Мышления формы и способы: Формы мышления

Логика и аргументация — МФТИ

ПечатьDOCPDF

Глухова Елена Владимировна, доктор технических наук , профессор

Формальная логика исследует организацию, строение и закономерности функционирования мышления человека. Она является философской наукой и относится к числу важнейших гуманитарных дисциплин, формирующих у студентов способность рассуждать чётко, непротиворечиво, последовательно и аргументировано, что в целом составляет неотъемлемый компонент интеллектуального развития и профессиональной подготовки будущих специалистов. Логика призвана научить студентов самостоятельно анализировать, логически грамотно рассуждать и делать доказательные выводы из имеющихся данных.
Тем самым, логика — это не только «описательная» наука, исследующая процессы человеческого мышления, но и «нормативная» дисциплина, которая предписывает, как надо мыслить, чтобы с необходимостью приходить от истинных посылок к истинным выводам в любых, самых сложных познавательных ситуациях.

Логика — прежде всего «техника», «инженерия» правильного, то есть логически последовательного рассуждения. Уяснение основ логического знания, приобретение систематических навыков логического вывода дисциплинируют мышление индивида, делают его более строгим и точным, ясным и лаконичным.
С целью выработки у студентов практических навыков осуществления разнообразных логических навыков и процедур программа предполагает выполнение соответствующих упражнений и решение логических задач на занятиях и при самостоятельной подготовке.
Студенты должны знать: предмет логики, суть логического мышления, законы логики, операции с понятиями, правила суждений и умозаключений.
Студенты должны уметь: логически грамотно готовить документы, обнаруживать логические ошибки в документах, полемизировать с оппонентами, доказательно строить свои публичные выступления, разоблачать софистические уловки.
Студенты должны получить навыки: решения логических задач и упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Предмет логики (2 часа)
Мышление как предмет логики. Формально-логическое понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные компоненты содержания мышления как представления реальности.
Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Семантические категории, соответствующие основным компонентам мышления: дескриптивные (описательные) и логические термины (логические постоянные константы). Виды дескриптивных выражений: имена предметов, имена свойств и отношений (одноместные и многоместные предикаты). Понятие логической (пропозициональной) функции. Истолкование свойств, отношений и логических связок как пропозициональных функций.
Понятие о логической форме как структуре мышления. Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Выражение структуры мыслей при помощи символов. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Понятие о процессе формализации.

Понятие логического закона. Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения.
Формальная логика. Символическая логика. Диалектическая логика. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Соотношение логики, философии, психологии, лингвистики, математики и кибернетики.
Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики для науки и техники. Роль логики в повышении культуры мышления.

Тема 2. Понятие (6 часов)
Понятие как форма мышления (представления реальности). Языковые формы выражения понятий. Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

Содержание понятия. Виды признаков предметов: свойства и отношения. Понятие логического предмета. Основные логические характеристики двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Существенные и несущественные признаки.
Объём понятия. Классы, подклассы, элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс.
Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия.
Виды понятий. Общие и единичные понятия: понятия с нулевым и универсальным объёмом; относительные и безотносительные понятия; положительные и отрицательные понятия; собирательные и несобирательные понятия; абстрактные и конкретные понятия.
Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание, подчинение (родо-видовое отношение). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.
Операции над классами (объёмами понятий): пересечение, объединение и дополнение. Основные законы логики классов: коммутативность, ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности; законы поглощения. Законы операций дополнения.
Ограничение и обобщение понятий. Роль операции обобщения в формировании понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний.
Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое. Правила и ошибки в делении.
Классификация. Естественная и искусственная классификация. Значение деления и классификации в науке и практике.
Определение (дефиниция) понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Основной вид явных определений: определение через род и видовое отличие. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через отношение, аксиоматические. Приёмы, граничащие с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера (остенсивное определение) и так далее. Правила явного определения. Ошибки в определении. Значение определения в науке и практике. Научная терминология. Роль уточнения смысла слов в процессе рассуждения.

Тема 3. Суждение (6 часов)
Суждение как форма мышления. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, их логический смысл. Простые и сложные суждения.
Простое суждение. Состав простого суждения: субъект, предикат, связка, кванторы. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения с отношениями (реляционные), экзистенциальные суждения. Единичные и множественные суждения; роль кванторов в образовании множественных суждений.

Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Круговые схемы отношений между терминами. Объединённая классификация простых категорических суждений по количеству и качеству. Представление о «логическом квадрате».
Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Табличное определение основных логических связок. Строгая и нестрогая дизъюнкция. Условное суждение. Понятие необходимого и достаточного условий.
Деление суждений по модальности. Понятие о модальности суждений. Значение модальных суждений в науке и практике.

Логическая структура вопроса. Виды вопросов и ответов. Роль вопросов в познании.

Тема 4. Формально-логические законы (2 часа)
Понятие о формально-логическом законе. Логические законы мышления и культура.
Основные формально-логические законы. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания. Софистика и нарушение законов логики. Методологическое значение законов логики в познании.

Тема 5. Умозаключение (6 часов)
Умозаключение как форма мышления. Общее понятие об умозаключении (выводе). Посылки и заключение. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Непосредственные и опосредованные умозаключения.
Непосредственные умозаключения и их виды: обращение, превращение, противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».
Дедуктивные умозаключения. Общее понятие о дедуктивных умозаключениях.

Категорический силлогизм: структура категорического силлогизма, фигуры и модусы категорического силлогизма, их правила. Сокращённый категорический силлогизм (энтимема). Сложные и сложно-сокращённые силлогизмы (полисилогизмы, сориты, эпихейремы). Условные умозаключения. Разделительные умозаключения. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. Непрямые (косвенные) выводы.
Индуктивные умозаключения. Общее представление об индукции. Полная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная. Понятие вероятности. Индуктивные методы установления причинных связей: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.
Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды аналогии: аналогия предметов, аналогия отношений. Условия состоятельности выводов по аналогии. Значение аналогии в науке и практике.

Тема 6. Основы аргументации (2 часа)
Общая характеристика аргументации и доказательства. Доказательство — логическая основа научного знания. Доказательство и убеждение. Связь доказательства с выводным знанием. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.
Прямое и косвенное доказательство. Понятие прямого доказательства. Виды непрямых (косвенных) доказательств.
Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.
Правила доказательства и опровержения. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в доказательствах и опровержениях.
Софизмы и паралогизмы. Понятие о логических парадоксах.
Роль аргументации в познании и в дискуссиях.

Тема 7. Гипотеза (2 часа)
Общая характеристика гипотезы. Методологические условия состоятельности научных гипотез. Виды гипотез. Общие и частные гипотезы. Понятие рабочей гипотезы (версии). Конкурирующие гипотезы в науке.

Построение гипотез. Роль анализа, синтеза, различных форм умозаключений и опытных данных при построении гипотез. Метод множественных гипотез.
Способы подтверждения гипотез. Основной метод подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.
Опровержение гипотез путём опровержения (фальсификации) следствий.
Гипотеза и достоверное знание. Прямой и косвенный способы превращения гипотезы в достоверное знание. Роль гипотезы в развитии знаний.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. Формы познания. Проблема познания в науке.
2. Формальная логика как наука.
3. Семантические категории языка: дескриптивные и логические термины.
4. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.
5. Логическая форма мысли и логические законы. Роль логических законов в науке.
6. Понятие как форма мышления. Языковые способы выражения понятий. Логическая оценка научной терминологии.
7. Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
8. Объём и содержание понятий. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятий.
9. Виды понятий по объёму и содержанию.
10. Отношения между понятиями.
11. Дефиниция. Научные дефиниции.
12. Приёмы, сходные с определением понятий.
13. Деление понятий.
14. Классификация. Роль классификации в науке.
15. Ограничение понятий.
16. Обобщение понятий.
17. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
18. Виды простых суждений.
19. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству).
20. Распределённость терминов в категорических суждениях.
21. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок.
22. Отрицание суждений.
23. Выражение логических связок в естественном языке.
24. Модальность суждений, её виды.
25. Определение логического закона.
26. Закон тождества.
27. Закон непротиворечия.
28. Закон исключённого третьего.
29. Закон достаточного основания.
30. Умозаключение как форма мышления. Основные виды умозаключений.
31. Обращение и превращение.
32. Противопоставление предикату.
33. Выводы по «логическому квадрату».
34. Простой категорический силлогизм. Фигуры силлогизма. Специальные правила фигур. Модусы силлогизма.
35. Правила простого категорического силлогизма.
36. Сокращённый категорический силлогизм (энтимема).
37. Прогрессивный полисиллогизм.
38. Регрессивный полисиллогизм.
39. Сориты.
40. Эпихейрема.
41. Прямые выводы. Чисто условные умозаключения.
42. Условно-категорические умозаключения.
43. Разделительные умозаключения.
44. Лемматические умозаключения. Конструктивная дилемма.
45. Деструктивная дилемма.
46. Индуктивные умозаключения. Роль индукции в праве.
47. Полная индукция. Популярная индукция.
48. Индукция через анализ и отбор фактов. Условия повышения степени вероятности выводов по данной индукции.
49. Научная индукция на основе установления причинных связей. Достоверность её заключений.
50. Индуктивные методы установления каузальности: метод сходства, метод различия.
51. Индуктивные методы установления каузальности: метод сопутствующих изменений, метод остатков.
52. Умозаключение по аналогии, его виды.
53. Понятие аргументации. Определение и структура доказательства. Роль теории аргументации в праве.
54. Прямое и косвенное доказательство.
55. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения.
56. Правила доказательного рассуждения. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса.
57. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях доказательства.
58. Софизмы, паралогизмы, логические парадоксы.
59. Гипотеза как форма познания, виды гипотез.
60. Построение и опровержение гипотез.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. — М., 2001.
2. Гетманова А.Д. Логика. — М., 1986.
3. Журавлев Г.Т., Ивлев В.Ю., Ивлев Ю.В. Логика. — М., 1998.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. — М., 2000.
5. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. — М., 1997.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1975.
7. Свинцов В.И. Логика. — М., 1987.
8. Шутеев Г.Е. Логика. — Томск, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. — М., 1991.
2. Бойко А.П. Краткий курс логики. — М., 1995.
3. Гжегорчик А. Популярная логика. — М., 1979.
4. Григорьев Б.В. Классическая логика. — М., 1996.
5. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. — М., 1991.
6. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. — М., 1993.
7. Ивин А. А. Логика. — М., 1996.
8. Ивин А.А. По законам логики. — М., 1983.
9. Ивин А.А. Практическая логика. — М., 1996.
10. Ивин А.А. Элементарная логика. — М., 1994.
11. Курбатов В.И. Как развить свое логическое мышление. — Ростов-на-Дону, 1997.
12. Курбатов В.И. Логика. — Ростов-на-Дону, 1996.
13. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1997.
14. Кэролл Л. История с узелками. — М., 1983.
15. Кэролл Л. Логическая игра. — М., 1991.
16. Логический словарь: ДЕФОРТ. — М., 1994.
17. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. — М., 1996.
18. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. — М., 1997.
19. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? — М., 1981.
20. Смаллиан Р. Принцесса или тигр? — М., 1985.
21. Смаллиан Р. Алиса в стране смекалки. — М., 1987.
22. Щедровицкий Г. П., Розин В.М., Непомнящая Н.И., Алексеев Н.Г. Педагогика и логика. — М., 1993.
23. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. — М., 1996.

ФОРМЫ абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение: gukovfamily — LiveJournal

?
Categories:
  • Искусство
  • Культура
  • Природа
  • Философия
  • Cancel

Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.

Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.
Пример суждения.
Все деревья – растения.
Клен – дерево.
Клен – растение.

Понятие, суждение и умозаключение – это категории, которые немыслимы без привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на практике. Практика – это ежедневная общественная, материальная, производственная и прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики, права, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Иными словами, практика – это проверка теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.

Истина – знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы окружающего мира.

Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.

Абстрактное мышление – это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие.

Источник:

Шадрин Д.А., Логика

ДОБАВЛЯЮ ОТ СЕБЯ:

СТРУКТУРА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ:
1. Суждение (тезис)
2. Обоснование  (аргументация)
3. Умозаключение (вывод), может быть вывод из нескольких суждений.
Умозаключение может быть индуктивное, дедуктивное, по аналогии..

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:
сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

Tags: 7.2.37. Логика, 7.4.14. Философия, 7.4.22. Риторика и ораторское искусство

Subscribe

  • О том, как правильно мыслить и высказываться

    в наше время мы постоянно находимся в общении, если мы не общаемся в реале, то очень много каждый из нас контактирует в Интернете со многими, самыми…

  • Законы ЛОГИКИ. Знать всем

    venec. ulstu.ru Принципы правильного мышления | Российский образовательный портал  Логическое мышление не дается человеку от рождения, оно…

  • ЛОГИКА в 1 видео!!!

  • ЗАКОНЫ ЛОГИКИ. Кто знает, напомню. Кто не знает, ВЫУЧИТЕ.

    https://gtmarket.ru/concepts/6922 Законы логики Опреде­ле­ние: Законы логики (или логические законы) — это общее название…

  • ЧТО ИЗУЧАЛИ В ШКОЛАХ СССР

    ЧИТАТЬ УЧЕБНИК ЛОГИКИ ОНЛАЙН https://www.e-reading.club/book.php?book=1046958

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Как научить свой разум критически мыслить и формировать собственное мнение .

«Критическое мышление» может показаться неприятным модным словом из гуманитарных школ, но на самом деле это полезный навык. Критическое мышление просто означает поглощение важной информации и использование ее для формирования собственного решения или мнения, а не просто высказывание того, что говорят другие. Это не всегда естественно для нас, но, к счастью, вы можете научиться делать это лучше.

Приучите себя обращать внимание на нужные детали

Одна из самых важных частей критического мышления — понять, какие детали имеют значение. Каждый день мы сталкиваемся с таким количеством информации и с таким количеством разных мнений, что очень легко потеряться в деталях. Впоследствии нам нужно научиться узнавать, какие детали имеют значение, а какие нет. Начните с того, что прислушайтесь к своей интуиции. Если что-то звучит не так, это ваш первый предупреждающий знак. Оттуда вы можете начать искать другие дыры в аргументе. Вот лишь несколько способов сделать это:

  • Подумайте о том, кому выгодно заявление : Когда вы читаете новости или мнение, полезно подумать о том, кому выгодно сделанное заявление. Если кто-то приводит аргумент, есть большая вероятность, что он по какой-то причине извлекает из этого пользу. Как отмечает Business Insider, это не всегда плохо — иногда мотивы человека могут сделать его мнение более обоснованным, — но хорошо подумать о том, кто может выиграть от идеи.
  • Вопрос к источнику : В Интернете источники не всегда видны сразу, поэтому, если что-то звучит не так в утверждении, сначала отследите, откуда оно взялось, прежде чем формировать мнение о нем.
  • Ищите очевидные утверждения : Обычный трюк в дебатах, обзорах и даже личных эссе заключается в том, чтобы втиснуть критический аргумент в ряд очевидно верных утверждений. Такого рода непоследовательность легко пропустить, потому что к тому времени, когда она появится, вы уже начнете соглашаться с утверждением. Вот крайний пример: «Итак, теперь мы знаем, что небо голубое, что трава зеленая, что облака белые, и что Apple делает лучшие компьютеры».

Аргументы вводят в заблуждение по множеству причин, и такие события, как президентские дебаты или научные дебаты, — отличное место, чтобы научиться обращать внимание на конкретные детали. Чем больше вы будете обращать внимание на такие детали, тем более автоматическим станет ваше критическое мышление.

Всегда задавайте вопросы

Знание того, каких деталей следует остерегаться, является первой частью критического мышления, но оно довольно бесполезно, если вы не знаете, какие типы вопросов задавать дальше. В конце концов, критическое мышление и задавание вопросов во многом идут рука об руку.

Автор и психолог Мария Конникова предлагает несколько способов сделать это в видео выше на примере Шерлока Холмса:

После того, как он поставил перед собой цели, он начинает наблюдать и собирать данные, и спрашивает: хорошо, как дела? Я отвечаю на этот вопрос? и «Что такого в этом разговоре, в этом человеке, в этой ситуации, какой бы она ни была, что позволит мне собрать данные, которые я затем смогу использовать, чтобы проверить, верна ли моя гипотеза?» Затем он делает то, что делают все великие ученые, и я думаю, что посредственные ученые, вероятно, не делают, то есть делают шаг назад и учатся смотреть на данные, рекомбинировать их, смотреть на другие возможности, проявлять воображение, используя эти данные, чтобы увидеть, есть что-то, о чем я не подумал заранее? Мой разум все еще открыт? Я все еще знаю, что происходит? Эти данные как-то заставляют меня думать о новых идеях? Думаете о новых подходах? Подумайте о вещах, о которых я не думал в прошлом?

Писатель Скотт Беркун делится собственным набором вопросов для критического мышления:

Какой контраргумент? Любой, кто серьезно что-то обдумывал, увидит достаточно фактов, чтобы соответствовать их текущим аргументам, а также альтернативной позиции: запросите их. .. Подобные полезные вопросы включают: Кто, кроме вас, разделяет это мнение? Каковы ваши самые большие проблемы, и что вы будете делать, чтобы решить их? Что нужно изменить, чтобы у вас сложилось другое (противоположное) мнение?

Конечно, это похоже на что-то вроде метода Сократа, когда ряд вопросов помогает вам узнать, что вы думаете об аргументе или идее. Независимо от того, как вы к этому подходите, конечная цель — научиться мыслить критически и все анализировать. Как мы видели раньше, важно всегда спрашивать себя, почему что-то важно и как это связано с вещами, которые вы уже знаете. Делая это, вы тренируете свой мозг устанавливать связи между идеями и критически относиться к дополнительной информации, с которой вы сталкиваетесь.

Следите за уточняющими фразами

Критическое мышление — это не только тренировка мозга. Это также тренировка вашего слуха, чтобы вы замечали едва заметные маленькие слова и фразы, которые могут вызвать тревожные сигналы. Как мы уже упоминали, невозможно уделить внимание всему, поэтому знание горстки фраз, которые обычно идут перед слабым аргументом, действительно полезно. Вообще говоря, хорошим предупредительным сигналом о том, когда вам нужно надеть кепку критического мышления, является то, что говорящий использует уточняющее утверждение.

В The Wall Street Journal есть множество таких фраз:

  • Я хочу сказать
  • Я просто говорю
  • Честно говоря
  • Я просто хочу, чтобы вы знали
  • Честно говоря
  • Я не говорю
  • Я слышу, что вы говорите
  • Не поймите неправильно
  • Будем откровенны
  • Насколько я знаю
  • Я думаю, что
  • Конечно

Утверждения такого типа, как правило, сигнализируют о неправде и являются хорошим показателем того, что пора обратить на них внимание. Как только вы это сделаете, вы поймете, что пришло время задавать вопросы.

Знайте и боритесь со своими предубеждениями

Когда мы говорим о критическом мышлении, невозможно не упомянуть тот факт, что мы довольно плохо распознаем предубеждения в собственном мышлении. Мы все предвзято относимся к информации, осознаем мы это или нет, и частью критического мышления является развитие возможности видеть за пределами этих предубеждений.

Мы уже много говорили об этом, так что не будем здесь снова копаться в них, но основная идея довольно хорошо резюмирована автором Терри Пратчеттом в его книге «Правда: 9».0003

«Будьте осторожны. Людям нравится, когда им говорят то, что они уже знают. Помните об этом. Им становится неудобно, когда вы рассказываете им что-то новое. Новое… ну, новое — это не то, что они ожидают. Им нравится это знать, скажем, собака укусит человека. Это то, что собаки делают. Они не хотят знать, что человек кусает собаку, потому что мир не должен происходить таким образом. Короче говоря, люди думают, что им нужны новости, но чего они действительно жаждут, так это старых… Не новостей, а старых, рассказывающих людям, что то, что, по их мнению, они уже знают, является правдой».

Критическое мышление заключается в том, чтобы как можно чаще противостоять этим предубеждениям. Это сложно, но если вы находите время думать о противоположных взглядах в течение дня, вы тренируете свой мозг делать это чаще.

Практикуйтесь любым доступным способом

Как и в любом другом деле, если вы хотите научиться критическому мышлению, вам нужно практиковаться каждый день. Многое из этого, безусловно, можно проделать в своей голове, но вы можете делать упражнения, чтобы привести свой мозг в форму.

Как правило, один из простых способов сделать это — вести дневник. Это могут быть случайные наблюдения или блокнот с мнениями, но суть в том, чтобы писать каждый божий день. Как только вы научитесь писать, ведение блога принесет вам не только пользу, но и отличный способ привлечь других людей и бросить себе вызов, чтобы увидеть альтернативные точки зрения. Точно так же участие в здоровых дебатах с друзьями — отличная практика, как и более добросовестное чтение.

Критическое мышление не заканчивается. Чем больше знаний вы накапливаете, тем лучше вы научитесь об этом думать. Это созерцание пупка, когда вы постоянно думаете о мышлении, но конечным результатом является мозг, который автоматически формирует лучшие аргументы, целенаправленные идеи и творческие решения проблем.

Forms of False Thinking — Camelot Life Coach

На протяжении диалогов мы будем выявлять и начнем перенастраивать ваши старые привычки ложного мышления. Ниже приведены десять наиболее распространенных форм ложного самомышления .

  1. Все или ничего Думать.  Вы смотрите на вещи в абсолютных, черных и белых категориях; оттенков серого не существует.
  2. Чрезмерное обобщение.  Вы рассматриваете негативное событие как бесконечную череду поражений.
  3. Ментальный фильтр.  Вы зацикливаетесь на негативе и игнорируете позитив.
  4. Заявления о необходимости.  Вы ругаете себя или других людей словами «должен», «не должен», «должен», «должен» и «должен».
    • Если заявления, направленные против себя , приведут к чувству вины и депрессии:
      «Я не должен был бросать жену! Теперь я потерял ее навсегда и испортил всю свою жизнь!» Или «Я не должен быть таким подавленным. Мне уже должно стать лучше».
    • Если заявления, направленные против всего мира , приведут к разочарованию:
      «Черт возьми. Чертов автобус должен быть вовремя, когда я так спешу!
    • Если заявление, направленное  против других людей,  вызывает гнев:
      «Вы не должны так себя чувствовать! Ты не имеешь права так говорить!»
  5. Поспешные выводы.  Вы делаете поспешные выводы, которые не подтверждаются фактами. Гадание и чтение мыслей — две распространенные формы поспешных выводов.
    • Гадание: Вы предсказываете, что все обернется плохо. Перед тем, как выступить с докладом, у вас может возникнуть беспокойство перед публичным выступлением, потому что вы говорите себе: «Мой разум станет пустым! Я выставлю себя полным дураком!»
    • Чтение мыслей: Вы предполагаете, что другие люди расстроены вами или смотрят на вас свысока.
  6. Увеличение или уменьшение. Вы раздуваете вещи до невероятных размеров (увеличение) или уменьшаете их в своем воображении (минимизация). Я также назвал это «бинокулярным трюком».
  7. Эмоциональное мышление.  Вы рассуждаете по своим ощущениям: «Я чувствую себя идиотом; поэтому я должен быть один», или «я чувствую себя безнадежным, следовательно, я должен быть безнадежным», или «я чувствую себя неполноценным, следовательно, я должен быть неполноценным». “
  8. Скидка на плюсы.  Вы настаиваете на том, что положительные результаты не учитываются.
  9. Маркировка и неправильная маркировка.
    • Навешивание ярлыков — крайняя форма чрезмерного обобщения. Вы навешиваете ярлыки на себя, основываясь на каком-то изъяне или недостатке. Вместо того, чтобы сказать: «Я сделал ошибку», вы говорите себе: «Я придурок» или «неудачник».
    • Неправильная маркировка — это когда вы используете чрезмерно красочные и эмоционально нагруженные слова, когда думаете о своих проблемах. Если вы простудитесь перед спортивным соревнованием, вы можете чрезмерно разозлиться, потому что скажете себе «несправедливо», что вы простудились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *