Наглядно действенное мышление это в психологии: Наглядно-действенное мышление — Психологос

Содержание

Мышление наглядно-действенное | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с Мышление наглядно-действенное, как в фило-, так и онтогенезе. В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах индивидуального опыта.

Мышление наглядно-действенное часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (напр., исследования интеллекта человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что М. н.-д. присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев. Наиболее высокие уровни обобщенного отражения действительности зависят от результатов «усмотрения, видения» реальности, которые достигаются действиями М. н.-д. Следует обратить внимание на то, что в детской психологии существует давняя традиция синонимического употребления терминов «практическое мышление» (см.

Мышление практическое) и «Мышление наглядно-действенное», но в более широком контексте психологии мышления этого следует избегать (об этом писал еще Б.М. Теплов).

Определением «наглядное» подчеркиваются особенности формы представления объектов и условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания.

Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом получают в процессе реального преобразования ситуации, на что указывает 2-я часть термина — «действенное». Как и всякое мышление, наглядно действенное мышление является осмысленным выделением признаков объектов, выбором средств воздействия и преобразованием ситуации. Осмысленность выражается и в том, что цель и направление всех действий не устанавливается заранее, а определяется на основе промежуточных результатов преобразований обобщаемого содержания.

В нормальной и клинической психодиагностике для обследования наглядно действенное мышление используются различные комбинаторные и конструктивные задачи, из которых наиболее известны «доски Сегена», задачи по сборке куба Линка и задачи на воспроизведение изображения с помощью кубиков Коса. (В.М. Гордон, Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы М. н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келлером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными.

У ребенка Мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления.
У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.

Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У ребенка мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.

По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению ситуации проблемной от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, где отношения между элементами ситуации проблемной предстают в достаточно схематизированном виде.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Мышление наглядно-действенное

Контрольная работа по дисциплине психологии Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста» | Учебно-методический материал по теме:

Домашняя контрольная работа

по дисциплине психологии

Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста»

План

Введение………………………………………………………………………. ..3

1. Понятие о мышлении……………………………………………………….4

2. Особенности наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….7

3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………9

Заключение …………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………….14

Введение

В дошкольном возрасте мышление ребенка опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию и к бурному развитию мыслительных операций.

1. Понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать конкретно, с помощью ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятељности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, конкретно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном случае.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано конкретно в восприятии.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Исходя из того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно — образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающегося на конкретное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстрᴏ переходить от размышления к действию и обратно.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет

получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно — действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Наглядно-образное мышление имеет огромное значение во всех областях человеческой деятельности, начиная от решения бытовых вопросов и кончая самыми сложными отраслями науки. Этому способствует возможность придать форму наглядного изображения и таким отношениям вещей, которые сами по себе невидимы. Так, в физике с помощью объемных моделей изображают отношение элементов атомного ядра. Различного рода графики изображают функциональные зависимости, сложение сил и многое другое. В этих случаях образы приобретают чисто условный характер.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом.

2. Особенности наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, формирование элементов словесно-логического мышления

Роль наглядно-действенного мышления постоянно меняется в жизни детей дошкольного возраста. С каждым годом они становятся все более самостоятельными выбирают и применяют способы, приемы решения практических задач, меняют отношение практического действия к умственной. С переходом мышления во внутренний план (интериоризация) перестраивается практическое действие. Наглядно-действенное мышление является видом мышления, непосредственно переходящим в практическую идею.

Младшие дошкольники не всегда используют действие, адекватно поставленной задаче, например при составлении фигурок на фоне часто беспорядочно передвигают, соединяющие их части, получают неожиданные для себя комбинации, иногда составляют совсем бессмысленные картины (фигурку коня кладут вверх ногами, всадника размещают головой вниз) Одновременно с удовольствием делают вывод, что у них получилась хорошая картинка. Таким образом, конкретную задачу они решают пробными действиями, а результат осмысливают после их окончания.

Дети среднего дошкольного возраста в процессе действия осмысливают задачи и способы ее решения, их речь при этом является опорой действия или сопровождает ее.

Соотношение чувственного восприятия, практического действия и речи меняются у детей старшего дошкольного возраста. Не вдаваясь в

практические манипуляции, они могут мысленно решить предложенное задание, потом вслух рассказать об этом. После найденного в уме решения, ребенок быстро размещает фигурки на определенном фоне, а его рассказ после выполненного действия повторяет то, что он сделал в ее начале.

В дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, переходит на высший уровень. У старших дошкольников действенному решению задачи предшествует словесно оформленное решение его задумки. В связи с этим меняется и суть действий ребенка. Младшие дошкольники понимают лишь конечную цель, но не видят условий ее достижения. Этим обусловлена беспорядочность (пробность) их действий. Уточняя задачи, совершает проблемные, поисковые действия.

Действия старших дошкольников перестают быть пробными, теряют эвристический характер, становятся исполнительными (до начала ребенок решает проблему мысленно). Согласно действию изменяется и его мышление, которое из действенного становится словесным, планирующим. Несмотря на то что, действенное мышление не отмирает, а остается как бы в резерве. При необходимости решения новых мыслительных задач дети снова прибегает к наглядно- действенному мышлению.

3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста

Отличительная особенность наглядно — действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Значение наглядно — действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления. В наглядно -действенном мышлении происходит опосредованное и обобщенное отражение скрытых (непосредственно не воспринимаемых) связей и отношений реальной действительности.

Основным признаком наглядно — действенного мышления мы выделяем тесную связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познавательный предмет), принципиальную невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Наглядно — действенное мышление развертывается по мере преобразования ситуации, вызываемых практическими действиями. В этом процессе следует различать сами практические действия, вызывающие преобразование ситуации, и мыслительные процессы, которые тесно связаны с первыми. Данные мыслительные процессы, с одной стороны, управляют практическими действиями, а с другой — строятся и развиваются на базе этих действий. В этом процессе важную роль играют практические способы

преобразования объекта, в ходе которых обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов и формируются представления о них.

Эти способы являются важным компонентом наглядно — действенного мышления. Предметно-действенное мышление связано с практическими действиями над предметами. Именно таким мышлением овладевает ребенок в раннем возрасте. Манипулируя, действуя с предметами, он тем самым мысленно их познает, изучает свойства, особенности.

Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Уже в раннем детстве наглядно действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью.

Отвлеченность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейки, швабру и т. д. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и тоже орудие для решения целого класса задач. Обобщение предметов по их функции первоначально происходит главным образом в процессе овладения орудийными действиями.

Во-первых, эти действия являются значительно более определенными и постоянными, чем все другие виды действий, поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка. Во-вторых, предметы-орудия становятся первыми носителями детских обобщений — усвоив способ действия с тем или иным предметом (ложкой, палкой и т. д.), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяя его обобщенное значение.

В-третьих, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь между различными предметами, а именно связь орудия с предметами, на которые направлено его действие.

Тем самым создаются благоприятные предпосылки для выделения этой связи и ориентировки на нее. Овладение предметными действиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим данным. Например, чашка — это предмет, из которого можно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса. Но именно эти чисто физические признаки являются более очевидными для ребенка при непосредственном восприятии и поэтому именно они являются первым основанием для классификации и обобщения предметов.

Таким образом, при усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину.

Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.

Накопление опыта предметных практических действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой

длины, чтобы достать коробку из-под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности

действий, необходимом для решения задачи. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

Из этого следует, что наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемою человеком с реальными предметами.

Значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

Заключение

Основные формы мышления могут быть установлены в зависимости от качества используемых субъектом понятий, поскольку именно понятие выступает специфическим содержанием мышления. Л.С. Выготский различает три основные стадии понятийного мышления, каждой из которых соответствует своя форма понятия: синкретическое мышление, мышление в комплексах (использующее вначале понятия-коллекции, а после переходящее к псевдопонятиям) и собственно понятийное мышление

В мышлении понятия не выступают разрозненно, они определенным способом связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. В каждом суждении устанавливается некоторая связь или некоторое взаимоотношение между понятиями, и этим самым утверждается наличие связи или взаимоотношений между объектами, охватываемыми соответствующими понятиями.

Вообще говоря, суждения образуются в мышлении двумя основными способами: непосредственно и опосредованно. В первом случае с помощью суждения выражается результат восприятия. Во втором случае суждение возникает в результате особой мыслительной деятельности, называемой умозаключением. В процессе этой мыслительной деятельности обычно осуществляется переход от одного или нескольких связанных между собой суждений к новому суждению, в котором содержится новое знание об объекте изучения. Этот переход и является умозаключением, которое представляет собой высшую форму мышления. Умозаключение отличается (как форма мышления) от понятия и суждения тем, что оно представляет собой логическую операцию над отдельными мыслями.

Список использованной литературы

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/А.Г.Маклаков. — СПб: Питер, 2003. — 592с.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392с.

3. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 288с.

4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. -2е изд., перераб. — СПб.: Издательство Милахлова В.А., 1998. — 379с.

Сила визуального мышления

Почему мы кричим «Я вижу!» когда мы что-то понимаем?

Удивительный факт, что в наши дни мы почти забыли, но наш мозг запрограммирован на то, чтобы думать образами. И когда мы используем силу изображений в бизнесе, образовании и повседневной жизни, мы высвобождаем огромную неиспользованную творческую силу для инноваций, общения и решения проблем.

Визуальное мышление – это процесс организации и обработки информации путем ее видения, использования картинок, карикатур, диаграмм, цветов и карт. Когда информация представлена ​​визуально, она обретает новую жизнь; истории рассказывают сами себя, формируются связи, идеи встречаются и размножаются.

Это мощный инструмент для бизнеса, потому что визуальное мышление делает сложное простым, быстро передает данные и большие идеи.

Хотите что-то понять? Нарисуй это.

С первых наскальных рисунков люди рассказывали истории о мире в картинках. Древние египтяне использовали их для представления идей. Рисунок быка эффективно передал сущность этого животного. Дети инстинктивно рисуют точно так же, используя идеальные формы — подумайте о сокращении фигурок из палочек.

В наши дни мы думаем об интеллекте с точки зрения вербального и текстового мышления, но некоторые из великих гениев мира мыслили визуально. Леонардо да Винчи — изобретатель и инженер, а также художник — использовал визуальное мышление для создания новых идей. Альберт Эйнштейн, наиболее известный своим текстовым уравнением, однажды сказал, что вообще не думает словами.

Перцептивный психолог Рудольф Арнхейм понял, что мы все здесь упускаем что-то очень важное. Он придумал фразу «визуальное мышление» в 1969, утверждая, что искусство было нашим самым естественным мыслительным процессом, способом познания мира.

И с тех пор, как Арнхейм снова привлек внимание к визуальному мышлению, мы постепенно пришли к мысли, что лучший способ понять что-либо — это нарисовать это.
Наше зрение — наше самое быстрое чувство; четверть мозга предназначена для обработки визуальной информации. И мы лучше запоминаем вещи, если видим их. Если вы добавите визуальные эффекты к тексту или аудио, вы увеличите удержание своей аудитории на 40%. Если вы рисуете, слушая словесную информацию, вы запомните 29% больше, чем если бы вы этого не делали.

Как визуальное мышление может сделать вашу коммуникацию более значимой

Визуальное мышление — невероятно мощный инструмент коммуникации. В сегодняшнем информационно насыщенном мире правительствам, предприятиям, профессионалам и преподавателям нужны все более эффективные способы привлечения своей аудитории.
Недавние исследования показывают, что секрет того, почему некоторые истории становятся популярными в сети, заключается в эмоциональном отклике, который они вызывают. И в подавляющем большинстве случаев положительный эмоциональный отклик приводит к гораздо более высокой вовлеченности и потенциалу, которым можно поделиться.
Другие исследования показывают, что сочетание аудио, письменных слов и изображений стимулирует мозг и значительно улучшает память и понимание по сравнению с простым слушанием или чтением.
Визуальное мышление и визуальная коммуникация могут сделать аудиторию более вовлеченной в то, что они смотрят, помочь им лучше понять переданные сообщения, заставить их чувствовать себя позитивно и повысить вероятность того, что они поделятся информацией с другими.
Когда люди используют технику визуального мышления в своем общении, это может буквально сделать невидимое видимым. Его можно использовать для чего угодно: от эффективного донесения большой идеи до обучения команды новой политике.
А визуальное мышление привносит веселье и остроумие в рабочую среду. Если ваша коммуникация подавлена ​​сухой статистикой и жаргоном, введение визуального элемента может оживить комнату или распространиться по рабочему сообществу, высвободив творческий потенциал и понимание, о которых вы никогда не подозревали.
Визуальное мышление превращает нас в исследователей информации, блуждающих по ландшафту данных и идей. Мы можем увидеть достопримечательности, которых не заметили, увидеть знакомые достопримечательности с новых ракурсов или наткнуться на что-то прекрасное, когда перед нами откроется неожиданный вид.

Хотите узнать больше?

У вас есть аудитория, которую вам нужно привлечь? Или у вас есть проект, который нуждается в общении?

Свяжитесь с нами, чтобы обсудить, как анимированный поясняющий видеоролик может вам помочь!

Свяжитесь с нами

Изучение психологии визуализации данных | Toptal®

Визуализация данных — отличный способ рассказать историю о данных. Но как лучше всего это сделать? Понимание человеческого восприятия и познания может помочь дизайнерам делать это эффективно.

На протяжении тысячелетий люди использовали изображения, чтобы рассказывать истории и иллюстрировать ответы на важные вопросы. Самым ранним примером визуализации данных, вероятно, является карта, созданная примерно 27 000 лет назад, и долгое время редко можно было увидеть визуализацию данных для чего-либо, кроме географии.

Устроен ли наш мозг уникальным образом, чтобы распознавать закономерности и связи? Сегодня мы живем в золотой век визуализации данных. Эффективная передача данных может оказаться сложной задачей, и хотя графики могут помочь нам понять сложные данные и даже увидеть их с новой точки зрения, когда дело доходит до правильной передачи сообщения аудитории или принятия бизнес-решений на основе данных, визуализация может быть ключевым способом. чтобы выполнить это. Но что стоит ли за силой визуализации данных ?

Исторический контекст дизайна визуализации данных

Визуализация данных имеет долгую историю и достигла значительных успехов в период между 17 и 19 веками. Идея графического представления количественных данных возникла в 18 веке, когда Рене Декарт изобрел двумерную систему координат для отображения значений математических операций. Эта система была усовершенствована, когда Уильям Плейфейр изобрел графические формы, какими мы их знаем сегодня. Ему приписывают изобретение линейных и столбчатых диаграмм, а затем круговой диаграммы и круговой диаграммы.

С годами использование количественных графиков стало более распространенным. Их методология и эффективность значительно возросли во второй половине 20-го века с публикацией книги Жака Бертена «Семиология графики» . Его работа имела решающее значение, поскольку он обнаружил, что для интуитивного, ясного и эффективного представления информации зрительное восприятие работает в соответствии с правилами и шаблонами, которым можно следовать.

Бертен изучал эффективность различных типов карт. В приведенном ниже примере на круговых диаграммах показано производство различных видов мяса в нескольких странах. Бертен считал их «бесполезными». Посередине — благодаря использованию матричной визуализации паттерны высокого уровня становятся более заметными. А справа, поскольку страны и производство мяса не имеют естественного порядка, можно создать множество других матриц, включая показанный пример, что обеспечивает гораздо большую ясность. В этом сценарии изменение порядка категорий значительно улучшило представление данных.

Какое отношение имеет психология к визуализации данных?

Зрительное восприятие — это способность видеть, интерпретировать и организовывать окружающую среду. Визуализация данных может быть чрезвычайно эффективной, поскольку она использует естественные способности человеческого мозга. Это быстро и эффективно.

Джон Тьюки, влиятельный американский математик и статистик-теоретик, сказал: «Самая большая ценность изображения заключается в том, что оно заставляет нас замечать то, что мы никак не ожидали увидеть».

Сознание, которое обрабатывается корой головного мозга, намного медленнее и требует больше усилий для обработки информации. Представление данных визуально ускоряет наше восприятие и помогает снизить когнитивную нагрузку.

В приведенном ниже примере таблица позволяет нам увидеть точные числа. Однако можем ли мы быстро получить самые высокие и самые низкие показатели по возобновляемым водным ресурсам? Не легко, но те же данные становятся намного яснее и понятнее, если представить их визуально на гистограмме справа.

Доминирующее влияние зрительного восприятия по сравнению с другими органами чувств хорошо иллюстрирует пример датского физика Тора Норретрандерса. Он продемонстрировал силу визуальных эффектов, преобразовав возможности человеческих органов чувств в стандартную производительность компьютера. Sight выходит на первое место, поскольку имеет такую ​​же пропускную способность, как и компьютерная сеть. Его пропускная способность в 10 раз выше, чем у осязания, и в 100 раз сильнее, чем у слуха или обоняния. Маленький квадрат в правом нижнем углу — это то место, где мы когнитивно осознаем сенсорный опыт.

Превнимательная обработка

Мало того, что визуальная обработка доминирует над сенсорными входами, количество данных и скорость, с которой мы обрабатываем, намного выше, чем мы осознаем. Это явление известно как «превартивная обработка». Это подсознательно и быстро. Глазу требуется 200–500 миллисекунд, чтобы передать информацию, а мозгу — обработать свойство предварительного внимания зрительного стимула (это намного быстрее, чем мозг может обрабатывать данные из электронных таблиц).

«Предварительная обработка — это подсознательное накопление информации из окружающей среды. Вся доступная информация предварительно внимательно обрабатывается. Затем мозг фильтрует и обрабатывает то, что важно. Информация, имеющая наибольшую значимость (стимул, который выделяется больше всего) или относящаяся к тому, о чем думает человек, отбирается для дальнейшего и более полного анализа посредством сознательной (внимательной) обработки». — из Википедии

Превнимательная обработка является благом для дизайнеров, поскольку ее умелое применение позволяет людям быстрее понять, что представлено. Высококомпетентный дизайнер может помочь тому, кто просматривает визуализацию данных, быстрее и с меньшими усилиями усваивать больше информации, поскольку это облегчает сознательную обработку и снижает нагрузку на память.

Преимущества предварительной обработки:

  • Быстрый/автоматический
  • Эмоциональный
  • Импульсы/Приводы
  • Привычки
  • Убеждения
  • Стереотипный
  • Подсознание

Многие визуальные переменные вызывают реакцию предварительного внимания. Узнав, какие визуальные элементы автоматически выделяются, а затем включив их в информационные панели, мы можем создавать визуализации, которые эффективно рассказывают историю данных.

Визуальные переменные

Представленные Жаком Бертеном визуальные переменные представляют собой различия между элементами, воспринимаемыми человеческим глазом. Изучаемые в течение длительного времени, эти переменные позволяют понять, как человеческий мозг обрабатывает визуальную информацию и ориентируется в ней. Исходный набор «переменных сетчатки» состоял из семи переменных: положение, размер, форма, значение, цветовой оттенок, ориентация и текстура.

На приведенных ниже диаграммах показаны примеры визуальных переменных, полезных для демонстрации качественных или количественных различий — согласно Бертену. Они также демонстрируют способ представления атрибутов с помощью точек, линий или областей.

Исследование, проведенное в 1984 году Уильямом Кливлендом и Робертом Макгиллом, ранжировало наиболее общие аспекты двух форм на основе того, насколько легко человеческий мозг обнаруживает различия между ними. Они упорядочили следующие визуальные признаки от наиболее точного к наименее точному:

Положение по общей шкале

Поскольку у нас общая система пространственной отсчета, положение является самой простой характеристикой для распознавания и оценки элементов в пространстве.

Примеры: гистограммы, точечные диаграммы

Позиции вдоль невыровненных, идентичных шкал

Легко сравнивать отдельные шкалы, повторяющиеся с одной и той же осью, даже если они не выровнены. Панельные диаграммы или «маленькие кратные» — отличный пример этого. В результате получается сетка диаграмм, которые соответствуют одному и тому же визуальному формату, но отображают разные наборы данных. По сравнению с одиночной, более крупной диаграммой, маленькие кратные диаграммы могут помочь при перерисовке, когда данные могут быть скрыты или скрыты из-за слишком большого количества отображаемых элементов.

Пример: малые кратные (также известные как диаграммы Реллиса, решетки, сетки и панельные диаграммы)

Длина

Длина может эффективно представлять количественную информацию, поскольку длина элемента может масштабироваться до значения данных, которое они представляют. Человеческий мозг легко распознает пропорции и оценивает длину, даже если объекты не выровнены.

Пример: Гистограммы

Направление

Направление легко распознается человеческим глазом. Он может использовать линейные диаграммы и диаграммы трендов, например, для представления данных, которые меняются с течением времени.

Пример: Графики трендов

Угол

Углы помогают проводить сравнения, обеспечивая чувство меры. Исследования показывают, что углы труднее оценить, чем длину или положение. Однако круговые диаграммы столь же эффективны, как и гистограммы с накоплением, если только они не состоят более чем из трех частей.

Пример: Круговые диаграммы

Площадь

Относительную величину площадей сложнее сравнивать с длиной линий. Второе направление требует больше усилий для обработки и интерпретации.

Пример: Пузырьковые диаграммы

Объем

Объем относится к использованию трехмерных объектов в двухмерных пространствах, что значительно усложняет их оценку. Однако исследования показывают, что 3D-объекты можно воспринимать точнее при сравнении двух форм одинаковой размерности.

Пример: гистограммы 3D

Насыщенность цвета

Насыщенность цвета относится к интенсивности одного оттенка. Увеличение интенсивности цвета можно интуитивно воспринимать как возрастающее значение числа. Однако точно оценить результаты сложно.

Пример: тепловые карты

Понимание ранжирования визуальных переменных необходимо для создания привлекательных визуализаций данных. Однако это не означает, что дизайнеры должны ограничиваться гистограммами и точечными диаграммами. Кливленд и Макгилл отмечают: «Упорядочивание не приводит к точному предписанию для отображения данных, а скорее является основой для работы».

Цвет

Насыщенность и оттенки цвета наименее точны, когда речь идет о восприятии паттернов и поведения, по словам Уильяма Кливленда. Тем не менее, цвет может быть мощным инструментом для дизайнеров визуализации данных, чтобы передать смысл и ясность при отображении данных. Однако крайне важно, чтобы дизайнеры понимали, как работает цвет, что он делает, а что нет.

Цвет в контексте

Наше восприятие цвета зависит от контекста, цвета и его контраста с окружающими предметами.

Прекрасным примером является эксперимент Акиёси Китаока, профессора факультета психологии в Университете Рицумейкан в Японии, в ходе которого он провел листом серой бумаги по градиенту от черного к белому. Бумага, кажется, меняет цвет, когда движется из стороны в сторону. В каждый момент мы воспринимаем цвет по-разному, поскольку его окружают разные оттенки серого. Смотрите видео ниже:

В своей статье Практические правила использования цвета в диаграммах Стивен Фью выводит некоторые практические правила из этих наблюдений:

  1. Если вы хотите, чтобы разные объекты одного цвета в таблице или на графике выглядели одинаково, убедитесь, что фон — цвет, который их окружает — однороден.
  2. Если вы хотите, чтобы объекты в таблице или на графике были хорошо видны, используйте фоновый цвет, достаточно контрастирующий с объектом.

Цвет рассказывает историю

Цвет — это не просто украшение. Лучше всего, когда используется осмысленно и стратегически. Цвет должен помочь рассказать историю и передать цель представленного набора данных. Как говорится, «меньше значит больше».

Контрастные цвета следует применять только к различиям в значениях данных для снижения когнитивной нагрузки. Цвет также может подчеркивать основные элементы визуализации.

Отсутствие цвета не делает хорошую диаграмму менее эффективной. Серый — хорошая отправная точка на этапе создания идеи, и как только точка фокуса определена, применение цвета подчеркнет эти части.

Определение цветовых палитр

Набор цветов, применяемый дизайнером визуализации данных, может полностью изменить значение данных. Многие инструменты могут помочь выбрать осмысленную цветовую палитру в зависимости от характера данных. Вот парочка:

  • ЦветБрюэр. Палитры делятся на три вида:
    • Категориальный (используется для разделения предметов на отдельные группы)
    • Последовательный (используется для кодирования количественных различий)
    • Расхождение
  • Палитра Виз. Viz Palette позаботится о доступности, дизайне для дальтоников и восприятии равномерно распределенных оттенков. Он включает в себя «цветовой отчет», в котором определяются оттенки, которые могут выглядеть одинаково в различных ситуациях.

Применение гештальт-принципов к визуализации данных

Гештальт-принципы восприятия могут помочь прояснить, как мозг организует элементы на основе общих признаков, пытаясь осмыслить визуальную информацию. Теория гештальта основана на идее о том, что человеческий мозг будет пытаться упростить и организовать сложные изображения или конструкции, состоящие из множества элементов, подсознательно организуя части в организованную систему, которая создает целое, а не просто ряд разрозненных элементов.

Сходство

Принцип сходства гласит, что наш разум автоматически группирует элементы с общими визуальными свойствами как «похожие». Похожие цвета, похожие формы, одинаковые размеры и сходная ориентация воспринимаются как группа. Этот принцип проиллюстрирован на диаграммах ниже.

В отличие от графика слева, где столбцы разного цвета, справа они одинакового синего цвета. Учитывая, что есть только одна переменная (Затраты/Доходы), это имеет смысл. Наличие столбцов одного цвета облегчает понимание данных и устраняет дополнительную когнитивную нагрузку, вызванную использованием разных цветов слева.

Близость

Близость более эффективна, чем сходство, потому что человеческий глаз воспринимает элементы как связанные, основываясь на том, насколько они близки друг к другу.

На приведенной ниже диаграмме цель состоит в том, чтобы сравнить продажи по странам за три квартала. Хотя легко сравнивать продажи каждой страны в течение квартала из-за их близости, было бы сложно анализировать продажи по странам.

Пересмотренная таблица передает это более четко. В этом случае информация имеет приоритет, чтобы сосредоточиться на цели визуализации, поскольку она удерживает основные точки данных ближе друг к другу.

Вложение

Принцип общей области, введенный Палмером в 1992 году, демонстрирует, как вложение элементов с четко определенной границей воспринимается как группа, если они имеют общую область.

В приведенном ниже примере три полосы в области, заштрихованной серым цветом, кажутся частью группы. Этот метод помогает зрителям сосредоточиться на группе объектов на диаграмме.

Заключение

Понимание ключевых элементов человеческого восприятия и когнитивного процесса является важной частью разработки отличных визуализаций данных. При работе над продуктами, требующими визуализации данных, будь то информационная панель B2B или финансовое приложение, дизайнеры должны помнить о процессе визуального восприятия человеческого мозга и основных принципах проектирования визуализации данных.

Знакомство с хорошо известными гештальт-принципами визуального восприятия может принести большую пользу дизайнерам и помочь им понять, как мозг преобразует сложные изображения в узоры. Помнить об этих принципах важно в процессе достижения более четкой визуальной иерархии при разработке визуализаций данных и разработке более эффективных диаграмм.

Кроме того, знание предварительной обработки и визуальных переменных, а также правильное применение цвета позволит дизайнерам создавать более эффективные визуализации данных.


Дайте нам знать, что вы думаете! Пожалуйста, оставьте свои мысли, комментарии и отзывы ниже.

Понимание основ

  • Почему важна визуализация данных?

    Визуализация данных может дать представление, которое не может дать традиционная описательная статистика. При нынешнем быстром распространении данных дизайн визуализации данных является мощным и последовательным способом визуального представления количественного содержания и позволяет пользователям легче и быстрее обрабатывать большие объемы информации.

  • Почему визуализация так сильна?

    Наше зрение предоставляет информацию гораздо быстрее, чем другие органы чувств, и мы обрабатываем то, что видим, еще до того, как подумаем об этом. Дизайн визуализации данных использует преимущество этого быстрого сенсорного отклика, поэтому визуализация данных в дизайне настолько мощна и так эффективно передает информацию.

  • Каковы преимущества визуализации?

    Дизайн визуализации данных обеспечивает более быстрое и улучшенное понимание наборов данных и дает зрителям возможность быстрее их обрабатывать.

  • Как вы используете визуализацию данных?

    Визуализация данных — это графическое представление данных. В дизайне визуализации данных используются визуальные элементы, такие как диаграммы, графики и карты, которые дают представление о тенденциях и закономерностях в данных.

  • Как зрение связано с психологией?

    Психологи изучают ощущения, чтобы понять восприятие. Наши чувства являются физиологической основой восприятия, то есть процесса, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует ощущения, получаемые нашими сенсорными рецепторами, глазами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *