Наглядно действенное мышление: характеристика, формы и особенности
Что представляет из себя наглядно — действенное мышление? Чем оно отличается от других видов? В чем его особенность? И что такое мышление вообще? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в нашей статье.
Стоит сказать о том, что понятие наглядно — действенного мышления везде трактуется по-разному. Вот лишь некоторые из них.
- Понятие наглядно — действенного мышления
- Наглядно — действенное мышление — мыслительная деятельность человека
- Основные этапы формирования
- Формирование мышления в детском возрасте
- Роль мышления во взрослом возрасте
- Заключение
Понятие наглядно — действенного мышления
К примеру, краткий психологический словарь «Феникс» 1998 года, авторами которого являются Л. А. Карпенко, А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, дает вот какое определение: наглядно — действенное мышление — это один из видов мышления, характеризующий решение определенной задачи, но это происходит за счет физического изменения некой ситуации, другими словами, за счет реального преобразования. Ярким примером тому служит ребенок. У него наглядно — действенное мышление является первым этапом мышления (развития).
Другую характеристику наглядно — действенного мышления дает словарь практического психолога «Харвест», под издательством С.Ю. Головина 1998 год выпуска: данный вид мышления является особой формой мышления. Мы можем наблюдать как его элементарные свойства, так и более усложненные. Усложненной формой является создание некого внутреннего человеческого пространства, где взаимоотношения между субъектами достаточно схематизированы.
В.М. Гордон давал следующую характеристику наглядно- действенного мышления: его характерной особенностью является решение нестандартной задачи путем наблюдения за реальными объектами. А также их взаимного взаимодействия и различных материальных изменений, основным участником которых является сам субъект. На его взгляд, данный вид мышления это ничто иное, как самая простейшая форма мышления: элементарная форма его проявления.
Все эти определения, данные разными учеными, в чем-то отличаются друг от друга, однако, всех их объединяет одна характерная особенность: принятие решения задачи путем сознательного действия человека.
Наглядно — действенное мышление — мыслительная деятельность человека
Благодаря активизации мозговой активности, человек имеет возможность осознания окружающего мира и осуществления в нем неких действий. В сознании человека идет непрерывный процесс создания определенной модели мира. Стоит отметить, что в процессе этой деятельности головной мозг может принимать несколько форм. Именно они и характеризуются, как наглядно — действенное и образное.
Мыслительная деятельность еще с давних времен берет свое начало с наглядно — действенного мышления. Именно оно отвечает за решение задач практического характера. Например, с помощью него человек понимает что ему необходимо построить дом или приготовить обед.
В целом различают три основных вида:
- наглядно — образное
- наглядно — действенное
- словесно — логическое
Основные этапы формирования
Психологи дают следующее определение наглядно — действенного мышления: это ничто иное, как практическая деятельность для изменения окружающей нас действительности, осуществление которой происходит благодаря взаимодействию объектов с реальными предметами.
Интересный факт: наглядно — действенное мышление — основной вид деятельности младенцев. Это видно с самого рождения, и так продолжается до трех лет. Далее ребенок совершает с предметами определенные действия и постепенно учится мыслить. Ребенок исследует окружающий нас мир осязательно, то есть все трогая. Конечно, без казусов не обходится: они ломают игрушки, но именно это и есть первый шаг к деятельности исследовательского характера и осознанию действительности, которая нас окружает.
Основной особенностью детского мыслительного процесса является тот факт, что ребенок для решения любой, даже самой примитивной проблемы, начинает переходить к активным действиям. Чего не скажешь о взрослом человеке. Он пропускает суть проблемы через собственное сознание. Примеров такого поведения множество. Вот один из них: ребенку необходимо достать тот или иной предмет, но дотянуться до него нереально, так как предмет расположен на самой высокой поле шкафа. Малыш в возрасте 2-3 лет воспользуется стулом.
В более старшем возрасте, примерно в 5 лет, приходит способность формирования в своем сознании предварительной картины и анализа результата своих действий. То есть ребенок 5-6 лет задумается: «А не упадет ли он?» Таким образом, формируется другой вид мышления: образное.
Формирование мышления в детском возрасте
Давайте разберемся: как же происходит формирование мышления у детей? Конечно же, благодаря играм и общению со взрослыми людьми. Мыслительный процесс малыша проходит следующие этапы:
- Действенное. Оно характеризуется решением простых задач благодаря манипулированию предметами. То есть благодаря своим ручкам ребенок развивает свою мелкую моторику и, следовательно, само мышление.
- Образное. Особенностью этого мышления является более сложный процесс: ребенок учится создавать в своем воображении последствия сделанных действий. Этот вид мыслительной деятельности — один из самых значимых, так как играет огромную роль при обучении ребенка ( в школе, в институте и т. д.)
- Словесно — логическое. Это высшая форма мыслительного процесса. Здесь ребенок учится не просто мыслить, а мыслить определенными понятиями. Они выражаются при помощи слов. Для малыша слово — это конкретная ассоциация уже с ранее знакомым объектом. То есть под словом «собака» ребенок понимает какую-то определенную собаку, по истечении времени у ребенка появляется умение обобщать предметы.
Очень важно уже с самого раннего возраста развивать в ребенке мыслительную деятельность. Есть рекомендации для разных возрастов, которых следует придерживаться:
- До годика ребенка нужно научить играть используя веревки. Например, чтобы достать игрушку, которая находится в поле его зрения, необходимо просто потянуть за веревку, которую заранее следует привязать. Таким образом, ребенок учится не сразу хватать предмет, а доставать ее с помощью другого приспособления.
- Как только ребенок начнет вставать и начнет выбрасывать все игрушки из кроватки, можно поступить следующим образом: привязать все игрушки веревками за бортик кроватки. Малыш поймет, что выбрасывая их, они не падают. Ему будет забавно и познавательно тянуть за веревки, тем самым возвращая игрушки в кроватку.
- С возраста когда малыш приспособится сидеть, можно попробовать поиграть с ним в такую игру: кладете неподалеку от него интересные игрушки и привязываете к каждой из них ленту. Даете все концы лент ему в руки, он по желанию будет тянуть ту ленту, которая привязана к понравившейся игрушке.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наглядно — действенное мышление — носит практический характер.
Для полноценного развития ребенка, в ваших интересах придумывать разнообразные игры, благодаря которым ребенок научится использовать посторонний предмет для получения цели.
Роль мышления во взрослом возрасте
Многие считают, что во взрослом возрасте наглядно — действенное мышление становится неактуальным. Однако, это не так. Взрослый человек, сам не замечая того, активно использует форму мозговой деятельности.
Яркими примерами тому служат более сложные процессы в мозге человека: способность разбираться с принципами работы новейшего оборудования, умение придумывать интересный интерьер помещения. То есть все то, что предполагает некий результат работы. Оно особо ярко проявляется в следующих сферах деятельности: инженерия, механика, разнообразные ремонтные и строительные работы.
Заключение
Психологи характеризуют процесс мышления, как определенный вид психической деятельности, благодаря которому у человека формируется абсолютно новое знание (продукт) связанный с познанием мира и творчеством.
Формирование мыслительной деятельности проходит в три этапа, с помощью которых человек проходит неизбежные возрастные стадии: учится выполнять практические действия, создавать в собственном воображении план достижения желаемого результата. Все это характеризуется как образное и понятийное мышление.
Для того чтобы человек вырос интеллектуально — образованным, с широким кругозором и развитым умом, необходимо с самого раннего возраста заниматься с ребенком, побуждая его мозг развиваться в полную силу.
Виды мышления в психологии
Почему-то люди часто жалуются на свою память или сетуют на недостаток внимания, но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Что такое мышление
- 1.1 Рождение мысли
- 1.2 Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление
- 2 Наглядно-действенное мышление
- 2.1 Ручное мышление детей
- 2.2 Наглядно-действенное мышление у взрослых
- 3 Наглядно-образное мышление
- 3.1 Роль образов в мыслительной деятельности
- 3.2 Специфика образного мышления
- 4 Абстрактно-логическое мышление
- 4. 1 Инструменты логического мышления
- 4.2 Особенности абстрактно-логического мышления
- 4.3 Развитие абстрактно-логического мышления
- 5 Творческое мышление
Что такое мышление
Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.
Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.
Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.
- Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
- Вторая посылка: Иванов – студент.
- Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.
Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.
Рождение мысли
То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.
Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.
Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.
Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.
Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.
Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление
В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.
- Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
- Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.
Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.
Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:
- правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
- левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.
Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.
Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:
- наглядно-действенное;
- образное;
- абстрактно-логическое.
Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.
Наглядно-действенное мышление
Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.
Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.
Ручное мышление детей
Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:
- Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
- Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
- Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.
Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.
Наглядно-действенное мышление у взрослых
Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».
Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.
Наглядно-образное мышление
Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.
Роль образов в мыслительной деятельности
Наше мышление оперирует тремя видами образов.
- Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
- Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
- Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.
Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.
Специфика образного мышления
Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.
У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.
Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.
Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.
Абстрактно-логическое мышление
Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.
Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.
Инструменты логического мышления
Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.
Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.
Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.
Особенности абстрактно-логического мышления
Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.
А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.
Развитие абстрактно-логического мышления
Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.
Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.
И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.
Творческое мышление
Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.
Вы визуальный мыслитель? — SmartDraw Blog
Знаете ли вы это или нет, вы, вероятно, мыслите визуально. Большинство из нас.
Что еще более важно, большинство людей, с которыми мы общаемся ежедневно, также мыслят визуально. Таким образом, визуальное общение дает значительное преимущество тем, кто это делает.
В психологии визуальное мышление — это то, что возникает в результате восприятия или обработки визуальных стимулов, форм или паттернов. Или, говоря простым языком, «картинка стоит тысячи слов».
Использование визуальных средств облегчает передачу, обработку и запоминание информации.
Но что это значит для вас? Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы определить, являетесь ли вы визуальным мыслителем.
Visual Thinker Пример № 1. Инструкции по визуализации
Что из следующего вам кажется более легким. Направления даны устно (или записаны) или показаны на карте?
В. Не подскажете, как добраться от станции Бродвей-Лафайет до Украинского музея с быстрой остановкой на кофе в The Bean?
А. Конечно. От станции вам нужно идти на восток по Хьюстон-стрит через Бауэри, затем повернуть налево на Второй авеню. Вы пройдете около трех кварталов до The Bean. Затем, чтобы добраться до Украинского музея, вам нужно продолжить движение на север по улице со второй по шестую, а затем налево. Музей будет примерно в середине квартала между Второй и Третьей справа.
Или вы можете использовать карту, которая позволит вам «увидеть», где вы находитесь и куда вы хотите попасть.
Visual Thinker Пример № 2. Визуализация понятий
Новый дом построен на пустом выровненном участке. Немногие из нас одарены художественными или творческими способностями, чтобы смотреть на него и представлять себе привлекательный пейзаж. Даже если ландшафтный дизайнер встретит нас на месте и даст такое описание:
я вижу дорожку в форме перевернутой буквы «V» к парадному крыльцу, с большими камнями, японскими кленами и кустарниками в разделяющей дорожку. Мы будем использовать газон произвольной формы вдоль каждой стороны дорожки и вокруг дома. Вдоль фасада дома будут высажены разнообразные деревья и кустарники – черника, фатсия, летучая мышь. По периметру участка мы посадим более крупные деревья, такие как абелия, золотарник и чайные оливки. Рядом со столовой сделаем патио с беседкой.
Или вам проще визуализировать готовый продукт с помощью ландшафтного плана, такого как этот?
Visual Thinker Пример № 3. Визуализация процесса
Вы когда-нибудь пытались что-то кому-то объяснить, а затем в середине инструкции останавливались, чтобы найти карандаш и бумагу, чтобы вы могли нарисовать рисунок или диаграмму, чтобы сделать это яснее? Вот пример процесса, который может потребоваться объяснить новому сотруднику на работе.
При получении запроса на отчет сначала отправьте его инженеру. Инженер выполнит запрос к базе данных и создаст отчет. Вам необходимо просмотреть и подтвердить отчет. Если он нуждается в доработке, отправьте его обратно инженеру. Не принимайте его, пока он не будет соответствовать всем требованиям. Как только он будет принят, вы можете отправить его обратно человеку, который запросил его для представления руководству.
Или вы можете вручить им схему рабочего процесса, вот так.
Просто для развлечения — головоломки на визуальное мышление
Вы, наверное, уже видели какую-то версию этих головоломок. Это взято из статьи, написанной Марселем Данези, доктором философии. в статье, опубликованной в Psychology Today. Это интересное чтение. Эти головоломки бросают нам вызов мышлением «целое-часть». Взглянем. Сколько прямоугольников и треугольников вы видите?
Как отмечает профессор Данези, это может быть неприятно, потому что каждый раз, когда вы подсчитываете меньшие части каждой диаграммы, вы получаете новый ответ. Эти типы головоломок заставляют нас не смотреть на очевидное, чтобы «не увидеть за деревьями леса».
Я включил эти головоломки, чтобы проиллюстрировать важный момент. Визуальное — это не обязательно просто картинка. Это форма общения, которая может принимать разные формы. Визуальный мыслитель не просто смотрит на картинку. Он или она обрабатывает информацию, содержащуюся в нем.
Но независимо от того, какую форму оно принимает, визуальное изображение является очень эффективным способом передачи практически любой информации. К счастью, современные технологии позволяют любому легко общаться, используя самые разнообразные визуальные эффекты.
Итак, вы визуальный мыслитель?
Эта статья является иллюстрацией, а не научным тестом. Но есть вероятность, что вы и окружающие вас люди думают и учатся визуально. Использование даже простых визуальных средств повысит ясность и эффективность информации, которую вы сообщаете.
Использование визуальных средств также делает передачу информации более интересной и приятной.
SmartDraw упрощает построение диаграмм
Попробуйте бесплатно Купить
Мышление визуального мыслителя — IQ Doodle School
Изучение множества приемов и стратегий не поможет вам стать великим визуальным мыслителем . На самом деле легко попасть в ловушку, думая, что визуальное мышление — это то, что мы делаем извне. Эта точка зрения не может быть дальше от истины. Вам нужно больше, чем приемы и стратегии, чтобы стать эффективным визуальным мыслителем.
Чтобы стать великим спортсменом, нужно больше, чем умение и сила. Чтобы стать великим танцором, нужно больше, чем талант и удача. Точно так же, чтобы стать великим визуальным мыслителем, нужно больше, чем приемы и стратегии.
Давайте на мгновение вернемся к метафоре фокусника…
Человека, желающего стать фокусником, можно обучить всем этим замечательным фокусам. Однако, если у них нет самоотверженности, настойчивости, целеустремленности, дисциплины, терпения и страсти, необходимых для того, чтобы стать фокусником, то они будут бороться, независимо от того, сколько трюков они в конечном итоге выучат. Точно так же работает визуальное мышление.
Если вы хотите стать волшебником визуального мышления, то вы должны сначала развивать мышление визуального мыслителя, иначе вам будет просто трудно найти решение, которое вы ищете, независимо от того, сколько методов визуального мышления у вас есть в вашем репертуаре.
Разрушение Образ мышления визуального мыслителяЭтот образ мышления визуального мыслителя, о котором я расскажу ниже, применим как к визуальному мышлению, так и к творчеству и инновациям. Это ни в коем случае не исчерпывающий список качеств, черт, поведения и характеристик, однако он описывает важнейшие элементы, которые помогут подготовить ваш разум к путешествию визуального мышления, которое вы собираетесь предпринять.
Гибкость в мыслях и решениях Визуальный мыслитель гибок в мыслях, решениях и действиях. Она понимает, что визуальное мышление и генерация идей требуют, чтобы она всегда была открыта для новых идей и перспектив. Это говорит ей, что она должна быть гибкой в своем подходе и быть готовой изменить свою стратегию, если новые данные или информация бросят вызов ее существующим предположениям.
Мыслитель возможностейВизуальный мыслитель настойчиво думает о возможностях. Эти возможности помогают расширить возможности, понимание, осведомленность и точки зрения, которые помогают решить насущную проблему. Чем больше существует возможностей, тем больше потенциальных идей может быть сгенерировано и тем выше вероятность того, что будут найдены эффективные решения.
Способность идти на рискВизуальный мыслитель не боится неудачи. В результате он готов идти на риск и копать глубже в области, в которых он чувствует себя несколько некомфортно и незнакомо. Это требует постоянного мужества и силы, которые помогают ему преодолевать любые препятствия и неудачи, которые могут удерживать его от поиска решений, которые он ищет.
Способность к настойчивостиВизуальный мыслитель понимает, что единственный способ добиться успеха — это провалиться вперед и продолжать упорствовать, несмотря на любые препятствия, с которыми она может столкнуться.
Изобретатели, гении и успешные люди на протяжении всей истории добились потрясающих результатов, потому что они были готовы бросить множество вещей в стену, пытаясь закрепить несколько идей. Они не обязательно были умнее или талантливее своих сверстников. Они просто продолжали попытки и не позволяли неудачам или осечкам погасить их любопытство и воображение.
Таким образом, человек с визуальным мышлением понимает, что если он будет упорствовать достаточно долго в течение определенного периода времени, то в конечном итоге он поймет, как решить любую проблему творчески и уникальным способом.
Проактивный характерВизуальный мыслитель всегда активно движется вперед к своим основным целям. Вместо того, чтобы реагировать на проблемы, он всегда активно работает с ними, пытаясь найти оптимальные решения и результаты. Он постоянно спрашивает себя:
Эта деятельность приближает меня к моей цели или отдаляет?
Ответ на этот вопрос направляет его внимание и согласовывает его действия с наиболее приоритетными видами деятельности и задачами, которые принесут ему оптимальные результаты, к которым он стремится.
Сосредоточенность на экспериментахВизуальный мыслитель культивирует ранний несовершенство, чтобы охватить как можно больше различных идей и точек зрения — так же, как ученый, который проводит множество вариаций одного и того же эксперимента. Это сопряжено с риском и может привести к ошибкам. Тем не менее, этот процесс важен, потому что он помогает расширить возможности.
Этот начальный этап экспериментирования вскоре сменяется перфекционизмом, поскольку данные начинают превращаться из конкретных идей в решения проблем, с которыми сталкивается визуальный мыслитель.
Визуально мыслящий человек понимает, что для выполнения этой работы он должен обладать сильными организаторскими способностями, должен постоянно стремиться к совершенству, должен придерживаться высоких стандартов мышления и должен развивать ключевые способности гроссмейстера-чемпиона по шахматам — способность определить закономерности и продумать несколько ходов в будущее.
Сосредоточен на решенияхВизуальный мыслитель смотрит на проблемы, задает вопросы, анализирует проблемы и разбирает проблемы, однако он всегда остается твердо сосредоточенным на поиске решений этих проблем, независимо от того, с какими препятствиями он может столкнуться или насколько мрачными текущий прогноз может быть.
Сосредоточенность на простотеВизуальный мыслитель понимает, что самые простые решения часто могут решить самые сложные проблемы. Поэтому он сосредотачивается на том, чтобы максимально упростить свои концепции и идеи на протяжении всего процесса визуального мышления, полностью осознавая, что чрезмерное усложнение информации может привести к путанице, а также может очень легко увести его с курса в неправильном направлении.
Нацеленность на ростВизуальный мыслитель рассматривает неудачу как возможность для роста. Это, естественно, порождает глубокое стремление к самореализации, мотивируя ее постоянно бросать себе вызов, ища действия, которые расширяют ее способности визуального мышления. Поскольку она сосредоточена на росте и самореализации, это, естественно, побуждает ее:
- Учитесь на всех формах критики.
- Воспринимайте проблемы как возможности для роста.
- Открыто принимайте все вызовы.
- Стойкость перед лицом невзгод.
- Найдите вдохновение в успехах других людей.
Если она не умеет что-то делать, то просто спрашивает:
Могу ли я научиться этому?
Как я научусь это делать?
Визуальный мыслитель осознает, что его величайшая сила заключается в его способности находить закономерности, создавать ассоциации и концептуализировать идеи из существующих фрагментов информации новым и уникальным способом. Это требует некоторых размышлений и размышлений, которые помогут разжечь его творческое воображение.
ТерпениеВизуальный мыслитель понимает, что творческие усилия могут занять время и поэтому требуют большого терпения и подготовки. В результате она не навязывает ответы или решения, вместо этого она активно вносит небольшие коррективы в свой подход и стратегию, чтобы открыть дверь новым взглядам и пониманию, которые помогут открыть решения и возможности, которые она искала.
СтрастьВизуальный мыслитель понимает, что инновации и идеи легко приходят к тем, кто одержим поиском решения проблем. Предмет их проблемы буквально поглощает их, заряжает энергией и в конечном итоге вдохновляет на создание прорывных идей.
Любопытство и игривостьВизуальный мыслитель всегда хочет знать больше, узнавать больше и находить решения, которые другие просто не могли найти. Поэтому он подходит к каждой задаче и деятельности любопытным и игривым образом, напоминая ребенка, впервые изучающего что-то новое.
Оптимистичный прогнозНаконец, визуальный мыслитель культивирует позитивный психологический настрой — полностью осознавая, что проблема не может быть решена, если он не сможет увидеть свет в конце туннеля. Однако в то же время она всем сердцем понимает, что не должна игнорировать проблему или не учитывать реальность ситуации.
Таким образом, решение заключается в том, чтобы сначала определить проблему, затем определить причинно-следственные связи, порождающие проблему, и, наконец, найти способы собрать воедино все соответствующие данные и информацию, которые помогут решить проблему.
Готовы ли вы стать волшебником с визуальным мышлением?Прежде чем мы закончим, я думаю, важно отметить, что если вы физически и эмоционально не потратите время на то, чтобы внедрить изложенные здесь принципы визуального мышления, вы будете долго бороться за успешное применение процесса визуального мышления в своей жизни. жизнь или бизнес.
Все, что мы делаем, начинается в уме, а затем переносится в реальный мир через наши решения, поведение и действия.