Популярные направления психологии
Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.
Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию. Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.
Классический психоанализ, 1900
История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:
- аналитическая психология;
- индивидуальная психология;
- трансактный анализ.
Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны.
Аналитическая психология, 1912
Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.
Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т. е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.
Индивидуальная психология, 1912
Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.
Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.
Бихевиоризм, 1912
Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.
Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.
Гештальтпсихология, 1912
Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.
По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.
Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.
Гуманистическое направление, 1951
В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:
- стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
- внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
- гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
- для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.
Когнитивизм, 1955
В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.
Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).
Трансактный анализ, 1956
История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».
Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.
Концепция современной психологии
История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.
При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.
Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.
Список использованных источников:
- 1. J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
- 2. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
- 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
- 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
- 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
- 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.
: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
- 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
- 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание. – М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.
Автор: Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
5 Основных Научных Направлений В Психологии
Каролина КораблёваПсихология1 комментарий к записи Направления Психологии
После того как в середине девятнадцатого века психология получила статус самостоятельной дисциплины, в ней было выделено несколько течений. На сегодняшний день их насчитывается огромное количество. В XX веке активно развивались 5 основных научных направлений психологии.
Основные научные направления в психологии: рассмотрим их детально.
Краткое содержание:
1. Бихевиоризм
Это течение получило широкое распространение по всему миру и, прежде всего, в США. Его родоначальниками стали психологи Эрик Ли Торндайк и Джон Бродерс Уотсон. В рамках данного направления анализируется поведение индивида, рассматриваемое, как все без исключения разновидности реакций организма на внешние раздражители. При этом в расчёт не берётся ни сознание, ни психика человека.
Основной идеей бихевиоризма является изучение поведения, которое можно непосредственно наблюдать. На основе полученных результатов предполагалось предсказывать реакцию индивида по внешнему раздражителю (ситуации) и, наоборот, пытаться угадать, что за стимул вызвал те или иные эмоции и действия у человека.
2. Психоанализ (Фрейдизм)
Под этим термином объединены различные школы, которые разделяли постулаты, отражённые в учении австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Сторонники течения говорят о том, что в психике любого человека борются между собой сознательное и бессознательное начало. Сам основоположник психоанализа утверждал, что любое действие индивида – это результат глубинных побуждений, которые не поддаются осмыслению.
Его метод основан на анализе человеческих сновидений, ассоциаций, оговорок и т. п. Фрейд был убеждён, что причина той или иной поведенческой модели индивида находится в детстве человека, а основную роль в формировании личности играют сексуальные инстинкты личности и влечение к противоположному полу.
3. Гуманистическая психология
Это одно из научных направлений психологии, которое активно развивается как за рубежом, так и в Российской Федерации. Его заметные представители – такие американские психологи Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Ролло Мэй. Рассматривает индивида, как определённую целостную систему, способную к самоактуализации. Особое место тут занимает теория личности знаменитого психолога Абрахама Маслоу. Он предлагал выстраивать человеческие потребности в особую пирамиду, в её основании были низшие потребности индивидуума, а на её вершине – высшие.
4. Генетическая психология
Это течение изучалось представителями Женевской школы Жана Пиаже. Они рассматривали механизмы развития интеллекта у детей. Основной их целью было понимание процессов познавательной деятельности. Интеллект рассматривался и исследовался в качестве показателя личностного развития индивидуума и предмета действия, из-за которого появляется мыслительная деятельность.
5. Индивидуальная психология
Это направление разрабатывалось австрийским психологом Альфредом Адлером. Он рассматривал в качестве основного источника мотивации поведения личности – стремление к преодолению имеющегося у него комплекса неполноценности.
Как видно, психологическая наука прошла очень долгий путь своего становления. В её рамках развивалось огромное количество различных направлений, главная цель которых – рассмотрение проблем нравственности, человеческих идеалов, личностных ценностей.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Мы в телеграм канале! Присоединяйся!
Current Directions in Psychological Science Podcast
Эпизоды
Среда, 21 декабря 2022 г.
Среда, 21 декабря 2022 г.
Среда, 21 декабря 2022 г.
Теперь ученые могут всесторонне сканировать генетические маркеры миллионов геномов, проверяя их вариации. Большие консорциумы ученых анализируют данные миллионов людей. Многовариантные методы позволяют ученым идентифицировать гены, участвующие в «нормальных» процессах, а не в конкретных нарушениях или признаках. Эти достижения могут иметь широкое влияние на медицину и общество. Однако такой быстрый прогресс создает этические, социальные и юридические проблемы, в том числе необходимость увеличения разнообразия, чтобы гарантировать, что все люди извлекают выгоду из достижений в этой области. Чтобы обсудить это исследование, д-р Тереза Трит, профессор психологии Университета Айовы, берет интервью у Даниэль М. Дик, профессора кафедры психиатрии и научного сотрудника Ратгерского исследовательского центра зависимости при Ратгерском университете.
- Скачать174
Среда 09 ноября 2022 г.
Среда 09 ноября 2022 г.
Среда 09 ноября 2022 г. может намеренно изменить свою личность. Одно вмешательство, которое может привести к изменению личности, основано на использовании цифровых приложений для обучения людей достижению желаемого изменения личности. Аллеманд и Флюкигер обосновали неклинические вмешательства по изменению личности, отметив, что черты личности предсказывают несколько жизненных исходов, изменение личности может привести к улучшению здоровья, и многие исследования уже показали, что черты личности податливы.
Роберт Голдстоун из Лаборатории восприятий и понятий Университета Индианы и редактор журнала APS Текущие направления в психологии берет интервью у Матиаса Аллеманда, профессора кафедры психологии Цюрихского университета в Швейцарии.
Подробнее- Скачать199
Среда, 26 окт. 2022 г.
Среда, 26 окт. 2022 г.
Среда, 26 окт. Мослех и его коллеги обсудили сильные и слабые стороны и этические ограничения двух подходов к изучению онлайн-поведения: гибридных лабораторно-полевых экспериментов и полевых экспериментов. В гибридных лабораторно-полевых исследованиях исследователи могут контролировать и рандомизировать доступ участников к содержимому социальных сетей в лаборатории, а затем в полевых условиях опрашивать мнения и убеждения участников, а также наблюдать за их поведением в сети. В полевых экспериментах исследователи могут использовать онлайн-среду для манипулирования информацией в социальных сетях (например, через личные сообщения или публичные публикации), не раскрывая своих исследований, а затем наблюдать за эффектами манипуляции на онлайн-поведении участников.
Роберт Голдстоун из Лаборатории восприятий и концепций Университета Индианы и редактор журнала APS Текущие направления в психологии берет интервью у Мохсена Мосле, лектора бизнес-школы Эксетерского университета, научного сотрудника Института Алана Тьюринга и научного сотрудника в Школе менеджмента Слоана Массачусетского технологического института.
- Скачать191
Среда, 12 окт. 2022 г.
Среда, 12 окт. 2022 г.
Среда, 12 окт. 2022 г.
Warlaumont и его коллеги проанализировали недавнее исследование того, как вокальные произведения младенцев и слуховой опыт организованы в течение дня, что имеет значение для развития. Повседневные вокализации кажутся иерархически сгруппированными во времени (например, разница в количестве вокализаций от одного часа к следующему больше, чем от одного 5-минутного интервала к другому). Вокализация также, по-видимому, является типом исследовательского поиска социальных реакций, при этом модели вокального исследования меняются по мере развития детей. Что касается звуков, с которыми сталкиваются младенцы, то разные музыкальные частоты могут способствовать обучению обобщению категорий.
Роберт Голдстоун из Лаборатории восприятий и понятий Университета Индианы и редактор журнала APS Текущие направления в психологии берет интервью у Анны Варлаумонт, профессора факультета коммуникаций Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- Download179
Среда, 28 сентября 2022 г.
Среда, 28 сентября, 2022 г.
Среда, 28 сентября 2022 г. нашей жизни, от производительности труда до сна и диеты, данные свидетельствуют о том, что постоянное отслеживание может не так сильно помочь здоровью и благополучию, а вместо этого может иметь ужасные социальные последствия. Джонсон использует человеческий интеллект, который был объектом усилий по отслеживанию более 100 лет, в качестве примера социальных последствий отслеживания. Автор предполагает, что отслеживание действий может привести общество к антиутопическому будущему, очень похожему на то, что изображено в «О дивный новый мир» Хаксли.
Роберт Голдстоун из Лаборатории восприятий и понятий Университета Индианы и редактор журнала APS Текущие направления в психологии берет интервью у Венди Джонсон, профессора Школы философии, психологии и языковых наук Эдинбургского университета.
Подробнее- Скачать155
Среда, 14 сентября 2022 г.
Среда, 14 сентября, 2022 г.
Среда, 14 сентября 2022 г.
при активном использовании для взаимодействия с другими людьми, но может ухудшить самочувствие при пассивном потреблении их содержимого. Тем не менее, это различие может не полностью отражать нюансы воздействия сайтов на благополучие. Вердейн и его коллеги предлагают расширенную активно-пассивную модель использования социальных сетей, которая организует активное использование в аспектах взаимности и общения, организует пассивное использование в аспектах достижения и саморелевантности, а также сочетает типы использования с характеристиками пользователя. Таким образом, активное использование не всегда может быть положительным, а пассивное использование не всегда может быть отрицательным.
Роберт Голдстоун из Лаборатории восприятий и понятий Университета Индианы и редактор журнала APS Текущие направления в психологии берет интервью у Филиппа Вердуйна, профессора факультета психологии и неврологии Маастрихтского университета.
- Скачать165
Среда, 31 августа, 2022
Среда, 31 августа, 2022
Среда, 31 августа, 2022
Развитие понимания гетерогенной гетерогенной области ADHD. Эти параметры могут включать срочность (т. е. высокий уровень общительности, активности и положительных эмоций) и негативную аффективность; составляющие их черты низшего порядка, такие как раздражительность; и интегративная функция саморегуляции. Несколько направлений исследований, посвященных СДВГ и особенностям темперамента (связанным с эмоциональной регуляцией и дисрегуляцией), оказались полезными. Работа в этой области может улучшить теорию, нозологию и клиническую оценку в будущем.
Чтобы обсудить это исследование, доктор Тереза Трит, профессор психологии Университета Айовы, берет интервью у Джоэла Нигга, профессора психиатрии и поведенческой неврологии Орегонского университета здоровья и науки.
Читать Подробнее- Скачать197
Среда, 27 апреля, 2022
Среда, 27 апреля 2022 г.
Среда, 27 апреля, 2022
Доктор Тереза, профессор психологии в Университете Иова, интервью Почетный профессор психологии и психиатрии Бостонского университета и основатель Центра тревожных и связанных с ними расстройств.
, опрошенные 10 февраля 2022 года. Университет Айовы, интервью с Брюсом Катбертом, руководителем отдела критериев исследовательской области (RDoC) в Национальном институте психического здоровья США.
Интервью проведено 8 февраля 2022 г.
Подробнее- Download364
Пятница, 19 ноября 2021 г.
Пятница, 19 ноября 2021 г.
Пятница, 19 ноября 2021 г.
Роберт Голдстоун из Лаборатории восприятия и понятий Индианского университета и редактор журнала APS7 90 APS7 берет интервью у Шери Беренбаум, профессора психологии и педиатрии Университета штата Пенсильвания.
Интервью 6 августа 2021 г.
Подробнее- Скачать294
Current Directions in Psychological Science
Current Directions in Psychological Science (CDPS) — это рецензируемый двухмесячный журнал, в котором публикуются обзоры ведущих экспертов, охватывающие всю научную психологию и ее приложения.
- Издатель
- Ассоциация психологических наук
- Веб-сайт
- http://cdp.sagepub.com/
- Импакт-фактор
- 3,49 (2010)
Некоторый контент из Википедии, под лицензией CC BY-SA
Математика
25 января 2021 г.
Цифры о неравенстве не говорят сами за себя
Использование статистики для информирования общественности о расовых различиях может иметь неприятные последствия. Что еще хуже, это может привести к тому, что некоторые люди будут больше поддерживать политику, которая создает это неравенство, согласно новому исследованию Стэнфорда.
Социальные науки
24 мая 2018 г.
Тревога влияет на результаты тестов даже среди учащихся, преуспевающих в математике
Термин «математическая тревога» не напоминает человека, преуспевающего в предмете. Но студенты, которые очень хорошо сдают экзамены по математике, могут страдать от такого беспокойства, которое оказывает удивительно сильное влияние на то, насколько хорошо..
Социальные науки
13 марта 2017 г.
Исследование объясняет, почему некоторые подарки приятно дарить, но не получать
Несколько лет назад родители Эланор Уильямс подарили ей на Рождество большой блок гималайской соли, зная, как сильно она любит готовить и развлекаться. Хоть она и оценила этот жест, но тут же вернула его в магазин…
Социальные науки
8 декабря 2016 г.
Использование научных данных для понимания того, как дизайн бюллетеней влияет на поведение избирателей
Беспокойство по поводу безопасности процесса голосования постоянно возникало в преддверии президентских выборов в США.