозревает наличие соперника (иногда с достаточным основанием), который и сильнее любит, и больше него способен к любви. Лишенный теплоты и сочувствия, он расценивает естественное поведение партнера как проявление хитрости или насмешки над ним, которые отражают его демонизм и коварную преднамеренность. Эти истолкования могут дойти до бреда, до состояния, когда партнерские отношения становятся непереносимыми и в конце концов разрушаются с чувством наслаждения от разрыва и одновременно страдания, которого никто не может разделить и оценить. Мотивировка действий здесь выглядит так: если мне представляется невозможным любить и удержать любимого, то я предпочитаю разрушить эту связь, чтобы, по крайней мере, не потерпеть ущерба и не дать другому воспользоваться любовью моего партнера. Манеру поведения шизоида можно истолковать таким образом, что для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать оценку любви и любовным отношениям. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание, и поэтому он предпочитает уход. Такая «профилактика разочарования» отнюдь не редка: она содержит в себе, в большинстве случаев, подсознательный аспект проверки партнера: если он, несмотря на мое поведение, еще любит меня, значит, он действительно любит меня. Прежде всего, это свидетельствует о том, как тяжело этому человеку понять, любят его или нет, испытывают ли к нему влечение. В экстремальных случаях подозрительность и ревность могут привести к убийству: если партнер меня не любит, он не должен любить и никого другого. Осознанно страх самоотдачи переживается шизоидами как страх связи. Любовное влечение относится к самоотдаче и к самоотвержению; накапливаясь путем подавления и преодоления страха, такое самоотвержение представляется шизоиду как полная самоотдача, как попытка поглощения его партнером. В связи с этим происходит так называемая «демонизация» партнера, что вызывает перенос преодоленного страха и делает объяснимым непонятное поведение шизоида и, прежде всего – внезапно возникающую у него ненависть, которая исходит из чувства угрозы от могущественного «Ты» (партнера) без понимания того, что этим могуществом его награждает собственная проекция шизоида. Особенно тяжело шизоиду решиться на длительную эмоциональную связь. Он склонен большей частью к кратковременным, бурным, но изменчивым связям. Брак для него представляется, прежде всего, несовершенным человеческим устройством, которое само собой распадается, а потому не может принести радости и удовлетворения. Шизоиды склонны к расчетам и планированию человеческих потребностей и приспосабливаются к такого рода потребностям. Изменчивость их мнений в отношении длительных связей носит постоянный характер: требуя для себя свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров как нечто само собой разумеющееся, в реальности же далеко не всегда позволяют это. Часто шизоид теоретически является сторонником брака и брачных отношений, на самом же деле он согласен лишь на те традиции и обычаи, которые позволяют ему сохранять свой стиль жизни, и любит лишь свои убеждения. Поэтому он часто расценивает честность и гражданское мужество как нечто отличающееся одно от другого. Нередко легализация даже длительной связи пугает их; для них обычны напоминающие супружество связи без их регистрации. При ранней утрате матери или разочаровании в матери они вступают в связь с пожилыми женщинами, полагаясь на их материнский инстинкт, тем самым, наверстывая то, чего им не хватало в детстве. Такие женщины могут дать тепло и чувство защищенности без больших собственных претензий; это доверчивые женщины, которые понимают ситуацию непосредственно, не требуют от партнера того, чего он не может им дать, и не ожидают от этой связи ничего иного, нежели то, чем она обычно заканчивается. Лишь при глубоком нарушении соответствующих ранних фаз развития может возникнуть ненависть и желание отомстить по отношению к таким женщинам. В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квази-мужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные. Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола. Во всех случаях длительные связи тяжелы для шизоидов; раздельные спальни являются как бы само собой разумеющейся потребностью; партнеры должны понимать это и соблюдать требуемую дистанцию, как для своей защиты, так и для сохранения отношений. Из всего сказанного следует, что,

исходя из тех оснований, которые теперь стали для нас более понятными, шизоиды испытывают большие трудности в развитии и проявлении своих любовных склонностей. Они необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости или ограничивает их; они скупы на сентиментальные высказывания и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то не будет показывать свою самую глубокую привязанность, а предоставит шизоиду без лишнего проявления чувств все, что может ему дать.

I. ШИЗОИДНАЯ ЛИЧНОСТЬ И ВНЕШНИЙ МИР1

I. ШИЗОИДНАЯ ЛИЧНОСТЬ И ВНЕШНИЙ МИР1 Мой интерес к проблемам шизоидной личности существенно возрос в 1948 году, когда изучение работ В.Р.Д. Фэйрберна, стимулирующих мое развитие, совпало с поступлением в клиническое отделение Лидского факультета психиатрии ряда заметно

II. ШИЗОИДНАЯ ПРОБЛЕМА, РЕГРЕССИЯ И БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ ЭГО2

II. ШИЗОИДНАЯ ПРОБЛЕМА, РЕГРЕССИЯ И БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ ЭГО2 В первой главе мы видели, что наиболее легко распознаваемые характерные черты шизоидной личности — это ее трудности в установлении внешних объектных связей. Потребности шизоида устанавливать связи с реальными

Генри Джеймс, относительно «нормальная» шизоидная личность

Генри Джеймс, относительно «нормальная» шизоидная личность Если мы исследуем шизоидную личность в более стабильном состоянии, это может послужить для сравнения со случаями клинических патологий. Романист Генри Джеймс представляет собой превосходный пример. Он был

«Депрессивная» и «шизоидная» точки зрения

«Депрессивная» и «шизоидная» точки зрения Во второй главе я сравнил фрейдовский структурный анализ личности, схему «ид—эго—суперэго» и концепцию депрессии с переработанной теорией эндопсихической структуры Фэйрберна как концептуализации шизоидного процесса (сс. 55-56

6. НАША ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ

6. НАША ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ Слово «любовь» необычное, в нем слышатся отзвуки теп­ла, красоты и даже героизма. Если любовь приносит горе, а не радость, то по крайней мере это горе, окрашенное вели­чием. Любовь почитает любящего и может иногда просла­вить его.

Два вида любви: любовь безусловная и любовь озабоченная.

Выбор за вами

Два вида любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. Выбор за вами Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким. Каков он есть. И принимает его незнание и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ.

Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

Депрессивная личность и любовь

Депрессивная личность и любовь Любовь, стремление к любви, становление любовных отношений является самым главным в жизни депрессивных личностей. В этом направлении развиваются самые лучшие стороны их натуры, здесь же таится наибольшая опасность для их психики. Из

Личность с навязчивостями и любовь

Личность с навязчивостями и любовь Любовь, это иррациональное, безграничное, трансцендентное чувство, которое может перерасти в опасную страсть, ввергает этих людей в глубокое беспокойство. Они расценивают это чувство как нечто вторгающееся в их волю, как проникновение

Истерическая личность и любовь

Истерическая личность и любовь Истерические личности любят любовь. Они любят все, что может способствовать повышению их самооценки – упоение, экстаз, страсть; любовь воспринимается ими как вершина их переживаний. Если навязчивые личности рассматривают любовное

Два вида любви Любовь безусловная и любовь озабоченная

Два вида любви Любовь безусловная и любовь озабоченная Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким, какой он есть. И принимает его незнание, и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ. Безусловная

Личность и любовь, ум-эго и разум

Личность и любовь, ум-эго и разум Итак, дух это ум, а душа – му/не-ум. Дух и душа бесплотные, но у них есть наполнение. Это наполнение проявляется снаружи как личность, то есть дух и душа имеют лицо и носят его, когда общаются с другими душами, – так души знают друг друга.

Вы влюблены в человека с расстройством личности?

Источник: OmarMedinaFilms/Pixabay

Если у вас когда-либо были серьезные романтические отношения с человеком с пограничным, нарциссическим или шизоидным расстройством личности, вы, вероятно, в конечном итоге чувствовали себя озадаченными, одинокими и отвергнутыми. Людям с расстройствами личности очень трудно поддерживать стабильные интимные отношения, поскольку им не хватает необходимых навыков взаимоотношений, а их ожидания в конечном счете нереалистичны. То, чего они жаждут в отношениях, больше связано с тем, что они упустили в детстве, чем с тем, что нормальный взрослый ожидает от другого взрослого.

Примечание. В этом посте я буду использовать термины «пограничный», «нарцисс» и «шизоид» (или ПРЛ, НПЛ, ШРЛ) в качестве сокращений для описания людей, которые соответствуют всем критериям одного из этих диагнозов расстройства личности.

Что такое пограничная любовь?

Большинство моих клиентов с пограничным расстройством личности сосредоточены на поиске романтической любви и избегании покинутости. Любовь – это их Святой Грааль. Они ищут во взрослом возрасте то, чего им не хватало в детстве. В результате они склонны рассматривать поиск своей настоящей любви как окончательный ответ на все свои жизненные проблемы. В то время как мои нарциссические клиенты стремятся идеализировать или быть идеализированными, мои пограничные клиенты ищут идеальное сочетание романтического любовника и заботливого, преданного и заботливого родителя. Хотя существует несколько различных паттернов пограничной любви, это наиболее распространенный.

Эти пограничные клиенты хотят, чтобы их нянчили, утешали и чтобы их заверяли так часто, как это необходимо, что их партнер безумно их любит и сделает все, чтобы сделать их счастливыми. Некоторые из моих пограничных клиентов настолько неуверенны в себе, что придумывают сложные тесты на любовь своего партнера к ним. Многие из этих испытаний настолько неразумны, что фактически отталкивают даже самых преданных любовников.

Пример — Сьюзи и доказательства любви

Моей клиентке Сьюзи было 26 лет, она была очень привлекательной и очень нереалистично относилась к свиданиям и отношениям. В поисках настоящей любви она встречалась со многими мужчинами. Ни одно из этих отношений не получилось. Сьюзи обвинила в их гибели мужчин. Она утверждала, что после первых ухаживаний они заставили ее почувствовать себя нелюбимой и брошенной.

Сьюзи начала встречаться с Беном, замечательным мужчиной, который был безумно в нее влюблен. Они оказались отличной парой и на пути к браку. Поэтому я был ошеломлен, когда Сюзи внезапно рассталась с ним и вошла в мой кабинет в истерическом плаче. Вот сокращенный вариант нашего разговора.

Сьюзи: Бен меня не любит, поэтому мне пришлось с ним расстаться.

Терапевт : Я думал, он предложил тебе выйти за него замуж, а ты покупала обручальные кольца. Что случилось?

Сьюзи: Ну, я хотела немедленно выйти замуж. Если мы любим друг друга, почему мы должны ждать? Бен сказал, что это большой шаг, и он хотел узнать меня получше, прежде чем мы поженимся. Он сказал, что нам нужно сначала обсудить некоторые практические вещи, например, как каждый из нас представляет себе брак, как мы будем справляться с финансами и ранее существовавшими долгами и хотим ли мы оба иметь детей.

Все, что я могла слышать, было: «Он не любит меня настолько, чтобы жениться на мне». Когда я поставил его перед ним, он попытался меня успокоить, но я ему больше не поверил. Если бы он действительно любил меня, и я была единственной, он бы не просил больше времени. Ему не нужно было говорить обо всем этом. Я чувствовал себя ужасно, покинутым, уродливым и нелюбимым. Я ушел и сказал: «Я больше никогда не хочу тебя видеть».

В этом примере пограничная любовь очень импульсивна и редко практична. Практичность считается неромантичной. Большинство моих пограничных клиентов используют расщепление в качестве защиты. По их мнению, либо кто-то любит их безоговорочно и доказывает это, делая все, что они хотят (все-хорошая сторона раскола), либо они чувствуют себя отвергнутыми и покинутыми (все-плохая сторона раскола).

Что такое нарциссическая любовь?

Нарциссическая модель любви почти полностью корыстна. Все дело в том, что заставляет нарцисса чувствовать себя хорошо в данный момент. Какими бы преданными и влюбленными ни казались нарциссы, на самом деле их чувства довольно поверхностны. Все отношения, скорее всего, развалятся, как только нарцисс почувствует злость или разочарование в своем новом партнере. Вот пять основных стадий обычного нарциссического любовного паттерна:

  1. Влюбленность: Они влюбляются в кого-то, кого они идеализируют и считают идеальным.
  2. Преследование : Они участвуют в поспешных и интенсивных ухаживаниях, направленных на то, чтобы быстро заключить сделку.
  3. «Строительный проект» : Они начинают замечать небольшие недостатки в новом партнере и пытаются заставить человека внести изменения. Вначале они милые, но если встречают сопротивление, начинают злиться.
  4. Девальвация : Если человек сопротивляется изменениям, он переходит от приятного к неприятному.
  5. Отсутствие интереса: Они теряют всякий интерес к удовлетворению своего партнера и выражают это, оскорбляя его, игнорируя, изменяя ему или отвергая его.

Вот типичный пример:

Самовлюбленный эксгибиционист Марк сильно влюбился в Риту. Она казалась всем, что он хотел в женщине. Она происходила из фешенебельной, богатой семьи, была миниатюрной и красивой, и у нее было прекрасное тело. Все было хорошо, пока они впервые не оделись, чтобы пойти на вечеринку с его друзьями.

Марк: Не надевай брюки. У тебя такие классные ноги. Пожалуйста, наденьте свое горячее красное платье и туфли на высоких каблуках. Я хочу, чтобы каждый парень в комнате знал, что у меня под рукой самая горячая девушка в комнате.

Рита: Я не совсем в настроении хвастаться сегодня вечером своим телом группе парней, которых я никогда раньше не встречала. Это странно. Вы знаете, я предпочитаю, чтобы все не смотрели на мою грудь и ноги, вместо того, чтобы относиться ко мне как к реальному человеку.

Марк: Тогда сделай это для меня. Это доставит мне такое удовольствие. Разве ты не любишь меня и не хочешь сделать меня счастливой?

Рита: Конечно. Но не одеваясь как секс-кукла.

У них был первый серьезный бой. Марк сказал Рите много гадостей. Она расплакалась, и они так и не попали на вечеринку, потому что Марк поставил ей ультиматум: «Надень это платье, или мы не пойдем».

С этого момента дела пошли под откос, и Марк начал регулярно обесценивать Риту, пытаясь подтолкнуть ее к большему сдаче, а также потому, что он был зол на то, что она осмелилась бросить ему вызов. В конце концов он начал изменять Рите и оставил ее ради другой женщины, которая была счастлива одеваться так, как он хотел, и которая позволяла собой командовать так, как Рита не позволяла самоуважения.

Что такое шизоидная модель любви?

Все мои шизоидные клиенты боятся близости. В детстве они подвергались жестокому обращению, пренебрежению или насилию со стороны своих опекунов. С ними обращались как с вещами, а не людьми. К 7 годам большинство из них уже решили, что другие люди ненадежны и потенциально опасны. Чтобы выжить, не попадая под влияние и порабощение других людей, они должны были найти способ как можно скорее покинуть дом, стать финансово независимыми и держаться на безопасном расстоянии от других людей — как эмоционально, так и физически.

Мои более функциональные шизоидные клиенты находят компромисс, который позволяет им ощутить вкус близости и человеческого общения, не чувствуя себя в ловушке отношений. Распространенное решение — иметь частичные отношения с людьми. Вот несколько примеров:

  • Они могут встречаться с людьми, которые живут так далеко, что могут встречаться только несколько раз в год.
  • Они могут влюбиться в того, кто женат и не хочет расставаться со своей половинкой.
  • У них могут быть яркие сложные фантазии о ком-то, с кем они только поздоровались на улице.
  • У них могут быть отношения на одну ночь с людьми, которых они больше не ожидают увидеть.
  • Они могут многократно входить и выходить из одних и тех же отношений. Начинать отношения, когда они чувствуют себя привлекательными и в безопасности, и отделяться эмоционально или физически, когда они начинают чувствовать себя в опасности или в ловушке.

Вот сокращенная версия схемы входа и выхода:

Год 1 — Бетти и мой шизоидный клиент Билл встречаются и безумно влюбляются друг в друга. Они видятся днем ​​и ночью в течение двух недель. Вместе они планируют отпуск. Внезапно Билл пугается, отделяется и холодеет к Бетти. Он находит предлог, чтобы обвинить ее, и разрывает отношения. Бетти опустошена. Билл с облегчением.

Год 2 —Билл работает над ситуацией на терапии и понимает, что Бетти ему действительно небезразлична. Он решает проверить, готова ли она попробовать еще раз. Он уговаривает ее дать ему еще один шанс, говоря ей, что он находится на терапии, и понимает, что все их проблемы, вероятно, возникли по его вине. Но, через месяц блаженства, опять то же самое. Билл снова уходит.

Год 3 —Как только Билл прекращает отношения, он снова начинает скучать по Бетти. Шлет цветы, подарки, извинения. Мать Бетти и ее подруги устали от этого парня и предупреждают ее, чтобы она не попадалась на его удочку в третий раз. Она делает. Он заканчивается так же.

К четвертому году Бетти проходит курс психотерапии и принимает антидепрессанты. Ее друзья и семья ненавидят Билла и отказываются слышать, как она упоминает его имя. Они над ним, а она нет. Билл не собирался разрушать ее жизнь и разрушать ее мечты. Он только пытался защитить себя.

Резюме

Каждый из трех основных типов расстройств личности — пограничное, нарциссическое и шизоидное — имеет свое собственное определение любви и свой набор проблем в отношениях. Если вы влюблены в кого-то с расстройством личности, лучше предположить, что когда они говорят: «Я люблю тебя», они имеют в виду нечто иное, чем вы.

Чем может помочь лечение – Центры лечения BrightQuest

26 июня 2019 г., Мэри Эллен Эллис Центры лечения BrightQuest

Одной из самых больших проблем жизни с шизоидным расстройством личности является установление отношений с другими людьми. Это состояние затрудняет и даже нежелательно иметь близкие или эмоциональные связи, даже с ближайшими родственниками. Лечение может помочь изменить некоторые из этих установок, изменив негативное мышление, направив изучение новых социальных навыков и способствуя развитию нескольких доверительных и близких отношений. Лечение в стационаре особенно полезно, потому что оно предлагает поддержку сообщества, в чем действительно нуждается человек с этим заболеванием, чтобы научиться общаться с другими людьми и взаимодействовать с ними.

Шизоидное расстройство личности (ШРЛ) характеризуется ограниченными близкими отношениями и кажущейся эмоциональной холодностью. Люди с этим заболеванием чувствуют себя лучше в одиночестве и при общении с другими людьми только неличными способами. И все же исследования показывают, что люди с ШРЛ одиноки. Лечение может помочь им научиться иметь более близкие, более удовлетворяющие отношения для улучшения общего качества жизни.

Как и все расстройства личности, это психическое заболевание характеризуется ненормальными и часто неточными моделями мышления, которые приводят к значительной дисфункции и нарушениям. Эти расстройства затрудняют отношения с другими людьми. И, чтобы сделать жизнь с расстройством личности еще более трудной, те, у кого диагностировано одно из них, изо всех сил пытаются увидеть, что есть что-то неправильное или ненормальное в их мыслях, поведении или восприятии мира и окружающих их людей.

Шизоидное расстройство личности особенно сложно в плане взаимоотношений. Некоторые из характерных симптомов ШРЛ:

  • Отсутствие желания или получения удовольствия от личных отношений, в том числе с ближайшими родственниками
  • Выбор проводить большую часть времени в одиночестве, а не с людьми
  • Незначительное желание сексуальных отношений или его отсутствие
  • Получать мало удовольствия от занятий
  • Иметь мало близких друзей
  • Невосприимчивость к критике или похвале со стороны других
  • Эмоциональная холодность

Чтобы поставить диагноз ШРЛ, у вас должно быть не менее четырех из перечисленных выше симптомов. У вас также должно быть общее отсутствие интереса к социальным отношениям и плохое эмоциональное выражение в отношениях. Эти вещи являются закономерностью и сохраняются на протяжении всей вашей жизни, если у вас есть это расстройство личности.

Шизоидное расстройство личности и отношения


Симптомы и признаки ШРЛ достаточно ясно показывают, что установление любых близких отношений, не говоря уже о поддержании близких, является самой большой проблемой для человека с этим заболеванием. Если у вас ШРЛ, вы можете быть хороши в определенных видах деятельности, быть умным и преуспевать в учебе или на работе, но у вас, вероятно, очень мало друзей. Даже ваши отношения с родителями, братьями и сестрами, скорее всего, будут ограниченными и лишены эмоциональной близости.

Вам может казаться, что сближение с людьми кажется неправильным или ненужным. И вы не можете понять, почему люди расстраиваются из-за отсутствия связи с вами или продолжают подталкивать вас к тому, чтобы быть ближе. Возможно, вам просто больше нравится проводить время в одиночестве или когда вы обсуждаете что-то безличное с другими людьми.

Если кто-то, кто вам небезразличен, борется с ШРЛ, попытки установить близкие отношения разочаровывают. Это также может быть обидно, но важно не принимать это на свой счет. Тот, у кого есть ШРЛ, не может не быть таким и не пытается причинить вам боль. Важно настаивать на лечении, чтобы помочь этому человеку построить более удовлетворительные отношения, а также скорректировать свои собственные ожидания в отношении того, что будет означать близость с ним.

Важность лечения


Лечение людей с ШРЛ затруднено. Большинство людей с этим заболеванием довольствуются тем, что проживают жизнь, не слишком тесно общаясь с людьми и избегая любого лечения психического здоровья. Часто по настоянию близких они соглашаются на лечение.

Несмотря на то, что многие люди с ШРЛ чувствуют себя хорошо такими, какие они есть, и на поверхностном уровне функционируют нормально, важно понимать, что лечение может быть эффективным для улучшения отношений и качества жизни. Правильное лечение в течение достаточно длительного периода времени может помочь вам, если вы боретесь с ШРЛ. Это может помочь вам принять ограничения ваших отношений и улучшить взаимодействие и получение удовольствия от нескольких важных членов семьи или друзей.


Когнитивно-поведенческая терапия, или когнитивно-поведенческая терапия, и связанные с ней методы лечения являются проверенными стратегиями помощи людям с различными психическими заболеваниями. Людям с ШРЛ когнитивно-поведенческая терапия может помочь изменить упрямые мысли, убеждения и поведение, которые ограничивают социальные взаимодействия и отношения. Это тип терапии, который помогает вам идентифицировать неточные и негативные мысли, чтобы внести позитивные изменения в поведение.

В CBT вас могут попросить рассказать о ваших проблемах и проблемах; научиться лучше осознавать мысли, чувства и убеждения, связанные с этими трудностями; выявить те мысли и убеждения, которые неточны или бесполезны; и преобразовать их во что-то более позитивное и продуктивное. Вас могут попросить поставить цели, отработать навыки и научиться взаимодействовать с другими людьми.

Основное преимущество индивидуальной терапии любого типа для человека с ШРЛ заключается в том, что она дает возможность установить доверительные отношения с другим человеком. Это требует времени, но если вы сможете работать с одним и тем же терапевтом в течение длительного периода времени, вы добьетесь своего. По этой причине стационарное лечение, когда у вас есть доступ к одному и тому же персоналу в течение нескольких месяцев или дольше, является отличным выбором для лечения ШРЛ.

Начните путь к выздоровлению сегодня.
619-466-0547


Хотя идея проживания в лечебном центре с другими людьми отталкивает многих людей с ШРЛ, такой вид лечения может быть очень полезным. Лечебное учреждение, имеющее философию создания терапевтического сообщества, особенно полезно. Здесь вы будете участвовать в качестве жителя и члена сообщества, а не просто получать лечение в качестве пациента.

Эта концепция сложна, если у вас есть ШРЛ, и правильный лечебный центр поможет вам в этом. Но в конечном счете полезно быть частью такой лечебной группы. Это позволит вам практиковать новые социальные навыки, развивать более близкие отношения, работать над терапией в групповых условиях и стать более уверенным, способным и общительным человеком.

Вовлечение семьи в лечение


Поскольку очень трудно любить и заботиться о человеке с шизоидным расстройством личности, часто те немногие люди, которые все еще остаются рядом, чтобы поддержать, — это семья. Если вы направляетесь на лечение от ШРЛ, участие вашей семьи может оказать большую помощь. Вы можете не чувствовать, что у вас с ними близкие отношения, но они важны для вашего выздоровления.

Если вы являетесь членом семьи человека с ШРЛ, примите участие в уходе. Ваша поддержка и настойчивость, вероятно, являются причиной того, что этот человек согласился на лечение. Многие программы стационарного лечения не только позволяют семье участвовать, но и поощряют ее. Особенно, когда улучшение отношений находится в центре внимания лечения, это помогает, чтобы семья участвовала и училась вместе с пациентом.

Члены семьи в рамках лечения могут участвовать в собственных терапевтических или психообразовательных сеансах, чтобы узнать больше о ШРЛ и о том, как общаться с любимым человеком. Они также, вероятно, будут работать со своим любимым человеком на сеансах терапии и практиковать навыки межличностного общения и общения.

Шизоидное расстройство личности является особенно тяжелым психическим заболеванием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *