Наблюдение как метод психологии: Наблюдение как метод психологического исследования

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Метод наблюдения в психологии | Советы психолога

Метод наблюдения в психологии подразумевает целенаправленное восприятие, изучение и регистрацию данных об объекте, который необходимо исследовать. При этом, наблюдающий не вмешивается в процесс жизнедеятельности объекта, за которым идет наблюдение, а также не создаются специальные условия для проявления того или иного явления или процесса.

 

Метод наблюдения отличается от простого созерцания тем, что у него есть конкретная цель, оно проводится по определенному плану, а также наблюдатель имеет необходимое оснащение для фиксации полученных данных.

 

Метод наблюдения в психологии

Наблюдение является одним из главных методов исследования в психологии. Благодаря методу наблюдения можно накопить эмпирические данные, собрать первоначальные сведения, либо проверить их при помощи повторных наблюдений.

 

Объектом наблюдения может стать конкретный человек, либо группа людей или даже целая общность людей. К характеристикам объекта исследования относятся уникальность, неповторяемость или, наоборот, очень длительная повторяемость тех или иных психических явлений. Основной проблемой метода наблюдения за человеком или группой людей является присутствие наблюдателя. Чтобы минимизировать его влияние на психологию людей, наблюдатель должен примелькаться среди толпы, стать частью толпы.

 

Кроме того, наблюдение, как метод в психологии, может быть проведено при помощи специального оборудования, например, скрытой видеокамеры или одностороннего стекла-зеркала. Такой способ полностью устраняет необходимость  личного присутствия наблюдателя, тем самым человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение, чувствуют себя наиболее естественно и комфортно.  Узнайте: как обрести уверенность в себе.

Метод наблюдения в психологии имеет еще один прием, когда наблюдатель находится среди членов группы. Но, у такого метода есть один нюанс – это невозможность проводить наблюдение за собой, а также двойственность позиции.

 

Предметом наблюдения служат внешние проявления психики человека. К ним относятся движения, мимика, моторика, слова, экспрессия звуков, неподвижные состояния, а также вегетативные реакции, например, потоотделение, покраснения, одышка, учащенное сердцебиение, побледнение и т.д.

 

Метод наблюдения в психологии имеет некоторую сложность, которая заключается в неоднозначности понимания внешних факторов по отношению к внутреннему содержанию. Одно и то же проявление в поведении человека может относиться к разным психическим процессам.

 

В процессе наблюдения психолог, который наблюдает, может иметь скрытую или открытую позицию. Психолог должен иметь избирательное восприятие, наличие которого обуславливается целью и установками наблюдения. Определенная установка помогает активизировать восприятие конкретных психических явлений. Однако излишняя установка на предмете может привести к предвзятости и неверной трактовке явления. Это можно сравнить, например, с тем, что тренер оценивает человека по телосложению, учитель – по знаниям, портной – по крою одежды и т.д. Узнайте: социальная психология личности. 

 

Кроме того, метод наблюдения в психологии тесно связан с таким феноменом, как проекция на объект собственного “Я”. Так, хороший психолог должен иметь достаточный опыт наблюдения, чтобы минимизировать проекцию собственных психологических характеристик на наблюдаемый объект. Например, это могут быть зрительное и слуховое восприятие, концентрация внимания, память, темперамент, эмоциональная устойчивость и т.д.

 

Метод наблюдения в зависимости от ситуации может иметь разные направления. Так, выделяют лабораторное наблюдение, полевое наблюдение, а также наблюдение, которое происходит в естественных условиях. Естественное наблюдение является самым трудоемким, поскольку в этом случае нельзя спровоцировать нужное событие, наблюдателю остается только выжидать. Зато этот метод в психологии является наиболее точным, потому что поведение человека, за которым идет наблюдение, является естественным, без искажений.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Преимущества и недостатки метода наблюдения

следующий → ← предыдущая

Самый популярный метод сбора данных о многочисленных объектах вокруг нас — это наблюдение и исследование окружающей среды. Вещи разнообразные процессы также должны наблюдаться и контролироваться. Таким образом, наблюдение является основным подходом к сбору информации о чем-либо. Исследователи иногда используют наблюдения для своих различных исследовательских проектов в научной манере, хотя важно помнить, что не все наблюдения являются научными.

Что такое метод наблюдения?

Мы всегда замечаем и наблюдаем за событиями вокруг нас в нашей повседневной жизни. Такое наблюдение часто приводит к выбору. Например, когда мы идем по улице, мы видим машины и людей, движущихся в разных направлениях. Основываясь на этих выводах, мы могли решить, переходить ли улицу. Мы можем действовать, следуя такому решению. Во время вождения мы также следим за тем, горит зеленый свет или нет, а также за дорожными условиями, другими движущимися транспортными средствами, пешеходами или велосипедистами и т. внезапно прыгает перед движущимся транспортным средством.

Активный сбор информации из первоисточника называется наблюдением . Наблюдение за живыми существами использует органы чувств. Наблюдение в науке также может относиться к интерпретации и записи данных с использованием научных инструментов. Этот термин может также применяться к любым данным, собранным в ходе научной деятельности. Наблюдения могут быть качественными, что означает, что отмечается только отсутствие или наличие свойства, или количественными, что означает, что наблюдаемому явлению присваивается числовое значение путем его подсчета или измерения.

Качественное наблюдение

— это метод сбора данных путем наблюдения за субъектами в естественных условиях, после чего данные анализируются. Основой для наблюдения является отношение и убеждения субъекта, поведенческие модели, психологический склад и другие факторы. Подход наблюдения предполагает внимание, ощущение, документирование и наблюдение за действиями, отношениями и чертами вещей, явлений или живых существ. Исследователи используют эту технику, чтобы понять поведение и личность субъекта.

С другой стороны, научное наблюдение должно быть систематическим, преднамеренным и определенным, чтобы дать описание, установить отношения между событиями, выявить причины этих отношений и проверить гипотезы.

Исследователь может использовать наблюдательный подход для документирования поведения младших школьников. Если дети чувствуют себя в безопасности, делясь своими обеденными коробками в таком раннем возрасте, исследование будет полезным для исследователя.

В этом случае исследователь может беспристрастно наблюдать и фиксировать информацию. Поскольку это требует полного согласия участника исследования, подход к сбору данных наблюдения связан с несколькими этическими проблемами.

Типы методов наблюдения

  • Контролируемые наблюдения

Обычно проводятся в лаборатории психологии, контролируемых наблюдений являются систематическими наблюдениями. Многие переменные находятся под контролем исследователя, включая участников, место наблюдения, время исследования, контекст, в котором оно проводилось, и многое другое. Исследователь будет часто разрабатывать коды для представления различных моделей поведения на протяжении всего исследования. Затем они могут классифицировать поведение по нескольким категориям и легче исследовать данные, чем создавать исчерпывающий отчет.

  • Натуралистическое наблюдение

Другой формой метода исследования наблюдения, используемого исследователями рынка, является натуралистическое наблюдение . Исследователи рынка изучают действия участников в естественной обстановке, проводя такого рода наблюдения. Как правило, не существует установленных поведенческих норм. Вместо этого исследователь будет делать подробные записи и кодировать информацию позже.

В некоторых научных дисциплинах, включая антропологию, лингвистику, социальные науки и психологию, натуралистическое наблюдение, также известное как полевая работа, представляет собой методологию исследования, при которой данные собираются без вмешательства наблюдателя в том виде, в каком они происходят в природе.

  • Участник наблюдения

Включенное наблюдение

— последний вид техники наблюдения. Поскольку за участниками будут наблюдать в их естественной среде, это наблюдение натуралистично. Отличие состоит в том, что исследователи рынка будут заискивать перед окружением.

Одной из форм техники сбора данных, используемой учеными-практиками в качественных исследованиях и этнографии, является включенное наблюдение. С определенной группой людей и их традициями необходимо близко и близко познакомиться посредством интенсивного взаимодействия с людьми в их культурном контексте, как правило, в течение длительного периода времени.

Преимущества метода наблюдения

Для сбора данных в исследованиях международного рынка используется наблюдение. Он превратился в самую сложную современную исследовательскую методологию. Преимущества метода наблюдения включают следующее:

  • Самый простой метод

Самый популярный и простой способ получения данных — это, несомненно, наблюдение. Это требует лишь небольшой технической экспертизы. Несмотря на то, что это требует от исследователя определенных технических знаний, научное контролируемое наблюдение все же проще, чем другие подходы. В своей повседневной жизни каждый на этой планете становится свидетелем самых разных вещей. Человек может стать совершенным в наблюдении за своим окружением с небольшой практикой.

  • Полезно для выдвижения гипотез

Одним из ключевых источников выдвижения гипотез является наблюдение. Исследователь может хорошо познакомиться с явлением, которое он регулярно наблюдает. Он узнал об их обычаях, предпочтениях, проблемах, представлениях, различных занятиях и многом другом. Все это помогает ему в разработке гипотезы о них. Поэтому быть хорошим наблюдателем необходимо любому исследователю.

  • Повышенная точность

Данные, полученные путем наблюдения, часто более точны, чем данные, полученные с помощью интервью или анкетирования. Исследователь должен опираться на информацию, предоставленную респондентами, при использовании альтернативных методов, таких как интервью или анкетирование. Таким образом, это косвенные подходы, и следователю нужна помощь в проверке достоверности предоставленной им информации. Однако при наблюдении наблюдатель может сразу же убедиться в правоте наблюдателя. Он может использовать различные инструменты для проверки согласованности их поведения.

  • Общий метод

Будь то научные или общественные науки, во всех них обычно используется наблюдение. В связи с этим его применение более широкое. Этому довольно просто следовать и принять в качестве регулярной практики.

  • Наблюдение — единственный подходящий инструмент в определенных случаях

Единственным вариантом при работе с животными является наблюдение. Наблюдение может иметь дело с такими явлениями, как младенцы или животные, которые не могут словесно выразить свои чувства или действия, не говоря уже о том, чтобы дать словесную информацию о своем поведении. При исследовании младенцев наблюдение необходимо, потому что они не могут общаться или понимать вопросы исследователя. Наблюдение будет единственной полезной техникой для тех, кто не слышит, имеет серьезные аномалии или сумасшедший, отказывается сотрудничать, слишком застенчив или не говорит на языке исследователя.

  • Независимо от готовности людей сообщить

Наблюдение не зависит от желания людей предоставить различную информацию о себе. Часто некоторые люди чувствуют себя неловко, говоря о себе с посторонним. Некоторым людям нужно больше времени или опыта, чтобы предоставить исследователю важную информацию. Хотя наблюдение не всегда может решить эти вопросы, тем не менее оно требует менее активного сотрудничества и готовности к ответу. Всегда можно наблюдать за кем-то, не осознавая этого.

  • Прямота

Основным преимуществом наблюдения является его простота. Наблюдателю не нужно расспрашивать субъектов об их действиях и отчетах других. Данные могут быть собраны, как это происходит. Им нужно только наблюдать за тем, как люди ведут себя и говорят. Наблюдатель наблюдает за событиями по мере их возникновения, в то время как респонденты опроса могут иметь смутные или устарелые воспоминания о событиях, произошедших в далеком прошлом.

  • Настоящий и истинный

Каждая информация должна начинаться с опыта или впечатления. Всегда нужно пытаться проводить прямое наблюдение, потому что это самый надежный метод. Его можно использовать как научный инструмент с использованием современных механических и электронных технологий, от самых неформальных до самых формальных. Он удовлетворяет требованиям конкретных обстоятельств. Данные, собранные посредством наблюдения, будут наиболее достоверными из всех собранных данных.

  • Улучшенное понимание поведения потребителей

Наблюдение — единственный подходящий метод для несговорчивых людей, которые не решаются поделиться информацией о своем поведении. Информация, которую клиенты не могут или не хотят раскрывать, может быть получена путем наблюдения. Для исследования маленьких детей, неспособных понять наши вопросы или ясно выразить свои мысли, необходимо наблюдение.

Недостатки метода наблюдения

Есть некоторые ограничения на наблюдение. Наблюдение обычно стоит слишком много денег и занимает слишком много времени. Точно спланированные лабораторные эксперименты выполнить просто.

  • Некомпетентность наблюдателя

Наблюдатель должен четко понимать поведение клиентов. Они должны быть свободны от предвзятости и иметь надежную систему отсчета. Некомпетентность наблюдателя может поставить под угрозу достоверность и надежность наблюдения.

  • Все случаи наблюдения могут не наблюдаться

Эти проблемы возникают из-за неопределенности события. Многочисленные общественные мероприятия имеют весьма неоднозначный характер. Определение их времени и местоположения является сложной задачей для исследователя. Инцидент может произойти без присутствия наблюдателя. С другой стороны, этого может не произойти, даже если наблюдатель всегда присутствует. Например, никогда нельзя быть уверенным, что два человека или группы будут спорить или драться. Точная дата мероприятия еще уточняется.

  • Не все события отдаются наблюдательным исследованиям

Большинство социальных явлений концептуальны. Например, чувства любви, привязанности и эмоций родителей к своим детям невидимы для наших органов чувств и не могут быть измерены с помощью методов наблюдения. Чтобы изучить эти явления, исследователь может использовать дополнительные методы, такие как тематические исследования, интервью и т. д.

  • отсутствие ясности

Наблюдатель часто предпочитает сосредоточиться на том, что он хочет увидеть. У людей могут быть разные точки зрения на происходящее, даже если они находятся в одинаковых условиях. Особенности, о которых сообщают разные свидетели, ставшие свидетелями одного и того же инцидента, зависят от их сильных личных интересов, эмоций, мотивов и т. д.

Чтобы построить свое наблюдение, наблюдатель должен полагаться на свою память. В таких обстоятельствах он должен немедленно отметить свое наблюдение. Таким образом, неправильная документация сводит на нет основную цель наблюдения.

  • Возможность искажения

Быть наблюдаемым мешает самому себе. Сам акт наблюдения несет в себе риск искажения явления. Он вносит смещение, непостижимое с точки зрения его направления и величины. Избавиться от этого искажения сложно. Но можно уменьшить на 9.0006

правильный выбор и размещение наблюдателей правильный выбор наблюдателей и их местонахождение, скрытая запись и другие усилия по доказательству нейтральности наблюдателей.

  • Отсутствие надежности

По данным П.В. Юнга, не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты во время наблюдения для проверки точности явления. Обобщения, сделанные с использованием подхода наблюдения, не очень заслуживают доверия, потому что социальные явления нельзя контролировать или подвергать лабораторным экспериментам. Опять же, сделать осмысленные выводы из наблюдения сложно из-за относительной природы социальных явлений и собственных предубеждений наблюдателя.

  • Неправильное восприятие

Наблюдение требует повышенного уровня технических навыков. Никогда нельзя быть уверенным, что они видят именно то, что, по их мнению, они видят. Одно и то же явление может быть воспринято двумя людьми по-разному. Сценарий может предложить что-то важное и полезное одному человеку, но ничего не предложить другому. Только наблюдатели, обладающие необходимыми техническими знаниями, могут проводить научные наблюдения.

  • Личная предвзятость наблюдателя

Зритель может иметь свои моральные нормы или определенные предубеждения по поводу происшествия, что делает социологическое исследование объективным.

  • Медленное исследование

П.В. Янг прав, когда говорит, что достоверные наблюдения нельзя ускорить и что одно только наблюдение не может позволить нам быстро завершить наше исследование. Иногда это может сделать наблюдателя и наблюдаемое менее заинтересованными в продолжении процедуры наблюдения.

  • Дорогой

Это дорого стоит, занимает много времени и требует много работы. Путешествие, проживание в месте явления и покупка дорогостоящего оборудования — все это необходимо для наблюдения. В результате он считается одним из самых дорогих способов сбора данных.

  • Неэффективный подход

Полные ответы «не могут быть получены одним наблюдением», согласно П.В. Молодой. В результате несколько человек рекомендовали, чтобы наблюдение было подкреплено дополнительными методами.

  • Сложность проверки достоверности

Проверка достоверности наблюдения может быть сложной задачей. Многие наблюдаемые явления трудно определить достаточно точно, чтобы можно было сделать полезные обобщения. Валидность и надежность наблюдения, возможно, потребуется улучшить за счет некомпетентности наблюдателя.

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков метода наблюдения

Преимущества Недостатки
Метод наблюдения прост, поскольку часто не требует технических навыков. В методе наблюдения наблюдаются только некоторые вещи. Чувства, эмоции и мнения остаются незамеченными.
Метод наблюдения обеспечивает высокую точность, так как наблюдатель взаимодействует с наблюдаемым. Поскольку для этого требуется так много ресурсов, наблюдение является дорогостоящим методом.
Это распространенная и универсальная техника, которая используется во всем мире. Явления описываются методом наблюдения в реальных условиях исследования. Поскольку наблюдение занимает так много времени, существует опасность, что и наблюдатель, и наблюдаемое в конце концов наскучат ему.
Респонденту нужно лишь немного сотрудничать в методе наблюдения. Невозможно узнать о своей прошлой жизни. Исследователь вынужден опираться на документы, которые не всегда достоверны.

Следующая темаПреимущества и недостатки онлайн-платежей

← предыдущая следующий →

Метод наблюдения в психологии — ExamSector

Posted on by examsectoreng

Table of Contents

  • В 1913 году, когда Уотсон основал школу бихевиоризма, психология была определена в новом контексте и названа наукой о поведении, изучение которой можно проводить, используя метод наблюдения, а не метод самоанализа.
  • В этом методе наблюдатель наблюдает за поведением организма или человека. На основе своих наблюдений готовит специальный отчет. После анализа подготовленного отчета наблюдатель пришел к какому-либо конкретному выводу о поведении организма. Чтобы сделать наблюдение более объективным, наблюдатель наблюдает за поведением организма в различных ситуациях. Иногда за поведением организма наблюдают вместе многие наблюдатели. Это может быть причиной того, что этот метод называется методом объективного наблюдения. Наблюдает за обоими типами поведения, т. е. внешним поведением, таким как: бег, плач, игра, и внутренним поведением, таким как: изменение артериального давления, изменение частоты сердечных сокращений и т. д.
  • Существуют две основные характеристики объективного наблюдения:
    i) Наблюдение всегда целенаправленно и интенсивно. Иными словами, для достижения какой-то конкретной цели наблюдатель уделяет особое внимание какому-то конкретному аспекту поведения человека.
    ii) Цель наблюдения состоит в том, чтобы найти взаимосвязь между различными переменными с использованием различных правил.

Наблюдения бывают трех видов:

а) включенное наблюдение
б) не включенное наблюдение
c) Натуристическое наблюдение

Включенное наблюдение:

  • В этом типе метода наблюдения наблюдатель активно участвует в различных действиях с участниками в том поведении, которое он хочет наблюдать. Например; для изучения проблем рабочих любой фабрики психолог может зарегистрироваться как один из рабочих этой фабрики, чтобы он мог решать те же проблемы и тем временем наблюдать за поведением других рабочих.

Наблюдение без участия

  • В этом типе метода наблюдения наблюдатель не участвует в том поведении, которое он хочет наблюдать. Наблюдатель наблюдает за желаемым поведением участников на расстоянии. С помощью этого метода чаще всего осуществляется наблюдение за поведением участника в клинической, образовательной, социальной и производственной ситуации.

Натуралистическое наблюдение

  • Когда метод наблюдения используется в естественных условиях, в основном для наблюдения за поведением животных, такой вид наблюдения называется натуралистическим наблюдением. Подобно психологам, наблюдайте за поведением пчел, обезьян, муравьев и т. д. в их естественной среде обитания.

Достоинства: В целом видно, что наблюдает –

Достоинства методов наблюдения следующие:

  1. Этот метод разработал область исследования для психологов. Метод интроспекции применялся только к взрослым, в результате чего можно было изучать умственную деятельность взрослых. Но метод наблюдения можно применять к детям, умственно отсталым взрослым, инвалидам, животным и т. д. Таким образом, применение этого метода расширило область психологии.
  2. С помощью этого метода можно одновременно изучать поведение более чем одного организма. Например, если психолог хочет изучить поведение толпы, он может сделать это очень легко, используя этот метод.
  3. Можно легко провести статистический анализ оценок, полученных с помощью этого метода, поскольку оценки обычно представлены в форме частоты и процента. В результате чего повышается достоверность вывода, полученного из этого метода.

Недостатки:

Отношение, предрассудки, потребности и т. д. могут повлиять на его наблюдения. Другими словами, можно сказать, что наблюдения могут стать более субъективными, чем объективными. В такой ситуации полученные результаты не отличаются высокой надежностью или достоверностью.

  1. В этом методе наблюдатель, наблюдая за поведением организма, пытается выяснить его психические механизмы. Но наблюдатель не может найти успех каждый раз. для примера: две женщины из любого села встречаются спустя долгое время, чтобы выразить свою любовь друг к другу они могут начать плакать, любой наблюдатель может прийти к выводу, что они должны в печали, поэтому они плачут, но факт в том, они показывают свою радость. Этот пример ясно указывает на то, что невозможно объективно интерпретировать действительный смысл любого психического механизма.
  2. В этом методе наблюдение проводится в естественной и неконтролируемой ситуации, поэтому результаты, полученные с помощью этого метода, не могут быть описаны в истинной причинно-следственной связи. В исследовании, проведенном Jones & Jones в 1928 году, студенты колледжа испугались, увидев змею. Здесь причина эмоциональной реакции (страха) неясна. Форма змеи могла вызвать чувство страха у студентов, ее ползание могло быть причиной и т. д. В конце концов, нет никакой фиксированной причины, которая ответственна за возбуждение чувства страха у студентов.

Последнее сообщение психологии: – Щелкните здесь

Важные моменты: – 

  1. В настоящей главе обсуждаются методы психологии и измерения центральной тенденции. Метод наблюдения также называют методом наблюдения. В этом методе наблюдатель изучает поведение организма или человека.
  2. Метод тематического исследования используется в клинической психологии для выявления симптомов любого заболевания и вызывающей его причины.
  3. Обычно разговор между двумя или более лицами по какому-либо конкретному поводу называется интервью.
    Метод опроса, экспериментальный метод, метод самоанализа являются основными психологическими методами.
  4. Мерой центральной тенденции являются Среднее, Мода, Медиана. В настоящей главе обсуждаются частотное распределение, линейное представление, графическое представление, частотный полигон и гистограмма.

1. Значение частоты:
а) Баллы
b) Количество повторений баллов
c) Несколько баллов
d) Ни одного из этих

Нажмите, чтобы показать/скрыть

Ответ :- B

2. Какой из методов не подходит для распределения абсолютной частоты?
a) Эксклюзивный метод
b) Инклюзивный метод
c) Точный метод
d) Ни один из этих

Нажмите, чтобы показать/скрыть

Ответ :- D

3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *