Нарушения в психофизическом развитии детей
Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).
К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин ”аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также ”Дети с особыми образовательными потребностями»).
В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.
Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.
Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.
Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)
Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.
В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.
Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.
Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.
Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.
Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).
Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.
Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.
Дисморфофобия – больше, чем просто комплексы | «Четырехлистный клевер»
«Хватит видеть одни недостатки», «посмотри, какая ты красивая/красивый», «вон у людей рук/ног нет и ничего, живут же как-то», «ты просто комплексуешь», — так обычно пытаются успокоить человека, который сомневается в своей привлекательности, даже не подозревая о том, что для пациента с дисморфофобией эти фразы будут иметь ровно обратный характер.
Большинству время от времени присуще недовольство собственным телом: нос неправильной формы, лишние килограммы, короткие ноги и прочие «изъяны» заставляют чувствовать себя «гадкими утятами». Однако если такие переживания никак не влияют на течение повседневной жизни, мы это не принимаем за патологию. Но бывают случаи, когда недовольство собой носит поистине масштабный характер.
Дисморфофобия – это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. К тому же он уверен, что его «дефект» омерзителен для окружающих, и они осуждают за это «уродство».
В первом случае человек может легко отвлечься от гнетущих мыслей о своём физическом несовершенстве и заняться более приятным занятием.
Во втором – тратит львиную долю времени, разглядывая своё «недостаток» перед зеркалом, либо наоборот, старательно избегает отражающих поверхностей; категорически отказывается фотографироваться или сниматься на видео; закутывается с ног до головы даже в тридцатиградусную жару, чтобы не «шокировать» своим телом окружающих;делают многочисленные татуировки по всему телу, чтобы «спрятать» его; даже моется с закрытыми глазами, стараясь, как можно меньше соприкасаться с ним, поскольку каждая подобная форма контакта отвратительна.
Кое-кто не останавливается на тяжёлых мыслях о своей «непривлекательности» и начинает активные мероприятия по совершенствованию себя. Но бесконечные походы к косметологам и пластическим хирургам не приносят удовлетворения результатом, поскольку дисморфофобия – это история про нарушение восприятия своего тела, а не про какой-то фактический недостаток.
Чаще всего расстройство возникает у молодого поколения (в основном у девушек), начиная в большинстве случаев с подросткового возраста. В группе риска те, у кого были детские психологические травмы, связанные с дефицитом родительской любви и заботы, печальным опытом отвержения чувств, отсутствием тёплых, доверительных отношений в семье.Также возникновение симптоматики может быть связано с биологическими причинами (например, с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге).
Дисморфофобия редко приходит одна. В паре с ней часто наблюдаются различные тревожные расстройства, расстройства настроения (биполярное расстройство, дистимия, но чаще, конечно, депрессия, которая возникает на фоне дисморфофобии), особенности личности, расстройство пищевого поведения (булимия, анорексия).
Лечить дисморфофобию следует только у таких специалистов как психиатр и психотерапевт. Лечение у косметолога, пластического хирурга, диетолога может только спровоцировать обострение и привести к ухудшению течения заболевания.
Будьте здоровы и уверенны в себе!
С уважением, «Четырёхлистный клевер»!
← Предыдущая | Следующая →
5 основных этических нарушений в терапии
Тамара Хилл, MS, NCC, CCTP, LPC, 5 ноября 2013 г. . Исследователи утверждают, что нарушения границ включают:
- сообщение интрапсихических конфликтов терапевта пациенту
- контаминацию переноса и последующих интерпретаций
- растворение терапевтического «удержания»
- возможность неуместного удовлетворения в результате проблем контрпереноса
Когда терапевт сообщает клиенту свои самые сокровенные мысли, чувства, убеждения или поведение в ходе терапевтического сеанса или терапевтических отношений, терапевт переступает профессиональные границы . Тем не менее, всем клиентам важно тщательно обдумать ситуацию, потому что некоторые терапевты делятся подробностями о себе, чтобы установить взаимопонимание. Такой инцидент известен как самораскрытие . Некоторое самораскрытие полезно для построения долгосрочных отношений с общими чертами. Но есть такие отношения между терапевтом и клиентом, которые пересекают черту и в конечном итоге делают клиента терапевтом, а терапевта клиентом.
Некоторые люди считают, что перенос (когда клиент начинает рассматривать терапевта вне своей профессиональной роли) и контрперенос (когда терапевт отвечает взаимностью на чувства клиента) могут иметь место, когда терапевт переступает границы , что затрудняет для клиента получение пользы от переноса, потому что терапевт просто наслаждается замешательством. Фрейдисты или психоаналитики считают, что перенос может быть полезным инструментом, помогающим как терапевту, так и клиенту оценить чувства, мысли и прошлые отношения. Если это не будет сделано должным образом, клиент может быть манипулирован или нарушен.
Есть много признаков плохого терапевта, но нарушения этики бывает очень трудно обнаружить. Поэтому я рекомендую клиентам искать:
- Нарушение конфиденциальности : Конфиденциальность — это ваше юридическое и моральное право на защиту ваших разговоров во время терапии, ваших файлов, ваших телефонных звонков, ваших электронных писем и других типов информации о вашей личной жизни. жизнь. В некоторых случаях терапевтам придется обсудить ваш случай с:
- стажерами (студенты, получающие профессиональную степень),
- супервайзеры (люди с большим опытом работы),
- юристы (если судебное дело находится на рассмотрении), полиция (если они запрашивают ордер на обыск документов) или
- учителя (если ребенок или подросток находится в процесс получения IEP или индивидуального плана обучения)
- Нарушение HIPAA : HIPAA — это Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования от 1996 г. . Этот закон был принят для защиты всей медицинской информации и информации о психическом здоровье от «посторонних». Но некоторые люди утверждают, что ACT не помешал их работодателям, юристам и т. д. запрашивать информацию о психиатрическом досье. Этический терапевт позаботится о том, чтобы он или она защищали медицинские записи клиентов. Терапевты, которые не разъясняют свои политики в отношении того, как они работают с файлами, регулируемыми HIPAA, обязательно спросите об этом заранее.
- Общение с клиентами : Обычно терапевты много и долго думают о общении со своими клиентами. Некоторые терапевты принимают приглашения на выпускные, свадьбы и даже похороны. От терапевта зависит, примет ли он или она приглашения. Однако, если терапевт решит посетить его, такие мероприятия должны происходить один раз в жизни, а не часто. Общение с клиентом может уменьшить уважение в отношениях и профессиональные границы.
- Текст или электронная почта : Некоторые терапевты позволяют клиентам отправлять текстовые или электронные письма, в то время как другие отправляют текстовые сообщения и электронные письма своим клиентам. Это может стать действительно большим нарушением, потому что клиенты могут вмешиваться в личную жизнь терапевтов, а терапевты могут вмешиваться в жизнь своих клиентов. В любом случае, для меня электронная почта предназначена только для рабочих часов и для определенных вещей. Текстовые сообщения исключены! Но разные терапевты делают разные вещи. Частые текстовые или электронные письма должны быть тревожным сигналом.
- Сексуальные домогательства : Хотите верьте, хотите нет, но некоторые терапевты злоупотребляют своей властью, используя клиентов. Некоторые клиенты флиртуют со своими терапевтами, и терапевты отвечают им взаимностью. Некоторые терапевты приходят к своим клиентам. В любом случае, это серьезное этическое и юридическое нарушение, которое может привести к полной потере карьеры и тысячам долларов судебных издержек.
Этические и юридические границы очень трудно понять или реализовать клиентам и даже терапевтам, потому что в них много серого. В терапии нет черно-белых ответов или идеальных способов сделать что-либо. Но есть здравые способы защитить всех участников. Я считаю приемлемым развивать «дружбу» с клиентами в определенных рамках. Это нормально использовать самораскрытие в подходящие моменты. Допустимо ослабить нашу бдительность как терапевтов в соответствующие моменты. Только когда границы нарушено , к клиенту или терапевту относятся неуважительно, личные подробности становятся слишком личными, и может возникнуть опасность, которая может привести к неприятностям.
Вы хотите следить за терапевтами, которые явно или подсознательно переступают через своих клиентов. .
Более свежие исследования этических границ можно найти в Американской психологической ассоциации: статьи 1 и 2.
Как всегда, не стесняйтесь публиковать свои впечатления или переживания любимого человека. Давайте обсудим и узнаем!
Всего наилучшего
Рекомендации
Williams, M. H. (1997). Нарушение границ: не охватывают ли некоторые заявленные стандарты помощи общепринятые процедуры гуманистической, поведенческой и эклектической психотерапии? Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 34 (3), 238-249. doi:10.1037/h0087717
Фото: Дэвид Кастильо Доминичи
Как психологи могут избежать этических нарушений
Как психолог, вы можете столкнуться со многими серыми областями этического поведения. К сожалению, многие из них могут привести к дисциплинарным взысканиям со стороны правления или даже к судебным искам. Чтобы избежать этических нарушений и сохранить вашу лицензию в хорошем состоянии, важно, чтобы вы имели полное представление о том, что считается и что не считается этичным поведением.
Как психолог вы должны избегать любых отношений с клиентами, которые могут повлиять на ваше профессиональное суждение или каким-либо образом навредить вашим клиентам. Неэтично оказывать консультационные услуги другу, бизнес-клиенту или романтическому партнеру. Хотя вы можете столкнуться с клиентом в социальной ситуации, это нормально, если это не вредит клиенту.
Понимание конфиденциальности
Как психолог, вполне вероятно, что работодатель пациента, супруга, школьный администратор, страховая компания или кто-то еще в какой-то момент запросит информацию о клиенте. Предоставляя информацию такого типа, помните, что Этический кодекс APA требует, чтобы вы делились только минимально необходимым объемом информации. С другой стороны, имейте в виду, что от вас могут потребовать сообщить о подозрениях в жестоком обращении или другом опасном поведении.
Получить информированное согласие
Прежде чем начать профессиональные отношения с клиентом, вы должны сначала предоставить ему адекватную информацию и получить его информированное согласие и ограничения на следующее:
- Конфиденциальность
- Практика ведения учета
- Ваш уровень знаний и подготовки
- Услуги, которые вы будете или не будете предоставлять
- Ожидаемая продолжительность терапии
- Любые альтернативные подходы, которые вы будете использовать
- Сборы и процедуры выставления счетов
- Право пациента на прекращение лечения
Кроме того, если вы являетесь терапевтом, проходящим обучение, вы должны сообщить клиенту, что вы являетесь стажером, и назвать имя вашего супервизирующего психолога.
Оставайтесь в рамках своей области знаний
Как психологу важно практиковать только в тех областях, в которых вы компетентны. Если вы не знакомы с конкретной ситуацией клиента или не обучены определенному методу консультирования, вам не следует его использовать.
Будьте ясны в вопросах выставления счетов
Как психолог, вы этически обязаны точно выставлять счета как пациентам, так и страховым компаниям. Отслеживайте каждую услугу, за которую вы выставляете счет, и избегайте соблазна помочь своим клиентам получить больше преимуществ, чем им разрешено. Например, никогда не выставляйте счет клиенту за услугу, покрываемую его страховкой, а не за услугу, которую вы предоставили, если предоставленная услуга не покрывается. Если клиент просит вас сделать это, всегда отказывайтесь.
Знайте, как и когда прекращать терапию
Если пациент не получает пользы от терапии, прервать лечение является вашим этическим долгом. Сюда входят клиенты, которые больше не нуждаются в лечении или которым, по вашему мнению, оно наносит вред. Это также распространяется на случаи, когда клиент угрожает вам, себе или кому-то еще.
Если вы решите прекратить лечение, объясните, почему текущее лечение вам не подходит. Если вы не можете предоставить необходимую пациенту услугу, направьте его к другому поставщику. Вы также должны обратить внимание на любые чувства отторжения, которые испытывает клиент, чтобы гарантировать, что прекращение терапии не повредит ему. Если вы неправомерно прекратите лечение по другой причине, а клиент пожалуется, вы можете быть привлечены к дисциплинарной ответственности или привлечены к ответственности.
Связаться с психологом Адвокат по защите лицензии
Соблюдая эти этические принципы, вы, как правило, сохраняете свою лицензию в хорошем состоянии и избегаете каких-либо юридических проблем. Если у вас возникли юридические или дисциплинарные проблемы, лучше всего обратиться за помощью к опытному адвокату по лицензированию психолога, который поможет защитить ваши права.
Если вам нужна помощь во время подачи жалобы от клиента или совета, обратитесь к адвокату защиты лицензии психолога Скотту Дж.