На сколько процентов развит мозг человека – развенчиваем мифы
7.1к 0
Евгений Данилов
Мозг человека и его возможности издавна были предметом интереса людей. Исследования продолжаются и в настоящее время – ученые обнаруживают новые способности данного органа. Люди, которые никак не связаны с наукой, мало что знают о нем. Однако практически каждый слышал и считает, что мы используем только 10 % его возможностей. А дошли ли до тебя слухи, что если его активировать на 100%, можно стать гением? Пришло время развеять мифы и узнать наверняка, на сколько процентов развит мозг человека.
Человеческий мозг – это сложный механизм, так как является источником всех чувств, поведенческих реакций, логического мышления. Кроме того, его считают хранилищем памяти и самосознания. Поэтому совсем не удивляет тот факт, что такой сложный механизм – до сих пор загадка для человека.
Как работает мозг человека
Мозг принято считать наиболее сложным органом у всех живых существ на планете.
- мышление;
- речь;
- координацию;
- сознание;
- эмоциональную сферу;
- рефлекторные функции.
Человеческое тело пронизано сетью нервных волокон, которые продолжают центральную нервную систему. Через них информация поступает ко всему организму, а также обратно для обработки. Из всех нервных клеток и мозга формируется единая информационная сеть.
Миф о 10% мозга
Чтобы узнать, насколько процентов развит человеческий мозг, ученые провели немало исследований. Изучая работу ЦНС, они не смогли прийти к единому пониманию. Их интересовало количество процентов, которые предназначены лобной и обширным зонам теменной доли головного мозга.
Из-за повреждения последних двигательная или чувствительная недостаточность никак не проявлялась. Поэтому ученые пришли к выводу, что они не используются и стали назвать их «тихими». Уловить функции последних было невозможно.Позже исследования показали, что эти зоны контролируют интеграцию. Без них человека трудно назвать человеком. Суть их «работы» заключается в принятии решений, а также адаптации к окружающей среде. Так было доказано, что всех зоны мозга – рабочие.
В 1936 году один из известных американских писателей Лоуэлл Томас написал в своей книге «По мнению профессора Уильяма Джеймса, люди используют десять процентов умственных способностей».
Однако нейробиолог Барри Гордон в корне не согласен и считает миф смехотворно ошибочным. По его мнению, люди используют все части мозга, которые постоянно активны.
Есть несколько аргументов, которые опровергают данный миф:
- Исследования, связанные с повреждениями мозга. Они доказали, что практически при любых нарушениях данного органа, происходит потеря способностей. Даже мелкие повреждения приводят к серьезным последствиям.
- Мозг потребляет много кислорода и питательных элементов – около 20% всей энергии человеческого тела. За ненадобностью 90%, люди, у которых более эффективный орган получили бы преимущество в эволюции, а остальные с трудом бы справились с естественным отбором.
- Сканирование. Современные технологии по типу позитронно-эмиссионной томографии позволили увидеть работу живого мозга. Даже, когда ты спишь, имеется некоторая активность.
- Локализация функций. Мозг – не единая масса. Он имеет множество отделов, каждый из которых отвечает за определенные функции.
- Анализ на микроструктурном уровне. Ученые получили возможность наблюдать за жизнедеятельностью отдельной клетки. Если бы 90 % бездействовали, исследователи бы это обнаружили.
Поэтому отвечая на вопрос, насколько развит мозг человека, можно с уверенностью сказать – на 100%. Только каждую отдельную задачу контролирует свой участок этого органа.
Сколько процентов мозга человек использует на самом деле?
В работе задействована практически каждая часть мозга, а большая его область находится в постоянно активности. Почему так?
Если бы человек нуждался только в 10% мозга для стабильной работы, то многие черепно-мозговые травмы проходили без последствий. Ведь последние затронули бы «спящие» участки, у которых нет функций.
Более того, если рассматривать такую идею через призму человеческой эволюции, то зачем природа создала мозг, в десять раз превышающий требуемый размер. Принимая во внимание факт, что этот орган человека использует 20% энергии тела, о чем уже упоминалось ранее, подтверждает невыгодность большого размера мозга для человеческого выживания.
Теперь ты знаешь, насколько процентов развит мозг человека и сможешь даже поспорить с теми, кто до сих пор верит в миф о 10%.
Или через Email
Пароль
ЗАБЫЛИ? Запомнить меня
Восставновить пароль
НАЗАД
5 мифов о мозге и какой его процент мы используем
Мозг
137865+03:00″ itemprop=»datePublished»>09.06.22
Один из первых мифов о мозге появился больше четырех тысяч лет назад: тогда считалось, что мозг, в отличие от сердца, никак не участвует в формировании мыслей и эмоций. И хотя сейчас уже никто не верит в сердечные мысли, многие мифы о мозге еще живут. Опровергаем самые распространенные из них.
😱 Нервные клетки не восстанавливаются
На самом деле процесс формирования новых нервных клеток — нейрогенез — продолжается всю жизнь. Это в 1988 году доказали шведские нейробиологи.Они исследовали посмертные ткани мозга людей, согласившихся при жизни принимать бромдезоксиуридин. Это вещество, которое встраивается в ДНК новых клеток. При вскрытии у добровольцев в гиппокампе были обнаружены молекулы бромдезоксиуридина. Следовательно, эти клетки появились уже после того, как они начали прием вещества.
На нейрогенез можно влиять: ему помогают комфортные условия жизни, позитивные эмоции и физическая активность. А мешать ему могут депрессия, алкоголь и лишний вес
🌎 Левое полушарие мозга отвечает за логику, правое — за креативность
Одно из важнейших исследований на эту тему провели в 2012 году ученые из университета Юты. Они изучили результаты МРТ мозга более тысячи человек и опровергли теорию о доминировании правого или левого полушария в зависимости от сферы деятельности. Оказалось, что и математики, и художники в равной степени задействуют оба полушария.Но здравое зерно в этой выдумке есть: определенные отделы левого полушария участвуют в речевой деятельности и выполнении математических задач, а в правом полушарии больше зон, отвечающих за внимание
🧮 Мы используем только 10% мозга
Этому мифу больше сотни лет, и благодаря книгам, кино и мемам он остается одним из самых распространенных. На самом деле мы используем весь мозг целиком, просто для разных задач задействуем разные его части, точно так же, как для разных движений нам нужны разные группы мышц.К тому же мозг постоянно контролирует бессознательные процессы, например сердцебиение и дыхание. Ученые не нашли никаких подтверждений тому, что какие-то части здорового мозга могут не работать вообще
📚 Мозг взрослого человека не способен учиться
За память и обучение в мозге отвечает гиппокамп, и даже во взрослом возрасте он может увеличиваться за счет появления новых нейронов. Принимающие участие в эксперименте лондонские таксисты запоминали информацию о городе, а ученые отслеживали, меняется ли при этом мозг. Оказалось, что чем больше новых знаний усвоил испытуемый, тем крупнее стал его гиппокамп.В другом эксперименте взрослым участникам нужно было учить иностранные языки. Как оказалось, они вполне способны достичь практически уровня носителя и сохранить его надолго
👫 Мужской и женский мозг работают по-разному
В книге «Гендерный мозг» нейробиолог Джина Риппон пишет, что мозг так же зависит от пола своего хозяина, как и любой другой орган в человеческом теле, будь то печень или почки.Между мужским и женским мозгом могут быть анатомические различия, обусловленные размерами тела, но они никак не влияют на умственные и творческие способности. Для их формирования намного важнее опыт, интересы, профессия, образ жизни и даже физическая активность
⚖️ Чем больше мозг, тем умнее человек
Есть вероятность, что это не совсем заблуждение: незначительная связь между интеллектом и размером мозга есть.Это выяснили специалисты из США и Нидерландов, изучив данные более чем 13 тысяч человек. Исследователи сопоставили размер мозга, результаты когнитивных тестов и данные об успехах и заметили некоторые корреляции.
Например, что людям с более крупным мозгом удавалось немного дольше продержаться в учебных заведениях. Но ученые пришли к выводу, что всего 2% различий в интеллектуальных способностях могут быть обусловлены размером мозга
Все о мозге
Дважды в месяц присылаем письма тем, кто хочет меньше поддаваться стрессу и не вестись на когнитивные искажения
Больше статей о мозге:
1. Способы держать мозг в форме.
2. Как бедность меняет мозг и мысли.
3. Книги о том, как улучшить работу мозга.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Мы используем только 10 процентов нашего мозга
Зона исследователей:
Если бы большую часть мозга оставили в покое, это было бы вопиющим неправильным управлением ресурсами тела. Фото: Shutterstock
Распространенный миф часто повторяют гуру самосовершенствования и голливудские фильмы. Но «потеря» 90 процентов мозговой ткани противоречила бы всем принципам эволюции.
Анке Ниния Карабанов Адъюнкт-профессор интегративной физиологии, кафедра питания, физических упражнений и спорта, Копенгагенский университет
Внешне мозг ничем не примечателен: комок желеобразного жира весом чуть менее 1,4 кг.
Тем не менее, это основа всех наших мыслей, чувств и действий, и он был назван самым сложным объектом в известной вселенной из-за его сети из 86 миллиардов взаимосвязанных клеток мозга.
Из-за этого нас завораживает мозг. Мы часто обращаемся к неврологии за объяснениями, которые помогают нам понять, почему мы такие, какие мы есть.
Сегодня споры о том, как работает мозг, превращаются в дискуссии об образовании, личности, потребительском поведении и многом другом.
Но какая часть этих знаний о «поп-культуре» на самом деле поддерживается наукой?
К сожалению, некоторые из наиболее распространенных убеждений ближе к вымыслу, чем к фактам, и в следующей статье и еще двух я развенчаю три мифа о мозге.
Миф, повторяемый поп-культурой
Один из старейших и наиболее распространенных мифов о мозге состоит в том, что мы используем только часть нашего мозга и что мы можем развить исключительные когнитивные способности, если научимся использовать «неиспользуемые» части .
Это «хороший» миф, большинство людей были бы в восторге от возможности улучшить свои умственные способности, научившись использовать свой неиспользованный потенциал. Возможно, именно поэтому этот миф регулярно повторяют реклама, гуру самосовершенствования и голливудские фильмы.
Фильм Люка Бессона «Люси» со Скарлетт Йоханссон — прекрасный пример мифа в действии. (Видео: Universal / Movieclips Coming Soon)
Его точное происхождение неизвестно, но, как и многие мифы о мозге, оно могло начаться с чрезмерной интерпретации реальных экспериментальных данных: В и 19Ученые 19-го и начала 20-го века обнаружили, что большие части мозга животных могут быть удалены без заметного влияния на поведение.
Это навело ученых на мысль, что для работы умственных способностей достаточно небольшой части мозга.
Сегодня мы считаем, что ученые недостаточно тщательно тестировали животных, чтобы заметить все эффекты, которые их эксперименты оказали на поведение животных, но их результаты, возможно, породили мнение, что большая часть мозга остается неисследованной.
Маловероятное неправильное управление ресурсами организма
Сегодняшний клинический опыт явно противоречит мифу о 10 процентах: повреждение небольших участков мозга, например, вызванное инсультом, может иметь разрушительные последствия для способностей пациентов.
Современные методы визуализации мозга также опровергают эту идею, показывая, что большая часть мозга активна при выполнении большинства задач.
Также с эволюционной точки зрения миф о 10 процентах маловероятен: мозг стоит дорого, он потребляет примерно 20-25 процентов всего энергетического бюджета тела.
Если бы большая часть мозга осталась лежать под паром, это было бы настолько вопиющим неправильным управлением ресурсами тела, что организм с такой стратегией вряд ли пережил бы эволюционное давление.
Нет тайного хранилища неиспользованной силы мозга
Это правда, однако, что мозг никогда не активирует все свои 86 миллиардов мозговых клеток одновременно, но баланс между клетками, посылающими сигналы, и клетками, которые в настоящее время остаются спокойными, имеет решающее значение для способности мозга передавать информация.
Неконтролируемая массовая активация клеток головного мозга называется припадком и представляет собой серьезную медицинскую проблему, а не функциональное улучшение.
Верно и то, что в архитектуре мозга существует определенная степень избыточности, когда несколько проводящих путей выполняют схожие функции, но этот «механизм безопасности» является важной частью того, что делает наш мозг таким устойчивым и адаптируемым.
Так что, к сожалению, нет тайного хранилища неиспользованных умственных способностей. Мы используем весь наш мозг.
Источник:
- Профиль Анке Нинии Карабанов (Университет Копенгагена)
Сколько энергии мы тратим, используя наш мозг? | Университет Бонда
Доктор Оливер Бауманн., доктор Оливер Бауманн, доцент Школы психологии Университета Бонда.
После долгого рабочего дня или учебы ваш мозг может чувствовать себя истощенным. Но расходует ли наш мозг больше энергии при занятиях умственной атлетикой, чем при других видах деятельности, таких как просмотр телевизора?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть в машинное отделение нашего мозга: нервные клетки. Основной энергетической валютой клеток нашего мозга является молекула под названием аденозинтрифосфат (или АТФ), которую наш организм вырабатывает из сахара и кислорода.
Отслеживание потребления энергии мозгом можно проводить как с помощью сахара, так и с помощью кислорода, но кислород является более доступным вариантом.
Отслеживая потребление кислорода, на головной мозг приходится около 20% потребления энергии телом, несмотря на то, что он составляет всего 2% от его веса.
Это около 0,3 киловатт-часа (кВтч) в день для среднего взрослого человека, что более чем в 100 раз больше, чем обычно требуется обычному смартфону в день. И это эквивалентно 260 калориям или 1088 килоджоулей (кДж) в день (общее потребление энергии в среднем взрослым составляет около 8700 кДж в день).
Откуда мы знаем?
В 2012 году британский нейробиолог Дэвид Аттвелл и его коллеги измерили потребление кислорода в срезах мозга крыс.
Они определили, что в то время как 25 процентов потребности в энергии используются для хозяйственной деятельности, такой как поддержание клеточных стенок, основная часть 75 процентов используется для обработки информации, такой как вычисления и передача нейронных сигналов.
Мы не можем таким образом измерить потребление энергии мозгом у людей, но мы можем следить за кислородом, так как повышенная активность мозга требует больше кислорода.
Одним из подходов к измерению изменений потребления кислорода нашим организмом является измерение уровня CO₂ с помощью устройства для капнографии (где воздух поступает в трубку). Это требует, чтобы участники носили маску, но в остальном это неинвазивно.
Исследования действительно показывают, что повышенная умственная нагрузка (например, выполнение арифметических действий в уме, рассуждение или многозадачность) связана с повышенным потреблением кислорода (измеряемым по выбросу CO₂).
Однако повышенное потребление кислорода также может быть связано с реакцией всего организма на эмоциональную, стрессовую ситуацию и не отражать реальных изменений в активности мозга.
Можем ли мы измерить потребление кислорода только мозгом?
Это сложно. Повышенная мозговая активность вызывает увеличение притока богатой кислородом крови. Этот дополнительный запас богатой кислородом крови специфичен для региона и может быть (буквально) направлен с микрометровой точностью к активным нейронам.
Поскольку кровь и содержащийся в ней кислород слабо притягиваются магнитными полями, мы можем использовать МРТ (магнитно-резонансную томографию), безрадиационный инструмент, чтобы получить, хотя и косвенное, измерение мозговой активности.
Но, к сожалению, мы не можем использовать МРТ, чтобы сказать нам, сколько энергии наш мозг использует для различных умственных действий. Исследования МРТ могут выявить только относительные различия в активности мозга и потреблении энергии, а не абсолютные значения.
Однако это имеет смысл, учитывая, что наш мозг всегда включен и, следовательно, всегда нуждается в энергии. Даже в моменты, когда мы можем небрежно рассматривать состояния праздного ума, мы все равно обрабатываем огромное количество информации.
Во-первых, всегда присутствует сенсорная информация: обычно мы не проводим день в темном флоат-камере.
Во-вторых, наша умственная деятельность, даже в кажущемся беззаботном состоянии, будет отскакивать от воспоминаний о прошлых событиях и планирования нашего будущего.
Наконец, есть наши эмоции, которые, даже если они малозаметны (такие как чувство безмятежности или неуверенности), являются продуктами мозговой деятельности и, следовательно, сопровождаются постоянными энергетическими затратами.
Итак, насколько увеличивается активность мозга?
Возьмем что-нибудь простое, например, внимание. Исследования МРТ показали, что внимательное наблюдение за движущимися объектами по сравнению с пассивным наблюдением за ними увеличивает активность мозга в зрительной коре примерно на 1%.
Кажется, это не так уж и много, особенно если учесть, что затылочная доля, в которой находится зрительная кора (отвечающая за то, что мы видим), составляет лишь около 18% массы нашего мозга.
Но интересно, что обработка визуальной информации приводит к снижению активности в слуховых областях, а это означает, что мы тратим меньше энергии на обработку звуков в окружающей среде. Это работает и в обратном направлении: когда мы обращаем внимание на слуховую информацию, мы уменьшаем нашу визуальную активность обработки.
На уровне всего мозга стоимость внимания к зрительному стимулу, вероятно, уже компенсируется экономией на слуховой обработке.
Области мозга
Наш мозг идет на компромисс, когда мы фокусируемся на разных вещах. Shutterstock
Итак, исследования показывают, что умственная активность действительно связана с повышенным потреблением энергии. Тем не менее, это увеличение является минимальным, специфичным для региона и часто компенсируется снижением энергопотребления в других областях.
Тогда почему мы чувствуем себя истощенными после слишком большой умственной деятельности?
Вероятно, это результат психического стресса. Сложные умственные задачи, как правило, также являются эмоционально сложными и приводят к повышенной активации нашей симпатической нервной системы, что в конечном итоге приводит к умственной и физической усталости.