Мышление формы мышления виды мышления: Виды мышления: классификация, характеристики

Содержание

понятие, теории, физиологические основы, виды, формы, структура мыслительной деятельности

Мышление: понятие, теории, физиологические основы, виды, формы, структура мыслительной деятельности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Ощущение и восприятие дают человеку знание единичного, т. е. знания об отдельных предметах и явлениях реального мира. Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, он должен быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление — психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических
характеристик и признаков:
1. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям
2. Вторым не менее важным признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
3. Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.
4. Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего, в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы. Люди всегда думают словами, т. е. они не могут мыслить, не произнося слова.


Теории мышления


Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыты интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются в процессе его жизни.

Основа интеллекта — способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Мышление понимается как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для структуры него связи или структуры

Представители этого направления пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное). Мышление рассматривали как процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становления практических навыков, связанных с решением задач

Мышление во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого, опыта и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту)

Мышление рассматривается как особый вид познавательной деятельности — генезис мышления, развитие и формирование у детей в процессе обучения. Мышление — прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленная на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения связи

Представители этого направления, подчинили мышление, как и все виды познавательных процессов, мотивации. Привлечение внимания к бессознательным формам мышления, изучение зависимости мышления от мотивации и потребностей человека. В качестве своеобразных форм мышления у человека можно рассматривать защитные механизмы

Рис. 23. Теории мышления


Физиологические основы мышления


С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора, а не какие-либо специальные её отделы. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
Кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи, говорит И. П. Павлов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями временные нервные связи, или ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления. Образовавшиеся временные связи, или ассоциации, вначале имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка этих временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.
Возникают эти временные нервные связи, прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих у нас соответствующие ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой особенность соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы. Однако мышление предполагает в своей основе не только первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в её неразрывной связи с первой сигнальной системой. С помощью слов образуются второсигнальные связи, отражающие отношения, существующие между предметами.

Виды мышления


Рис. 24 Классификация видов мышления

Виды мышления

Определение

Наглядно-действенное

Основывается на непосредственном восприятии окружающих предметов при каких-либо действиях с ними

Наглядно-образное

Опирается на образы и представления. Человек представляет ситуацию и с помощью такого мышления преобразует ее, формируя непривычные сочетания предметов.

Абстрактно-логическое

(отвлеченное)
мышление

Вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных

Теоретическое
мышление

Мышление,        направленное на познание внутреннего
содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ.

Практическое
мышление

Переход от абстрактного мышления к практике. Физическое преобразование   реальности.          Важной          особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска

Дискурсивное

Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное
мышление

Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания,
отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Репродуктивное
мышление

Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное
мышление

Мышление на основе творческого воображения.


Табл. 19 Характеристика видов мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Формы мышления и мыслительные операции

Рис. 26 Формы мышления


Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Их сущность отражена на рис 27


Рис. 27. Мыслительные операции

Структура мыслительной деятельности


По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

1) формирование и усвоение понятий;
2) решение проблем.
Усвоение понятий — это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации.
Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний.
Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.
В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения. Применение правила включает 2 мыслительные операции:
1. Определить, какое именно правило привлечь для решения;
2. Применение общего правила к частным условиям задачи.


Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждению по данному вопросу.
Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения).


Индивидуальные особенности мышления


Индивидуальные особенности мышления складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания. Индивидуальные особенности мышления определяют такие интегральные его характеристики, как широта и глубина мышления, его последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность.
Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.
Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.
Быстрота мышления — это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.
Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.
Самостоятельность мышления проявляется в умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями
Источник: Общая и экспериментальная психология: учебно-методическое пособие / И.М. Рюмина; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксресс-печать». — Оренбург, 2020- 156 с.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста: особенности, виды

Содержание

  • 1 Особенности развития мышления в дошкольном возрасте                                                
  • 2 Основные формы мышления дошкольников
    • 2.1 Наглядно-действенное мышление
    • 2.2 Наглядно-образная форма
    • 2.3 Словесно-логическое мышление

Любопытно наблюдать, как проходит развитие мышления у детей дошкольного возраста. От 3-х до 7-лет мыслительные способности ребенка делают стремительный скачок от «мышления руками» до умения выстраивать логические цепочки рассуждений. От младшего дошкольного возраста к старшему меняется ведущий вид мышления, усиливается взаимосвязь речи и мышления дошкольника и формируется умение строить умственные заключения.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте                                                

Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности. Расширяются возможности и повышается уровень задач, что должен уметь ребенок в 5 лет, на 7-м году жизни.

Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Этому способствует развитие познавательных процессов в комплексе: восприятие приобретает целенаправленность, воображение подсказывает новые идеи и пр.

Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.

Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.

В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.

Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.

Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.

От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.

Основные формы мышления дошкольников

Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.

Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.

Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.

Наглядно-действенное мышление

Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.

Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.

Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.

Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.

Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:

  • отвлеченность;
  • обобщенность.

Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.

Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.

Наглядно-образная форма

Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.

Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».

На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.

Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.

Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.

Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:

  • подвижность;
  • структурная организованность.

Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.

Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.

Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.

Словесно-логическое мышление

Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно логическое мышление.

Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.

Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификацию.

Безусловно, детское логическое мышление использует наглядный материал. И в старшем дошкольном возрасте ребенку сложно даются абстрактные понятия. Что касается конкретных образов или отношений, то старший дошкольник способен рассуждать, выделяя причины и следствия, аналогии, характерные признаки.

Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.

Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. И хотя ведущим видом мышления детей старшего дошкольного возраста все еще остается наглядно-образное, логика прослеживается во многих детских умозаключениях и вопросах.

Иными становятся ожидания ребенка, когда он хочет получить ответ на волнующий его вопрос. Поэтому он обращается к взрослым, которые, по его мнению, обладают экспертным знанием и все аргументировано объяснят. Нередко вопросы звучат в виде гипотезы, благодаря чему любознательные дошкольники пытаются прояснить причинно-следственные связи. Например, дети интересуются: «Если солнце «садится» с этой стороны, то почему оно утром «поднимается» с другой?», «Кто придумал пингвина птицей называть?» и т.п.

Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями. На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления. Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям. Но абстрактные понятия дошкольнику все еще не доступны. Они поддадутся усвоению детским умом после 10 лет.

Введение в критическое мышление – Критическое мышление

Критическое мышление — это способность ясно и рационально мыслить о том, что делать или во что верить.  Включает способность к рефлексивному и независимому мышлению. Кто-то с навыками критического мышления может сделать следующее:

  • Понимать логические связи между идеями.
  • Идентифицировать, создавать и оценивать аргументы.
  • Обнаружение несоответствий и типичных ошибок в рассуждениях.
  • Решайте проблемы систематически.
  • Определите актуальность и важность идей.
  • Поразмышляйте над обоснованием собственных убеждений и ценностей.

Критическое мышление — это не просто накопление информации. Человек с хорошей памятью и знающий много фактов не обязательно хорош в критическом мышлении. Критически мыслящие люди способны делать выводы из того, что они знают, использовать информацию для решения проблем и искать соответствующие источники информации для получения информации.

Критическое мышление не следует путать с аргументацией или критикой других людей. Хотя навыки критического мышления могут быть использованы для разоблачения ошибок и неправильных рассуждений, критическое мышление также может играть важную роль в совместных рассуждениях и конструктивных задачах. Критическое мышление может помочь нам приобрести знания, улучшить наши теории и укрепить аргументы. Мы также можем использовать критическое мышление для улучшения рабочих процессов и социальных институтов.

Некоторые люди считают, что критическое мышление мешает творчеству, потому что критическое мышление требует соблюдения правил логики и рациональности, тогда как творчество может потребовать нарушения этих правил. Это заблуждение. Критическое мышление вполне совместимо с нестандартным мышлением, оспариванием общепринятых взглядов и использованием менее популярных подходов. Во всяком случае, критическое мышление является неотъемлемой частью творчества, потому что нам нужно критическое мышление, чтобы оценивать и улучшать наши творческие идеи.

Критическое мышление является общим навыком мышления. Способность мыслить ясно и рационально важна, чем бы мы ни занимались. Если вы работаете в сфере образования, исследований, финансов, менеджмента или юриста, критическое мышление, безусловно, важно. Но навыки критического мышления не ограничиваются конкретной предметной областью. Способность хорошо мыслить и систематически решать проблемы является преимуществом для любой карьеры.

Критическое мышление очень важно в новой экономике знаний. Глобальная экономика знаний управляется информацией и технологиями. Нужно уметь быстро и эффективно справляться с изменениями. Новая экономика предъявляет все более высокие требования к гибким интеллектуальным навыкам, способности анализировать информацию и интегрировать различные источники знаний в решение проблем. Хорошее критическое мышление способствует таким навыкам мышления и очень важно на быстро меняющемся рабочем месте.

Критическое мышление улучшает языковые навыки и навыки презентации. Ясное и систематическое мышление может улучшить способ выражения наших идей. При обучении анализу логической структуры текстов критическое мышление также улучшает способности к пониманию.

Критическое мышление способствует творчеству. Чтобы придумать творческое решение проблемы, нужно не только иметь новые идеи. Также должно быть так, чтобы генерируемые новые идеи были полезными и актуальными для поставленной задачи. Критическое мышление играет решающую роль в оценке новых идей, выборе лучших и их модификации при необходимости.

Критическое мышление имеет решающее значение для саморефлексии. Чтобы жить осмысленной жизнью и соответствующим образом структурировать свою жизнь, нам необходимо обосновывать и размышлять о наших ценностях и решениях. Критическое мышление предоставляет инструменты для этого процесса самооценки.

Хорошее критическое мышление является основой науки и демократии. Наука требует критического использования разума в экспериментах и ​​подтверждении теории. Надлежащее функционирование либеральной демократии требует, чтобы граждане, способные критически относиться к социальным вопросам, формировали свои суждения о надлежащем управлении и преодолевали предубеждения и предубеждения.

Критическое мышление является   метакогнитивным навыком . Это означает, что это когнитивный навык более высокого уровня, который включает мышление о мышлении. Мы должны помнить о хороших принципах рассуждения и размышлять о наших собственных рассуждениях. Кроме того, нам часто нужно прилагать сознательные усилия, чтобы стать лучше, избегать предубеждений и сохранять объективность. Это общеизвестно трудно сделать. Мы все способны думать, но для того, чтобы хорошо мыслить, часто требуется длительный период обучения. Овладение критическим мышлением похоже на овладение многими другими навыками. Есть три важных компонента: теория, практика и отношение.

Теория

Если мы хотим правильно мыслить, нам нужно следовать правильным правилам рассуждений. Знание теории включает в себя знание этих правил. Это основные принципы критического мышления, такие как законы логики, методы научного рассуждения и т. д.

Кроме того, было бы полезно узнать кое-что о том, чего не следует делать, если мы хотим рассуждать правильно. Это означает, что мы должны иметь базовые знания об ошибках, которые совершают люди. Во-первых, это требует некоторого знания типичных заблуждений. Во-вторых, психологи обнаружили постоянные предубеждения и ограничения в человеческом мышлении. Осведомленность об этих эмпирических данных предупредит нас о потенциальных проблемах.

Практика

Однако недостаточно просто знать принципы, отличающие хорошие и плохие рассуждения. Мы могли бы изучать в классе, как плавать, и узнать об основной теории, например, о том, что под водой нельзя дышать. Но если мы не сможем применять такие теоретические знания посредством постоянной практики, мы, возможно, не сможем плавать.

Точно так же, чтобы иметь хорошие навыки критического мышления, необходимо усвоить теоретические принципы, чтобы мы могли применять их в повседневной жизни. Есть как минимум два способа сделать это. Один из них заключается в выполнении большого количества качественных упражнений. Эти упражнения включают не только практику в классе или получение руководств; они также включают в себя участие в дискуссиях и дебатах с другими людьми в нашей повседневной жизни, где могут применяться принципы критического мышления. Второй метод заключается в более глубоком размышлении о принципах, которые мы приобрели. В человеческом уме память и понимание приобретаются путем установления связей между идеями.

Отношения

Хорошие навыки критического мышления требуют большего, чем просто знания и практика. Постоянная практика может привести к улучшениям только при наличии правильной мотивации и правильного отношения. Нередки следующие установки, но они мешают критическому мышлению:

  • Я предпочитаю получать правильные ответы, а не догадываться о них самостоятельно.
  • Я не люблю много думать о своих решениях, так как полагаюсь только на интуицию.
  • Обычно я не анализирую свои ошибки.
  • Я не люблю, когда меня критикуют.

Чтобы улучшить наше мышление, мы должны признать важность размышлений о причинах убеждений и действий. Мы также должны быть готовы участвовать в дебатах, отказываться от старых привычек и иметь дело с языковыми сложностями и абстрактными понятиями.

Калифорнийский опросник склонности к критическому мышлению  – это психологический тест, который используется для определения склонности людей к критическому мышлению. Он измеряет семь различных привычек мышления, перечисленных ниже, и полезно спросить себя, в какой степени они описывают то, как мы думаем:

  1. Поиски истины. Пытаетесь ли вы понять, как обстоят дела на самом деле? Вам интересно узнать правду?
  2. Непредубежденность. Насколько вы восприимчивы к новым идеям, даже если интуитивно с ними не согласны? Вы слушаете новые концепции беспристрастно?
  3. Аналитичность — пытаетесь ли вы понять причины вещей? Вы действуете импульсивно или оцениваете плюсы и минусы своих решений?
  4. Систематичность. Вы систематичны в своем мышлении? Вы разбиваете сложную проблему на части?
  5. Уверенность в своих рассуждениях. Всегда ли вы полагаетесь на других людей? Насколько вы уверены в своих суждениях? У вас есть основания для вашей уверенности? У вас есть способ оценить собственное мышление?
  6. Любознательность. Вас интересуют незнакомые темы и решение сложных проблем? Будете ли вы искать ответ, пока не найдете его?
  7. Зрелость суждений — вы делаете поспешные выводы? Стараетесь ли вы смотреть на вещи с разных точек зрения? Учитываете ли вы чужой опыт?

Наконец, как упоминалось ранее, психологи с годами обнаружили, что на человеческое мышление могут легко влиять различные когнитивные предубеждения. Например, люди, как правило, чрезмерно уверены в своих способностях и слишком много внимания уделяют доказательствам, подтверждающим их ранее существовавшие мнения. Мы должны быть внимательны к этим предубеждениям в нашем отношении к собственному мышлению.

Существует множество различных определений критического мышления. Здесь мы перечислим некоторые из наиболее известных из них. Вы могли заметить, что все они подчеркивают важность ясности и рациональности. Здесь мы рассмотрим некоторые известные определения в хронологическом порядке.

1) Многие люди связывают важность критического мышления в образовании с американским философом начала двадцатого века Джоном Дьюи. Но Дьюи не очень широко использовал термин «критическое мышление». Вместо этого в своей книге How We Think (1910) он приводил доводы в пользу того, что он называл «рефлексивным мышлением»:

…[когда] преднамеренно ищут основание или основание для убеждения и исследуют его адекватность для поддержки убеждения. Этот процесс называется рефлексивным мышлением; только оно имеет поистине воспитательную ценность…

Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и дальнейших выводов, к которым оно ведет, составляет рефлексивное мышление.

Однако есть один отрывок из How We Think , где Дьюи явно использует термин «критическое мышление»:

Сущность критического мышления — взвешенное суждение; и суть этого ожидания состоит в том, чтобы выяснить природу проблемы, прежде чем переходить к попыткам ее решения. Это больше, чем что-либо другое, превращает простое умозаключение в проверенное умозаключение, предполагаемые выводы в доказательство.

2) Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal  (1980) — это хорошо известный психологический тест способности к критическому мышлению. Авторы этого теста определяют критическое мышление как:

…сочетание взглядов, знаний и навыков. Этот составной элемент включает: (1) исследовательские установки, которые включают в себя способность признавать существование проблем и принятие общей потребности в доказательствах в поддержку того, что утверждается как истинное; (2) знание природы достоверных выводов, абстракций и обобщений, в которых логически определяется вес или точность различных видов свидетельств; и (3) навыки использования и применения вышеуказанных взглядов и знаний.

3) Очень известное и влиятельное определение критического мышления дано философом и профессором Робертом Эннисом в его работе «Таксономия склонностей и способностей к критическому мышлению» (1987):

Критическое мышление — это разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать.

4) Следующее определение взято из заявления, написанного в 1987 году философами Майклом Скривеном и Ричардом Полом для Национального совета по совершенствованию критического мышления (ссылка), организации, продвигающей критическое мышление в США:

Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию. . В своей примерной форме он основан на универсальных интеллектуальных ценностях, выходящих за рамки предметных разделений: ясность, точность, четкость, последовательность, актуальность, веские доказательства, веские причины, глубина, широта и справедливость. Это влечет за собой исследование тех структур или элементов мысли, которые имплицитно присутствуют во всех рассуждениях: цель, проблема или спорный вопрос, предположения, концепции, эмпирическое обоснование; рассуждения, ведущие к выводам, значениям и следствиям, возражениям с альтернативных точек зрения и системе отсчета.

Следующий отрывок из книги Питера А. Фасионе «Критическое мышление: заявление об экспертном консенсусе для целей образовательной оценки и обучения» (1990) цитируется из отчета, написанного для Американской философской ассоциации:

Мы понимаем критическое мышление как целенаправленное, саморегулирующееся суждение, которое приводит к интерпретации, анализу, оценке и выводу, а также к объяснению доказательных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых основано это суждение. КТ имеет важное значение как инструмент исследования. Таким образом, КТ является освобождающей силой в образовании и мощным ресурсом в личной и общественной жизни. Хотя это и не является синонимом хорошего мышления, КТ является всепроникающим и самовосстанавливающимся человеческим явлением. Идеальный критический мыслитель обычно любознателен, хорошо информирован, доверяет здравому смыслу, непредубежден, гибок, беспристрастен в оценках, честен в преодолении личных предубеждений, благоразумен в суждениях, готов к пересмотру, ясно понимает проблемы, аккуратен в сложных вопросах, прилежный в поиске соответствующей информации, разумный в выборе критериев, целенаправленный в расследовании и настойчивый в поиске результатов, которые настолько точны, насколько позволяют предмет и обстоятельства расследования. Таким образом, воспитание хороших критических мыслителей означает стремление к этому идеалу. Он сочетает в себе развитие навыков КТ с воспитанием склонностей, которые постоянно приводят к полезным выводам и составляют основу рационального и демократического общества.

А. Как? не Что ?

Критическое мышление касается не того, во что вы верите, а как или почему вы в это верите. Большинство предметов, таких как биология или химия, учат вас тому, во что верить в отношении предмета. Напротив, критическое мышление не особо интересуется тем, каков мир на самом деле. Скорее, критическое мышление научит вас формировать убеждения и думать. Его интересует тип рассуждений, которые вы используете, когда формируете свои убеждения, и заботится о том, есть ли у вас веские причины верить в то, во что вы верите. Следовательно, этот курс не является курсом по психологии рассуждений, что подводит нас ко второй важной особенности критического мышления.

 

 

 

Б. Должен Н от Есть ( или Норма 9000 3 N от Описательный )

Существует разница между нормативной и описательной теориями. Описательные теории, такие как те, которые предлагает физика, дают картину того, как на самом деле ведет себя и действует мир. Напротив, нормативные теории, такие как теории этики или политической философии, рисуют картину того, как мир должно быть . Вместо того, чтобы задавать вопрос, например, почему что-то именно так, как оно есть, нормативные теории спрашивают, как что-то должно быть. В этом курсе нас будут интересовать нормативные теории, которые управляют нашим мышлением и рассуждениями. Поэтому нас не будет интересовать то, как мы на самом деле рассуждаем, а скорее сосредоточимся на том, как мы должны рассуждать.

Во введении к этому курсу мы рассмотрели задание на выбор с карточками, которые нужно перевернуть, чтобы проверить правильность правила. Мы заметили, что многие люди не могут определить все карты, необходимые для проверки правила. Вот как люди на самом деле рассуждают (описательно). Затем мы отметили, что вы должны перевернуть две карты. Так люди должны рассуждать (нормативно).


  1. Разделы I-IV взяты с http://philosophy.hku.hk/think/ и используются по лицензии Creative Commons. В исходный контент внесены некоторые изменения. ↵

15 Когнитивные искажения виноваты в вашем негативном мышлении

Искаженное мышление или когнитивное искажение — а их много — представляет собой преувеличенный образ мыслей, не основанный на фактах. Следовательно, это приводит к тому, что вы смотрите на вещи более негативно, чем они есть на самом деле.

Другими словами, когнитивные искажения — это ваш разум, убеждающий вас верить в негативные вещи о себе и своем мире, которые не обязательно являются правдой.

Наши мысли сильно влияют на то, как мы себя чувствуем и как себя ведем. Когда вы относитесь к этим негативным мыслям как к фактам, вы можете видеть себя и действовать таким образом, который основан на ошибочных предположениях.

Все люди время от времени страдают от когнитивных искажений. Это часть человеческого опыта. Это происходит, особенно когда мы чувствуем себя подавленными.

Но если вы слишком часто погружаетесь в негативные мысли, ваше психическое здоровье может пострадать.

Вы можете научиться определять когнитивные искажения, чтобы понимать, когда ваш разум играет с вами злую шутку. Затем вы сможете переформулировать и перенаправить свои мысли так, чтобы они оказывали меньше негативного влияния на ваше настроение и поведение.

К наиболее распространенным когнитивным искажениям или искаженным мыслям относятся:

  1. фильтрация
  2. поляризация
  3. чрезмерное обобщение
  4. отрицание положительного
  5. поспешные выводы
  6. катастрофизация
  7. персонализация
  8. ошибки контроля
  9. ошибка справедливости
  10. обвинение
  11. должны
  12. эмоциональные рассуждения
  13. ошибочность изменений
  14. глобальное навешивание ярлыков
  15. всегда быть правым

Вы можете идентифицировать себя с некоторыми больше, чем с другими, или признать, что вы склонны использовать какой-либо конкретный тип в определенных ситуациях. Это естественно.

Самоанализ может быть первым шагом к обращению вспять негативного мышления и некоторых из этих моделей мышления.

Вот более подробный список когнитивных искажений:

Фильтрация

Ментальная фильтрация истощает и напрягает все положительное в ситуации и вместо этого зацикливается на ее отрицательном.

Даже если в ситуации или человеке больше положительных сторон, чем отрицательных, вы сосредотачиваетесь исключительно на отрицательных сторонах.

Пример

В вашей компании наступило время аттестации, и ваш руководитель несколько раз хвалит вас за усердную работу. В конце они делают одно предложение по улучшению. Вы уходите с собрания в подавленном настроении и целый день размышляете над одним предложением.

Было ли это полезно?

Поляризация или мышление по принципу «все или ничего»

Поляризованное мышление — это мышление о себе и мире по принципу «все или ничего».

Когда вы думаете о черном или белом, без оттенков серого, этот тип когнитивного искажения ведет вас.

Пример

Ваша коллега была святой, пока не съела ваш бутерброд. Теперь ты терпеть ее не можешь. Или вы получили четверку на последнем тесте, значит, вы не смогли быть хорошим учеником, несмотря на то, что до этого получали только пятерки.

Было ли это полезно?

Мышление по принципу «все или ничего» обычно приводит к крайне нереалистичным стандартам для себя и других, которые могут повлиять на ваши отношения и мотивацию.

Черно-белые мысли также могут привести вас к неудаче.

Пример

Вы решили есть здоровую пищу. Но сегодня у вас не было времени приготовить еду, поэтому вы едите бургер с беконом. Это немедленно приводит вас к выводу, что вы разрушили свой режим здорового питания, поэтому вы решаете больше даже не пытаться.

Было ли это полезно?

Когда вы занимаетесь поляризованным мышлением, все находится в категориях «или/или». Это может заставить вас упустить сложность большинства людей и ситуаций.

Чрезмерное обобщение

Когда вы что-то чрезмерно обобщаете, вы берете изолированное негативное событие и превращаете его в бесконечную картину потерь и поражений.

При чрезмерном обобщении такие слова, как «всегда», «никогда», «все» и «ничего», часто встречаются в вашем потоке мыслей.

Пример

Вы выступаете на собрании группы, и ваши предложения не учитываются в проекте. Вы уходите с собрания с мыслью: «Я разрушил свои шансы на повышение. Я никогда не говорю правильных вещей!»

Было ли это полезно?

Чрезмерное обобщение также может проявляться в ваших мыслях о мире и его событиях.

Пример

Вы опаздываете на работу и по дороге проезжаете на красный свет. Вы думаете: « Ничто из никогда не пойдет мне навстречу!»

Было ли это полезно?

Дисконтирование позитива

Дисконтирование позитива похоже на ментальную фильтрацию. Главное отличие состоит в том, что вы отбрасываете это как нечто бесполезное, когда думаете о положительных аспектах.

Пример

Если кто-то делает комплимент тому, как вы сегодня выглядите, вы думаете, что он просто ведет себя хорошо.

Если ваш начальник говорит вам, насколько подробным был ваш отчет, вы не принимаете его во внимание, как это мог бы сделать любой другой человек.

Если вы хорошо прошли это собеседование, вы думаете, это потому, что они не поняли, что вы не так хороши.

Было ли это полезно?

Поспешные выводы

Когда вы делаете поспешные выводы, вы негативно интерпретируете событие или ситуацию без доказательств, подтверждающих такой вывод. Затем вы реагируете на свое предположение.

Пример

Ваш партнер приходит домой с серьезным видом. Вместо того, чтобы спросить, как они, вы сразу предполагаете, что они злятся на вас. Следовательно, вы держите дистанцию. На самом деле у вашего партнера был плохой день на работе.

Было ли это полезно?

Поспешные выводы или «чтение мыслей» часто являются ответом на настойчивую мысль или беспокойство.

Пример

Вы не уверены в своих отношениях. Итак, когда вы видите, что ваш партнер выглядит серьезно, вы предполагаете, что он может потерять к вам интерес.

Было ли это полезно?

Катастрофизация

Катастрофизация связана с поспешными выводами. В этом случае вы делаете наихудший из возможных выводов в каждом сценарии, каким бы невероятным он ни был.

Это когнитивное искажение часто сопровождается вопросами «что, если». Что, если он не позвонил, потому что попал в аварию? Что, если она не пришла, потому что очень не хотела проводить со мной время? Что, если я помогу этому человеку, а он в конечном итоге предаст или бросит меня?

В ответ на одно событие может последовать несколько вопросов.

Пример

Что, если будильник не сработает? Что, если я опоздаю на важную встречу? Что, если меня уволят после того, как я так усердно работал на этой работе?

Было ли это полезно?

Персонализация

Персонализация заставляет вас думать, что вы несете ответственность за события, которые в действительности полностью или частично находятся вне вашего контроля.

Это когнитивное искажение часто приводит к тому, что вы чувствуете себя виноватым или возлагаете вину на себя, не учитывая всех вовлеченных факторов.

Пример

Ваш ребенок попал в аварию, и вы вините себя за то, что позволили ему пойти на эту вечеринку.

Вам кажется, что если бы ваш партнер проснулся раньше, вы были бы готовы к работе вовремя.

Было ли это полезно?

Благодаря персонализации вы также принимаете вещи на свой счет.

Пример

Ваш друг говорит о своих личных убеждениях относительно воспитания детей, и вы воспринимаете их слова как нападение на ваш стиль воспитания .

Было ли это полезно?

Ошибки контроля

Слово «ошибка» относится к иллюзии, неправильному представлению или ошибке.

Ошибки контроля могут проявляться двумя противоположными путями: либо вы чувствуете ответственность или контроль над всем в своей жизни и жизни других людей, либо вы чувствуете, что вообще ничего не контролируете в своей жизни.

Пример

Вы не смогли заполнить отчет, который нужно было сдать сегодня. Вы сразу думаете: «Конечно, я не мог это сделать! Мой босс перегружает меня работой, а сегодня в офисе все так шумели. Кто может сделать что-нибудь подобное?»

Было ли это полезно?

В этом примере вы возлагаете весь контроль над своим поведением на кого-то другого или внешние обстоятельства. Это ошибка внешнего контроля.

Другой тип заблуждения о контроле основан на убеждении, что ваши действия и присутствие влияют на жизнь других людей или контролируют их.

Пример

Вы думаете, что делаете кого-то счастливым или несчастным. Вы думаете, что все их эмоции прямо или косвенно контролируются вашим поведением.

Было ли это полезно?

Заблуждение справедливости

Это когнитивное искажение относится к оценке любого поведения и ситуации по шкале справедливости. Обнаружение того, что другие люди не придают той же ценности справедливости событию, вызывает у вас возмущение.

Другими словами, вы считаете, что знаете, что справедливо, а что нет, и вас расстраивает, когда другие люди не согласны с вами.

Ошибочная справедливость приведет вас к конфликту с определенными людьми и ситуациями, потому что вы чувствуете потребность во всем быть «справедливым» в соответствии с вашими собственными параметрами.

Но справедливость редко бывает абсолютной и часто может быть корыстной.

Пример

Вы ожидаете, что ваш партнер придет домой и помассирует вам ноги. Это «справедливо», потому что ты весь день готовила им ужин.

Но они приходят уставшие и хотят только помыться. Они считают, что «справедливо» уделить минутку отдыху от дневного хаоса, чтобы они могли уделить вам все внимание и насладиться ужином, а не отвлекаться и уставать.

Было ли это полезно?

Обвинение

Обвинение означает возложение ответственности на других за то, что вы чувствуете.

«Ты заставил меня чувствовать себя плохо» — вот что обычно определяет это когнитивное искажение. Однако, даже когда другие ведут себя оскорбительно, вы все равно контролируете свои чувства в большинстве ситуаций.

Искажение возникает из-за веры в то, что другие могут влиять на вашу жизнь, даже больше, чем вы сами.

Пример

Ваш партнер комментирует ваше новое платье, и вы расстроены до конца дня. «Ты заставляешь меня чувствовать себя плохо», — говорите вы им.

Было ли это полезно?

Должен

Являясь когнитивным искажением, «должен» является субъективным железным правилом, которое вы устанавливаете для себя и других без учета специфики обстоятельств.

Вы говорите себе, что вещи должны быть определенным образом без каких-либо исключений.

Пример

Вы думаете, что люди должны всегда приходить вовремя, или что тот, кто независим, должен также быть самодостаточным и никогда не просить о помощи.

Было ли это полезно?

Когда дело касается тебя самого, ты можешь думать, что всегда должен заправлять свою постель или всегда должен смешить людей.

«Тебе следует стать лучше», — постоянно говорите вы себе.

Когда этих вещей не происходит — они действительно зависят от многих факторов — вы чувствуете вину, разочарование, разочарование или разочарование.

Возможно, вам кажется, что вы пытаетесь мотивировать себя такими утверждениями, например: «Я должен ходить в спортзал каждый день».

Однако, когда обстоятельства меняются, и вы не можете сделать то, что должны , вы злитесь и расстраиваетесь. Например, вы поздно вышли с работы и не смогли попасть в спортзал.

Эмоциональное мышление

Эмоциональное мышление заставляет вас поверить, что то, что вы чувствуете, является отражением реальности. «Я так отношусь к этой ситуации, следовательно, это должно быть фактом», — определяет это когнитивное искажение.

Пример

Чувство неадекватности ситуации превращается в «Я никуда не принадлежу».

Было ли это полезно?

Это когнитивное искажение также может заставить вас поверить, что будущие события зависят от того, как вы себя чувствуете.

Пример

Вы можете твердо верить, что сегодня произойдет что-то плохое, потому что проснулись в тревоге.

Было ли это полезно?

Вы также можете оценить случайную ситуацию, основываясь на своей эмоциональной реакции. Если кто-то говорит что-то, что вас злит, вы сразу делаете вывод, что этот человек плохо с вами обращается.

Ошибка перемен

Ошибка перемен заставляет вас ожидать, что другие люди изменят свой образ жизни в соответствии с вашими ожиданиями или потребностями, особенно когда вы оказываете на них достаточное давление.

Пример

Вы хотите, чтобы ваш партнер сосредоточился только на вас, несмотря на то, что он всегда был очень общительным и ценил время с друзьями.

Итак, каждый раз, когда они уходят, ты даешь им понять, что с тобой не все в порядке. В конце концов, вы, , знаете, что изменят свой образ жизни и захотят все время оставаться дома.

Было ли это полезно?

Глобальная маркировка

Маркировка или неправильная маркировка относится к взятию одного атрибута и превращению его в абсолют.

Это происходит, когда вы судите, а затем определяете себя или других на основе отдельного события.

Назначаемые метки обычно отрицательные и крайние.

Пример

Вы видите, как ваш новый товарищ по команде наносит макияж перед встречей, и вы называете его «поверхностным». Или они не сдают отчет вовремя, и вы называете их «бесполезными».

Было ли это полезно?

Это крайняя форма чрезмерного обобщения, при которой вы судите о действии, не принимая во внимание контекст. Это, в свою очередь, приводит к тому, что вы видите себя и других неточно.

Назначение ярлыков другим пользователям может повлиять на ваше взаимодействие с ними. Это, в свою очередь, может добавить трения в ваши отношения.

Когда вы навешиваете на себя эти ярлыки, это может повредить вашей самооценке и уверенности в себе, вызывая чувство неуверенности и беспокойства.

Всегда быть правым

Это желание превращается в когнитивное искажение, когда оно превосходит все остальное, включая доказательства и чувства других людей.

В этом когнитивном искажении вы видите свои собственные мнения как факты жизни. Вот почему вы пойдете на многое, чтобы доказать, что вы правы.

Пример

Вы ссоритесь со своим братом или сестрой из-за того, что ваши родители недостаточно поддерживали вас. Вы убеждены, что так было всегда, в то время как ваш брат или сестра считает, что это менялось в зависимости от ситуации.

Поскольку ваш брат или сестра не чувствует того же, вы злитесь и говорите вещи, которые раздражают вашего брата или сестру.

Вы знаете, что они расстроены, но продолжаете спор, чтобы доказать свою точку зрения.

Было ли это полезно?

Большинство иррациональных моделей мышления можно изменить, как только вы о них узнаете. Это относится и к негативному мышлению.

Тем не менее, когнитивные искажения иногда сопровождаются расстройствами психического здоровья, такими как расстройства личности. Это усложняет рефрейминг.

Обращение к специалисту по психическому здоровью может помочь, если вы чувствуете, что процесс слишком утомительный.

А пока постарайтесь помнить, что во многих случаях вас расстраивают не события, а ваши мысли.

Возможно, вы не сможете изменить ход событий, но вы можете поработать над тем, чтобы перенаправить свои искаженные мысли.

Может быть полезно начать с небольших изменений. Вот несколько советов:

1. Думайте о своих мыслях

Если какое-то событие расстраивает вас, по возможности отойдите от него и постарайтесь сосредоточиться на том, что вы говорите себе об этом событии.

2. Замена абсолютов

После того, как вы сосредоточитесь на своих мыслях и распознаете закономерность, рассмотрите возможность замены таких утверждений, как «всегда» и «ничего», на «иногда» и «это».

3. Определение себя и других

Попробуйте обозначить поведение. Вместо того, чтобы называть себя «ленивым» из-за того, что вы сегодня не убирались, подумайте: «Я просто сегодня не убирался». Одно действие не должно определять вас.

4. Поиск положительных сторон

Даже если поначалу это сложно, что, если вы найдете хотя бы три положительных примера в каждой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *