О программе — Образовательная программа «Психология» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Наша программа разработана с учетом лучших российских и мировых практик в преподавании психологии. Основными принципами при подготовки психологов мы считаем открытость, гибкость и индивидуальный подход. Наши выпускники – это высококвалифицированные психологи-исследователи и психологи-практики, востребованные в государственных и частных компаниях.
Какова цель программы?
В чем преимущества программы?
В чем уникальность программы?
Как я буду учиться?
У кого я буду учиться?
Чему я научусь?
Где я буду работать?
Какова цель программы?
Программа нацелена на подготовку
- высококвалифицированных,
- уникальных для российского рынка специалистов,
- владеющих современными методами психологического исследования, диагностики и воздействия,
- востребованных в крупных российских и западных компаниях,
- конкурентоспособных при поступлении на магистерские программы ведущих европейских и американских университетов.
В чем преимущества программы?
Интегрированность в международное профессиональное сообщество (диплом НИУ ВШЭ с квалификацией “психолог” позволяет выпускнику быть кандидатом на получение профессионального сертификата EuroPsy (европейское подтверждение квалификации).
Гибкие траектории обучения (более 50% дисциплин и практикумов студент выбирает самостоятельно, начиная с 3 курса, учебный план студента состоит только из дисциплин, которые он выбрал сам).
Уникальное профессиональное сообщество (возможность учиться у известных российских и западных специалистов).
Ранняя профессионализация (практики, проектная и научно-исследовательская работа занимают более 25% от общего времени обучения, у студентов есть возможность проходить профессиональные стажировки и практики в компаниях, центрах и университетах-партнерах, начиная с 1 курса).
Разнообразные профессиональные треки (начиная с 3 курса, студент может выбрать одну из трех основных специализаций и любой из 9 профессиональных треков).
Мобильность (возможность включать в индивидуальный учебный план дисциплины российских и западных университетов-партнеров, участвовать в научных конференциях, школах и стажировках).
В чем уникальность программы?
Дополнительная специализация (возможность выбрать любое из 23 направлений подготовки НИУ ВШЭ в качестве дополнительной специализации).
Включенность в научное сообщество (возможность выполнять проекты, курсовые и выпускные работы в любой научной лаборатории департамента психологии и НИУ ВШЭ, а также научных центрах и институтах-партнеров программы, начиная с 1 курса).
Высокая технологичность (возможность работать с уникальным для России профессиональным оборудованием).
Двуязычная образовательная среда (учебные дисциплины преподаются как на русском, так и на английском языке, у студентов есть возможность работать над научными проектами с иностранными специалистами и выполнять курсовые и выпускные работы на английском языке, в конце 2 курса всем студентам предоставляется возможность сдать экзамен IELTS).
Как я буду учиться?
Учебный год состоит из четырех модулей. В каждом модуле студент изучает четыре-пять дисциплин, посещает лекции, семинары, практические занятия и мастер-классы, активно участвует в проектной и научной работе, знакомится с ведущими специалистами в науке и практике — преподавателями программы и будущими работодателями.
На первом курсе студенты получают классическое базовое университетское образование, изучают Философию, Историю, Экономику, Социологию, Английский язык, Анатомию и физиологию центральной нервной системы, а также базовые психологические дисциплины — Историю психологии, Психологию познания, Психологию эмоций и мотивации, Психологию личности и индивидуальных различий.
На втором курсе студенты погружаются в отраслевые направления психологии, изучают Экспериментальную, Возрастную, Социальную и Клиническую психологию, проходят профессиональные практикумы. Ориентированные на научные исследования студенты второго курса могут начать посещать специальные занятия по планированию и организации психологического исследования, а студенты, желающие развиваться в практических направлениях, прослушать дисциплину о правовых и этических аспектах психологической практики. Именно на втором курсе в рамках специально выделенного учебного дня начинается обучение студента на выбранной им дополнительной специализации.
С третьего курса студенты обучаются на выбранной ими специализации
- социальная и организационная психология,
- когнитивная психология и психофизиология,
- исследования личности и консультирование.
Вне зависимости от выбранной специализации и трека у каждого студента третьего курса с 1 по 30 апреля прекращаются учебные занятия и начинается практика в ведущих российский и зарубежных компаниях, исследовательских лабораториях и центрах. Кроме того к концу третьего курса студенты заканчивают осваивать дополнительную специализацию.
На четвертом курсе студенты продолжают обучение на выбранном треке, готовятся к сдаче итогового государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы.
Активная научная и учебная работа не мешает студентам с первого дня учебы жить насыщенной студенческой жизнью.
У кого я буду учиться?
Преподаватели программы — это уникальное сообщество профессионалов в области когнитивной науки, психологического консультирования, исследований личности, социальной и организационной психологии. На нашей программе вы сможете поучиться у известных ученых
Приобрести бесценный опыт на занятиях известных практиков – А.Я.Варги, А.Б.Орлова, Т.Ю.Базарова.
Ежегодно к работе со студентами мы привлекаем ведущих западных психологов и представителей известных российских и западных компаний. Наши студенты имели возможность услышать лекции Д.Майерса (профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа, автор одного из самых известных учебников по социальной психологии), К.Шелдона (руководитель Международной лаборатории позитивной психологии, личности и мотивации ВШЭ, профессор Университета Миссури), А.Лэнгле (австрийский психотерапевт, клинический психолог, профессор медицины и философии, основатель Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа GLE-International), Дж. Берри (известный кросс-культурный психолог, почетный профессор психологии Королевского университета Кингстона (Канада)), В.Шауфели (ведущий в мире специалиста по проблеме увлеченности персонала, профессор Утрехтского Университета (Нидерланды)) и многих других известных психологов.
Чему я научусь?
На нашей программе студенты учатся быть профессионалами в самых разных областях психологии: психологическом консультировании, работе с персоналом, психодиагностике и психологических исследованиях.
Студенты получают фундаментальные знания о том как
- люди принимают решения и обдумывают задачи
- наш мозг познает мир и обучается
- устроены сообщества людей и отдельные его представители
- мы выстраиваем отношения с другими людьми и самим собой
- помочь человеку в сложной ситуации
- проводить психологические эксперименты и научные исследования
В процессе обучения у студентов формируются профессиональные навыки анализа социальных ситуаций
- анализа потребительского поведения
- модерации групповой работы
- разработки программ обучения и оценки
- индивидуального и группового консультирования
- психодиагностики личности
- работы с уникальным для России исследовательским оборудованием и универсальные навыки, необходимые для успешной работы в современном мире
- самопрезентации
- саморегуляции
- эффективного принятия решений
- групповой работы
- проектной работы
- самостоятельного планирования собственного обучения
Где я буду работать?
Более 70% выпускников нашей программы работают по специальности после окончания программы бакалавриата. Они востребованы в крупнейших российских и международных компаниях и консультационных центрах: Royal Philips Electronics, Экопси Консалтинг, Microsoft, IBM, General Electric, Сбербанк, Банк «Открытие», МТС, Kelly Services, Анкор, Антал, Вимм-Билль-Данн, Норильский никель, Центр кадровых технологий – XXI век, Гуманитарные технологии и др. Наши выпускники работают в следующих сферах:
- Консалтинга в российских и международных компаниях
- Психологического консультирования (центры психологического консультирования и психотерапии)
- Науки и образования в ведущих университетах России и мира
- Обучения и развития персонала
- Подбора, адаптации и оценки персонала
- Мотивации персонала
- Психологических маркетинговых исследований
- Экспертизы PR-кампаний, развития бренда, построения имиджа
Около 5% продолжают свое обучение в зарубежных университетах: Университет Калифорнии (США), Нью-Йоркский университет (США), Сямыньский университет (Китай), Венский университет (Австрия), Университет Гронингена (Нидерланды), Лондонская школа экономики и политических наук (Великобритания), Женевский университет (Швейцария), Брюссельский свободный университет (Бельгия) и др.
Наша психология №01/2015 — Учим вместе
Наша психология читать онлайн
Журнал по практической психологии, в котором можно найти советы на все случаи жизни. На страницах журнала ведущие эксперты в области психологии и психотерапии рассказывают о том, как добиться успеха, правильно построить взаимоотношения с друзьями, коллегами, родственниками и с самим собой. Что такое практическая психология, личность. Внутренняя гармония. Душа. Эмоции. Мышление. Что такое личностный рост. Отношения. Одиночество. Любовь. Счастье. Издание пишет о том, что важно для каждого. В номере: Тема номера: код выживания. Погружение в среду. Мир развивается, и мы все чаще рискуем не просто выйти из зоны комфорта, но оказаться в совершенно экстремальных условиях, к которым придется адаптироваться Я – личность. Как гладить своих женщин. Как, кого и зачем нужно поглаживать, рассказал профессор когнитивной нейробиологии Фрэнсис Макглоун Среда обитания. И это тоже лень. Давайте присмотримся к лени поближе и поймем, что с ней делать Будьте здоровы. Секс не игрушка. Сексуальный абьюз включает в себя и телесный, и психологический уровень. Дети могут вообще не понимать, что с ними произошло. Подробнее об этом в нашей статье Пара-психология. Между нами аватарами. Люди стали знакомиться по Интернету, общаться только во «ВКонтакте» и «Фейсбуке», и столь многогранные прежде отношения подменяются перепиской аватарок. Многие считают, что из таких отношений уходит нечто исконно человеческое. Поразмышляем, так ли это на самом деле Безумные грани таланта. Дух и духи Уго Чавеса. Сложно описывать психологический портрет политического деятеля современности, мнения о котором разнятся до полярных противоположностей. Попробуем удержаться в рамках психопатологического анализа и многое другое
Книга входит в серию «Журнал «Наша психология» 2015». На нашем сайте можно скачать книгу «Наша психология №01/2015» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Попробуем удержаться в рамках психопатологического анализа и многое другое.
Avidreaders. ru
21.11.2018 10:53:47
2018-11-21 10:53:47
Источники:
Https://avidreaders. ru/book/nasha-psihologiya-01-2015.html
Наша Психология — | ВКонтакте » /> » /> .keyword { color: red; }
Наша психология читать онлайн
Описание: Миссия проекта «Наша Психология» – помочь людям освоить навыки практической психологии и научить применять их в жизни. Как мы реализуем миссию? Большинство материалов на сайте находится в открытом доступе. Но есть образовательный контент (видеокурсы, лекции, книги), который вы можете получить, только подписавшись на рассылку. Каждый курс – это возможность лучше понять себя и окружающих. Воспользуйтесь ею прямо сейчас https://www. psyh. ru/category/po-podpiske/ Сайт: http://www. psyh. ru/
Другое
Действия
Высоко в небе, прямо над замком, сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. На белый снег упали три капли крови. Увидел их Парсифаль и загрустил, вспоминая всю свою жизнь. Подошли к нему рыцари, посланные королем Артуром. Хотели пригласить его в замок короля. Не стал слушать их Парсифаль. Разгневался и побил их, сбросив с коней.
Высоко в небе, прямо над замком, сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. На белый снег упали три капли крови. Увидел..
Психологическое сходство личностей супругов значительно выше, чем у любой взятой наугад пары людей разного пола. Эта многократно подтвержденная статистическая закономерность дала основание предположить, Показать полностью. что совместная жизнь в браке способствует заимствованию друг у друга черт характера и особенностей поведения. Иными словами, с годами муж и жена становятся все больше друг на друга похожи. Причем даже внешне, поскольку привыкают подстраиваться под позу другого и копировать выражение лица. Однако недавнее исследование показало, что эта тенденция сильно преувеличена.
Ученые из Мичиганского университета (США) проанализировали данные тестирования почти полутора тысяч супружеских пар. Выяснилось, что психологическое сходство действительно имеет место, но с годами не возрастает.Психологическое сходство личностей супругов значительно выше, чем у любой взятой наугад пары людей разного пола.
Описание: Миссия проекта «Наша Психология» – помочь людям освоить навыки практической психологии и научить применять их в жизни. Как мы реализуем миссию? Большинство материалов на сайте находится в открытом доступе. Но есть образовательный контент (видеокурсы, лекции, книги), который вы можете получить, только подписавшись на рассылку. Каждый курс – это возможность лучше понять себя и окружающих. Воспользуйтесь ею прямо сейчас https://www. psyh. ru/category/po-podpiske/ Сайт: http://www. psyh. ru/
Высоко в небе, прямо над замком, сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. На белый снег упали три капли крови. Увидел их Парсифаль и загрустил, вспоминая всю свою жизнь.
#мужскаяпсихология #психологиядлямужчин #самооценка #чувства #эмоции
Высоко в небе, прямо над замком, сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. На белый снег упали три капли крови. Увидел..
Психологическое сходство личностей супругов значительно выше, чем у любой взятой наугад пары людей разного пола. Эта многократно подтвержденная статистическая закономерность дала основание предположить, Показать полностью. что совместная жизнь в браке способствует заимствованию друг у друга черт характера и особенностей поведения. Иными словами, с годами муж и жена становятся все больше друг на друга похожи. Причем даже внешне, поскольку привыкают подстраиваться под позу другого и копировать выражение лица. Однако недавнее исследование показало, что эта тенденция сильно преувеличена. Ученые из Мичиганского университета (США) проанализировали данные тестирования почти полутора тысяч супружеских пар.
Выяснилось, что психологическое сходство действительно имеет место, но с годами не возрастает.Психологическое сходство личностей супругов значительно выше, чем у любой взятой наугад пары людей разного пола.
Но есть образовательный контент видеокурсы, лекции, книги, который вы можете получить, только подписавшись на рассылку.
Vk. com
29.08.2019 21:51:00
2019-08-29 21:51:00
Источники:
Https://vk. com/psyh_ru
Онлайн-журнал — психология, консультации психолога, статьи о психоанализе, психологии и психотерапии, здоровье и красоте » /> » /> .keyword { color: red; }
Наша психология читать онлайн
Telegram-канал Psychologies
Спецпроекты
- о проекте Правила пользования Условия цитирования Реклама на сайте реклама в журнале
- Пользовательское соглашение Политика использования cookies Правила участия в конкурсах
- Глоссарий Вопрос эксперту Проекты Psychologies PSY DIGITAL
Psychologies. ru – официальный сайт журнала Psychologies (Психoлоджиc). На его страницах мы говорим о психологии, о смысле того, что с нами происходит в жизни, – интересно, просто, ясно, не искажая сути. Каковы скрытые мотивы наших поступков? Чем определяется тот или иной жизненный выбор? В чем причины наших успехов и неудач? Как наладить личную жизнь и найти настоящую любовь? Как раскрыть сексуальность, научиться слушать себя и своего партнера? Что значит быть «хорошей матерью» (или отцом)? Чем может помочь психотерапия и по каким критериям следует выбирать психотерапевта? Наконец, каково точное значение таких терминов, как психодиагностика, психоанализ и психология? На страницах онлайн-версии журнала Psychologies (Психoлоджиc) вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы. В создании наших статей, в онлайн-консультациях на сайте участвуют ведущие эксперты в области психологии, психотерапии, психоанализа, философии и социологии. Десятки профессиональных психологических тестов помогут вам открыть новые грани вашей личности и, возможно, изменить отношение к давно знакомым чертам вашего характера.
В рубрике «Досье» мы пытаемся дать всесторонний анализ одного из аспектов нашей жизни – будь то проблема выбора, отношения с матерью или искусство общения, – чтобы в чем-то пересмотреть привычное мироощущение и по-новому воспринять знакомые ситуации. Psychologies. ru – онлайн-журнал для тех, кто интересуется психологией и психотерапией, хочет лучше понять себя и других, открыт новому и любит удивляться, стремится жить яркой, насыщенной и осознанной жизнью.Telegram-канал Psychologies
- о проекте Правила пользования Условия цитирования Реклама на сайте реклама в журнале
- Пользовательское соглашение Политика использования cookies Правила участия в конкурсах
- Глоссарий Вопрос эксперту Проекты Psychologies PSY DIGITAL
Psychologies. ru – официальный сайт журнала Psychologies (Психoлоджиc). На его страницах мы говорим о психологии, о смысле того, что с нами происходит в жизни, – интересно, просто, ясно, не искажая сути. Каковы скрытые мотивы наших поступков? Чем определяется тот или иной жизненный выбор? В чем причины наших успехов и неудач? Как наладить личную жизнь и найти настоящую любовь? Как раскрыть сексуальность, научиться слушать себя и своего партнера? Что значит быть «хорошей матерью» (или отцом)? Чем может помочь психотерапия и по каким критериям следует выбирать психотерапевта? Наконец, каково точное значение таких терминов, как психодиагностика, психоанализ и психология? На страницах онлайн-версии журнала Psychologies (Психoлоджиc) вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.
В создании наших статей, в онлайн-консультациях на сайте участвуют ведущие эксперты в области психологии, психотерапии, психоанализа, философии и социологии. Десятки профессиональных психологических тестов помогут вам открыть новые грани вашей личности и, возможно, изменить отношение к давно знакомым чертам вашего характера. В рубрике «Досье» мы пытаемся дать всесторонний анализ одного из аспектов нашей жизни – будь то проблема выбора, отношения с матерью или искусство общения, – чтобы в чем-то пересмотреть привычное мироощущение и по-новому воспринять знакомые ситуации. Psychologies. ru – онлайн-журнал для тех, кто интересуется психологией и психотерапией, хочет лучше понять себя и других, открыт новому и любит удивляться, стремится жить яркой, насыщенной и осознанной жизнью.Спецпроекты
Telegram-канал Psychologies.
Www. psychologies. ru
24.11.2017 18:19:40
2017-04-02 19:45:25
Источники:
Https://www. psychologies. ru/
В.В. Макаров о регулировании психологической и психотерапевтической деятельности //Психологическая газета
Публикуем расширенные тезисы выступлений Виктора Викторовича Макарова, доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, президента Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов»: «Психологические сообщества и саморегулирование в психотерапии и психологии: варианты регулирования деятельности».
Выступления состоялись на заседании постоянной комиссии по социальным и культурным правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Правовое регулирование оказания психологической помощи в Российской Федерации» (Москва, 13 сентября 2022 года) и на заседании рабочей группы Экспертного совета комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы по разработке законодательных инициатив в сфере психологического благополучия (Москва, 26 сентября 2022 года).
Глубокоуважаемые коллеги!
Важно понимать, что мы всю нашу жизнь жили совсем в другом мире, где не было пандемии COVID-19, специальной военной операции. Наш опыт касается мирного времени. И принимать закон, регулирующий наше профессиональное будущее, важно очень осторожно, взвешенно.
В нашей стране наконец складываются благоприятные условия для законодательного регулирования психологической помощи. А для этого важны три составляющие: потребность общества в психологической помощи, заинтересованность государства в законодательном регулировании данной области, заинтересованность профессионалов в законодательном регулировании их деятельности. Популярность психологической помощи сегодня растет с каждым годом, исполнительная и законодательная ветви государственной власти заинтересованы в законодательном регулировании. Осталось договориться профессиональным сообществам. Чем мы готовы заниматься.
Психология как наука и практика обширна. Я буду говорить о той её части, которая относится к помогающим профессиям, в разделе пси-профессий. Это социальная психотерапия и психологическое консультирование.
Социальная психотерапия и консультирование начали развиваться в нашей стране с конца 1980-х годов, на самом излёте поразившего общество социально-политического и, конечно, психологического, экзистенциального, кризиса и последующего распада Советского Союза. И до сих пор они переживают свое бурное развитие.
Все возрастающие потребности в психотерапии и психологическом консультировании привели к формированию рынка пси-услуг. Он складывался в большей степени как рынок «серой зоны» экономики, в которой работают профессиональные психологи и психотерапевты. Они заняты сложной профессиональной деятельностью. Здесь также присутствует и множество непрофессионалов. Эти харизматичные парапрофессионалы сильно искажают восприятие нашей профессии обществом и государством.
Наша профессия — это в большей степени профессия второй половины жизни, требующая от специалистов большого жизненного опыта. К нам обращаются люди с социальной, эмоциональной, личной и семейной нестабильностью, проблемами и заболеваниями. Мы работаем на поддержание и сохранение социального мира в обществе, мы помогаем этим людям стабилизировать их психологическое состояние и обеспечить психическое благополучие, что предотвращает, в том числе, социальные эпидемии.
Регулирование в нашей области началось с того, что общественные профессиональные организации первыми стали брать на себя функцию регулирования ряда аспектов профессиональной деятельности психологов и психотерапевтов. Так, крупнейшая организация, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ, Лига), работающая с 1997 года, впервые объединила разные методы психотерапии, развивающиеся на территории нашей страны. Она разработала и внедрила правила профессиональной деятельности и этический кодекс, создала и ведет реестр психотерапевтов и психологов-консультантов. Проводит объединительные конференции и конгрессы, обобщает отечественный и зарубежный опыт практикующих специалистов и осуществляет повышение их квалификации, непрерывно выступает с законодательными инициативами. Важно отметить, что профессиональные ассоциации не рассчитывают на государственное финансирование, а сами приносят средства государству через оплату налогов.
Прямо перед началом пандемии мы провели экспертный опрос модальностей (методов) психотерапии Российской Федерации за 2018–2019 годы, который показал, что психотерапией и консультированием на этот период занимались от 63 до 65 тысяч человек с перспективой потенциального роста до 83–88 тысяч человек к 2022 году и до 107–110 тысяч человек к 2024 году. Конечно, пандемия многое изменила, и мы готовимся провести третье статистическое исследование. И будем говорить только о первом.
По ведомственной принадлежности 20,17% специалистов работали в госструктурах; 29,39% трудились в негосударственных организациях и 50,44% занимались частной практикой. Как мы знаем из нашего опыта, представители первой группы зачастую совмещают работу во 2-й или 3-й группе.
Работающие в государственных учреждениях получают скромную зарплату. Причем инстанции, регулирующие зарплату и рабочую нагрузку, — это совсем разные инстанции, и их деятельность часто не коррелирует между собой. Труженики могут рассчитывать на социальный пакет, на бесплатное для них повышение квалификации, на довольно продолжительный отпуск и не застрахованы от изменения рабочих нагрузок и функционала. Более того, они могут легко попасть под сокращение штата.
Работники негосударственных организаций могут рассчитывать на более высокую зарплату и её корреляцию с результатами труда. Заработную плату назначают те, кто определяет рабочую нагрузку. Повышение квалификации осуществляется за свой счёт. Зачастую эти работники мало защищены от произвола администрации.
Профессионалы, занятые частной практикой, сами назначают свою зарплату, сами регулируют свою нагрузку и продолжительность отпуска, сами повышают свою квалификацию. Они лишены социального пакета. И, что самое важное, сами обеспечивают себя клиентами и пациентами.
Все профессионалы в области психологии растут медленно, годами и десятилетиями. Особенно трудно вырасти профессионалам из частной практики.
Теперь образование. По нашим подсчётам, выпускник школы, получивший полное базовое образование в одном из ведущих вузов страны, оплативший свое образование и отправившийся в регион для работы в госструктуре, будет возвращать затраченные на образование деньги до 54-летнего возраста. Не тратясь на собственное жилье, семью и путешествия. Эту проблему нам придётся разрешить.
Сегодня перед нашим профессиональным сообществом стоят две главные задачи: работа с последствиями пандемии COVID-19, специальной военной операции, наложенного на нашу страну и её граждан санкционного режима, кампании русофобии, а также связанного с ними агрессивного информационного поля, предотвращение социальных эпидемий.
Пандемия фактически катапультировала нас в Новейшую эпоху. И мы активно работали в условиях пандемии. На призыв комитета по волонтёрству ОППЛ в первую волну пандемии в качестве волонтеров вызвались работать 5 тысяч психологов и психотерапевтов. А во вторую волну к ним присоединились дополнительно ещё 2,5 тысячи профессионалов. Во всех регионах страны наши специалисты активно включились в оказание помощи пострадавшим и их семьям. И преуспели в этой работе. Именно руководитель нашего комитета по волонтерству в прямом эфире телевидения докладывала Президенту Российской Федерации о психологическом волонтерстве и получила от него высокую оценку этой деятельности.
По данным зарубежных и отечественных источников, а мы мониторим мировую литературу по последствиям пандемии, у не менее 25–30% перенесших COVID-19 отмечается отрицательное влияние на психическое здоровье и психологическое благополучие, которое может сохраняться в течение нескольких лет. И нам предстоит большая и длительная работа по преодолению этих последствий.
Специальная военная операция на Украине также внесла свои большие коррективы в востребованность нашей профессии. Работа с беженцами, ослабление трансгенерационного синдрома (синдрома предков), терапия семей. Вот главные вызовы в этой области. Мы помним, что в ХХ веке именно наша страна понесла самые тяжелые потери от войн и социальных катастроф. Важной задачей является ослабление и преодоление такого опасного явления, как русофобия. Здесь необходимо сохранение, развитие и активное использование рабочих контактов с международными профессиональными организациями. И нам это удается. Так, несмотря на санкции, мы остаемся членами Европейской ассоциации психотерапии, Азиатской федерации психотерапии и Всемирного совета по психотерапии.
Важной является и работа с нашими гражданами, в частности по преодолению большого дефицита оптимизма, а также низкой и неустойчивой самооценки, традиционно свойственной нам.
Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига функционирует в соответствии с Законом СССР от 09.10.1990 № 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях». Этот закон предусматривает только часть полномочий общественных организаций по регулированию профессиональной деятельности. С целью дальнейшего развития и легализации профессии в 2014 году нами была создана саморегулируемая организация с добровольным членством. Саморегулирование в нашей стране было введено Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. Целые отрасли народного хозяйства теперь регулируются этим законом.
Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» — самая большая (и пока единственная) в стране организация, занимающаяся саморегулированием в области психотерапии и психологии. Стремление наших специалистов к регулированию профессиональной деятельности выразилось в том, что 96 человек изъявили желание работать в органах управления саморегулируемой организации на общественных началах.
Закон «О саморегулируемых организациях» дает много полномочий, включая разработку стандартов профессиональной деятельности, контроль за их исполнением и защиту интересов самих профессионалов, что особенно важно в нашей области, где многое постоянно и непредсказуемо меняется, а единственной стабильной характеристикой как раз и являются перманентные изменения со все возрастающей амплитудой. А саморегулирование позволяет быстро реагировать на потребности общества и его граждан, вносить нужные изменения в различные аспекты профессиональной деятельности. Кроме того, саморегулирование не рассчитывает на государственное финансирование, а само приносит средства государству в виде налогов.
В наше время, когда все нестабильно и изменчиво, важно, чтобы законодательство создавало тренд и потенциал для развития профессии, а не было сосредоточено в основном лишь на наложении запретов и ограничений на профессиональное сообщество и социально значимую и востребованную деятельность его членов. Иначе мы будем регулировать позавчерашний день нашей профессии, нашей жизни.
Приведу следующую аналогию. Первый всплеск роста потребности в психотерапии и психологическом консультировании в нашей стране отмечен в конце восьмидесятых годов, перед самым распадом Советского Союза. Люди были растеряны, дезориентированы и деморализованы происходящими в стране событиями и чувствовали приближение катастрофы. Если бы в то крайне идеологизированное время был принят соответствующий надзорный закон, то он запретил бы почти всю современную психотерапию и психологическое консультирование как явление чуждое и враждебное коммунистической идеологии (вспомните судьбу кибернетики и генетики). Профессионалы были бы перемещены в места лишения свободы. И развитие нашей профессии, науки и практики, было бы задержано на годы и даже десятилетия.
Сегодня мы вновь стоим на распутье и не можем достоверно сказать, что произойдет с нашей страной и обществом в ближайшие годы, какие изменения всего уклада жизни нас ожидают. Знаем только, что самой стабильной характеристикой нашего времени являются изменения, неожиданные и непредсказуемые.
Так, по решению правительства, большие изменения грядут в системе высшего образования, что непосредственно затронет и подготовку кадров для психотерапии и психологического консультирования. В связи с этим любые законодательные инициативы, касающиеся регулирования психологической помощи населению, принципиально не могут, на наш взгляд, рассматриваться до тех пор, пока не будет завершена начавшаяся реформа высшего образования, поскольку профессия психотерапевта и психолога диктует обязательное образование и повышение квалификации в течение всей жизни.
В этих условиях с целью предотвращения социальных эпидемий, серьёзного негативного влияния психологических последствий пандемии COVID-19, специальной военной операции на Украине, антироссийских санкций, кампании русофобии и связанного с ними агрессивного информационного фона на российское общество и граждан встаёт задача быстрой подготовки большого количества профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями для работы именно с этой обширной группой проблем и расстройств.
Мирное время ушло в прошлое, и, на наш взгляд, эффективному и быстрому решению этой задачи способствовало бы формирование и принятие специальной государственной программы по массовой подготовке таких кадров психотерапевтов и психологов. Эта программа могла бы включать в себя следующие ключевые компоненты.
- образовательные программы, разработанные профильными вузами страны (их у нас 400) с привлечением обладающих соответствующим опытом и знаниями практикующих специалистов из МЧС, Министерства обороны, профильных лечебных учреждений научно-исследовательских центров и РМАНПО Министерства здравоохранения, социальных служб Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, специалистов и структур Национального агентства развития квалификаций, общественных и саморегулируемых организаций психотерапевтов и психологов;
- систему центров дополнительного профессионального образования и переподготовки для обучения по новой образовательной программе большого числа специалистов, изъявивших готовность и желание работать в рамках государственной программы с гражданами, пострадавшими от специфических последствий пандемии COVID-19, специальной военной операции на Украине, антироссийских санкций, кампании русофобии и связанного с ними агрессивного информационного фона;
- центры оценки квалификаций, которые в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» могли бы проводить в рамках государственной программы независимую оценку квалификации прошедших подготовку и переподготовку специалистов по новой образовательной программе и осуществлять их допуск к профессии по данному профилю.
Наша область столь многогранна и сложна, что очень подходит для саморегулирования профессионалами с соответствующим образованием и подтверждённой квалификацией, но вряд ли может быть эффективно отрегулирована только «сверху» принятием только одного всеобъемлющего закона.
Здесь будет необходимо рассматривать и принимать целый комплекс законодательных актов, включающих в себя, в частности, законы «О психологической помощи», «О психотерапии», «О психологии», «О школьной психологии» и так далее. И действовать нужно будет осторожно, осмотрительно и взвешенно, постоянно консультируясь с профессиональным сообществом. Иначе закон будет регулировать позавчерашний день нашей профессии и серьезно тормозить её развитие. И может получиться, что строгость закона будет компенсироваться необязательностью его исполнения.
Это необходимо, поскольку ситуация в нашей области постоянно меняется. В последний год взрывной рост потребностей населения и трудовых коллективов в психологической помощи привлек внимание бизнеса. В интернете открыты десятки сервисов, агрегаторов, маркетплейсов, предоставляющих услуги специалистов помогающих профессий. Каждый месяц открываются все новые работающие в области психотехнологий структуры. Они развиваются по законам бизнеса, а значит, в первую очередь, ориентированы не на интересы и потребности людей, а на прибыль.
- Все возрастающие потребности граждан и трудовых коллективов в психотерапии и психологическом консультировании привели к формированию рынка пси-услуг. Он складывался и развивается в большей степени как рынок «серой зоны» экономики, в котором работают как профессиональные психологи и психотерапевты, так и множество парапрофессионалов.
- Сегодня есть необходимые условия для законодательного регулирования психологической помощи. В ней очевидна сформировавшаяся потребность общества, государства. Профессиональное сообщество также движется в этом направлении.
- В наше время, когда все так нестабильно и изменчиво, важно, чтобы законодательство создавало тренд и потенциал развития, а не было сосредоточено лишь на наложении запретов и ограничений.
- Во всех профильных законодательных актах важно учитывать большую особую роль профессиональных сообществ в психологии и психотерапии.
- В законодательстве важно использовать и развивать потенциал и возможности саморегулирования в психологии и психотерапии, его ключевую и все возрастающую роль в регулировании профессиональной деятельности.
- Развивая и регулируя психологию и психотерапию как бизнес, важно понимать, что это особый социально-ориентированный бизнес, играющий свою роль в сохранении и поддержании в стране и обществе социального мира и согласия.
- Психология и психотерапия настолько сложны, разнообразны и быстро изменяются, что потребуется несколько, возможно, целый комплекс, кодекс законодательных актов для эффективного регулирования этих областей.
- Назрела настоятельная необходимость создания целой системы образовательных учреждений и центров независимой оценки квалификации, работающих в рамках специальной государственной программы по массовой подготовке специалистов, способных работать с гражданами, пострадавшими от последствий пандемии COVID-19, специальной военной операции на Украине, антироссийских санкций, кампании русофобии и связанного с ними агрессивного информационного фона.
И в завершение: а что же делать нам, профессиональному сообществу, сейчас? А сейчас важно отстаивать и пропагандировать наши точки зрения на психологическую помощь среди коллег, в разных слоях общества, на всех этажах власти. Это жизненно необходимо для сохранения и развития нашей профессии!
Спасибо за внимание!
Позднее В. В. Макаров рассказал о том, что Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей направил проект Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» на обсуждение профессионального сообщества. Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта и принять участие в обсуждении.
Здоровье, Помощь, Счастье + Поиск терапевта
Депрессия
Моника Вермани C. Psych. 10 октября 2022 г. в A Deeper Wellness
Если вы страдаете от сезонного аффективного расстройства (САР), важно понимать, что вы не одиноки. Есть также много способов борьбы с симптомами.
Если вы страдаете от сезонного аффективного расстройства (САР), важно понимать, что вы не одиноки. Есть также много способов борьбы с симптомами.
Страх
Автор J. Ibeh Agbanyim Ph.D. 10 октября 2022 г. в Humanizing the World of Work
Вы не уверены, как все обернется для вас? Несколько корректировок могут иметь большое значение.
Вы не уверены, как все обернется для вас? Несколько корректировок могут иметь большое значение.
Стресс
Шахрам Хешмат, доктор философии. 10 октября 2022 г. в Science of Choice
Музыка — это легкодоступный ресурс для регулирования наших эмоций, настроения и стресса. Вот как это работает.
Музыка — это легкодоступный ресурс для управления нашими эмоциями, настроением и стрессом. Вот как это работает.
Старение
Автор Арон Фридберг, доктор медицины, 10 октября 2022 г. в Resilience
Чтобы найти удовлетворение на пенсии, вы должны работать над этим.
Чтобы найти удовлетворение на пенсии, вы должны работать над этим.
Воспитание детей
Стивен Мерфи-Шигемацу Эд.Д. 10 октября 2022 г. в «В поисках смысла жизни»
Сказать и услышать: «Ты мне нравишься такой, какая ты есть», может стать семенем трансформации.
Сказать и услышать: «Ты мне нравишься такой, какая ты есть», может стать семенем трансформации.
СДВГ
Рассел Рамзи, доктор философии, ABPP, 10 октября 2022 г. в Rethinking Adult ADHD
Недавнее исследование показало, что СДВГ представляет собой риск сердечно-сосудистых заболеваний. Упражнения помогут с этим, но также предлагают несколько других преимуществ для здоровья и когнитивных функций для взрослых с СДВГ.
Недавнее исследование показало, что СДВГ повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Упражнения помогут с этим, но также предлагают несколько других преимуществ для здоровья и когнитивных функций для взрослых с СДВГ.
Эволюционная психология
Фрэнк Т. МакЭндрю, доктор философии. 10 октября 2022 г. в Out of the Ooze
Вы доверяете своей интуиции и уверены в своих суждениях в социальных ситуациях? Возможно, вы захотите быть немного осторожнее.
Вы доверяете своей интуиции и уверены в своих суждениях в социальных ситуациях? Возможно, вы захотите быть немного осторожнее.
Секс
Элизабет Летурно, доктор философии, 10 октября 2022 г. в журнале Prevention Now
Почему личный язык имеет решающее значение для обсуждения сексуального насилия над детьми.
Почему личный язык имеет решающее значение для обсуждения сексуального насилия над детьми.
Счастье
Алекс Димитриу, доктор медицинских наук, 10 октября 2022 г., Психиатрия и сон
Мы все просто люди. Делайте все возможное для достижения реалистичных целей — будь то 80 процентов, 70 процентов или только 60 процентов ваших устремлений.
Все мы просто люди. Делайте все возможное для достижения реалистичных целей — будь то 80 процентов, 70 процентов или только 60 процентов ваших устремлений.
Воспитание детей
Кэти Маккой, доктор философии. on October 10, 2022 in Complicated Love
Новый бойфренд вашей дочери — ваш самый страшный кошмар? Является ли девушка вашего сына полной противоположностью вашей мечты о его вечной любви? Вот что нужно делать, чтобы показать любовь и избежать отчуждения.
Новый бойфренд вашей дочери — ваш самый страшный кошмар? Является ли девушка вашего сына полной противоположностью вашей мечты о его вечной любви? Вот что нужно делать, чтобы показать любовь и избежать отчуждения.
Терапия
Майкл Карсон, доктор философии, доктор медицинских наук, 10 октября 2022 г., Feeling Our Way
Настойчивое утверждение молодого терапевта о том, что он уже опытный клиницист, может помешать ему им стать.
Настойчивость молодого терапевта в том, что он уже опытный клиницист, может помешать ему им стать.
Социальная жизнь
Грант Хилари Бреннер, доктор медицинских наук, DFAPA, 10 октября 2022 г., ExperiMentations
Как люди предпочитают экологичность потреблению? Ключевые исследования в области неврологии проливают свет на то, что человечество сталкивается с Большим зефирным тестом, на кону которого стоит выживание вида.
Как люди выбирают устойчивость вместо потребления? Ключевые исследования в области неврологии проливают свет на то, что человечество сталкивается с Большим зефирным тестом, на кону которого стоит выживание вида.
Зависимость
Жанетт Ху AMFT от 10 октября 2022 г. в Sober Curiosity
Жизнь после вождения в нетрезвом виде может показаться кошмаром. Однако вот 4 вещи, которые вы можете сделать, чтобы превратить этот самый напряженный опыт в возможность для позитивных изменений.
