Учебник для студентов юридических вузов и факультетов
3. Содержание и форма мышления
Выясним теперь, что такое «форма мышления», которую изучает логика и которую поэтому называют еще логической формой. Это понятие является в логике одним из фундаментальных. Вот почему остановимся на нем специально.
Из философии известно, что любой предмет или явление имеют содержание и форму, которые находятся в единстве и взаимодействуют между собой. Под содержанием вообще разумеется совокупность элементов и процессов, определенным образом связанных между собой и образующих предмет или явление. Такова, например, совокупность процессов обмена веществ, роста, развития, размножения, входящих в содержание жизни. А форма — способ связи элементов и процессов, составляющих содержание. Такова, например, форма — внешний вид или внутренняя организация — живого организма. Различные способы связи элементов и процессов объясняют потрясающее разнообразие форм живого на Земле.
Мышление тоже имеет содержание и формы. Но есть и принципиальное отличие. Если содержание предметов и явлений действительности находится в них самих, то наиболее глубокое своеобразие мышления заключается именно в том, что у него нет собственного, порождаемого самопроизвольно содержания. Будучи отражательной системой, оно черпает свое содержание из внешнего мира. Этим содержанием является отраженная, как в зеркале, действительность.
Следовательно, содержание мышления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем. Из этих знаний состоит и обыденное мышление людей, то, что принято называть «здравым смыслом», и теоретическое мышление — наука как орудие высшей ориентировки человека в мире.
Форма мышления, или, иначе, логическая форма, — это структура мысли, способ связи ее элементов. Это то, в чем сходны мысли при всем различии их конкретного содержания. В процессе общения, при чтении книг, газет, журналов мы обычно следим за содержанием сказанного или написанного. Но часто ли мы обращаем внимание на логическую форму мыслей? Да это и не так просто. Один из чеховских героев никак не мог уловить ничего общего в таких действительно различных по содержанию высказываниях, как «Все лошади едят овес» и «Волга впадает в Каспийское море». А общее в них есть, и оно не сводится лишь к их банальности или тривиальности. Общее здесь носит глубинный характер. Они построены по единому образцу: в них налицо утверждение чего-то о чем-то. Это и есть их единая логическая структура. Раскрыть структуру мысли — значит, выяснить, из каких элементов она слагается и какова связь между ними.
Наиболее широкими и общими формами мышления, которые исследует логика, являются понятие, суждение, умозаключение, доказательство, теория. Как и содержание, эти формы не самопроизвольны, т.е. не порождены самим мышлением, а представляют собой отражение наиболее общих структурных связей и отношений между предметами и явлениями самой действительности.
Для того чтобы получить хотя бы общее предварительное представление о логических формах, приведем в качестве примеров несколько групп мыслей.
Начнем с наиболее простых мыслей, выраженных словами «планета», «дерево», «адвокат». Нетрудно установить, что они весьма различны по содержанию: одна отражает предметы неживой природы, другая — живой, третья — общественной жизни. Но в них заключено и нечто общее: каждый раз мыслится группа предметов, причем в их общих и существенных признаках. Это и есть их специфическая структура, или логическая форма. Так, говоря «планета», мы имеем в виду не Землю, Венеру или Марс во всей их неповторимости и конкретности, а все планеты вообще, притом мыслим то, что объединяет их в одну группу и в то же время отличает от других групп — звезд, астероидов, спутников планет. Под «деревом» разумеем не данное дерево и не дуб, сосну или березу, а всякое дерево вообще в его наиболее общих и характерных чертах. Наконец, «адвокат» — это не конкретный индивид: Иванов, Петров или Сидоров, а адвокат вообще, нечто общее и типичное для всех адвокатов. Такая структура мысли, или логическая форма, называется понятием.
Приведем для примера еще несколько мыслей, но более сложных, чем предыдущие: «Все планеты вращаются с запада на восток»; «Всякое дерево — растение»; «Все адвокаты — юристы».
Эти мысли более различны по содержанию. Но и здесь налицо нечто общее: в каждой из них есть то, о чем высказана мысль, и то, что именно высказано. Подобное строение мысли, ее логическая форма именуется суждением.
Рассмотрим далее примеры еще более сложных мыслей. В логике для наглядности и удобства анализа они располагаются следующим образом:
Приведенные мысли еще более разнообразны и богаты по содержанию. Тем не менее это также не исключает единства их строения. А состоит оно в том, что из двух высказываний, определенным образом связанных между собой, выводится новая мысль. Подобное строение, или логическая форма, мысли есть
Можно было бы, наконец, привести примеры доказательств и теорий, используемых в различных науках, и показать, что при всем их содержательном различии они тоже имеют общность строения, т.е. логическую форму. Но это заняло бы здесь слишком много места.
В реальном процессе мышления содержание мысли и ее логическая форма не существуют порознь. Они органически связаны между собой. И эта взаимосвязь выражается прежде всего в том, что нет и не может быть абсолютно неоформленных мыслей, как нет и не может быть «чистой», бессодержательной логической формы. Причем именно содержание определяет форму, а форма не только так или иначе зависит от содержания, но и оказывает на него обратное воздействие. Так, чем богаче содержание мыслей, тем сложнее их форма. А от формы (строения) мысли в немалой степени зависит, будет ли она верно отражать действительность или нет.
В то же время логическая форма обладает в своем существовании относительной самостоятельностью. Это проявляется, с одной стороны, в том, что одно и то же содержание может принять разные логические формы, — подобно тому как одно и то же явление, например Великая Отечественная война, может быть отражено в научном труде, художественном произведении, кино, живописном полотне или скульптурной композиции. С другой стороны, одна и та же логическая форма может заключать в себе самое различное содержание. Образно говоря, это некий сосуд, куда можно влить и обыкновенную воду, и драгоценное лекарство, и заурядный сок, и благородный напиток. Разница лишь в том, что сосуд как внешняя форма может быть и пустым, а логическая форма как внутренняя для мыслей сама по себе существовать не может.
Достойно удивления, что все неисчислимое богатство знаний, которое накопило к настоящему времени человечество, облекается в конечном счете в немногие фундаментальные формы — понятие, суждение, умозаключение, доказательство, теорию. Впрочем, так уж устроен наш мир, такова диалектика его многообразия и единства. Из какой-то сотни химических элементов слагается вся неорганическая и органическая природа, все вещи, сотворенные самим человеком. Из семи основных цветов создано все многоцветье предметов и явлений окружающей действительности. Из нескольких десятков букв алфавита созданы бесчисленные книги, газеты, журналы того или иного народа. Из нескольких нот — все мелодии мира.
Относительная самостоятельность логической формы, ее независимость от конкретного содержания мысли и открывает благоприятную возможность для отвлечения от этого содержания, вычленения логической формы и ее специального анализа. Этим и определяется существование логики как науки. Этим же объясняется и наименование — «формальная логика». Но это вовсе не означает, будто она проникнута духом формализма, оторвана от реальных процессов мышления и преувеличивает значение формы в ущерб содержанию. С этой точки зрения логика сходна с другими науками, исследующими формы чего-либо: геометрией как наукой о пространственных формах и их отношениях, морфологией растений и животных, юридическими науками, исследующими формы государства и права. Логика — такая же глубоко содержательная наука. А активность логической формы по отношению к содержанию делает необходимым ее специальный логический анализ, раскрывает значение логики как науки.
Все изучаемые логикой формы мышления — понятие, суждение, умозаключение, доказательство, теория — имеют прежде всего то общее, что они лишены наглядности и неразрывно связаны с языком. В то же время они качественно отличны друг от друга как по своим функциям, так и по структуре. Главное отличие их как структур мысли состоит в степени их сложности. Это разные структурные уровни мышления. Понятие, будучи относительно самостоятельной формой мысли, входит составной частью в суждение. Суждение, в свою очередь, будучи относительно самостоятельной формой, в то же время выступает составной частью умозаключения. А умозаключение — составная часть доказательства, которое само входит звеном в теорию. Таким образом, они представляют собой не рядом стоящие формы, а иерархию этих форм. И в этом отношении они подобны структурным уровням самой материи — элементарным частицам, атомам, молекулам, телам.
Сказанное вовсе не означает, что в реальном процессе мышления сначала образуются понятия, затем эти понятия, соединяясь, дают начало суждениям, а суждения, сочетаясь тем или иным способом, порождают затем умозаключения. Сами понятия, будучи относительно наиболее простыми, формируются как результат сложной и длительной абстрагирующей работы мышления, в которой участвуют и суждения, и умозаключения, и доказательства.
Суждения, в свою очередь, складываются из понятий. Точно так же суждения входят в умозаключения, а результатом умозаключений выступают новые суждения. В этом проявляется глубокая диалектика процесса познания.
Формы мышления в психологии — Блог Викиум
Под понятием мыслительного процесса подразумевается ряд правил и условий, от которых отталкивается индивид во время получения новых знаний или же воспроизведения старых. Каждая из форм мыслительного процесса дополняет другую и делится на виды, которые человек выбирает самостоятельно в зависимости от личного удобства.Что такое мышление?
Определения мышления в разных источниках разнообразны. Одним из самых популярных определений является следующее: мышление — деятельность человека, направленная на изучение мира с помощью практических действий и познания. Под формами мышления подразумевается перечень мыслей, на которые личность опирается. Мышление нельзя отнести к отдельной функции, ведь с помощью него человек способен ориентироваться в окружающем мире.
Основные виды мышления
В основном у людей отмечается смешанное мышление, однако, один из видов чаще преобладает. Чтобы разобраться, какой тип мышления преобладает, необходимо знать, что представляет собой каждый вид.
Рациональное мышление
Рациональное мышление основано исключительно на фактах. Такие люди поверят услышанному лишь тогда, когда они увидят все собственными глазами. Главным отличием данного мышления является доказательная информация. Люди с рациональным мышлением отличаются благоразумностью, а также они могут без труда указать на выявленные ошибки относительно своих суждений.
Логическое мышление
Логическое мышление выражается в мыслительном процессе, когда индивид полностью отталкивается от доказательности мысли. В некоторой степени логическое мышление относится к философии. Главной целью данного мышления является умение доказать, что определенное суждение правильное. Логика в полной мере основывается на мыслях индивида о том, что происходит в действительности.
Абстрактное мышление
Люди, которые привыкли познавать мир с помощью собственного воображения, имеют абстрактное мышление. Такие личности способны мыслить гораздо шире, нежели люди с рациональным мышлением. Когда они хотят познать какой-то предмет, они полностью абстрагируются от происходящего.
Прагматическое мышление
В психологии также известна и прагматическая форма мышления. В данном случае личность рассчитывает исключительно на свои знания, а в случае необходимости всегда готова обучаться, но делает это исключительно в сжатые сроки. При общении с прагматиками многие думают, что они являются поверхностными людьми. Тем не менее, именно так прагматичные люди относятся к окружающему миру.
Идеалистическое мышление
Люди, которые интересуются абсолютно всем вокруг, склонны к идеалистическому мышлению. Такие личности всегда пытаются сгладить острые углы, а также любят находить схожесть в чем-либо. Идеалисты являются очень чувственными и эмоциональными особами.
Синтетическое мышление
Еще один вид мышления — синтетический. Основной характеристикой такого мышления является оригинальное умозаключение. Люди с таким типом мышления постоянно стремятся создать что-то новое.
Творческое мышление
Оно играет важную роль в научной деятельности. Не всегда к творческим людям относят музыкантов или поэтов. Научные работники с творческим мышлением способны сделать немало важных открытий.
Практическое мышление
Это отличный пример внимательности и наблюдательности. Люди с практическим мышлением обращают внимание даже на самые незначительные детали.
Формы реализации мыслительных процессов
Существует 3 формы мыслительных процессов:
- Понятийная форма способна представить действительность без ограничений. Данная форма познания характеризует общие свойства ситуаций и объектов. Эти ситуации, а также объекты и формы могут видоизменяться под влиянием извне или же оставаться неизменными.
- Форма суждений подразумевает процесс формирования мнения благодаря полученной обобщенной информации. В данном случае индивид может выражать критику, выдвигать предположения или же делать заявления. Основным в содержании суждения можно считать личный опыт из жизни или же отношение личности к определенному предмету или явлению. По форме суждения делятся на 2 типа — формальная и эмпирическая. В первом случае описывается факт, во втором — наблюдение.
- Форму умозаключений можно отнести к наивысшему уровню умственной работы. С помощью умозаключения личность способна анализировать суждения, а также создавать новые.
В психологии под формой мышления подразумевают совокупность структурированных мыслей. Так человек способен получать новую информацию, анализировать ее, воспроизводить собственное мнение, после чего приходить к умозаключению. Мышление необходимо постоянно развивать. У Викиум для этого есть интересный и полезный курс «Развитие мышления».
Читайте нас в Telegram — wikiumлогические формы и индивидуальные особенности
Мыслительный процесс изучают две науки: логика и психология. Предметом логики являются понятия, суждения, умозаключения, то есть логические формы мышления. Психология занимается изучением процесса мышления субъекта, возникновения и развития мысли. Логика изучает результативную сторону мышления, психология — процесс, науки дополняют друг друга.
Логические формы мышления
Определение 1Понятие — мысль, отражающая признаки предметов и явлений, которые являются общими, существенными, отличительными.
Например, «одежда — изделие или несколько изделий, надеваемых человеком», «зигзаг — ломаная линия, звенья которой поворачивают то в одну, то в другую сторону». Понятие имеют отношение не к отдельному предмету или явлению, а к группе и обобщенно отражают действительность.
Суждение отражает связи между предметами и явлениями или между их признаками. Выделяют суждения ложные и истинные, общего, частного и единичного порядка. Общие суждения относятся ко всем предметам и явлениям, объединенным в группы. Например, «все ученики приготовили домашнее задание». Частное суждение касается части предметов и явлений одного понятия. Например, «некоторые ученики не выучили урок». Единичное суждение распространяется на конкретное понятие. Например, «З.Фрейд — психолог». Суждение раскрывает понятие. Без знания содержания понятия, человек не может высказывать суждения о нем.
Определение 2Умозаключение — это мыслительная связь, объединяющая исходные суждения (посылки) для получения другого суждения — вывода, заключения, которое возникает из посылок.
Виды умозаключений
Человек может делать индуктивные и дедуктивные умозаключения. Индукция — это движение мысли от частного к общему. Дедуктивное умозаключение происходит от общего к частному. Дедукция дает возможность человеку получить знания о конкретном, индивидуальном на основе общих законов и правил. Например «Всякое общественно опасное деяние наказуемо. Преступление есть общественно опасное деяние. Дача взятки — преступление. Следовательно, дача взятки наказуема».
Силлогизм — тип дедуктивного умозаключения. Это логическая форма мышления, где две посылки общего и частного характера выводят новое суждение. Чтобы человеческая мыслительная деятельность происходила, необходимы и индуктивные, и дедуктивные логические формы. Именно с помощью этих форм мышление становится доказательным, убедительным, правильно отражающим объективную действительность.
Выделяются умозаключения по аналогии. Знания переносятся на другой предмет, менее изученный, но имеющий сходство по основным свойствам с изученным предметом.
Определение 3Аналогия — это вывод логического плана в направлении от частного к частному. Умозаключение по аналогии является одним из источников гипотез в науке.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать заданиеИндивидуальные особенности мышления
Подобно другим психологическим процессам мыслительная деятельность у каждого человека индивидуальна. Выделим основные индивидуальные характеристики мыслительной деятельности.
Определение 4Самостоятельность мышления — способность человека выдвигать задачи и находить решения самостоятельно.
Широта ума характеризуется познаниями человека. Чем разнообразнее области познавательной деятельности, тем шире кругозор. Человек отличается любознательностью, разносторонними интересами.
Определение 5Глубина ума — способность понять сущность сложных понятий, умение увидеть проблему, невидимую другими людьми. Человек испытывает потребность в понимании причин возникновения какого-то события или явления, прогнозирует их дальнейшее развитие.
Гибкость ума характеризуется свободным мышлением, человек не испытывает влияния прошлого опыта в решении новых задач. Он способен быстро менять свои действия, если меняется обстановка.
Определение 6Быстрота ума — умение быстро и легко разобраться в незнакомой ситуации, принять верное решение.
Быстрый ум сопровождают богатые знания, высокая степень развития мыслительных навыков. Быстрота ума зависит от типа психической деятельности человека, подвижности нервных процессов.
Определение 7Торопливость — это не быстрота ума, а всего лишь отсутствие упорства и усидчивости.
Определение 8Критичность ума — способность человека давать оценку своим мыслям и мыслям других людей.
Человек с критическим складом ума тщательно проверяет все положения и выводы, не расценивает свои суждения, как абсолютные и неоспоримые.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Основные формы мышление.
Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенны признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словом. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия.
Общими понятиями называют те, которые обхватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Путь формирования понятий – это движение от частного к общему, т.е. через обобщение.
Основой формирования понятий является практика. Очень часто, когда нам не хватает практического опыта, некоторые наши понятия имеют искаженный вид. Они могут быть необоснованно сужены или расширены. Следует различать житейские понятия, которые формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи. Научные понятия, которые формируются с ведущим участием формально-логических операций, их определение формируется через родовидовые отличия.
Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета, которая мыслиться в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслиться в понятии, называется объемом понятия. Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот.
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Диагностические ошибки врача могут быть связаны с нарушением логики мышления в понятиях, например конкретной болезни, — чрезмерно широкого или слишком узкого понимания содержания и объема понятия о ней, подменой определения болезни ее описанием с перечислением отдельных симптомов.
Овладеть понятием – это значит не только уметь назвать его признаки, пусть даже весьма многочисленные, но и уметь применять понятие на практике, т.е. уметь оперировать им. Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.
Суждение— форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения. Обычно суждение (например: Роза красная) состоит из двух понятий — двух терминов суждения: субъекта (от лат. subjectum — подлежащее), т.е. того, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается, и предиката (от лат.praedicatum — сказуемое), т.е. словесного выражения утверждения или отрицания.
В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы (например: Все рыбы дышат жабрами). В частных, суждениях это относится к некоторым представителям класса или группы (например: Некоторые студенты отличники). Единичным называется суждение, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете (например: Это здание — памятник архитектуры). Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.
В процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций возникает ещё ода форма мышления — умозаключение.
Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Это новое суждение, полученное логическим путем из посылок, называется заключением. А сам логический переход от посылок к заключению и есть вывод. Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: должны быть истинными посылки и должны соблюдаться определенные правила вывода — методы мышления.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека
В данной статье уточнено понятие «мышление». Выделены основные определения мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскрыта сущность самих понятий «мышление», «творческое мышление».
Ключевые слова: мышление, творческое мышление, психология, познавательный процесс, психический процесс.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления [4, с. 22].
Одним из ведущих процессов является мышление. Оно есть процесс не только обобщенного, но и опосредованного познания, т. е. в процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его орудия. Для того чтобы осознать, что железо тверже дерева, необходимо сравнить их между собой. Точно так же, глядя на воду и на деревянный брусок, мы можем сказать, что из них тяжелее. Для этого нам надо бросить брусок в воду и посмотреть, утонет он или поплывет, т. е. мы определяем тяжесть дерева посредством его сравнения с водой, опосредованно. Его твердость проверяется посредством железного топора, который рубит дерево, в то время как стекло разбивается при соприкосновении с ним. Это дает нам понимание того, что стекло более хрупко, а железо более твердо, чем твердо.
Из этого примера, кроме того, видно, что первые орудия труда (топор, нож, плуг и т. д.) были в то же время первыми орудиями мышления, так как при их помощи устанавливались и проверялись отношения между предметами. Эти орудия являлись первой абстракцией, так как в утверждении, что, например, топор можно делать из железа или стали, но не из стекла или глины, уже содержится обобщенный результат мышления, абстрагированный от непосредственного опыта, полученного кем-то. Данный опыт передается следующим поколениями и виде орудий, и в виде слов, которые составляют содержание сознания и отдельного человека, и культуры данного общества. Именно образцы поведения в разных ситуациях, трудовая деятельность, нормы общения, герои художественных произведений подтверждают индивидуальные обобщения и служат тем надличностным опытом, который, как и логика, помогает в различных видах мышления объективировать индивидуальный опыт [1, с. 56].
Мы называем человека разумным животным, и представители традиционного интеллектуализма всегда с особенным упорствомподчеркивали тот факт, что животные совершенно лишены разума. Тем не менее вовсе не так легко определить, что такое разум и чем отличается своеобразный умственный процесс, называемый мышлением, от ряда мыслей, который может вести к таким же результатам, что и мышление.
Большая часть умственных процессов, состоящих из цепи образов, связанных один с другим, представляют собой нечто аналогичное самопроизвольной смене образов в грезах, какой, по видимому, обладают высшие животные. Но и такой способ мышления ведет к разумным выводам, как теоретическим, так и практическим. Связь между терминами при таком процессе мысли выражается или в «смежности», или в «сходстве», и при соединении обоих родов этой связи наше мышление едва ли может очень бессвязным. Вообще говоря, при подобном непроизводительном мышлении термины, сочетающиеся между собой, представляют конкретные эмпирические образы, а не абстракции. Солнечный закат может вызвать в нас образ корабельной палубы, с которой мы видели его прошлым летом, спутников по путешествию, прибытие в порт etc, и тот же образ заката может навести нас на мысль о солнечных мифах, о погребальных кострах Геркулеса и Гектора, о Гомере, о том, умел ли он писать,о греческой азбуке etc. Если в нашем мышлении преобладают обыденные ассоциации по смежности, то мы обладаем прозаическим умом, если в данном лице часто непроизвольно возникают необыкновенные ассоциации по сходству и смежности, то мы называем его одаренным фантазией, поэтическим талантом, остроумием.
Если в этом умственном процессе играет роль отвлеченное свойство, то оно лишь на «мгновение» привлекает наше внимание, а затем сменяется чем-нибудь иным и никогда не отличается большой степенью абстракции. Так, например, размышляя о солнечных мифах, мы можем мельком с восторгом подумать об изяществе образов в уме первобытного человека или на мгновение вспомнить с пренебрежением об умственной узости современных толкователей мифов. Но в общем мы больше думаем о непосредственно воспринимаемых из действительного или возможного опыта конкретных впечатлениях, чем об отвлеченных свойствах.
Во всех этих случаях наши умственные процессы могут быть вполне разумны, но все же они не представляют здесь мышления в строгом смысле слова. В мышлении, хотя выводы могут быть конкретными, они не вызываются непосредственно другими конкретными образами, как это бывает при цепи мыслей, связанных простыми ассоциациями. Эти конкретные выводы связаны с предшествующими конкретными образами при посредстве промежуточных ступеней, общих, отвлеченных признаков, отчетливо выделяемых нами из опыта и подвергаемых особому анализу.
Великая разница между простыми умственными процессами, заключающимися в вызывании одного конкретного образа минувшего опыта с помощью другого, и мышлением в строгом смысле слова defacto заключается в следующем: эмпирические умственные процессы только репродуктивны, мышление же — продуктивно. Мыслитель, придя в столкновение с конкретными данными, которых он никогда раньше не видел и о которых ничего не слышал, спустя немного времени, если способность мышления в нем действительно велика, сумеет из этих данных сделать такие выводы, которые совершенно загладят его незнакомство с данной конкретной областью. Мышление выручает нас при непредвиденном стечении обстоятельств, при которых вся наша обыденная «ассоциационная мудрость» и наше «воспитание», разделяемые нами с животными, оказываются бессильными [6, 121].
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно всегда связано с наличием проблемной ситуации и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не тольво в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которы, чаще всего, непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера [3, с. 211].
Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т. е. ситуация для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Существуют различные определения понятия «мышление». Мышление (по определению С. Л. Рубинштейна) — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности. По мнению С. Л. Рубинштейна, задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. К. К. Платонов и Г. Г. Голубев определяют мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Иными словами, мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Таким образом, ими отмечаются основные признаки мышления: обобщенность и опосредованность. Обобщенность означает, что в результате человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой форме существенные признаки этих объектов. Второй признак — опосредованное отражение действительности — означает, что мышление позволяет выявить и понять то, что непосредственно не действует на анализаторы и становится доступным только благодаря косвенным признакам. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается посредством слов, речи. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на 188 раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Формой существования понятия является слово [5, с. 76].
Таким образом, мышление является высшим познавательным процессом, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Литература:
- Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2011. — с. 126.
- Марцинковская Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 201–202.
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — с.800.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, — с.262.
- 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психология. — СПб., 1998.
- Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухов — М.: Книга по Требованию, 2013. — с. 305.
Внимание, критическое мышление, анализ. Зачем школьникам учиться играть в шахматы
Шахматы учат рассуждать, развивают умение искать альтернативы, рассматривать плюсы и минусы различных действий, моделировать ситуации и планировать. Все эти навыки пригодятся школьнику во взрослой жизни.
Развитие критического мышления и умения учиться становятся одними из ключевых задач современной школы. Ребенку необходимо не просто получать готовые знания, а понимать суть предмета, уметь применять усвоенное на практике, мыслить креативно, сотрудничать для достижения результата.
Поэтому важно, чтобы урок был не монологом, а диалогом, главная цель которого — совместный поиск решения поставленной учебной задачи. Именно такая форма занятий основная в УМК «Шахматы в школе», который издает «Просвещение».
«Мы приучаем детей к регулярному умственному труду», — рассказала Екатерина Прудникова, один из авторов УМК «Шахматы в школе», кандидат педагогических наук, мастер и тренер ФИДЕ по шахматам, на семинаре, прошедшем в рамках выставки «Умный ребенок» в Перми. Участники мероприятия познакомились с учебниками и их особенностями, а также узнали, как по ним работать.
Почему именно шахматы?
Шахматы учат детей рассуждать, аргументированно отстаивать свое мнение, слышать мнения своих товарищей, добавила Екатерина Прудникова. Эта игра улучшает внимание, развивает критическое мышление, умение искать альтернативы, рассматривать плюсы и минусы различных действий, а также строить прогнозы, моделировать ситуации, планировать. Она также формирует навык визуализации: дети передвигают фигуры в уме сначала на один, а потом на несколько ходов.
Для школьников и учителей
В УМК «Шахматы в школе» входят программы, учебные пособия, рабочие тетради и методические рекомендации. Дети знакомятся с правилами игры, интересными фактами из истории шахмат и жизни гроссмейстеров, ищут решающие ходы в партиях чемпионов мира и, конечно, сами участвуют в турнирах.
В УМК предусмотрены разные формы работы (индивидуальная, парная и групповая), а также различные формы контроля и самоконтроля. Одна из особенностей «Шахмат в школе» — систематическая аналитическая работа: ребята все время анализируют партии и играют вслепую.
Материал преподносится в доступной форме, с примерами, иллюстрациями. Учебник построен как квест и напоминает большую карту шахматной партии, разбитой на отдельные фрагменты. Продвигаясь от начала к концу пособия и обучаясь принципам игры, школьники постепенно соединят их в одно целое.
В методических пособиях приведены возможные наводящие вопросы к обучающимся, которые не позволяют дать готовые знания сразу, а заставят детей задуматься, поразмыслить, чтобы вместе с учителем найти верное решение.
Выставка «Умный ребенок» проходила в Перми с 5 по 8 сентября. В ее программу вошли не только конференции и семинары, но и деловые игры, экскурсии, конкурсы, флешмобы, викторины, мастер-классы. Квест-игру «Загадки хитрого кота» и мастер-класс «Будущий первоклассник: готовлюсь писать красиво» для гостей выставки провела ведущий методист «Просвещения» Татьяна Горбунова.
3 типа мышления, один из которых является корнем всех страданий | Джастин Себастьян
О том, как непрекращающееся мышление вызывает большинство наших проблем
Если Джеймс Аллен был прав, то у нас большие проблемы.
Он сказал: «Человек буквально то, что он думает, его характер — это полная сумма всех его мыслей».
У нас большие проблемы, потому что мы никогда не контролируем свои мысли. Не верите мне? Проведите простой эксперимент:
Что бы вы ни делали, не думайте о белом медведе.Давай, закрой глаза, расслабься, но не думай о белом медведе.
Итак, что произошло? Скорее всего, вас охватили мысли о белом медведе.
Парадокс белого медведя — лишь один из примеров того, насколько мало мы контролируем свой разум. Если мысли определяют наш характер, и мы не контролируем, какая мысль возникнет в следующий раз, значит ли это, что мы не можем контролировать то, кем мы становимся?
До недавнего времени ответы на такие вопросы оставались под эгидой философии или религии.Однако недавние достижения в технологиях нейровизуализации изменили парадигму.
«Хотя иногда кажется, что все наши мысли — это непрерывный поток бесполезной болтовни, на самом деле наши самые полезные мысли обычно молчат.
Наш мозг порождает три типа мыслей: проницательные, (используются для решения проблем), экспериментальные, (сосредоточенные на текущей задаче) и , непрерывные, (болтовня).
Эти типы настолько сильно отличаются друг от друга, что встречаются в разных частях нашего мозга.”~ Solve for Happy, директор по бизнесу Google X
Проницательное мышление помогает нам осуществлять долгосрочное планирование и решать проблемы. Эмпирическое мышление привлекает наше внимание к нашим чувствам, таким как зрение, звук и осязание. Оба этих типа мышления имеют решающее значение для навигации в реальном мире.
Непрерывное мышление, однако, бесполезно. Это создает ненужные страдания. Когда мы постоянно думаем, внимание будет привлечено к тому, что является наиболее проблемным в данный момент.Он будет сосредоточен на реальной или воображаемой боли, недавних обидах или долгих разочарованиях. Непрерывное мышление также связано с психическими расстройствами, такими как депрессия, тревога и шизофрения.
Чтобы хорошо функционировать в современном мире, нам нужно отличать то, что работает на нас, от того, что работает против нас. На нас работают опытное и проницательное мышление. Непрерывное мышление работает против нас.
«Ваш мозг производит мысли как биологическая функция, чтобы служить вам.И обнаружение того, что каждый из этих типов мыслей происходит в совершенно разных областях мозга, означает, что нас можно научить использовать один тип чаще, чем другой.
Нам нужно много внимания к настоящему, когда мы выполняем задачи, а также нам нужно решать проблемы. Это очень полезные функции.
То, что нам на самом деле не нужно, так это повествовательная составляющая мысли, бесполезная, бесконечная болтовня — та часть, которая заставляет нас чувствовать себя немного сумасшедшей и держит нас в ловушке страданий.
Конкретные элементы могут отличаться, но мы все разделяем бесконечный поток болтовни.Нас беспокоит то, что еще впереди; это принижает нас; это дисциплинирует нас; он спорит, борется, спорит, критикует, сравнивает и редко останавливается, чтобы перевести дух. День за днем мы слушаем, как он говорит и говорит ». ~ Решить для счастья, директор по бизнесу Google X
Когда нас приводит в действие эмоционально заряженная мысль, она, как правило, остается в нашей голове надолго. Если присмотреться, можно заметить извращенную стратегию, благодаря которой он остается в нашем сознании:
Мы повторяем одни и те же мысли неоднократно, как сумасшедший!
Реальность такова, что если вы идете по улице, почти все, кого вы видите, разговаривают сами с собой в своей голове.Они постоянно судят все, что видят. Они показывают фильмы о том, что случилось с ними вчера. Они живут в мирах фантазий о том, что произойдет завтра. Их просто вытащили из базовой реальности.
Давайте будем честными, если бы мы начали высказывать мысли в своей голове, нас бы заперли в психиатрической больнице. Но когда мы делаем это в уединении своего разума, это почему-то кажется нормальным.
«Представьте, что вы находитесь в общественном месте и случайно видите, как незнакомец находит свои потерянные солнцезащитные очки.Он восклицает, как вы, «Вот они!» и выхватывает их со стола. В такие моменты у всех участников часто возникает приступ замешательства, но когда высказывание ограничивается короткой фразой и вызвано таким безобидным событием, говорящий не сделал ничего необычного, а окружающие еще не охвачены страхом.
Однако представьте, если бы этот человек продолжал громко обращаться к себе: «Где ты думал, что они были, идиот? Вы бродили по этому зданию минут десять.Теперь я опаздываю на обед с Джули, а она всегда вовремя! »
Человеку не нужно говорить ни слова, чтобы закрепить наше вечное недоверие к его способностям. И все же состояние этого человека не отличается от нашего — это именно те мысли, о которых мы можем думать в уединении нашего разума ». ~ Пробуждение Сэм Харрис, доктор философии, когнитивная нейробиология
Если только мы не выйдем из непрекращающегося транса. думая, мы навсегда останемся в ловушке своего разума. Однако это не так сложно, как вы думаете.Для большинства из нас смена способа мышления естественна, мы делаем это постоянно.
«Представьте, например, что кто-то вас очень рассердил — и так же, как это психическое состояние, кажется, полностью овладело вашим разумом, вы получаете важный телефонный звонок, который требует, чтобы вы приняли свое лучшее социальное лицо. Большинство людей знают, каково это внезапно отбросить свое негативное состояние ума и начать действовать в другом режиме. Конечно, при первой же возможности большинство из них снова беспомощно погружаются в свои отрицательные эмоции.
Будьте чувствительны к этим прерываниям непрерывности вашего психического состояния. Вы, скажем, впадаете в депрессию, но что-то, что вы читаете, внезапно вызывает смех. Вам скучно и нетерпеливо сидеть в пробке, но вас подбодрит телефонный звонок близкого друга. Это естественные эксперименты по изменению настроения. Обратите внимание на то, что внезапное внимание к чему-то другому — к чему-то, что больше не поддерживает ваши текущие эмоции, — позволяет обрести новое состояние ума. Понаблюдайте, как быстро могут разойтись облака.Это настоящие проблески свободы ». ~ Пробуждение Сэма Харриса, доктор философии — когнитивная нейробиология
Если мы можем научиться прерывать бездумное мышление, мы можем вырваться из оков негативной петли. Проблема не в мышлении. Это мышление, не зная, что вы думаете. Проблема в постоянном мышлении. Это бездумность.
Подход AB-C был разработан доктором Альбертом Эллисом, чтобы помочь пациентам избавиться от непрерывного мышления. Затем он был адаптирован доктором Мартином Селигманом, который считается отцом позитивной психологии.Согласно Селигману, отрицательная петля состоит из 3 компонентов.
- A dversity: Мы сталкиваемся с dversity A , когда мы сталкиваемся с неблагоприятным событием.
- B eliefs: Затем мы создаем рассказы о невзгодах, которые становятся нашими привилегиями B .
- C onsequences: Эти убеждения затем влияют на то, что мы делаем дальше, поэтому они становятся C onsequences.
Вот пример — вы кричите на свою помощницу, потому что она забыла распечатать ключевой отчет перед вашей встречей (неприятности).Затем вы думаете: «Я действительно никудышный начальник» (Вера). Затем вы плохо справляетесь во время встречи, потому что ваша уверенность в себе резко упала (Последствия).
Ключевой момент находится между невзгодами и верой. Когда вы сталкиваетесь с невзгодами, создаваемое вами повествование движет вашими убеждениями. Если вы позволите непрерывному мышлению управлять повествованием, оно всегда будет дрейфовать в сторону негатива, это просто способ, которым устроен наш разум. Ключ к разрыву отрицательной петли — прервать механизм формирования убеждений.Есть два способа прервать наше привычное непрерывное мышление:
- Переключиться на проницательное мышление
- Переключиться на экспериментальное мышление
Мартин Селигман рекомендует «диспут» как инструмент для перехода к проницательному мышлению. Когда вы сталкиваетесь с невзгодами и замечаете, что у вас формируются негативные убеждения, вам нужно поспорить с самим собой. В частности, вы ищете ошибочные предположения. Вот пример:
Нехватка : Коллега раскритиковал мою идею продукта перед командой во время еженедельной встречи.
Вера : Она права; это была глупая идея. У меня не так много воображения, и теперь вся команда может видеть, насколько я нетворческий. Я никогда не должен был говорить!
Последствия : Я чувствовал себя глупо и не выступал до конца встречи. Я не хочу посещать какие-либо другие собрания команды на этой неделе, и уже нашел оправдание, чтобы избежать завтрашней встречи.
Disputation : Я преувеличиваю.Мой коллега имел полное право критиковать мою идею; в этом не было ничего личного, и ее критика была правильной. По окончании встречи она даже похвалила мое творческое мышление. Все, что мне нужно сделать, это немного лучше обдумать свои идеи в следующий раз .
Однако рассуждение, основанное на непрекращающихся мыслях, часто просто ведет к тому, что копает я еще более глубокую яму негатива.
Более мощная альтернатива — переключение вашего разума на способ мышления, основанный на опыте. Сосредоточившись на наших чувствах, дыхании, запахе, прикосновении, звуке и зрении, мы отключаем непрерывное мышление.
Доктор Эллен Лангер, социальный психолог из Гарвардского университета, считается пионером внимательности на Западе. Согласно ее исследованиям, мы можем сместить фокус, наводнив разум вещами, которые он не может оценить или судить — вещами, которые он может только наблюдать. Вот как она это описывает:
Направьте внимание за пределы себя. Наблюдайте за светом в комнате, обратите внимание на то, что находится на вашем столе, уловите запах кофе, проникающий в кухню, обратите внимание на текстуру дерева на столе или послушайте далекие звуки автомобилей на улице.Не позволяйте ничему оставаться незамеченным. Обратите внимание на каждую крошечную деталь вокруг себя. Это то, что вы делали в младенчестве. Просто наблюдайте.
Иногда я использую модифицированную версию этого подхода, когда я начинаю называть объекты в уме, когда замечаю их:
Стол, кофе, кухня, дерево, стол, машина, кондиционер, прохладный воздух….
И прежде, чем вы это заметите, непрекращающаяся мысль исчезает. Поскольку мозг плохо справляется с многозадачностью, ему необходимо прекратить все предыдущие мысли, чтобы усвоить новую информацию.Если новая информация обрабатывается в другой области мозга, маловероятно, что вы снова погрузитесь в непрерывное мышление.
Когда вы впервые начинаете тренировать свой ум таким образом, может показаться трудным избавиться от непрерывных мыслей. В тот момент, когда вы перестаете замечать вещи, ваш мозг возвращает предыдущую мысль. Однако с достаточной практикой вы можете научиться избавляться от непрерывных мыслей. В конце концов, вы можете уставиться на непрекращающиеся мысли и сказать: «Это звучит иррационально и вредно! Уходи и принеси мне что-нибудь стоящее для размышления.”
Способность разорвать петлю непрерывного мышления — это не просто метод снижения стресса. Это может изменить вашу жизнь.
«Наши умы — это все, что у нас есть. Это все, что у нас когда-либо было. И это все, что мы можем предложить другим. Это может быть неочевидно, особенно когда есть аспекты вашей жизни, которые кажутся нуждающимися в улучшении — когда ваши цели не достигаются, или вы изо всех сил пытаетесь найти карьеру, или у вас есть отношения, которые нужно исправить.
Но это правда.Каждый опыт, который у вас когда-либо был, сформирован вашим умом. Любые отношения настолько хороши или плохи, насколько это возможно из-за вовлеченных в них умов.
Если вы постоянно злитесь, подавлены, сбиты с толку и нелюбимы, или ваше внимание сосредоточено на другом, не имеет значения, насколько успешным вы станете или кем занимаетесь в своей жизни — вам это не понравится ». ~ Пробуждение Сэм Харрис, доктор философии — когнитивная неврология
Предвидеть ужасные вещи в будущем или размышлять о моментах из прошлого бесполезно и поучительно.Это продолжительное распространение боли — серьезная ошибка в нашей системе. Если его не остановить, он поглотит наши умы, сформирует наш характер и превратит нас в тех, кем мы никогда не хотели бы стать. Вскоре это откроет унизительную пропасть между нашим истинным «я» и желаемым «я».
Улучшение нашего персонажа начинается с улучшения нашего мышления. Не позволяйте непрерывному мышлению контролировать вас и определять, кто вы есть. Наш ум должен быть слугой и инструментом, а не нашим хозяином.
Библиография
THINKINGFORM | THINKINGFORM
- / около
- / Интервью
- / Контакт
- / Практика проектирования
- / Истории дизайна
- / Архив проектов
- Подписывайтесь на нас
- Flickr
- Твиттер
- RSS
- Список рассылки
- Поиск
Думающий Массимо Виньелли.01 10 1931
01.10.2015 К статьеБРАУН
12.11.2014 К статьеThinking Wim Crouwel.11 21 1928
21.11.2014 К статьеМышление Пьер Менделл. 11 17 1929
17.11.2014 К статьеПриток
30.09.2014 К статье
10 форм когнитивных искажений (ошибочное мышление)
Основываясь на работе Аарона Бека, психиатр Дэвид Бернс обсуждает 10 форм когнитивных искажений в своей книге «Хорошее настроение: терапия нового настроения».
10 форм когнитивных искажений (ошибочное мышление)
- Мышление по принципу «все или ничего» — вы видите вещи в черно-белых категориях — серого нет. Например, если действие не завершено, оно неверно или бесполезно.
- Overgeneralisaton — вы рассматриваете единичное негативное событие как бесконечный образец поражения. Например — если это произошло однажды, всегда повторится снова.
- Психический фильтр — исследуется одна (отрицательная) часть изображения, исключая большую (положительную) часть, например, каплю чернил, которая обесцвечивает весь стакан с водой.
- Дисквалификация положительного — отклонение или игнорирование любого положительного комментария / достижения / комплимента.
- Поспешные выводы — вы о чем-то думаете негативно, не имея подтверждающих доказательств. Есть 2 ошибки:
- Чтение мыслей — вы без всяких доказательств думаете, что кто-то думает о вас негативно;
- Ошибка гадалки — вы искренне верите, что знаете, что произойдет в будущем, без доказательств.
- Увеличение (катастрофическое) или минимизация — это делает маленькие вещи намного больше, чем они заслуживают, и делает другие вещи намного меньше, чем они есть на самом деле.
- Эмоциональное рассуждение — мышление, что эмоциональные состояния законно отражают реальность. Например — «Я это чувствую, значит, это должно быть правдой».
- Утверждения «следует» — мышление в терминах «должно, должно, должно» навязывает представление о том, как мир не может быть связан с реальностью и который вызывает эмоциональное несчастье, негодование и вину.
- Маркировка и неправильная маркировка — это включает в себя описание действий или событий чрезмерно эмоционально окрашенным образом. Тоже обзывает.
- Персонализация — это включает в себя возложение вины на себя за событие, ответственность за которое лежит не полностью на вас, а частично на вас или не на вас вообще.
К тебе…
Вышеупомянутые 10 форм или паттернов когнитивных искажений (ошибочного мышления) — это всего лишь паттерны или привычки.Впоследствии они могут быть разрушены с течением времени посредством осознания и постоянной практики. Если вы хотите узнать об этом больше, нажмите на книгу ниже.
Если вы готовы набраться смелости и сделать следующий шаг к свободе и открытию своего сердца , почему бы не присоединиться к нашему набору инструментов?
Ссылка —
Бернс, Д. (1980). Хорошее самочувствие: терапия нового настроения . Нью-Йорк: Новая американская библиотека.
Помните: если вы узнаете эти закономерности, важно получить поддержку и работать с обученным профессионалом. Здесь вы можете получить доступ к некоторым веб-сайтам с просьбой о помощи по вопросам психического здоровья.
Какой вы мыслитель?
Источник: «Мыслитель» Родена / Wikimedia Commons
«Конвергентное» и «расходящееся» мышление представляют собой два разных взгляда на мир.Конвергентный мыслитель видит ограниченное заранее определенное количество вариантов. В отличие от этого, расходящийся во взглядах мыслитель всегда ищет больше, чем вариантов. Многие из нас застревают в конвергентном мышлении и в результате не видят множества доступных нам возможностей. Давайте посмотрим на оба типа мышления.
Конвергентное мышление. Конвергент — это форма слова «сходящийся», а значит, «сближение». Конвергентное мышление — это то, чем вы занимаетесь, когда отвечаете на вопрос с несколькими вариантами ответов (хотя в реальной жизни мы часто видим только два варианта).В конвергентном мышлении вы начинаете с сосредоточения на ограниченном количестве вариантов как возможностей. Затем вы выбираете из этих вариантов «правильный» ответ или образ действий. Рисунок в левой части диаграммы иллюстрирует конвергентное мышление.
Вот пример: «Люди больны или люди здоровы». В течение многих лет после того, как я заболел хроническим заболеванием, это были единственные две возможности, которые я видел: я болен или я здоров. Каждую ночь я ложился спать, надеясь проснуться здоровым.Когда я этого не делал, я считал себя больным. Было одно или другое.
Наряду с этим я думал, что у меня есть только два возможных варианта действий: я могу быть профессором права или я ничего не могу сделать со своей жизнью. Это может показаться чрезмерным, но в то время я видел это именно так. Не желая последнего, я заставлял себя продолжать работать, хотя был слишком болен для этого. Мне и в голову не приходило, что у меня может быть слабое здоровье и вести продуктивный образ жизни.
Вот еще один пример конвергентного мышления.Когда я размышлял о том, как друзья отреагировали на меня, когда я заболел хроническим заболеванием, я увидел только две возможности: те, кто оставался рядом, заботились обо мне, а те, кто не оставался, не заботились обо мне. Я не мог понять, что люди могут уйти из моей жизни и все еще заботятся обо мне.
Я не отказываюсь от ценности конвергентного мышления. Это важный познавательный инструмент, особенно в математике и естественных науках. Если я чего-то не упускаю, было бы глупо открываться для других вариантов, кроме «4», когда меня спрашивают: «Что такое 2 + 2?».Но конвергентное мышление временами было для меня большим источником страданий во время моей болезни, потому что оно не позволяло мне видеть за пределами моего ограниченного видения того, что возможно в этой новой и неожиданной жизни.
Вам не обязательно иметь проблемы со здоровьем, чтобы увидеть, как конвергентное мышление — потому что оно ведет к узкому взгляду на свою жизнь — может быть неумелым. Например: «Это аэробика или вообще никаких упражнений». При таком мышлении, если у вас есть травма, из-за которой вы не можете заниматься аэробикой, вы вообще откажетесь от упражнений, вместо того, чтобы рассматривать другие варианты, например, сделать что-нибудь менее напряженное, но все же ценное.
Другой пример: «Эта новая работа будет отличной или будет ужасной». Если это единственные две возможности, которые вы видите, то, если вы решите, что это ужасно, вы не сможете получить удовольствие от работы, когда она появится. «Он либо любит меня, либо совсем не заботится обо мне». Что ж, вы поняли: ограниченные возможности; только один «правильный» ответ или образ действий.
Дивергентное мышление. В отличие от этого, дивергентный означает «развитие в разных направлениях», и поэтому дивергентное мышление открывает ваш разум во всех направлениях.Это открывает возможности в вашей жизни, потому что побуждает искать варианты, которые поначалу не обязательно кажутся очевидными. Рисунок справа на приведенной выше диаграмме иллюстрирует дивергентное мышление.
Дивергентный мыслитель — это , ищущий варианты, а не выбор среди заранее определенных. Поэтому вместо того, чтобы решить, что для меня два варианта — «болен» или «здоров», я бы спросил себя, есть ли другие варианты, например, возможность того, что я могу быть больным и здоровым одновременно.Мне потребовалось много лет, чтобы убедиться, что это действительно вариант (и он стал главной темой моей книги « Как быть больным, »).
Когда я заболел хроническим заболеванием, я был в основном конвергентным мыслителем. В результате, спустя много лет после того, как я больше не мог работать, я чувствовал себя бесполезным, как будто моя жизнь не имела смысла. Я постепенно вышел из этого темного места, став более расходящимся мыслителем, но мне все еще нужно работать над этим, напоминая себе: «Ищите варианты, которые вы не рассматривали».
Вот пример того, как переход от конвергентного мышления к дивергентному может облегчить нашу жизнь и привести к плодотворным результатам.Когда в 2010 году был опубликован How to Be Sick , я начал получать просьбы прочитать его как аудиокнигу. Я решил, что смогу сделать это, если куплю хороший микрофон и какое-нибудь компьютерное программное обеспечение. Я объявил в Facebook, что скоро будет аудиокнига, и ответил на множество полученных мною электронных писем, сообщив людям, что аудиокнига находится в разработке.
Но когда я взялся за проект, это оказалось намного сложнее, чем я ожидал. Не вдаваясь в подробности, достаточно сказать, что есть причина, по которой большинство рассказчиков книг имеют профессиональную подготовку (или, по крайней мере, не ограничены в своих энергетических ресурсах!).Пока я колебался, я видел только два варианта: продвигаться вперед с большими потерями для моего здоровья; или вообще этого не делают. Я сделал последнее — не без самообвинений за то, что подводил людей.
Мне потребовалось более 2,5 лет, чтобы надеть шапку дивергентного мышления. Я подумал: «Может быть, есть больше вариантов, чем просто« аудиокнига, которую я прочитал », или « без аудиокниги ». Я начал проводить некоторые онлайн-исследования и нашел веб-сайт, который сопоставляет книги с рассказчиками. (Это побочный продукт Amazon, и его слышно.com.) С моего ноутбука я зарегистрировался, отправил небольшой отрывок из книги и «прослушал» рассказчиков. Они записывали отрывок, загружали аудиофайл на веб-сайт, и я получал электронное письмо с уведомлением о новом прослушивании.
Я прослушал более дюжины прослушиваний (это было весело!), И однажды я услышал голос, идеально подходящий для книги. Деон читает «Как быть больным» , как будто она это написала; Кажется, она понимает смысл каждого написанного мной слова. Итак, мы на пути к созданию аудиокниги.Это пример ценности дивергентного мышления — мышления с точки зрения возможностей, а не с точки зрения ограниченного выбора.
Что касается друзей, я начал думать, что может быть больше, чем два варианта, на которых я остановился (что те, кто оставался рядом, заботились обо мне, а те, кто не оставался, не заботились обо мне). Когда я открыл свой разум для других возможностей, я обнаружил, что некоторые друзья, которые не задерживались поблизости, действительно все еще заботятся о том, как я поживаю. Они не общаются по другим причинам.Одна из них слишком чувствует себя неуютно в связи с болезнью из-за того, что ее собственные родители внезапно заболели и умерли в течение нескольких месяцев. У другого человека, без моего ведома, возникли серьезные проблемы со здоровьем.
Подумайте, склонны ли вы мыслить конвергентно или расходясь. Если вы первый, вы, скорее всего, увидите ограниченный выбор вместо того, чтобы быть открытым для возможностей. Если вы хотите работать над тем, чтобы мыслить более расходящимися, у меня есть два предложения.
Во-первых, всякий раз, когда вы обдумываете план действий или формируете мнение о чем-то или о ком-то (включая себя), обратите внимание на то, предполагаете ли вы, что у вас ограниченный выбор — это , это , или , что ; она как , это или она как , что ; Я как , это или , что . Во-вторых, используйте практику Thich Nhat Hanh, о которой я писал ранее: Am I Sure? Спросите себя: «Я уверен?» прежде чем вы решите, что рассмотрели все доступные вам альтернативы, или прежде, чем вынести суждение о чём-то или ком-то.Попробовав эти два предложения, начните искать больше возможностей.
Откройте свой разум и посмотрите, куда он вас приведет!
© 2013 Тони Бернхард.
Спасибо, что прочитали мою работу: я автор четырех книг, в том числе Как быть больным: ваш карманный компаньон (для тех, кто читал «Как быть больным», и тех, кто не читал), доступен с мая 2020.
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это форма психологического лечения, которая доказала свою эффективность при решении ряда проблем, включая депрессию, тревожные расстройства, проблемы с употреблением алкоголя и наркотиков, семейные проблемы, расстройства пищевого поведения и тяжелые психические заболевания.Многочисленные исследования показывают, что КПТ приводит к значительному улучшению функционирования и качества жизни. Во многих исследованиях было продемонстрировано, что КПТ столь же или более эффективна, чем другие формы психологической терапии или психиатрических препаратов.
Важно подчеркнуть, что успехи в КПТ были достигнуты как на основе исследований, так и на основе клинической практики. Действительно, КПТ — это подход, в отношении которого имеется множество научных доказательств того, что разработанные методы действительно приводят к изменениям.Этим КПТ отличается от многих других форм психологического лечения.
CBT основан на нескольких основных принципах, в том числе:
- Психологические проблемы частично основаны на неправильном или бесполезном образе мышления.
- Психологические проблемы частично основаны на усвоенных моделях бесполезного поведения.
- Люди, страдающие психологическими проблемами, могут научиться лучше справляться с ними, тем самым облегчая симптомы и становясь более эффективными в своей жизни.
Лечение КПТ обычно включает в себя попытки изменить стереотипы мышления. Эти стратегии могут включать:
- Научиться распознавать искажения мышления, которые создают проблемы, а затем переоценивать их в свете реальности.
- Как лучше понять поведение и мотивацию других.
- Использование навыков решения проблем, чтобы справиться с трудными ситуациями.
- Учиться развивать чувство уверенности в своих силах.
КПТ-терапия также обычно включает в себя попытки изменить поведенческие модели. Эти стратегии могут включать:
- Встречаться со страхами вместо того, чтобы избегать их.
- Использование ролевых игр для подготовки к потенциально проблемным взаимодействиям с другими.
- Научиться успокаивать разум и расслаблять тело.
Не все CBT будут использовать все эти стратегии. Скорее, психолог и пациент / клиент работают вместе, в сотрудничестве, чтобы развить понимание проблемы и разработать стратегию лечения.
CBT делает упор на том, чтобы помочь людям научиться быть собственными терапевтами. С помощью упражнений во время сеанса, а также упражнений «домашнего задания» вне сеансов пациентам / клиентам помогают развить навыки совладания с ситуацией, благодаря которым они могут научиться изменять собственное мышление, проблемные эмоции и поведение.
КПТ-терапевты подчеркивают то, что происходит в текущей жизни человека, а не то, что привело к его трудностям. Определенный объем информации о своей истории необходим, но основное внимание уделяется продвижению вперед во времени, чтобы разработать более эффективные способы справиться с жизнью.
Десять форм искаженного мышления
Из справочника «Хорошее самочувствие» Дэвид Бернс, доктор медицины 1. Мышление по принципу «все или ничего»:
Вы видите вещи в черно-белых категориях. Если ситуация не идеальна, вы воспринимаете ее как полную неудачу. Когда молодая женщина на диете съела ложку мороженого, она сказала себе: «Я полностью испортила свою диету». Эта мысль так ее расстроила, что она проглотила целую кварту мороженого!
2.Чрезмерное обобщение:
Вы видите единичное негативное событие, такое как романтический отказ или изменение карьеры, как нескончаемый образец поражения, используя такие слова, как «всегда» или «никогда», когда вы думаете об этом. Депрессивный продавец ужасно расстроился, когда заметил птичий помет на лобовом стекле своей машины. Он сказал себе: «Просто мне повезло! Птицы * всегда * гадят на мою машину!»
3. Психический фильтр:
Вы выделяете одну отрицательную деталь и останавливаетесь исключительно на ней, так что ваше видение всей реальности становится затемненным, как капля чернил, обесцвечивающая стакан с водой.Пример: вы получаете много положительных отзывов о своей презентации группе сотрудников на работе, но один из них говорит что-то умеренно критическое. Вы зацикливаетесь на его реакции в течение нескольких дней и игнорируете все положительные отзывы.
4. Не обращая внимания на позитив:
Вы отвергаете положительный опыт, настаивая на том, что он «не в счет». Если вы делаете хорошую работу, вы можете сказать себе, что она недостаточно хороша или что любой мог бы сделать то же самое. Обесценивание положительного лишает вашу жизнь радости и заставляет вас чувствовать себя неполноценным и ничем не награжденным.
5. Поспешные выводы:
Вы негативно интерпретируете ситуацию, когда нет фактов, подтверждающих ваш вывод. Чтение мыслей: Не проверив сначала, вы произвольно делаете вывод, что кто-то негативно на вас реагирует. Гадание: Вы предсказываете, что все будет плохо. Перед тестом вы можете сказать себе: «Я действительно все провалю. Что, если я провалю?» Если вы в депрессии, можете сказать себе: «Я никогда не поправлюсь.»
6. Увеличение:
Вы преувеличиваете важность своих проблем и недостатков или преуменьшаете важность своих желаемых качеств. Это также называют «бинокулярным трюком».
7. Эмоциональное мышление:
Вы предполагаете, что ваши негативные эмоции обязательно отражают то, как обстоят дела на самом деле: «Я боюсь летать на самолетах. Должно быть, летать очень опасно». Или «Я чувствую себя виноватым. Я, должно быть, тухлый человек». Или «Я злюсь.Это доказывает, что со мной обращаются несправедливо ». Или« Я чувствую себя таким неполноценным. Это значит, что я второсортный человек ». Или« Я чувствую себя безнадежным. Я, должно быть, действительно безнадежен «.
8. «Следует заявления»
Вы говорите себе, что вещи * должны * быть такими, какими вы надеялись или ожидали. Сыграв сложную пьесу на фортепиано, одаренная пианистка сказала себе: «Зря я совершала столько ошибок». Это вызвало у нее такое отвращение, что она бросила заниматься на несколько дней. «Должности», «долги» и «долги» — подобные нарушители.Должны ли утверждения, направленные против вас, привести к чувству вины и разочарованию. Должны ли утверждения, направленные против других людей или мира в целом, вызвать гнев и разочарование. «Он не должен быть таким упрямым и спорным». Многие люди пытаются мотивировать себя принципами «следует и не следует», как если бы они были правонарушителями, которых нужно было наказать, прежде чем от них можно было ожидать чего-либо. «Я не должен есть этот пончик». Обычно это не работает, потому что все эти «должны» и «должны» заставляют вас чувствовать себя бунтовщиком, и у вас появляется желание сделать прямо противоположное.Позвонивший доктор Альберт Эллис назвал это «мобилизацией», я называю это «тщеславным» подходом к жизни.
9. Маркировка:
Наклейка ярлыков — это крайняя форма мышления по принципу «все или ничего». Вместо того, чтобы говорить «Я совершил ошибку», вы прикрепляете к себе отрицательный ярлык: «Я неудачник». Вы также можете назвать себя «дураком», «неудачником» или «придурком». Навешивать ярлыки совершенно иррационально, потому что вы не то же самое, что делаете. Люди существуют, но «дураки», «неудачники» и «придурки» — нет.Эти ярлыки — просто бесполезные абстракции, которые приводят к гневу, тревоге, разочарованию и заниженной самооценке. Вы также можете маркировать других. Когда кто-то делает что-то, что вас не так, вы можете сказать себе: «Он сукин сын». Тогда вы чувствуете, что проблема в «характере» или «сущности» этого человека, а не в его мышлении или поведении. Вы считаете их совершенно плохими. Это заставляет вас чувствовать враждебность и безнадежность в отношении улучшения вещей и оставляет мало места для конструктивного общения.
10.Персонализация и вина:
Персонализация происходит, когда вы возлагаете на себя личную ответственность за событие, которое не полностью находится под вашим контролем., Когда женщина получила сообщение о том, что ее ребенок испытывает трудности в школе, она сказала себе: «Это показывает, какая я плохая мать, «вместо того, чтобы пытаться определить причину проблемы, чтобы помочь своему ребенку. Когда муж другой женщины бил ее, она говорила себе: «Если бы мне было лучше в постели, он бы меня не бил.«Персонализация ведет к вине, стыду и чувству неполноценности. Некоторые люди поступают наоборот. Они обвиняют других людей или их обстоятельства в своих проблемах и не замечают способов, которые могут способствовать возникновению проблемы:« Причина, по которой мой брак таков. паршиво, потому что мой супруг совершенно необоснован «. Обвинение обычно не очень хорошо работает, потому что другие люди будут возмущаться, что их сделали козлом отпущения, и они просто бросят вину вам обратно на колени. Это похоже на игру в горячую картошку — никто не хочет застрять в нем.
Страница не найдена | MIT
Перейти к содержанию ↓- Образование
- Исследовательская работа
- Инновации
- Прием + помощь
- Студенческая жизнь
- Новости
- Выпускников
- О Массачусетском технологическом институте
- Подробнее ↓
- Прием + помощь
- Студенческая жизнь
- Новости
- Выпускников
- О Массачусетском технологическом институте
Попробуйте поискать что-нибудь еще! Что вы ищете? Увидеть больше результатов
Предложения или отзывы?
.