Мышление как психический процесс. Виды мышления
Мышление как психический процесс. Виды мышления.
Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению он познает такие особенности, свойства и признаки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредственно.
Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.
Раскрыв связи, существующие между предметами, человек может заглянуть в глубь вещей и предвидеть их изменение под воздействием разных причин.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [4].
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значения те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, поскольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира [22].
Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи, ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления.
При этом мышление обеспечивается системами, функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [23].
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. Только пользуясь средствами языка, человек, исходя из данных, полученных путем ощущений и восприятий, может подняться до отвлеченного мышления, отразить существенные закономерности наблюдаемых явлений [6].
5. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
6. Мышление имеет целенаправленный характер. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.
Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией [24].
Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других – различными.
Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части [14]. Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и пр. [8]
Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложения – в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.
Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление явления на основе описания его отдельных признаков или свойств).
Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для выработки умения производить эти операции мысленно. Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприятия, анализ и синтез должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез. Например, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная характеристика этих героев, этих деятелей.
Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.
Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах. Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем, виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.
Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваиваются общие положения, а содержание остается неясным. Поэтому учитель не должен довольствоваться тем, что дети правильно воспроизводят общие положения, а должен добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного частного случая.
Все мыслительные процессы: анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также суждения и умозаключения – происходят у человека при помощи языка, при помощи внешней или внутренней речи.
Мышление может осуществляться с помощью практических действий или на уровне оперирования представлениями (образами), а так же словами, то есть во внутреннем плане. Таким образом, исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют:
Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Степень его логичности зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.
Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное её восприятие, которое не менее реально, объективно-понятийное. Без того, или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.
Отличительная черта наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения исполнения этой деятельности.
Образное мышление является сложным и гибким, обобщенным и свободным мышлением по отношению к познаваемым единичным предметами практическим действиям, направленным на овладение ими. Однако наглядно-образное мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной действительности, не выражаемым каким-либо наглядным образом. Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такое понятие как «сила», «стоимость», «справедливость», «добро», «честность», «истина» и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-логическому мышлению.
Важной особенностью этого способа мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным [10]. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных, т.е. выполняет роль мыслительной операции.
Таким образом, из данного параграфа можно выделить, что как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем.
Мышление имеет целенаправленный характер, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Оно опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества.
Мышление рассматривается как психическая деятельность, которая включает ряд операций. К основным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Мышление осуществляется с помощью практических действий или на уровне образов, слов, что позволяет выделить три вида мышления: словесно –логическое, наглядно – образное и наглядно – действенное.
Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности.
Психология мышления — один из самых увлекательных и вместе с тем наиболее трудных разделов психологии. Это обусловлено как сложностью самого предмета, так и многообразием аспектов его изучения, теоретических и практических.
Стремление человека познать законы мышления задолго до оформления психологии в самостоятельную науку. Мышление всегда было и до сих пор остается предметом изучения самых разных дисциплин: гносеологии и логики, педагогики, физиологии, кибернетики. Вопрос о природе мышления (сознания) и его отношении к бытию явяется основным вопросом философии.
В марксистско — ленинской философии мышление понимается как процесс отражения объективной действительности, представляя высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущений и восприятия мышление выходит за границы только чувственного отражения, имеет обобщенный и опосредованный характер и позволяет получать знания о существенных свойствах и связях реального мира.
Диалектико — материалистическое понимание высших познавательных процессов составляет основу изучения мышления в советской психологии. Однако оно не снимает необходимости поиска собственного психологического определения мышления. Напротив, с переходом от философского к психологическому аспекту изучения мышления возникает необходимость в различении таких фундаментальных понятий, как мышление и сознание и познание. Выделение специфики научно — психологического исследования мышления является достаточно острой проблемой.
Только при изучении темы мышления мысль обращается на саму себя, пытаясь понять собственные законы. Вместе с тем она направлена на изучение внешнего мира, в процессе познания которого создаются различные науки о нем. Не случайно поэтому наука о самом мышлении впервые возникла как результат выделения и обобщения адекватных правил научного познания, средств и способов рассуждения. Речь идет о формальной логике, основные понятия которой позволяли в отвлеченной форме описывать любые мыслительные процессы.
Итак, в настоящее время психология мышления имеет дело с широким спектром феноменов и процессов, которые по разным критериям входят в изучаемую ею область. Необходимо определить эту область, сформулировать то определение мышления, которое фактически служит основой для его мышления в современной психологии.
Ввиду разнообразия современных исследований высших познавательных процессов необходимо определить мышление в широком и в узком смысле.
В широком смысле мышление человека понимается как активная познавательная деятельность, а так же как внутренний процесс планирования и регулирования внешней деятельности. Вопрос о том, как мы мыслим, с этой точки зрения означает: как мы «видим», представляем и понимаем окружающий мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Такое понимание мышления позволяет учитывать его связь с другими психическими процессами и характеризует , прежде всего, исследования развития познавательной деятельности, ее качественных стадий и способов осуществления, а также исследования практического интеллекта.
Определение мышления в узком смысле используется в первую очередь в его экспериментально — психологических исследованиях. Оно восходит к первым попыткам выделить специфические особенности мыслительного процесса с простым течением представлений, подчиняющихся ассоциативным законам, т.е. просто умственной деятельностью. В качестве таких особенностей были выделены целенаправленный и продуктивный характер мыслительного акта.
Рассмотрим основные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.
Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.
В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.
Применение правила включает две мыслительные операции:
определить, какое именно правило привлечь для решения;
применение общего правила к частным условиям задачи.
Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.
Творчество двойного процесса «Система 1″ Мышление
» Я отступаю от сознательного мышления и передаю проблему своему бессознательному разуму. Он будет сканировать более широкий набор паттернов и находить новые близкие совпадения из другой информации, хранящейся в моем мозгу. » – Артур Фрай, один из создателей стикера Post-it note
Идея о том, что сознание включает в себя различные потоки мысли, имеет долгую историю. Пол Бакан показал это еще в средневековых писаниях в Зоар , одной из книг еврейских мистических библейских комментариев в Каббале , можно найти различие между двумя формами познавательного мышления: хокма, или мудрость, и бинах , или интеллект. Первое было связано с правым полушарием и синтетическими психическими процессами, а второе — с левым полушарием и аналитическим мышлением. Эта концепция двойственной природы непрерывной умственной обработки также восходит к раннему расцвету неврологических исследований и теорий в работах А. Л. Уигана и Дж. Хьюлингса Джексона. Эта ранняя работа предполагала, что действительно могут быть две формы мышления, пропозициональный или вербально-аналитический и репрезентативный или то, что мы могли бы сегодня назвать нарративным или эмпирическим.
В то время как мозговые исследования во второй половине 20 -го -го века были сосредоточены на относительно грубых связях таких форм мышления с левым и правым полушариями мозга, недавние технологические достижения в области визуализации мозга предполагают возрождение и возрождение научных исследований как психологических — поведенческие и неврологические данные, касающиеся возможной двойственности происходящих сознательных процессов. В недавно вышедшей книге Дэниела Канемана «Думай быстро и медленно» описываются современные исследования двух систем разума. «Система 1» мыслительные процессы работают автоматически, быстро обрабатывают информацию, находятся под сильным влиянием контекста, биологии и прошлого опыта, помогают людям отображать и ассимилировать вновь приобретенные стимулы в ранее существовавшие структуры знаний и самоочевидно значимы (только опыт важен). достаточно для веры). Напротив, «Система 2» мыслительные процессы сознательно контролируются, требуют усилий, преднамеренны и требуют обоснования с помощью логики и доказательств.
Хотя книга Канемана и его исследования оказали влияние на психологию и экономику, помогая нам понять ошибочность человеческого мышления и принятия решений, мы считаем, что его акцент на ошибочности Системы 1 упускает из виду важную адаптивную ценность Системы 1 для творчества. мысль и воображение . Система 1 — это широкая система, включающая в себя эволюционные адаптивные тенденции, опыт в конкретной области, приобретенный в течение жизни человека, связанного с обучением, эпизодические воспоминания, интуитивные чувства и неявные способности к обучению. Отражая разнообразие процессов Системы 1, существует множество различных теорий двойного процесса, и разные теоретики подчеркивают разные аспекты Системы 1. Хотя, безусловно, есть моменты, когда наша неспособность использовать Систему 2 для преодоления Системы 1 может привести к ошибкам. в рассуждениях и принятии решений мы также думаем, что бывают критические моменты, когда можно не использовать Систему 1, чтобы обойти Систему 2!
В свежей статье в Journal of Personality Пол Норрис и Сеймур Эпштейн (весьма влиятельный теоретик двойного процесса и создатель когнитивно-эмпирической теории Я) обнаружили, что эмпирический стиль мышления ( Система 1), но не рациональный стиль мышления (Система 2), положительно ассоциировался с показателями креативности, юмора, эстетического суждения и интуиции, а также с показателями самоотчета об эмпатии и социальной популярности. Рациональный стиль мышления был связан с некоторыми мерами приспособления, и оба стиля мышления были положительно связаны с личностным ростом. Интересно, что то, что люди сообщали о своем собственном стиле мышления, как правило, согласовывалось с наблюдениями других людей об их стиле мышления. Как отмечают Норрис и Эпштейн,
«Эти две системы имеют уникальные недостатки, а также преимущества. Таким образом, рациональная система [Система 2], хотя и превосходит экспериментальную систему [Систему 1] в абстрактном мышлении, уступает в своей способности автоматически и без усилий направлять повседневную жизнь. поведение, а эмпирическая система, хотя и превосходит в управлении повседневным поведением, уступает в способности мыслить абстрактно, понимать причинно-следственные связи, откладывать удовлетворение и планировать на отдаленное будущее.Поскольку каждая система имеет одинаково важные преимущества и недостатки, ни одна система не может считаться превосходящей другую».
Подобные идеи также можно найти в новых концепциях человеческого интеллекта. Согласно недавней теории человеческого интеллекта о двойственном процессе, ни один из способов мышления не является абсолютно более важным, чем другой. Вместо этого ключом как к интеллекту, так и к творчеству является способность гибко переключаться между различными режимами мышления в зависимости от требований задачи.
Чтобы представить ситуацию в перспективе, вот краткое изложение ряда результатов, сделанных за несколько лет, показывающих положительные и отрицательные качества, связанные с рациональным и экспериментальным стилем мышления (адаптировано из недавней статьи Норриса и Эпштейна):
Какой потрясающий список положительных качеств! Было бы неплохо иметь всех положительных атрибутов, при этом сводя к минимуму отрицательные эффекты каждого, не так ли?
Одним из чудес Системы 1 является ее способность передавать творческие идеи Системе 2. Часто это происходит именно тогда, когда Система 2 отдыхает. Канеман называет «ленью» отказываться от своей Системы 2, но наши интервью даже с учеными показывают, что «очень трудно» поддерживать длинные последовательности абстрактных мыслей. Мало того, вместо того, чтобы быть ленивым, он может иногда быть гениальным. Существует множество известных анекдотов о пользе инкубации или времени, проведенного вдали от задачи, для творческого подхода к решению проблемы. Научные открытия последних лет подтверждают важность того, чтобы разум инкубировался.
В ходе недавнего исследования Джонатан Смоллвуд и его коллеги обнаружили, что участники, которым в течение инкубационного периода давали легкое задание, способствующее блужданию ума, демонстрировали более значительные улучшения в творчестве по сравнению с теми, кто выполнял сложную задачу, спокойно отдыхал или отсутствие перерыва в инкубационном периоде. На самом деле, люди, которых заставили блуждать в мыслях, продемонстрировали улучшение на 40% по сравнению с их исходным уровнем творческих способностей! Что тут происходит? Исследователи предполагают, что « блуждание ума может повысить креативность за счет увеличения вероятности бессознательной ассоциативной обработки, что согласуется с гипотезой распространяющейся активации эффектов инкубации. . Другими словами, когда мы позволяем своему уму блуждать, мы можем увеличить шансы того, что Система 1 создаст для нас творческие ассоциации.
Конечно, Система 1 не выполняет всю работу. Наиболее творческие озарения обычно связаны с каким-то удивительным взаимодействием между текущим содержимым вашей рабочей памяти и долговременными воспоминаниями, хранящимися в Системе 1. Недавний увлекательный эксперимент подтверждает эту точку зрения. Исследователи исследовали функциональные характеристики мозга участников, когда они выполняли задачу, связанную со способностью постоянно обновлять содержимое рабочей памяти. Ни у одного из испытуемых не было в анамнезе неврологических или психических заболеваний, и у всех были сохранные способности к оперативной памяти. Во время сеанса сканирования фМРТ они выполняли две разные версии одной и той же задачи на рабочую память, причем одна версия требовала гораздо большей концентрации, чем другая.
Участников попросили проявить свои творческие способности несколькими способами: придумать уникальные способы использования типичных предметов, представить желаемые функции обычных предметов и представить себе последствия происходящих «невообразимых вещей». Тест креативности, который они использовали, в предыдущих исследованиях был связан с открытостью опыту и частотой визуальных гипнагогических переживаний (например, осознанных сновидений, галлюцинаций), которые, в свою очередь, были связаны с яркостью ментальных образов.
Исследователи обнаружили, что чем изобретательнее участник, тем больше активности в его сети мозга по умолчанию было изменено . Сетевые области мозга по умолчанию наиболее активны, когда люди сосредоточены на содержании Системы 1 (их внутреннем потоке сознания). В этом исследовании творческим людям было труднее всего подавить область предклинья их сети мозга по умолчанию, когда они выполняли более сложную задачу рабочей памяти. Предклинье — это область сети по умолчанию, которая обычно демонстрирует самые высокие уровни активации во время отдыха (когда человек не сосредотачивается на внешней задаче). Предклинье было связано с психическими представлениями о себе и поиском эпизодической памяти.
Как это способствует творчеству? По мнению исследователей, « такая неспособность подавить, казалось бы, ненужную когнитивную деятельность может на самом деле помочь творческим субъектам в связывании двух идей, представленных в разных сетях. ». Другими словами, наиболее творческими людьми были те, у кого была способность к оперативной памяти для решения сложной задачи, но также был «открытый ум», позволяющий блуждающим мыслям, поступающим из Системы 1, создавать творческие связи. В некотором смысле эти творческие люди могли одновременно жить в состоянии сна, концентрируясь на внешнем мире. Это довольно жонглирование, но творческие люди, кажется, могут делать это более плавно, чем другие!
Любопытно, что предыдущие исследования показали подобную неспособность деактивировать сеть по умолчанию среди больных шизофренией и их родственников (которые более склонны к шизотипии). Это не означает, что блуждание ума обязательно является патологией. Ключом к функциональному творчеству является способность держать внутренний поток сознания Системы 1 «наготове», при этом концентрируясь на внешней задаче. Похоже, что творчеству полезно немного сойти с ума, пока вы в конечном итоге можете вернуться к реальности.
Еще одно недавнее исследование, проведенное в лаборатории Джонатана Скулера, подтверждает важность обоих мыслительных процессов для творчества. Люди прошли творческий тест, требующий способности идентифицировать слово, общее с другими словами. Пока они выполняли задание, экспериментатор поймал их на том, что они отключились, а также им дали возможность сообщить, когда они поймали себя на блуждании ума. Участники также выполнили меру торможения, требуя, чтобы они прочитали вслух четыре коротких рассказа, игнорируя определенные части текста.
В то время как зонирование вредило творчеству, те, кто ловил себя на блуждании мыслей, демонстрировали лучшие результаты в плане креативности. Те, кто ловил себя на блуждании ума, также демонстрировали самый высокий уровень тормозящего контроля. Эти результаты согласуются с недавним исследованием, проведенным Дженнифер Маквей и Майклом Кейном, которые обнаружили, что люди с лучшим тормозным контролем — это те, кто ловит себя на блуждании ума и имеет низкий уровень выхода из зоны. Это исследование выходит за рамки этих выводов, но также подчеркивает важность блуждания ума: « Это исследование предполагает, что и творческое мышление, и блуждание ума могут зависеть от способности мысленно дистанцироваться от того, что вы делаете, сохраняя при этом метаосознание содержания воображения». Как отмечают Скулер и его коллеги в недавнем обзоре, ряд исследований различий в настоящее время предполагают, что блуждание ума отражает эти два важнейших процесса: способность отключать внимание от восприятия, а также способность замечать текущее содержание сознания (« метасознание»). Другими словами, способность использовать ваши мыслительные процессы Системы 1 таким образом, чтобы это было доступно для Системы 2. Все дело в динамическом взаимодействии двух режимов человеческого познания.
Нет никаких сомнений в том, что Дэниел Канеман и его покойный коллега Амос Тверски проделали прекрасную работу по каталогизации всех способов, которыми Система 1 способствует некоторым из наших предубеждений в рассуждениях и решении проблем. Но среди рассуждений Канемана о вкладе Системы 1 во многие ошибки, обнаруженные в человеческом мышлении, мы надеемся, что творческий потенциал Системы 1 не потерян. Как мы упоминали в нашей предыдущей статье, нам не нужно продвигать ни System 1 , ни System 2. Мы можем продвигать обе. При этом мы продвигаем истинное творчество — творчество, которое одновременно ново и полезно. Проще говоря: мы считаем, что Система 1 заслуживает большей любви.
Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.
ОБ АВТОРАХ
Доктор Скотт Бэрри Кауфман — когнитивный психолог, специализирующийся на развитии интеллекта, творчества и воображения в сфере образования, бизнеса и общества. Скотт применяет различные точки зрения, чтобы прийти к более глубокому пониманию и оценке всех видов ума и способов достижения величия. Он является адъюнкт-профессором психологии в Нью-Йоркском университете, соучредителем The Creativity Post и старшим педагогическим консультантом The Future Project.
Доктор Джером Л. Сингер — почетный профессор психологии Йельского университета. Он получил докторскую степень в области клинической психологии в 1950 году в Пенсильванском университете, а также обучение психоаналитику. Он является специалистом в области исследований психологии воображения и мечтаний. Доктор Сингер является автором статей о мыслительных процессах, образах, личности и психотерапии, а также о детских ролевых играх и влиянии телевидения. Следите за новостями Скотта Барри Кауфмана и Джерома Л. Сингера в Твиттере
Последние статьи Скотта Бэрри Кауфмана и Джерома Л. Сингера
- Истоки позитивно-конструктивного мечтания
Познание 101: исполнительные функции, когнитивные процессы и способности
- Что такое познание?
- Значение когнитивных процессов и когнитивных функций
- APA определение познания
- Список когнитивных функций, процессов, способностей и связанных с ними понятий
- Исполнительные функции
- Основные исполнительные функции
- Исполнительные функции высшего порядка
- Интеллект, навыки и обучение через процессы «сверху вниз» и «снизу вверх».
- Более глубокие слои познания
- Что такое когнитивные способности?
- Как измеряются когнитивные способности?
- Где в мозгу происходит познание?
- Что такое когнитивные ресурсы?
- Чем занимаются когнитивные психологи и когнитивисты?
- Гипопознание и гиперпознание
Что такое познание?
Познание относится ко всем психическим процессам, которые ведут к мыслям, знаниям и осознанию. Лежащие в основе механизмы называются когнитивными процессами. Они управляют когнитивными функциями, такими как внимание, сопоставление с образцом, решение проблем, память, обучение, принятие решений, речь, умственная обработка, восприятие, воображение, логика, стратегическое мышление и т. д.
Слово «познание» происходит от латинского слова 9.0003 cognoscere , что означает «узнавать».
Значение когнитивных процессов и когнитивных функций
Когниции состоят из слоев процессов и компонентов. Думайте об этом как о кубике Рубика, который имеет смысл, даже если он не собран. Каждый квадрат представляет собой когнитивный процесс, и любой тип окончательного расположения (правильное решение, смешанные цветовые узоры) представляет когнитивные способности или когнитивные функции.
- Когнитивные процессы — это психические процессы, которые помогают нам взаимодействовать с миром и интерпретировать наш опыт.
- Когнитивные функции — это умственные способности более высокого порядка, такие как обучение, запоминание, принятие решений, творческое мышление, движение, речь и решение проблем.
Познание (причудливый термин для обозначения мыслей) часто считается вербальным мышлением, но оно также включает другие формы мышления, такие как слуховые образы (ментальные звуки), визуальные образы (ментальные образы) и кинестетические образы (мысленно воспринимаемые телесные образы). ощущения). Обратите внимание, что когниции (с буквой «s») обычно указывают на мысли, а когнитивные процессы/функции/способности указывают на все остальные процессы, указанные ниже.
Определение познания APA
Американская психологическая ассоциация определяет познание как «все формы знания и осознания, такие как восприятие, понимание, запоминание, рассуждение, суждение, воображение и решение проблем». Наряду с аффектом (эмоциями) и волей (мотивация, намерение) это один из трех традиционно идентифицируемых компонентов разума.
Список когнитивных функций, процессов, способностей и связанных понятий
Вы можете рассматривать следующие термины как когнитивные процессы (меньшие единицы познания), а также когнитивные способности (общая компетентность в типе когнитивного процесса). Это примеры познания в целостном смысле — общей когнитивной способности человека. Генетические тенденции, биологическая структура, прошлые знания и опыт, ожидания, навыки, опыт, мотивация, эмоции, сон, диета, благополучие и т. д. влияют на них.
- Ощущение: Информация поступает в нашу сенсорную систему. Подробнее
- Восприятие : Обработка и интерпретация сигналов органов чувств, а также сигналов, генерируемых мозгом.
- Обучение : Приобретение и демонстрация надежной тенденции делать что-то новое. Это процесс приобретения новых знаний таким образом, чтобы их можно было использовать в будущем. Это означает, что обучение происходит, когда мы модифицируем предыдущие познания и поведение или приобретаем новые познания и поведения. Подробнее и Подробнее
- Память : Способность получать и хранить информацию. Обучение и память похожи в том смысле, что оба требуют относительно стабильных изменений в нейронных сетях. Память — это глобальный психический феномен, который просто означает изменения в нейронных структурах, которые представляют информацию и делают ее связной. А обучение — это процесс создания этих изменений. Все виды познания, включая обучение, используют «единицы памяти». Память проверяется и воссоздается в процессе запоминания. Процесс узнавания проверяет память. Но память влияет на нас и бессознательно, через связанные с ней чувства. Читать далее
- Гнозис: Способность распознавать то, что вы уже узнали, с помощью органов чувств: людей, автомобили, продукты и т. д. Дартс, танцы, секс, музыка, смешанные боевые искусства и т. д.
- Мышление : Процесс, при котором разум активно создает осмысленные последовательности символов. Эти символы обычно совпадают с языками (внутренний диалог), ментальными образами и предполагают переключение внимания на внутреннюю и внешнюю информацию. Эти символы обычно надежны и постоянны, например, слова, формы и цвета. Подробнее
- Скорость обработки : Скорость обработки информации. Зависит от прошлого опыта (обучения), доступа к памяти, силы необходимых нейронных связей и объема рабочей памяти.
- Прайминг : Влияние чего-либо на будущее познание.
- Внимание : Возможность установить приоритет одного типа информации над другим типом. Мозг использует максимум ресурсов, чтобы справиться с этой приоритетной информацией. Читать дальше
- Значимость : Способность сосредоточиться и сделать что-то более выраженным с помощью слов, внимания и воспоминаний.
- Наблюдение : Способность обращать внимание и распознавать аспекты окружающей среды (и в уме)
- Бдительность : Пристальное внимание, обычно с выступающей и подготовленной информацией.
- Осведомленность : Признание познания. Это непрерывный мониторинг своих мыслей и восприятия, часть метапознания.
- Эвристика : Умственные ярлыки и склонность мыслить определенными шаблонами. Как учить ходы в шахматах.
- Предубеждения : Склонность мыслить определенным, но искаженным образом. Предубеждения создают тенденцию обращать внимание на определенный тип познания, а не на другие типы. Например, предвзятость к негативу, которая подчеркивает негативные события больше, чем позитивные. Подробнее
- Перспективы и ментальное вращение : Способность манипулировать своей точкой зрения на ситуацию или объект. Когнитивная эмпатия — это версия более высокого порядка.
- Творческое познание : Набор когнитивных процессов, лежащих в основе творческой работы, включая дивергентное мышление, конвергентное мышление, уровни интерпретации, ментальные модели и т. д. Подробнее
- Спонтанное познание : Мысли, которые возникают он относительно простаивает, а сеть в режиме по умолчанию активна. Подробнее
- Социальное познание : Все формы познания, которые включают других людей и социальные концепции, такие как отношения, группы, суждения, популярность, запугивание, мораль и т. д. Подробнее
- Слуховое познание : Когнитивные процессы, основанные на слуховой информации – речь, звуки, озвучивание эмоций, музыкальные способности, распознавание уникальных голосов, чтение субтитров с иностранными звуками и т. д.
- Зрительное познание : Когнитивные процессы на основе на визуальную и пространственную информацию – цвета, формы, расположения, местоположения, направления, градиенты, детали на основе стимулов и т. д.
- Метапознание: Размышление о мыслях и познание о познании. Подробнее
Чтобы упростить многие аспекты познания, исследователи классифицируют познание как горячее познание и холодное познание. Горячее познание включает в себя эмоции и мотивацию. Холодное познание — это более нейтральная обработка необработанной информации. В рамках обеих этих категорий все аспекты познания можно условно разделить на 4 категории: сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память и исполнительные функции (когнитивный контроль).
Управляющие функции
Ниже по когнитивному узлу находится основной набор когнитивных процессов, называемых исполнительными функциями (когнитивный контроль), которые помогают нам направлять, планировать, инициировать, останавливать, отслеживать и модифицировать наши взаимодействия с внешним миром и внутренний мир. Это похоже на управленческую команду или «исполнительную систему» для всех аспектов познания и поведения.
Определение: Согласно Рэймонду К.К. Чан, Дэвид Шам, Тимотиа Тулопулу, Эрик Ю.Х. Чен «Исполнительные функции» — это общий термин для таких функций, как планирование, рабочая память, торможение, умственная гибкость, а также инициирование и контроль действия. Исполнительные функции — это гибкие, целенаправленные и адаптивные когнитивные функции. Обычно они больше всего вовлечены в новые, сложные ситуации.
Исполнительные функции помогают нам воплощать идеи в жизнь и думать. Они помогают нам вести содержательные разговоры.
Основные исполнительные функции
Основные исполнительные функции работают вместе, а не изолированно.
- Контроль внимания (концентрация, отвлечение) – Выбор того, на чем сосредоточиться, а что игнорировать. Также известен как «исполнительный контроль внимания». Это помогает нам ориентироваться, сохранять бдительность и разрешать конфликты между вариантами, на которых нужно сосредоточиться. Есть 2 вида внимания.
- Внешнее внимание : Что-то привлекает ваше внимание. Автоматический, восходящий, управляемый стимулом, непроизвольный. Это внимание обычно не считается исполнительной функцией, но остается основным когнитивным процессом.
- Эндогенное внимание : Вы фокусируете свое внимание. Целеустремленный, нисходящий, целеустремленный, добровольный
- Избирательное внимание: способность выбирать, на чем сосредоточиться, а что игнорировать.
- Распределенное внимание: разделение внимания и управление информацией из двух или более областей, на которых мы концентрируемся. Это то, что мы делаем в режиме многозадачности.
- Оперативная память (временное хранение информации) – Запоминание OTP или номера телефона. Временное хранилище памяти не статично, оно динамично, и мы можем манипулировать информацией в нем в режиме реального времени. Обычно существует ограничение на объем оперативной памяти.
- Вербальная память/фонологическая петля : Кратковременная память на язык, звуки, понимание и т. д.
- Зрительно-пространственный блокнот : Кратковременная память на визуальные детали, местоположения, пространство и отношения между объектами.
- Эпизодический буфер : Система краткосрочной целостной памяти + Способность обрабатывать информацию, поступающую из всех частей мозга, которая влияет на кратковременную память.
- Тормозной контроль (остановка мысли или импульса) – Прекращение автоматизированной реакции или экзогенного внимания. Саморегуляция (приспособление к себе) является родителем тормозящего контроля, который включает мотивацию, эмоции и модели поведения.
- Ингибирование реакции : Не позволять себе делать что-то импульсивное.
- Подавление помех : Восстановление внимания для концентрации внимания, остановка мыслей. Также называется когнитивным торможением.
- Когнитивная гибкость (переключение умственных передач, поиск новых точек зрения) – Переключение между задачами и идеями без потери понимания того, что мы думаем. Высокая когнитивная гибкость также позволяет нам рассматривать идею с разных точек зрения или уровней обработки (конструкционные уровни) и иметь несколько одновременных мыслей. Когнитивная гибкость тесно связана с творческим мышлением и решением проблем более высокого порядка.
В то время как традиционные взгляды рассматривают контроль внимания или исполнительное внимание как небольшой компонент трех других исполнительных функций, некоторые исследователи утверждают, что внимание (или фокус) является еще одной исполнительной функцией.
Эти основные когнитивные функции (или исполнительные функции) помогают нам создавать исполнительные функции более высокого порядка, используя дополнительные «ресурсы» из нашего предыдущего обучения и памяти. Таким образом, исполнительные функции высшего порядка представляют собой комбинацию основных исполнительных функций, которые используют единицы «знания» из того, что мы уже выучили или можем вспомнить. Эти единицы знания включают в себя все, от языка, опыта, воспоминаний, ожиданий и эмоций.
Одним из примеров исполнительной деятельности высшего порядка является просмотр Amazon и выбор лучшего продукта для покупки. Он использует рабочую память, сдерживающий контроль, чтобы не покупать импульсивно, контроль внимания, чтобы отслеживать то, что важно, саморегуляцию, чтобы справиться с вашим бюджетом, когнитивную гибкость, чтобы сравнивать различные продукты, и полагаться на прошлые знания, такие как опыт работы с брендом. и воспоминания о разговорах с друзьями по поводу рекомендаций.
Высшие исполнительные функции
- Реляционное мышление и логика: Сравнение и сопоставление идей, чтобы понять, что логично. Он включает в себя понимание фактов, предположений и условий, таких как ЕСЛИ, И, ИЛИ и НО. Рациональное мышление — это тип реляционного мышления.
- Принятие решений: Взвешивание «за» и «против», выбор трех лучших вариантов, игнорирование худших, поиск компромисса и т. д. выполнить задание, просмотреть свой план, определить, где вам нужно импровизировать и т. д.
- Решение проблем: Понимание компонентов проблемы, разбивка или переформулирование проблем, сбор ресурсов для их решения, определение оптимальных или экономичных решений и т. д. Игра в головоломки, такие как шахматы и судоку, способствует решению проблем.
Адель Даймонд разработала модель исполнительных функций. Вы можете прочитать оригинальную статью здесь или обратиться к диаграмме ниже (также из статьи).
Интеллект, навыки и обучение посредством процессов «сверху вниз» и «снизу вверх»
По словам Адель, подвижный интеллект — тип интеллекта, описывающий способность мыслить, планировать и рассуждать — это то же самое, что и исполнительные функции более высокого порядка. Другой аспект интеллекта, называемый кристаллизованным интеллектом , больше связан с вашим опытом и прошлыми знаниями.
Они оба связаны, но различаются в зависимости от роли, которую играют исполнительные функции. Исследования нейровизуализации показывают, что люди, которые хорошо справляются с новыми задачами, требующими исполнительных функций, имеют высокую активность в латеральной префронтальной коре. Но когда задачи становятся привычными, те, кто лучше всего справляется с ними, меньше всего используют латеральную префронтальную кору. Поэтому, когда задача знакома, потребность в исполнительных функциях отпадает.
Мы можем рассматривать некоторые исполнительные функции как нисходящую систему управления, в которой мы осуществляем исполнительный контроль (сверху) над информацией или работой, которую мы делаем (снизу). Если задача новая или кто-то осваивает новый навык или изучает новую тему, контроль сверху вниз может быть полезен. Но для тех, кто много практиковался и имеет опыт, контроль сверху вниз может помешать работе. Как только обучение происходит, оно становится автоматическим с новыми нейронными связями, предназначенными для этого обучения. Таким образом, подход «сверху вниз» вмешивается в процесс, игнорируя прошлые знания. Вот почему эксперты и квалифицированные специалисты могут полагаться на свое внутреннее чутье и работать хорошо, но если просить их контролировать и оценивать свой процесс, это может помешать их работе.
Подобно процессам «сверху вниз», некоторые исполнительные функции основаны на подходе «снизу вверх». Основные исполнительные функции «контроля внимания» и «торможения» часто зависят от характеристик стимулов, таких как размер и форма. ( стимулы — это все, что может изменить умственную деятельность .) Отвлекающие факторы, непреодолимые ощущения, случайные повторяющиеся мысли и т. д. осуществляют восходящий контроль над нашим познанием.
Управление снизу вверх и управление сверху вниз редко изолированы друг от друга. Например, во время учебы громкие звуки могут осуществлять контроль «снизу вверх», а затем другие мыслительные процессы, такие как запоминание целей, могут осуществлять контроль «сверху вниз» и устранять отвлекающие факторы.
Интеллект состоит из многих уровней познания и когнитивных способностей, таких как рассуждение, словесные навыки, планирование, логика и математика. Интеллект не является единым автономным «модулем», потому что несколько типов интеллекта, таких как музыкальный интеллект, социальный интеллект и практический интеллект, построены из одних и тех же когнитивных функций или исполнительных функций
Более глубокие уровни познания
Самый глубокий уровень познания абстрактна и полна теоретических когнитивных структур, объясняющих все формы познания. К ним относятся сенсорная абстракция, кросс-модальное соответствие, оценки, симуляции/прогнозы, мельчайшие биты данных и то, как они преобразуются, сотрудничество и конкуренция между сенсорными входами, преобразование сенсорных входов в восприятие и т. д.
Эти уровни познания не обязательно являются иерархией. У них есть петли обратной связи между собой, и они часто работают как единая система. Обычно наряду с такими факторами, как поведение, эмоции, окружающая среда, общество, инстинкт и генетика. Например, интеллект и креативность. Познание, особенно как система, связывающая реальность с внутренним ментальным пространством, составляет большую часть понимания сознания.
Что такое когнитивные способности?
Когнитивные способности — это когнитивные процессы и группы когнитивных процессов, которые можно осмысленно измерить. Проще говоря, все, что познается, может быть познавательной способностью, если вы можете измерить ее для практической пользы. Когнитивные способности можно улучшить, поэтому они являются когнитивными «навыками». Посмотрите, как вы можете когнитивно тренироваться играть на гитаре лучше .
Как измеряются когнитивные способности?
Обычно большинство когнитивных способностей измеряют с помощью тестов, требующих от человека выполнения задачи, которая указывает на когнитивные способности человека. Например, задача «Диапазон цифр» измеряет рабочую память для чисел. В этом задании человека просят вспомнить последовательность цифр и оценивают точность, ошибки и время.
Более сложные когнитивные способности включают измерение кратковременной памяти, а также контроль внимания и подавление помех. Одним из таких заданий является задание n-back, в котором человек должен запомнить символы, которые появились 9 раз.0003 n раунда назад. В серии случайных изображений нужно указать, когда конкретное фото появилось 2 раунда назад. Эту задачу можно усложнить, если отвлечь внимание или попросить человека сообщить об изображениях, которые он видел 5 раундов назад.
Музыкальные способности, математические способности, вербальные способности, рассуждение, сопоставление образов, решение проблем и т. д. являются когнитивными способностями более высокого порядка, которые включают все основные исполнительные функции, а также предшествующее обучение и память. Когнитивные способности подобны исполнительным функциям более высокого порядка, применяемым к определенной теме.
Тесты на интеллект и творческие способности представляют собой комбинацию нескольких когнитивных способностей. Как и тесты, подобные тесту Гибсона на когнитивные способности. Более распространенные примеры: тест когнитивных размышлений, тесты интеллекта Вешлера, тесты Стэнфорда-Бине, тесты Струпа, прогрессивные матрицы Равена.
Где в мозгу происходит познание?
Современные теории рассматривают всю кору головного мозга (складчатую область мозга) как основную область познания. Он разделен на 4 широких тематических региона.
- лобная доля коры, особенно префронтальная кора, жизненно важна для когнитивных способностей высшего порядка и исполнительных функций.
- теменная доля участвует в ощущении и восприятии.
- затылочная доля участвует в зрительном познании.
- Височная доля участвует в объединении воспоминаний, речи и слуховых данных.
Память + обучение, с другой стороны, широко распределены по всему мозгу. Текущее понимание состоит в том, что все формы нейронных изменений объясняют различные типы обучения и памяти: долговременную память, знание фактов, запахи, тексты песен, навыки, язык и т. д. Память подобна обширной сети плотно связанных «признаков». ». Например, модель расширяющейся активации памяти описывает память как миллионы разноцветных паутин, где каждый цвет представляет тесно связанную информацию, а каждое пересечение представляет отдельные «единицы памяти».
Для когнитивных функций существует грубая нейробиологическая иерархия. Познание, в широком смысле, — это способность нашего мозга обрабатывать информацию. Имея это в виду, восприятие и ощущение являются быстрой формой обработки информации. Обычно это происходит в подкорковых и задних корковых областях. Внимание работает на всех уровнях обработки. Исполнительные функции более высокого порядка, такие как принятие решений и решение проблем, представляют собой более сложную форму обработки информации, которая работает с предварительно обработанной информацией в более эволюционно молодых областях коры.
Исследования в области познания обычно направлены на обоснование измеримых способностей в идентифицируемых нейробиологических цепях.
Что такое когнитивные ресурсы?
Ряд психологических теорий используют слово «когнитивные ресурсы» для объяснения некоего неизвестного «требования». Например, позитивное настроение может активировать больше когнитивных ресурсов. Или любопытство и веселье увеличивают когнитивные ресурсы для обучения. Так что же такое когнитивные ресурсы?
- Структуры знаний: Отдельные бессмысленные единицы и более крупные полезные единицы связанной информации, формирующие контекст.
- Биологические ресурсы: Наличие нейротрансмиттера в синапсе, активность в области мозга, потребление глюкозы, глиальные клетки, рекрутирование дополнительных нервных структур для поддержки текущей обработки.
- Умственные ресурсы: Опора на старые структуры знаний, помогающие современному мышлению.
- Блокирующие ресурсы: Эмоции и другие воспоминания могут помешать нам что-то вспомнить. Как при синдроме кончика языка, когда все связанные детали блокируют нужное слово. Такие эмоции, как страх, также могут ограничивать мышление.
- Объем внимания: Человек может иметь узкое внимание, выделяющее мелкие детали, или широкое внимание, фокусирующееся на общей концепции и глобальной сути. По своей природе внимание является когнитивным ресурсом.
- Доступ и доступность: Не все, что мы узнали или имеем в памяти, доступно. Больше ресурсов означает более высокий доступ к тому, что уже имеется.
- Ведение домашнего хозяйства : Сон, свободное время и отдых обычно позволяют мозгу проходить техническое обслуживание и заранее определенные «очистки» нервных структур. Частично это может быть построение миелиновой оболочки на аксонах, чтобы ускорить нейронную связь. Или, изолируя несколько важных нейронных связей от многих ранее использовавшихся, чтобы «уменьшить размер» сети до ее максимальной биологической эффективности.
Помимо этого, когнитивные ресурсы также относятся к самому глубокому уровню познания, который мы обсуждали в предыдущем разделе. Эти когнитивные структуры не обязательно имеют смысл, но могут быть полезны в текущей обработке. Например, спонтанные мысли, возникающие в бездействующем мозгу, могут помочь в творчестве, потому что сеть режима по умолчанию получает доступ к большому количеству сетей мозга, которые могут представлять полезные знания.
Чем занимаются когнитивные психологи и когнитивисты?
Когнитивные психологи изучают разум на различных уровнях познания, обычно с помощью тщательно проводимых экспериментов, выявляющих определенный процесс. Затем они создают «модели когнитивных процессов» на основе этих данных. Теории памяти и обучения имеют прямое влияние на такие приложения, как образование, искусственный интеллект, маркетинг, реклама, терапия, психическое здоровье и реабилитация. Ознакомьтесь с этими терапевтическими идеями, основанными на познании .
Обучение, память, интеллект, принятие решений, когнитивные искажения и креативность являются одними из наиболее часто изучаемых когнитивных явлений с момента их популярности в XIX веке. 40-х и 50-х годов. Это популярное движение было интеллектуальным движением, названным когнитивной революцией . Он начал раскрывать секреты ума и процессов внутри.
Когнитивные психологи обычно занимают академические должности и должности в области исследований и разработок после получения степени доктора философии. Другие психологи и ученые сосредотачиваются на аспектах познания, основанных на их областях интересов, таких как музыка, пользовательский интерфейс / UX, дизайн продукта, образование, искусственный интеллект, спорт, самопомощь, лидерство и т. д. Все в людях может иметь когнитивную перспективу, даже искусственный интеллект и теология.
Смежные области: Лингвистика, когнитивные науки, вычисления, когнитивная нейробиология, нейробиология, социальная психология, философия, математика, искусственный интеллект, познание животных и образование.
Гипопознание и гиперпознание
Когда у нас нет когнитивных инструментов или нам не хватает слов, чтобы что-то понять, мы находимся в состоянии гипокогниции . В гипокогниции мы не обладаем умственными инструментами для понимания или восприятия чего-либо. Например, до начала пандемии COVID многие люди находились в состоянии медицинской гипокогниции. Мы также находимся в состоянии гипокогниции, чтобы говорить о сознании.
Когда мы чрезмерно применяем когнитивную структуру там, где это неуместно, мы находимся в состоянии сверхпознания. Например, применяя метафоры типа «найти себя» к физически, уникально расположенному вам.
С этим сообщением я надеюсь, что вы больше не гипокогнитивны в отношении познания:)
Было ли это полезно?
Средняя оценка 4.5 / 5. Всего проголосовало: 8
Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!
Давайте улучшим этот пост!
Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?
Адитья Шукла
Эй! Спасибо за чтение; надеюсь, вам понравилась статья. Я веду Cognition Today, чтобы нарисовать целостную картину психологии. На мой контент здесь ссылаются Forbes, CNET, Entrepreneur, Lifehacker, несколько книг, академических курсов и исследовательских работ.