Жизнь после вождения в нетрезвом виде может показаться кошмаром. Однако вот 4 вещи, которые вы можете сделать, чтобы превратить этот самый напряженный опыт в возможность для позитивных изменений.
Развитие ребенка
Ванесса ЛоБью, доктор философии. 10 октября 2022 г. в The Baby Scientist
Некоторые исследователи утверждают, что есть доказательства реинкарнации в некоторых жутких вещах, которые говорят дети, особенно в деталях, которые они, как они утверждают, помнят о прошлых жизнях.
Некоторые исследователи утверждают, что есть доказательства реинкарнации в некоторых жутких вещах, которые говорят дети, особенно в деталях, которые они, как они утверждают, помнят о прошлых жизнях.
Мотивация
Чики Дэвис, доктор философии. 10 октября 2022 г. в Click Here for Happiness
Узнайте больше о мотивации и о том, как мотивировать себя.
Узнайте больше о мотивации и о том, как мотивировать себя.
Личность
Автор: Эмерик Кубиак, 10 октября 2022 г., The Behavioral Science Hub
Могут ли алгоритмы обеспечить большую справедливость при найме и руководстве? Психологические науки показывают, что это уже происходит.
Могут ли алгоритмы повысить справедливость при найме и руководстве? Психологические науки показывают, что это уже происходит.
Терапия
Мариса Т. Коэн, доктор философии, LMFT, 10 октября 2022 г., в книге «В поисках любви: научный подход»
Оценка является важной частью консультирования/терапии. Его можно использовать для определения базового уровня, роста и общего изменения. Самое главное, это может помочь направить процесс.
Оценка является важной частью консультирования/терапии. Его можно использовать для определения базового уровня, роста и общего изменения. Самое главное, это может помочь направить процесс.
Окружающая среда
Жаннет Ичковикс, доктор философии. 10 октября 2022 г. в A Community’s Health Needs
Изменение климата влияет на людей и их психическое здоровье.
Изменение климата влияет на людей и их психическое здоровье.
Счастье
Марк Трэверс, доктор философии. 10 октября 2022 г. в Social Instincts
Мы знаем, что за деньги можно купить некоторые формы счастья, но может ли счастье купить деньги?
Мы знаем, что за деньги можно купить некоторые виды счастья, но можно ли за счастье купить деньги?
Секс
Автор Карл Э. Пикхардт, доктор философии. 10 октября 2022 г. в книге «Выживание (вашего ребенка) в подростковом возрасте»
Личная перспектива: С вступлением в подростковый возраст необходимо начать 3 родительских разговора о сексе: о сексе как биологии, сексе как гендере и сексе как деятельности.
Личная перспектива: С вступлением в подростковый возраст необходимо начать 3 родительских разговора о сексе: о сексе как биологии, сексе как гендере и сексе как деятельности.
Отношения
Рик Хэнсон, доктор философии. on October 10, 2022 in Your Wise Brain
Старайтесь меньше сосредотачиваться на том, какими должны быть другие, и больше сосредоточиться на своей практике поиска своей настоящей любви. Это как укреплять свое сердце.
Старайтесь меньше сосредотачиваться на том, какими должны быть другие, и больше сосредотачивайтесь на своей практике поиска настоящей любви. Это как укреплять свое сердце.
Беспокойство
Бритни Чесворт, доктор философии, LCSW, 10 октября 2022 г., Управление тревогой о здоровье
Вы тратите много времени на беспокойство о смерти? В когнитивно-поведенческой терапии мы используем когнитивные и поведенческие стратегии, чтобы уменьшить этот страх.
Вы тратите много времени на беспокойство о смерти? В когнитивно-поведенческой терапии мы используем когнитивные и поведенческие стратегии, чтобы уменьшить этот страх.
Травма
Аманда Энн Грегори, LCPC, 10 октября 2022 г., Simplifying Complex Trauma
Если вы не знаете, что сказать пережившему травму, попробуйте эти 10 советов, избегая при этом 10 других общих фраз. .
Если вы не знаете, что сказать пережившему травму, попробуйте эти 10 советов, избегая при этом 10 других общих фраз.
Социальная жизнь
Исследовательский институт монаха Прайогшала, 10 октября 2022 г., Non-WEIRD Science
Что побуждает людей делиться информацией в Интернете? И можно ли поощрять людей делиться «хорошим» контентом в социальных сетях с помощью стимулов?
Что побуждает людей делиться информацией в Интернете? И можно ли поощрять людей делиться «хорошим» контентом в социальных сетях с помощью стимулов?
Личность
Рональд Э. Риджио, доктор философии. 10 октября 2022 г. в журнале «Cutting-Edge Leadership»
Как цвет глаз влияет на личность и впечатление, которое вы производите на других.
Как цвет глаз влияет на характер и впечатление, которое вы производите на других.
Раса и этническая принадлежность
Шейли Джайн, доктор медицинских наук, 10 октября 2022 г., «Последствия травмы»
Личная точка зрения: чувствуете себя уязвленными коварными актами расового угнетения? Поход в кино может помочь.
Личная точка зрения: Чувствуете себя оскорбленным коварными актами расового угнетения? Поход в кино может помочь.
Отношения
Джой А. Драйер, доктор философии. 10 октября 2022 г. в Joy in Relationship
Переиграйте бой, пока не добьетесь нужного результата. Этот подход «снизу вверх» в вашем теле помогает вам ощутить точки зрения как себя, так и вашего партнера с другой стороны горы.
Переигрывайте бой, пока не получите правильный ответ. Этот подход «снизу вверх» в вашем теле помогает вам ощутить точки зрения как себя, так и вашего партнера с другой стороны горы.
Выгорание
Шайнна Али, доктор философии, LMHC, NCC, 10 октября 2022 г. в журнале A Modern Mentality
Выгорание на рабочем месте может иметь изнурительные последствия для психического здоровья, которые могут распространяться далеко за пределы работы. Эти советы могут помочь компаниям улучшить психическое здоровье на рабочем месте.
Выгорание на рабочем месте может иметь пагубные последствия для психического здоровья, которые могут распространяться далеко за пределы работы. Эти советы могут помочь компаниям улучшить психическое здоровье на рабочем месте.
Здоровье
Автор: Томас Рутледж, доктор философии. 10 октября 2022 г. в The Healthy Journey
Даже самая здоровая диета может завести вас только до определенного момента без правильной умственной игры.
Даже самая здоровая диета может завести вас только до определенного момента без правильной умственной игры.
Страх перед коронавирусом меняет нашу психологию
Загрузка
Covid-19
Страх перед коронавирусом меняет нашу психологию
(Изображение предоставлено Getty Images)
Дэвид Робсон, 2 апреля 2020 г.
Угроза заражения может исказить наши психологические реакции на обычные взаимодействия, заставляя нас вести себя неожиданным образом.
R
Редко угроза болезни занимала так много наших мыслей. В течение нескольких недель почти каждая газета публикует статьи о пандемии коронавируса на первой полосе; радио- и телепрограммы постоянно сообщают о последних числах погибших; и в зависимости от того, за кем вы следите, платформы социальных сетей заполнены пугающей статистикой, практическими советами или юмором виселицы.
Как уже сообщали другие, эта постоянная бомбардировка может привести к усилению беспокойства с немедленным воздействием на наше психическое здоровье. Но постоянное чувство угрозы может иметь и другие, более коварные последствия для нашей психологии. Из-за некоторых глубоко развившихся реакций на болезни страх перед заражением приводит к тому, что мы становимся более конформистскими и трайбалистическими, а также менее восприимчивыми к эксцентричности. Наши моральные суждения становятся более суровыми, а наши социальные установки — более консервативными, когда речь идет о таких вопросах, как иммиграция или сексуальная свобода и равенство. Ежедневные напоминания о болезни могут даже повлиять на наши политические взгляды.
Вам также могут понравиться:
- Можно ли убить коронавирус ультрафиолетовым излучением?
- Действительно ли теплая погода убьет Covid-19?
- Советы, как оставаться счастливым в трудные времена
Недавние сообщения об усилении ксенофобии и расизма уже могут быть первым признаком этого, но если прогнозы научных исследований верны, они могут отражать гораздо более глубокие социальные и психологические сдвиги.
Поведенческая иммунная система
Подобно большей части человеческой психологии, эти реакции на болезни необходимо понимать в контексте предыстории. До появления современной медицины инфекционные заболевания были одной из самых больших угроз нашему выживанию. Иммунная система обладает удивительными механизмами для охоты и уничтожения этих патогенных захватчиков. К сожалению, эти реакции вызывают у нас чувство сонливости и вялости, а это означает, что наши болезненные предки не могли заниматься такими важными делами, как охота, собирательство или воспитание детей.
Инфекционные заболевания формировали нашу эволюцию на протяжении миллионов лет, изменяя нашу психологию и физиологию. Например, повышение температуры тела во время лихорадки необходимо для эффективного иммунного ответа, но это приводит к увеличению потребления энергии организмом на 13%. Когда еды было мало, это было бы серьезным бременем. «Заболеть и заставить работать эту замечательную иммунную систему очень дорого обходится», — говорит Марк Шаллер из Университета Британской Колумбии в Ванкувере. «Это похоже на медицинскую страховку — хорошо иметь ее, но это ужасно, когда приходится ею пользоваться».
Все, что в первую очередь снижает риск заражения, должно, таким образом, давать явное преимущество в выживании. По этой причине мы развили набор бессознательных психологических реакций, которые Шаллер назвал «поведенческой иммунной системой», чтобы действовать как первая линия защиты, чтобы уменьшить наш контакт с потенциальными патогенами.
Реакция отвращения — один из наиболее очевидных компонентов поведенческой иммунной системы. Когда мы избегаем вещей, которые плохо пахнут, или еды, которую мы считаем нечистой, мы инстинктивно пытаемся избежать потенциального заражения. Даже малейшее предположение, что мы уже съели что-то гнилое, может вызвать у нас рвоту, извергая пищу до того, как инфекция успеет прижиться. Исследования показывают, что мы также склонны лучше запоминать материал, который вызывает отвращение, что позволяет нам помнить (и избегать) ситуаций, которые впоследствии могут подвергнуть нас риску заражения.
Поскольку люди являются социальным видом, который эволюционировал, чтобы жить большими группами, поведенческая иммунная система также модифицировала наше взаимодействие с людьми, чтобы свести к минимуму распространение болезней, что привело к своего рода инстинктивному социальному дистанцированию.
Эти ответы могут быть довольно грубыми, поскольку наши предки не имели представления о конкретных причинах каждой болезни или способах их передачи. «Поведенческая иммунная система работает по принципу «лучше перестраховаться, чем потом сожалеть», — говорит Лене Аарё из Орхусского университета в Дании. Это означает, что ответы часто неуместны и могут быть вызваны не относящейся к делу информацией, изменяющей наши моральные решения и политические взгляды по вопросам, которые не имеют ничего общего с текущей угрозой.
Соответствовать или уйти
Давайте сначала рассмотрим наше общее отношение к культурным нормам и людям, которые их нарушают. Фото: Getty Images когда мы чувствуем угрозу болезни. Шаллер сначала побуждал участников чувствовать угрозу инфекции, попросив их описать время, когда они ранее были больны, а затем дал им различные тесты, которые измеряли их склонность к конформизму. В одном тесте он представил студентам предлагаемое изменение в университетской системе оценок, например, они могли проголосовать, положив пенни в банку с пометкой «согласен» или «не согласен». Повышенная чувствительность к болезням побуждала участников следовать за стадом и класть свой пенни в банку с наибольшим количеством монет. Они были склонны к популярности, а не идти против течения со своим собственным мнением.
Между тем, когда участников спрашивали о том, какие люди им нравятся, участники, которые беспокоились о болезни, также предпочитали «обычных» или «традиционных» людей и с меньшей вероятностью чувствовали близость к «творческим» или «артистичным» людям. По-видимому, любые признаки свободного мышления — даже изобретения и инновации — становятся менее ценными, когда есть риск заражения. В явных анкетах они также с большей вероятностью согласятся с такими утверждениями, как «нарушение социальных норм может иметь вредные, непредвиденные последствия».
Эти простые числа могут показаться довольно далекими от телевидения и онлайн-трансляций, с которыми мы все сталкиваемся сегодня. Но исследователи из Университета Гонконга также показали людям сцены из фильма «Вспышка», которые могут больше напоминать некоторые сегодняшние новостные сообщения; вызывающие воспоминания образы пандемии заставили их ценить конформизм и послушание выше эксцентричности или бунта.
Моральная бдительность
Почему поведенческая иммунная система меняет наше мышление таким образом? Шаллер утверждает, что многие из наших негласных социальных правил, таких как способы, которыми мы можем и не можем готовить пищу, количество социальных контактов, которые допустимы и недопустимы, или как утилизировать человеческие отходы, могут помочь снизить риск. инфекции. «На протяжении большей части человеческой истории множество норм и ритуалов служат этой функции по сдерживанию болезней», — говорит Шаллер. «Люди, которые соответствуют этим нормам, служили службе общественного здравоохранения, а люди, которые нарушали эти нормы, не только подвергали опасности себя, но и затрагивали других». В результате полезно проявлять больше уважения к условностям перед лицом заразной вспышки.
Даже мысли о такой ситуации, как пандемия, могут заставить людей ценить конформизм выше эксцентричности. Исследования показали, что когда мы боимся заражения, мы, как правило, более резко осуждаем нарушение лояльности (например, когда сотрудник ругает свою компанию) или когда мы видим кого-то, кто не уважает власть (например, судью). Эти конкретные инциденты, конечно, никак не способствовали бы распространению болезни, но, нарушая условности, они дали сигнал о том, что могут нарушать другие более важные правила, призванные держать болезнь в страхе.
Даже едва уловимые напоминания о болезни могут влиять на наше поведение и отношение. Просто попросив людей встать рядом с дезинфицирующим средством для рук, участники одного исследования выразили более консервативное (с маленькой буквой «с») отношение, связанное с большим уважением к традициям и условностям.
В том же исследовании напоминание о необходимости мыть руки заставило участников более осуждать нетрадиционное сексуальное поведение. Они были менее снисходительны к женщине, которая, как говорят, мастурбировала, держа в руках своего плюшевого мишку из детства, например, или к паре, которая занималась сексом в постели одной из своих бабушек.
Страх перед посторонними
Помимо того, что угроза болезни делает нас более суровыми в оценке людей внутри нашей социальной группы, она также может сделать нас более недоверчивыми к незнакомцам. Это плохие новости, если вы встречаетесь. Как в онлайн-профилях, так и при личных встречах Нацуми Савада из Университета Макгилла в Канаде обнаружил, что мы формируем худшее первое впечатление о других людях, если чувствуем себя уязвимыми для инфекции. Дальнейшие исследования показали, что обычно менее привлекательных людей судят особенно сурово — возможно, потому, что мы ошибочно принимаем их невзрачные черты за признак нездоровья.
Наше повышенное недоверие и подозрительность также влияют на нашу реакцию на людей другого культурного происхождения. По словам Шаллера, это может быть связано с теми опасениями несоответствия: в прошлом люди, не входящие в нашу группу, могли с меньшей вероятностью соблюдать конкретные предписывающие нормы, предназначенные для защиты населения от инфекции, и поэтому мы опасались, что они невольно (или преднамеренно) распространит болезнь. Но сегодня это может вылиться в предрассудки и ксенофобию.
Сообщения о расизме по отношению к людям азиатского происхождения резко возросли во время пандемии коронавируса. Она подчеркивает, что это часть подхода поведенческой иммунной системы «лучше перестраховаться, чем потом сожалеть». «Это неправильное истолкование» нерелевантных сигналов, которое происходит, «когда развитой разум сталкивается с мультикультурализмом и этническим разнообразием современности, что не было повторяющимся явлением на протяжении большей части нашей эволюционной истории», — говорит она.
Как справиться с Covid-19
Влияние поведенческой иммунной системы варьируется от человека к человеку; не все будут затронуты в одинаковой степени. «У некоторых людей особенно чувствительная поведенческая иммунная система, которая заставляет их очень сильно реагировать на вещи, которые они интерпретируют как потенциальный риск заражения», — говорит Аарё. Согласно исследованию, эти люди уже были бы более уважительны к социальным нормам и более недоверчивы к посторонним, чем средний человек, а повышенная угроза заболеваний просто ужесточила бы их позиции.
У нас пока нет достоверных данных о том, как вспышка коронавируса меняет наше мнение, но теория поведенческой иммунной системы, безусловно, предполагает, что это вероятно. Йоэль Инбар из Университета Торонто утверждает, что это будет относительно умеренный сдвиг в общем мнении населения, а не резкий скачок в социальных установках.
Он нашел некоторые свидетельства социальных изменений во время эпидемии лихорадки Эбола в 2014 году, которая стала фиксацией международных новостей: в выборке из более чем 200 000 человек имплицитное отношение к геям и лесбиянкам во время вспышки немного снизилось. «Это был естественный эксперимент, когда люди много читали об угрозах болезней, и, похоже, это немного изменило отношение».
В связи с предстоящими выборами в США естественно задаться вопросом, может ли что-либо из этого повлиять на предпочтения людей в отношении различных кандидатов или их реакцию на определенную политику. Шаллер предполагает, что это может сыграть небольшую роль, хотя и скептически относится к тому, что это будет решающий фактор. «Более глубокие эффекты могут не иметь ничего общего с [поведенческой иммунной системой], а более непосредственно связаны с восприятием того, насколько хорошо правительственные чиновники реагируют или не реагируют на ситуацию», — говорит он.
Даже если эти психологические сдвиги не меняют результат выборов на национальном уровне, стоит задуматься, как они влияют на нашу личную реакцию на коронавирус. Независимо от того, выражаем ли мы конформистское мнение, осуждаем чужое поведение или пытаемся понять ценность различных политик сдерживания, мы можем задаться вопросом, действительно ли наши мысли являются результатом рационального мышления или они могли быть сформированы древней реакцией, которая развивалась тысячелетиями. до открытия микробной теории.
—
Дэвид Робсон является автором книги «Ловушка интеллекта», в которой исследуется психология наших наиболее распространенных ошибок в рассуждениях и стратегии, основанные на фактах, для улучшения нашего процесса принятия решений. Он @d_a_robson в Твиттере.
—
Будучи отмеченным наградами научным сайтом, BBC Future стремится предоставить вам основанный на фактических данных анализ и истории о новом коронавирусе, разрушающие мифы. Вы можете прочитать больше о нашей репортаже о Covid-19 здесь.
—
Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook или подписавшись на нас в Twitter или Instagram.
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень bbc.com под названием «Основной список». Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
Психология управления изменениями
Статья (PDF-925 КБ)
O За последние 15 или около того лет программы повышения корпоративной организационной эффективности получили все большее распространение. Тем не менее, они, как известно, трудновыполнимы. Успех зависит от убеждения сотен или тысяч групп и отдельных лиц изменить методы своей работы, а такое преобразование люди примут только в том случае, если их удастся убедить по-другому относиться к своей работе. По сути, руководители должны изменить мышление своих сотрудников, а это непростая задача.
Руководители могли бы облегчить себе жизнь, если бы, прежде чем приступать к сложным программам повышения производительности, они определяли степень изменений, необходимых для достижения желаемых бизнес-результатов. Вообще говоря, они могут выбирать между тремя уровнями изменений. На самом простом уровне компании действуют непосредственно для достижения результатов, не меняя методы работы людей; Одним из примеров может быть избавление от непрофильных активов, чтобы сосредоточиться на основном бизнесе. На следующем уровне сложности сотрудникам, возможно, потребуется скорректировать свои методы работы или принять новые в соответствии со своими обязанностями.0313 существующих установок, чтобы достичь, скажем, новой конечной цели. Уже «бережливая» компания может, например, поощрять своих сотрудников к поиску новых способов сокращения отходов, или компания, стремящаяся к инновациям, может наладить отношения с учеными, чтобы увеличить поток идей в организацию и, следовательно, поток новых продуктов. на рынок.
Но что, если единственный способ, с помощью которого бизнес может достичь своих целей в области более высокой производительности, — это изменить поведение своих сотрудников по всем направлениям? Предположим, что она может стать более конкурентоспособной, только коренным образом изменив свою культуру — например, с реактивной на проактивную, с иерархической на коллегиальную или с интроспективной на внешнюю. Поскольку коллективная культура организации, строго говоря, представляет собой совокупность того, что является общим для всех ее групповых и индивидуальных мировоззрений, такая трансформация влечет за собой изменение сознания сотен или тысяч людей. Это третий и самый глубокий уровень: культурные изменения.
В таких случаях руководители, скорее всего, обратятся за помощью к психологу. Хотя были сделаны прорывы в объяснении того, почему люди думают и ведут себя так, а не иначе, эти идеи в целом применялись к бизнесу лишь частично и не имели широкого распространения. Однако недавно несколько компаний обнаружили, что объединение всех основных открытий в программы повышения производительности привело к поразительным изменениям в поведении сотрудников — изменениям, основанным на новом мировоззрении. Программы повышения производительности, в которых применяются все эти идеи в сочетании, могут быть такими же хаотичными и трудными для руководства, как и те, которые этого не делают. Но у них больше шансов произвести долгосрочные изменения в деловой практике и, таким образом, добиться лучших результатов.
Четыре условия для изменения мышления
Сотрудники изменят свое мышление только в том случае, если они увидят суть изменения и согласятся с ним — по крайней мере, достаточно, чтобы попробовать. Окружающие структуры (например, системы вознаграждения и признания) должны соответствовать новому поведению. Работники должны иметь навыки, чтобы делать то, что требуется. Наконец, они должны видеть, как люди, которых они уважают, активно моделируют это. Каждое из этих условий реализуется независимо; вместе они составляют способ изменения поведения людей в организациях путем изменения отношения к тому, что может и должно происходить на работе.
Цель верить в
В 1957 году стэнфордский социальный психолог Леон Фестингер опубликовал свою теорию когнитивного диссонанса — тревожного психического состояния, которое возникает, когда люди обнаруживают, что их убеждения несовместимы с их действиями — крайним примером могут служить священники-агностики. Фестингер наблюдал у испытуемых своего эксперимента глубокую потребность устранить когнитивный диссонанс, изменив либо их действия, либо их убеждения.
Значение этого вывода для организации заключается в том, что если ее сотрудники верят в ее общую цель, они будут счастливы изменить свое индивидуальное поведение, чтобы служить этой цели — более того, они будут страдать от когнитивного диссонанса, если они этого не сделают. Но чтобы чувствовать себя комфортно при переменах и проводить их с энтузиазмом, люди должны понимать роль своих действий в разворачивающейся драме судьбы компании и верить, что они достойны того, чтобы сыграть свою роль. Недостаточно сказать сотрудникам, что им придется делать что-то по-другому. Любой, кто руководит крупной программой изменений, должен уделить время тому, чтобы обдумать ее «историю» — то, что делает ее стоящей, — и объяснить эту историю всем людям, участвующим в реализации изменений, чтобы их вклад имел смысл для них как личностей. .
Системы усиления
Б. Ф. Скиннер наиболее известен своими экспериментами с крысами в конце 1920-х и 1930-х годах. Он обнаружил, что может мотивировать крысу выполнить скучную задачу прохождения лабиринта, предоставив правильный стимул — кукурузу в центре лабиринта — и наказывая крысу электрическим током каждый раз, когда она делает неправильный поворот.
Теории обусловленности и положительного подкрепления Скиннера были подхвачены психологами, интересующимися тем, что мотивирует людей в организациях. Организационные дизайнеры в целом согласны с тем, что структуры отчетности, управленческие и операционные процессы, а также процедуры измерения — установление целей, оценка эффективности и предоставление финансовых и нефинансовых вознаграждений — должны соответствовать поведению, которому людей просят придерживаться. Когда цели компании в отношении нового поведения не подкрепляются, сотрудники с меньшей вероятностью будут последовательно его применять; если, например, менеджеров просят уделять больше времени обучению младших сотрудников, а обучение не фигурирует в оценочных листах менеджеров, они вряд ли будут беспокоиться.
Некоторые последователи Скиннера предполагают, что «петли» положительного подкрепления имеют постоянный эффект: однажды установившись, вы можете оставить их в покое. Однако со временем крысам Скиннера наскучила кукуруза, и они начали игнорировать удары током. По нашему опыту, подобное явление часто мешает организациям поддерживать более высокую производительность: структуры и процессы, которые первоначально подкрепляют или обусловливают новое поведение, не гарантируют, что оно сохранится. Они должны поддерживаться изменениями, которые дополняют три других условия изменения мышления.
Навыки, необходимые для перемен
Многие программы изменений совершают ошибку, призывая сотрудников вести себя по-другому, не обучая их тому, как адаптировать общие инструкции к их индивидуальной ситуации. Компания может призывать их быть «клиентоцентричными», например, но если она уделяла мало внимания клиентам в прошлом, они не будут знать, как интерпретировать этот принцип, или не будут знать, как будет выглядеть успешный результат. .
Как лучше всего вооружить взрослых навыками, необходимыми им для внесения соответствующих изменений в поведение? Во-первых, дайте им время. В течение 19В 80-х Дэвид Колб, специалист по обучению взрослых, разработал свой четырехэтапный цикл обучения взрослых. Колб показал, что взрослые не могут учиться, просто слушая инструкции; они также должны усваивать новую информацию, использовать ее экспериментально и интегрировать с имеющимися у них знаниями. На практике это означает, что вы не можете научить всему, что нужно знать о предмете, за одно занятие. Гораздо лучше разбить формальное обучение на части, оставляя между ними время для размышлений, экспериментов и применения новых принципов. Масштабные изменения происходят только поэтапно.
Во-вторых, как показал организационный психолог Крис Аргирис, люди лучше усваивают информацию, если продолжают описывать другим, как они будут применять полученные знания в своих собственных обстоятельствах. Частично причина в том, что люди используют разные области мозга для обучения и обучения. 1 1. Эти взгляды на то, что Аргирис назвал «двойным циклом обучения», были далее развиты Ноэлем Тичи в «обучаемой точке зрения», используемой в учебном центре GE в Кротонвилле и в Ford Motor. При двухконтурном обучении «система фреймов» (установка ума), которая лежит в основе действий человека, может быть изменена путем изучения и опроса. В «одноконтурном обучении» цели, ценности, рамки и установки принимаются как должное, и обучение происходит внутри системы.
Постоянные образцы для подражания
Большая часть клинических исследований подтверждает идею о том, что постоянные образцы для подражания, которые знаменитый педиатр Бенджамин Спок считал решающими для развития детей, так же важны для изменения поведения взрослых, как и три других условия вместе взятые. В любой организации люди моделируют свое поведение на основе «значимых других»: тех, кого они видят влиятельными. В рамках одной организации люди с разными функциями или уровнями выбирают разные образцы для подражания — например, партнера-основателя, представителя профсоюза или самого высокооплачиваемого торгового представителя. Таким образом, чтобы последовательно изменить поведение во всей организации, недостаточно убедиться, что люди наверху соответствуют новым методам работы; образцы для подражания на каждом уровне должны «говорить».
То, как ролевые модели справляются со своими задачами, может различаться, но основные ценности, определяющие их поведение, должны быть постоянными. В компании, которая поощряет принятие предпринимательских решений на низовом уровне, один менеджер среднего звена может попытаться обучить младших сотрудников тому, как определить многообещающее новое предприятие; другой может оставить это на их усмотрение. Оба, однако, действовали бы в соответствии с принципом предпринимательства, в то время как босс, который требовал длинного экономического обоснования для оправдания каждой 50-долларовой траты, не был бы таковым. Но организации, пытающиеся изменить свои системы ценностей, не могут мириться с такой разницей в поведении своих образцов для подражания. Если бы принятие предпринимательских решений было новой ценностью, оба этих менеджера среднего звена должны были бы действовать примерно одинаково, чтобы поощрять своих подчиненных к принятию смелых решений.
Поведение в организациях сильно зависит не только от ролевых моделей, но и от групп, с которыми люди идентифицируют себя. Таким образом, моделирование ролей отдельными людьми должно быть подтверждено окружающими их группами, если оно должно иметь постоянное или глубокое влияние. (Большинство подростков могли бы многое рассказать вам об этом.) Скажем, уважаемый старший руководитель лирично рассказывает о том, как сделать культуру менее бюрократичной и даже подчиниться новому режиму, запрашивая меньше информации. Если торговые представители в столовой компании будут каждый обеденный перерыв жаловаться на то, что «мы уже слышали это тысячу раз, и ничего не произошло», люди будут меньше ощущать необходимость изменить свое поведение. Изменения должны быть значимыми для ключевых групп на каждом уровне организации.
Применение подхода на практике
Пример розничного банка показывает, как сочетание этих четырех условий может изменить образ мышления и поведение и тем самым повысить эффективность работы. Но хотя мы сгруппировали действия банка по четырем условиям, он не применил их в четкой последовательности. Как и в любой программе изменений, здесь было много срывов и рисков. Тем не менее, основа программы на четырех проверенных принципах вселила в генерального директора уверенность в том, что в конечном итоге она добьется успеха.
Несколько лет назад этот генеральный директор возглавил крупный европейский розничный банк, в котором работало более 30 000 человек. Он поставил перед собой несколько целей: удвоить экономическую прибыль банка, снизить соотношение затрат к доходам до 49 процентов (с 56) и увеличить годовой рост доходов с нынешних 1–2 процентов до 5–7 процентов — все в пределах четыре года. Но розничный банкинг — это почти товарный бизнес. Никакие упрощения финансовой инженерии или поверхностные изменения в практике не могли дать банку конкурентного преимущества. Генеральный директор понял, что достичь этих целей по производительности можно, только мотивируя своих сотрудников добиваться гораздо лучших результатов для клиентов при гораздо меньших затратах. Это означало изменить культуру банка, превратив его из бюрократии в федерацию предпринимателей: менеджеры будут вознаграждены за то, что возьмут на себя ответственность за проблемы и быстро решат, как их решить.
История перемен
Во-первых, генеральный директор превратил эти идеи в историю, которая была бы понятна всем сотрудникам банка сверху донизу и убедила бы их изменить свое поведение в соответствии с новыми принципами. Его основной техникой было планирование на основе диалога, усовершенствование двойного цикла обучения (см. врезку «Люди хотят развиваться» для другой техники). Во-первых, он набросал на высшем уровне рассказ о том, как он воспринимал позицию банка, и усовершенствовал рассказ с помощью своих исполнительных директоров. Каждый из них, в свою очередь, разработал главу истории, относящуюся к его или ее непосредственным подчиненным; директор по персоналу, например, объяснила, как она улучшит систему выявления потенциальных высокопоставленных сотрудников и изменит их карьерный путь, чтобы они тратили меньше времени на работу с низким уровнем воздействия. Каждый режиссер возлагал ответственность за каждый «результат» в истории на одного члена своей команды. Затем каждый член команды должен был разработать оценочную карту с указанием того, что он или она будет делать по-другому, чтобы достичь новых целей.
Затем директора и генеральный директор снова встретились, чтобы пересказать свои главы и получить отзывы друг от друга. Каждый директор поделился исправленной версией со своими подчиненными, которые, в свою очередь, пересказали соответствующую часть истории своим непосредственным подчиненным и так далее на пять уровней организации до руководителей филиалов. При каждом пересказе упор делался на то, чтобы сделать историю значимой для людей, которые ее слушали, и для групп, к которым они принадлежали.
На каждом уровне информация текла вверх по течению, а также вниз. Частью истории, рассказанной директором по розничным операциям, например, было желание клиентов ускорить банковские операции. Одним из факторов, тормозивших их, по словам сотрудников филиалов, были сканеры документов, которые выходили из строя в среднем каждые три дня. Таким образом, заказ нового имидж-сканера стал деталью в рассказе каждого руководителя филиала, а персонал филиала смог воплотить рассказ на высшем уровне — «наши клиенты хотят более быстрой работы» — в практический результат, который также облегчил их жизнь. На каждом уровне организации сотрудник услышал соответствующую версию предлагаемых изменений от своего непосредственного начальника, человека, которого многие считают наиболее эффективным каналом коммуникации. 2 2. Например, в опросе HR-специалистов в Великобритании начальник постоянно оценивался как наиболее эффективный канал связи ( Internal Communication , The Work Foundation, декабрь 2002 г. ).
Откуда генеральный директор мог знать, что люди действительно поверили его истории? Секрет, по его мнению, заключался в том, чтобы в нем описывалось, как будет лучше жить всем заинтересованным сторонам банка, а не только инвесторам и аналитикам.
Армирующие системы
Самым драматическим структурным изменением в банке стало сокращение 20% управленческих должностей. Гипотеза, которая позже подтвердилась, заключалась в том, что это устранит часть бесполезной активности без какого-либо снижения производительности. Все управленческие должности в банке были уволены, а менеджерам было предложено подать заявку на оставшиеся 80 процентов. Кандидаты знали, что они добились успеха, если их приглашали на сеанс планирования, основанный на диалоге, — еще один способ показать важность процесса. Неудачные кандидаты покинули банк. Цель заключалась не в том, чтобы в первую очередь улучшить соотношение затрат и доходов банка; напротив, стоимость их увольнения была довольно высока. Скорее, поскольку меньшему количеству менеджеров теперь приходилось принимать то же количество решений, этот шаг был направлен на то, чтобы заставить оставшихся в живых принимать их быстрее.
В то же время процесс управления эффективностью банка был отточен. При старой системе менеджеры ежегодно оценивались от 1 до 5 и получали соответствующее вознаграждение. В среднем 84 процента из них получили рейтинг 3 или выше, хотя деятельность банка была далеко не такой хорошей, как можно было бы предположить по этим результатам. Он привнес реальность в процесс, введя ранжирование внутри когорт. Чтобы выявить истинную относительную производительность сотрудников банка, менеджер, оценивающий, скажем, десять человек, мог поставить не более трех лучших исполнителей и должен был поставить по крайней мере одного человека на самый низкий уровень. Десять директоров оценили 50 лучших менеджеров на собраниях под председательством генерального директора. Премия за получение первого ранга была увеличена с 10 до 20 процентов. Менеджеры самого низкого ранга, которые раньше получали премию в размере 5 процентов, не получали ее вообще. Тех, кто постоянно занимал самый низкий уровень, попросили уйти.
Навыки перемен
Впереди была еще одна драма. После четырех месяцев разработки новой стратегии с десятью директорами генеральный директор понял, что только пятеро из них готовы к изменениям и имеют все необходимое, чтобы довести их до конца. Чтобы убедиться, что у его банка есть необходимые навыки для изменения своей практики и культуры, он заменил остальных пятерых новыми директорами, трое из которых были посторонними.
Тем временем 50 лучших менеджеров провели два дня в центре развития навыков, где оценивались их лидерские способности — например, в коучинге и принятии решений, — и каждый составлял личный план развития этих талантов. Компания начала оценивать работу своих людей не только по тому, «делают ли они цифры», но и по лидерскому измерению. Известно, что на одного менеджера, постоянно получавшего высокие премии, работать было чертовски трудно, и этот факт признавался новой схемой измерения: ему платили самую низкую сумму, соответствующую его должности. Эта новость, которая быстро распространилась по сарафанной лозе, подчеркнула, что лидерство действительно имеет значение.
Постоянные образцы для подражания
Планирование на основе диалога гарантировало, что лидеры на каждом уровне организации «поют с одного и того же песенного листа». Их встречи по планированию были громкими событиями, когда они сами начали моделировать новый тип поведения, который банк хотел, чтобы его сотрудники переняли. Энтузиазм генерального директора также побудил сотрудников вести себя по-другому. Он убедил их, что, хотя перемены потребуют много времени и их будет очень трудно добиться, его стремление улучшить жизнь всех, кто связан с банком, было искренним.
Оба сообщения сильно отразились на том, как он изменил свою исполнительную команду. Пять уходящих директоров ушли как раз в тот момент, когда начались самые разрушительные изменения, а работа оставшихся пяти стала еще более напряженной в течение шести месяцев, которые потребовались для поиска замены. Было бы намного меньше хаоса, если бы они искали их, оставив старую команду на месте — и в темноте, — но совесть генерального директора говорила ему не делать этого. Помимо того, что он показал другим менеджерам, что в программе изменений нет ничего мягкого, его подход продемонстрировал его честность и уважение к потребностям всех сотрудников банка, даже тех, кого он не хотел удерживать в долгосрочной перспективе. В таком крупномасштабном изменении поведения огромное значение имеют характер и честность лидера.
Исход
Банк, которому уже исполнилось два года в четырехлетнем графике улучшений, находится примерно на полпути к достижению своих целей по снижению отношения затрат к доходам и увеличению доходов и экономической прибыли. Это достижение является верным признаком того, что поведение во всем банке движется в намеченном направлении. Доказывает ли это, что мышление тоже меняется? Численных данных нет, но при ближайшем рассмотрении мы видим, что культура действительно развивалась. Банк — неудобное место для работы, но гораздо больше внимания уделяется производительности, функциональная разрозненность разрушается, и люди относятся к каждой задаче с гораздо большей срочностью. Небольшой, но показательный пример: среднее время ожидания в очереди в отделениях сократилось более чем на 30 процентов, в основном потому, что руководители отделений могут рассчитывать на то, что их сотрудники будут работать по более гибкой системе смен, максимально используя неполный рабочий день и временное прикрытие. Имиджеры тоже работают.
Нелегко и не просто улучшить работу компании с помощью комплексной программы, направленной на изменение поведения сотрудников путем изменения их мышления. Ни одна компания не должна пытаться сделать это, не исчерпав предварительно менее разрушительные альтернативы для достижения желаемого бизнес-результата. Иногда тактических ходов будет достаточно; иногда новые практики можно внедрить без полного переосмысления корпоративной культуры. Но если единственный способ для компании достичь более высокого уровня производительности — изменить образ мыслей и действий своих сотрудников, ей потребуется создать четыре условия для достижения устойчивых изменений.