Насколько работает мозг человека в процентах: Учёные против мифов: на сколько процентов работает мозг и зависит ли интеллект от числа извилин — 12 сентября 2017

Содержание

На сколько процентов работает мозг человека: 5 аргументов

На сколько процентов работает мозг человека: 5 аргументов, развенчивающих теорию о 10% + 3 фактора, которые влияют на процент интенсивности мозговой деятельности + 15 способов увеличить работоспособность нашего мозга.

Функционирование человеческого мозга овеяно множеством научных фактов, мифов и даже – анекдотов.

Но как же отделить правду от вымысла? Как понять, на сколько процентов работает мозг и какие резервы можно активировать, чтобы быть успешным человеком?

Попытаемся разобраться в вопросе и отделить научно доказанные факты от мифов. Это не только интересно, но и полезно, ведь позволит тренировать мозги, не перегружая их при этом.

На сколько процентов работает мозг человека? Неужели на 10%?

Если говорить о работе человеческого мозга, то есть один наиболее живучий миф: о 10 процентах. Именно сколько, мол, использует человек от своего потенциала.

Как научиться читать мысли: 4 упражнения

Давайте проанализируем, откуда эта легенда взялась и как ее опровергнуть.

1. Наиболее распространенный миф о том, на сколько процентов работает человеческий мозг.

Миф о том, что человеческие мозговые извилины работают всего на 10 процентов не относится к современности. Он упорно бытует еще с первой половины ХХ века.

Его авторство приписывают многим людям:

  1. Альберту Эйнштейну.

    Правда, мало кто объясняет, когда и при каких условиях ученый сделал столь спорное утверждение. Но, по-моему, за это следует благодарить интернет.

    Ведь он живет по своим правилам: любую красивую фразу приписывай Фаине Раневской, а псевдонаучную – Эйнштейну.

  2. Уильяму Джеймсу.

    Этот американский философ и психолог, посвятивший многочисленные исследования гениальности человека и уровню его IQ в своих трудах ничего подобного не писал.

    Зато ему эти самые злосчастные 10% приписал другой автор: Лоуэлл Томас. Зачем, спрашивается, так самовольничать?

  3. Уайлдеру Пенфилду.

    Этот американо-канадский нейробиолог практиковал операции на открытом мозге, а кроме того много исследовал этот загадочный человеческий орган.

    Наверное, именно поэтому посчитали, что он мог в одном из своих многочисленных научных трудов написать о том, что мозг работает на 10% и ни на процент больше.

В списке есть и другие менее известные фамилии.

Также существуют и иные теории, в которых утверждается, что работают мозговые извилины процентов эдак на 5. Другие ученые оказались более щедрые и отмерили человечеству 15%, а то и – 20%.

Но, как оказалось, сколько не дай, все мало. И красивая цифра в 10% победила в перечне теорий, несмотря на то, что ее давно опровергли.

2. Сколько процентов мозга работает у человека: опровержение мифа в 10%.

Развенчанием живучего мифа о 10%, на которые и работает человеческий мозг, занялся Барри Бейерштейн. Это канадский ученый-нейробиолог, который активно трудился в столь сложной сфере во второй половине ХХ века.

Он и сформировал убедительные аргументы о том, что на самом деле, человеческий мозг работает куда более интенсивнее, чем на 10%:


1.

Согласно современным научным данным, эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20 % всей энергии тела, при этом составляя лишь 2 % массы. Если бы 90 % были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того увеличенный череп повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга.

2.

Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.

3.

Локализация функций: вместо того чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.

4.

Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки.

5.

Нейронные заболевания: клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90 % мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

И пускай писатели-фантасты и создатели фантастических фильмов продолжают эксплуатировать теорию о 10%, вы должны понимать, что она – миф.

3. Зависит ли размер мозга человека от того, на сколько процентов он работает?

Долгое время считалось, что чем крупнее мозг человека, спрятанный под черепной коробкой, тем выше интеллектуальные возможности индивида.

Как бы не так. Умственные способности напрямую связаны с количеством нервных клеток, но, если мозги имеют большую массу, то это вовсе не означает, что человек – гений.

Средний размер мужского мозга в расцвете лет составляет от 1,3 до 1,4 кг, женского – на 100 грамм меньше.

Но вот, к примеру, знаменитый орган гениального Эйнштейна весил чуть больше 1 200 г, популярнейшего российского юриста А.Ф. Кони, трудами которого до сих пор зачитываются студенты юридических факультетов, – чуть больше 1 кг.

А вот Байрон и Тургенев имели содержимое черепа, что весит свыше 2 кг. Так неужели они гораздо гениальнее Эйнштейна?

Вот несколько других показателей для сравнения:




Личность

Профессия

Вес его мозга (в г)

1.

Кромвель

Политик

2 000

2.

Отто Бисмарк

Политик

1 807

3.

В.В. Маяковский

Писатель
1700

4.

Л.Д. Ландау

Ученый
1 580

5.

Мэрилин Монро

Актриса

1 422

6.

К.Э. Циолковский

Математик

1 372

7.

У. Уитмен

Писатель

1 282

Исследования, связывающие размер мозга с тем, на сколько процентов человек его использует, появились не на пустом месте, а благодаря изучениям умственных способностей неандертальцев, содержимое черепушки которых весило меньше 1 кг.

Но разве это значит, что первые люди не пользовались своими, пусть и небольшими мозговыми органами на все 100 %, чтобы выжить?

На сколько процентов работает мозг и что заставляет его работать лучше?

Вряд ли кто-то сможет точно ответить на заданный в названии статьи вопрос, потому что как измерять эту самую процентовку?

Да даже если бы удалось разработать формулу измерения, то пришлось бы учитывать не только особенности конкретного органа, но и условия, в которых проводится эксперимент.

1) Возможности человеческого мозга и процент его работы.

Вы знаете, что несмотря на множество проводимых исследований, до сих пор мозг человека остается наиболее изученной его частью.

Да что там говорить, если его до сих пор именуют то органом, то частью тела, то отделом нервной системы.

Ученые теряются во мнениях: одни говорят, что возможности человеческого мозга безграничны, ведь среднестатистический человек дает своим мозгам лишь малую часть возможных нагрузок. Другие же уверяют, что человек преимущественно использует мозг на 100%, хотя резервы у этого органа всегда есть.

Так на сколько же процентов мы используем свои мозги и какие существуют возможности для более продуктивной их работы?

На столько, на сколько сами того хотим.

В зависимости от настроения, сложности поручения, самочувствия, ситуации и прочих сопутствующих факторов, мы для решения какой-то задачи или полностью напрягаем мозги, используя их практически на 100%, или работаем в щадящем режиме.

Вот почему возможности мозга зависят не от его размера, и даже не от количества нервных клеток, а от того, насколько качественно мы его нагружаем.

Нагружаем больше – даем толчок к развитию и увеличиваем процент работы. Ленимся – значит это процент уменьшается, а мы начинаем соображать все хуже и хуже.

2) На сколько процентов работает человеческий мозг в разных условиях?

На то, на сколько процентов мы напрягаем наши мозговые извилины влияют многие факторы:

  1. Способности, данные нам от природы.

    Естественно, человек рождается с каким-то набором качеств и способностей, в том числе – и умственных.

    Вот почему одни дети в абсолютно одинаковых условиях развиваются быстрее, тогда как другие – гораздо медленнее. Но, уделите больше внимания менее способному ребенку, и он мигом догонит сверстников.

  2. Наличие умственных нагрузок.

    Американский ученый Мечернич неоднократно проводил эксперименты над обезьянами, заставляя их доставать бананы из труднодоступных мест.

    Компьютерные снимки показали, что пока мартышки напрягали мозговые извилины, пытаясь найти способ заполучить лакомство, площадь, отвечающая за выполнение этой конкретной задачи, увеличивалась.

    Как только они находили решение задачи, все возвращалось к исходнику. Вот почему напрягать мозги и увеличивать процент их работы нужно постоянно, а не время от времени.

  3. Экстремальная ситуация.

    Опрос жертв разнообразных катастроф показал, что в экстремальных ситуациях человек начинает соображать гораздо быстрее и, чтобы выжить, решает задачи, которые в комфортных условиях никогда бы не решил. Поэтому умеренные дозы адреналина даже полезны.

Интересный тест, который поможет Вам определить
на сколько процентов работает Ваш мозг.

Готовы? Тогда поехали:

Способы увеличения процентов работы человеческого мозга

Как вы уже поняли, наш мозговой трудится так интенсивно, как мы сами того хотим. Если постоянно нагружать его, если создавать ситуации, которые способствуют повышению умственной деятельности, то процент работоспособности будет постоянно высоким.

Ежели лениться, то придется тупеть и деградировать с каждым днем.

Вот способы заставить работать мозг на максимальное количество процентов:

  1. Многозадачность.

    Постарайтесь одновременно выполнять не одну, а несколько задач. Это позволит существенно увеличить мозговую активность.

  2. Тренировка памяти.

    Этого можно добиться как выполнением специальных упражнений, так и заучиванием рифмованных и прозаических текстов наизусть.

  3. Развитие внимательности.

    Приучите себя обращать внимание на детали интерьера помещений, уличного пейзажа, человеческой внешности и т.п.

  4. Читайте.

    Уделяйте книгам столько времени, сколько позволяет ваш график. Только читайте не макулатуру, которая вообще не требует мозговой работы, а качественную литературу.

  5. Постоянно обучайтесь чему-то новому.

    Не важно, на семинар по работе или курсы для души вы записались. Главное, что освоение новой информации работает на вас и ваш мозговой орган.

И еще несколько полезных советов, которые позволят на вопрос «Сколько процентов работает у вас мозга?» отвечать: «100%»:

  • высыпайтесь и отдыхайте;
  • питайтесь правильно – продуктами, которые нужны мозгам;
  • занимайтесь спортом;
  • совершайте прогулки на свежем воздухе;
  • откажитесь от вредных привычек;
  • чаще пишите ручкой по старинке, а не только набирайте текст на компьютере;
  • слушайте классическую музыку;
  • развивайте воображение при помощи творческой работы и приобщения к искусству;
  • смейтесь много и с удовольствием;
  • перестаньте «кормить» себя телевизионным и интернетовским мусором, а приучайтесь потреблять интеллектуальную «пищу».

Теперь вы знаете, что неправильно на вопрос «На сколько процентов работает мозг?» отвечать: «На 10%». Интенсивность мозговой деятельности зависит от нас самих и всегда есть возможность увеличить наши способности.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Кто умнее — левши или правши, и насколько мы используем свой мозг: преподаватели Мининского университета развенчали мифы о психологии

Преподаватели кафедры практической психологии Мининского университета провели онлайн урок-диспут на тему: «Психология как наука. Мифы о психологах и психологии»  с учениками психолого-педагогических классов Нижегородской области. В уроке приняли участие более 100 школьников 10 — 11 классов.

“Урок о мифах в психологии стал вторым в серии, которая стартовала в сентябре 2021 года. До конца текущего года преподаватели кафедры практической психологии и кафедры  общей и социальной педагогики проведут еще 2 урока для учеников психолого-педагогических классов. А с января 2022 года к  такому формату взаимодействия присоединятся кафедры других факультетов Мининского университета, — рассказала Александра Толстенева, и. о. проректора по учебно-методической деятельности Мининского университета, доктор педагогических наук, профессор. — Цель таких уроков — показать школьникам, насколько педагогическая профессия многогранна и интересна. Проект позволит талантливой молодежи через раннюю профориентацию осознанно выбирать профессию педагога”.

Ранее и.о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков пояснял, что классы психолого-педагогической направленности создаются по поручению Министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова. До конца 2024 года всего в стране планируется открыть 5 000 таких классов, из которых 85 — в Нижегородской области. Мининский университет выступает в роли регионального координатора проекта.

Спикерами мероприятия выступили преподаватели кафедры практической психологии Мининского университета: Кочнева Елена Михайловна, к.пс.н., доцент; Куимова Наталья Николаевна, к.пс.н., доцент; Морозова Людмила Борисовна, к.пс.н.,  доцент; Мамонова Елена Борисовна, к. пс.н., доцент; Сидорина Елена Валерьевна, ст.преподаватель. Среди самых распространенных мифов о психологии они назвали следующие:

Миф: Психолог, психиатр и психотерапевт — разные названия одной профессии. Реальность: Психолог — это человек, имеющий высшее психологическое образование. Он работает с “нормой”, то есть с людьми, не имеющими расстройств и заболеваний  психики, а столкнувшимися с личностными проблемами. Психиатр и психотерапевт — это врачи, имеющие право ставить диагноз и выписывать лекарственные средства. Между собой они отличаются спецификой расстройств, которые лечат. Психиатр занят, главным образом, психозами — расстройствами психики с бредом и галлюцинациями, в то время как психотерапевт специализируется на неврозах — фобиях, панических атаках, неврастении и пр.

Миф: Психолог видит насквозь и может манипулировать людьми. Реальность: Психолог — это человек, который в силу профессиональной деятельности знает, как определить, какой перед ним человек, следит за тем, чтобы точно выразить мысль, правильно подать информацию.

Миф: Психолог не нужен, если есть друг. Реальность: Поделиться ситуацией с другом — вариант, который  поможет облегчить переживания, но разрешить проблему профессионально сможет психолог. Разница в том, что друг дает совет, основываясь на собственном жизненном опыте,  а психолог создает ситуацию, в которой человек приходит к собственному решению проблемы. Психолог поможет найти смысл жизни, выбрать профессию, найти общий язык с людьми, преодолеть кризис, победить страх, подготовиться к изменениям и т.д.

Миф: К психологам ходят ненормальные. Реальность: Любой человек может оказаться в ситуации, когда ему нужен взгляд и помощь со стороны. И лучше, если эта помощь будет профессиональной.

Миф: Психолог скажет, что нужно делать. Реальность: Каждый человек — уникален, и то решение, которое подойдет одному, в аналогичной ситуации для другого человека может оказаться неправильным или даже вредным. Поэтому психолог не скажет, как “поступить правильно”, а поможет создать условия для принятия собственного решения.

Миф: Всего леворукие — творческие люди. Реальность: Опубликованные на сегодняшний день исследования не позволяют с уверенностью сказать, что левши в чем-то явно талантливее правшей. При этом мы утверждаем, что развивать нужно оба полушария головного мозга, тогда его развитие будет более качественным  и в математике, и в художественных дисциплинах.

Миф: Любого врунишку можно вычислить по языку тела. Реальность: С большой вероятностью это можно сделать только в ситуации эмоциональной раскрепощенности — человека выдадут бессознательные движения глаз, скорость речи,  противоречивая мимика и т.д. В ситуации эмоциональной включенности, когда человек контролирует себя и сознательно говорит неправду, достоверно определить ложь представляется маловозможным. 

Миф: Человек использует мозг на 10%.   Реальность: Миф появился благодаря Уильяму Джеймсу, точнее неверному толкованию его слов. “Мы используем лишь малую часть наших возможных умственных и физических ресурсов», — так звучат слова ученого в оригинале по результатам исследования “одаренного ребенка” в конце 19 века. Тогда американский ученый вряд ли мог предположить, с каким объемом информации придется столкнуться человеку в 21 веке. Сейчас мы явно используем свой интеллектуальный потенциал больше, чем люди прошлого. Измерять мозговую деятельность в процентах теперь не актуально, а вот говорить о том, что наш мозг меняется — вполне. Современная нейропсихология утверждает, что у людей атрофируется дефолт — система — участок мозга, ответственный за мышление и социальные функции.  

Миф: Классическая музыка повышает производительность. Реальность: Если вы предпочитаете творчество группы Металлика, то при выполнении какой-либо задачи классические произведения Моцарта и Баха вас будут только раздражать, что точно не добавит эффективности работе. В то время как человек, из музыки  предпочитающий тишину, не сможет работать под симфонию Шостаковича.  В данном контексте производительность зависит от индивидуальных предпочтений.

Увеличьте мощность своего мозга с помощью правильного питания

Мы уже много десятилетий знаем, как выбор еды и напитков влияет на наше сердце, печень и другие части нашего тела. Теперь мы видим, что то же самое относится и к мозгу.


Исследования показывают, что здоровое питание улучшает работу мозга и сохраняет его функции. Это имеет смысл — мы знаем, что выбор диеты влияет на уровень сахара в крови, артериальное давление и уровень холестерина. Когда любой из этих уровней выключен, это может быть плохо для мозга и увеличивать риск инсульта, слабоумия и снижения когнитивных функций.

Многие люди спрашивают, есть ли какая-то особая диета или особые продукты, которые они должны есть, чтобы увеличить силу мозга. Трудно точно сказать, какая диета лучше всего подходит для мозга, но теперь у нас есть некоторые подсказки благодаря исследованиям средиземноморской диеты, диеты DASH (диетические подходы к остановке гипертонии) и диеты MIND (средиземноморская диета DASH для лечения нейродегенеративной задержки).


Все эти диеты имеют общие факторы: полезные жиры такие как орехи и жирная рыба, ограничение насыщенных жиров , такие как сливочное и кокосовое масла, большое количество фруктов и овощей, цельнозерновые продукты с высоким содержанием клетчатки и бобовые , а также очень небольшое количество обработанных и сладких пищевых продуктов , таких как фаст-фуд, чипсы, выпечка и сладкие напитки.

Давайте посмотрим, как различные питательные вещества влияют на мозг.

Жиры

Ладно, никаких шуток про «толстые головы». Знаете ли вы, что до 70 процентов нашего мозга состоит из жира? Жир очень важен для правильной работы мозга, но это должен быть правильный вид жира. Нам нужно получать достаточно омега-3-жирных кислот, потому что это основные строительные блоки нашего мозга, и они важны для обучения и памяти. Это одна из причин того, что витамины для беременных женщин содержат ДГК (докозагексаеновую кислоту), тип омега-3, который также содержится в больших количествах в жирной рыбе, такой как лосось и сардины. Другой тип омега-3 можно получить из таких растений, как молотые семена льна, чиа и грецкие орехи.


Жиры, которых следует избегать в больших количествах, — это насыщенные жиры, такие как сливочное масло, жирное мясо, цельножирные молочные продукты и кокосовое масло. Нам нужно немного, но большинство американцев едят слишком много.

Худшие жиры — это частично гидрогенизированные жиры, такие как трансжиры, которые до сих пор содержатся в некоторых продуктах. Также старайтесь избегать моно- и диглицеридов. Эти жиры заменили трансжиры в коммерческих смесях для тортов, глазури и других продуктах. Также хорошо избегать любой жареной пищи, потому что эти жиры со временем окисляются и могут повредить наши клетки.

Белки

Белки являются важными строительными блоками для нейротрансмиттеров, которые посылают сообщения по всему мозгу. Большинство исследований до сих пор указывают на рыбу, птицу, яйца и растительные белки, такие как бобовые и орехи, как на самые полезные источники.


Яйца имеют плохую репутацию из-за содержания холестерина, но новейшие исследования показывают, что яйца полезны для большинства людей. На самом деле яйца являются богатым источником холина, который важен для работы мозга и особенно важен во время беременности. Вы также можете найти холин в арахисе, фасоли, цветной капусте и шпинате.

Углеводы

Углеводы — это крахмалы и сахара, которые обеспечивают большую часть топлива для нашего тела, включая наш мозг. Большое значение имеет тип и качество потребляемых углеводов. Сосредоточьтесь на сложных углеводах, то есть на углеводах с высоким содержанием клетчатки и в их натуральной форме — подумайте о 100-процентном цельном зерне, бобах, фруктах и ​​овощах. Они богаты витаминами, минералами и антиоксидантами. Эти питательные вещества не только подпитывают мозг, но и защищают клетки мозга от повреждения свободными радикалами, выделяемыми в результате загрязнения окружающей среды, стресса и просто жизни. Сложные углеводы перевариваются дольше, поэтому они обеспечивают более стабильный источник топлива для мозга по сравнению с простыми углеводами, такими как конфеты, печенье и подслащенные напитки.


Еще одно замечание об углеводах: в более полезных углеводах много клетчатки. Клетчатка питает полезные кишечные бактерии, которые, по-видимому, также играют роль в функционировании мозга. Есть много новых исследований о связи кишечника и мозга и о том, как наш микробиом влияет на наш «второй мозг» в желудочно-кишечном тракте.

Проверьте свой режим питания

Получение пользы для здоровья мозга от здорового питания очень похоже на подготовку к марафону. Один-два дня здорового питания не компенсируют несколько недель неправильного выбора. Преимущества приходят со временем, и никогда не поздно начать.


Следует помнить, что речь идет не только о том, чтобы съесть один или два так называемых суперпродукта для улучшения работы мозга. Это весь пакет. Самое важное, на что следует обратить внимание, — это ваш «диетический режим» — большинство продуктов, которые вы едите большую часть времени. Вы едите фаст-фуд четыре или пять раз в неделю? Вы едите фрукты и овощи в большинстве приемов пищи? Вы готовите дома, но полагаетесь на обработанные смеси для еды? Вот некоторые из вопросов, которые следует задать себе при оценке того, как вы сейчас питаетесь и что вы можете изменить для оптимального здоровья мозга.

Лиз Вейнанди — зарегистрированный диетолог в службе питания Медицинского центра Векснера Университета штата Огайо.

Развенчайте это: Люди помнят 10 процентов того, что они читают 03

Реклама

Обучение бесконечно сложно. Я утверждаю, что это намного сложнее, чем ракетостроение. Человеческое познание представляет собой смесь множества систем и запутанных взаимосвязей. Даже современные нейробиологи изо всех сил пытаются полностью составить карту нашей когнитивной архитектуры.

Как сказал Джеймс Д. Уотсон: «Мозг — это последний и величайший биологический рубеж, самая сложная вещь, которую мы когда-либо открывали в нашей Вселенной. Он содержит сотни миллиардов клеток, связанных между собой триллионами соединений. Мозг затмевает разум».

К счастью, мудрость передавалась сквозь века, от Аристотеля к Плинию Старшему, к Софоклу, к Конфуцию и так далее. Какой процент информации мы сохраняем? Эту мудрость лучше всего можно выразить словами: люди помнят:

  • 10 процентов от того, что они ПРОЧИТАЛИ
  • 20 процентов того, что они слышат
  • 30 процентов того, что они ВИДЯТ
  • 50 процентов того, что они ВИДЯТ и СЛЫШУТ
  • 70 процентов того, что они ГОВОРЯТ и ПИШУТ
  • 90 процентов того, что они ДЕЛАЮТ.

Это мудрость, которую мы, как профессионалы в области обучения, должны интегрировать в наши учебные планы. К сожалению, сложности пугают. Здесь я попытаюсь устранить неоднозначность рекомендаций, основываясь на современном понимании науки о мозге.
Конус опыта

Во-первых, полезно вернуться к элегантным рекомендациям Эдгара Дейла, основанным на визуальной метафоре конуса. Дейл, работавший в 1940-х годах, предвосхитил открытия нейронауки за десятилетия до того, как методы функциональной магнитной визуализации сделали возможным изучение мозга.

Обратите внимание, что на конусе видны четкие рекомендации. Если мы хотим, чтобы наши учащиеся учились больше всего в долгосрочной перспективе, мы должны попросить их «разработать/выполнить презентацию». Или, говоря более кратко, они должны «делать настоящую вещь». Хотя поначалу это может показаться запутанным, его мудрость неоспорима.

Специалисты по обучению также должны помогать людям «говорить и писать», приглашая их «участвовать в практических семинарах». Опять же, если это кажется запутанным, игнорируйте свой скептицизм и примите мудрость, потому что нейробиологи просто умнее нас с вами. Наконец, примечание об аудиовизуальном контенте: гораздо полезнее «смотреть демонстрацию», а не «видео», особенно если в этих видео есть милые коты. Кажется, Эдгар Дейл даже предвосхитил YouTube.

Действительно, многие считают, что Дейл и его методы обучения были просто потрясающими. Некоторые даже говорили, что он был перевоплощенным Буддой. Но я отвлекся…

Дзэн обучения

Реклама

Знаете ли вы, что если кто-то упоминает научное словоблудие, вы, скорее всего, ему поверите? Да, есть даже исследования по этому поводу!

Позвольте мне сказать вам правду: почти все, что я написал в этом посте до этого момента, — ложь! Сотри это из своего разума. К сожалению, приведенная выше информация регулярно передается в поле обучения — как если бы это была непреложная истина древних или неопровержимая истина последних достижений нейронауки.

Если вы обнаружили, что верите, читая приведенные выше слова в этом сообщении блога, вы не одиноки. Большинство из нас, кажется, лохи для такого рода дезинформации.

В серии статей в последнем выпуске журнала Educational Technology я и трое моих коллег исследовали, как эта дезинформация передавалась с течением времени. Вы можете прочитать полный обзор исследовательских статей в моем блоге, но позвольте мне кратко изложить результаты здесь:

Нет никаких научных доказательств, подтверждающих процент запоминания чисел. В самом деле, любой, кто хоть что-то знает об исследованиях, знает, что результаты округления до чисел, оканчивающихся на ноль или пять, просто не заслуживают доверия. Что еще более важно, цифры прямо противоречат большей части того, что реальные научные исследования говорят нам об обучении.

Люди не обязательно запоминают больше услышанного, чем прочитанного. Они не обязательно помнят больше того, что видят и слышат, чем то, что видят. Цифры ерунда, и порядок потенции тоже неверен. Действительно, фактические исследования человеческого обучения показывают, что люди сильно различаются по объему своей памяти.

Мои сотрудники — и я должен сказать, что другие проделали большую часть исторической беготни — нашли первое упоминание о процентах запоминающих чисел в 1914 и 1922 годах. приводилось исследование. Это действительно довольно увлекательный пример того, как дезинформация передается от человека к человеку, от публикации к публикации. Действительно, мы нашли по крайней мере восемь публикаций, которые обычно цитируются как место, где исследования процентных соотношений можно рассматривать в их элементарной форме. Ни в НИ ОДНОЙ из этих публикаций не было описано ни одного исследования!

Реклама

Эдгар Дейл создал конус, но на нем не было цифр. Смотрите изображение из оригинальной версии из его книги.

Не менее важно и то, что Дейл не предполагал, что его конус, также называемый пирамидой обучения, будет предписывающим. То есть он не хотел, чтобы мы использовали его конус для принятия учебных решений. Он создал свой конус как описательную модель, пытаясь уловить то, на что был похож ландшафт обучения в 1946 году.

Что вы можете сделать

Самое важное, что мы можем сделать как профессионалы, — это относиться скептически, когда сталкиваемся с «исследованиями» или доказательствами. Со здоровой дозой скептицизма мы с меньшей вероятностью заразимся дезинформацией. Кроме того, мы должны отстаивать профессионализм в своей области, мягко противодействуя ложной информации и тем, кто ее распространяет.

Загляните в The Debunker Club, чтобы взять на себя такое обязательство.

Примечание редактора: источник изображений Dale Cone of Experience: http://www.willatworklearning.com/myths_and_worse.

Ознакомьтесь с похожими статьями: Правила мозга: что наука говорит о том, как мы учимся

Первоначально эта статья была опубликована в марте 2015 г. Thalheimer

Уилл Талхаймер — эксперт в области обучения, исследователь, разработчик учебных программ, бизнес-стратег, оратор и писатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *