Мышление и язык в логике
20.03.2020
Французский философ XVII в. Р. Декарт доказывал, что способность нормально использовать язык является единственным достоверным признаком того, что некоторое существо обладает человеческим разумом. Эту способность невозможно обнаружить ни у автомата, ни у животного. Животное, впрочем, тоже представляет собой, по Декарту, разновидность автомата, наделенного рефлексами. Во всех отношениях, кроме языка, автомат может обнаруживать признаки интеллекта, иногда превосходящие соответствующие признаки человека. Но к языку ни животное, ни машина, лишенные разума, не будут способны, даже если наделить их физиологическими органами, необходимыми для производства речи.
Эта гипотеза о принципиальной неспособности животных говорить, подобно человеку, вызвала нескончаемые нападки на Декарта. Однако мысль его в основе своей верна: речью могут владеть только существа, наделенные разумом, и она является единственным способом проявления разума вовне.
Язык — необходимое условие существования абстрактного мышления. Не случайно такое мышление, являющееся отличительной особенностью человека, принято называть «мышлением в понятиях».
Язык возникает одновременно с сознанием и мышлением. Являясь чувственно воспринимаемой оболочкой мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное, предметное существование в форме колебаний воздуха (звуков) или следов краски на бумаге (письма). Вне такой оболочки мысль недоступна для других.
Как и мышление, язык диалогичен: он существует для отдельного человека лишь постольку, поскольку существует для других.
Логический анализ мышления всегда является исследованием языка, в котором оно протекает и без которого оно не является возможным. В этом плане логика — наука о мышлении — есть в равной мере и наука о языке.
Мышление и использование языка — две предполагающие друг друга стороны как процесса познания, так и процесса общения. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании.![]()
Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает специфическими законами.
Язык — знаковая система, служащая для целей коммуникации и познания.
Системность языка выражается в наличии в каждом языке словаря, синтаксиса, семантики и прагматики.
Синтаксические правила языка устанавливают способы образования сложных выражений из простых и способы преобразования выражений языка.
Семантические правила определяют способы придания значения, или смысла, выражениям языка. Это достигается указанием тех обстоятельств, в которых должны приниматься предложения определенного вида.
Правила значения обычно делятся на три группы: аксиоматические, выводные и эмпирические. Аксиоматические правила требуют принятия предложений определенного вида во всех обстоятельствах.
Например, правила русского языка предписывают всем говорящим на этом языке всегда принимать предложения: «Каждый холостяк не женат», «Сантиметр равен одной сотой метра», «Красное не есть черное» и т.п. Выводные правила требуют принятия следствий, вытекающих из некоторых посылок, если приняты сами посылки. Например, таково правило, согласно которому, приняв предложения: «Если Иван Ильич человек, то он смертен» и «Иван Ильич человек», следует принять также предложение «Иван Ильич смертен». Ситуация принятия предложений, указываемая эмпирическими правилами значения, предполагает выход за пределы языка и внеязыковое наблюдение. К таким правилам относятся, например, правила, требующие принятия предложения «Больно» в случае ощущения боли, предложения «Этот предмет — красный» — при восприятии красного предмета и т.п.
Языки, включающие эмпирические правила значения, принято называть «эмпирическими». Языки всех наук, за исключением логики и математики, являются эмпирическими.
Прагматические правила говорят об отношениях между языком и человеком, употребляющим этот язык.
Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственные. Естественные языки, называемые также повседневными, разговорными, обычными и т.п., складываются стихийно и постепенно. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Искусственные языки сознательно создаются людьми для каких-либо специальных целей: языки математики, логики, алгоритмические языки, шифры и т.п.
Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Скажем, учебник по логике всегда написан на каком-либо естественном языке: русском, английском, немецком и т.п. Вместе с тем помимо слов этого языка учебник обязательно включает собственно логическую терминологию, являющуюся по преимуществу интернациональной. Специальные термины частично искусственных языков и ясно зафиксированные связи этих терминов придают таким научным языкам необходимые им ясность и точность.
Одна из особенностей искусственных языков состоит в строгой определенности их словаря, синтаксиса и семантики, что во многих случаях оказывается несомненным преимуществом таких языков в сравнении с естественными языками.
Искусственные языки генетически и функционально вторичны в отношении естественного языка: первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.
Ключевые слова: Язык, Мышление, Логика
Источник: Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 387 с.
| Материалы по теме |
|---|
Мыслительная функция языка Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004 |
Мышление человека как объект логики Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012 |
Логика и употребления языка Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. |
Мышление как объект логики Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: Учебное пособие: ИКФ Омега-Л; Москва; 2002 |
Язык как орудие мысли Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления |
Логика и язык Ганеев Б.Т. — Язык. Учебное пособие — 2001 |
Связь языка и мышления Ганеев Б.Т. — Язык. Учебное пособие — 2001 |
Тест творческого мышления П. Торренса Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Логика. I. Логика, язык и мышление — учебный курс
В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.
скрыть
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- Год создания: 2010
- Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
- Описание: Первая часть трехсеместрового курса логики для студентов, обучающихся на отделении философии философского факультета. Читается в 1-ом семестре на 1-ом курсе. 36 часов лекции, 36 часов семинары. Основные разделы: предмет и основные понятия логики; логический анализ языка, логический анализ высказываний, классическая логика высказываний.
- Добавил в систему: Маркин Владимир Ильич
Преподавание курса
- 8 сентября 2020 — 22 декабря 2020 Рейнгард Анастасия Михайловна
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2019 — 17 декабря 2019 Рейнгард Анастасия Михайловна
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 4 сентября 2018 — 18 декабря 2018 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, лекции, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 4 сентября 2018 — 18 декабря 2018 Рейнгард Анастасия Михайловна
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 4 сентября 2018 — 18 сентября 2018 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 5 декабря 2017 — 19 декабря 2017 Рейнгард Анастасия Михайловна
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 6 сентября 2016 — 20 декабря 2016 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 6 сентября 2016 — 20 декабря 2016 Ильин Алексей Алексеевич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра логики
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 6 сентября 2016 — 20 декабря 2016 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, лекции, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 6 сентября 2016 — 20 декабря 2016 Рейнгард Анастасия Михайловна
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 2 сентября 2015 — 20 декабря 2016 Попов Олег Владиленович
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра логики - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 4 сентября 2014 — 18 декабря 2014 Григорьев Олег Михайлович
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2014 — 17 декабря 2014 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2014 — 17 декабря 2014 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, лекции, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 2 сентября 2014 — 16 декабря 2014 Попов Олег Владиленович
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2013 — 24 декабря 2013 Кузина Елена Борисовна
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2013 — 24 декабря 2013 Зайцев Дмитрий Владимирович
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2013 — 17 декабря 2013 Григорьев Олег Михайлович
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, лекции, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2013 — 17 декабря 2013 Григорьев Олег Михайлович
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2012 — 18 декабря 2012 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2012 — 18 декабря 2012 Григорьев Олег Михайлович
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2012 — 18 декабря 2012 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, лекции, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 3 сентября 2012 — 18 декабря 2012 Попов Владимир Михайлович
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 6 сентября 2011 — 20 декабря 2011 Кузина Елена Борисовна
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 7 сентября 2010 — 22 декабря 2015 Ильин Алексей Алексеевич
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 7 сентября 2010 — 28 декабря 2010 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, базовой части, лекции, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
- 7 сентября 2010 — 28 декабря 2010 Маркин Владимир Ильич
- МГУ имени М.
В. Ломоносова, Философский факультет - обязательная, базовой части, семинары, 36 часов
- Авторы: Маркин В.И., Зайцев Д.В.
ChatGPT напоминает срез человеческого мозга. Именно поэтому это не очень умно.
Технологии
Человеческий мозг может объяснить, почему программы ИИ так хороши в написании грамматически безупречной чепухи.
Маттео Вонг Алами
Язык обычно понимается как инструмент мышления. Люди «говорят об этом» и «высказывают свое мнение», следуют «потоку мыслей» или «потокам сознания». Некоторые вершины человеческого творения — музыка, геометрия, компьютерное программирование — оформлены в виде метафорических языков. Основное предположение состоит в том, что мозг обрабатывает мир и наше восприятие его посредством последовательности слов.
И эта предполагаемая связь между языком и мышлением — большая часть того, что делает ChatGPT и подобные программы такими сверхъестественными: способность ИИ отвечать на любое приглашение языком, звучащим по-человечески, может свидетельствовать о том, что у машины есть какие-то намерения, даже разум.
Но затем программа говорит что-то совершенно абсурдное — что в числе девятнадцать 12 букв или что парусники — млекопитающие, — и пелена спадает. Хотя ChatGPT может генерировать плавную, а иногда и элегантную прозу, легко проходя тест Тьюринга, преследовавший область ИИ более 70 лет, он также может показаться невероятно глупым и даже опасным. Он ошибается в математике, не может дать самые простые инструкции по приготовлению пищи и демонстрирует шокирующие предубеждения. В новой статье ученые-когнитивисты и лингвисты обращаются к этому диссонансу, отделяя коммуникацию через язык от акта мышления: Способность к одному не подразумевает другого. В тот момент, когда эксперты зациклены на способности генеративного ИИ разрушить каждый аспект нашей жизни и работы, их аргументы должны заставить переоценить ограничения и сложности как искусственного, так и человеческого интеллекта.![]()
Исследователи объясняют, что слов могут не очень хорошо работать в качестве синекдохи для мыслей . В конце концов, люди идентифицируют себя в континууме визуального и вербального мышления; опыт неспособности выразить идею словами, возможно, столь же человечен, как и сам язык. Современные исследования человеческого мозга также предполагают, что «существует разделение между языком и мышлением», — говорит Анна Иванова, когнитивный нейробиолог из Массачусетского технологического института и один из двух ведущих авторов исследования. Сканирование мозга людей, говорящих на десятках языков, выявило особую сеть нейронов, которая срабатывает независимо от используемого языка (включая придуманные языки, такие как на’ви и дотракийский).
Эта сеть нейронов обычно не участвует в мыслительной деятельности, включая математику, музыку и программирование. Кроме того, многие пациенты с афазией — потерей способности понимать или воспроизводить речь в результате повреждения головного мозга — остаются способными к арифметическим и другим неязыковым умственным задачам.
В совокупности эти две совокупности свидетельств предполагают, что язык сам по себе не является средством мышления; это больше похоже на мессенджер. Использование грамматики и лексики для передачи функций, которые задействуют другие части мозга, такие как общение и логика, делает человеческий язык особенным.
ChatGPT и подобное ему программное обеспечение демонстрируют невероятную способность связывать слова вместе, но они борются с другими задачами. Попросите письмо, объясняющее ребенку, что Санта-Клаус — подделка, и оно выдаст трогательное послание, подписанное самим Святым Ником. Эти большие языковые модели, также называемые LLM, работают, предсказывая следующее слово в предложении на основе всего, что было до него (например, распространено мнение, что следует за вопреки ). Но попросите ChatGPT выполнить базовые арифметические и правописание или дать совет по жарке яиц, и вы можете получить грамматически превосходную чепуху: «Если вы приложите слишком много усилий, переворачивая яйцо, яичная скорлупа может треснуть и разбиться».
Эти недостатки указывают на различие, сходное с тем, которое существует в человеческом мозгу, между соединением слов и соединением идей — то, что авторы называют формальной и функциональной лингвистической компетенцией соответственно. «Языковые модели действительно хороши для создания беглого грамматического языка», — говорит лингвист Техасского университета в Остине Кайл Маховальд, другой ведущий автор статьи. «Но это не обязательно означает, что что-то, что может производить грамматический язык, способно выполнять математические или логические рассуждения, думать или ориентироваться в социальных контекстах».
Если языковая сеть человеческого мозга не отвечает за математику, музыку или программирование, то есть за мышление , то нет никаких причин, по которым искусственная «нейронная сеть», обученная на терабайтах текста, также будет хороша в этих вещах. «В соответствии с данными когнитивной нейробиологии, — пишут авторы, — поведение LLM подчеркивает разницу между хорошим владением языком и хорошим мышлением».
Таким образом, способность ChatGPT получать посредственные баллы на некоторых экзаменах в бизнес- и юридических школах является скорее миражом, чем признаком понимания.
Тем не менее, ажиотаж вокруг следующей итерации языковых моделей, которые будут обучаться на гораздо большем количестве слов и с гораздо большей вычислительной мощностью. OpenAI, создатель ChatGPT, утверждает, что его программы приближаются к так называемому общему интеллекту, который поставил бы машины на один уровень с человечеством. Но если сравнение с человеческим мозгом справедливо, то простое улучшение моделей в предсказании слов не приблизит их к этой цели. Другими словами, вы можете отказаться от представления о том, что программы ИИ, такие как ChatGPT, имеют душу или напоминают инопланетное вторжение.
Иванова и Маховальд считают, что для дальнейшего развития ИИ необходимы разные методы обучения — например, подходы, специфичные для логических или социальных рассуждений, а не для предсказания слов.
ChatGPT, возможно, уже сделал шаг в этом направлении, не только читая огромное количество текста, но и используя отзывы людей: супервайзеры могли комментировать, что представляет собой хорошие или плохие ответы. Но из-за небольшого количества подробностей об обучении ChatGPT неясно, на что был нацелен этот человеческий вклад; программа, по-видимому, считает, что 1000 одновременно больше и меньше 1062. (Вчера OpenAI выпустила обновление для ChatGPT, которое предположительно улучшает его «математические возможности», но, как сообщается, по-прежнему борется с основными проблемами со словами.)
Следует отметить, что есть люди, которые считают, что большие языковые модели не так хороши в языке, как пишут Иванова и Маховальд, — что они в основном являются прославленными автодополнениями, недостатки которых масштабируются вместе с их мощностью. «Язык — это больше, чем просто синтаксис, — говорит Гэри Маркус, когнитивист и выдающийся исследователь ИИ. «В частности, это также касается семантики».
Дело не только в том, что ИИ-чатботы не понимают математику или как жарить яйца — они также, по его словам, изо всех сил пытаются понять, как предложение получает значение из структуры его частей.
Например, представьте три пластиковых шарика в ряд: зеленый, синий, синий. Кто-то просит вас взять «второй синий шар»: вы понимаете, что они имеют в виду последний мяч в последовательности, но чат-бот может понять инструкцию как относящуюся ко второму мячу, который также оказывается синим. «То, что большая языковая модель — это хороший язык, — это преувеличение, — говорит Маркус. Но для Ивановой что-то вроде примера с голубым шаром требует не только составления слов, но и создания сцены, и как таковая «на самом деле речь идет не о собственно языке; речь идет о языке используйте ».
И неважно, насколько убедительно они используют язык, до сих пор ведутся здоровые споры о том, насколько такие программы, как ChatGPT, на самом деле «понимают» мир, просто получая данные из книг и статей из Википедии.
«Значение не дается», — говорит Роксана Гирью, компьютерный лингвист из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн. «Смысл обсуждается в наших взаимодействиях, дискуссиях не только с другими людьми, но и с миром. Это то, чего мы достигаем в процессе вовлечения посредством языка». Если это так, то для создания действительно разумной машины потребуется другой способ сочетания языка и мышления — не просто наслоение разных алгоритмов, но и разработка программы, которая могла бы, например, одновременно изучать язык и ориентироваться в социальных отношениях.
Иванова и Маховальд не отвергают полностью точку зрения, что язык олицетворяет человеческий разум; они усложняют. Люди «хороши» в языке именно потому, что мы сочетаем мысль с ее выражением. Компьютер, который овладевает правилами языка и может применять их, обязательно будет разумным — обратная сторона заключается в том, что узкая имитация человеческих высказываний — это именно то, что сдерживает машины. Но прежде чем мы сможем использовать наш органический мозг для лучшего понимания кремниевых, нам потребуются как новые идеи, так и новые слова, чтобы понять значение самого языка.
А. Ивин. — 4-е изд., испр. и…
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра логики
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет
В. Ломоносова, Философский факультет