4. Основные направления в психологии
Таблица 2
Направления | Основатели, представители | Суть теорий |
Бихевиоризм | Джон Уотсон Эдуард Торндайк Беррес Скиннер | Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики |
Психоанализ (фрейдизм) | Зигмунд Фрейд | Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. |
Гештальпсихология | Макс Вертхеймер Вольфганг Кёлер Курт Коффка | Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия. |
Гуманистическая психология | Карл Роджерс Абрахам Маслоу Гордон Олпорт | Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации. |
Когнитивная психология | Ульрих Найссер | Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса. |
Трансперсональная психология | Станислав Гроф Роберто Асаджоли Карлфрид Дюркгейм | Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание. |
Интерактивная психология | Эрик Берн | Человек — существо, главной характеристикой которого является общение |
Советская психология | И. М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев | Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности. |
Л.С.Выготский | Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека. | |
С.Л.Рубинштейн | Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности). | |
А.Н.Леонтьев | Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности. | |
А.Р.Лурия | Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений. | |
П.Я.Гальперин | Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий |
БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, чтопсихологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологиЭдуард Торндайк(1874-1949) и Фредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция) (Рис. 4).
Рис. 4. Представления бихевиористов о принципе работы мозга
Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов — создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.
ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого являетсяавстрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд(1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, абессознательное.Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») — сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») — бессознательное. Именно бессознательное — желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением.
Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод —психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем.Наиболее яркими представителями психоанализа являютсяГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt — форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер(1887-1967), Курт Коффка(1886-1941). Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения, которое, по их мнению, является чем-то большим, чем связка рефлексов, т.к. оно целостно. Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме, что для восприятия важно соотношение фигуры и фона, а в построении образа – роль контура.
Гештальтпсихологи противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, которые сводили интеллект к стимульно-реактивным действиям. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названоГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) — предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» — знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг.ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие — отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях:восприятие, распознавание образов,внимание, память,воображение,речь, психология развития,мышлениеи решение задач, человеческийинтеллекти искусственный интеллект. Основным методом выступаетанализмикроструктуры того или иного психологического процесса.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат.trans– сквозь, через;рersоna– личность).Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг.ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие — рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» — за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это — гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от англ.interactive– взаимодействующие друг с другом).Направление в психологии, возникшее в середине вХХ в. в США,рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.
СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.
Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог — создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог — создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации:первая— взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;вторая— ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого;третья— ребенок начинает воздействовать словом на себя.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).
Алексей Николаевич Леонтьев (1903 — 1979) — выдающийся отечественный психолог — выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.
Александр Романович Лурия (1902 — 1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии — изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.
Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – отечественный психолог — разработал концепцию последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.
4. Основные направления психологии.
Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы.
Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основатель: Джон Уотсон. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S—►R). Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им. Под поведением понимались ответные двигательные реакции организма на раздражения (стимулы), идущие из внешней среды.
На смену данному течению в 30-е годы пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмена и Кларком Халлом. Они признавали зависимость поведения организма не только от внешних стимулов, но также и от внутренних его состояний.
Основные представители – Джон Уотсон (1873-1958), Эдуард Торндайк – открыл «законы научения», формирования навыков: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Предмет исследования – поведение, метод исследования – наблюдение, эксперимент.
Психоанализ как учение о бессознательной психике.
Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939). Это направление называют также его именем — фрейдизмом, нач. 20 века. З.Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного и бессознательного. В структуре личности Фрейд обратил особое внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Человеческая психология стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами — сексуальными влечениями (либидо), инстинктами. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль.
В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательного — анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную работу психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом концепции — психоанализ. Созданный первоначально как метод лечения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни людей.
Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо.
Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго). Оно как биологическое начало содержит страсти. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.
Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.
Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором, нравственным самоконтролем. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.
Представители психоанализа: Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Карен Хорни, Эрик Берн, Анна Фрейд.1895 -1982. Неофрейдизм. Ученики Фрейда: А.Адлер. Г.Юнг, Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон, которые считали, что в становлении личности важную роль играют социальные факторы, а не сексуальные.
Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений возникла в начале XX в. Видными ее представителями являются Вольфганг Келлер (1887-1967), Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные гештальтпсихологами на процессах восприятия и мышления, доказали, что психические образования обладают первичной целостностью. В исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. Исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология.
Гуманистическая психология представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Гордон Олпорт (1897-1967), Абрахам Маслоу, Карл Роджерс (конгруэнтность), Виктор Франкл (логотерапия, смысл жизни, экзистенциональный вакуум, диалог). Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и считает его способным управлять собственным развитием. Абрахам Маслоу разработал пирамиду иерархии потребностей. Он считал, что стремление к развитию, личностному росту, т.е. самоактуализации, есть основа развития человека и общества.
— физиологические потребности – в пище, воде, сне, сексе и т.д.
— потребность в безопасности, стабильности и порядке
— социальные (в любви, дружбе, семье и т. д.)
— потребность в уважении, самоуважении, признании
— потребность в самоактуализации – развитии способностей.
Когнитивная психология оформилась в США в середине 60-х гг. Видными представителями ее являются: Ж.Пиаже, Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации. Швейцарский психолог Жан Пиаже, поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий.
Направление психологии | бихевиоризм | Фрейдизм | Гештальт-психология | Гуманистическая психология | Когнитивная психология |
Предмет исследования | Поведение | бессознательное | Целостные структуры психики | Личность Индивидуальность | Познавательные структуры |
Метод исследования | Наблюдение эксперимент | психоанализ | Феноменальный эксперимент | Методы практической психологии | Эксперимент |
Практика | Тренинг умений | психоанализ | гештальтерапия | Клиент-центрированная терапия | Рациональная терапия |
Ведущие представители | Дж. Уотсон Э.Торндайк Б.Скиннер | З.Фрейд К.Юнг А.Адлер Э.Фромм | М.Вертгеймер В.Келлер К.Коффка К.Левин | Г.Олпорт А.Маслоу К.Роджерс В.Франкл | Р.Аткинсон Ж.Пиаже Дж.Брунер У.Найсер |
Популярные направления в психологии
Официальный партнёр раздела
Московский институт |
Первые попытки проникнуть в тайны своей душевной жизни, или психики, с научной позиции, попытки описать и систематизировать психические процессы и явления были предприняты еще в далёком прошлом. Внутренним миром человека интересовались Гераклит, Платон, Аристотель, Сократ и многих других античные философы. И все же, как полноценная наука, психология оформиась значительно позднее.
