Мышление в психологии виды: Виды мышления: классификация, характеристики

Виды мышления — TojiKon.Net

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов, прежде всего, попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу: “Я мыслю, значит, я существую” [цит по: (24)]. Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.

О.К. Тихомиров провел опыт, в котором ребёнок мог завладеть игрушкой, только совершив действие обратное естественному действию захватывания. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением. Это наглядно-действенное мышление; оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Кёллер, Н.Н. Ладыгина-Котc и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.

В психологии выделяется такой тип как образное (или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся. Затем фигура закрывалась фанерным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть – голова и начало шеи. После этого фигуру поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [19]. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию; с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, “невероятных” сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используется несколько “парных” классификаций. Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева – продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б.М. Тепловым.

Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь в качестве критерия используется характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуативные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Пономаревым, Л.Л. Гуровой и др.

В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление артистическое. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. Артистическое мышление связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используется термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. З.И. Калмыкова основывает это различие на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта” [11]. Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Итак, были выведены основные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое, практическое. Существуют также: интуитивное мышление, аналитическое, реалистическое, артистическое и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Будилова Е.А. Развитие теоретических принципов советской психологии и проблема мышления/ Е.А. Будилова: М – Директмедиа паблишинг. – 2008 г. – 914 стр.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.

. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии. – В кн.: Психология и марксизм. М; Л., 1925.

. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М.:[б.и.], 1959. – С. 46-91.

. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. – М. – СПб.: ПЕР СЭ, Иматон – М, 2001. – 224с.

. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с. С. 176-180.

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия. – 1999.

Виды мышления – AllinWeb

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов, прежде всего, попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу: “Я мыслю, значит, я существую” [цит по: (24)]. Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.

О.К. Тихомиров провел опыт, в котором ребёнок мог завладеть игрушкой, только совершив действие обратное естественному действию захватывания. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением. Это наглядно-действенное мышление; оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Кёллер, Н.Н. Ладыгина-Котc и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.

В психологии выделяется такой тип как образное (или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся. Затем фигура закрывалась фанерным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть – голова и начало шеи. После этого фигуру поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [19]. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию; с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, “невероятных” сочетаний предметов и их свойств.

В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используется несколько “парных” классификаций. Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева – продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б.

М. Тепловым.

Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь в качестве критерия используется характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуативные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Пономаревым, Л.Л. Гуровой и др.

В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление артистическое. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. Артистическое мышление связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используется термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. З.И. Калмыкова основывает это различие на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта” [11]. Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Итак, были выведены основные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое, практическое. Существуют также: интуитивное мышление, аналитическое, реалистическое, артистическое и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Будилова Е.А. Развитие теоретических принципов советской психологии и проблема мышления/ Е.А. Будилова: М – Директмедиа паблишинг. – 2008 г. – 914 стр.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.

. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии. – В кн.: Психология и марксизм. М; Л., 1925.

. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М.:[б.и.], 1959. – С. 46-91.

. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. – М. – СПб.: ПЕР СЭ, Иматон – М, 2001. – 224с.

. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с. С. 176-180.

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия. – 1999.

Похожие статьи

Конвергентное мышление — IResearchNet

Психология > Психология развития > Когнитивное развитие > Конвергентное мышление

Термин конвергентное мышление определяется как процесс поиска единственного наилучшего решения проблемы или вопроса, например, получение ответа на вопрос с несколькими вариантами ответов или выяснение того, как запрограммировать ваш видеомагнитофон.

Конвергентное мышление, введенное Дж. П. Гилфордом в 1950 году, представляет собой процесс поиска правильного или наилучшего возможного решения из множества возможностей. К некоторым типам вопросов, требующих конвергентного мышления, относятся тесты с несколькими вариантами ответов, логические головоломки и вопросы на понимание текста. Вопросы конвергентного мышления часто требуют от субъекта решения, объяснения, идентификации или определения.

Конвергентное мышление обычно противопоставляется дивергентному мышлению, которое определяется как поиск множества релевантных решений проблем, имеющих множество возможных ответов, например, когда кто-то проводит мозговой штурм в поисках тем для написания стихотворения. Некоторые примеры вопросов, которые задействуют дивергентное мышление, включают предсказание того, что может произойти, если фондовый рынок рухнет, или представление возможных результатов различных маркетинговых кампаний для нового продукта. Вопросы дивергентного мышления часто требуют, чтобы субъект предсказывал, представлял, сочинял или создавал.

Дивергентное мышление включает в себя способность генерировать несколько идей из одной отправной точки. Процесс дивергентного мышления не обязательно свободен от всех ограничений. При написании стихотворения можно следовать точным правилам, изложенным для сонета или хайку, и все же заниматься дивергентным мышлением. Конвергентное мышление обычно проверяется выполнением задач, требующих аналитических и логических навыков, тогда как считается, что тесты, измеряющие дивергентное мышление, отражают креативность.

С точки зрения развития, многие педагоги-психологи считают, что текущая система образования склонна отдавать предпочтение конвергентному мышлению, а не дивергентному мышлению, и что этот акцент побуждает детей совершенствовать связанные навыки и черты, а не другие. Студентам часто рекомендуется запоминать факты и алгоритмы, а не заниматься творческими проектами. Большинство обычных форматов тестирования, таких как вопросы с множественным выбором, верно/неверно и вопросы с заполнением пропусков, предназначены для отражения процессов конвергентного мышления.

Кроме того, большинство стандартизированных тестов достижений также отражают конвергентное мышление. В последнее время некоторые исследователи выступают за подход к образованию, который признает и поощряет навыки дивергентного мышления в дополнение к конвергентному мышлению.

Существуют некоторые личностные различия между людьми с более конвергентным стилем мышления и людьми с более дивергентным стилем мышления. Конвергентные мыслители, как правило, более нетерпимы к двусмысленности по сравнению с дивергентными мыслителями и, следовательно, склонны чувствовать себя некомфортно в областях, которые не делают акцент на правильных ответах, таких как философия или искусство. Кроме того, люди с конвергентным стилем мышления, как правило, более интровертированы, чем люди с дивергентным мышлением. Наконец, конвергентные мыслители, как правило, имеют внешний локус контроля по сравнению с дивергентными мыслителями. Хотя эти исследования носят корреляционный характер, они дают представление об индивидуальных различиях, связанных с каждым стилем мышления.

Таким образом, конвергентное мышление — это процесс поиска единственного наилучшего возможного решения проблемы. Ему противопоставляется дивергентное мышление, которое определяется как поиск множества ответов на одну проблему. Конвергентное мышление подчеркивается на протяжении всей жизни; однако навыки дивергентного мышления также считаются важными для развития.

Ссылки:

  1. Брофи, Р. (2000–2001). Сравнение атрибутов, действий и производительности дивергентных, конвергентных и комбинированных мыслителей. Журнал исследований творчества, 13 , 439–455.
  2. Чардиелло, (2003 г.). Типы вопросов: Уровень 2 — конвергентное мышление . Получено с http://www.sasaustin.org/library/ConvergentThinkingQuestions.htm
  3. .
  4. Конвергент (2001). Энциклопедия психологии Гейла (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Гейл Групп. Получено с http://www.findarticles.com/cf_dls/g2699/0004/26927/p1/article.jhtml
  5. .
  6. Кропли, Дж. (1999). Творчество и познание: создание эффективной новизны. Roeper Review, 21 , 253–260.
  7. Гилфорд, П. (1950). Креативность. Американский психолог, 5 , 444–454.
  8. Шанк, (2000). Окрашивание вне линий. Нью-Йорк: HarperCollins.
  9. Штернберг Р. и Григоренко Э. Л. (2000–2001). Структура модели интеллекта и модели творчества Гилфорда: Contributions and Creativity Research Journal, 13 , 309–316.
  10. Штернберг, Р. Дж. (1985). Beyond IQ: триархическая теория человеческого интеллекта . Нью-Йорк: Кембриджский университет
  11. Штернберг, Дж., и Любарт, Т.И. (1996). Инвестиции в творчество. Американский психолог, 51 , 677–688.
  12. Торранс, П. (1974). Тесты Торранса на творческое мышление . Лексингтон, Массачусетс: Персональная пресса.

← Консервация Что такое творчество? →

Что такое дивергентное мышление? Определение и реализация

Что такое дивергентное мышление?

💬

Определение дивергентного мышления

Дивергентное мышление, часто называемое латеральным мышлением, представляет собой процесс создания множества уникальных идей или решений проблемы, которую вы пытаетесь решить. Благодаря спонтанному, свободному мышлению дивергентное мышление требует множества различных ответов или путей продвижения вперед.

Преимущества использования дивергентного мышления 

Дивергентное мышление может принести пользу рабочим процессам следующим образом:

Наилучшие возможные решения 

Дивергентный мыслитель исследует все возможные решения проблемы, увеличивая вероятность нахождения решения, идеально подходящего для конкретной проблемы.

Повышение морального духа команды

Отказ от первой идеи побуждает команды мыслить нестандартно и проявлять творческий подход. Это поощряет командную работу, поскольку они сравнивают идеи и вместе работают над достижением одной цели, повышая боевой дух команды.

Электронная книга

Дорожная карта от А до Я

Читать сейчас

Больше гибкости 

При столкновении со сложной проблемой дивергентное мышление позволяет руководству адаптировать свои планы и процессы для поиска подходящего нового решения, поощряя активное развитие, а не ограничительное реактивное мышление.

Как реализовать дивергентное мышление 

Слишком много дивергентного мышления может привести к бесконечным идеям и отсутствию решений.

Вот тут-то и пригодится конвергентное мышление. Конвергентное мышление организует и структурирует новые идеи, отделяя ценные идеи от тех, которые можно оставить позади.

Креативное решение проблем начинается с дивергентного мышления — сбора свободно текущих идей — прежде чем объединить их, чтобы они соответствовали рассматриваемой проблеме.

Обе ступени являются критическими. Дивергентный этап подталкивает вас к изучению всех возможных вариантов, в то время как конвергентный этап гарантирует, что вы выбрали наиболее подходящие решения с учетом контекста.

Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное мышление фокусируется на поиске четко определенного решения проблемы, используя четкие решения и структуру.

Например, если копировальный аппарат сломается во время работы, кто-то, идентифицирующий себя как конвергентный мыслитель, быстро вызовет техника, чтобы починить аппарат.

Обычно руководители проектов используют конвергентное мышление, даже не подозревая об этом, так что вы, возможно, уже знакомы с этим мышлением.

Преимущества конвергентного и дивергентного мышления:

  • Нет места двусмысленности.

  • Вы быстрее находите решения.

  • Идеально подходит для линейных процессов и организации.

  • Он позволяет объединять команды, планировать проекты и создавать рабочие процессы максимально эффективным способом.

  • Это прямой подход к решению проблем.

Дивергентное мышление относится к творческим решениям, которые вы можете найти для проблемы. Этот тип мышления дает больше свободы и помогает вам найти более одного решения, обычно используя мозговой штурм в качестве когнитивного метода.

Хотя средства отличаются от конвергентного мышления, конечная цель та же — найти лучшую идею.

Например, нестандартный мыслитель попытается найти причину и разработать исправление для сломанного копировального аппарата из предыдущего примера.

Они могут даже отправить электронное письмо всей компании, чтобы проверить, были ли у кого-либо из сотрудников стационарные копировальные машины.

Преимущества дивергентного и конвергентного мышления:

  • Использование творчества для поиска решений проблем.

  • Анализируйте идеи с разных точек зрения.

  • Выявление и применение новых возможностей.

  • Помогает пользователю настроиться на обучение.

  • Выделитесь среди конкурентов, применяя творческие подходы к решению общих проблем.

  • Помогает вам узнать и понять точки зрения других людей во время мозгового штурма.

Что такое определение психологии дивергентного мышления?

Дивергентное мышление включает в себя целый ряд психологических шагов. Обычно дивергентное мышление происходит свободно и спонтанно, поэтому идеи появляются случайным, нелинейным образом.

Вот как дивергентное мышление открывает разум потенциально безграничным решениям проблем, которые могут быть неочевидны при линейном конвергентном мышлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *