Мышление свойства: операциональный состав, практическая значимость, виды

операциональный состав, практическая значимость, виды

Содержание:

  • Мышление в психологии — определение процесса
  • Особенности мыслительной деятельности
  • Виды процессов и их характеристики
  • Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
  • Свойства
  • Операциональный состав
  • Практическая значимость
  • Польза позитивного мышления

Содержание

  • Мышление в психологии — определение процесса
  • Особенности мыслительной деятельности
  • Виды процессов и их характеристики
  • Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
  • Свойства
  • Операциональный состав
  • Практическая значимость
  • Польза позитивного мышления

Мышление в психологии — определение процесса

Существует несколько десятков определений понятия «мышление».

  1. С точки зрения нейропсихологии и патопсихологии — это высшая психическая функция, в основе которой лежат психофизиологические механизмы.
  2. В социальных науках мышление рассматривается как социально обусловленный вид человеческой деятельности, сложившийся в результате исторического развития человека.
  3. В философии мышление изучается в первую очередь как категория, обусловленная функционированием сознания.
  4. В гештальтпсихологии под мышлением понимают последовательную смену гештальтов (целостных образов) путем инсайтов.
  5. Бихевиоризм рассматривает мышление как форму приспособления к новым условиям.

В общей психологии наиболее часто используется следующее определение.

Мышление — это высшая форма познавательной деятельности, проявляющаяся в процессе опосредованного отражения окружающей действительности с помощью понятий, суждений, умозаключений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В ходе мышления происходит:

  • обработка информации;
  • формирование представлений об объектах;
  • установление связей;
  • моделирование закономерностей.

Особенности мыслительной деятельности

На основании мыслительной деятельности человек:

  • решает познавательные задачи;
  • связывает события с помощью логики;
  • обобщает результаты чувственного опыта;
  • ориентируется в окружающем мире;
  • ставит и достигает цели.

Мыслительная деятельность обладает следующими особенностями:

  1. Целенаправленность — мышление всегда имеет конечную цель, оно направлено на решение конкретных задач или проблем. При различных формах психических расстройств происходит нарушение целенаправленности мыслительной деятельности человека.
  2. Опосредованность — умственная деятельность носит опосредованный характер. В ее основе лежит не только восприятие и ощущение, но и прошлый опыт, имеющиеся знания, анализ косвенной информации. Например, человек не может почувствовать рентгеновское излучение с помощью своих анализаторов, но знает, что оно существует.
  3. Обобщенность — познавая мир, человек находит общие черты в конкретных предметах. В обобщениях фиксируются наиболее существенные свойства объектов действительности. Обобщения выражаются посредством речи с помощью понятий. Простые понятия обладают конкретностью и однозначностью толкования. Например — стол, лиса, ученик. Сложные понятия имеют множество толкований и содержат широкую степень обобщений. Например — истина, бытие, добро.
  4. Субъективность — мыслительный процесс не может быть объективным, поскольку он напрямую зависит от мыслящего субъекта.
  5. Практичность — мышление связано с практической деятельностью человека и пронизывает все сферы социальной жизни.

Виды процессов и их характеристики

В зависимости от преобладания в мыслительном процессе вербальной, образной и практической составляющей выделяют 3 основных типа мышления:

  1. Предметно-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Словесно-логическое.

Предметно-действенное — опирается на непосредственное восприятие материального мира и практические действия с предметами. При данном типе мышления действия опережают мыслительный процесс.

Характерно для детей младшего возраста, которые проводят активные манипуляции с вещами. При этом решение проблемы осуществляется с помощью физического преобразования ситуации.

У взрослых людей не исчезает, а отступает на второй план. В развитой форме присутствует у людей, чья практическая деятельность непосредственно связана с конструированием, работой с техникой.

Характеристики предметно-действенной мыслительной деятельности:

  • наблюдательность;
  • внимание к деталям;
  • конкретность;
  • экспериментальность;
  • ориентированность на практику.

Наглядно-образное — связано с мысленными операциями в форме представлений и образов. Это более сложная форма мыслительной деятельности, чем предметно-действенное мышление. В простейшей форме возникает у детей в возрасте от 4-х до 7 лет. Функционирует за счет работы правого полушария головного мозга.

Характеристики:

  • тесно связано с воображением;
  • позволяет воссоздавать различные свойства предметов;
  • способно к установлению непривычных сочетаний и связей;
  • образ включает в себя не только визуальные, а все чувственные характеристики (например, двигательные и тактильные).

Словесно-логическое — вид умственной деятельности, осуществляемый с помощью речевых рассуждений и других операций со словесно-логическими конструкциями. Зачатки формируются в старшем дошкольном возрасте.

Характеристики:

  • функционирует на базе языка;
  • использует понятия и различные виды обобщений;
  • опирается на законы логики;
  • устанавливает закономерности и связи;
  • позволяет прогнозировать развитие событий.

Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость

Свойства

Мышление обладает следующими специфическими свойствами:

  1. Быстрота — способность решать поставленные задачи с высокой скоростью.
  2. Гибкость — умение приспосабливаться к меняющимся условиям, перестраиваться по ходу решения задания.
  3. Глубина — способность глубоко проникать в изучаемые явления, считывать не только поверхностный слой проблем, но и сущностные характеристики.
  4. Комплексность — использование различных типов мышления в оптимальных сочетаниях в зависимости от поставленных задач.
  5. Критичность — умение проверять гипотезы, критически относиться к фактам, не делать поспешных выводов. Самокритичность — способность находить ошибки в собственном мышлении, адекватно реагировать на замечания и критику.
  6. Оригинальность — способность самостоятельно решать проблему собственными методами, а не повторять имеющиеся алгоритмы и авторитетные мнения.
  7. Целенаправленность — умение фокусироваться на поставленной цели, задаче, проблеме.
  8. Широта охвата — интеграция информации из различных сфер.
  9. Экономичность — сокращение числа логических операций при решении задания, поиск оптимально короткого пути достижения цели.
  10. Интуитивность — способность быстро находить решение при недостатке исходных данных. Получение знаний без логического оформления путей достижения цели. Одно из наиболее спорных и малоизученных свойств мышления.

Операциональный состав

Умственная деятельность представляет собой набор взаимосвязанных мыслительных операций. Наиболее важными из них являются следующие:

  1. Абстрагирование
    — это умственная операция по отвлечению от некоторых конкретных признаков и свойств предмета с целью его изучения. При этом происходит концентрация на наиболее важных, существенных характеристиках объекта. В результате данной операции продуцируются понятия и суждения, формулируются законы.
  2. Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию. Заключается в возвращении мысли от общего к конкретному.
  3. Анализ — мысленное разделение предмета или явления на части. При этом предметом изучения становятся отдельные свойства, действия, отношения.
  4. Синтез — противоположный анализу процесс. Заключается в объединении отдельных частей в единое целое.
  5. Индукция — умозаключения, совершаемые на основе перехода от частного к общему.
  6. Дедукция — рассуждения, при которых происходит переход от общего к частному.
  7. Классификация — деление понятий на группы по наличию общих признаков и свойств.
  8. Сравнение — умственная операция по выявлению сходств и различий. В основе лежит анализ, поскольку процедура сравнения предполагает первоначальное выделение признаков и свойств, по которым будут сравниваться предметы или явления.
  9. Обобщение — логическая операция, в ходе которой происходит объединение объектов по их общим признакам, а также продуцирование понятий более широкого объема.

В умственной деятельности используется совокупность взаимосвязанных мыслительных процессов. Нельзя делать выводы, основываясь только на одной логической операции. Особенно часто возникают ошибки при использовании индуктивного метода. Пример: человек опускает в воду вилки, ложки и другие крупные металлические предметы. На основании этого он делает ошибочный вывод, что все металлы тонут в воде.

Практическая значимость

Мышление формирует интеллект, от развития которого во многом зависит успех человека в тех или иных видах деятельности.

Интеллект — это совокупность познавательных способностей человека, включая мышление, память, восприятие, воображение.

Развитие мыслительных способностей влияет на:

  • скорость и глубину усвоения новых знаний;
  • умение оперировать понятиями и символами;
  • способность делать умозаключения и выводы, находить закономерности и выстраивать логические связи;
  • умение решать задачи и проблемные ситуации.

Структура мыслительного процесса по решению задачи включает следующие этапы:

  1. Мотивация — возникновение потребности и желания выполнить задание, достигнуть цели.
  2. Анализ — изучение исходной информации, выделение недостающих данных.
  3. Поиск решения — на репродуктивном уровне осуществляется за счет имеющихся алгоритмов действий, на творческом — происходит продуцирование оригинального способа решения.
  4. Обоснование — логическое доказательство правильности найденного решения.
  5. Реализация — применение на практике результатов совершенной умственной деятельности.
  6. Проверка — выявление правильности найденного решения.
  7. Коррекция — при необходимости полученные данные корректируется в соответствии с информацией, полученной в ходе реализации и проверки.

На практике мышление часто подвергается искажениям.

Наиболее частые случаи когнитивных искажений:

  • упрощение — сведение сложной картины мира к понятным и легко запоминаемым схемам, образам, идеям;
  • стереотипность — восприятие окружающего через призму глубоко укоренившихся шаблонов и стереотипов;
  • узкая фокусировка — излишнее внимание к отдельным аспектам в ущерб общей картине;
  • «эффект ореола» — влияние общего восприятия от человека или явления на частные случаи.

Польза позитивного мышления

Одной из важных характеристик мышления является его позитивность и негативность. Оптимистично настроенные люди имеют ряд преимуществ перед теми, кто видит все в «черном цвете».