– Лишь в ХIХ веке на основе накопленного тысячелетиями опыта познания человеческой психики зарождается наука психология. Создание этой науки неразрывно связано с именами ученых: Рене Декарта, Иоганнеса Мюллера, Александра Бэна, Герберта Спенсера и др., – рассказывают представители Московского института психоанализа. |
Едва возникнув как наука, психология презрела целостность и спешно разошлась по множеству направлений. Сам предмет психологии (душа, сознание), который нельзя препарировать на столе, измеряя в массе и объеме, предопределил пышное разнообразие мнений и подходов. Наиболее известные из них мы теперь обобщенно рассмотрим:
Психоанализ – психологическая концепция, часть психотерапии и врачебный метод исследования, созданный З. Фрейдом в процессе изучения природы истерии. По мнению ученого, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями. Структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве, а противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам. Чтобы помочь человеку, терзаемому разбушевавшимся конфликтом сознательного и бессознательного, необходимо найти этот подспудный раздражитель в бессознательном, осознать его, и тогда конфликт разрешится. Ну или по крайней мере приблизится к своему разрешению. В изучении бессознательного большое внимание уделяется анализу снов и различных оговорок, которые Фрейд считал его проявлениями.
Аналитическая психология – направление, возникшее уже из психоанализа и созданное швейцарским психиатром К.Г. Юнгом, долгий период сотрудничавшего с Фрейдом. Главной задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Архетипами он называл некие психические структуры, которые можно распознать в образах и мотивах сновидений. К примеру, одним из таких архетипов ученый называл «Тень», которая во сне предстает в виде раздражающего человека одного пола со сновидцем и сочетает в своем образе все, что человек не признает в самом себе, например, какие-нибудь отвратительные черты собственного характера. Такие же структуры лежат в основе символики различных мифов и волшебных сказок, которые, в свою очередь, Юнг считал проявлениями «коллективного бессознательного».
Гештальтпсихология – направление, возникшее из исследований восприятия. В центре её внимания – характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Так, например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Или как при воспр…ии тек…та с пропущ…ными бук…ми сознание стремится восполнить недост…щее и узнает целые слова и составляет в цельное предложение. Гештальт-психология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. По мнению ученых, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений в целое.
Бихевиоризм – это направление в психологии человека и животных, наука об их поведении. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. По мнению ученых-бихевиористов, сознание доступно изучению только через его внешнее проявление – наблюдаемые акты поведения. Важнейшими категориями являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, реакция на этот стимул и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция, одобрительная или же наоборот, со стороны окружающих людей.
Когнитивная психология изучает познавательные (когнитивные) процессы человеческой психики. Исследования в этой области связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивная психология во многом основывается на сопоставлении преобразования информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Словом, сопоставляя компьютер и человека. Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.
Гуманистическая психология называет своим главным предметом личность, как уникальную систему, при этом не исходящую из нечто заранее заданного, но представляющая ее, то есть личность, как некую открытую возможность для самоактуализации, что присуще, по мнению ученых этого направления, лишь человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений.
Позитивная психология занимается исследованиями исключительно положительных аспектов психики человека. В то время как классическая психология интересуется в основном различными проблемами и патологиями, в центре внимания позитивной психологии находится то, что способствует достижению счастья. (оптимизм, доверие, прощение и т.д.). В своем становлении позитивная психология опиралась на достижения гуманистической психологии. Основателем этого направления является американский психолог Мартин Селигман, он же и сформулировал основные направления для будущих исследований: положительные эмоции и субъективное ощущение счастья, позитивные черты характера человека и социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья и т. д.).
Все перечисленное – лишь наиболее известные направления, значительно повлиявшие на развитие психологической науки, но, конечно, список всех направлений психологии гораздо обширнее. Даже психологи одной школы нередко вводят в свою практику исключительные и новаторские методы, дополняют, преображают, комбинируют стержень одного направления. А потому справедливо будет сказать, что направлений в психологии ничуть не меньше, чем самих психологов.
Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Обзор «Самоуправления» — превосходство в школьном консультировании
Нажмите на тему ниже, чтобы перейти непосредственно к этому разделу.
Определение самоуправления
Подконструкции самоуправления
Самоуправление является основой АЗВ
Дополнительные ресурсы, связанные с самоуправлением
Ссылки на подконструкции самоуправления.
Определение самоуправления
Самоуправление имеет решающее значение для обучения учащихся и способности учащихся брать на себя ответственность за свои собственные учебные процессы.
Понятие самоуправления может подразумевать независимость, а не зависимость; способность делать выбор, независимый от других, и управлять своими действиями и жизнями без внешних сил, влияющих или диктующих нам, что нам следует делать. Этот термин предполагает высокую степень автономии и самодостаточности в нашем мышлении и поведении.
С образовательной точки зрения самоуправление учащихся является желательной чертой. Самостоятельные учащиеся являются более эффективными учениками с более сильной приверженностью обучению на протяжении всей жизни. С этой точки зрения школьные консультанты и другие педагоги обязаны поощрять и развивать самостоятельность учащихся. Однако следует иметь в виду, что самоуправление в образовательном контексте не предполагает полной автономии или что школьные консультанты должны просто оставить учащихся в покое, чтобы они могли самостоятельно делать образовательный выбор и преследовать образовательные цели. Скорее, самоуправление связано с взаимозависимостью между учениками и взрослыми, которые их направляют. Развитие самостоятельности у учащихся — это динамичный процесс, в котором учащиеся находятся на месте водителя, а школьные консультанты помогают им ориентироваться в сложных процессах, связанных с обучением и достижениями.
Подконструкции самоуправления
В этом разделе дается общее представление о самоуправлении в связи с обучением и успеваемостью учащихся. Обсуждение будет сосредоточено на пяти подконструкциях конструкции самонаправления.
Мы рассмотрим, почему каждая из этих подконструкций важна в качестве критического фокуса в программах школьного консультирования CBA и почему знание и использование этих концепций должны быть очевидны в практике школьного консультанта.
Проще говоря
Для начала давайте определим каждую из подконструкций, связанных с самоуправлением, в простых терминах. Ссылки на каждую из подконструкций Self-Direction приведены в конце этой веб-страницы.
- Самостоятельное обучение: Люди сами управляют своим обучением, устанавливая цели, разрабатывая и реализуя планы, отслеживая прогресс и оценивая результаты.
- Саморегулируемое обучение: Люди регулируют свое мышление и поведение, чтобы максимизировать свой потенциал для обучения и улучшить свои результаты обучения.
- Саморегуляция эмоций: Люди регулируют свои импульсы и эмоциональные реакции на стимулы и события в своей жизни и обучении.
- Исполнительные функции: Эти функции контролируют и управляют сложными процессами, которые позволяют нам учиться и жить сбалансированной жизнью.
- Постановка целей/планирование действий: У людей есть возможность ставить цели, разрабатывать планы действий, а затем предпринимать действия для успешного достижения своих целей.
Самоуправление является основой АЗВ
Конструкция самоуправления неразрывно связана с тремя другими конструкциями АЗВ: мотивацией, самопознанием и отношениями. Например, мотивация — это движущая сила, которая заставляет нас делать правильный выбор, ставить значимые цели, эффективно планировать и достигать желаемых результатов, становясь опытными учениками. Мотивация побуждает наше желание направлять наше обучение таким образом, чтобы гарантировать достижение наших целей.
Самопознание позволяет нам понять наши способности и интересы, а также то, как управлять и контролировать умственные процессы, которые мы используем для обучения. Метакогнитивное осознание, метакогнитивные навыки и самоэффективность — все это критические процессы, связанные с самонаправлением. Это также помогает нам делать точные атрибуции, объясняющие причины наших успехов и неудач, и распознавать наш локус контроля как внутренний, а не внешний.
Отношения имеют решающее значение для самоуправления, поскольку никто не достигает самоуправления в одиночку. Другие способствуют нашему пониманию и способности самостоятельно управлять своей жизнью. Самоуправление усиливается в социальных контекстах, и нам нужны социальные навыки, чтобы иметь возможность взаимодействовать с теми, кто может помочь нам достичь самоуправления через поддерживающие отношения. Самоуправление также следует рассматривать в контексте группового руководства, когда для учащихся важно быть самостоятельными, работая в гармонии с групповой деятельностью.
Дополнительные ресурсы, связанные с самоуправлением
Интернет — прекрасный инструмент для доступа к информации практически по любой теме. Это было неоценимо, поскольку помогло нам определить, какие исследования продемонстрировали тесную связь с академической успеваемостью и благополучием учащихся, а также практики, основанные на фактических данных, которые дают конкретные примеры того, как преобразовать результаты исследований в значимые возможности обучения, которые поддерживают учащихся. разработка.
Быть в курсе того, что работает и не работает, чтобы помочь учащимся добиться успеха, является одной из определяющих характеристик профессионального школьного консультанта. Поисковые системы в Интернете можно использовать для более глубокого понимания тем, обсуждаемых на веб-сайте CBA. Чтобы начать работу, вот несколько дополнительных ресурсов, которые могут оказаться полезными. Эти ресурсы, однако, лишь малая часть того, что доступно в Интернете или опубликованных книгах и статьях. Мы рекомендуем вам использовать поисковые системы, чтобы найти больше ресурсов, которые помогут вам лучше понять и укрепить вашу способность применять эти идеи в вашей работе в качестве школьных консультантов.
Видео
Это видео SECCEducaionalTV о самостоятельном обучении, представленное Нэнси Нодзаки, воспитательницей детского сада, которая объясняет, как она работает с учащимися, чтобы они стали самостоятельными учениками. Она обсуждает важность развития у учащихся навыков самостоятельного управления.
Введение в самоуправление как навык 21 st Century от SECCEducationalTV. Представлено Шерил Лемке.
Еще одно видео от SECCEducationalTV о самостоятельном обучении, на этот раз связанное со школьной геометрией. Рассказывает Перл Хинло, школьный учитель геометрии.
Веб-сайты
Эта статья Северо-Центральной региональной образовательной лаборатории «Работа над самонаправлением учащихся и личной эффективностью как образовательными целями» содержит обзор вопросов, связанных с самостоятельным обучением ( SDL) сравнивает самостоятельные и традиционные методы обучения и описывает стратегии развития SDL у учащихся. В нем также обсуждаются подводные камни реализации и приводятся тематические исследования.
http://www.lupinworks.com/glit6756/onlineArticles/Barell.html
Ссылки на подконструкции самоуправления
Теперь, когда у вас есть общее представление о важности самоуправления для обучения учащихся и почему это имеет основополагающее значение для АЗВ, пришло время изучить пять подконструкций, связанных с конструкцией Самонаправления. Каждая подконструкция имеет свою собственную веб-страницу, доступ к которой можно получить, щелкнув гиперссылку нужной подконструкции на боковой панели слева от вас. Подконструкции перечислены под ссылкой «Обзор самоуправления» в следующем порядке.
- Самостоятельное обучение
- Саморегулируемое обучение
- Саморегулирование эмоций
- Исполнительные функции
- Постановка целей/Планирование действий
СВЯЗИ СВЯЗИ СВОЙСТВА В НАБЛЮДЕНИЯМИ В НАБОЧКИ СТОРОНА. все веб-страницы, пока вы находитесь в модуле «Разработка CBA». Доступ к версиям всех этих веб-страниц в формате «PDF» можно получить с соответствующих веб-страниц и из модуля «Бесплатные ресурсы».
Направление письма влияет на то, как люди отображают пространство во времени
Введение
Существуют различные пространственные интерпретации времени
Несмотря на свое повсеместное присутствие в наших мыслях и речи, время не имеет материальной субстанции. Его нельзя непосредственно воспринять органами чувств — оно ни на что не похоже и ни на что не звучит. Это также не то, о чем вы можете получить непосредственное моторное знание, потому что это не то, что вы делаете. Тем не менее, в разных языках и культурах люди сошлись на глобально схожих решениях для размышлений и разговоров об этом самом абстрактном из понятий. Одно из таких решений — говорить и думать о времени с точки зрения пространства.
Давно замечено, что мы используем язык пространства для описания времени (например, Кларк, 1973; Трауготт, 1978; Лакофф и Джонсон, 1980). В английском часто не указывается направление метафорического движения, которое он приписывает времени (90–150 Дни летят к 90–151), но когда это так, переживающий и время часто интерпретируются как движущиеся относительно друг друга по некоторой горизонтальной оси (90–150 Рождество). еще впереди; Учебный год позади ).
Более того, эти лингвистические паттерны также отражают концептуальные отношения между временем и пространством. Доказательства получены из поведенческих экспериментов. Восприятие людьми определенных пространственных конфигураций может повлиять на их последующие рассуждения о времени, но обратное неверно (Бородицкий, 2000). Более того, на суждения людей о времени влияет одновременная, но нерелевантная информация о пространстве, в то время как обратное опять-таки неверно (Casasanto, Boroditsky, 2008). Поскольку восприятие и размышление о пространстве влияет на восприятие и рассуждения о времени, мы можем сделать вывод, что временное познание повторно использует аспекты пространственного познания.
Но на самом деле время не имеет пространственной протяженности. Таким образом, хотя языки систематически выражают его в терминах одномерного пространства, они не ограничены в плане того, на какую ось его следует отображать. В результате люди в разных культурах говорят, а также думают о времени, отображая его на разных пространственных осях. Китайский язык описывает время не только по горизонтали, но и по вертикали, так что прошлое находится вверху, а будущее внизу (Бородицкий, 2001), а аймара помещает будущее позади, а прошлое впереди (Нуньес и Свитсер, 2006). Эти лингвистические различия коррелируют с другими измеримыми когнитивными различиями, как показано в поведенческих задачах на прайминг (Boroditsky, 2001) и телесных жестах во время речи (Núñez and Sweetser, 2006).
Это кросс-лингвистическое и кросс-культурное различие заставляет нас задаться вопросом: что определяет ось, которую люди используют, когда они отображают время в пространстве? Является ли оно произвольным – продуктом исторической случайности? Или, согласно гипотезе, выдвинутой в экспериментальной работе, описанной ниже, культурные условности для взаимодействия с пространством во времени — условности, которые не имеют отношения к самой концепции времени — тем не менее влияют на то, как люди отображают время в пространстве? Другими словами, если вы привыкли делать то, что начинаете слева, а заканчиваете справа или начинаете вверху и заканчиваете внизу, склонны ли вы думать, что время движется в одном и том же направлении? Особое культурное соглашение, на которое мы будем обращать внимание, — это то, как люди используют пространство при чтении и письме на своем родном языке. Этот вопрос важен с более широкой точки зрения того, как культурно-специфические способы взаимодействия с миром влияют на индивидуальное познание.
Направление письма может влиять на отображение пространства-времени
Чтение и письмо являются одними из наиболее частых и пространственно систематизированных способов взаимодействия грамотных людей с миром. Во время чтения и письма мы ориентируем наши глаза (а в некоторых случаях и руки) в месте, определяемом нашей системой письма. Системы письма различаются по направлению, в котором пишется текст. Таким образом, знание того, как читать и писать на конкретном языке, влечет за собой овладение перцептивными и моторными рутинами, конкретные пространственные характеристики которых определяются конвенциональной ориентацией системы письма. Чтобы писать по-английски, человек начинает с первого слова в верхнем левом углу и движется вправо, а затем вниз, в то время как тайванец, говорящий на китайском языке, обычно начинает с верхнего правого угла и движется вниз, а затем влево. Точно так же чтение на двух языках требует, чтобы читатели начали собирать визуальную информацию в соответствующих, разных частях поля зрения, а затем перемещали взгляд соответствующим образом.
Но влияет ли традиционная ориентация систем письма на то, как люди взаимодействуют и думают с пространством помимо чтения и письма? В частности, влияет ли ориентация системы письма на наши пространственные представления произвольных последовательностей событий, которые сами по себе не имеют пространственной структуры?
Имеются данные, свидетельствующие о том, что ориентация системы письма может влиять на другие аспекты познания, помимо письма. Например, у носителей некоторых европейских языков, таких как английский и французский, которые пишут слева направо (LR), мысленное представление числовой величины связано с осью слева направо. Большие числа вызывают более быструю реакцию вправо, а маленькие числа — более быструю реакцию влево (эффект SNARC — Dehaene et al., 19).93). Но носители арабского языка (арабское письмо пишется справа налево, RL) демонстрируют эффект SNARC с пространственно обратным обращением, при котором большее количество чисел быстрее обрабатывается слева (Shaki et al. , 2009). Этот эффект проявляется только у грамотных носителей арабского языка (Zebian, 2005), что предполагает наличие причинно-следственной связи между практикой чтения и письма в определенном направлении и направлением ментальной числовой линии. Хотя числовая линия явно отличается от временного порядка, этот результат предполагает, что направление письма может влиять на произвольно расположенные в пространстве линейные понятия.
Более того, есть веские основания полагать, что направление системы записи влияет не только на ментальную числовую строку, но и на мысленное представление последовательностей в целом. Например, Геверс и др. (2003) обнаружили эффект, подобный SNARC, не с числами, а с нечисловой порядковой информацией. Таким образом, люди, говорящие на языках с разным направлением письма, могут по-разному представлять последовательности. Этот результат просто наводит на размышления, поскольку он не противопоставляет популяции, использующие разные системы письма, но допускает возможность того, что система письма может влиять на пространственное представление порядковой информации.
Более убедительные доказательства того, что направление письма влияет на временное познание, получены в работе Tversky et al. (1991), которые попросили носителей английского, иврита и арабского языков разместить на поверхности наклейки, соответствующие упорядоченным во времени событиям (таким как завтрак, обед и ужин). Носители английского языка демонстрировали сильную тенденцию выравнивать их с LR, в то время как носители арабского языка, как правило, выравнивали их с RL. Носители иврита продемонстрировали смешанную модель ответа.
Однако эти данные не заставляют нас заключить, что именно различия в направлении письма ответственны за различные предпочтения в пространственном представлении времени. На английском, иврите и арабском говорят группы населения, которые заметно различаются. Эти разные группы населения могут использовать разные метафорические интерпретации времени как пространства, что влияет на их пространственные представления о времени. Кроме того, эти группы населения различаются по другим культурным параметрам; различия в том, как создаются календари, священные книги или другие артефакты, среди множества других культурных различий могут влиять на различия в пространственном истолковании времени. Чтобы устранить эти потенциальные смешения, было бы предпочтительнее найти популяции носителей, которые как можно ближе друг к другу в том, что они имеют общую историю, культурные обычаи и язык, но при этом различаются, насколько это возможно, только направлением их систем письма.
На страницах ниже мы описываем экспериментальную работу в том же духе, что и Тверски и др. (1991), которая исследует потенциальное влияние направления системы письма на пространственные интерпретации времени. Наша работа вносит новый вклад, рассматривая две близко совпадающие группы населения — носителей китайского языка из материкового Китая и Тайваня — которые, несмотря на то, что говорят на одном языке, пишут в разных направлениях. Результаты показывают, что, когда язык и многие аспекты культуры контролируются, направление письма все еще может влиять на то, как люди отображают пространство во времени. Если это так, то это пример того, как специфичные для культуры аспекты взаимодействия людей с миром интернализируются, так что они влияют на другие мыслительные операции.
Материалы и методы
Схема эксперимента была довольно простой. Мы использовали задание на расположение, в котором участников просили расположить в пространстве карточки с изображениями, изображающими три стадии развития природного существа, такого как растение или человек, от самой ранней до самой последней стадии. Цель состояла в том, чтобы проверить, выстраивают ли участники из разных популяций последовательности в разных направлениях. Гипотетически традиционная ориентация письма может повлиять на ориентацию последовательной информации, поэтому носители разных языков, написанные в разных направлениях, могут иметь тенденцию располагать изображения по-разному и в соответствии с их родным направлением письма и чтения.
Мы включили участников из трех популяций. Сначала мы использовали людей из Тайваня. На Тайване стандартный китайский язык является официальным государственным языком и языком обучения в школах. Письмо на Тайване во время сбора данных, в 2004 г., велось преимущественно в традиционном китайском стиле – столбцами сверху вниз (TB), расположенными от RL (рис. 1), хотя также писалось LR. (В последующие годы баланс письма на Тайване сместился еще больше в сторону LR, включая письмо в Интернете, а также в правительственных документах.) Мы сравнили результаты участников, отобранных из этой группы населения, с результатами участников из материкового Китая. В материковом Китае, как и на Тайване, официальным языком является стандартный мандарин, но текст преимущественно пишется LR, хотя он также может, реже, писаться TB. (Мы будем периодически называть участников из материкового Китая китайский в этой статье, в отличие от тайваньский ). Эти две популяции — китайская и тайваньская — служат многообещающим примером контраста, поскольку они имеют общий язык, а также большую часть культуры и социальной истории (две страны были политически разделены только в двадцатом веке, а Тайвань де-факто ). независимость материкового Китая не признана).
Рис. 1. Способы письма на английском, материковом китайском и тайваньском языках . Английский пишется исключительно слева направо, в то время как китайский в материковом Китае пишется преимущественно слева направо, при этом некоторые тексты по-прежнему пишутся сверху вниз. На Тайване, когда мы собирали данные, в 2004 году, иероглифы в основном писались сверху вниз, но в то время были некоторые тексты слева направо, а в настоящее время их еще больше.
Чтобы усилить эту контрастную пару, мы также включили американских носителей английского языка, чтобы определить, в какой степени наши результаты повторяют результаты, полученные в предыдущей работе (например, Tversky et al., 19).91). Английский, конечно, пишется LR, как и китайский в материковом Китае, и в результате мы ожидаем, что носители английского языка будут вести себя больше как жители материкового Китая, чем как тайваньские участники.
Задание, которое мы использовали, было полностью неязыковым и создавалось по двум причинам. Во-первых, как Тверски и соавт. (1991) утверждают, что «многие иллюстрированные коммюнике создаются одинаково и могут быть поняты носителями разных языков с небольшой подготовкой или без нее» (стр. 516). Таким образом, изобразительные стимулы могут свести к минимуму любую ненужную предвзятость, вызванную лингвистическими кодами (например, числами или словами) у носителей разных языков. Во-вторых, нас больше всего интересует связь между направлением различных систем письма (языка) и представлением времени при отсутствии чтения или письма.
Участники
Десять праворуких англоязычных участников в возрасте от 20 до 50 лет, 33 праворуких китайца в возрасте от 23 до 45 лет (в среднем = 24,6 года) и 38 праворуких тайваньских участников в возрасте от 20 до 49 лет (средний возраст = 25,3 года) тестировались индивидуально. Все носители английского языка были одноязычными, за исключением трех, которые, как сообщается, немного говорили по-испански. (Испанский пишется LR, как и английский, поэтому эти участники не были исключены.) Все тайваньские и китайские участники были носителями стандартного мандарина и говорили на английском языке L2. Все они родились на Тайване или в материковом Китае соответственно и получили там образование перед отъездом в США за 0,2–6 лет до прохождения тестирования. Средняя продолжительность пребывания тайваньских и китайских участников в Соединенных Штатах была статистически неразличима. Все дополнительно утверждали, что они все еще время от времени читают по-китайски, даже несмотря на то, что сейчас находятся в Соединенных Штатах.
Все участники всех трех групп либо получали, либо уже получили степень бакалавра или ее эквивалент, таким образом достигнув относительно высокого уровня грамотности.
Материалы
Материалы состояли из пяти наборов черно-белых изображений. В каждом наборе было по три картинки, изображающих процесс роста живого существа. Пять наборов изображений:
(1) семя – саженец – дерево
(2) яйцо – цыпленок – цыпленок
(3) личинка – куколка – бабочка
(4) головастик – лягушка – взрослая лягушка
(5) детеныш – девочка – женщина
Каждое изображение было напечатано на круглом листе белой бумаги диаметром 3 дюйма. Другой, больший круглый кусок белого картона диаметром 9,1 дюйма был подготовлен в качестве подноса, на котором участники могли разместить маленькие бумажные круги. Мы использовали круглые карточки на круглой поверхности, чтобы свести к минимуму любое сходство между этой задачей и типичными особенностями письма и чтения.
Процедура
Участникам было предложено расположить каждый набор из трех изображений в последовательности от самого раннего до самого последнего этапа на картоне, и было ограничено 8 секундами. Все инструкции были представлены в устной форме на английском языке (для англоязычных участников) или на стандартном мандаринском наречии (для китайских и тайваньских участников). Письменных материалов предоставлено не было, чтобы избежать возможности отвлечения от чтения.
После получения инструкций перед участниками был помещен больший картонный круг. Затем участникам вручили первый набор из трех случайно упорядоченных картинок, сложенных стопкой лицевой стороной вниз. Участники одновременно перевернули их и расположили в последовательном порядке.
Каждый последующий набор изображений предъявлялся отдельно и анализировался индивидуально. После того, как участник выполнил каждый набор, экспериментатор закодировал пространственное расположение. После завершения пяти наборов участников попросили объяснить, почему, по их мнению, они расположили карточки именно так, в кратком послеэкспериментальном интервью. Включая инструктаж, эксперимент длился в среднем 5 мин.
Мы предсказали, что англоговорящие участники будут склонны располагать картинки LR в соответствии со своей системой письма, что участники из материкового Китая должны делать то же самое, а участники из Тайваня должны демонстрировать более сильную склонность располагать картинки TB в соответствии с преобладание этого направления в их письменном и читательском опыте.
Результаты
Кодирование
Мероприятия были просты для подсчета баллов, и все данные отсутствовали. Участники показали пять моделей расположения: LR, RL, TB, снизу вверх (BT) и по часовой стрелке (CW), начиная сверху. Примеры каждого из них приведены на рисунке 2. Направления определяются с точки зрения участника, поэтому TB фактически включал в себя размещение трех карточек, причем самая ранняя во времени одна была дальше от участника по средней сагиттальной оси, а BT размещала самую раннюю во времени карточку. ближайший к участнику по той же оси.
Рисунок 2. Пять наблюдаемых моделей расположения .
Все участники, кроме трех, использовали одинаковую ориентацию для каждого из пяти наборов картинок, которые он заказал. В тех трех случаях, когда ориентация различалась в ответах участника, мы учитывали образец ответа участника для целей статистического анализа как тот, который он использовал большую часть времени.
Модели ответов на родном языке
Как видно из Таблицы 1 ниже, носители английского языка использовали только шаблон аранжировки LR. Участники из материкового Китая продемонстрировали сильную тенденцию использовать ту же схему расположения LR, хотя некоторые также использовали ориентацию TB. Для тайваньских участников наблюдались все пять паттернов, причем наибольшее количество приходилось на LR и TB ориентации. В отличие от английских и китайских участников, которые никогда не размещали изображения в RL-ориентации, тайваньские участники делали это примерно в 20% случаев.
Таблица 1 . Расстановка частот направления по группе .
Критические ожидаемые различия заключались в том, что английские и китайские участники имели пропорционально больше ответов в шаблоне LR, чем тайваньские участники, у которых, как ожидается, будет относительно больше ТБ. Попарные тесты хи-квадрат, сравнивающие эти два критических состояния, выявляют значительные различия между английским и тайваньским языками (χ 2 = 7,83, p = 0,005; Йейтс χ 2 = 5,81, p = 0,02) и китайский и тайваньский (χ 2 = 7,51, p = 0,006; Yates χ 2 = 6,02, p 90), но не между английскими и китайский (н.с.). В тайваньских данных также были ответы RL, но ни один из других групп. Сравнение ответов LR с ответами RL снова выявило значительные различия между английским и тайваньским языками (χ 2 = 4,57, p = 0,03; Йейтс χ 2 = 2,82, p = 0,09), китайский и тайваньский (χ 2 = 10,73, p = 0,001; Yates χ 2 = 8,19, p = 0,004), но не английский и китайский (н. с.). Как и предполагалось, английские и китайские участники имеют другие предпочтения в организации последовательной информации, чем тайваньские участники.
Дискуссия
Шаблоны ответов по родному языку
Англоязычные участники, как и положено, расставили картинки ЛР. По большей части, китайские участники тоже. Для обоих их пространственное представление времени соответствовало доминирующему паттерну LR, присутствующему в их опыте письма и чтения. Но среди китайских участников было немного больше вариативности, чем среди англоязычных. Пять участников использовали схему расположения ТБ. Одним из объяснений этих результатов является продолжающееся культурное присутствие системы письма ТБ в старых текстах, которые предшествовали переходу на LR в 19 веке.50-х годов или на других артефактах, таких как каллиграфия и вывески на правительственных зданиях.
Результаты тайваньских участников были еще более разнообразными. Ответы в интервью после теста могут помочь нам понять широкий спектр ответов, вызванных экспериментом. Мы спросили каждого участника, почему он (а) расположил картинки именно так, как мы наблюдали. Для моделей LR и TB ответы были предсказуемы. Участников, когда их попросили подумать о своем поведении, сообщили, что они упорядочивали эти картинки в основном на основе своих привычек чтения и письма. Поскольку во время сбора данных на тайваньском языке на китайском языке было написано TB или LR, неоднородные результаты неудивительны. И поскольку все участники проживали в Соединенных Штатах на момент сбора данных, возможно, что носители китайского и тайваньского языков чаще использовали LR из-за знакомства с английским письмом. (Однако, когда мы провели срединное разделение китайских и тайваньских участников на основе продолжительности их проживания в Соединенных Штатах, мы не обнаружили существенной разницы между двумя половинами.) Результат RL может быть связан со второстепенным направлением стандартное письмо на Тайване; хотя он в основном пишется из ТБ, каждый столбец помещается слева от предыдущего. Другие типы ответов (например, BT и CW) вызывали ответы, не относящиеся к письму. Некоторые участники БТ объяснили, что рост идет от БТ, а некоторые участники CW упомянули о цикличности роста и размножения.
Помимо направления письма, есть также несколько лингвистических особенностей, которые отличают стандартный мандарин, на котором говорят в материковом Китае и на Тайване, включая лексические различия, и некоторые из них в принципе могут быть причиной различий в поведении, которые мы обнаружили. Мы не можем окончательно исключить все различия как потенциальные факторы, но мы можем рассмотреть наиболее релевантное возможное различие, которое будет метафорическим языком для обозначения времени. Если тайваньцы используют преобладание вертикального языка для обозначения времени, в то время как носители материкового Китая используют относительно мало вертикального метафорического языка времени, то эта возможная путаница может объяснить тенденцию тайваньцев представлять время TB. Тем не менее, корпусные исследования показывают, что на самом деле носители тайваньского языка используют относительно немного языка вертикального времени, примерно в два раза меньше, чем язык горизонтального метафорического времени (Chen, 2007), который соответствует или даже может быть менее частым, чем язык вертикального времени в материковом Китае (Rong, 2007). Таким образом, различия в метафорическом истолковании времени вряд ли объясняют наблюдаемые нами различия в ответах; они фактически предсказали бы противоположный эффект, если бы что-нибудь. Однако наличие языка вертикального времени в обоих диалектах может помочь объяснить, почему небольшая часть китайских участников поместила самое раннее изображение вверху, а самое позднее внизу, в то время как никто из англоязычных участников этого не сделал.
Последствия и дальнейшие указания
Направление системы письма влияет на создание последовательных аранжировок. Для англоязычных участников модель LR без исключений демонстрирует, что пространственные представления для последовательностей начинаются слева, двигаясь вправо, в то время как эта тенденция немного менее сильна среди участников из материкового Китая. Для тайваньских участников различные модели, как обсуждалось выше, говорят нам о том, что, хотя система письма может быть самым важным фактором, влияющим на представление людей о последовательностях, она не может быть единственным. Если исходить из того, что не существует врожденных биологических различий, отличающих популяции в отношении предпочитаемых ими пространственностей времени, должны существовать различия в опыте членов этих разных популяций, которые приводят к различиям в поведении. Эти другие факторы могут включать различия в культурных ценностях и обычаях.
Хотя существует множество других возможных факторов, система письма, похоже, влияет на использование людьми пространства. Поскольку материковый Китай и Тайвань имеют один и тот же язык, многие основные культурные ценности, традиции и большую часть своей истории, если какой-либо из этих культурных факторов, кроме стиля письма, вызвал различия между англоязычными и тайваньскими участниками, китайские участники должны были Тайваньские участники. Тем не менее, как мы видели, поведение китайских участников тесно связано с поведением английских участников и отличается от поведения тайваньских участников.
Несмотря на сходство культур Тайваня и материкового Китая, вполне возможно, что другие культурные факторы, а не только ориентация системы письма, ответственны за описанные выше эффекты. Чтобы лучше понять, каковы причины этих межъязыковых различий, можно провести те же эксперименты с доязыковыми детьми или неграмотными взрослыми, у которых будет меньше опыта работы с системами письма и, следовательно, они будут менее подвержены их влиянию. Если действительно ориентация на письмо является основным фактором в результатах, описанных выше, то эффект родного языка должен исчезнуть у таких участников. Точно так же читатели/писатели на неродственных языках с различной ориентацией письма, таких как арабский, японский и корейский, могут предоставить полезные точки для сравнения. Еще один способ продолжить это направление исследований — экспериментально представить опыт работы с новой системой письма участникам из одной группы населения, чтобы увидеть, повлияет ли со временем такая манипуляция на их пространственное представление о времени.
Также возможно, что направление письма влияет на другие когнитивные операции, помимо представления времени. Пространство используется как основа для множества абстрактных понятий, таких как власть, мораль, счастье и т. д. (Лакофф и Джонсон, 1980). Мы оставляем открытым вопрос о том, является ли время единственной абстрактной концепцией, которую можно интерпретировать по-разному в зависимости от направления системы письма в той или иной культуре, для будущей работы.
Наконец, стоит отметить, что используемый нами метод не делал различия между представлением последовательности и представлением времени как таковой . Возможно, наблюдаемый нами эффект был результатом пространственных преобразований последовательности, а не времени — в этом случае мы могли бы ожидать обнаружения подобных эффектов при организации вневременных последовательностей, таких как, например, цвета. Нынешний дизайн оставляет открытым вопрос о том, какие из этих средств мы используем.
Заключение
Таким образом, эти результаты подтверждают гипотезу о том, что ориентация системы письма влияет на пространственное мышление. Мы видели, что место, где начинается система письма, — это место, где люди пространственно представляют начало временных последовательностей. Эти различия в поведении могут, в свою очередь, влиять на то, как мы интерпретируем мир и говорим о нем. В более широком смысле кажется, что ориентация системы письма является идиосинкразической лингвистической характеристикой, которая может оказывать влияние на нашу когнитивную систему в целом, как и другие лингвистические особенности, которые имеют релятивистские эффекты. Детали языка — в данном случае явно поверхностная черта того, как люди в данной культуре взаимодействуют с ее письменной формой, — кажется, формируют то, как люди думают о чем-то совершенно несвязанном.
Как утверждает Гриффин (2004), «движения глаз связаны с нашей организацией информации». Паттерны взаимодействия с письмом как бы просачиваются за пределы языка. Обучение использованию системы письма создает процедуры взаимодействия с пространством, которые влияют на то, как мы наносим на него время.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Бородицкий, Л. (2000). Метафорическое структурирование: понимание времени через пространственные метафоры. Познание 75, 1–28.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | CrossRef Полный текст
Бородицкий, Л. (2001). Язык формирует мышление? Представления о времени носителей английского и китайского языков. Познан. Психол. 43, 1–22.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | CrossRef Полный текст
Касасанто, Д., и Бородицкий, Л. (2008). Время в уме: использование пространства для размышлений о времени. Познание 106, 579–593.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Chen, JY (2007). Носители китайского и английского языков думают о времени по-разному? Неудача тиражирования Бородицкого (2001). Познание 104, 427–436.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Clark, H. (1973). «Пространство, временная семантика и ребенок», в Когнитивное развитие и овладение языком , изд. Т. Е. Мур (Нью-Йорк: Academic Press), 27–63.
Дехане, С., Боссими, С., и Жиро, П. (1993). Ментальное представление четности и числовой величины. Дж. Экспл. Психол. Генерал 122, 371–396.
Полный текст CrossRef
Геверс В., Рейнвоет Б. и Фиас В. (2003). Ментальное представление порядковых последовательностей пространственно организовано. Познание 87, 87–95.
Полный текст CrossRef
Griffin, ZM (2004). «Зачем смотреть? Причины движений глаз, связанные с речевым производством», в Интерфейс языка, зрения и действия: движения глаз и визуальный мир , редакторы Дж. М. Хендерсон и Ф. Феррейра (Нью-Йорк: Psychology Press), 213–248.
Лакофф Г. и Джонсон М. (1980). Метафоры, которыми мы живем . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Нуньес, Р., и Свитсер, Э. (2006). С будущим позади: конвергентные свидетельства языка аймара и жестов в межъязыковом сравнении пространственных истолкований времени. Познан. науч. 30, 401–450.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Ронг, З. (2007). Углубленное китайско-английское сравнительное исследование пространственно-временной метафоры. Исследования иностранных языков 2.
Шаки С., Фишер М.Х. и Петрусич В.М. (2009). Привычка читать как слова, так и числа способствует эффекту SNARC. Психон. Бык. Ред. 16, 328–331.
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | CrossRef полный текст
Трауготт, Э. (1978). «О выражении пространственно-временных отношений в языке», в Universals of Human Language: Word Structure , Vol. 3, изд. Дж. Х. Гринберг (Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета), 369–400.
Тверски Б., Сол К. и Винтер А. (1991). Кросс-культурные и эволюционные тенденции в графической продукции. Познан. Психол. 23, 515–557.
Полный текст CrossRef
Zebian, S. (2005). Связи между числовыми понятиями, пространственным мышлением и направленностью письма: эффект SNARC и обратный эффект SNARC у монограмотных, двуграмотных и неграмотных арабоговорящих на английском и арабском языках. Дж. Когн. Культ. 5, 165–191.
CrossRef Полный текст
Новые направления Психология Перт | Взрослые и дети
Чувствуете себя потерянным?
Можно остановиться и попросить о помощи. Иногда нужно поговорить с кем-то, кто знает дорогу.
Записаться на прием
Вам нужно двигаться вперед или вернуться назад?
Вам нужен кто-то, кто поможет вам добраться туда, куда вам нужно?
Или, может быть, вам просто нужно знать, что кто-то идет рядом с вами, чтобы безопасно добраться туда.
Новые направления Психология может помочь вам вернуться к эмоциональному равновесию
Это смелый шаг — признать, что что-то не работает у вас или у члена вашей семьи. Возможно, вы не уверены, в какую сторону повернуть.
С 2007 года наши психологи заботятся о психическом здоровье и благополучии взрослых, детей и семей в близлежащих северо-восточных пригородах Перта. Мы помогаем людям из всех слоев общества достичь баланса в своей жизни.
Следя за последними данными о передовой практике и исследованиях, основанных на фактических данных, мы можем определить, какая терапия и лечение могут помочь вам лучше всего. Наш спектр услуг доступен в дружественной и непринужденной обстановке, поэтому вы чувствуете себя комфортно, посещая сеансы с одним из наших профессиональных психологов.
И вы можете быть уверены, зная, что каждый сеанс будет проходить с соблюдением конфиденциальности и сочувствием.
Узнайте о команде
Какие новые направления вы можете выбрать?
Дети
Детям может понадобиться помощь, чтобы безопасно пройти путь во взрослую жизнь. Мы предоставляем направляющую руку, чтобы преодолеть те неровности на дороге, которые могут возникнуть.
Подробнее
Подростки
Внутренний компас подростка бешено качается из одного направления в другое – иногда за считанные секунды. Помогите подростку преодолеть некоторые ключевые проблемы, которые обычно возникают на этом этапе жизни: давление со стороны сверстников, депрессия, изоляция и самооценка, и это лишь некоторые из них.
Читать дальше
Взрослые
Вы устали ходить по кругу и никогда не чувствовать, что вы идете вперед? Если вы чувствуете себя эмоционально истощенным, обремененным жизнью или нуждаетесь в гармонии и равновесии, позвольте нам исследовать вместе с вами новое направление.
Подробнее
Пары
Ваши отношения не так гармоничны, как хотелось бы? Вы можете изменить направление, прежде чем добраться до этого пункта назначения. Позвольте одному из наших опытных психологов помочь вам говорить правду и понимать друг друга.
Читать дальше
Семьи
Что происходит, когда кажется, что все члены семьи идут в другом направлении? Хорошая новость заключается в том, что никогда не поздно — и не слишком рано — решить проблему в вашей семье. Изучите инструменты и навыки, чтобы получить семейную жизнь, которую вы хотите.
Подробнее
Пожилые люди
Что происходит, когда круг друзей и родственников, с которыми вы состарились, начинает сужаться? Когда вы теряете связь с внешним миром из-за боли, горя, изоляции или потери цели, никогда не поздно найти новое направление.
Подробнее
Детская трудотерапия
Каждый ребенок развивает навыки в своем собственном темпе. Наш детский эрготерапевт в Перте найдет время, чтобы завершить тщательную оценку эрготерапии и установить цели и вмешательства.
Читать далее
Мы также стали аккредитованным фасилитатором « РАЗРЕШАЙСЯ С ВАШИМИ ЧУВСТВАМИ» . Это программа обучения психическому здоровью для местных футбольных клубов и тренеров, которая проводится по всей Австралии. Он стремится улучшить понимание и осведомленность о психическом здоровье, а также развить навыки у футбольных тренеров, чтобы создать среду, в которой спортсмены получают поддержку для эффективного управления своими эмоциями.
Нужна помощь родителей?
Записаться на прием
Как начать свое путешествие по новым направлениям?
Когда вы впервые приедете в клинику, вы должны пройти к стойке регистрации и сообщить им о своем прибытии. При первоначальном приеме вас попросят заполнить форму сведений о пациенте, а также некоторую информацию о конфиденциальности и соблюдении конфиденциальности. После того, как вы заполните анкету и вернете ее в приемную, ваш психолог представится и проведет вас для консультации.
ШАГ
01
Начальный сеанс
Во время первого сеанса с вашим психологом они захотят немного узнать о вас и вашей истории. Будьте готовы поговорить о ваших текущих и предыдущих проблемах с психическим здоровьем, а также о вашей семье, медицинской и личной истории.
ШАГ
02
Адаптируйте свою терапию
После вашего первого сеанса ваш психолог найдет время, чтобы адаптировать вашу терапию, поскольку мы не используем универсальный подход. Большинство людей почувствуют пользу от лечения уже после нескольких сеансов.
ШАГ
03
Заключение
По завершении вашего сеанса ваш психолог запишет вас на следующий прием и выдаст вам карточку-напоминание. Вместе вы отправитесь на стойку регистрации, чтобы организовать оплату вашего счета.
Начать сейчас
Последние новости и блоги
Другие новости и блоги
Вдохновляющие цитаты
Вы не можете изменить пункт назначения за одну ночь, но вы можете изменить свое направление за одну ночь.
Джим Рон
У меня есть несколько вопросов о New Directions Psychology
Каковы ваши правила отмены?Мы просим вас уведомлять вас как можно раньше (+24 часа), если вам нужно отменить или перенести встречу, так как это позволяет нам предложить время встречи кому-то другому. Отмена в короткие сроки или в течение 24 часов может привести к взиманию платы за отмену (период уведомления не включает выходные и праздничные дни). Если отмена является результатом чрезвычайной ситуации или болезни, вам следует обсудить это со своим лечащим психологом.
Какова продолжительность моего сеанса?В отличие от посещения врача общей практики, сеанс для взрослых с одним из наших психологов обычно длится 50 минут. Детские занятия обычно длятся 45 минут.
Вы выставляете оптовый счет?Мы приветствуем обсуждение вопроса о снижении комиссий в случае финансовых затруднений для соответствующих клиентов.
У меня есть план психиатрического обслуживания. Имею ли я право на скидку Medicare?Если вы получили направление и план психиатрического обслуживания (позиция 2710) от своего терапевта, психиатра или педиатра, вы имеете право на скидку Medicare за сеанс в течение 10 сеансов в течение календарного года. Пожалуйста, позвоните нам, если вам нужна дополнительная информация.
Нужно ли мне направление?Направление не требуется, если только вы не хотите подать заявку на участие в программе Medicare. Скидки могут быть доступны в большинстве частных фондов здравоохранения. Пожалуйста, свяжитесь со своей страховой компанией, чтобы узнать, застрахованы ли вы.
У вас есть доступ для инвалидов?Да. Здание и офис оборудованы для инвалидных колясок и детских колясок.
Есть ли парковка?Да, у нас есть БЕСПЛАТНАЯ парковка.