Наблюдение за человеком психология пример: Сущность метода наблюдения и его примеры

Содержание

Лонгитюдное исследование – это метод в психологии

Лонгитюдное исследование помогает проследить влияние различных событий или происшествий на жизнь человека в течение определенного промежутка времени. Психологи и социологи собирают информацию о переменах в психологическом, физическом и психическом состоянии испытуемых. Для чего это нужно? Что дает такое изучение?

Содержание

  • Что такое лонгитюдное исследование
  • Цель лонгитюдных исследований
  • История и особенности лонгитюдного исследования
  • Способы и виды лонгитюдных исследований
  • Лонгитюдные исследования в социологии
  • Лонгитюдные исследования в психологии
  • Преимущества и недостатки лонгитюдного метода
  • Примеры лонгитюдных исследований
  • Заключение

Что такое лонгитюдное исследование

Если сказать простыми словами, лонгитюдное исследование в психологии — это систематическое изучение объекта или группы объектов на протяжении длительного периода времени и по заранее подготовленной системе. За указанный период времени объекты могут поменять какие-то признаки и характеристики.

Такое наблюдение относится к методам возрастной психологии, поскольку предполагает изучение особенностей индивидов, которые входят в разные возрастные категории. И это главный признак лонгитюдного исследования.

Для наглядности приведем пример. Представьте себе отдельную фотографию и фотоальбом. В каком случае вы получите полную информацию о человеке, его жизни или ее определенном этапе? Естественно, рассматривая фотоальбомы. Так и с лонгитюдным методом.

Этот метод изучения человека или группы людей позволяет увидеть не только развитие группы, но и каждого отдельного испытуемого. При этом эффективность и содержательность результатов напрямую зависит от промежутка времени, на протяжении которого проводится исследование. Его, конечно, можно сократить, но для этого нужны веские аргументы.

Цель лонгитюдных исследований

Главная цель лонгитюдного метода исследования — проследить историю развития одного или нескольких объектов, а также оценить влияние на них определенных событий. Наблюдения проводятся в течение длительного промежутка времени. Психологи анализируют и оценивают, как наступление тех или иных событий влияет на состояние экспериментальной группы. Для этого достаточно рассмотреть поведение испытуемых до события и после него.

Стоит отметить, что одновременно с лонгитюдным исследованием применяются и другие методы изучения. Речь идет о тестировании, психографии, наблюдении и т.д.

История и особенности лонгитюдного исследования

Метод лонгитюдного исследования был применен впервые его основоположниками Уильямом Штерн и А. Н. Гвоздевым, которые посвятили время изучению развития ребенка в обычной семье.

Изначально лонгитюд применялся как альтернатива методу поперечных срезов в детской и возрастной психологии. Позже его стали использовать в таких направлениях, как социология, инженерная психология, психология труда.

Лонгитюдные исследования активно проводятся как в России, так и в зарубежных странах. В России самым известным из них считается «Пути поколения», проводившееся с 1983 по 1999 год (руководитель М. Х. Титма). За рубежом лонгитюдом часто пользуется Национальное детское бюро Великобритании, изучающее развитие детей разных возрастных категорий.

Способы и виды лонгитюдных исследований

Лонгитюдный метод исследования делится на виды в зависимости от его продолжительности, способа проведения и особенностей.

Итак, по длительности выделяют такие виды лонгитюда:

  1. Кратковременный. Используется для изучения личности в период времени, когда предполагается наличие сразу нескольких скачков развития.
  2. Долговременный. Это исследование, предполагающее изучение динамики в наиболее выдающиеся периоды развития. Пример — младенчество.
  3. Ускоренный. Это изучение объемных периодов развития за небольшой промежуток времени. Здесь проходит наблюдение за людьми из нескольких возрастных групп.

Способ проведения исследования делит лонгитюд на такие виды:

  1. Ретроспективный. Психолог или социолог рассматривает личность и ее отдельные характеристики в прошлом.
  2. Перспективный. Изучение индивида до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста.
  3. Сочетаемый. Предполагает соединение элементов ретроспективного изучения с перспективным.

Существуют и другие виды лонгитюдного исследования:

  1. Истинное. Это классический вариант. Цель наблюдения за человеком — узнать перспективы психического и психологического здоровья.
  2. Смешанное. Пересекается со срезовым методом, благодаря которому можно получить данные об объектах, схожих с изучаемым. Чаще всего применяется для исследования тающих групп, количество участников которых уменьшается с каждым этапом.
  3. Псевдолонгитюд. Предполагает определение нормы для всех возрастных групп. Для ее вычисления берут средние показатели каждого отдельного члена группы.
  4. Индивидуальное панельное исследование. Специалисты изучают испытуемых на протяжении определенного времени. Участники дают интервью.
  5. Панельные исследования домохозяйств. Это наблюдение за человеком, который является частью семьи.
    Рассматривается информация, касающаяся семьи в целом.
  6. Когорное. Цель изучения — проследить развитие когорты или людей определенной возрастной группы.

Также существуют исследования, объединяющие данные. Наглядный пример — перепись населения.

Лонгитюдные исследования в социологии

Помогают ответить на ряд социальных вопросов, а также провести анализ и оценку тех тем, в которых классические методы оказались неэффективными. Сюда относятся:

  • изменения в обществе;
  • уровень бедности;
  • изменения на рынке труда;
  • скачки социального настроения;
  • влияние безработицы на психическое здоровье человека;
  • влияние бедности на дальнейшую жизнь ребенка.

Также специалисты изучают реакцию общества на какие-то внедряемые государством политические и экономические меры. Они рассматривают его состояние до и после внедрения.

Лонгитюдные исследования в психологии

В психологии лонгитюдное исследование позволяет проанализировать такие моменты:

  • влияние семьи на ребенка;
  • роль школьного образования в воспитании;
  • эффективность образовательных мероприятий;
  • влияние на будущее детей развода родителей и жизнь в неполной семье.

Также в процессе изучения рассматриваются характеристики и состояние людей, которые часто теряют работу. Задача психолога в этом случае — понять, что осложняет процесс поиска работы.

Преимущества и недостатки лонгитюдного метода

Как и любое другое исследование, лонгитюд имеет плюсы и минусы. К преимуществам относится возможность продолжительное время наблюдать за развитием одних и тех же людей, видеть изменения, происходящие в жизни. Причем эти изменения касаются не только физического состояния, но и взглядов, ценностей и приоритетов.

Другое преимущество — возможность изучения влияния на человека того или иного события. Данные собираются до и после него. Пример — образовательные мероприятия или изменения в экономике.

А что можно сказать о недостатках?

  1. Изучение требует больших затрат, как финансовых, так и в плане ресурсов (время, силы). Сложнее всего провести повторное исследование.
  2. Технические трудности. На каждом этапе собирают новую информацию, касающуюся испытуемых. При этом рассматриваются все события, которые произошли в жизни, берутся во внимание переезды и другие факторы. А после эти данные обрабатываются, анализируются и систематизируются.
  3. Результаты исследования могут проявиться через несколько лет. Но бывали случаи, когда они не проявлялись вовсе.
  4. Есть риск упустить из внимания некоторые события или перемены в жизни человека.

И еще один серьезный недостаток — испытуемые к концу исследования становятся недоступными. Они могут отказаться от участия, уехать, умереть. В этом случае база для сравнений сильно уменьшается, что ставит под сомнение точность лонгитюда в целом.

Примеры лонгитюдных исследований

Университет Мэдисона проводит самое длительное лонгитюдное исследование. Оно началось в 1957 году. Главная цель — изучить планы выпускников относительно карьерного роста, здоровья, взросления и т.д. Сейчас специалисты наблюдают и за участниками, и за их детьми.

Исследование в Новой Зеландии, по праву считается самым крупным из проведенных в пределах одной страны. В нем приняли участие более 8 500 студентов, которым оставалось учиться 1 год. Цель — понять, что определяет дальнейший успех выпускников. Опросы были 3 раза: в 2011, 2013 и 2016 году. Следующий предстоит в 2021.

Студенты стали участниками лонгитюдного исследования, посвященного образованию и будущей карьере, и в Великобритании (начало в 2008 году). Всего испытуемых около 130 000.

Заключение

Итак, что такое лонгитюдное исследование? Это изучение отдельного объекта или группы на протяжении определенного промежутка времени. Это отличная возможность понять, как те или иные события влияют на человека. Причем во внимание берутся не только перемены в жизни, но и то, что происходит с их взглядами, ценностями и приоритетами. Чаще всего такие исследования проводят в социологии и психологии.

Программа дисциплины «Психология»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Психология»

для направления 38. 03.02. Менеджмент

подготовки бакалавра

Автор: Войлокова Елена Евгеньевна кандидат психологических наук, доцент


Одобрена на заседании кафедры организационной психологии « 25» августа 2014 г.

Зав. кафедрой – Герасим Амирович Мкртычян


Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «27» августа 2014 г.

Председатель Ю.В. Кузнецова


Утверждена УМС НИУ ВШЭ

Нижний — Новгород 22 сентября 2014 г.

Председатель: В.М. Бухаров

Нижний Новгород, 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03.02 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология».

Программа разработана в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент», образовательной программой 38.03.02 «Менеджмент», учебным планом университета по направлению 38.03.02 «Менеджмент», утвержденным в 2014 г.


  1. Пояснительная записка

Курс «Психология» является одним из ключевых в общеобразовательной подготовке студентов-менеджеров первого года обучения. С него начинается введение в психологическое образование, на базе которого в следующие годы осуществляется овладение студентами психологическими знаниями и развитие психологической культуры.

В условиях реформирования высшего образования психология становится для специалистов в сфере управления важной профессионально значимой дисциплиной, предназначенной не только для их общей осведомлённости, но и для знакомства с основными психологическими технологиями и методами в профессиональной деятельности.

«Психология» как учебная дисциплина в системе подготовки менеджеров связана со следующими общекультурными и психологическими дисциплинами учебного плана специальности: «Философия», «Теория организации и организационное поведение», «Управление человеческими ресурсами».

Цель преподавания дисциплины «Психология» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности и возможности студентов, способствовать развитию психологической культуры будущего менеджера.

Это определило образовательные задачи дисциплины:

— ознакомление с наиболее значительными теоретическими и методологическими основами современной психологии;

— формирование на этой основе навыков выявлять в окружающем мире психологические явления и события и умений объяснять их на языке психологии;

— развитие первичных навыков исследовательской работы и умений самостоятельной работы с психологической литературой;

— становление важных профессионально-значимых умений и навыков: самопознания и самооценки; способов познания других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Курс «Психология» состоит из трёх разделов: «Введение в психологию человека», «Мировые психологические школы» и «Основы психологии человека». Основное назначение первого раздела — ввести студентов в методологию изучения психологии: предметное поле, методы и язык научной психологии. Сложность решения этой задачи заключается в том, что студенты должны овладеть языком новой для них науки. У многих студентов первого года обучения представления об основных понятиях психологии, таких, как «личность», «индивидуальность», «характер», «возраст» и др., ни по полноте, ни по объёму не отражают сущностных характеристик. Поэтому при изучении первого раздела важно развитие специальных логических операций, необходимых для работы с понятиями.

Во втором разделе содержится краткий экскурс в историю психологии. В этом разделе курса представлены «имена наиболее крупных психологов прошлого и настоящего с отдельными моментами их личной и научной биографии» (Ю.Гиппенрейтер), а также на историко-культурном материале показаны возможности владения методами научного познания.

При проектировании содержания этого раздела мы руководствовались тем, что будущий специалист должен иметь культурно-исторический контекст понимания развития западноевропейской гуманитаристики, социальной теории и менеджмента. Знания в области мировой психологической мысли могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. Одновременно изучение классического психоанализа, необихевиоризма и гуманистической психологии может служить дополнением к общеобразовательным курсам по культурологии, социологии и философии (например, «Психоаналитические концепции культуры», «Психоанализ в бизнесе»).

Содержание третьего раздела основано на представлениях о гуманитарном характере психологического знания. Психология человека представлена как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов). Главная задача раздела состоит в выработке «целостного представления о психике человека как условии множественности психологических теорий» (В. М. Розин). Для решения этой задачи привлекаются представления о психическом мире человека из художественной литературы, живописи, киноискусства, метафорические понятия и аргументация по аналогии.

Разные научные психологические школы имеют различные подходы к психологии человека. Понятие о человеке дано в содержании раздела в соответствии с моделью Б.Г. Ананьева: человек-индивид, человек-личность, человек-субъект понимания, общения и труда, человек-индивидуальность

Концептуальная основа курса и принципы отбора содержания лекций и практических занятий сформированы на основе идей и теоретических взглядов Б.Г. Ананьева, В.А. Аверина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, В. А. Якунина.

Концепция курса может быть кратко представлена следующими позициями:

1. Главной теоретической основой лекционных занятий является психология человека, понимаемая как синтез психологических знаний о человеке из различных отраслей психологии.

2. Позиция студента в качестве субъекта познавательной деятельности определяет выбор активных форм организации обучения. Ведущей задачей семинаров и практических занятий становится в этом случае идея социального и профессионального становления личности студента, которую мы рассматриваем как форму психического развития.

3. Обучение рассматривается нами как организованная форма социального воздействия и поэтому может быть описано с позиций теории управления. Обучение складывается из целеполагания, информации, прогнозирования, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен оценивать потребность в ресурсов и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности

УК-4

Умеет наблюдать, выявлять, и оценивать психологические события и факты, а также прогнозировать их развитие на основе психологических закономерностей

Лекционный курс.

Разработка и решение задач, дискуссии, написание эссе.


Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач 9 в том числе на основе системного подхода)

УК-5

Способен подготавливать доклады и презентации по исследуемой тематике, умеет излагать материал для научных публикаций

Лекционный курс, проведение семинаров, тренингов, мозговых штурмов, круглых столов, подготовка эссе.

Способность предложить организационно — управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений.

ПК — 2

Владеет навыками принятия управленческих решений и методиками анализа их последствий.

Написание контрольной работы и выполнение домашних заданий, решение кейсов.

Способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК — 7

Способен применять знания об индивидуальных различиях людей в работе, а также знания закономерностей группового взаимодействия.

Лекционный курс, тренинги, деловые игры, психологическая диагностика

Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.

ПК — 8

Владеет инструментами анализа и проектирования эффективных коммуникационных потоков на разных уровнях: межличностном, групповом и организационном.

Лекционный курс, психологическое тестирование, решение кейсов по теме.

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к общему циклу дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.

Изучение курса психологических дисциплин в профессиональной подготовке современного бакалавра в области управления предполагает наряду с развитием общей психологической культуры формирование общетеоретических основ изучения современной психологии и создание условий для выбора студентом гуманитарных технологий познавательной, а в будущем и профессиональной деятельности. Курс «Психология» в рамках внутри дисциплинарных связей в структуре образовательной программы взаимодействует с социальными и культурологическими дисциплинами (философией, отечественной историей, системой управленческих практикумов, спецкурсов и спецсеминаров).

Курс «Психология» — дисциплина теоретическая, что делает особо значимыми её межпредметные связи с социальной психологией и другими дисциплинами психологического содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении профессионально-предметных дисциплин: «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Психология лидерства», «Организационное поведение».


  1. Тематический план учебной дисциплины

Трудоемкость дисциплины – 4 кредита ( З.Е.)

№№

п\п

Наименование

разделов и тем



Всего часов

Аудиторные часы, (контактная работа преподавателя с обучающимися)

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.занятия

Раздел 1. Введение в психологию человека

1

Психология в системе человекознания

10

4

2

4

2

Генезис психологии.

Психология как наука о душе



12

2

2

8

3

Ч Психология как наука о поведении: естественнонаучный идеал в психологии

10

2

2

6

4

Образ мира как объект психологии.

Психология как наука о внутреннем мире человека



12

4

2

6

5

Психология в современном мире. Психология и требования современной культуры

8

2

2

4

6

Методы научной и практической психологии Измерение в психологии.

16

4

4

8

7

Психология развития человека

10

2

2

6

Раздел 2. Мировые психологические школы

8

Психоаналитическая линия в психологии

12

6

2

4

9

Гуманитарный идеал в современной психологии: коммуникативный и экзистенциальный подходы

10

4

2

4

10

Бихевиоризм, его современные версии.

10

4

2

4

Раздел 3. Основы психологии человека

11

Подходы к изучению человека в отечественной психологии. Учение Б.Г. Ананьева о человеке.

6

2

2

2

12

Психологическая характеристика индивида: темперамент, конституция, психодинамические свойства

10

4

2

4

13

Психологическая характеристика личности: потребности, мотивы, способности, характер, самосознание

10

4

2

4

14

Психология человека как субъекта деятельности и общения

8

2

2

4

15

Психология индивидуальности.

8

2

2

4

Итого

152

48

32

72

  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

1

2

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

6-7 неделя

Письменная работа (80 минут)

Домашнее

задание


3-4 неделя

3-4

неделя


Домашнее задание

«Наблюдение и наблюдательность»

(Приложение 3)


Итоговый

Экзамен

*

Итоговый тест (90 минут)

    1. Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях, оценку контрольной работы, оценку выполнения домашнего задания. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки докладов.

Итоговый контроль – письменный экзамен (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки «10 баллов» студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки «8-9 баллов» – не менее 80% правильных ответов. «7 баллов» – 70% правильных ответов. «5-6 баллов» – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов.

Работа на семинарских занятиях, выполнение контрольной работы, домашнего задания, написание эссе и экзаменационного теста оцениваются по 10-балльной шкале.


    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на семинаре, степень участия в тренингах, подготовка докладов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем (Оауд.). А также преподаватель оценивает выполнение контрольной работы (Ок/р) и домашнего задания (Од/з) ( по 10-ти балльной шкале).

Результирующая оценка за текущий контроль составляет текущую оценку (Отекущ..) и учитывает результаты работы студента следующим образом:

W к/р = 0,6; Wд/з = 0,4

Отекущая = 0,6*Ок/р + 0,4*Од/з

Накопленная оценка вычисляется следующим образом:

Онакопленная = 0,7*Отекущая + 0,3*Оаудит.

W текущая. = 0,7; Wауд. = 0,3

Результирующая оценка итогового контроля складывается из накопленной оценки и оценки итогового экзаменационного теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wнакопл.= 0,6; Wэкз. = 0,4;

Оср.(окр.)= Онакопл*Wнакопл(0,6)+Оэкз. * Wэкз.(0,4)

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если суммарная оценка за текущий контроль, работу на занятиях и самостоятельную работу с учетом коэффициентов ниже 1,2 балла, или студент получил неудовлетворительную оценку за текущий контроль.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

Оср.(окр.)= Онакопл.*Wнакопл.(0,6)+Оэкз.* Wэкз.(0,4)+Одоп. вопрос


  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию человека

Каталог: data -> 2015
2015 -> Александрова Лада Анатольевна
2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
2015 -> Программа дисциплины «Культура России Нового времени»
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра


Скачать 181,64 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»