Достоинства позитивной умственной деятельности:

  1. Концентрация внимания — положительный настрой позволяет сконцентрироваться на решении проблемы, не отвлекаясь на негативный эмоциональный фон. Это экономит силы и время, повышает эффективность работы.
  2. Устойчивость к стрессу — полезно воспринимать ошибки и проблемные ситуации не как что-то трагическое, а как возможность приобретения нового опыта. Это позволяет не зацикливаться на прокручивании негативных сторон и легче пережить стресс.
  3. Контроль — удержание положительного настроя тренирует силу воли и внимание. Это помогает лучше контролировать ситуацию, снижает риски случайных ошибок.
  4. Улучшение здоровья — многие заболевания имеют психосоматическую природу. Это означает, что психологическое состояние человека напрямую влияет на возникновение и развитие физических болезней. Длительное негативное мышление способно ослабить иммунитет, сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
  5. Повышение мотивации — концентрация на успехах, а не на неудачах позволяет мотивировать человека на постановку и достижение все более сложных целей.
  6. Улучшение отношений — формирование привычки мыслить в позитивном ключе помогает избегать ненужных ссор и конфликтов. Умение принимать разные точки зрения, концентрироваться на цели, а не на разногласиях улучшает качество отношений, влияет на их глубину и длительность.
  7. Расширение восприятия — при негативной умственной деятельности часто внимание фокусируется только на узкой части окружающего мира. Этот эффект в психологии называется «туннельным мышлением». Позитивный настрой позволяет расширить зону восприятия, увидеть новые возможности и перспективы.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Психологические характеристики структуры музыкального мышления

Введение (Introduction). Вот уже многие десятилетия музыкально-художественное развитие в подготовке музыкантов является важнейшей задачей музыкальной педагогики. Его ведущая роль в общем процессе воспитания пианистов, скрипачей, вокалистов и т.д., с впечатляющим единодушием отмечается как выдающимися музыкантами-исполнителями, так и педагогами-практиками, теоретиками исполнительства, методистами. При этом под музыкально-художественным развитием понимаются множество различных качеств, так или иначе имеющих отношение к этому феномену.

В практике музыкальной педагогики музыкальное развитие в большей степени осуществляется на эмпирической основе. Она, бесспорно, постоянно обогащается за счет распространения опыта других преподавателей, применения приемов и способов художественного развития, описанных выдающимися музыкантами. Что же касается научного освещения этой значимой для музыкального обучения проблемы, то здесь результаты не так однозначны. Синкретичность представлений о музыкально-художественном развитии не позволяет дать научную оценку этого действительно емкого понятия, и, соответственно, искать эффективные методы осуществления этой деятельности. Становится очевидным, что в узких рамках музыкально-педагогической практики решить эту проблему не удастся. Необходима серьезная методологическая база, с помощью которой можно провести объективный анализ процессов, связанных с развитием музыкального мышления. Ею являются труды психологов (Л. Выготский, К. Изард, Е. Ильин, С. Рубинштейн, Б. Теплов и др.), исследующих процессы мышления человека, выявляющих психологические характеристики и закономерности мыслительной деятельности. Учитывая актуальную потребность музыкальной педагогики в поиске эффективных методов воспитания музыканта и на основе трудов психологов, необходимо выявить сущностные психологические характеристики музыкального мышления и структурные компоненты его формирующие. Это и является целью данной статьи.

Основная часть (Main Part). Начинать научное осмысление феномена музыкального развития необходимо с определения тех главных свойств, которые составляют его сущность. Таковым является музыкальное мышление. В музыкальной педагогике этот термин употребляется весьма редко и не обладает однозначным толкованием. Часто он заменяется понятием «внутренний слух». Вместе с тем, введение в научный аппарат исследователей «музыкального мышления» открывает возможность «вписаться» в систему научных представлений, разрабатываемых психологами, что дает серьезную методологическую базу, для изучения многих сторон этого важнейшего свойства личности для музыканта любой специальности. Кроме того, эти научные изыскания, бесспорно, станут научным фундаментом для поиска эффективных методов обучения, основанных не только на опыте предыдущих поколений, но и на достижениях смежных наук.

Музыкальное мышление – сложное многосоставное явление. В его осмыслении необходимы ориентиры, которые будут направлять исследовательскую мысль в научном поиске. Таковыми могут являться системные качества мышления, которые  в своей совокупности его составляют. Само же определение системных свойств музыкального мышления предполагает выявление содержательной характеристики, при том, что дефицита в дефинициях музыкального мышления нет. Вместе с тем, по справедливому замечанию К.В. Тарасовой, «сложность, многокомпонентность музыкального мышления и является, по-видимому, причиной того, что до сих пор ни в музыковедении, ни в психологии и педагогике нет единого термина для его обозначения…» (Тарасова, 2003: 217). На наш взгляд, это связано с тем, что каждый теоретик во главу угла ставит те его свойства, которые соответствуют предмету исследования. Так Б.В. Асафьев увязывал музыкальное мышление со своей интонационной теорией (Асафьев, 1971). Д.С. Лихачев полагал, что музыкальное мышление – суть творческого мышления (Лихачев, 1999). Музыкальное мышление рассматривалось учеными в социальном, культурологическом, музыковедческом, музыкально-психологическом и других аспектах.

Положительным результатом такого широкого изучения музыкального мышления являются полученные знания о различных его гранях. Отрицательным – возникающие противоречия из-за придания некоторым его свойствам расширительного характера, когда по части явления судят о музыкальном мышлении в целом. Рассмотрим дефиницию музыкального мышления
Е.Е. Ткачевой. Под музыкальным мышлением она понимает «активное, логически осмысленное восприятие художественно-звуковой реальности, проявляющейся в продуктивной творческой деятельности, раскрывающей личность-значимый смысл музыки и являющейся средством общения между музыкальным произведением и слушателем» (Ткачева, 2008: 305). В этой дефиниции под мышлением подразумевается «специфически» организованное восприятие, что провоцирует серьезные полемические настроения, так как восприятие в психологии никак не равно мышлению. Но даже с большими оговорками, очевидно, что в данном случае музыкальное мышление оценивается с позиции слушателя, ибо в его основе «осмысленное восприятие». Но будет ли это справедливо в отношении композитора? Ведь его деятельность далеко не ограничивается лишь восприятием.

В одном из учебных пособий по музыкальной психологии читаем: «Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства» (Кадыров, 2005). А если произведение «не понимается», а исполняется, то это происходит вне музыкального мышления? А если оно направляется не на осознание своеобразия музыкальной культуры, то это уже не музыкальное мышление?

«В отечественной культурологии и музыковедении – резюмирует Е.Е. Ткачева, − музыкальное мышление рассматривается как продуктивное творческое мышление, отражающее различные виды человеческой деятельности…» (Ткачева, 2008: 335). Означает ли сказанное, что не творческого музыкального мышления не бывает? А как можно охарактеризовать музыкальное мышление артистов оркестра, хорового коллектива, опирающихся в своей работе на репродуктивные процессы?

Чтобы избежать подобных противоречий, дефиниция музыкального мышления должна быть достаточно обобщенной и охватывать все его стороны. Но именно это условие часто не выполняется. Возьмём, к примеру, определение Ю.В. Шмалько: «Музыкальное мышление – психический процесс художественного отражения действительности в интонировании» (Шмалько, 2008). Между тем, характеризовать мышление по его одной из функций, а здесь упоминается «отражение» действительности», не совсем, на наш взгляд, корректно. Ведь «мышление предстает как системная организация психических механизмов человека для познания и преобразования себя и мира» (Sradzhev, 2019). Таким образом, если мышление человека не только отражает, но и способствует преобразованию действительности, то и музыкальное обладает этим же свойством. Именно потому оно и связано с творчеством. Упустив эту «деталь», сложно будет доказать наличие музыкального мышления у композиторов.

С другой стороны, в определении должны присутствовать сущностные свойства, характеризующие именно музыкальное мышление. «Музыкальное мышление, − утверждает Е.Е. Ткачева, − является психической функцией, с помощью которой человек взаимодействует с художественно-звуковой реальностью музыкального искусства» (Ткачева, 2008). Конечно, «взаимодействие с художественно-звуковой реальностью» обеспечивается музыкальным мышлением в любой музыкальной деятельности. Но что является основой такого взаимодействия?

Кроме того, совершенно очевидно, что высказанное Е.Е. Ткачевой предположение относится скорее не к мышлению, а лишь к одной из его функций. Причем, в нем нет свойства, составляющего сущностное отличие музыкального мышления от других психических процессов, в том числе и от мышления в его общем плане.

Между тем, это свойство упоминается в различных исследованиях. Но нужно понимать, что музыкальное мышление не изолированное явление в психической организации человека. Оно, естественно, составляет один из многих его видов. Но, подчиняясь закономерностям, оно имеет и отличительные черты. По справедливому утверждению Г.Б. Елистратовой: «Особенность музыкального мышления обусловлена интонационной природой, образностью, семантикой музыкального языка и музыкальной деятельностью» (Елистратова, 2002: 4). Отметим важнейшую для нас особенность. Она связана с образностью.

Действительно, мышление музыканта – это, прежде всего, мышление звуковыми образами. Далеко не случайно, во все времена, деятельность музыканта связывалась с тонкостью и богатством его слуха. «Можно с определённостью сказать, − пишет Л.Г. Ушакова, − что музыкальное мышление начинается с оперирования музыкальными образами» (Ушакова, 2012: 58). Именно с их помощью передается содержание музыкальных произведений, воздействующее на чувственную сферу человека и дарящее богатство эмоциональных переживаний. Отберите у музыканта музыкально-слуховые образы, и музыкальное мышление исчезнет. Способность образно-ассоциативных представлений М.М. Берлянчик рассматривает «как основу развития художественного мышления скрипача (Берлянчик, 2000: 58).

Само музыкальное мышление является разновидностью широко известного образного мышления. Если в абстрактно-логическом мышлении активно используются понятия, то образное мышление опирается на образы-представления. Как утверждают психологи, они, в процессе мышления порождаются памятью или воображением. Вот эти особенности и должны отражаться в дефиниции музыкального мышления. Кроме того, нужно отметить еще одну принципиальную особенность. О ней писал применительно к «внутреннему слуху» Б.М. Теплов: «Внутренний слух мы должны, следовательно, определить не просто как «способность представлять себе музыкальные звуки», а как способность произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями» (Теплов, 1947: 232). То есть, мало представлять музыкальные звуки, нужно уметь произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. А для этого нужны соответствующие психические механизмы. Учитывая данные обстоятельства, можно заключить, что под музыкальным мышлением подразумевается система психических механизмов, оперирующая музыкально-слуховыми представлениями для осуществления музыкальной деятельности.

Но образное мышление не отдельный самостоятельный вид, протекающий параллельно с другими мыслительными процессами. Описывая сочинение музыкального произведения, А.Н. Сохор утверждает: «Композитор пользуется всеми тремя видами мышления, которые различаются в психологии. Во-первых, в случае сочинения за роялем или с помощью другого музыкального инструмента он оперирует реальными «звуковыми предметами»… Психология называет такое мышлением предметно-инструментальным (или практическим). Во-вторых, он мыслит (оперируя в уме) представлениями о звуках… Это – образное мышление. В-третьих, он мыслит понятиями, отбирая и осмысливая с их помощью полученные звучания… Это – абстрактно-логическое мышление» (Сохор, 1974: 61-62). Если мы возьмем не композиторскую, а музыкальную деятельность, то и там музыкальное мышление обеспечивает различные ее стороны. М.С. Каган упоминает о единстве трех основных видов, определяющих художественную деятельность – это отражение, созидание и коммуникация (Каган, 1970: 57). Именно эти качества присущи и музыкальному мышлению.

Между тем, оно включено в мышление человека как функциональная часть и детерминировано многими его свойствами. Прежде всего, нужно отметить музыкально-слуховые представления. Именно они складываются в музыкально-слуховые образы. Последние, составляя основу музыкального мышления, испытывают сильнейшее воздействие и определяются, в свою очередь, эмоциональными и интеллектуальными факторами. Они придают образной сфере индивидуальный оттенок, отражающий специфические свойства мышления каждого человека. У композитора, исполнителя в рамках музыкального искусства нет возможности воздействовать на слушателя иным способом как через звучание, через слух. Эмоции ощущают и композиторы, озвучивая свое произведение в звуках музыкального инструмента или через образные слуховые представления. Все это свидетельствует о системной важности именно музыкально-слуховых образов в музыкальном мышлении. Что же касается эмоциональных и интеллектуальных факторов, то они составляют не отдельные виды мышления, а определяют специфические свойства образной сферы. Это не означает, что музыканты не пользуются или не обладают абстрактно-логическим мышлением. Оно, бесспорно, функционально помогает решать определенные задачи, стоящие перед человеком. Его главным составляющим являются понятия, суждения, различные логические конструкции. Но когда речь идет о музыкальном мышлении, то главным его звеном является музыкально-слуховой образ. «Специфической особенностью музыкальной информации является то, что эмоционально-образный компонент ее содержания существенно превалирует над абстрактно-логическим, − пишет Ю.А. Цагарелли. − Это, в конечном итоге, и обуславливает то, что образный компонент музыкального мышления имеет в его структуре в среднем больший вес, чем логический» (Цагарелли, 2008: 107-108).

Предельно схематично музыкальное мышление можно представить в следующем виде (рисунок):

Развитие музыкального мышления сложный и многотрудный процесс. Он охватывает совершенствование эмоциональной, абстрактно-логической и слухо-образной составляющих мышления человека. Понятно, что их значимость для музыканта неодинакова. Специфика его деятельности такова, что абстрактно-логический компонент занимает менее значимое положение, чем, скажем, эмоциональная и образная сферы. Тем не менее, игнорировать его было бы большой ошибкой. И далеко не случайно в обучении музыкантов серьезное внимание привлечено к тем дисциплинам, которые формируют интеллектуальную основу музыкального мышления. Особенно усиливается роль интеллектуального фактора в наше время, о чем пишет Л.Г. Ушакова и Ю.А. Цагарелли, ссылаясь на работы Ф. Зальцева и И. Пясковского (Ушакова, 2012; Цагарелли, 2008: 108).

Вместе с тем, было бы опрометчиво сводить этот фактор только к осмыслению строения и содержания музыкального произведения. «Логика формы, темповых соотношений, динамических и агогических кульминаций, самой структуры музыкального произведения неразрывно взаимосвязана с внутренней логикой его содержания и в единстве с эмоционально-образным аспектом музыки и составляет саму его сущность» − совершенно справедливо пишет Ю.А. Цагарелли (Цагарелли, 2008: 108). Но что детерминирует саму «логику» содержания музыкального произведения?

Среди многих обстоятельств, определяющих его содержание, присутствует и интеллектуальный фактор. Но он не сводится к теоретическому или исполнительскому анализу музыкального произведения. Он отражает личность самого музыканта, его мышление, в том числе и музыкальное мышление. В литературе описан хрестоматийный пример влияния творчества одного музыканта-исполнителя на другого. Потрясенный игрой Н. Паганини, пианист Ф. Лист открыл для себя новые горизонты исполнительского творчества. И после упорной работы над собой превратился в выдающегося артиста. Как он это сделал? «Уже 14 дней мой ум и мои пальцы работают как двое каторжников, − писал Ф. Лист. – Гомер, Библия, Платон, Локк, Байрон, Гюго, Ламартин, Шатобриан, Бетховен, Бах, Гуммель, Моцарт, Вебер – все вокруг меня. Я изучаю их, я думаю о них, я проглатываю их с быстротой огня. Кроме того, я играю по 4-5 часов в день упражнения (терции, секты октавы, тремоло, репетиции, каденции и т.д.). Ах! Если я не сойду с ума, то ты найдешь во мне опять художника!» (Мильштейн, 1971: 163). Лист известен не только как композитор. Ранее, слава к нему пришла, как к пианисту-виртуозу. Но можно с большой степенью вероятности предположить, что в то время, а это был век виртуозов, таким был не только он. Тем не менее, величайшим, непревзойденным пианистом стал именно Ф. Лист. Не в том ли секрет феноменального успеха, что он занимался не только фортепианной техникой, но, прежде всего, своим интеллектуальным и музыкально-художественным развитием?

Эмоционально-чувственная сфера в психологии не рассматривается как часть мышления. Вместе с тем, ее связь с мышлением представляется более чем близкой. Еще Л.С. Выготский в свое время писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движением мысли в ту или другую сторону» (Выготский, 1956: 54).

Еще более тесную связь эмоций и мышления отмечал С.Л. Рубинштейн. «Речь …идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, − пишет психолог, − а о том, что само мышление как реальный психический процесс, уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единство эмоционального и интеллектуального» (Рубинштейн, 1973: 97-98).

Но если мы рассматриваем эти процессы в аспекте музыкальной деятельности, то роль эмоциональной сферы еще более возрастает. Чувства и эмоции составляют сущностную сторону музыки. Композитор, музыкант-исполнитель в своем творчестве обращаются к чувствам человека. И не случайно, описанием сильнейших эмоциональных переживаний, возникших у слушателей на концертах, полнится вся музыкальная литература. Музыка не только обращена к человеку. Она воздействует на него, духовно обогащает и изменяет. «Эмоция – писал К.Э. Изард, − это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» (Изард, 2009: 27).

Сами эмоции обладают многими свойствами. Это доминантность, динамичность, универсальность, пластичность и т.д. Остановимся на определяющих возможность их влияния на слушателей: это заразительность и перенос. Даже в быту «человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним» (Ильин, 2011: 81). Насколько же сила воздействия увеличивается с помощью специально организованной деятельности, к примеру, на концертах. Композитор, через исполнителя, передает слушателям пленительный мир своих чувств и страстей. Воспринятые звуковые образы и порожденные ими эмоции становятся личностным переживанием, вносящим свой вклад в формирование духовного мира человека. В дальнейшем, эти эмоции могут быть перенесены на другие объекты и на различные жизненные ситуации.

Вместе с тем, для того, чтобы увлечь слушателей, исполнитель сам должен обладать богатой эмоциональной сферой. Это многократно подчеркивалось теоретиками искусства. Но весь парадокс в том, что единодушное признание важности эмоционально-чувственной сферы сочетается с серьезным отставанием методов ее развития. Этому есть свои причины.

Практика подготовки музыканта однозначно показала чрезвычайную сложность и малую результативность эмоционального развития. В свое время К.С. Станиславский говорил, что из трех психических сфер – ума, воли и чувств, воспитание чувств выделяется своей сложностью. Интеллектуальное развитие, подвластное воле, протекает значительно результативнее и легче, чем эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к нему» (Ильин, 2011: 148). Сказанное в полной мере справедливо и для музыкантов. Каждый педагог в своем классе мог неоднократно убедиться в правоте Станиславского. Можно сколько угодно долго «объяснять» божественную трогательность подснежника, символа пробуждающейся жизни, буйство осенних красок в природе, поражающих воображение художественной личности, чувствующей «пышное природы увядание». Но если человек не обладает богатой эмоциональной сферой, то, быть может, он «оценит» красоту, но не почувствует душевного волнения, естественно возникающего от соприкосновения с ней. Принципиально изменить ситуацию здесь, скорее всего, вряд ли удастся. Качественных результатов в эмоциональном развитии добиться едва ли возможно. Это, конечно, не означает, что совершенствование эмоциональной сферы музыканта, как и человека в целом, занятие − бесполезное.

Эмоциональная сфера в ограниченном природой диапазоне весьма успешно может и должна развиваться. Упорная работа в этом направлении способна актуализировать скрытые возможности эмоциональных проявлений, в той или иной мере имеющихся у каждого человека. Постоянное апеллирование к эмоциям и чувствам, включение их в различные виды деятельности, работа над совершенствованием гибкости в переходах от одного состояния к другому, над устойчивым управлением, активное привлечение сознания к оценкам эмоций и чувств, конечно, поможет развить эмоциональную сферу в той мере, которая отпущена природой каждому субъекту.

Эмоциональное развитие предполагает совершенствование чувственной сферы человека. При этом необходимо учитывать, что психологи, классифицируя различные эмоциональные состояния, упоминают чувства. Не вступая в полемику о соотношении эмоций и чувств, отметим важные для музыкального воспитания «эстетические чувства». Они «представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве» (Маклаков, 2010: 397). Развернутое описание эстетических чувств дает Е.П. Ильин. Выделяя чувства нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические, он убедительно описал эстетические чувства, с которыми имеют дело музыканты: «Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусств или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоций удовольствия до эстетического восторга» (Ильин, 2011: 311-312).

Добавим также, что эмоциональные проявления, чувства являются живительным источником, питающим творческий процесс, делающим его личностно значимым не только для самого музыканта, но и для благодарных поклонников их искусства.

Заключение (Conclusions). Абстрактно-логическое мышление и эмоционально-чувственная сфера как важнейшие психологические характеристики в структуре музыкального мышления не могут функционировать в музыкальном искусстве самостоятельно. У музыкантов они проявляются только через образы слуховой сферы. Музыкально-слуховые представления с неотвратимой закономерностью испытывают воздействие «интеллекта» и «эмоций», придающих им индивидуальные качества. Но поскольку «оценить» это воздействие можно только через свойства самих слуховых представлений, то именно слуховая сфера находится в самом центре музыкального обучения.

Развитие образно-слуховой сферы – это сложная многоаспектная деятельность, охватывающая по времени не только годы обучения, но и всю профессиональную жизнь композитора или исполнителя. Музыкант «мыслит» слуховыми образами. Причем, эти представления, отражающее даже одно и то же музыкальное произведение, несут неповторимый отпечаток его личности, эмоциональной сферы. Это происходит потому, что психические процессы, составляющие мышление, образуют множество различных сочетаний, определяющих его свойства. Каковы эти свойства и насколько они соответствуют различным видам музыкальной деятельности, во многом определит направление творческого развития музыканта.

Системное мышление раскрывает эмерджентные свойства — Скотт Майкер

В книге Наука управления: принятие решений с помощью системного мышления , авторы Х.Г. Далленбах и Д.Д. МакНикл заявляет: «К сожалению, слишком часто возникающие свойства нежелательны или даже не запланированы».

Далее они говорят: «Одна из веских причин для использования системного подхода к решению проблем состоит в том, чтобы точно предсказать запланированные желательные эмерджентные свойства и незапланированные нежелательные эмерджентные свойства, возникающие в результате данного решения. Затем можно принять подходящие контрмеры или изменить первоначальный проект, чтобы смягчить или избежать нежелательных возникающих свойств на этапе планирования, прежде чем они возникнут».

Мы видим это постоянно. Много лет назад я жил в городе, где бизнес за бизнесом покидали этот район. Это означало, что в город поступает меньше налоговых долларов. Эти деньги город использовал для улучшения инфраструктуры и добавления удобств. Жители хвастались вескими причинами жить в этом городе и низкими налогами по сравнению с соседними общинами. Но теперь эти дополнительные деньги исчезли.

Это означало, что городские власти должны были найти способы сократить расходы. Очевидно, это начало сказываться на жителях. Слишком часто я слышал жалобы соседей. Они не понимали, почему раньше у них были такие большие удобства. Они только видели, что что-то отнимают.

В какой-то момент очень крупный бизнес захотел построить в городе новый объект. Это поможет вернуть потерянные налоговые доллары. Но местные жители объединились, чтобы выступить против нового дела. Они утверждали, что это разрушит естественные привычки диких животных.

Многие из этих жителей не связывали тот факт, что блокирование въезда предприятий в город означало, что городские власти не могли открывать новые предприятия для возмещения налоговых долларов, исчезнувших после ухода других предприятий.

Жители хотели получить выгоду от каждого изменения системы. Но они не хотели последствий (эмерджентных свойств). Они хотели налоговых поступлений от предприятий, но хотели сохранить землю неизменной.

Этот пример подчеркивает важность понимания всей системы. Лучше всего противодействовать новому бизнесу. Но мы должны знать об эмерджентных свойствах (отсутствие поступающих налоговых долларов) этого решения.

Слишком часто мы смотрим на сложную систему линейно. Мы извлекаем информацию, которая поддерживает наше мнение на данный момент. Мы никогда не осознаем, что возникающие свойства могут иметь непредвиденные последствия.

Но если мы сможем лучше понять систему, мы сможем изменить подход к проблемам. Мы можем попытаться работать с бизнесом, чтобы найти их новое здание там, где в настоящее время находится старое заброшенное здание. Мы можем определить, какие удобства будут сокращены, если финансирование не увеличится, что может пролить новый свет на то, насколько важна эта естественная среда обитания.

Возможно, это облегчает принятие решения, но, возможно, это означает, что парки потеряют финансирование, чтобы не отставать от них. Это может означать что угодно, и, не рассматривая систему в целом и все возникающие свойства, мы, скорее всего, упустим некоторые элементы и выделим другие, так и не поняв полного объема.

Когда вы смотрите на проблему, убедитесь, что вы смотрите на всю систему, когда решаете, как решить эту проблему. То, что может показаться простым решением, на самом деле может иметь непредвиденные последствия. Это связано с тем, как взаимодействуют различные элементы системы. Это даст больше информации на этапах планирования, чтобы вы могли решать возникающие свойства до того, как они станут проблемами.


 

Три основных свойства инженерного мышления

Обдумывание|Время чтения: 4 минуты

Инженеры используют уникальный способ мышления, основанный на видении всего как системы. Они видят структуры, которые не видны неспециалисту, они знают, как проектировать в условиях ограничений, и они понимают компромиссы. Принятие инженерного мышления может помочь вам в любой области.

***

В своей книге «Прикладной ум: как думают инженеры» Гуру Мадхаван исследует умственные способности инженеров, которые позволяют им совершать инженерные подвиги. Его структура построена вокруг гибкого набора интеллектуальных инструментов, называемого модульным системным мышлением.

В основе инженерного мышления лежит то, что я называю модульным системным мышлением. Это не какой-то один талант, а смесь техник и принципов. Мышление на системном уровне — это больше, чем просто систематичность; скорее, речь идет о понимании того, что в приливах и отливах жизни нет ничего стационарного и все взаимосвязано. Отношения между модулями системы порождают целое, которое невозможно понять, анализируя его составные части.

Системное мышление

Системное мышление означает, что вы можете разобрать (разбить более крупную систему на ее модули) и реконструировать (собрать ее обратно).

Основное внимание уделяется выявлению сильных и слабых звеньев — как модули работают, не работают или потенциально могут работать — и применению этих знаний для достижения полезных результатов.

Инженерного метода не существует, поэтому модульное системное мышление зависит от контекста.

Проектирование Burj Khalifa в Дубае отличается от кодирования Microsoft Office Suite. Независимо от того, используются ли они для проведения испытаний футбольных мячей в аэродинамической трубе или для создания ракеты, способной поразить другую ракету в полете, инженерия работает по-разному. Даже в рамках одной отрасли методы могут различаться. Разработка такого артефакта, как турбовентиляторный двигатель, отличается от сборки мегасистемы, такой как самолет, и, в более широком смысле, системы систем, таких как сеть воздушного движения.

Три основных свойства инженерного склада ума

1. Способность видеть структуру там, где ничего не видно.

От хайку до высотных зданий, наш мир опирается на конструкции. Подобно тому, как талантливый композитор «слышит» звук до того, как он будет записан в партитуру, хороший инженер способен визуализировать — и создавать — структуры с помощью комбинации правил, моделей и инстинктов. Инженерный ум тяготеет к части айсберга под водой, а не к ее поверхности. Дело не только в том, что человек видит; это также о невидимом.

Процесс структурированного мышления на системном уровне будет учитывать, как элементы системы связаны логически, во времени, последовательности и по функциям, а также при каких условиях они работают и не работают. Историк может применять такого рода структурную логику спустя десятилетия после того, как что-то произошло, но инженер должен делать это заранее, будь то с мельчайшими деталями или абстракциями верхнего уровня. Это одна из основных причин, по которой инженеры строят модели: чтобы они могли вести структурированные разговоры, основанные на реальности. Критически важно, что представление структуры требует мудрости, чтобы знать, когда структура ценна, а когда нет.

[…]

Рассмотрим, например, следующий катехизис Джорджа Хейлмайера — бывшего директора Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), который также разработал жидкокристаллические дисплеи (ЖК-дисплеи), которые являются частью современных визуальных технологий. Его подход к инновациям заключается в использовании шаблона, похожего на контрольный список, который подходит для проекта с четко определенными целями и клиентами.

  • Что ты пытаешься сделать? Сформулируйте свои цели, используя абсолютно никакой жаргон.
  • Как это делается сегодня и каковы ограничения современной практики?
  • Что нового в вашем подходе и почему вы думаете, что он будет успешным?
  • Кого это волнует? Если вы добьетесь успеха, какая разница?
  • Каковы риски и выигрыши?
  • Сколько это будет стоить? Как много времени это займет?
  • Какие промежуточные и итоговые «экзамены» нужно проверить на успешность?

Структура такого типа «помогает логично задавать правильные вопросы».

2. Умение проектировать в условиях ограничений

Реальный мир полон ограничений, которые создают или разрушают потенциал.

Учитывая врожденный практический характер инженерного дела, нагрузка на него гораздо выше, чем на другие профессии. Ограничения — будь то естественные или созданные человеком — не позволяют инженерам ждать, пока все явления будут полностью поняты и объяснены. Ожидается, что инженеры получат наилучшие возможные результаты в заданных условиях. Даже если ограничений нет, хорошие инженеры знают, как применять ограничения для достижения своих целей. Нехватка времени у инженеров подпитывает креативность и находчивость. Финансовые ограничения и вопиющие физические ограничения, основанные на законах природы, также распространены в сочетании с непредсказуемым ограничением, а именно человеческим поведением.

«Представьте, что каждая новая версия операционной системы Macintosh или Windows на самом деле была бы совершенно новой операционной системой, созданной с нуля. Это остановит работу персональных компьютеров», — отмечают Оливье де Уик и его коллеги-исследователи из Массачусетского технологического института. Инженеры часто дополняют свои программные продукты, постепенно обращаясь к предпочтениям клиентов и бизнес-потребностям, которые не что иное, как ограничения. «Изменения, которые на первый взгляд кажутся легкими, часто влекут за собой другие изменения, которые, в свою очередь, приводят к новым изменениям. . . . Вы должны найти способ сохранить старое, создавая что-то новое». Давление бесконечно.

3. Понимание компромиссов

Способность держать в голове альтернативные идеи и делать взвешенные суждения.

Инженеры определяют приоритеты проектирования и распределяют ресурсы, выискивая слабые цели среди более сильных. Для конструкции самолета типичным компромиссом может быть баланс между стоимостью, весом, размахом крыла и размерами туалета в рамках ограничений заданных технических характеристик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *