МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ Вопросы для изучения
1. Понятие о мышлении. Обобщенность и опосредованность мышления Предметом исследования психологии является мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Первую информацию о мире дают ощущения и восприятия. Однако чувственная картина мира недостаточна. Там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание, начинается мышление. Оно выходит за пределы чувственно данного и тем самым расширяет границы нашего познания. Расширение познания достигается в силу специфической возможности мышления — отражать бытие в его связях и отношениях, в многообразных опосредованиях. Обобщенность мышления означает, что мышление — это, прежде всего, осознание и понимание общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно, наглядно человеку в его опыте не даны. Они связаны с открытием нового знания, решением проблем на основе переработки полученной информации. Любое слово, понятие, которое мы употребляем в своей речи содержит уже обобщенные признаки предметов, имеющихся в опыте человека (стол, кошка, лето и др.). Опосредованность мышления связана с тем, что для возникновения процесса мышления человеку не обязательно непосредственно воспринимать предмет (ситуацию), он может представить его образ, вспомнить его и размышлять об этом предмете. Таким образом мышление опосредуется через знания человека об этом предмете, представления (образы) о нем. Виды мышления Классификация видов мышления производится по разным основаниям. По основанию развития мышления в онтогенезе выделяют: 1) практически-действенное, 2) наглядно-образное и 3) словесно-логическое (понятийное) мышление. На уровне наглядно-действенного мышления задачи решаются с помощью реального, физического действия с предметами. Эта форма мышления появляется уже у детей 3-х лет. Ребенок анализирует познаваемые объекты, манипулируя ими, выполняя с ними различные действия..Любознательные дети ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри». Ребенок еще не ставит перед собой цели и не планирует своих действий. Он мыслит, действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Наглядно-образное Понятийное (словесно-логическое) мышление реализуется путем использования понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, скорость, честность, гордость и т. д.). Благодаря этому мышлению человек может устанавливать общие закономерности, прогнозировать развитие процессов в природе и обществе. Это мышление развивается у детей в школьном возрасте в процессе обучения . Структурная единица практическ-действенного мышления — действие; наглядно-образного — образ; словесно-логического — понятие. В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление. Эмпирическое мышление (от греч. — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением. Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, его результат — построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений. Все виды мышления тесно связаны между собой. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты мышления и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида. Как познавательный процесс мышление состоит из ряда операций — мыслительных действий. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Анализ — это мысленное деление целого на части или мысленное выделение из целого любых его признаков. Анализ бывает практическим (если мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и теоретическим (умственным). Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Результатом синтеза является новый образ, новое представление, новое знание. Анализ и синтез протекают всегда в единстве (в единой параллели), обеспечивая логический строй мышления. Процесс познания начинается с первичного синтеза — восприятия нерасчлененного целого, далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез. Сравнение — мыслительная операция сопоставления предметов и явлений по их сходству и различию, (по сопоставимым признакам). Интересно, что в онтогенезе первичным является сравнение по чертам различия— оно легче. На основе сравнения делаются обобщения. Обобщение — центральная мыслительная операция, состоящая в объединении предметов в одну группу на основе выделения существенных общих признаков. К примеру, существенным признаком класса птиц считается их пернатость. Объединение по данному признаку есть обобщение. Абстрагирование (от лат. отвлечение) — операция выделения отдельных признаков предметов и отвлечение от остальных признаков (например: «белизна»). Абстрагирование важно в научных исследованиях, как «очищение» изучаемого явления от побочных признаков, и в технических изобретениях, как заимствование признака или свойства и создание на его основе нового устройства. Классификация — группировка объектов по различным признакам. Например различные цветы, собранные в букет можно классифицировать по таким признакам как цвет, время цветения, характер соцветия и т.д. Логические формы мышления Мышление в высших его проявлениях реализуется с помощью слова. Слово — та форма, в которую облачается мысль, в которой она материализуется. Любопытно, что все богатство и разнообразие мыслей человека выражается всего в трех формах. Это понятия, суждения и умозаключения. Понятие — форма выражения мысли с помощью слова или словосочетания (например: «Морозит», «Новый год» и др. ). Каждое слово обобщает (кроме имен собственных). Оперируя понятием, мы представляем себе предмет вообще, лишенным индивидуальных признаков, и мыслим о нем, исключая все мешающее.Суждение — мысль, выраженная с помощью связи нескольких понятий. Формирование суждения происходит как формирование мысли. Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление — значит, уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Суждения бывают истинные или ложные. Например: «В июне всегда идет снег» (Л), «Зимой часто идет снег» (И). Умозаключение — это вывод, сделанный на основе сопоставления и анализа различных суждений. Вывод может быть сделан на основе анализа частных закономерных свойств или индуктивно. Индуктивное умозаключение отражает движение от частного к общему. Пример: «Студент Иванов увлекается психологией. Студент Петров увлекается психологией. Обратное движение — от общего закономерного к частному — дедуктивное умозаключение. Используем тот же пример: «Все студенты увлекаются психологией. Иванов, Петров, Сидоров — студенты, значит, они увлекаются психологией». Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий. Воображение, как и мышление, принадлежит числу высших познавательных процессов, где ясно обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Воображение необходимо в любой деятельности— не представив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. Воображать — значит, преображать, В психологии воображением (фантазией) называют познавательный психический процесс, основанный на комбинирующей способности мозга преобразовывать и создавать новые образы. Психология отводит воображению очень важное место в жизни человека и всего человечества в целом. Несомненно, сохранение и воспроизведение прежнего опыта имеет для человека огромное значение, но не будь творческой деятельности, человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и не умел бы обращаться к будущему. Благодаря воображению люди преобразуют мир. Воображение позволяет человеку представить себе картину того, чего он в действительности никогда и не видел; и даже то, чего вообще не было (предвосхищая, пожег быть, будущее). Восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Сложная связь существует между продуктами фантазии и явлением действительности. Не обязательно побывать в пустыне, чтобы иметь представление о ней и использовать ее образ в своей фантазии. Здесь помогает чужой или социальный опыт. В этом смысле воображение важно для личности, ведь оно помогает усваивать этот опыт. Воображение и опыт, таким образом, взаимозависимы. Одной из наиболее значительных его функций является гностическая, заключающаяся в том, что воображение активно способствует познанию. Как часто школьнику или студенту, чтобы понять неизвестное явление, приходится вообразить его. Созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно если учащийся имеет образное мышление. Таким образом, воображение достаточно часто «подменяет» мышление, помогая субъекту познавать и понимать. В этом смысле можно оценить шутливое определение А.Р. Лурии, назвавшего воображение ВРИО (временно исполняющим обязанности) мышления. Виды воображения В психологии выделяют пассивное и активное воображение. При пассивном воображении трансформация образов может происходить произвольно и непроизвольно. Произвольную трансформацию образов называют грезами — намеренно вызванными образами фантазии, не связанными с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им. Человек находится во власти этих образов, не оперируя ими. На низших уровнях сознания, в дремотных состояниях и сновидениях образами движут аффективные потребности, влечения (3. Фрейд). При активном воображении образы сознательно формируются в соответствии с поставленными целями творческой деятельности. Этот вид можно подразделить на воссоздающее и творческое. Воссоздающим называется то воображение, которое воссоздает образы по описанию, на основе текста, рассказа, на основе ранее воспринимавшихся образов. При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов. По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным. Конкретное оперирует единичными, вещными, с деталями образами. Абстрактное оперирует образами в виде обобщенных схем, символов. Но эти два вида нельзя противопоставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности. Одним из высших видов творческого воображения является мечта. Мечта — образ желаемого будущего. В этой связи мечта человека — одна из его содержательных характеристик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности. Психологические приемы воображения Для создания образов человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов. 1. Комбинирование — сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация — «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни. Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы — избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п. 2. Гиперболизация — преувеличение предмета; изменение количества частей предмета и их смещение — драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п. 3. Акцентуирование — выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов. 4. Типизация — специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины. Каталог: 2012 Скачать 94.66 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Тема 2.3 Мышление и воображение
Мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление имеется в элементарных формах и у животных. Мышление человека можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Чем отличается мышление от других психологических процессов? Оно связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, в восприятии человеку это не дано. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов связаны с мышлением и степень его участия в этих процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей; его итог не образ, а мысль, идея. Результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Таким образом, мышление — это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенности в нее действий и операций, ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задач с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными людьми в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое мышление характерно для научно-теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Образы извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, т.е. люди творческого труда, имеющие дело с образами. Образы мысленно человеком преобразуются и в результате манипулирования ими он может усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба этих вида мышления сосуществуют — теоретическое понятийное и теоретическое образное. Они раскрывают человеку разные, но взаимно связанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без этих двух видов мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками.
Наглядно-образное мышление — суть его в том, что мыслительный процесс в нем связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля, наглядно-образно, человек привязан к действительности, а необходимые образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти, а образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются.
Эта форма мышления наиболее полно представлена у детей младшего школьного возраста, и у взрослых людей, занятых практической работой. Этот вид мышления развит у всех людей, кому приходится принимать решения о предметах своей деятельности.
Наглядно-действенное мышление. Особенность его заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практически преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Условие решения задачи — это правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления у людей, занятых производительным трудом, а результатом является создание материального продукта.
Все виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретические мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Например: у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядное образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого.
Эту мысль подметил Б.М. Теплов. Он считает, что разница между типами мышления состоит лишь в том, что по-разному они связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления, направлена в основном на нахождение общих закономерностей. И теоретическое, и практическое мышление связаны с практикой.
Практический ум нацелен на решение практической задачи, его выводы проверяются практикой. Теоретический ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике в конечных результатах его работы.
Все виды мышления у человека сосуществуют и могут быть представлены в одной и той же деятельности. Но в зависимости от его характера может доминировать какой-то один вид деятельности.
Структура мышления. В нее входят следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Проникновение в суть вещей выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, “общие знаменатели” всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но к чувственному познанию и восприятию.
Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект связан с совершением операций мышления, анализа, синтеза обобщения. Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности отдельно не существуют. Абстрагирование выполняет для более тщательного их изучения, на основе анализа и синтеза. Результатом этого анализа выступает формирование понятий. Обобщение — абстрагирование и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Из понятия выводится суждение о принадлежности вещей и явлений определенному классу.
Кроме видов и операций есть процессы мышления. Это: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий — это система суждений о классе предметов (явлений), выделяющая общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частного.
Мышление не всегда выступает как процесс, в котором действуют логика и разум. В процесс мышления вмешиваются эмоции и изменяют его. С.Л. Рубинштейн писал: “Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения.
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос в том: насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.
В процессах мышления эмоции выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении эмоциональной сигнальной фиксации зоны оптимального поиска решения задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении заключается в том, что эмоции способны активизировать поиск нужного решения, если он ведется в правильном решении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход мысли ошибочен.
Кроме нормальных видов мышления, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (у шизофреников) или у людей, которые находятся в так называемом замутненном сознании (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние). Это может проявляться как у истеричных, так и здоровых людей, где мышление отклоняется от реального мира. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, отражают их силу, динамику.
Таким образом, аутистическое мышление противоположно реалистическому. Реалистическое правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время, как аутистическое мышление представляет то, что соответствует не объекту, а аффекту.
Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины. Однако аутистическое мышление имеет и положительную ценность. Оно снимает напряженность у человека, успокаивает его, усиливает стремление к позитивной цели.
Есть индивидуально своеобразные типы мышления.
Одну из таких классификаций по экстраверсии, интраверсии, доминированию рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил два типа людей по характеру мышления — интуитивный и мыслительный. Интуитивный тип характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. Мыслительный тип. Ему свойственна рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, преобладанием примат логики над интуицией и чувством. Критерием истины для интуитивного типа выступает ощущение правильности и практика, критерием правильности для мыслительного типа является эксперимент и логическая безупречность выводов.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Теоретическое | Практическое | |||
Понятийное | Образное | Наглядно-образное | Наглядно-действенное |
Воображение
Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которыми раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будет создано, составляет особую форму психической деятельности — воображение. Воображение — это создание нового в форме образов-представлений. Например, мы читаем интересную книгу, мы никого и ничего не видим и не слышим, мы живем жизнью своих героев, сочувствуем их радости и горю, боремся с врагами, побеждаем их. Интересная книга вызывает у нас яркие образы воображения.
Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний уже сложившихся нервных временных связей в коре головного мозга. В процессах воображения сказывается взаимосвязь первой и второй сигнальных систем, так как образы воображения вызываются речевыми сигналами, словами, слышимыми или видимыми, и осознаются эти образы также в речевой форме.
Воображение — это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего нет в действительности, но источник воображения всегда в объективной реальности, во внешнем мире.
Воображение — одна из форм отражения действительности. Как бы ни было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее.
В процессе воображения новые образы создаются из элементов старого, хорошо известного прошлого опыта, но элементы этих образов человек часто комбинирует, соединяя то, что в жизни никогда не соединяется. Такое необычное соединение элементов, взятых из окружающей действительности, всегда производит впечатление фантастичности. Чем более необычно соединение отдельных элементов, тем более фантастичен образ.
В фантастических образах отражаются потребности, чувства, настроения, желания, симпатии и антипатии человека. В сказках, мифах, легендах, в воображаемых образах и событиях отражается стремление превосходить будущее. В фантастическом образе основное заключается в том, что в нем опосредованно отражается какая-то существенная и значительная сторона действительности, какая-то идея, замысел. В процессе воображения отражается отношение личности (или личностей) к действительности в ярком, образном и наглядном выражении. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей воображения.
Воображение тесно связано с процессом познания реального мира. Когда мы видим что-либо неясно и нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение ускоряет процесс познания. Всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются, вновь сопоставляются с объективной реальностью и так происходит до тех пор, пока не будет достигнуто правильное ее отражение.
Практика является критерием (мерилом) правильности образов воображения. Сам процесс воображения связан с практической деятельностью: человек создает образы, уточняет, обогащает, изменяет их. Практика позволяет конкретизировать замысел, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации.
Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями. Воображение неразрывно связано и с волевыми качествами личности. Таким образом, процесс воображения охватывает всю личность в целом. Наиболее сильно захватывают все стороны личности сложные творческие процессы.
Виды воображения. Слушая рассказ человека о каком-либо событии, мы невольно представляем ситуацию, которую он описывает. Глядя на облака, плывущие в небе, мы непроизвольно видим в них лицо человека или очертание животного. И в первом, и во втором случае источником возникновения элементарного воображения будет то, что воспринимается человеком. Различие лишь в том, что в первом случае новые для человека образы возникают под влиянием слов, которые он слышит, во втором — новые образы вызываются самим воспринимаемым предметом, сливаются с образом восприятия. Сходное в том этих двух случаев, что непреднамеренность возникновения образов. Это примеры непроизвольного воображения.
Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить, что-то определенное, конкретное.
Воображение характеризует его самостоятельность, оригинальность, его творческий характер. С этой точки зрения выделяются воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение — это представление человеком чего-либо нового для него; причем представление опирается на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись). Этот вид воображения используется в разных видах деятельности, особенно в обучении.
Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которыми он знакомится.
От воссоздающего воображения надо отличать творческое. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет особую роль во всех видах творческой деятельности людей. Творчество — это деятельность, которая дает новые видовые, создаваемые оригинально продукты, имеющие общественное значение. Открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, создание произведений искусства, литературы. Именно потребность общества в чем-то обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.
Мечта как особый вид воображения. Мечта — это воображение, направленное в будущее, в перспективу жизни и деятельности человека. Мечта основана на жизненных потребностях, вызывающих желания и стремления человека.
Что такое воображение? | Формы | Мышление
Статья поделилась
РЕКЛАМА:
Воображение считается самой простой и основной формой мышления. Предположим, что однажды ночью после плотного обеда человек сидит у окна своей спальни и продолжает смотреть на полную луну за окном. Несколько предметов и впечатлений возникают перед его глазами случайным и несвязанным образом. Этот вид деятельности известен как воображение и происходит без каких-либо особых усилий.
Воображение, таким образом, представляет собой спонтанный процесс, возникающий, когда человек ничего не делает конкретно, не реагирует на какой-либо четко опознаваемый стимул и относительно пассивен. На самом деле происходит лишь то, что различные сенсорные впечатления при отсутствии соответствующих сенсорных раздражений он испытывает случайным и бессвязным образом.
Кажется, что он «слышит» и «нюхает» вещи, которые в противном случае составляют часть его повседневного опыта. Это показывает еще одну характеристику воображения. На самом деле это переживание более ранних сенсорных переживаний в отсутствие соответствующих стимулов. Таким образом, воображение основано на прошлом опыте.
РЕКЛАМА:
Сенсорные переживания или впечатления, возникающие в отсутствие соответствующих объектов или стимулов, называются образами. Любое сенсорное переживание, произошедшее однажды, способно вновь проявиться в виде образа. Лицо друга, голос матери, запах цветка, боль в теле, вообще все что угодно может появиться как образ. Поэтому мы можем называть образы теневыми ощущениями или восприятиями.
Люди различаются по четкости и интенсивности образов, которые они могут воспринимать. Также возможно, что у одних людей сильнее способность воспринимать зрительные образы, у других — слуховые образы и так далее. Таким образом, люди демонстрируют разные типы имидж-доминирования. На самом деле, много лет назад Фрэнсис Гальтон разработал анкету для измерения таких индивидуальных различий. Изображения подразделяются на несколько типов.
Большинство наших образов относятся к категории образов памяти. Это означает, что эти образы являются повторным появлением некоторых сенсорных переживаний, которые переживались ранее. Голос друга, лицо вашей любимой кинозвезды, запах еды, которую вы когда-то любили есть, и т. д. относятся к этой категории. Такие образы в памяти, хотя и являются производными от первоначальных сенсорных переживаний, обычно менее ясны и ярки по сравнению с первоначальными переживаниями.
Это другая категория изображений. Хотя остаточные образы также основаны на сенсорных переживаниях, в основном они носят физиологический характер и возникают сразу после определенных сенсорных переживаний.
РЕКЛАМА:
Не оживляются из памяти. Третья категория изображений называется словесным изображением или абстрактным изображением. Они носят символический характер и не носят чисто чувственного характера. Часто они имеют тенденцию быть абстрактными. Вербальные образы и абстрактные образы во многих случаях зависят не только от памяти или прошлого сенсорного опыта.
Они часто оригинальны и креативны. Поэты и писатели широко используют словесные и абстрактные образы, а также философы, математики и ученые. Вербальные и абстрактные образы обычно более сложны, чем образы памяти, и предполагают большую степень организации восприятия и активное участие интеллекта и даже личности.
На них в большей степени влияют динамические процессы в индивидууме, особенно потребности, мотивы и т. д. В то время как образы памяти включают в основном пассивное возрождение прошлых сенсорных переживаний, абстрактные образы являются продуктами более активного процесса психологического участия и взаимодействия.
Еще один тип образов известен как эйдетические образы. Они очень похожи на образы памяти, с той лишь разницей, что эти образы полностью идентичны во всех деталях исходному чувственному опыту. Эйдетические образы чаще встречаются у детей, чем у взрослых. Эти изображения носят почти фотографический характер. Еще один способ классификации образов — с точки зрения конкретной сенсорной модальности, такой как слуховая, зрительная, обонятельная и т. д.
Главная ›› Формы ›› Воображение ›› Психология ›› Мышление ›› Что такое воображение
Характеристики одаренных детей | Интеллект | Детская психология
Очерк внимания: значение, факторы и явления | Психология
5 Преимущества образного мышления
Наше воображение позволяет изобретать альтернативные реальности из «того, что есть» и «того, что могло бы быть». Это способность «видеть» то, чего нет. Сосредоточение только на том, что мы уже знаем, может ограничить нашу способность мыслить более широко. Человеческое воображение — это предсказательный инструмент, который позволяет людям предвидеть ситуации, с которыми они никогда раньше не сталкивались. У каждого есть эта способность в той или иной степени.
1. Представление возможных вариантов будущего
Воображение освобождает нас от ограничений нашей непосредственной реальности. Воображая будущее, мы можем оценить альтернативные пути вперед, предвидеть, как бы мы себя чувствовали, если бы они произошли, и выбрать, какой из них выбрать. Например, моделируя потенциальное событие (собеседование при приеме на работу, варианты отпуска) с помощью мысленных образов, мы можем «проверить» в уме возможные эмоциональные последствия. Представление о желаемом будущем (похудение на 10 фунтов) побуждает человека справляться с препятствиями (отсутствие мотивации заниматься спортом или искушение побаловать себя) для достижения целей.
Воображение может оказаться весьма полезным при принятии жизненно важных решений. Например, человек не может на самом деле знать, хочет ли он стать родителем, не испытав себя родителем. Если человек не может разумно представить себя с радикально отличающимися ценностями, то, вероятно, он не может должным образом представить ценности, связанные с результатами своих действий.
2. Контрфактическое мышление
Контрфактическое мышление (альтернативные версии личного прошлого) относится к сравнению реальности с гипотетическими альтернативами («что, если бы я сделал другой выбор»). Люди создают контрфактические альтернативы реальности, когда представляют себе, как все могло бы обернуться иначе. Воображаемые альтернативы («Если бы я только усерднее готовился к этому экзамену») могут вызвать чувство вины, раскаяния и стыда. Однако мысли о том, как все могло бы сложиться по-другому, служат дорожной картой для изменений.
3. Дистанцирование от проблемы
Представление событий на расстоянии поощряет абстрактное мышление, которое повышает творческий потенциал. После нескольких лет опыта люди начинают повторяться; это становится все тем же старым подходом. Они становятся инсайдерами. Один из наиболее эффективных способов культивирования взгляда со стороны — это чувствовать себя отстраненным от проблем. Например, путешествуя, уезжая из мест, где мы проводим большую часть времени. Расстояние позволяет взглянуть на проблемы более творчески. Внезапно разум осознает те соображения, которые ранее игнорировались, и те факты, которые следует игнорировать.
4. Эффекты яркости
Любая ситуация, влияющая на нашу способность визуализировать события и ситуации, может повлиять на наши суждения. Визуальные образы более эмоциональны, чем слова. Мы помним эмоционально заряженные события гораздо чаще, чем обыденные. Однако эта эмоциональная пристрастность ухудшает нашу способность видеть общую картину. Например, юристам давно известно, что яркость показаний свидетеля может повлиять на суждения присяжных.
5. Метафора
Воображение занимает центральное место в понимании и интерпретации образного языка. Метафоры — это фигуры речи, передающие правду о реальном мире. Они перенесены из другого контекста, чтобы дать нам новые способы мышления. Мы можем в воображении увидеть конкретную перспективу в фокусе метафоры. Например, фраза Ни один человек не является островом подразумевает, что никто не является по-настоящему самодостаточным. Мы изображаем время как деньги («тратим время»). Любовь — это путешествие («их отношения зашли в тупик»).
Темная сторона воображения
Бред и обычные случаи самообмана характеризуются как расстройства воображения. Бредовые идеи можно охарактеризовать как убеждения, дисфункциональные по своему содержанию или формированию. То есть бред — это воображаемая интерпретация, которая ошибочно принимается субъектом за убеждение.
Как развить свое воображение?
Воображение тесно связано с реальностью. То, что мы представляем, может влиять на то, во что мы верим, и наоборот. Чем богаче личный опыт, тем богаче ингредиенты для воображения.