Научные фундаментальные и прикладные исследования: Прикладные и фундаментальные науки

Фундаментальные и прикладные исследования — Психологос

Фундаментальная наука — это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей.

Естествознание — пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний. См.→

Прикладная наука — это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлет­ворения частных или общественных потребностей. См.→

Взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук

Все разное

​​​​​​​У фундаментальной и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность.

У каждой из них свои критерии качества, свои прие­мы и методология, свое понимание функций ученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, свой мир и своя субкультура.

Сколько дает практике фундаментальная наука?

Фундаментальная и прикладная науки — два совершенно разных типа деятельности. Вначале, а это происходило в античные времена, расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике.

Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы, в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия.

Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощает менее 1% открытий, сделанных в чистой науке.

В 1980-е годы американцы провели оценочное исследование (цель таких исследование — оценка практической значимости научных разработок, их эффективности).

Более 8 лет дюжина исследовательских групп анализировали 700 технологических инноваций в системе вооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% — достижения в сфере науки. Причем из них лишь у 0,3% источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований. (Подробнее см.: http://science.ng.ru/printed/polemics/2000-04-19/3_status.html).

Сходятся или расходятся?

В разное время фундаментальная и прикладная наука то сближаются, то расходятся.

Что касается прикладной социологии, например, то, как считает Г. Маукш (Mauksch H.O. Teaching applied sociology: opportunities and obstacles // Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. — San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983.р.312-313.), в начале ХХ века обучение прикладной социологии обстояло лучше, чем в конце. Тогда академическая социология, благодаря неразвитости или неизощренности ее методолого-методического аппарата, не была строго отграничена от прикладной.

То и другое именовалось социальными исследованиями. Но постепенно разрыв между двумя ветвями социологии увеличивался. Отчуждение нарастало по мере того, как академическая сфера пользовалась все большим, а прикладная все меньшим престижем. Однако в 70-е годы наметился поворот, многие академические социологи активно занялись прикладными проектами и начали обучать прикладной социологии своих студентов. Если раньше на прикладную социологию смотрели как на временную карьеру, то теперь — как на постоянное и перспективное занятие.

Полезные ссылки

  • www.socio.msu.ru

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | это… Что такое ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?

    ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс — получение нового знания как основа научной профессии — в обоих типах исследований протекает одинаково.

    Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).

    Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления науки как профессии, характеризующейся единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания. Более того, различия в организации знания в этих типах исследования не создают принципиальных препятствий для взаимного интеллектуального обогащения обеих исследовательских сфер. Организация деятельности и знания в фундаментальных исследованиях задается системой и механизмами научной дисциплины, действие которых направлено на максимальную интенсификацию исследовательского процесса. Важнейшим средством при этом выступает оперативное привлечение всего сообщества к экспертизе каждого нового результата исследований, претендующего на включение в корпус научного знания. Коммуникационные механизмы дисциплины позволяют включать в такого рода экспертизу новые результаты независимо от того, в каких исследованиях эти результаты получены. При этом значительная часть научных результатов, вошедших в корпус знания фундаментальных дисциплин, была получена в ходе прикладных исследований.

    Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое развитие которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к кон. 19 в. и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Перед 1-й мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (прежде всего военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития. К сер. 20 в. они постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления.

    Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования. Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т п.

).

    Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов (в частности, научной критики как основного двигателя научного познания).

    Поиск целей исследований опирается на систему научно-технического прогнозирования, которая дает информацию о раз

    витии рынка, формировании потребностей, а тем самым и о перспективности тех или иных инноваций. Система научнотехнической информации снабжает прикладные исследования сведениями как о достижениях в различных областях фундаментальной науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензионного уровня.

    Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные и др. науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей. Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития. См. также ст. Наука.

    Э. М. Мирский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Сравнение фундаментальных и прикладных исследований — 1668 слов

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные и прикладные исследования
  2. Различия между фундаментальными и прикладными исследованиями
  3. Сходства между фундаментальными и прикладными исследованиями
  4. Прикладные исследования в контексте D.B.A.
  5. Литература

Фундаментальные и прикладные исследования

Фундаментальные исследования и прикладные исследования — виды анализов, различающиеся по своей социокультурной направленности, по форме организации и трансляции знаний, по способам взаимодействия исследователей и ученых ‘ участия. Как элементы бизнес-исследований, эти два подхода различаются по своей цели и контексту. Фундаментальные исследования направлены на создание теоретических концепций и моделей, чтобы продемонстрировать неочевидную практическую применимость. Общая задача этого типа исследований состоит в том, чтобы понять законы, управляющие поведением и взаимодействием основных структур природы, общества и разума.

Эти законы и структуры изучаются в чистом виде независимо от их возможного использования; поэтому такие исследования часто называют чистыми, а также относят к базовым. В области бизнеса теоретические исследования сосредоточены на анализе и понимании различных процессов управления и бизнеса и их влияния на организационную эффективность и решение проблем (Saunders et al., 2012). Он вносит свой вклад в базу знаний, которая в дальнейшем используется при обучении и подготовке практически всех специалистов, работающих в бизнес-секторе. Теоретические исследования отмечены как характеристика академической науки, поскольку они используются преимущественно в университетах и ​​академиях, но их исследования могут быть использованы в конкретных деловых ситуациях. Например, результаты успешных фундаментальных исследований могут быть применены внутри организации для получения материальных выгод.

Прикладные исследования являются разделом фундаментальной науки и рассматриваются как самостоятельная дисциплина, предназначенная для достижения значительных результатов в поиске практических решений конкретных экономических, технических или социальных проблем. Он направлен на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, полученные в ходе прикладных исследований, ориентированы на их прямое использование в других областях исследований, таких как бизнес, технологии, экономика и социальное управление (Bell et al., 2018). Поэтому в конечном итоге ученые получают проекты, программы и рекомендации по созданию инноваций и усовершенствований.

Согласно Sekaran and Bougie (2016), менеджеры обычно проводят прикладные исследования, чтобы найти своевременные и подходящие решения проблем, возникающих в их рабочей обстановке. Этот тип исследования часто используется для принятия корректирующих мер. Например, считается, что менеджеры крупного ритейлера имеют низкий спрос на новый продукт, поэтому им может потребоваться определить причины этого, чтобы внести необходимые изменения. Другими словами, ближайшей задачей любой исследовательской группы или организации является обеспечение конкурентного преимущества той организационной структуре, для которой проводится исследование. Более того, эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и организации всего исследовательского процесса. Он включает в себя выбор проблем, состав исследовательских групп и ограничение внешних коммуникаций.

Различия между фундаментальными и прикладными исследованиями

На первый взгляд, различия между теоретическими и прикладными исследованиями и соответствующими науками довольно просты. Теоретический анализ связан с изучением новых явлений, эффектов и процессов, а также с открытием новых закономерностей, управляющих этими явлениями (Sekaran & Bougie, 2016). Прикладные исследования используют результаты фундаментальных исследований для достижения индивидуальных интересов. Первые занимаются чисто теоретическими и абстрактными исследованиями и не заботятся о том, насколько полезны их результаты. Последние заинтересованы только в практическом применении законов, принципов и эффектов, открытых значимыми отраслями науки, и не ставят перед собой никаких теоретических задач.

Еще одно различие заключается в основных потребителях результатов исследования. Фундаментальные исследования обычно проводятся в университетах, что требуется академической программой. Основным получателем таких исследовательских проектов является академическое сообщество. Это основная причина, по которой ученые относительно пренебрегают практическим применением результатов. Исследователь имеет возможность самостоятельно выбирать тему и ставить цели, а временные рамки обычно гибкие (Saunders et al., 2012). Напротив, прикладные исследования обычно проводятся в рамках отдельного предприятия или организации, чтобы определить соответствующие действия. В этом случае исследователю предписывается работать над темой, согласованной с автором, в то время как временные рамки фиксированы.

Фундаментальные исследования опережают в своем развитии прикладные исследования, создавая для них теоретическую основу. Фундаментальные исследования составляют лишь небольшую часть от общего объема научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования имеют различные методы и предметы изучения. Например, в теоретических исследованиях используются методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции и др. В то же время в прикладных исследованиях используются более сложные методы, такие как тестирование, анализ существующих данных и изучение результатов теоретических исследований (McAvoy & Butler, 2018). Каждый из них имеет свои критерии качества, понимание функций ученого, историю и даже свою идеологию. Фундаментальные исследования касались исключительно приращения новых знаний и применялись только с применением проверенных фактов.

Различие между фундаментальными и прикладными исследованиями можно увидеть в тех концепциях, законах и теориях, которые они стремятся установить. Основной разрыв между прикладными и фундаментальными исследованиями состоит в том, что первые связаны с интересами людей, а вторые изучают объективные законы, существующие независимо от воли, желания и целей человека. Поскольку целенаправленная деятельность связана с целями, прикладное исследование можно охарактеризовать как исследовательский инструмент, в котором существенную роль играет субъективный фактор (Bell et al., 2018). Прикладные исследования сосредоточены на задаче поиска методов достижения изначально поставленных целей. Поэтому субъективная оценка процесса и его результатов является важнейшим элементом прикладного исследования. Наоборот, фундаментальные исследования устроены таким образом, чтобы исключить любую субъективность из их методологии. В фундаментальных науках исследователи применяют имеющиеся знания для исследования законов внешнего мира совершенно независимо от конкретных исследовательских задач и практических целей.

Поскольку наука является одной из развитых форм целесообразной деятельности, всегда ставятся цели как фундаментальных, так и прикладных исследований. Однако характер преследуемых целей совершенно иной. Если целью прикладных исследований является поиск конкретных закономерностей, на основе которых можно было бы эффективно решать практические задачи, то фундаментальные исследования предпринимаются для решения теоретических задач (Ми, 2016). Эти проблемы могут возникнуть, например, в результате обнаружения несоответствия старой теории вновь открывшимся эмпирическим фактам.

Сходства между фундаментальными и прикладными исследованиями

Несмотря на то, что фундаментальные исследования и их методы в основном являются теоретическими исследованиями, их можно использовать для решения прикладных задач. Оба вида исследований, независимо от их различий, выполняют две схожие функции. Фундаментальные и прикладные исследования призваны подготовить анализ каких-либо ситуаций или явлений и дать прогноз их развития. Уровни анализа и прогнозирования, как видно, разные. Однако продуктом как фундаментальных, так и прикладных исследований должны быть какие-то рекомендации (Saunders et al., 2012). Суждения, вытекающие из прикладных исследований, являются инструментальными, поскольку они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые инструкции или советы. Тем не менее, оба варианта исследования часто предпринимаются с научной точки зрения, чтобы оставить за собой возможность применить их оба для решения текущей проблемы.

Прикладные исследования в контексте D.B.A.

A D.B.A. является профессиональной докторской степенью с упором на теоретические знания и их использование в деловой практике. В основном, D.B.A. Кандидат ориентирован на вклад в практику управления и разницу в отрасли. D.B.A. Программа отличается от других бизнес-программ, прежде всего, практической направленностью и академическим характером фундаментального образования (Престон, 2014). D.B.A. программа предполагает приобретение дополнительных знаний и навыков в области прикладных экономических дисциплин. Студенты программы досконально изучают и анализируют наиболее актуальные проблемы бизнеса, стратегического управления, новейшие методы стратегического управления, особенности инновационного управления, применение И.Т. технологии и международный бизнес. Студенты усваивают значительный объем информации самостоятельно. Как правило, форма обучения – заочная, но студент может выбрать для себя более удобный вид обучения. Преподаватели в основном бизнесмены, авторы известных книг, светила бизнес-преподавания, бизнес-ученые.

Эта программа предлагает значительную часть практических исследований, в отличие от многих чисто академических программ, и в процессе обучения часто участвуют люди с опытом работы, которые имеют представление об эффективных методах исследования и дальнейшем применении полученных знаний. Одним из направлений прикладных исследований в этой программе является долгосрочное исследование продолжительностью около трех лет, позволяющее отслеживать экономические процессы в динамике, проверять гипотезы в различных условиях и реализовывать результаты. Обучаемые ориентируются на углубленные исследования в какой-либо области управления бизнесом, а исследовательский проект каждого студента является результатом обучения по программе (Banerjee & Morley, 2013). Основными целями прикладных исследований по данной программе являются выявление проблемных полей и особенностей управления в условиях глобализации и международного взаимодействия экономических систем.

Кроме того, для повышения научной базы управленческих решений студентов применяются различные современные практики и методы, проверенные на практике, с целью совершенствования их исследовательских навыков и знаний инструментов управления. Согласно Banerjee and Morley (2013), прикладные исследования в рамках этой программы проводятся людьми в различных условиях, включая организации и университеты, для последующего использования в их собственных компаниях или компаниях работодателя.

Кроме того, ведущие менеджеры и директора обычно поручают своим подопечным участвовать в этой программе, поэтому цели обучения согласовываются с инициатором. В отличие от академических программ, D.B.A. имеет жесткие временные рамки, так как студент часто имеет конкретный практический смысл приложения. В этом случае модель рациональных наук решает задачи улучшения понимания конкретных деловых или управленческих проблем, возникающих в повседневной работе. Студенты также сосредоточены на получении результатов исследований, чтобы найти правильное решение проблемы (Saunders et al., 2012). Программа также включает в себя новые знания, ограниченные решением проблем, поскольку при практическом обучении менеджеру не нужно приобретать обширные теоретические знания в области экономики.

Ссылки

Банерджи, С., и Морли, К. (2013). Профессиональные докторские степени в области управления: на пути к основанному на практике подходу к докторантуре. Академия управления обучением и образованием. 12 (2) 173-193. Веб.

Белл, Э., Брайман, А. , и Харли, Б. (2018). Методы бизнес-исследований . Издательство Оксфордского университета.

МакЭвой, Дж., и Батлер, Т. (2018). Метод критического реализма для прикладных бизнес-исследований. Журнал критического реализма, 17 (2), 160–175.

Ми, Т. (2016). Фундаментальные исследования и прикладные исследования определения и различия видео и расшифровка стенограммы урока . Ютуб. Веб.

Престон, Дж. К. (2014). Онлайн-программы докторантуры: могут ли они подготовить ученых и лидеров бизнеса, необходимых в 21 веке? International Journal of Leadership and Change, 2 (1), статья 5. Интернет.

Сондерс, М., Льюис, П. и Торнхилл, А. (2012). Методы исследования для студентов бизнес-школ (6 -е изд.). Пирсон Эдьюкейшн Лимитед.

Секаран, У., и Буги, Р. (2016). Методы исследования для бизнеса: подход к развитию навыков . Джон Уайли и сыновья.

Ошибочный выбор между фундаментальными и прикладными исследованиями

Элвин Пауэлл, штатный писатель Гарварда | Контакт для прессы

FacebookTwitterEmailLinkedIn

Бывший декан SEAS Венкатеш Нараянамурти стал соавтором новой книги, в которой утверждает, что давнее разделение между фундаментальными и прикладными науками не только финансово и хронологически расточительно, но и вредно для научного прогресса. Джон Чейз/штатный фотограф Гарварда

Новый призыв к отмене концепции «прикладных исследований» исходит от неожиданного источника: декана-основателя Гарвардской школы инженерии и прикладных наук Джона А. Полсона (SEAS).

Прежде чем инженеры возьмутся за оружие, они должны знать, что он также хочет исключить «фундаментальные исследования».

Венкатеш Нараянамурти, профессор технологий и государственной политики Бенджамина Пирса и член правления Белферовского центра науки и международных отношений, ушел с поста декана SEAS в 2008 году, но он никогда не переставал думать о том, как сгладить путь, который ведет к открытию. И у него резкое мнение о традиционном разделении между фундаментальной и прикладной наукой, описывая его как не только искусственное, но и дорогостоящее и вредное для научного прогресса.

Сегодня ставки настолько высоки — глобальные проблемы, такие как изменение климата, требуют технологических решений — что мы не можем позволить себе систему, которая замедляет прогресс, — сказал Нараянамурти. Вместо этого он предлагает рассматривать, организовывать и финансировать науку как цикл, который движется от открытия к изобретению и обратно, как модель, которая разрушает дисциплинарные стены и поощряет сотрудничество и которая, как он утверждает, оказалась успешной в некоторых ведущих национальных организациях. научные учреждения.

Нараянамурти и соавтор Толу Одумосу, бывший научный сотрудник Белферовского центра науки, технологий и государственной политики, а ныне доцент инженерной школы Университета Вирджинии, представляют свои аргументы в недавней книге «Циклы Изобретение и открытие». В нем они говорят, что традиционная модель, отделяющая фундаментальные или «чистые» исследования от прикладных исследований, ошибочна, поскольку предполагает линейную связь между ними, которая не всегда существует.

Согласно традиционной модели, научные открытия, возникающие в результате фундаментальных исследований, делаются первыми, затем инженеры и ученые-прикладники приступают к работе, в конечном итоге изобретая изобретения, которые применяют эти новые знания полезными способами.

Проблема, сказал Нараянамурти, в том, что открытие идет в обоих направлениях. Изобретения основаны на научных знаниях, а ученые получают представление о новых устройствах и приложениях.

«Это очень нелинейно, потому что они должны питаться друг другом», — сказал он.

Нараянамурти сказал, что история на его стороне. Некоторые из самых важных мировых изобретений были сделаны не учеными-основателями и учеными-прикладниками, работавшими последовательно изолированно, а учеными, которые объединились, обмениваясь идеями и знаниями и даже иногда меняясь ролями.

Этот совместный подход, ориентированный на результат, необходим сегодня во многих областях, но особенно в исследованиях в области энергетики и биологических наук, где потребность в инновациях высока, а разделение фундаментальных и прикладных задач остается сильным, влияя не только на финансирование, но и на организацию работы. — сказал Нараянамурти.

В своей книге Нараянамурти и Одумосу называют статус-кво «неустойчивым и неприемлемым» и говорят, что когда дело доходит до терминов «базовый» и «прикладной», «наша цель — ускорить их упадок».

В книге традиционная модель прослеживается до лет после Второй мировой войны, когда правительство стремилось организовать научную деятельность страны. Дихотомия рассматривалась как способ оградить фундаментальные исследования от практической привлекательности прикладной работы.

Однако Нараянамурти и Одумосу писали, что не случайно некоторые из самых продуктивных исследовательских организаций в истории выступили против этой тенденции, приняв фокус миссии и объединив людей с разносторонним опытом для ее выполнения.

Лаборатории Белла, где Нараянамурти работал с 1968 по 1987 год, были местом многих важных открытий, таких как разработка транзистора в 1947 году, который заложил основу современной электроники. Он приписывает легендарным достижениям Bell Labs, получившим восемь Нобелевских премий, ориентированную на миссию организационную структуру, размытые границы между дисциплинами, талантливый персонал, достаточные ресурсы и лидерство, которое не только могло управлять людьми, но и обладало достаточными техническими знаниями, чтобы понять их работу и руководить их проектами, сказал он.

Нараянамурти и Одумосу также приводят два текущих примера: инженерная школа Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, где Нараянамурти был деканом до прихода в Гарвард и которая приобрела известность всего за несколько десятилетий, и исследовательский центр Джанелия Медицинского института Говарда Хьюза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *